Серия «Делаем сами акустическую систему с нуля»

35

Как я басовик подбирал

Продолжение поста про выбор динамиков для домашней DIY-системы.

Я обещал из теоретической плоскости перейти к практике и рассказать, как именно выбирал сетап излучателей и почему были выбраны именно эти динамики.

Сегодня расскажу про бас

В качестве основы для басовой секции я выбрал норвежские Seas. А именно, CA22RNX.

Фото не мое, с просторов сети

Просто они у меня были и грех было этим обстоятельством не воспользоваться (Шутка!).

На самом деле пара этих динамиков у меня действительно имелись в запасе. И я знал, что рано или поздно они займут место в достойной инсталляции.

У меня есть опыт работы с этими головками. В одном из проектов, реализованном по схеме д’Апполито (ЗЯ) они показали весьма впечатляющие результаты.

Пример компоновки д'Апполито. Фото из сети, для понимания.

Что запомнилось из того проекта: Нереально-быстрый и очень музыкальный панч дополнялся весьма низким и мощным фронтом, реализованным за счет взаимного расположения излучателей, работающих на единый объем.

Но, д’Апполито, хоть и нравится, мне не светит: такая система предполагает довольно большие размеры комнаты для прослушивания.

В маленьком помещении на громкости чуть выше разговорной речи могут возникнуть проблемы. Поэтому увы, но я выбрал классическую трехполоску.

Вернемся к CA22RNX. Производитель позиционирует этот динамик как почти премиум-класс. (Действительно, от серии XL отличаются не так сильно). Давайте разберемся с этим зверем поподробнее.

Сопротивление 8 Ом - классический вариант, идеален для большинства усилителей.

Чувствительность 89.5 дБ - весьма внушительно, можно будет гонять громко, без особых усилий. Плюс, на практике, с учетом резонансов помещения, бас, скорее всего подрастет на 1…2 dB. Поэтому можно смело закладывать общую “чуйку” системы в области ~90dB.

А вот резонансная частота 29 Гц - это уже серьезная заявочка! Такой динамик явно рассчитан на воспроизведение мощного, сочного и глубокого баса.

Добротность 0.41 - весьма интересное значение. Это говорит о том, что динамик будет демонстрировать плавный, округлый и контролируемый бас, без излишней "бочкообразности". Ни дать ни взять - аудиофильский перфекционист в области низких частот.

И наконец, диаметр 220 мм - вполне серьезный калибр! Такой здоровяк наверняка способен выжать максимум из заданных характеристик и выдать впечатляющее звучание в заданных условиях.

Впрочем, помните, что я писал чуть ранее? К заявкам производителя стоит относиться максимально скептически. И этот случай не стал исключением.

Я всегда(!) измеряю динамики при отборе в проект. И реальные данные нередко способны удивить неискушенных владельцев. Не обошлись без тщательных замеров и эти два басовика.

Измеряю, конечно же, не только размеры. А, прежде всего, параметры Тиля-Смола. Калиброванным микрофоном с помощью специально построенного для этих целей измерительного комплекса. Но можно и проще: достаточно недорогого микрофона и внешней звуковой карты.

Измеряю, конечно же, не только размеры. А, прежде всего, параметры Тиля-Смола. Калиброванным микрофоном с помощью специально построенного для этих целей измерительного комплекса. Но можно и проще: достаточно недорогого микрофона и внешней звуковой карты.

Итак, реальные параметры:

Измерено двумя методами: объем + добавочная масса.

Резонансная частота: 38,5 Hz против заявленных производителем 29.

Упс!?
Нормально! Продолжаем

К слову, продавец этих динамиков клятвенно заверял, что после серьезного прогрева резонанс должен снизиться до паспортного.

На 10 Герц? После прогрева?! Не верю! Тем не менее, давайте пробовать?

Подключаю динамик к источнику розового шума и оставляю в мастерской на ночь. Утром повторяю замер.

Итог: 8 часов качественнейшего прогрева дали в итоге резонансную частоту равную 38,5 Герц. Таддааам!

К слову, сюрпризом для меня это не стало. Эти же динамики из предыдущего проекта имели РЧ на пол-Герца ниже. Ровно 38. Что говорит о, скажем так, весьма специфической методике испытаний у производителя.

Ну, и о стабильности качества, конечно (и это уже не шутка!).

Итак, продолжаем думать: годится ли CA22RNX на роль басовой составляющей моего проекта? Для этого прикинем, что можно сделать.

Если бы я поверил даташиту, то корпус для басовика пришлось бы городить от 40…45 литров. Но измерения подсказали, что можно использовать более компактный объем.
Плюс? Однозначно!

Еще один бонус CA22 это идеальное сочетание электрической (Qe) и механической (Qms) добротностей. Стоит отметить, что полная добротность обоих динамиков оказалась весьма близкой к даташиту и составила 0.42 и 0.41. и это прекрасно!

Итог: динамики вполне хороши. Что-то заметно лучшее мы приобрести, конечно, можем. Но это будет стоить существенно дороже и не факт, что будет столь же качественно собрано.

Рассчитываем реальный корпус

Результаты измерений я ввел в симулятор и программа помогла мне рассчитать основные параметры требуемого корпуса объем, размеры фазоинвертора и прочее.

Итоговый объем вышел около 35-36 литров. Настройка ФИ примерно на 39 Гц. Таким образом, нижний бас по -3дБ можно ожидать в районе 45 Гц. Выше, чем я ожидал, но в целом - шикарно.

А если вспомнить про буквально “золотую” добротность…!
Однозначно, берем!

Продолжение следует. Напоминаю: единственным стимулом продолжать эту серию является читательский интерес. В графомании не замечен, на рейтинг пох. Поэтому - хотите продолжения, комментируйте, ставьте плюсы, подписывайтесь.

