Серия «В гостях у сказки»

3

Марья-искусница. Часть 2

В этой части мы рассмотрим интересный культурный феномен — образ солдата в русских сказках и его связь с историческими реформами Петра I, традициями рекрутских наборов и особым «солдатским культом», который сформировался в русской культуре.


Теперь поговорим о солдате, напишу не много, но даже этой информации будет достаточно.

Образ солдата в сказке довольно частый, но это уже волна сказок, которые появлялись ближе к нашему времени, скорее всего век 18-й будет, так как в это время Пётр Первый проводит военную реформу и пожизненный срок солдатской службы сокращается до 25 лет. Само собой, это тоже не мало, можно сказать, что самая продуктивная часть жизни мужчины. Поэтому начинает формироваться солдатский культ со своими традициями и обрядами. Солдат становится сакральной фигурой.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

После реформы Петра, во все деревни отправлялась директива кто и сколько должен будет предоставить рекрутов, а дальше уже всё решали сами местные жители. Как правило, деревенский совет определял, какой дом какого сына должен будет отдать на службу, и чтобы такого человека было видно сразу, то он «помечался» определённым образом. На пиджак прикреплялась ленточка или на кепку цветок (помашем рукой Ивану Бровкину).

постер к фильму "Иван Бровкин на целине"

постер к фильму "Иван Бровкин на целине"

Эта традиция ещё очень долго жила в народе. Далее такой «избранный» жил обычной жизнью, как и все остальные в деревне, пока не приходило время жеребьёвки. Все кандидаты в рекруты отправлялись в ту деревню, где был так сказать военкомат и проходили там отбор по результатам которой выносилось окончательное решение, кому служить, а кто уже домой спокойно пойдёт. Вот кому выпало такое «счастье» как служба, возвращался домой, но начинал готовиться. Во-первых, он освобождался от всей работы, мог ни в чём никому не помогать, а вместо этого гулять по деревне и балагурить, им прощалось всё. Обязательно покупалась новая одежда, а перед уходом совершался ряд обрядов, которые были очень похожи на похоронные, так как человек менял свой статус. Он теперь не такой же житель деревни, как все, а переходил в другой статус и покидал свой род. Кстати частичка «крут» на этот переходной статус парня и указывал. Солдат становился частью другого мира, можно сказать, что из мира яви, где жили все обычные обитатели, переходил в мир нави, где общался со всеми теми персонажами, которых мы называем сказочными.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Музыкальный инструмент, попадающий в руки солдату, так же приобретает магический флёр. Обратите внимание, что гусли в царстве морского царя слушаются именно его.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"


Изучение традиционной одежды и головных уборов позволяет глубже понять мировоззрение наших предков, их представления о сакральном и обыденном, о связи человека с природой и высшими силами. Каждый элемент народного костюма — будь то вышивка на рубахе, узор на кокошнике или особый покрой одежды — несёт в себе глубокий символический смысл.

Рассмотренные образы и традиции показывают, как тесно переплетались в народной культуре повседневная жизнь и сакральные представления. Одежда выступала не просто средством защиты от непогоды, но и своеобразным оберегом, символом перехода из одного статуса в другой, отражением принадлежности к определённому социальному слою или возрастной группе.

Анализ фольклорных образов (например, солдата) в контексте исторических реформ демонстрирует, как реальные исторические события находили отражение в народной культуре и трансформировались в устойчивые культурные архетипы.

Таким образом, традиционная одежда и головные уборы — это не просто предметы материальной культуры, а важные символы, позволяющие лучше понять самобытность и глубину русской народной традиции.

Показать полностью 4
6

Марья-искусница. Часть 1

Разбор фильмов. В этот раз для разбора взят фильм «Марья-искусница»

В глубинах народной культуры и фольклора скрывается множество удивительных артефактов и образов, отражающих мировоззрение, традиции и верования наших предков. Одежда и головные уборы в традиционной культуре были не просто предметами быта — они несли глубокий сакральный смысл, отражали социальный статус человека и его место в системе мироустройства.

