288

Ответ на пост «Кто придумал "Темные века"?»

Давайте начнём с простого: периодизацию истории задают люди и вполне конкретные. Какой кошмар, мы учим историю по субъективному мнению людей, которых уже даже нет в живых, предлагаю отменить историю как науку, а то мы не вкатываемся в научные методы Поппера.

Рим был великим городом, который разросся до миллиона человек населения - для своего времени это гигантский объём населения, который потреблял гигантское количество ресурсов. При этом ресурсы шли не только на поддержание жизни, а на развлечения, стройки века и просто глупости.

Современному человеку, со всеми современными достижениями прогресса порой сложно понять сколько вообще требуется труда, чтобы банально прокормить семью из пяти человек попросту с возделывания земли ручным инструментами. Человек же 14-го века это вполне осознавал и для него было шоком, что тысячу лет назад его предки (а какой житель "сапожка" не считал себя лично наследником великого Цезаря?) могли париться в общественных банях (сколько горючего на подогрев водички нужно осознаете? А кто это горючее достанет и привезет вам?), спорили в Сенате, ходили смотреть на шоу в Колизей и вообще только и делали что радовались жизни, болезней не было кроме пролежней от лежака, по ночам просыпались от хорошего доброго смеха, вот это вот всё. И поэтому все эти истории про "да не тёмные века, вон, Каролинги письменность оптимизировали" не работают и не работали даже тогда, потому что "ЗАЧЕМ МНЕ ТВОЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ПИСЬМЕННОСТИ ЧТОБЫ ЧЕРНИЛ МЕНЬШЕ ТРАТИТЬ? МОИ ПРЕДКИ ОТГРОХАЛИ БОЛЬШОЙ ЦИРК ЧТОБЫ СМОТРЕТЬ КАК КОЛЕСНИЦЫ КРУГИ НАРЕЗАЮТ!". А про Византию - "до этой вашей восточный римской империи еще доплыть надо и вообще я слышал что там варваров на службе держат, какие они к чёрту римляне, римляне варваров резали, а на службу не брали, так всё и было, еще дед рассказывал".

Большой Цирк в Риме.

Большой Цирк в Риме.


Для любого живущего во времена 14-го века на территории современной Италии Римская империя казалось чем-то недостижимым и невообразимым (и вполне обосновано, следующим городом с миллионном населением станет Лондон только в начале 19-го века), когда люди ходили вокруг гигантских руин римской архитектуры и осознавали, что они такое не построят, не только потому что у их инженеров нет таких навыков, а потому что у них нет такого количества ресурсов, чтобы вытачивать колонны для красоты.

Форум Нервы 10-й век Н.Э.. Иллюстрация студии INKLINK — я уверен вы ее часто видели.

Форум Нервы 10-й век Н.Э.. Иллюстрация студии INKLINK — я уверен вы ее часто видели.


И именно поэтому эпоха Возрождения называется эпохой Возрождения, не потому что там вдруг эпидемии пропали или войны, люди стали все прямо есть досыта, инквизиция перестала людей пытать, а потому что количество ресурсов в руках управленцев снова стало хватать, чтобы все ресурсы шли не только лишь на добычу пропитания и защиту, но и могли еще потратить на обучение людей творчеству. Осознайте, что когда художник лет 20 учится своему делу, то он не бегает по лесу за дичью и не пашет поля, не защищает землю, не ходит под парусом в далекие земли. А значит кто-то кормит его всё это время, значит кто-то выделяет средства на закупки для него дорогих красок и поощряет его творчество. Эпоха Возрождения является эпохой Возрождения (со всеми своими даже проторенессансами), потому что была Сикстинская капелла и был черепашка-ниндзя Микеланджело, который учился с детства рисовать и четыре года расписывал фреску. Вот в этом и заключается возрождение - в том что снова стали оплачиваться и цениться вещи, которые не набьют ваш желудок, а порадуют ваш глаз.

А теперь лично к Свистунову: Александр, я рад что ты продолжаешь переводить статьи все эти годы и даже имеешь свои мысли. Но перед тем как разносить какого-то там всего лишь Франческо Петрарку как лалку, неплохо бы начать с того, что "тёмные века" - это КУЛЬТУРНО-исторический период. РЕЧЬ ИДЁТ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ПРО КУЛЬТУРУ. И Тёмный он именно со стороны культуры и именно со стороны восприятия тех, кто жил на прямых руинах римлян, ведь любое новое просто меркло с тем, что построили римляне. Вот потому что времена были не слишком благосклонные, чтобы строить Большие цирки и смотреть как колесницы круги нарезают. И отрицать это никак не получится. Не говоря уже о том, что лалка Петрарка или не лалка, но в истории он есть, а ты иди дальше переводы делай, а то в твой телеграм-канал никто не пойдет.