Показать полностью 3
21

Выбираем динамики для проекта

Я обещал рассказать про то, как происходит процесс разработки акустической системы с нуля и до включения. Как просили, буду расписывать "на пальцах" в мурзилка-формате. Прошу коллег-инженеров не пинать и говешками не кидаться. Или кидайтесь, черт с ним. Все ж движуха.

Начало (зачем и почему я взялся за эту тему)

Итак, часть первая. Выбор динамиков


Чуточку теории

Как я писал раньше, мне хочется получить от будущей системы ровную амплитудно-частотную характеристику (АЧХ) от 35-40 Герц.

Что это значит ровная АЧХ? Самое простое объяснение: если записать последовательно сыгранные ноты на фортепиано от самой басовой, до верхней, и затем воспроизвести эту запись на акустике с линейной АЧХ, то громкость каждой нотки будет практически одинаковой.

Зачем это надо? Чтобы музыка в исполнении вашей системы звучала именно так, как записал ее автор. Неравномерная АЧХ добавит/убавит лишних басов или цыканья, какие-то инструменты будут звучать неестественно, слишком глухо или раздражающе звонко. В общем вы поняли…

Примерно так выглядит АЧХ некой абстрактной акустической системы на графике. По вертикали громкость на всех частотах диапазона. По горизонтали - ширина воспроизводимой полосы.

В данном примере можно увидеть, что измеренная АС уверенно играет в диапазоне от 40 Гц до, приблизительно 16 кГц.

На практике отклонения от идеальной "полочки" +-3 дБ отклонениями не считаются. Принято думать, что человеческий слух автоматически компенсирует столь незначительные провалы и всплески.

(Могу с этим поспорить, но это за рамками поста).

График АЧХ реального мидбасового динамика, предоставленный производителем. График обозначен жирной кривой.
Для чего тут остальные загогулины - расскажу чуть позже.

Как видите, картина весьма далека от идеала. И это еще довольно дорогой и качественный динамик! У Noname-производителя все может быть куда страшнее.

Но мы не пугаемся. Потому, как в одном из следующих постов я намерен рассказать как разработчик может из вот этого хаоса сделать все хорошо.

От чего на практике зависит ширина рабочего диапазона динамика

Вы поняли уже, что динамики ограничены в своей способности воспроизводить звук как по верхней, так и по нижней части диапазона. Но вот причины для каждого из этих ограничений немного отличаются.

Ограничения по нижней части диапазона

Как известно, звук - это колебания воздуха. Таким образом, любой звучащий предмет - колокол, струна гитары, или диффузор (излучатель) нашего динамика чтобы излучать звук должен колебаться сам и возбуждать в воздухе звуковые волны.

Если заставить колебаться (возбудить) один из таких предметов, например щёлкнув пальцем по краешку диффузора динамика, то звук получится неоднородным. Одна из частот будет всегда звучать несколько громче остальных. Это так называемая частота собственного резонанса (резонансная частота).

И есть нюансы. Для струны музыкального инструмента желательно колебаться так, чтобы нота, издаваемая ею, звучала четко и не смешивалась с другими обертонами. Это позволяет музыканту играть мелодию.

А вот для динамика наоборот важно, чтобы резонанс не был слышен и не влиял на звучание. Иначе АЧХ будет, мягко говоря, неидеальной.

К счастью, ниже резонансной частоты динамик обычно не способен издавать более-менее громкий звук. Но если его заставить это делать принудительно (например, "навалить" басов эквалайзером), то ничего хорошего не выйдет в любом случае. Получим тонны искажений и призвуков. Да и шанс физически повредить динамик вырастет кратно.

На практике разработчики акустики стараются выбирать рабочий диапазон динамика так, чтобы звучать начинало как минимум на октаву выше резонансной частоты. Тогда шансы получить чистый и точный звук вырастают существенно.

Данный подход хорошо работает для динамиков СЧ и ВЧ-диапазонов. Низкочастотный динамик подбирают исходя из того, что работать он будет начиная непосредственно с резонансной частоты.

Это позволяет несколько расширить басовый диапазон, в том числе и за счет правильного акустического оформления (об этом тоже чуть позднее).

Безусловно, было бы замечательно отыскать такой басовик, который можно было задействовать с октавного повторения резонанса. Но увы, для частоты 40 Гц собственный резонанс излучателя должен быть на частоте 4Гц. Таких динамиков в реальном мире не существует. По крайней мере, я про подобные даже не слышал...

Итак, подведем промежуточный итог: реальный диапазон работы динамика с левой стороны графика (низкочастотный) ограничен резонансной частотой излучателя.

Ограничения справа (ВЧ-диапазон)

Способность динамика воспроизводить высокочастотную составляющую звука ограничена тоже его физическими свойствами (Ну а чем ещё?!).

Чтобы понять, как действует это ограничение, давайте снова обратимся к музыкальным инструментам. Например, возьмем гитару 🎸. Чтобы получить низкую ноту нам придется дернуть самую длинную, толстую и массивную струну.

И наоборот, чтобы извлечь максимально высокий тон, мы используем самую тонкую струну, да еще и прижмём ее к такому ладу инструмента, чтобы звучащая часть оказалась максимально короткой и легкой. Это связано в том числе и с тем, что длина звуковой волны на ВЧ значительно меньше, чем в басовом регистре.

Этот простой эксперимент помогает догадаться, что для воспроизведения высоких частот желательно взять излучатель минимального размера и веса. В этом случае ему будет "проще" колебаться с большой скоростью и точнее (быстрее) реагировать на входящий в динамик звуковой импульс.

Теперь ежу понятно, что большой и относительно тяжелый диффузор мидбаса просто физически не способен качественно воспроизвести высокие частоты. Поэтому его АЧХ будет естественным образом заваливаться выше определенной частоты. Чтобы получить звук выше этого завала нам придется задействовать легкий и компактный излучатель твиттера (ВЧ-динамика).