В данном материале мы погрузимся в мир старинных русских головных уборов и одежды, рассмотрим их символическое значение и связь с культурными традициями. На примере известных советских фильмов-сказок мы увидим, как элементы традиционной одежды воплощают древние представления о мире, семье и сакральных символах.

Особое внимание будет уделено таким знаковым предметам, как Каргопольский однорогий кокошник — один из самых сложных и архаичных женских головных уборов, а также традиционной русской одежде — косовороткам, портам и поясам, которые несли в себе обережную функцию.

Кроме того, мы рассмотрим интересный культурный феномен — образ солдата в русских сказках и его связь с историческими реформами Петра I, традициями рекрутских наборов и особым «солдатским культом», который сформировался в русской культуре.


Про девичьи головные уборы я уже упомянула в «Морозко», поэтому поговорим о женских уборах. Тем более что в этом фильме мы можем увидеть один из самых красивых и фантастических кокошников — Каргопольский однорогий кокошник. Кстати, он не бутафорский или имитация традиционного головного убора, а самый настоящий. Не знаю, где его нашла команда Роу, но факт, нашли.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Это один из древних архаичных головных уборов очень сложной формы. Кстати, именно по сложности конструкции убора можно определить его древность. Чем время ближе к нам, тем проще. В нашей экспозиции тоже есть такой головной убор, и я помню сколько раз его собирали и разбирали, чтобы, в конце концов, получился именно тот кокошник, какой должен быть. Косяки в нём всё равно остались, но видать то мы такие специалисты.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

В этом головном уборе в вышивке всегда использовалось очень много речного жемчуга, практически все свободные места им расшивались. К этому ещё добавьте чёлку. В фильме у Марьи на кокошнике просто жемчужная сеточка, а были варианты убора именно с чёлкой, которая набиралась из самого мелкого жемчуга и состояла из 5 (!) рядов. По весу такой кокошник выходил в пару кило.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Носили его женщины, которые только-только вышли замуж и ещё не родили ребёнка. Вся вышивка по кокошнику носила сакральный характер и была направлена на выполнение первичной задачи женщины, кстати, её теперь все называли «молодуха» (так называлась женщина до рождения первого ребёнка и продолжала так зваться, если у неё рождался первым мальчик). Если вы ещё не посмотрели «Марью», то при просмотре обратите внимание, что в центральной части прямо по центру можно увидеть странный узор. Круг с жемчужиной в центре, это солярный символ солнца, к тому же сама молодуха, как и невеста, тоже была символом этого солнца, символом новой жизни, которая должна будет прийти в наш мир. Вокруг этого солярного символа непонятная аморфная форма и она символизирует собой лягушку. Лягушка была очень уважаема нашими предками и символизировала собой плодородие (снова передаём привет Царевне Лягушке). На подзатыльнике вышивались птицы, которые были символом семьи, это одно из значений (птицы самый распространённый символ не только на Руси, но и по всей планете и значения везде одинаковые).

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

В фильме Марья продолжает ходить в Каргопольском кокошнике, в реале такого бы не было, так как у неё уже есть ребёнок и при этом достаточно взрослый. Правда, если бы к Марье кто-нибудь решил обратиться, но, не знал её имени, мог бы назвать её молодухой.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Ещё хочу добавить «инфу» по мужской одежде, забыла об этом написать в «Морозко», напишу тут. Из-за того, что в основе своей она значительно проигрывает женской, то информация о ней стала теряться во времени и сейчас мы владеем только жалкими крохами. Если насчёт портов всё понятно — мужские штаны, очень удобные в носке с гарантией, что никогда не треснут в промежности, как современные. Это было благодаря вставке между штанин. То вот рубашка всё равно оставляет много вопросом, это я про узоры вышивки. Если и есть информация о ней, то пока у нас нет доступа к ней. Все современные источники либо за уши притянуты, либо вбросовые, не верю ни одному. Что же можно рассказать о мужской рубахе? В обоих фильмах они схожи, косой ворот (поэтому рубашка и называлась косоворотка) указывает на то, что на Руси уже есть христианство и функция у воротника была практичная, чтобы крестик не выпадал. Вышивка — и мужские и женские рубахи расшивались в одних и тех же местах: манжеты, плечи, воротник, подол и подпоясывались обязательно поясом. Вся вышивка и пояс несли в себе обережную функцию. Кстати, в «Морозко», учтите, что это чисто моё мнение и я могу ошибаться, Иван, когда из дому уходил, должен был быть в рубахе с красной вышивкой, так как он уходил в неизвестность и его могло ждать всё что угодно. И ещё, мужские рубахи ВСЕГДА вышивались только матерями, так как магию крови никто не отменял. Мать и ребёнок всегда были связаны общей кровью, жена, при всех совершённых обрядах и ритуалах всё равно оставалась посторонним человеком, но когда у жены появлялся ребёнок, она могла творить «обережную магию» для него.

кадр из фильма "Марья-искусница"

кадр из фильма "Марья-искусница"

Так, всё, уже много понаписала, а даже ещё не затронула тему солдата, она тоже не менее интересная и увлекательная, но об этом потом, а пока смотрим «Кащея» с той информацией, что у вас уже имеется. Кстати, вы посмотрели «Морозко» 20-го года? Если нет, то смотрите, очень интересно и там можно увидеть ещё два женских головных убора не менее интересных.

кадр из фильма "Морозко" (1924г.)

кадр из фильма "Морозко" (1924г.)

Показать полностью 7
10

Морозко

Продолжаем разбор фильмов. В этот раз для разбора взят фильм "Морозко"


Всегда любила этот фильм и костюмы главная причина этого.

Помним, что фильм художественный и для привлекательности картинки правила и традиции в костюме не соблюдаются, поэтому с моей стороны к этому претензий нет. Но мне хочется написать о том, как оно было в реальной жизни у наших предков. Поэтому сейчас будет «многабукафф». И начну с "Морозко" Роу.

Во-первых, стоит отдать ему должное, что он соблюдает каноны, хотя все костюмы относятся к сценическим. Я считаю, что это важно, так как зритель может представить, как одевались раньше.

Головные уборы: незамужние девушки ВСЕГДА носили незакрытые головные уборы: венцы, перевязки, повязки, ленты и всё в таком духе. В праздники это всегда были богато расшитые уборы, в быту — ленты, платки или просто в косу одну (!) заплетённые волосы. А вот закрытые, чтобы волос не было видно, носили только замужние и они носили КОКОШНИКИ. Как видите, у нас уже тут начинается расхождение с реальной информацией и тем, что нам в фильмах показывают. То, что мы привыкли называть кокошником, на самом деле называется венцом.

Не соответствие с реальностью, сцена, где Иванушка идёт по деревне и девушки заигрывают с ним, поют разные частушки и песни. У них на головах кокошники и выходит, что флиртовать с неженатым парнем они уже не могут, так как все замужем.

А вот старуха и женщина приходившая с сыном и свахой в дом старика и старухи, они в правильных головных уборах — это называется "сорока", будущий прототип банданы. Очень популярный и распространённый головной убор замужних женщин в быту. Кстати, он очень удобный и вполне актуален и в наше время.

Момент со свадьбой: Настенька одета по всем правилам традиций славян. На её голове венец, но с фатой, что обозначало её переходный статус из незамужней девушки в замужнюю. Так же ещё можно увидеть на ней рубаху, которая должна быть с длинными рукавами, которые фиксируются на запястьях зарукавьями. Раньше манжеты не было, но была такая деталь праздничного костюма, они были похожи на широкие браслеты и богато расшиты драгоценными и полудрагоценными камнями.

Длинные рукава тоже были не просто так, вспомним сказку о Царевне-Лягушке, где лягушка рукавами махала. Это была ритуальная рубаха, её надевали на праздники, чтобы после гуляний можно было приступить к выполнению ритуала на плодородие, чтобы урожаи были богатыми и обильными. Для этого в рукава укладывались разные предметы, которые должны были символизировать будущий урожай: косточки, вино и пр., а после этого замужние (!) женщины отправлялись танцевать, во время танца, они взмахивали рукавами в разные стороны так, чтобы содержимое рукавов разлеталось. Знакомая сцена? Вот так вот, а мы просто сказку читаем и смотрим.