Показать полностью 2
165

Кто придумал «Темные века»?

Кто придумал «Темные века»?

Миф о том, что Средневековье было временем беспросветного мрака, грязи и интеллектуальной комы — одна из самых живучих «истин» в нашем коллективном сознании. Рим пал, и в Европе кто-то выключил рубильник. Пятьсот лет люди барахтались в навозе, сжигали ведьм, умирали от чумы и верили, что Земля плоская как блин, пока не пришел Ренессанс и не включил свет обратно.

У термина «Темные века» есть конкретный отец — Франческо Петрарка. В 1330-х годах этот итальянский поэт и гуманист сидел и вздыхал о величии прошлого. Он смотрел на античный Рим с ностальгией (как известно, мужчины любят подумать о Римской империи) и решил, что все, что произошло между Цицероном и ним самим — это мусор. Петрарка просто злился, что современники разучились писать на латыни так же изящно, как древние.

Позже историки подхватили термин, но с нюансом, который потерялся при переводе. Когда англичане говорили о «The Dark Ages», они часто имели в виду недостаток источников. Период был «темным» не потому, что люди тогда были тупыми, а потому что мы мало что видим в этом историческом тумане. Но народная молва беспощадна. «Темный» стало синонимом «плохого», и мы одним махом превратили полтысячелетия человеческой истории в беспросветное дно.

Если же посмотреть, что реально происходило в это «темное» время, картина меняется. Пока Западная Европа перегруппировывалась после краха Рима (что, да, сопровождалось упадком инфраструктуры), в других местах развитие не останавливалось. В Константинополе, сердце Восточной Римской империи, античность не просто хранили — ее «улучшали». Собор Святой Софии, признанное инженерное чудо, построили именно в разгар этих самых «темных веков». А в Багдаде, Дамаске и Кордове исламский мир переживал Золотой век. Там переводили Аристотеля, изобрели алгебру (спасибо аль-Хорезми, хотя школьники могут с этим поспорить), разрабатывали хирургические инструменты и вычисляли окружность Земли.

Даже в «темной» Европе жизнь била ключом. Карл Великий в IX веке запустил так называемое Каролингское возрождение. Стандартизировали письменность (каролингский минускул — причина, по которой вы сейчас читаете этот текст маленькими буквами, а не сплошным капслоком), открывали школы и копировали античные манускрипты, которые иначе просто пожрала бы плесень. А плоская Земля? Забудьте. Любой образованный средневековый человек, от Беды Достопочтенного до Фомы Аквинского, знал, что Земля — шар. Миф о том, что Колумбу пришлось доказывать, что он не свалится с края света, придумали в XIX веке такие писатели, как Вашингтон Ирвинг, чтобы выставить церковь кучкой ретроградов.

Самое интересно, что сегодня мы, живущие в век высоких технологий и посмеивающиеся над средневековым «мраком», рискуем сами войти в историю как эпоха тотальной тьмы. Винт Серф, один из «отцов интернета», и многие историки предупреждают о наступлении «Цифровых темных веков» (Digital Dark Ages). Задумайтесь, сколько фотографий 2005 года вы можете открыть прямо сейчас? Где ваши имейлы из 1999-го? Мы храним всю нашу цивилизацию на жестких дисках, которые сыплются, в облаках, которые могут рассеяться при банкротстве компании, и в форматах, которые устаревают быстрее, чем вы успеете сказать «флоппи-диск». Пергамент XI века вы прочтете и сегодня, если знаете латынь. CD-диск 1995 года? Удачи найти дисковод.

Через тысячу лет археологи будущего могут раскопать наши цифровые руины и найти просто горы пластика и проводов. А когда они достанут в музее нужный переходник и подключат хранилище файлов к своей системе, то, очень возможно, найдут там книги по альтернативной истории и куки политического щитпостинга на непонятной им разновидности русского сленга. Для них именно наше время может стать настоящей черной дырой в истории. Это все, конечно, звучит больше как конспирология, но мы живем в эпоху пост-правды и подстраиваем реальность под себя куда сильнее, чем самый предвзятый средневековый хронист.

***********************
Подпишись на мой канал в Телеграм - там доступны длинные тексты, которые я не могу выложить на Пикабу из-за ограничений объема.

А в TRIBUTE, на SPONSR или на GAPI ты найдешь эксклюзивные лонгриды, которых нет в открытом доступе (кому какая площадка привычнее)!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!