Итак, ограничение графика АЧХ справа (ВЧ) обеспечивается естественным спадом излучения выше определенной частоты.

Высокочастотные динамики конструируют таким образом, чтобы спад начинался значительно выше 20000 Гц (считается что выше этой частоты человек не слышит) и с максимально ровной полочкой рабочего диапазона (октава плюс от РЧ слева и "до упора" справа).

Остальные излучатели - как получится. От того, насколько ровно "получилось", цена на динамик может отличаться на порядки. Здесь также настоятельно не рекомендуется искусственно расширять диапазон за счет принудительной коррекции АЧХ входящего сигнала. Иначе искажений будет больше, чем звука.

Подробнее об искажениях я писал в отдельном посте.

Переходим к практике

Итак, в теории вроде разобрались. Осталось понять как теперь использовать эти знания при выборе динамиков для конкретного сетапа?

Вопрос первый: где взять информацию о резонансной частоте, частоте спада на ВЧ и, собственно, АЧХ конкретного динамика?

Как правило, серьезные производители снабжают свои динамики даташитом - паспортом изделия, в котором указаны эти и другие параметры. Для первоначального выбора этой информации может быть вполне достаточно. Кроме того в Интернете для популярных динамиков есть достаточно информации о реальных измерениях от других разработчиков.

Стоит помнить, что производители нередко лукавят, указывая несколько более приятные параметры, чем в реальности. Но в целом, для начального ориентира - пойдет.

Если какие-то динамики уже есть в наличии, а информации о них найти не удалось, то единственный способ - самостоятельно измерить параметры. Это потребует собрать простенькое измерительное устройство и слегка ознакомиться с методиками измерений.

Не самый простой путь, но вы взялись проектировать акустическую систему, поэтому придется эволюционировать. Об измерениях также поговорим позже.

Кстати, вспомнил, что уже писал на тему подбора динамиков в другое сообщество. В статье некоторые моменты рассмотрены немного шире. Поэтому рекомендую к прочтению.

В следующем посте я собираюсь рассказать как и по каким критериям я подбирал динамики для своего проекта. Поясню что послужило аргументами для выбора конкретного комплекта.

Как всегда, готов ответить на вопросы в комментариях и принять коммерческую поставку фуёв в тачку🛒 за стиль изложения и прочее. На рейтинг мне как-то по барабану, а ваши лайки и комментарии просто приятны и служат единственным стимулом продолжать тему. Так что действуйте!

Показать полностью 3
21

Сапожник будет в сапогах! Акустическая система для себя любимого

Сапожник будет в сапогах! Акустическая система для себя любимого

Внезапно понял, что слушать музыку дома мне не на чем. Да, я разработал и собрал десятки отличных АС, они работают и приносят людям радость. Но... Так получалось, что сам слушаю, собственно, только их в процессе сборки и отладки.

Я решил, что это неправильно, и задумал создать, наконец, что-то для себя любимого. Ибо музыки в коллекции полно, время тоже есть. А вот слушать-то и не на чем. Парадокс сапожника!

Создавать решил с нуля. Почему? Во-первых, накопилось много новых идей и опыта. Во-вторых, для себя можно чуть больше повозиться без оглядки на стоимость и технологичность для повторения проекта. Пусть это будет нечто бескомпромиссно-прекрасное и уникальное.

Конечно же, определенные ограничения соблюсти придется. Например, габариты комнаты для прослушивания предполагают что-то более-менее компактное. Поэтому д'Апполито-подобные системы исключены, хоть и люблю эту компоновку.

Из других требований: акустику хочу с линейной АЧХ: полка +-3dB начиная с 35 ГЦ и до 20000Гц. С ровными фазовыми характеристиками и четким небубнящим басом.

Опыт подсказывает, что это будет трехполосная система. Считается, что три полосы свести сложнее, чем традиционные две. Но отсутствие допплеровского блеяния при проигрывании более-менее глубоких басов перекрывает с лихвой все сложности.

В общем, определился. Это будет компактный корпус литров на 40. Фазоинверторный с достаточно широким тоннелем. Собирать буду на динамиках от Seas - просто есть в загашниках неплохой сетап.

Собираюсь подробно рассказать о разработке и всех нюансах проектирования здесь, если тема вызовет достаточный интерес. Тут вроде просили пошаговое руководство. Не уверен, что это будет легко повторить, но, надеюсь, поможет кому-то в разработке собственной системы.

Ппродолжение: Выбор динамиков. Немного теории и практики

Показать полностью 1
35

Продолжение поста «Ящик с динамиками и Акустическая система: в чем различия?»3

И снова о динамиках: Поговорим об искажениях

Из всех искажений, известных науке, нам в аспекте конструирования акустической системы интересны в основном два их вида: Линейные и нелинейные. Именно от их количества и особенностей напрямую зависит как будет звучать наша акустика. Давайте рассмотрим что такое искажения с точки зрения звукоинженера и чем первый тип отличается от второго.

При преобразовании электрического сигнала в звуковой неизбежно возникают искажения, то есть отклонения формы и спектра выходного сигнала от входного. Искажения могут быть разных видов, но наиболее важными для динамических излучателей звука являются линейные и нелинейные искажения. Что это такое, чем они отличаются, и откуда берутся?

Линейные искажения

Линейные искажения не зависят от амплитуды входного сигнала, а только от его частоты. Они приводят к изменению амплитуды и фазы отдельных гармоник в спектре сигнала, но не к появлению новых гармоник. Простой пример линейных искажений — эквализация сигнала. Линейные искажения могут быть частотными и фазовыми.

Частотные искажения вызваны неидеальностью амплитудно-частотной характеристики динамика.