На Настеньке надет красный сарафан. На Руси свадебный цвет — это красный. Он символизировал не только красоту, в свадебном ритуале, это означало формирование новой семейной ячейки, которая должна была дарить новую жизнь, весь фокус был направлен на невесту, так как именно она воплощала в себе богиню, благодаря которой будет продолжаться жизнь. После, с приходом на нашу землю европейской культуры, цвет свадебного сарафана, а в дальнейшем и платья, сменится на белый. На Руси белый символ похорон и, следовательно, сама суть свадьбы поменялась. Девушек уже не славили, как богинь, а хоронили. Она уходила из своей семьи и становилась для них мертва, чтобы в дальнейшем с ней не происходило, её родня не могла ей ничем помочь, так как она теперь для них чужая. Считаю, что это был трагический момент для нашей истории, тогда и Домострой появился.

Показать полностью 8
8

Сторожевая застава. Часть 2

Алёша Попович самый молодой из трёх классических богатырей, которые известны практически всем, спасибо серии мультиков об этой троице. Несмотря на то, что он появился в былинах значительно позднее Ильи и Добрыни, он оказался самой спорной личностью из троих.

Дело в том, что все три богатыря это реальные исторические личности и скажу даже больше, на Руси было очень много богатырей, просто имена не всех сохранила летопись.

Могила Ильи Муромца упоминается не только в наших хрониках, но и в мемуарах иностранцев, которые посещали нашу страну. Она находилась в одном из православных храмов и из-за неё даже шла драка между староверами и последователями нововведений в христианстве. Это несмотря на то, что Илья явно относится к периоду язычества, этот факт нисколько не мешал славянским христианам. Кстати, у нас в истории религии не один такой косяк можно встретить, когда из языческих известных личностей или святых староверов делали символы нового христианства после периода раскола. Но мы не о религии говорим, так что возвращаемся к нашим парням.

Про Добрыню я уже написала довольно подробно, так что просто напомню, что он тоже был реальным человеком. Алёша тоже не был выдуман, но в его биографии есть одна ма-а-аленькая проблемка. В исторических хрониках зафиксированы сразу три Алёши Поповича. Есть версия, что в былинах упоминали разных Алёш, а со временем они объединились в один общий образ, что было вполне нормальным для былин и эпоса.

Если сравнивать былинного Алёшу с его богатырями-побратимами, то он очень сильно от них отличается даже внешне, а не только по характеру. В былинах встречается описание, что он был худым и даже хромал на одну ногу. Кстати, он единственный, кто прибегал к хитрости, когда боролся с врагом, ни Илья, ни Добрыня в этом не были замечены. Так же Алёша единственный, кто активно вовлекался в княжескую политику, что для настоящего богатыря считалось зазорным, так как он всегда был воплощением народа и его гласом. Ни один князь не мог заставить ни Илью, ни Добрыню делать что-то в политических интересах, когда Алёша в основном только этим и занимался.

Если взять время ещё более близкое к нашему, то Алёшу не стесняются выставлять и подлецом. Хотя тут прослеживается целенаправленное искажение образа богатыря и даже знаем чьих это рук дело, кáлик – перехожих. Дело в том, что из-за популярности движения «кáличества», стали ползти слухи о том, что те не очень-то чисты на руку и не гнушаются воровством, хотя одним из обетов, который давали кáлики перед паломничеством, было «не укради». Чтобы обелить свою репутацию кáлики начали сочинять былины, где в не самом красивом свете выставляли княжон, князей не трогали, а Алёшу делали пособником в неблаговидных делах. Самый популярный сюжет, когда кáлики оставались с ночёвкой во дворе у князя, тот сам их приглашал, княгиня оказывала недвусмысленные знаки внимания вожаку кáлик, тот отказывался от выгодного предложения, и за это жена князя жестоко мстила ему. Либо сама, либо с помощью Алёши подкидывала в сумку вождя кáлик чашу серебряную, а после обвиняла того в краже.

