Из тг Игнатия Журавлева/Юлии Журавлевой (МГУ):
Аристотель: Любовь по Аристотелю — это не столько эмоциональное состояние, сколько форма взаимного уважения, стремления к добродетели и желанию добра другому. Высшая форма любви — это любовь, основанная на добродетели, где обе стороны действуют ради счастья друг друга.
Платон: Любовь по Платону — это не просто эмоциональное или телесное чувство, а сила, которая направляет человека к постижению высшей реальности. Это путь духовного роста, переход от чувственного к сверхчувственному, от временного к вечному, от индивидуальной красоты к абсолютной Красоте и Благу.
Спиноза: Любовь есть радость, сопровождаемая идеей внешней причины.
Кант: Кант различает патологическую любовь и практическую. Патологическая — это любовь как эмоция или страсть, основанная на чувственном влечении. Кант считает её ненадёжной и изменчивой, так как она зависит от обстоятельств и не подчиняется разуму. Практическая - любовь, основанная на принципах разума. Она выражается в действиях, направленных на благо другого человека, независимо от эмоций или личных симпатий. Такая любовь — это моральный долг.
Бергсон: Любовь для Бергсона — это не просто чувство, а фундаментальная сила, которая позволяет человеку выйти за рамки эгоизма, соединиться с жизнью, творчеством и божественным. Она связана с интуитивным постижением реальности и ведёт к свободе, духовному росту и созиданию.
Гуссерль: Любовь для Гуссерля может быть интерпретирована как интенциональное переживание, в котором раскрывается ценность другого человека и устанавливается глубокая интерсубъективная связь. Она связана с эмпатией, свободным выбором и осмысленным взаимодействием. Любовь выступает не просто как чувство, а как особая форма сознательного отношения, в котором другой человек воспринимается в своей уникальной субъективности.
Ясперс: Любовь для Ясперса — это «бесконечная коммуникация», это экзистенциальное общение, в котором люди признают свободу и уникальность друг друга, а также стремятся к трансценденции. Это нечто большее, чем эмоция; это путь к подлинному существованию и способ преодолеть границы конечного мира. Любовь позволяет соединиться с другим человеком, оставаясь при этом свободным и открытым для высшего смысла.
Бердяев: Любовь для Бердяева — это высшая духовная и творческая сила, которая соединяет свободу, личность и божественное начало. Она выходит за рамки эгоизма и направлена на другого человека как уникальную личность. Любовь является творческим актом, в котором человек приближается к Богу, преодолевает границы своей конечности и находит смысл жизни.
Вадим Васильев (декан кафедры истории зарубежной философии филос ф-та МГУ): Я очень серьёзно отношусь к любви. Для меня это смысл жизни, честно вам скажу. И это большая загадка для меня. Я только одно знаю точно: она связана с преданностью, и тут любовь не разбрасывается, она всегда концентрирована. И для меня это слишком важная вещь, чтобы я мог ответить беспристрастно. Это основа моего существования. И я не в силах её до конца проанализировать.
Фёдор Гиренок (декан кафедры философской антропологии филос ф-та МГУ): Любовь в любых смыслах — это использование абсурда, это механизм парализации ума. Ум должен быть парализован, блокирован, разрушен. С тем, чтобы освободить пространство для моего чувства. Я хочу любить. И это желание любви имеет шанс на успех в случае, если ум парализован, блокирован. А блокирует его абсурд. Поэтому там, где любовь, там абсурд, открывающий возможность чувству. Поэтому любить — это, фактически, проходить через ситуации абсурдные, нелепые. Чувство любви чудом открывается. Современный человек не может любить, он потерял эту способность, он слишком много занимался деабсурдизацией мира и самого себя, настолько продвинулся в этой работе, что его интеллект (не самая главная характеристика человека) доминирует, закрывает возможность для освобождения чувств. А человек есть освобожденное чувство, а не интеллект. Интеллект — это то, что может делать любая машина. Сознание и интеллект абсолютно различны. Они не имеют никакого отношения друг другу. Интеллект — враг сознания так же, как он враг чувства. Сознание там, где любовь, а не там, где интеллект.
Филипп Гофф (совр брит философ-идеалист и профессор Даремского университета): это сложный вопрос. Если вы верите в объективное благо, то в любви есть что-то важное. Я не могу сказать больше, хотя мне нравится любовь.
Энди Кларк (британский философ, профессор когнитивной философии в Университете Сассекса): Любовь — это что-то вроде безусловной преданности чему-то или кому-то. Или почти безусловной. Скажем так: любовь настолько близка к безусловной преданности кому-то или чему-то, насколько это в принципе разумно.
Владислав Лекторский (советский и российский философ, онтолог, ИФ РАН): Определение любви дать очень трудно. Хотя это высшее проявление человека. Потому что любовь — это когда человек думает не только о себе, когда он относится к другому человеку. Может быть, оправдание человека состоит в том, что есть такая вещь как любовь. Потому что это принятие другого человека именно как индивидуального существа, утверждение его.
Дерк Перебум (профессор философии и этики в Корнельском университете): есть много видов любви: романтическая любовь, любовь к друзьям, любовь к детям, любовь к человечеству в целом. В целом, любовь — это эмоциональная забота о благополучии человека. Некоторые люди думают, что отсутствие свободы воли угрожает любви. Не соглашусь. Я думаю, что свобода воли или ее отсутствие не имеют отношения к любви.
Кит Франкиш (совр философ-иллюзионист, адъюнкт-профессор Критского университета): Любовь — это самая главная иллюзия.
Дэвид Чалмерс (совр австралийский философ, специализирующийся в философии сознания): невозможно дать определение любви. По крайней мере, частично любовь — это своеобразный субъективный опыт, определенное состояние сознания. Но любовь— это не просто состояние сознания, это диспозициональное состояние, это функциональное состояние, это отношение к другой личности. Могу я проанализировать любовь? Даже пытаться не буду.
Патрисия Черчленд (совр философ-элиминативист в философии сознания): Любовь основана на нейробиологии родительской заботы о потомстве. И есть небольшие генетические изменения, благодаря которым эта основная схема была распространена на других людей. Если мы посмотрим на эволюцию нервной системы и на то, как в действительности началось это распространение, то мы увидим, что оно происходит в самых базовых структурах, глубоко в мозге, не в коре.
Игнатий Журавлев (совр российский философ и психолог): Любовь – это творение, это перформативный акт, утверждающий любовь, в любви утверждается и тот, кто любит, и тот, кого любят.
Юлия Журавлева: мое любимейшее определение любви — это определение Г. Гегеля: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом Я и однако в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою».