Серия «Деревяшечные дела»

24

Снова о ложках

Решил снять небольшое видео о финишной обработке ложек. Вырезание простенького контурного рисунка, запекание, покрытие маслом.

Спрашивали, как достигается такой цвет. Иногда не верят, что не использую морилки и краски. Вот, как-то так)

78

Блюда и тарелки

За последние пару месяцев было сразу несколько заказов на относительно крупную посуду.

Вообще, за время своей ремесленной деятельности заметил тенденцию - заказчики приходят стайками) То несколько месяцев просят одни ложки, то по ложкам тишина - давай тарелки. А потом активизируются любители постучать в бубен) И так по кругу.

Осенью по воле коммунальщиков города ко мне в руки попала относительно толстая берёзка. Сохнуть ей надо долго, года два, места для хранения особо нет. Решил повырезать по сырому.

Как первое блюдо опубликовал, пошли заказы. Пришлось из закромов и сухую ольху доставать.

На самом деле занятие это довольно неспешное. Если ложку из сырого дерева можно вырезать, оставить на столе и через день она уже сухая, то с блюдами и с тарелками так не пойдет. Стремительная сушка приведет к трещинам. Поэтому вырезанную заготовку в пакет, в относительно прохладное место (в данном случае подоконник, температура плюсовая, но зимой все равно от окон холод идет). И примерно месяц раз в сутки выворачиваем пакет наизнанку, чтобы не заплесневело.

Когда тарелка окончательно сухая, можно приступать к финишной обработке. Если надо - шлифовать, вырезать орнамент. Если надо - запекать. Мне не особо нравится натуральный цвет берёзы, он не сильно выразительный. Поэтому в последнее время запекаю тарелки и ложки в духовке, от этого они темнеют и становятся гораздо симпатичнее.

Ольху покрываю маслом как есть, она сама по себе насыщенная и красивая

Параллельно делал посуду поменьше. Заказали две тарелки обеденно/сервировочных.

Ну и детские плошки/тарелочки.

Так как заказ именно для детей, не стал заморачиваться со стилизацией узоров, зверят вырезал именно как в детских книжках)

На этом волна заказов как-то резко пошла на спад. Поводов огорчаться этому нет, надо готовиться к сезону ярмарок и нарезать посуды и сувениров на лето)

Показать полностью 17
17

Немного процесса

Второй раз меня здесь просят выложить видео процесса. Да будет так)

Видео старое, ему года четыре уже. Еле нашел)

Тут ложка резалась на скорую руку, да и опыта поменьше было.

38

Кое-что из последних работ

После Нового года традиционно у ремесленника период затишья с заказами. Это время можно посвятить разбору всяких недоделок.

У меня обычно они копятся так - прилетает заказ, я выбираю подходящую деревяху, обрубаю лишнее и, если обрезки и обрубки еще достаточно велики, откладываю в сторону - на будущее. Со временем таких кусков становится все больше, для конкретных заказов они обычно не подходят, а выбросить жалко. И вот сейчас, пока актуальных заказов нет, я собрал все эти дрова и нарезал ложек.

Другой вариант, как копятся недоделки - что-то вырезал, оставил сохнуть, потом забыл или увлёкся другими задачами, в итоге почти готовые вещи лежат несколько месяцев, а то и лет. Вот эти куксы, например, лежали почти год

Введите описание к изображению (не обязательно)

В период затишья добираюсь до коробки со всеми этими дровами и привожу их в человеческий вид.

Вообще, у ремесленника два основных вида деятельности - работа на заказ и работа на ярмарки/торговлю готовыми вещами. И то, и другое радует, и хорошо, когда есть время эти направления чередовать. Я обожаю ярмарочная атмосферу, но все подобные мероприятия, как правило, проходят летом/осенью. Наготовить изделий нужно сильно заранее, потому как с весны начинаются грядки/лес/ягоды/грибы. И период после новогоднего затишья для этого подходит оптимально.