Как я уже писал, АЧХ показывает, как меняется коэффициент усиления динамического излучателя звука в зависимости от частоты входного сигнала. Идеально, этот коэффициент должен быть постоянным во всем диапазоне частот (полка), но на практике это не так. Динамический излучатель звука имеет определенную полосу пропускания, в пределах которой он может воспроизводить сигнал с приемлемыми искажениями. За пределами этой полосы пропускания коэффициент усиления резко падает, что приводит к затуханию высоких и низких частот.

Кроме того, внутри полосы пропускания коэффициент усиления может неодинаково зависеть от частоты, что приводит к изменению тональности звука  -  “кривой” АЧХ. Поэтому при оценке звучания разных динамиков часто возникают описательные характеристики. Такие, как: “глухой”, “гнусавый”, “мутный”, “яркий” звук и т.д. На самом деле все это обозначает недостаток одних частот и избыток других в звуковой составляющей.

Частотные искажения могут быть оценены с помощью коэффициента частотных искажений, который равен отношению коэффициента усиления на средних частотах к его значению на данной частоте.

Фазовые искажения вызваны неравномерностью  фазо-частотной характеристики динамического излучателя звука.

Фазо-частотная характеристика показывает, как меняется фаза выходного сигнала относительно входного в зависимости от частоты. Идеально, фаза должна быть линейной во всем диапазоне воспроизводимых частот, но в реальности все куда хуже.

Динамический излучатель звука имеет определенную инерционность, которая приводит к запаздыванию выходного сигнала относительно входного. Это запаздывание зависит от частоты сигнала: чем выше частота, тем больше запаздывание. Это приводит к нарушению фазовых соотношений между отдельными гармониками в спектре сигнала, что влияет на его форму и тембр.

Фазовые искажения могут быть оценены с помощью коэффициента фазовых искажений, который равен разности фаз между выходным и входным сигналами на данной частоте.

Фазовые искажения очень сильно влияют на качество передачи детализации звука, точности воспроизведения тембра, динамику и спектр. АС с высоким уровнем таких искажений будут воспроизводить “плоскую” звуковую картину. Звук будет восприниматься как “прилипший” к колонкам, потерявший глубину сцены и пространство.

И напротив, если АС сведены с линейной фазой,  даже один моно-канал будет создавать “стереоэффект” - звук будет субъективно располагаться в пространстве вокруг акустики, а не идти из динамиков. Опытные разработчики способны сразу услышать качество фазового сведения. Да и обычные пользователи, которым довелось владеть фазокогерентной акустикой некоторое время, уже никогда не перепутают ее звучание с “несфазированными” АС.

Нелинейные искажения

Нелинейные искажения зависят от амплитуды входного сигнала, а не от его частоты. Нелинейные искажения приводят к появлению в спектре выходного сигнала новых гармоник, которые не присутствовали во входном сигнале. Такие искажения могут быть гармоническими и интермодуляционными.

Гармонические искажения вызваны нелинейностью характеристики динамика. Характеристика излучателя показывает, как меняется выходное напряжение в зависимости от входного. Идеально, эта зависимость должна быть линейной, то есть пропорциональной, но это только в теории. В реальной жизни динамик имеет определенные пределы, в которых он может работать без искажений. Если входное напряжение превышает эти пределы, то излучатель входит в режим насыщения, когда выходное напряжение перестает расти и остается постоянным. Это приводит к искажению формы сигнала, которая становится более острой и угловатой. В результате в спектре сигнала появляются новые гармоники, которые являются кратными основной частоте сигнала.

Гармонические искажения могут быть оценены с помощью коэффициента гармонических искажений, который равен отношению амплитуды всех гармоник, кроме основной, к амплитуде основной гармоники.

О природе гармонических искажений у меня есть отдельный пост.

Интермодуляционные искажения вызваны нелинейностью характеристики динамического излучателя звука при подаче на его вход сигнала, содержащего несколько разных частот. Если на вход динамического излучателя звука подается сигнал, состоящий из двух или более гармоник, то из-за нелинейности характеристики динамического излучателя звука в спектре выходного сигнала появляются новые гармоники, которые являются суммой и разностью частот входных гармоник. Эффект Допплера, описанный в посте про выбор динамиков, как раз пример интермодуляции.

Это приводит к искажению тембра звука, особенно при воспроизведении сложных музыкальных сигналов.  Такой вид искажений оценивают с помощью коэффициента интермомодуляционных искажений, который равен отношению амплитуды новых гармоник, появившихся в результате взаимомодуляции, к амплитуде основных гармоник.

Итак, линейные и нелинейные искажения — два основных вида искажений, которые возникают в динамических излучателях звука при преобразовании электрического сигнала в звуковой.

Линейные искажения не зависят от амплитуды входного сигнала, а только от его частоты, и приводят к изменению амплитуды и фазы отдельных гармоник в спектре сигнала.

Нелинейные искажения зависят от амплитуды входного сигнала, а не от его частоты, и приводят к появлению в спектре сигнала новых гармоник, которые не присутствовали во входном сигнале. Искажения влияют на качество звука, поэтому важно учитывать их при разработке и выборе динамических излучателей звука.

Спасибо за внимание! Если понравилось, ставьте плюс! Если непонятно - задавайте вопросы.

Всем хорошего звука

Показать полностью 2
24

Гармонические искажения в акустических системах

Что это такое и откуда они берутся в динамических излучателях звука. Как гармонические искажения разных порядков влияют на звук. Как уменьшить гармонические искажения динамика

Гармонические искажения — один из видов нелинейных искажений звука, которые возникают, когда сигнал, проходящий через устройство, искажается таким образом, что в его спектре появляются новые частотные составляющие, кратные частоте исходного сигнала. Эти новые составляющие называются гармониками, а их отношение к основной частоте называется порядком гармоники.