Можно сказать, что все беды на голову Алёши сваливались только из-за того, что он иногда прибегал к хитростям. Многие исследователи русской былины смотрели на этот момент в негативном ключе, но согласитесь, если ты калека, то надо это как-то компенсировать. К тому же хитрости Алёши больше похожи на военные, которые не умаляли героичности богатыря. Он прибегал к этому не для того, чтобы боя избежать, а чтобы можно было оказаться на равных с врагом. Поэтому я скорее займу сторону защитников Поповича.

Ну и напоследок, хочу добавить, что в исторических летописях, что дошли до наших дней, встречается список с военным составом одной из сторожевых застав, где было написано, что там служили Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович, вот так вот.

Показать полностью 5
4

Сторожевая застава. Часть 1

Продолжаем разбор фильмов на тему "Богатыри".
В этот раз для разбора взят фильм "Сторожевая застава"

Хотела в этот раз написать про Алёшу Поповича, но поняла, что начинать надо с другого, а именно… Этот фильм яркий образчик халатной работы по сбору материала для будущего сценария.

Костюм – я понимаю, что 12 век, на момент съёмок вполне возможно не было такого объёма материала по нему, как сейчас. Однако реконструкторов никто не отменял, с ними всегда можно поговорить. Да и «Застава» снималась в 2017 году, так что худо-бедно, но уже можно было найти хоть какую-то информацию в интернете или в книжных источниках. Тут же в фильме понамешали в одну кучу все возможные представления о том периоде. Всё ради красоты картинки и даже не попытались хоть чуть-чуть придерживаться канонов. Вспомним Роу у которого тоже не 100% копии канонной традиционной русской одежды, но образы все очень узнаваемые. Ладно, закроем глаза на одежду, так как в фильме полно других косяков, которые можно было исправить просто «погуглив».

Наш главный герой попадает в Древнюю Русь и ему говорят, что это 1120 год. Хех, всё это хорошо и замечательно, однако, только в 1699 (1700) году Пётр I ввёл Юлианский календарь. Это я к тому, что должны были ответить, что «сейчас 6629 Лето». «Год» тогда тоже не говорили.

Крещение Руси произошло в конце 10 века. Князь Владимир конечно же «распиарил» это дело по полной. Я уверена, что в процессе сгона людей в реку для крещения, присутствовали представители из дружественной страны, чтобы убедиться, что все договорённости соблюдены. Однако есть маленькое «но», Русь так и не стала христианской. Скажу по секрету, что Россия до сих пор не христианская. Христианской страну можно назвать только тогда, когда ВСЁ её население прошло процесс крещения. На момент событий в Руси новая религия получала распространение только по крупным городам и близь лежащим деревням, в остальных же деревнях, на протяжении ещё долгих веков, оставалось язычество. Заметьте, застава находится на границе, при этом там постоянно половцы отираются, так что однозначно сплошное язычество. Какой христианин будет креститься, а после этого идти на поклон к Велесу?

Добрыня Никитич тоже вызывает вопросики, а точнее, его серьга в ухе. В курсе вы или нет, но раньше это был знак того, что он единственный сын в семье. Это сейчас мужчины украшают себя всем, чем хотят, раньше соблюдался строгий регламент, и никто «для красоты» не стал бы ухо прокалывать. Но раз у Добрыни серьга в ухе, значит, он не мог идти на военную службу, тогда, что же наш богатырь забыл на Заставе? Ладно, раз он служит, значит не единственный. Да и не может так быть, Добрыня же дядя князя Владимира Святославовича. Значит, у него минимум был один брат или сестра.

В общем, это я только по поверхности пробежалась, а если углубиться? Но не будем.

Несмотря на такое количество косяков мне этот фильм нравится. Да, он бестолковый, но зато звучат слова, которые стоит запомнить. К примеру, главный герой боится высоты, но дедушка говорит ему, чтобы мальчик не боялся, так как за его спиной весь Римов (название заставы, где живут все герои). К сожалению, многих из нас приучили думать только о себе и не заботиться о том кто и что нас окружает. Может пора вспомнить, что сила, это когда мы вместе, а не по отдельности.

Думаю, что пока на этом всё, но будет ещё одна часть по этому фильму, так как про Алёшу же я так и не рассказала.

Продолжение следует...