Показать полностью 14
33

Ложечное ассорти

Дома завалялось большое количество баклуш - заготовок для ложек. Последнее время резал на заказ, некогда было заняться старыми запасами.

Сейчас заказов пока нет, решил подготовиться к летнему ярмарочному сезону.

Нарезал вот всякого

Породы разные, в основном берёза, пара штук ясень, есть клён. Размер обычных столовых ложек. В отличие от наиболее распространённых фабричных ложек у этих присутствует изгиб между ручкой и черпалом, поэтому пользоваться ими можно без всякого дискомфорта.

Показать полностью 5
14

Снова реплики

Повторение изделий по историческим источникам я считаю отдельным жанром в ремесле. Здесь нет свободы действий, нет пространства для манёвра. Если ты неловким движением срезал лишнее, уже не получится подкорректировать и сделать изделие немного другой формы. Откладывай эту заготовку для чего-нибудь другого или выбрасывай совсем. И начинай сначала.

С другой стороны, в те периоды, когда у ремесленника так называемый "кризис идей" - это отличный вариант. Не надо пытаться вымучить из себя что-то новое. Просто повторяй уже сделанное до тебя.

И это повод немного подумать вообще о своём ремесле. Каждый раз, когда я режу эти ложки, я думаю о том неизвестном человеке, который почти тысячу лет назад сделал исходник. Наверняка он не был кем-то значимым в своё время, вряд ли оставил какой-то след в летописях и как-то влиял на происходящие вокруг него события. Вполне возможно, что даже крови его нет в ныне живущих. За тысячу лет войн, болезней, голода и междоусобиц могли сгинуть все его потомки.

Но он оставил вот это. Простая ложка, возможно, далеко не самая удачная его работа. Но она сохранилась и теперь сотни мастеров повторяют её регулярно. И это его след в истории. Да, не такой яркий и глубокий, как у Александра Невского или Андрея Боголюбского. Но, с другой стороны, от миллионов других людей и этого не осталось.

А что такого останется от нас через тысячу лет? Археологи найдут миллионы практически одинаковых гаджетов на помойках? Одежду, мебель, кучу всяких разных железяк фабричного производства. И, возможно, среди них заваляется и чудом сохранится деревянная ложка, вырезанная вручную. Думается, это будет поводом поломать голову, как она оказалась среди всего этого и зачем она человеку 21 века)

А эти реплики на Новгород вчера уехали в Казань.

Показать полностью 2
77

Соловецкие ложки

Чтож, всех с наступившим Новым годом и Рождеством.

Ну и так сложилось, что в Рождество я решил показать ложки "в тему")

Тут в одном из предыдущих постов кто-то задавался вопросом - "кто эти люди, которые заказывают такие ложки?". В общем-то, вопрос действительно резонный. Уж что-что, а ложку найти сейчас не проблема. Да и металлические ложки, чего уж кривляться, гораздо практичнее и долговечнее деревянных. А если уж так хочется деревянную - в любом маркетплейсе они копейки стоят. Недавно случайно наткнулся на сюжет по телевизору про производство деревянных ложек в Семёнове - они делают по 150 тысяч штук в месяц. Естественно, механизированное производство позволяет делать большие объёмы и сильно удешевляет стоимость конечного изделия. Но есть нюанс.

Такие предприятия не будут браться за индивидуальные заказы 10-20-50 и даже 200 штук. Это не имеет смысла. И тогда люди обращаются к тем, кто делает это вручную. И заказы бывают очень разные)

Не так давно ко мне обратились с вопросом - смогу ли я сделать ложки по мотивам тех, которые вырезали монахи Соловецкого монастыря. Обычная в принципе столовая ложка, но сложность заключалась в навершии - оно выполнено в виде руки, пальцы которой сложены в благословляющем жесте.

Женщина, обратившаяся ко мне, сказала, что до этого ей отказали несколько мастеров-ложкарей. Мол, мелкая детализация, долго, кропотливо и невыгодно. Действительно, рука имеет размер примерно 1,5х2 см. Вырезать такое - не совсем тривиальная задача, хотя, конечно, выполнимая. Другое дело, что за то время, пока будешь заниматься одной этой рукой, можно вырубить и вырезать 4-5 простеньких ложек. Мне же задачка показалась интересной, иногда все-таки надоедает делать что-то однотипное, нужно переключаться. Сделал первую, сфоткал, показал заказчице. Она попросила сделать ещё четыре. Потом ещё две. Потом ещё) в итоге остановились на 11.

Сразу скажу, это не точные реплики по источнику. Мы с заказчицей договорились, что формы ручек и черпал могут быть разными, ключевое - это навершие.

Если кого-то смущает хрупкость этих изделий - да, они действительно очень хрупкие. Деревянные пальчики толщиной в 1-1,5 мм хрупкие по определению. Да, это действительно скорее сувенирная или подарочная вещь, а не штука для ежедневного использования. Кстати, насколько мне известно, соловецкие монахи тоже не использовали их как трапезные, а только для причастия.

Я думаю, именно по этой причине моей заказчице отказывали другие мастера - вырезать именно этот жест, а не более популярное двоеперстие или троеперстие сложнее, тут почти кружевом заниматься приходится. И действительно, я встречал работы только трех человек, кроме меня, которые делают такие ложки. Правда, не из берёзы, а из ольхи, которая режется намного мягче, но и в то же время ещё более хрупкая. И глядя на их цены, я понял, что продешевил раза полтора) Но тут уж так получилось. Я не говорю, что других таких мастеров нет, но в тех сообществах ложкарей, в которых я состою и чьи работы вижу, это именно так.

И да, заказ был долгим. Почти четыре месяца я вырезал эти ложки) не потому, что это так уж трудозатратно, а потому, что более простые и легковыполнимые заказы служили своеобразной формой прокрастинации - давай-ка я сделаю что-то попроще, а сложное перенесу на потом, уж слишком ответственная работа. Тем более, что заказчица изначально сказала, что сроки её не волнуют, главное, чтоб было сделано с душой)

Возьмусь ли я ещё раз за что-нибудь подобное? Почему бы и нет, работа интересная. К тому же, после первых пяти штук последовательность действий уже была выработана методом проб и ошибок и работа пошла гораздо веселее)

Показать полностью 5
59

Реплики по историческим источникам

Иногда ко мне обращаются реконструкторы с просьбой изготовить посуду, повторяющую археологические находки на тот или иной период.

На этот раз реплики на Новгород, 11 век. Обычно реплики делают из однотонной древесины типа берёзы, липы, клёна. Но мы идём другим путём)

По моему опыту, реконструкторов привлекают всего 2-3 модели из книжки Колчина и несколько моделей из Бирки. При этом требуется максимальное повторение источника. Мне представляется, что на больших исторических фестивалях у кучи народа абсолютно одинаковые, как под копирку (впрочем, так и есть) ложки. А я решил повторить форму, но использовать яркую древесину. В прошлый раз это был боярышник, но народ требует продолжения) Теперь владелец свои ложки точно ни с чем не перепутает, да и явно будет выделяться на фоне других)

Кстати, если это задевает чьи-то чувства касательно соответствия историческому источнику, то могу сказать следующее. За почти тысячу лет нахождения в земле прототип утратил любые признаки расцветки, определить, однотонная ложка была, или из разноцветной древесины, а может, вообще с росписью - невозможно. Более того, что касается прототипа конкретно этих ложек, учёные не смогли даже определить, из какой породы дерева он был сделан. Так что нельзя исключать, что выглядел он именно так)

На фото рябина, сделано на заказ. Повторить подобное можно исключительно по форме, но невозможно скопировать узоры древесины. Так что вещь уникальная)

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!