Серия «Норильск и окрестности»

93

Цех производства и нейтрализации серной кислоты - Надеждинский металлургическом заводе, Норильск

Как устроен новый цех на НМЗ в Норильске, где будут очищать печные газы от диоксида серы. Ранее писал про запуск "Серного проекта" - производственного комплекса, который должен к моменту выхода на проектную мощность нейтрализовать 90% SO₂ который ранее улетал в атмосферу.

Так выглядит главный корпус цеха производства и нейтрализации серной кислоты, где происходит вся химия. Емкости высотой с многоэтажку, трубы, в которых может проехать машина, теплообменники весом в 200 тонн. И много чего еще. Обывателю непросто разобраться во всей это системе. Если упрощенно, в этих баках и трубах происходит следующее:

При плавке руды образуется газ с высоким содержанием диоксида серы. В этих емкостях его очищают и отделяют диоксид (SO₂), затем его окисляют, чтобы получился триоксид (SO₃), и следующим шагом переводят в серную кислоту (H₂SO₄). А её нейтрализуют известняком и получается гипс. Так вредный диоксид серы превращается в безопасный продукт. А гипс складируют на полигоне.

Процессы по отдельности не новы и хорошо известны в производстве, но, говорят, в такой конфигурации и в таких объемах применяются впервые в мире. А еще надо учитывать северные условия. Проектировщикам и строителям пришлось и попотеть, и померзнуть.

Чтобы нейтрализовать серную кислоту нужны большие объемы известняка. Для этого в Талнахе разработали Мокулаевское месторождение. Оттуда известняк по железной дороге доставляют на завод.

Здесь вагоны разгружают и материал по транспортной ленте поступает в цех с мельницами.

Так выглядят мельницы. В них дробят известняк, превращая его в пыль, а после смешивают с водой, получается так называемое известняковое молоко, которое используют для нейтрализации кислоты.

Внутри мельниц шары, которе помогают дробить породу.

После смешения серной кислоты и известняка образуется гипсовая пульпа. Ее по трубопроводу длинной почти в два километра транспортируют на полигон.

Площадка гипсохранилища сделана под углом, и вода стекается в центр, а гипс оседает и высыхает по периметру. В центре небольшого озера, которое образуется в следствие обезвоживания пульпы, стоят плавучие насосы. Они выкачивают воду и отправляют обратно на производство, для создания известнякового молока. Таким образом нет необходимости в дополнительных источниках воды.

Так часть корпусов выглядит со стороны. Первый этап на Надеждинском МЗ выйти на проектную мощность должен к концу 2024. И такой же механизм будет на Медном заводе. Суммарно они должны ежегодно ликвидировать около 1.5 млн тонн диоксида серы.

Однако возникает логичный вопрос, а зачем нейтрализовать кислоту, если это самоценный продукт, который можно использовать во многих других производствах? И тут в дело вмешивается географическое положение Норильска, которое влияет почти на все технологические решения.

Вывезти с Севера большие объемы серной кислоты невозможно. Обычно ее транспортируют по железной дороге, но отсюда на материк ее нет. Морем через Дудинку настолько экономически затратно, что можно сказать нельзя. Если создавать в Норильске новые химические производства, то другие элементы надо сюда в большом объеме завозить, а готовую продукцию вывозить, и опять же все упирается в транспортную изоляцию Таймыра.

Из-за этого все процессы должны быть замкнутыми. Поэтому серную кислоту переводят в гипс и складируют на полигоне. Один из вариантов использования гипса в будущем - применять его для закладки использованных горных выработок. Но отдельная история со своими нюансами.

Вот изучаю советские проекты железки в Норильск и думаю, какой бы мог быть уровень освоения Севера, если бы дорогу не бросили в 60-х. Каких гигантских размахов производства можно было бы тут запустить, учитывая ресурсную базу территории.

Если понравился пост, буду рад плюсику 😉 Все посты по Норильску в серии "Норильск и окрестности"

Показать полностью 15
61

Самая крупная заполярная стройка со времен СССР - побывал на "Серном проекте" в Норильске

В Норильске не только в горы ходил. Поездка не обошлась без промышленных съемок. В конце октября там запустили первый этап "Серной программы" - крупнейшего в России экологического проекта, который должен сделать воздух в Арктике чище.

Снимали сюжет про начало работы, и за одно фоточек себе наделал.

Сильно упрощая, на металлургических заводах в Норильске стали строить очистные для газов, которые из плавильных печей идут, где руду плавят. Сейчас запустили первую очередь на Надеждинском МЗ.

Но не только экология, и по масштабам строительства "Серная программа" впечатляет. Называется все просто "Цех производства и нейтрализации серной кислоты". Но "цех" - это не какой-то ангар, а комплекс громадных зданий, самое большое 100 на 200 метров и высотой с 15-этажный дом.