Например, если исходный сигнал имеет частоту 100 Гц, то его вторая гармоника будет иметь частоту 200 Гц, третья — 300 Гц и так далее. Гармонические искажения измеряются в процентах от среднеквадратичного значения сигнала и обозначаются как КГИ (коэффициент гармонических искажений) или THD (total harmonic distortion).

Гармонические искажения могут возникать на разных этапах звуковоспроизведения, в том числе в динамических излучателях звука, то есть в громкоговорителях и наушниках. Динамический излучатель звука состоит из двух основных частей: электрической (катушка, подключенная к усилителю) и механической (диффузор, преобразующий электрические колебания в звуковые волны). Гармонические искажения в динамическом излучателе звука могут иметь различные причины, такие как:

  • Нелинейность характеристик катушки, которая зависит от ее сопротивления, индуктивности, температуры и положения в магнитном поле. Нелинейность катушки приводит к тому, что амплитуда и фаза выходного сигнала не пропорциональны амплитуде и фазе входного сигнала, а также к тому, что катушка генерирует свои собственные гармоники, которые накладываются на исходный сигнал.

  • Нелинейность характеристик диффузора, которая зависит от его массы, жесткости, демпфирования и геометрии. Нелинейность диффузора приводит к тому, что его перемещение не пропорционально силе, действующей на него от катушки, а также к тому, что диффузор генерирует свои собственные гармоники, которые накладываются на исходный сигнал.

  • Взаимодействие диффузора с окружающим воздухом, которое зависит от его формы, размера, скорости и направления движения. Взаимодействие диффузора с воздухом приводит к тому, что на него действуют аэродинамические силы, которые искажают его движение и создают дополнительные звуковые волны, которые накладываются на исходный сигнал.

Гармонические искажения разных порядков влияют на звук по-разному. В целом, чем выше порядок гармоники, тем больше она искажает звук, так как она сильнее отличается от основной частоты и создает больше диссонанса.

Однако восприятие гармонических искажений зависит не только от их порядка, но и от их уровня, спектрального состава, типа сигнала и индивидуальных особенностей слуха. Некоторые общие закономерности влияния гармонических искажений на звук можно сформулировать так:

  • Нечетные гармоники (третья, пятая, седьмая и т.д.) в большей степени искажают звук, чем четные (вторая, четвертая, шестая и т.д.), так как они более далеки от основной частоты и создают больше диссонанса. Нечетные гармоники придают звуку более резкий, жесткий и грубый характер, а также могут вызывать утомление и раздражение слуха.

  • Четные гармоники в меньшей степени искажают звук, чем нечетные, так как они ближе к основной частоте и создают меньше диссонанса. Четные гармоники придают звуку более мягкий, теплый и округлый характер, а также могут усиливать эмоциональность и выразительность звука.

  • Низкие гармоники (вторая, третья, четвертая и т.д.) в большей степени влияют на тембр звука, чем высокие (десятая, двадцатая, тридцатая и т.д.), так как они более заметны для слуха и определяют основные характеристики звука, такие как высота, громкость и звучание. Низкие гармоники могут изменять тембр звука в сторону более низкого или высокого, более тихого или громкого, более тонкого или толстого.

  • Высокие гармоники (десятая, двадцатая, тридцатая и т.д.) в меньшей степени влияют на тембр звука, чем низкие, так как они менее заметны для слуха и определяют второстепенные характеристики звука, такие как шероховатость, блеск и насыщенность. Высокие гармоники могут добавлять звуку дополнительные детали, нюансы и оттенки, а также могут создавать эффект присутствия и пространственности.

Как бороться с гармоническими искажениями?

Уменьшить гармонические искажения динамика на этапе проектирования и производства можно разными способами, в зависимости от их причин и уровня. Вот некоторые из этих способов:

  • Использовать качественные и подходящие по параметрам компоненты для изготовления динамиков, такие как катушки, магниты, диффузоры, подвесы и т.д. Это позволит уменьшить нелинейность характеристик катушки и диффузора, а также улучшить согласование между ними.

  • Использовать специальные технологии и конструкции для динамиков, такие как линейный мотор, симметричный магнитопровод, балансный подвес, плоский диффузор и т.д. Это позволит уменьшить искажения, связанные с неоднородностью магнитного поля, асимметрией движения диффузора, нелинейностью подвеса и т.д.

На этапе проектирования АС снизить КНИ можно попытаться при помощи следующих приемов:

  • Использовать многополосную систему звуковоспроизведения, в которой каждый динамик отвечает за свой диапазон частот, а также грамотно рассчитать кроссоверы для разделения сигнала на полосы. Это позволит уменьшить искажения, связанные с перегрузкой динамиков, перекрытием полос, интерференцией волн и т.д.

  • Задействовать коррекцию сигнала с помощью специальных устройств или программ, таких как эквалайзеры, фильтры, компрессоры, лимитеры и т.д. Это позволит уменьшить искажения, связанные с нелинейностью частотной и фазовой характеристики динамиков, а также с перегрузкой усилителя или источника сигнала.

Как всегда, спасибо за внимание! Если возникли вопросы, оставляйте их в комментариях. Если вопрос покажется мне достойным развернутого ответа, он станет темой очередного поста.

Ну и ставьте плюс, если хотите видеть продолжение!

Показать полностью 1
44

Продолжение поста «Ящик с динамиками и Акустическая система: в чем различия?»3

Акустическая система своими руками. Подбираем динамики правильно


Сноска для инженеров, физиков, педантов, узких специалистов и мастеров спорта по набросу на лопасти: Цель этого цикла статей познакомить широкий круг любителей с азами звуковоспроизведения и рассказать как все работает на практике. Плюс, по-возможности, рассеять немного мистический туман вокруг хорошего звука. Поэтому многие темы будут рассмотрены достаточно в общем, без сложных формул и углубленных расчетов. Впрочем, если возникнут вопросы, с удовольствием отвечу более развернуто отдельным постом :).
Тем не менее просьба не пинать за легкость изложения. Если у кого-то из читателей этой серии постов тема вызовет интерес, уверен, они прочтут и уважаемую Алдошину и еще десяток теоретиков и практиков. Критика и предложения приветствуются.