Показать полностью 4
11

Последний богатырь

А вот давайте поговорим с вами на прелюбопытнейшую тему — богатырей.

Во многих сказаниях, мифах и легендах встречается общий момент, а именно, сначала у многих появляются боги, а потом они создают людей, однако при этом обязательно появляется узкая каста живых разумных существ, которые оказываются своеобразным мостиком между богами и людьми. Они не боги, но и не совсем обычные люди, хотя куда ближе к последним. У разных народов их называли по-разному, к примеру, в древнегреческой мифологии это герои. Только давайте сразу поясню это слово. В наше время «героями» называют персонажей книг или людей, которые совершают что-то такое, что в дальнейшем принимают в качестве образца для подражания, гордости или примера. А вот раньше так называли всех, кто был рождён от бога и человека, таким людям совершенно не обязательно было обладать какими-то высокоморальными характеристиками. И давайте уже будем честными, мало кто из них вообще совершил что-то из того, что мы могли бы взять в качестве примера. В большинстве случаев мы бы сегодня их скорее осуждали и повесили на доску позора, чем гордились. Но вернёмся к «героям», у нас такая каста называлась богатырями и богатырками. Да, как ни крути, но всё что мы увидели в «Последнем богатыре» — КАНОН. На Руси периода 12-14 веков богатырки это вполне обычное явление, а не пропаганда феминизма. И мне очень бы хотелось поговорить на эту тему, но пока не попадалось книг про богатырок, зато про богатырей — да. Вот с ними давайте и познакомимся поближе.

Я не знаю, кто писал сценарий для «Последнего богатыря», однако этот человек, однозначно «в теме», так как имена героям дали со смыслом.

Давайте обратим более пристальное внимание на Светозара, Илью Муромца (который вполне возможно не Муромец) и Добрыню Никитича. Об Алёше Поповиче поговорим в следующей статье.

Почему же на эту троицу? Чем она так интересна?

Если обратиться к нашим былинам, то можно узнать весьма интересные факты. К примеру, Светозар, раньше был такой богатырь, как Святогор, не смотря на свою былинность, он относится к богатырям архаического периода, то есть не человек, хотя так выглядит. Под человеческой личиной скрывалась одна из природных стихий. Так что можно предположить, что и наш Светозар из той же когорты богатырей. Архаичная очеловеченная сила природы, которая теперь может только наблюдать, но не предпринимать какие-то действия, так как это время людей. Однако он может чуть-чуть помочь богатырям, но в скором времени он должен будет уйти и дать дорогу новой волне богатырей, первым из которых стал Илья Муромец.

Илья 100% человек и он оказался на границе смены архаичной эпохи на новую, он стал наследником той старой силы, которую смогло принять обычное человеческое тело. Да, обычное, так как Илья наш, если кто помнит, пролежал парализованный на печи 30 лет и 3 года, а после этого принял силу богатырскую от Святогора, но не всю. Илья сам отказался забрать всю силу, сказав, что ему и половины хватит. Илья Муромец — это огромная, осознающая, способная себя контролировать, разумная сила. Только человек способен на это, природная стихия — Святогор — такой способности лишён. Если почитать былины, где героями одновременно выступают Святогор и Муромец, то первый даже не может спуститься с гор. Его территория ограничена и только по ней он может перемещаться, так как если ступит на землю, то тут же в неё провалится. Илья, как самый старший из богатырей, более мудр и разумен. Поэтому его сила необорима. К этому добавьте, что он проходил и переходный обряд, сидел в подвале (былина о ссоре князя Владимира и Ильи). Раньше на Руси подвал был одним из символов подземного царства, вспомним сказки, когда Иваны Царевичи спускались туда, чтобы Кощея выпустить или волшебного коня забрать. В фильме отметьте именно он символизирует собой ту самую мудрость, честность и образец для подражания, каким должен быть настоящий русский богатырь.