Кроме этого полигон для хранения гипса длиной в несколько километров, разработанное специально для проекта месторождение известняка, транспортная ЖД линия, 180 км трубопроводов, десятки тысяч тонн металлоконструкций, и сотни единиц промышленного оборудования.

И все это в условиях Севера с отсутствием регулярного транспортного сообщения с материком. Говорят, в пиковые моменты в строительных работах участвовало до 4 тыс человек.

По сути, к Надеждинскому металлургическому заводу за три года пристроили огромный химический комбинат. А ведь "Серная программа" - лишь небольшая часть громадного производства. Каждый раз меня эти масштабы поражают.


ЗЫ: В следующих постах подробнее расскажу про само производства, как выглядят цеха, что там происходит, про химию, логистику и т.д.

Показать полностью 10
65

Красные камни - замерзший водопад в западных отрогах Плато Путорана

Рядом с Талнахом есть горный массив Хараелах. Это самое популярное природное место отдыха у норильчан. Когда летишь в Норильск, видишь с самолета тундру остается впечатление, что тут равнина, а между тем прямо рядом с городом горы с крутыми склонами по ~500 метров высотой.


Этому хребту Норильск обязан своим существованием. Сверху горы, а снизу шахты на сотни километров, где добывают медь, палладий, никель, платину, кобальт и т.д. Это самые большие в России рудники.


Весной спускался в шахту на "Скалистом" (самая глубокая в России) и "Октябрьском". Можете посмотреть по ссылкам, как там под землей:

-Скалистый

- Октябрьский

Прогноз погоды в день похода был -23, ощущается как -27. В осенней одежде боялся замерзнуть, но в сухом климате холод воспринимается иначе. Пришлось даже вторую кофту снять, чтобы не спариться :) Через день прилетели в Красноярск и при -8 колотило от зябкости.

Видимо из-за холода и утра людей здесь не было. Супер ощущение, когда снег, горы, нет ветра и ты один посреди этого стоишь :)


А так Красные камни выглядят летом Красные Камни - главная природная достопримечательность Норильска

@Tokarevs,

Показать полностью 6
45

Майнинг-ферма в Норильск на территории бывшего Никелевого завода

Впервые побывал на майнинговой ферме - то самое место, где генерируют биткойны и другие криптовалюты, так сказать кратчайшим путем переводят электроэнергию в деньги и тепло.

На территории бывшего Никелевого завода в Норильске (который остановили в 2016г.) несколько лет назад появился дата-центр для размещения майнинг-оборудования.

Место это удобное по двум причинам:

1 - здесь есть излишки электроэнергии по невысокой цене. Помимо трех ТЭЦ электроэнергию производят две ГЭС: Усть-Хантайская и Курейская. При это электросистема Таймыра замкнутая.

2 - здесь не надо тратить дополнительную энергию на охлаждение оборудования, ибо холода в избытке большую часть года. А греются аппараты прилично. При температуре приточного воздуха с улицы в -8-10 градусов, с обратной стороны выходит уже около +40. Получается большой обогреватель. Можно сказать, что биткойны греют север.

Майнинг ферма устроена просто - это цех, куда подведены электричество и интернет, а внутри на полках стоят системные блоки, которые круглыми сутками производят вычисления. Сами аппараты не принадлежат ферме, они их только размещают и обслуживают.

Главное отличие этой фермы от других - сюда водят экскурсии. Помимо доступного объяснения про майнинг, блокчейн и прочие технические процессы, посетителей знакомят с историй Норильска: как осваивался красноярский север, что тут искали, как добывали и строили. И все это можно тут же увидеть, т.к. ферма находится на территории бывшего завода, а путь к ней проходит по старому городу, где когда-то все и начиналось. Вот так через крипту можно глубже узнать историю региона.

Создание таких необычных маршрутов занимается Агентство развития Норильска. Городские туры идут как самостоятельные продукты, либо как дополнение к путевкам на Плато Путорана, например, чтобы ближе познакомить приезжих с жизнью на Севере. Теплицы, "Ангидрид", о которых писал ранее - это их же проекты. Интересный подход по продвижению территории. В "живых" местах слушать истории гораздо интереснее, чем среди музейных витрин.

@Tokarevs,

Показать полностью 7
38

Норильск. Как фасады меняют восприятие города

На одной части фото типовые виды Норильска - серые обветренные панельки. На другой - свежие покрашенные здания.

Интересно, на какой срок в северных условиях хватает штукатурки и краски?  Последнее фото - вентилируемый фасад. Смотрится он лучше краски, и, думаю, долговечнее. В долгосрочной перспективе не выгоднее ли такие фасады делать?

Показать полностью 6
59

Вот это класс, в смысле учебная аудитория! Находится под землей прямо в горной выработке

Это шахта "Ангидрид" в Норильске, здесь находится учебный центр, где обучают машинистов погрузочно-доставочных машин (ПДМ) и буровых установок. Это единственное в России место, где образовательный процесс происходит под землей в реальных условиях. В Норильске с его количеством рудников спрос на кадры большой, поэтому обучают тут же.

Под учебный процесс выделена только небольшая часть рудника ближе к поверхности, а остальная используется по прямому назначению - здесь добывают минерал ангидрид, он же безводный сульфат кальция. Его применяют для закладочных работ в использованных горных выработках, чтобы не оставлять пустоты под землей.

В штате центра две машины - ПДМ и буровая.

Данная ПДМ небольшая по размерам, плюс выработки на "Ангидрите" широкие. Поэтому для отработки чувства габаритов используют навесные коридоры.

А для тренировках на буровой применяют шаблон.

В бетонном кубе пробиты шпуры, и обучающийся тренируется правильно направлять щуп.

Шахта "Ангидрид" не такая глубокая, как талнахские рудники (Скалистый, Октябрьский) - всего около 300 м, а учебная часть находится примерно на 60–80. И в силу удобных условий ее стали использовать в качестве туристического объекта.

Промышленный туризм сейчас набирает обороты и в Норильске с его множеством предприятий этот тренд начинают использовать. Кстати, маршрут «Из глубин НА-ГОРА» с посещением "Ангидрида", который разработало Агентство развития Норильска, недавно даже победил во Всероссийской туристской премии.

Еще тут есть фотогалерея, где показана история горной добычи в Норильске - как это делали раньше, и как сейчас. Тоже для туристов.

Про Норильск публикую еще будут посты про город и производство. Все складирую в серию Норильск и окрестности

И подписывайтесь на профиль, чтобы не пропустить новые публикации 🙃 @Tokarevs

Либо заглядывайте в ТГ https://t.me/tokarevs (это для тех, кто из Красноярска)

Показать полностью 10
50

Норильск, центр - самые фотографируемые места

Вернулся с очередной поездки в Норильск. На снимках Ленинский проспект - центральная улица города и пара прилегающих к ней. Это самые фотографируемые места и приезжими, и местными.

Гвардейская площадь и Ленинский проспект

Ленинский проспект

Октябрьская площадь с двумя башнями, еще их называют воротами в город.

Гвардейская площадь

Памятник металлургам

Музей на Комсомольской площади

Новые теплые зимние остановки

улица с видом на талнахские горы

музыкальный колледж

спорткомплекс "Айка"

Больше постов про Норильск в сериии Норильск и окрестности

Показать полностью 10
43

Норильские Железные Дороги - самая крупная автономная ЖД-ветка бывшего СССР

В Норильске есть железная дорога. Она связывает Дудинку (морской порт) и Норильск (и уходит до Талнаха). Это автономная структура, у которой нет выходов на материковую ЖД-сеть. Используется она для промышленных задач, хотя до середины 90-х по ней ходили и пассажирские электрички.

При последнем посещении Норильска побывал в Музее Норильской железной дороги и узнал интересное. Оказывается Норильский ЖД узел планировалось сделать самым северным участком Трансполярной Магистрали. Дорога должна была пройти от Воркуты через Салехард до Игарки, и от нее уйти в Дудинку. Енисей хотели пересечь посередине между Туруханском и Игаркой.

Магистраль не достроили и забросили в конце 60-х. Функционируют некоторые участки в ЯНАО, а другие ржавеют в тайге и болотах. Но сам факт таких проектов меня удивил. Я знал про дорогу в Воркуте, но как-то не связывал ее с Красноярским краем и Таймыром. А тут вот что о_О

Однако Норильская ЖД и сама по себе представляет интерес. Это одна из самых северных дорог мира и крупнейшая изолированная сеть на территории бывшего СССР. Протяженность всех путей 330км. Её строительство, функционирование в суровых заполярных условиях – важная часть истории города. И с этой историей можно познакомится.

При въезде в город есть ЖД вокзал – большое сталинское монументальное здание. Его масштаб не соответствует пассажиру потоку середины 20 века. Но т.к. Норильск должен был быть связан с "материком", то строили сразу с заделом на будущее.

Здесь находится "Музей строительства и развития Норильской железной дороги". Само здание административное, но в в бывшем зале ожидания сделали экспозицию.

Также рядом с вокзалом есть уличная выставка старых моделей жд-транспорта, которые здесь использовали. Говорят, найти некоторые образцы сейчас непросто. Автономность сыграла на руку.

Интерьер здания фактурный, поэтому сюда приезжают молодожены для фото на балконе с колоннами :)

ЗЫ: Кстати, нашел информацию, что в 2019 проект ЖД ветки от Норильска до Уренгоя, который уже связан с Трансибом, хотели возродить, и даже были новости об изыскательных экспедициях. Но более новых публикаций по этой теме не нашел.

Можете подписаться на меня, будут еще посты про Норильск, производство и природу @Tokarevs,

Показать полностью 15
Отличная работа, все прочитано!