Ответ на пост «Расстрел рабочих у Зимнего дворца в Петербурге 9 (22) января 1905 года»
Ответ не сколько на пост, сколько на комментарий, который выставляет несколько известных картин Владимирова, изображающий ужасы черни, бросившейся творить анархию.
С этими картинами связана интересная история.
Художник Иван Владимиров родился ещё в далеком 1870 году. Рисовал картины в жанре реализма, что не было модным течением, поэтому карьера шла в гору постепенно. Был корреспондентом на русско-японской войне, что упрочило связь художника с простыми солдатами и народом, и привело его на баррикады Революции 1905 года, в котором уже взрослый человек сознательно боролся против царизма.
После отречения царя и начала Гражданской войны работа художника становится маловосстребованной. Владимиров подрабатывает в милиции, а так же вступает волонтером в американскую гуманитарную программу ARA, которая помогает голодающим Поволжья, в качестве переводчика (матерью художника была урожденная англичанка). Этот период в советской историографии является периодом "малокартинья" художника. После окончания штормующих событий реализм в новом советском государстве оказывается на коне, и картера художника соответственно тоже. Несмотря на то, что за последующее десятилетие было нарисовано немало отличных картин, к сожалению, уже преклонный возраст не дал художнику творить много, и последние годы он занимался в основном наставлением молодых вплоть до самой смерти.
Но это всё предыстория. А сама история связана с той самой упомянутой программой ARA.
Как ни странно, не все круги в США восприняли с энтузиазмом новость об Октябрьской революции в России. Одним из представителей таких кругов был амбициозный политик Герберт Гувер, к слову будущий президент США.
Гувер, открытый идейный антикоммунист, был помощником генерального прокурора Палмера и отвечал в том числе за организацию "рейдов Палмера" в 1919-1920 гг., в результате которых были внесудебным образом разгромлены большинство левых профсоюзов, множество людей по одному подозрению угодили за решетку, а из США отправили свой "философский пароход" с неблагонадежными гражданами.
В 1919 году Гувер в своей альма-матер начал создавать коллекцию собранных книг и изображений, посвященные Великой войне, которая впоследствии вырастет до Библиотеки Гувера. Практически сразу Гувер связался с Фрэнком Гольдером, уже в этот момент бывшим экспертом по России, чтобы отправить его в третий визит с целью как-раз наполнения библиотеки. Гольдер ехал по линии ARA, которую тоже курировал Гувер, а учитывая что другого взаимодействия между СССР и США на тот момент не было, практически через этих двух проходила вся информация, что же творится в Советской России.
Через Гольдера Гувер заочно познакомился с Владимировым и выкупил у того множество его работ, нарисованных после начала революции, которые отражали "объективные ужасы бунтующего быдла". После отъезда первого Гувер через других сотрудников продолжил покупать картины художника и вывозить их из России, где они в основном осели в его библиотеке или разошлись по другим коллекциям. В итоге, сложилось два Владимирова - один в СССР с соцреализмом, другой выставлялся в США, отлично накладываясь на гуверовскую антикоммунистическую пропаганду. И абсолютное большинство людей не подозревало о том, что есть другой Владимиров.
Ivan Alekseevich Vladimirov led two lives. In public, he painted propaganda pictures, becoming a master of socialist realism. In private, he painted harrowing scenes of the Russian Revolution and its aftermath, achieving true realism.
Описание художника на сайте библиотеки Гувера.
После 1990 года обе коллекции объединили, возвратив часть работ в Россию. Таким образом, Владимиров в рассказах отечественных искусствоведов стал этаким булгаковским "профессором Преображенским", который презирает советскую реальность, но заказы и награды берет охотно.
Что же это было в конце концов? Действительно Владимиров оказался лицемером, держащим фигу в кармане, будучи востребованным художником? Или он просто выполнял обычный заказ, за который взялся в голодные годы? Или же работы Владимирова на самом деле простая имитация довольно несложного стиля художника, подделка, которую старательно искал идеологический противник, и тут ему вдруг такая карта поперла? Ведь в конце концов за лихие годы Владимиров умудрился написать огромное множество картин для американских заказчиков, сколько за жизнь не писал, не отрываясь от рабочей и волонтерской деятельности. Ответ мы на самом деле вряд ли узнаем.