Кстати, почему же Илья Муромский, но не совсем? Один из исследователей былинных текстов, Всеволод Миллер, предположил, что Илья вполне возможно был родом не из Мурома, а из Чернигова. Почему? А потому что Илья относится к богатырям героических былин, как правило, эти персонажи мало того, что всегда воевали с конкретным врагом, а не катались за яблочками и жар-птицами, но ещё, в первую очередь, спасали свой город, а потом уже шли в поход на защиту других городов. Вот и в одной из былин богатырь, выезжая из родного села Карачарова и родного Мурома, заезжает в Чернигов. Миллер считает, что по более древнему, первому упоминанию про этого богатыря, тот был прикреплён именно к Чернигову, а потом уже сменил свою дислокацию на Муром. Верить этой версии или нет, каждый решает сам.

Светозара и Муромца мы разобрали, перейдём к ещё одному интересному персонажу — Добрыне Никитиче.

Добрыня Никитич — Добрыня — популярное славянское имя домонгольского периода. С приходом христианства на Русь это имя продолжали давать мальчикам, но уже как языческое второе имя, которое давали за определённые качества. В данном случае «Добрыня» означал доброту, красоту, величие. Мы можем предположить, что может в самом начале своей богатырской карьеры в кино Добрыня и был таковым, но вот только у меня сомнение в этом вопросе.

Добрыня Никитич, это вполне реальный персонаж, он был дядей князя Владимира Святославовича, а в будущем ещё и воевода при своём племяннике. Личность он не простая, вот вам один любопытный факт, он был Верховным жрецом языческой Руси времён Святослава и Владимира. Не стоит нам удивляться, что в фильме он такую дичь творит, это вполне в его духе.
Кстати, бой между Муромцем и Добрыней тоже канонный, есть былина в котором оба богатыря сошлись в бою, так как до этого не раз оказывались по разные стороны боёв и у обоих накопилось не мало поводов для стычки. Однако в былине этот бой закончился побратимством. В одной из версий этой былины ещё говорится о том, что Добрыня внебрачный сын Муромца. Вот такие вот «Санта-Барбары» по-русски.

Показать полностью 6
15

Русалочка

В этот раз я выбрала для разбора фильм «Русалочка». В его основу легла одноимённая сказка Г.Х. Андерсона и финал у этой истории довольно таки грустный, который Дисней «исправил». Считаю, что зря, так как смысл сказки потерялся, ведь автор хотел донести до своих читателей одну конкретную мысль. Если посмотреть на эту историю поверхностно, то да, она грустная. О каком «счастливом конце» тут может идти речь, если русалочка умирает так и не выйдя за принца замуж.

Однако не стоит забывать, что Андерсон был христианином и он, на примере этой сказки, хотел показать одну из целей христианской веры. Это для нас материалистов конец у истории грустный, а с точки зрения христианина показан самый, что ни на есть счастливый конец. Считается, что у всех существ, которые попали в категорию нечисти, по верованию христиан нет души. Русалочка же хотела стать человеком и в начале своего пути стремилась к материальному благу, которое от неё ускользало. Однако в финале она смиряется с тем, что чтобы она ни делала, у неё ничего не получается. Тогда же к русалочке приходит осознание того, что как бы сильно ты ни любил другого, если вам не суждено быть вместе, то лучше его отпустить и любить ничего не требуя взамен.

Что, собственно в конце она и делает, позволяя принцу быть счастливым с той, кого он выбрал. В этот самый момент происходит поистине невероятное чудо. Да, она умирает, НО у неё появляется душа. Это значит, что русалочка смогла совершить невозможное, стать настоящим человеком, спаслась, как существо, которое априори не может быть спасённым. Вы же помните, что русалками становятся некрещённые девушки умершие до свадьбы? Так что, если для материального мира этот финал у истории грустный, то для духовного мира истинного христианина он самый счастливый. Дисней эту идею своим материальным «счастливым концом» –  убил…

Однако я об этом фильме и истории заговорила не для того, чтобы удариться в философию и не для того, чтобы рассуждать о бессмертии чистой человеческой души христианина. В данной истории нас должно заинтересовать другое, а именно, то, что Андерсон для неё использовал одного из интереснейших персонажей фольклора. Чем же интересна русалка? Да, мы все с вами помним, что обычно их представляют в двух вариантах. Либо это дева с рыбьим хвостом, либо обычная девушка с зелёными волосами в белой рубахе. Однако если первый вариант это чисто забугорный, который пришёл к нам вместе с Петром I, то второй вариант славянский, но тоже более позднего периода.