Первое, чем придется озаботиться при разработке акустической системы высокого класса, — подбор сета динамиков. От их параметров напрямую будут зависеть возможности будущей акустики.

Но как и по каким критериям выбирать излучатели, на что ориентироваться и от чего точно отказаться сразу?

Надеюсь, не нужно рассказывать принцип работы динамика и его базовую конструкцию. Если она читателю неизвестна, или непонятна, стоит, наверно чуть прокачать скиллы по начальной физике. В других постах я уделю отдельное внимание различным типам излучателей - в том числе экзотическим, а также разным конструкциям классического электромагнитного излучателя. Но сейчас давайте для начала поговорим о неком “сферическом в вакууме” электромагнитном излучателе.

Рассмотрим идеальный динамик и сравним его с тем, что доступно разработчику в реальной жизни. Это поможет увидеть основные проблемы проектирования акустической системы и понять как можно их решить.

Итак, идеальный динамик:

  1. имеет нулевой размер и является точечным источником. Это дает максимальную локализацию звука и натуральность звучания.

  2. излучает звук равномерно во все стороны и не нуждается в акустическом оформлении.

  3. имеет мгновенный отклик на поданный сигнал и воспроизводит его во всей полосе слышимых частот с пропорциональной поданному сигналу амплитудой.

  4. НЕ СУЩЕСТВУЕТ

Если бы у нас был идеальный динамик, то проблем конструирования акустики не существовало бы. Ну, увы, вся история разработки акустических систем — история компромиссов.

Почему идеального динамика не существует

Чтобы быть точечным источником динамику пришлось бы иметь околонулевой размер. Но на практике, чем меньше размер излучателя, тем большую мощность требуется подвести к нему для получения одного и того же звукового давления. Таким образом чем меньше размер излучателя, тем тише он будет звучать. Вплоть до того, что подводимая мощность уничтожит конструкцию излучателя до того, как он успеет издать звук. Бах! Вот и первый компромисс.

Увеличивая размер излучателя мы получаем рост КПД и в довесок целую кучу бесплатных проблем. В реальной жизни от размера излучателя зависит не только громкость звука, но и полоса воспроизведения динамика. Если просто: Чем больше излучатель, тем глубже бас, чем легче излучатель, тем шире воспроизводимая полоса ВЧ.

Безусловно, в теории басовик может иметь размер с монетку и воспроизводить НЧ за счет огромной амплитуды смещения диффузора (похожие решения применяют в носимых колонках).  На практике такой бас устроит только очень непритязательного слушателя. Почему? Ну, хотя бы в силу того, что искажения в такой конструкции превысят все немыслимые пределы и в итоге мы получим не тот бас, который играл музыкант на записи, а некое “вольное описание” этого баса в интерпретации нашего “динамика”.

Следующая проблема: при увеличении размера излучателя растет его масса. На практике это значит, что высокочастотную часть диапазона ему отыграть становится не так просто, ведь чем тяжелее диффузор, тем сложнее ему колебаться с частотой 12000-20000 Гц. Снова компромисс!

Таким образом, в реальности даже самый хороший динамик воспроизводит не всю полосу слышимых частот, а лишь ее часть, ограниченную снизу и сверху возможностями конструкции .

Зависимость громкости воспроизведения от частоты называется Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) динамика. АЧХ идеального динамика составляет прямую линию во всем диапазоне частот. Но идеального динамика не существует. Поэтому…

На рисунке АЧХ условного динамика. По ней можно понять, что здесь рабочий диапазон начинается примерно от 70Гц и заканчивается в районе 4 кГц. Понятно, что такой излучатель теоретически можно использовать как мидбас в двухполосной системе.

На рисунке АЧХ условного динамика. По ней можно понять, что здесь рабочий диапазон начинается примерно от 70Гц и заканчивается в районе 4 кГц. Понятно, что такой излучатель теоретически можно использовать как мидбас в двухполосной системе.

Таким образом мы приходим к пониманию того, почему качественная акустика строится минимум из двух динамиков.

Желтым цветом обозначена АЧХ высокочастотного динамика. Черная линия — суммарная АЧХ системы.

Желтым цветом обозначена АЧХ высокочастотного динамика. Черная линия — суммарная АЧХ системы.

На рисунке выше изображена идеальная ситуация, когда динамики безупречно подошли один к другому и их взаимный спад-подъем АЧХ пересекся на отметке 2.2 кГц. К сожалению, АЧХ реальных динамиков не настолько гладкая и состыковать ее не так просто. Ниже пример АЧХ пары очень даже неплохих динамиков.

Красная АЧХ - мидвуфер, Зеленая - ВЧ-динамик, черная - суммарная АЧХ.

Красная АЧХ - мидвуфер, Зеленая - ВЧ-динамик, черная - суммарная АЧХ.

Как видите, картина уже не столь идеальная, хотя каждый из этой пары динамиков продается в сегменте “премиум”.

!!!!  Для особо внимательных экспертов сразу отвечу на возникший вопрос: Эта иллюстрация не имеет отношения к реальной АС! Динамики “подключены” в симуляторе без разделительных фильтров. Просто для демонстрации принципа.

Итак, мы разобрались как подобрать динамики в будущую систему по такому параметру, как АЧХ. Это важный момент, но не единственный, определяющий качество звука АС.

Я не тормоз, просто я массивный!

Второй немаловажный аспект — переходные характеристики динамиков. Что это такое? Сейчас разберемся. Представьте себе что вы — это электрический импульс. Ваша задача одновременно сдвинуть с места диффузоры двух динамиков. Вот только один из них очень тяжелый, а второй совсем легкий.

