Ответы к посту
УПК
15

Ответ на пост «УПК»

Вот, вспомнилось про УПК.

Так вышло, что в 9-м классе я пошел в УПК на токаря. Хотя и знал, что как Изя из анекдота про евреев, работать на станке - это вообще не для меня. В итоге:

1. Я запихал в станок длинный пруток со стороны передней бабки, вообще не закрепил его и включил. Полетевшие по всему учебному участку резцы и прочие прибамбасы, которые лежали на полочке возле станка, салютовали о том, что станку на какое-то время пришел пипец. Все школьники быстренько разбежались и прикрылись ветошью, благо у мастера хватило ума подкрасться и дернуть за рычаг остановки. После этого точить мне не позволяли, а поставили центровать.

2. На центровке было очень скучно и муторно - вставляешь заготовку в шпиндель, включаешь подачу, потихоньку подводишь сверло, закрепленное в задней бабке и также потихоньку сверлишь. Но мой возраст не признавал эти "потихоньку", потому после пятого сломанного сверла (оцените терпение мастера!), меня перевели на фрезерный станок.

3. Фрезерный станок фрезеровал (а что он еще должен был делать?) торцы обечаек, которые крепились на столе по четыре штуки и выставлялись по определенным рискам. Так как обечайки надо было крепить ключом на 48, может чуть поменьше, то на это дело поставили самого сильного мальчика ростом всего 1,92 м и весом под центнер. Ну, и меня, проштрафившегося, дали в помощь. И снова моя энергия не давала мне покоя. Так как прикручивать обечайки мне было сложно в силу того, что я по весо-ростовым показателям очень сильно уступал основному игроку, то в мои обязанности входило стоять рядом и не отсвечивать. Но попробуйте часа три просто простоять, для парня в 15 лет - это наказание еще то. И я выпросил включать и выключать станок. Там было всё очень просто - дергаешь включатель (это такой рычаг) и станок включается, потом толкаешь еще одну пимпочку от себя и стол станка с закрепленными на нем обечайками подходит к фрезе. Тут начинается тонкий момент - надо поймать первое касание и остановить стол. Но для нас, токарей, это не было проблемой. Или было? Конечно, второе. В общем, толи не в ту сторону я дернул пимпочку, толи просто прозевал момент касания, но разлетевшиеся части фрезы (она состояла из коронки с напаянными резцами) и охрененный паз на столе закрыли мне дальнейшие опыты с изучением токарно-фрезерных премудростей. Кстати, фрезер потом месяца три простаивал, пока фрезу заново не напаяли.

И думаете меня выгнали? Как бы не так. Мало того, я еще и умудрился третий разряд получить, тогда как всем, кто честно два года отпахал на станках, заимели только второй. А вышло это так - я лучше всех в группе знал теорию. Прям вот разбуди меня ночью и расскажу какие бывают резцы, какие у резца грани и углы, устройство станков и т.д. А перед окончанием 10-го класса я пошел к директору и сказал, что хочу поступать в институт с направлением от завода. Знатно прибалдев от такого (я оказался САМЫМ первым, кто получал от них направление на целевое обучение), директор решил, что надо показать всем какой я умница и мне выдали свидетельство, в котором я значился как токарь 3-го разряда. Скажу сразу, после поступления в институт (прошел обычный конкурс) я приехал на завод и отказался от направления. А токарем не работал не одного дня, поэтому наша промышленность от меня не пострадала вообще.

Показать полностью
531
Истории из жизни
Серия Советская школа.

УПК

В старших классах советской школы выделялся один полный учебный день, когда ученики ходили на УПК (учебно- производственный комбинат). Получение азов рабочих профессий для всех считалось обязательным, что, на мой взгляд был действительно полезно. Наш УПК располагался в здании старой школы, где преподавали были реальными мастерами с заводов нашего города. Обучали основам следующих рабочих специальностей: каменщик, электрик, слесарь, сварщик, швея…, по окончании УПК после сдачи экзамена присваивали второй разряд. Почти у каждого нашего мастера был богатейший опыт (более 20 лет) в профессии, и они рассказывали не только теорию, но и случаи из реальной рабочей жизни. Я обучался основам электротехники и одну из таких историй хочу поведать.

Организация, где после окончания техникума трудился наш мастер, называлась СМУ (строительно- монтажное управление). Его бригада занималась монтажом электрики в готовых домах. Прежде чем его назначили бригадиром, он лет пять проработал обычным электриком, набирался опыта и знакомился с людьми. После монтажа проводки под розетки и выключатели, до монтажа оных, необходимо было проверить наличие напряжения в каждой квартире. Прибор был один на всю бригаду, и один из его работника по имени Серега продемонстрировал бригадиру (нашему будущему мастеру) простой способ проверки: он (Серега) быстро проводил указательным пальцем по двум торчащим приводам, как- бы ударяя, и, если чувствовал, если немного «долбануло», значит напряжение в наличии и можно делать монтаж. Такой способ прокатывал, пока однажды, будучи в расслабленном состоянии, Серегу хорошенечко не перемкнуло. Благо, что коллеги были рядом и вовремя среагировали, вызвали скорую помощь. Его успели откачать, но указательный палец-тестер просто сгорел.

После случившегося было большое разбирательство: мастера и бригадира на время отстранили от работы и лишили премии, хорошо досталось и всему руководству стройки, тут не обошлось материальным наказанием- вызвали в горисполком, пропесочили по полной и объявили строгачи. На партийное собрание приезжал сам первый секретарь и при всех устроил такую выволочку руководству СМУ, что они сидели и подпрыгивали, были похожи на красных вареных раков. Через какое-то время все утихло, но, как ни странно, дополнительных приборов так и не появилось, а Серега, вернувшись с больничного, через какое-то время опять стал вновь показывать свои фокусы, правда, если залудит стакан, более к приводам не притрагивался, только, как он говорил, по трезвяку. Воистину говорят, что только русский человек наступает второй раз на грабли, чтобы было понимание, хотя в рабочей среде ходит такое, что электрик ошибается один раз.

Мне УПК позволило устроится после девятого класса на завод в электроцех учеником электрослесаря и заработать деньки на пальто, дутки и оплатить подготовительные вечерние курсы в институт. До сих пор вспоминаю истории, рассказанные нашим мастером- настоящая школа жизни, а опыт работы руками очень пригодился при строительстве собственного дома- сэкономил кучу денег, да и в повседневной жизни уметь делать простые вещи самому кране полезно и очень жаль, что сейчас ребят в школе этому не учат.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!