Отвлечёмся ещё на чуть-чуть перед тем, как я расскажу вам кое-что интересное про наших русалок.

В детстве, когда я слышала или перечитывала начало к поэме «Руслан и Людмила» Пушкина, всегда впадала в ступор от одной из строк:

«У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит…
»

В моей голове был устойчивый образ русалки, как девушки с рыбьим хвостом. Кто видел иллюстрации к этим строкам в книге или смотрел мультик «Пластилиновая ворона», то же сталкивались именно с такой интерпретацией образа. Когда же я прочитала Гоголя, то один образ заменился на другой. Правда, всё равно было не понятно, с чего она на дереве сидит? Какая может быть связь между деревом и русалкой?

Ну, а вот теперь начинается самое интересное. Для начала вот вам описание канонной славянской русалки, до того, как пришли в нашу культуру Запад и христианство. Первоначально славянские русалки-вилы (да, именно так они назывались) выглядели, как девы-птицы, то есть птицы с девичьими головами, крыльями, и длинными волосами.

Они прилетали к нам раз в год весной, призывали на поля славян дождь, который проливался на землю из хлябей небесных. [По поверью славян на небе тоже были реки, озёра и моря, и именно из них к нам вниз проливались дожди и падал снег с градом.] Русалки-вилы были покровительницами этих вод. У нас они проводили короткое время, отпирали небесные хляби, а выполнив свою задачу улетали в… в сторону греческих земель. Вот и одно из доказательств того, что разные народы плотно общались друг с другом и перенимали к себе в культуру то, что было им близко. Мы взяли к себе в фольклор то, что русалки прилетали к нам из древней Эллады. История тоже даёт нам этому подтверждение, так как у нас были крепкие торговые связи с греками. Они тоже заимствовали себе от нашей стороны то, что было близко им. Если покопаться в их культуре, то можно найти много интересного, а именно «их» богов Аполлона и Диониса. Это НЕ греческие боги и по возрасту они намного старше Зевса, но наша статья не об этом.

Продолжаем наш разговор о русалках-вилах. Также по языческим поверьям эти существа были очень опасны для мужчин. Опаснее всего если мужчина услышит их пение, так как он не сможет перед ним устоять и дальше его ждёт только смерть. Кто вспомнил сирен? Так вот это всё те же русалки-вилы, прекрасные, но коварные и опасные. В нашем фольклоре можно часто встретить сказки про то, как самые отчаянные храбрецы решались брать себе в жёны вил. Да, это можно было сделать, для этого требовалось не так много. Храбрец должен был прийти на тот водоём, который облюбовала стайка русалок-вил, дождаться, когда те скинут с себя одежду, благодаря которой могли летать, а после надо было спрятать «рубаху» той девушки, которая приглянулась. Сколько сказок с таким сюжетом вы вспомнили? Много? Одни из самых популярных. Правда, вы также могли вспомнить и то, что заканчиваются такие сказки не самым радостным финалом. Как правило, такая вила, со временем, находила свои крылья и бросала, как мужа, так и детей. Правда, попадались истории, где мама-вила забирала детей с собой. Поэтому лучше было просто ждать прилёта русалок-вил, совершать обряды, которые располагали бы этих непростых дев к благосклонности и тогда ваши поля никогда бы не страдали от засухи.

Кстати, я же забыла ещё кое о чём рассказать… Почему всё-таки русалка на дереве сидит у Пушкина? Да потому что это дерево не совсем простое. Это Древо жизни, корни его прорастают в царство мёртвых, а ветви его поднимаются в мир, где обитают боги, ствол его дорога для душ человеческих, по которому они должны спуститься вниз. Однако по этому стволу могут подняться к богам и живые, если смогут перейти из своего мира в потусторонний. А русалки на ветвях сидят и ждут души человеческие, чтобы сопроводить их в мир мёртвых или живых людей, чтобы дорогу наверх подсказать.

Вот такие русалки-вилы по профессии поливальщицы и гиды в мир мёртвых.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!