Как вы думаете, что произойдет, если вы двумя руками резко толкнете одновременно эти диффузоры? Очевидно, легкий тут же среагирует на толчок и произведет колебание. Второй, тяжелый, в силу инерции ответит не мгновенно. Музыкальный сигнал создает огромное количество подобных импульсов и, если разница в массах диффузоров слишком велика, то низкочастотный сигнал будет всегда немного запаздывать. (кстати, стоит при оценке добавить к массе диффузора еще и жесткость подвеса).

На практике переходную характеристику измеряют подав на динамик прямоугольный электрический импульс. В зависимости от инерции подвесной системы динамика его выходной сигнал в той или иной степени стремится повторить форму входящего.

На практике переходную характеристику измеряют подав на динамик прямоугольный электрический импульс. В зависимости от инерции подвесной системы динамика его выходной сигнал в той или иной степени стремится повторить форму входящего.

На нижнем графике видно, что в силу инерции повторить форму импульса у динамика получилось не слишком хорошо (На самом деле это непростая задача для большинства колебательных систем).

У высокочастотного динамика с легким излучателем первый всплеск будет более острым и коротким, у тяжелого НЧ — растянется во времени.

Если пытаться свести вместе динамики с очень разнящимися переходными характеристиками, то в месте стыка получится звуковая каша. Так как в этом месте оба динамика работают в одном диапазоне, они будут воспроизводить один и тот же спектр, но со смещением. О хорошем звуке здесь говорить сложно.

Как правило, для успешной стыковки по переходной характеристике НЧ-динамик должен обладать легким и прочным диффузором, что само по себе может увеличить его цену в разы. Это одна из причин почему многие конструкторы АС предпочитают поместить в воспроизводящий тракт еще один динамик — СЧ, переходная характеристика которого хорошо стыкуется и с верхом и с низом. Практика показывает, что комплект из трех динамиков может оказаться существенно дешевле, чем “двойка” с удачным сочетанием ПХ.

Это еще откуда посмотреть: диаграмма направленности

Еще один подводный камень на пути разработчика - диаграмма направленности динамика. Дело в том, что в зависимости от типа, конструкции и даже конкретной модели АЧХ нескольких динамиков может совпадать при измерении точно по оси излучателя. Но стоит сместиться на 15 …. 45 градусов в сторону, и тут картинка становится не такая радужная.

Пример из спецификации динамика Wavecor: как видите, при осевом измерении “полка” АЧХ простирается до 12 кГц. А вот при отклонении от оси на 45 градусов, этот динамик явно не хочет звучать выше 3.5 кГц. Разница существенная. 

Пример из спецификации динамика Wavecor: как видите, при осевом измерении “полка” АЧХ простирается до 12 кГц. А вот при отклонении от оси на 45 градусов, этот динамик явно не хочет звучать выше 3.5 кГц. Разница существенная. 

При сведении динамиков обязательно необходимо учитывать их диаграмму направленности. По сути, то место, где “полка” начинает заваливаться при отклонении и является реальным рабочим диапазоном динамика. Если пренебречь этим фактором и порезать динамик выше, то неприятности со сценой и стереопанорамой обеспечены на 201%. Такая акустика звучать не будет.

Что еще?

Я умышленно оставил напоследок такие очевидные вещи, как максимальная электрическая мощность динамиков, их чувствительность и импеданс. Все эти аспекты безусловно имеют значение, но не настолько критическое, чтобы отказываться от удачно подобранных по ПХ, АЧХ и направленности динамиков. По крайней мере, эти проблемы решаемы при грамотном проектировании фильтров или при использовании таких динамиков в активных АС.

Это очень краткий обзор основных факторов, которые должны лежать в основе выбора динамиков при проектировании акустической системы. На практике их несколько больше, и со временем у каждого инженера появляются свои маленькие, но важные критерии.

Если вам понравился материал, готов продолжить тему. Задавайте вопросы, постараюсь ответить. Спасибо за внимание!

Показать полностью 5
43

Продолжение поста «Ящик с динамиками и Акустическая система: в чем различия?»3

Отвечаю на вопросы

Вопрос: -т.к все полосы нужно сращивать между собой по фазам, в профессиональной акустике (мониторной) 3 полосы не встретить - соответственно, не являются ли отдельные СЧ динамики скорее маркетингом? понимаю что для домашней 5.1 в центральный канал да, смысл есть, но в остальных случаях..?

Ответ: Ну, во-первых, я не стал бы утверждать такое про все профессиональные мониторы. В Основном, двухполосные системы в студиях используются в качестве мониторов ближнего поля. Это значит, что работают они, как правило, на небольшой громкости. Почему это важно расскажу ниже.

Во-вторых, двухполосная система очень критична к качеству динамиков, особенно в зоне сопряжения полос. Обычно разработчик подобных систем не только выбирает пару динамиков, но и подбирает их по параметрам из множества экземпляров. Поэтому для самодельной акустики технологии студийных мониторов, прямо скажем, не всегда доступны.

Теперь о том, почему важно, что мониторы ближнего поля работают негромко. Одно из неприятных явлений в любой двухполосной (да и широкополосной тоже) системе — эффект Допплера. Это, когда мидбасовый динамик на большой громкости выходит на "ход" - начинает активно перемещать диффузор в пределах X-max. Что в это время происходит с СЧ-диапазоном? Та часть диффузора, которая отвечает за верхнюю средину, становится по сути подвижным излучателем. Эффект Допплера ярко слышен, например в таких музыкальных произведениях, как оркестровая версия Also sprach Zaratustra Штраусса. Там во вступлении скрипки и духовые держат "педаль" на фоне ударов низкочастотных литавр. Так вот, вместо мягкого протяжного акккорда звучит блеяние оркестра из-за НЧ-модулирования. Причем, чем меньше диаметр мидбаса, тем ярче выражен эффект, так как для воспроизведения НЧ-составляющей маленькому диффузору приходится колебаться с бОльшей амплитудой. Отсюда вывод: если двухполоска, то с максимально большим диаметром мидбаса.

Вроде решили проблему? (Спойлер — нет! ) Чем больше диаметр диффузора, тем он массивнее. А значит хуже воспроизводит верхнюю составляющую сигнала. Для снижения веса при сохранении прочности используют разные технологии — от специальной формы поверхности диффузора до изготовления его из кевлара или других современных материалов. Но это все недешево. Поэтому приемлемый по цене мидбас с большим диаметром, который ровно отыгрывает СЧ-диапазон - большая редкость. Таким образом от ВЧ-динамика требуется уметь без искажений воспроизводить начиная с более низкого диапазона. То есть иметь резонансную частоту практически сравнимую с СЧ-динамиком. Такие динамики существуют, но также обладают немалой ценой и найти их тоже непросто.

Как видите, подбор динамиков сам по себе — компромисс. Или дорого, или миримся с искажениями. Отсюда напрашивается простое решение: добавить среднечастотное звено и тем самым убить двух зайцев: избавиться от эффекта Допплера и позволить ВЧ-динамику работать существенно выше его резонансной частоты (где сконцентрирован максимум искажений).

И вот тут возникает новая проблема: если сведение двухполосной системы по фазе сложная, но вполне решаемая задача, то создать фазокогерентную "трешку" для большинства разработчиков уже непосильно. Почему? Да просто так повелось! На самом деле сведение по фазе любого числа полос задача вполне тривиальная при наличии доступного оборудования и правильных методик. Но это тема отдельного поста. Если интересно, конечно.

Подводя итог: для разработки высококачественной DIY- акустики лучше (и проще!) изначально ориентироваться на трехполосную систему. Эта схема дает выигрыш в деньгах (на порядки) при выборе компонентов. Что касается методики сведения, то от числа полос сложность зависит мало, а затраты времени пропорциональны числу полос. То есть, условно, два динамика сводим за час, три за полтора етс.

Если вы дочитали до этого места, спасибо за терпение. В следующем посте отвечу на вопросы. Планирую также серию постов, посвященных отдельным аспектам проектирования высококачественной акустики.

Ну, а далее — чем черт не шутит — можно попробовать взять и прямо онлайн разработать Пикабу-акустику с пояснениями, примерами и открытой документацией. Чтобы каждый мог недорого и без хлопот повторить такое дома. Как вам такое?

Показать полностью
17

Как устроен звук

Как устроен звук

Нескучные лекции о физике звука для самых маленьких и гуманитариев

О том, что звук — волна слышали почти все. Давайте, впрочем, сразу уточним: не любая волна, а только такая, у которой частота колебаний находится в диапазоне возможностей человеческого слуха. Это, примерно, от 20 до 22 000 колебаний в секунду (1 колебание/сек. = 1Герц). Все, что колеблется реже или чаще большинство людей органами слуха не воспринимают.

Что такое частота колебаний? Все просто: у волны есть начало периода (низшая точка), центр - высшая, и окончание — то место, где уровень снова становится равным нулю. Чем больше таких периодов укладывается в единицу времени, тем выше частота.

Как правило, звук доходит до человека не напрямую: источник звука, например струна, воздействует на воздух. Молекулы воздуха начинают колебаться с той же частотой, что источник звука. Сначала в движение приходят те молекулы, которые находятся ближе к источнику, а затем "пинают соседа" — передают колебания соседним молекулам.

Постепенно колебания распространяются во все стороны и, в конце концов, достигают уха человека. Мембрана в ухе под воздействием молекул воздуха также приходит в движение.

Дальше все просто - нервные окончания регистрируют колебания мембраны и передают их в мозг. Там происходит анализ звука (процесс крайне сложный и выходящий за рамки этого текста. …Может позже напишу заметку о том, как устроено все вот это у нас в голове).

К сведению:

Если лично вы слышите не все частоты звукового диапазона, не огорчайтесь, большинство людей слышат так же: зона уверенного восприятия простирается от примерно 35 до 14000…16000 Герц. И это совершенно не говорит об отсутствии у вас музыкального слуха.

Ясное дело, что достигнув ушей человека и возбудив нервные рецепторы, молекулы воздуха не успокаиваются. Они продолжают пинать соседей во все стороны и распространяют колебания все дальше от источника звука.

Это безобразие длится, к счастью, не бесконечно. Молекулы тоже "устают" — пнув соседей определенное количество раз они постепенно снижают размах своих колебаний и постепенно совсем успокаиваются.

Важно:

— скорость затухания звуковых колебаний напрямую зависит от расстояния до источника звука — чем дальше, тем слабее колебания.

— Если на пути звуковой волны возникает препятствие, то скорость затухания меняется. Причем эти изменения зависят от характера препятствия.

— При затухании звуковых колебаний снижается их амплитуда (размах), а вот частота остается неизменной. То есть если из струны извлекли ноту "До", то именно "До" и будет звучать до последнего.

Как вы поняли, звук проходит путь от источника до уха человека не мгновенно. Безусловно быстрее, чем вы прочли предыдущий абзац, но, все же, сплоченному коллективу молекул воздуха требуется некоторое время, чтобы "пропинать" всю толпу.

В среднем за одну секунду звук в воздухе проходит 343 метра. Скорость звука может меняться (незначительно) в зависимости от температуры окружающего воздуха.

Кроме того, если часть своего пути звуковая волна распространяется не по воздуху, а в твердом теле (например металле) ее скорость будет выше — теперь понятнее почему соседи стучат именно по батарее отопления, когда хотят, чтобы вы сделали звук потише!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!