97

Продолжение поста «КБЖД в деталях ч.14: Железнодорожные тоннели и мосты участка Уланово-Порт Байкал»

Что интересно, он не был предусмотрен проектом, но для безопасности вместо выемки под обрывистым склоном было решено в уступе пробить именно тоннель, но по торцам пристроить две небольших галереи, с которыми длина тоннеля составила чуть более 65 метров.

Строительными работами руководили всё те же инженеры, а общая стоимость составила 80 661 рублей.

Западный портал.

Снова селенаправляющие лотки.

Остановочный пункт Серебряный ключ на берегах реки Большой Баранчик.

Пройдя ещё два тоннеля, которые мы уже не фотографировали из за наступившей темноты, на 76 километре мы вышли к противооползневой галерее №1, построенной как и все предыдущие сооружения в 1904 г.

Её длина составляет 83 метра, но строилась она уже другим подрядчиком военным инженером подполковником Э. Березовским.

Шуточный кадр с палаткой, которую мы ставили неподалёку для ночёвки. :)

Для особо впечатлительных уточним, что поезд здесь проходит пару-тройку раз в день и снято это сразу после прохода поезда, так что абсолютно никакой опасности здесь не было.

Стоимость строительства обошлась казне в 103 818 рублей.

Далее мы вышли к таким красивым каменным водопропускным водоводам под полотном через Марьяный ручей.

Красивый водовыпускной оголовок.

Здесь две поочерёдно построенных в стык арки образуют единое гидротехническое сооружение.

Водовпускной оголовок.

Отсюда уже начинается дорога вдоль железнодорожного полотна, ведущая в посёлок порта Байкал.

Вдоль которой на скалах можно увидеть такие художества.

Вдали уже виднеется и конечная станция.

Место для привала.

А так выглядит местный благоустроенный родник на 74 км.

Ну а дальше мы вышли в порт Байкал, о котором расскажем отдельно в заключительной статье, ведь там тоже есть на что посмотреть.

Ну а на этом всё. Спасибо за просмотр и до новых встреч.

источник

Показать полностью 24
70

Продолжение поста «КБЖД в деталях ч.14: Железнодорожные тоннели и мосты участка Уланово-Порт Байкал»

Он также был изначально двухпутным.

По первоначальному проекту его длина должна была составлять всего 96 метров, но из за вскрывшихся в процессе строительства сложных пород, его длину пришлось увеличить до 194 метров.

Подрядчиками были всё те же инженера, а стоимость строительства обошлась в 137 543 рублей.

Тоннель заканчивается западной противооползневой галереей длиной 90 метров.

Весной 1904 г. над выходом из тоннеля в нависающем горном массиве была выявлена трещина, а до открытия движения оставалось всего пол года. Тогда было решено защитить тоннель дополнительно пристроенной галереей. Сооружение её оказалось не менее сложным чем проходка самого тоннеля и сопровождалось многочисленными обвалами.

Под руководством тех же подрядчиков стоимость пристроенной галереи составила 203 677 рублей.

В нагорной части галереи на озеро выходит три таких окна.

Западный портал галереи.

Если пройдя тоннель спуститься к воде, то можно увидеть тот самый огромный нависающий склон с трещиной.

Сразу за тоннелем у воды насыпь держит каменная подпорная стенка длиной 60 метров, построенная во время сооружения первого пути из околотого камня. Здесь мы перекусили.

Встретили изредка проезжающий поезд и отправились дальше.

На 85 км мы вышли к такой селенаправляющей дамбе с очередным бетонным лотком, в котором протекает ручей Гладилиха.

Проходим ещё с километр по извилистому пути.

И выходим к тоннелю №4 с названием "Бакланий".

Изначально длина этого двухпутного тоннеля составляла 189 метров, но в 1903 г. было решено пристроить к восточному порталу противообвальную галерею длиной 16 метров.

Руководили строительством те же инженеры, а общая стоимость тоннеля и галереи составила 226 641 рублей.

Западный портал.

Далее на 84 км мы вышли к такой подпорной стенке длиной 100 мтеров.

Прошли несколько мелких мостов и вышли к железобетонному виадуку балочного типа длиной 30 метров, построенным над небольшим заливчиком.

Это был первый многопролётный железобетонный мост на каменных опорах, который было решено построить вместо слишком большой подпорной стены на втором этапе строительства КБЖД.

Сразу за ним на 83 км расположен двухпутный тоннель №3 длиной 43 метра, который больше похож на противооползневую галерею нежели тоннель.

Продолжение следует...

Показать полностью 24
136

Продолжение поста «КБЖД в деталях ч.14: Железнодорожные тоннели и мосты участка Уланово-Порт Байкал»

Здесь из камней торчат старые дореволюционные рельсы и выходит устье речки с названием Каторжанка.

С такими мостами через неё.

А мы движемся дальше.

И спустя километр выходим к очередному тоннелю под №7 с названием "Каторжанский-2".

Тоннель изначально также был двухпутным. Его длина уже 538 метров, а построен он был в 1904 г.

Стоимость его строительства составила 645 788 рублей, а подрядчиками выступали всё те же инженеры путей сообщения.

Сквозь свод текут ручьи воды.

Из западного портала видно следующий тоннель.

Это тоннель №6 с названием "Каторжанский-1", построенный в то же время на 88 км КБЖД.

Он также был двухпутным и имел длину всего 109 метров.

Стоимость строительства составила 101 435 рублей.

Подрядчики строительства всё те же фамилии.

Так выглядит его западный портал.

На пути встречается много мелких мостов и селенаправляющих бетонных лотков.

На 87 км мы подошли к противооползневой галерее №2, длиной 66 метров. Где мы пропустили галерею №3 осталось загадкой. :)

Построена она была также в 1904 г. под руководством тех же подрядчиков, а стоимость постройки составила 142 191 рублей.

И снова вдали видно следующее сооружение.

Западный портал галереи.

Сразу за ней находится участок, где весной 1941 г. из за обвалившегося валуна произошло крушение поезда.

Дальше мы вышли к тоннелю №5, построенному в 1904 г. на 86 километре.

Продолжение следует...

Показать полностью 25
36

КБЖД в деталях ч.14: Железнодорожные тоннели и мосты участка Уланово-Порт Байкал

Сегодня мы снова перенесёмся на побережье озера Байкал и продолжим наш рассказ о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге, которую мы разбили на части для полного охвата всех её интересных инженерных сооружений на протяжении более 85 километров.

И в этой статье мы пройдёмся по тоннелям и мостам от станции Уланово до конечной станции Порт-Байкал.

Кругобайкальская железнодорожная эпопея ч.1: Станция Слюдянка и её мраморный вокзал.

КБЖД в деталях ч.2: Тоннели и мосты участка Култук-Старая Ангасолка.

КБЖД в деталях ч.3: Дореволюционные тоннели и мосты участка Старая Ангасолка-Хабартуй.

КБЖД в деталях ч.4: Мосты и тоннели участка Хабартуй-Малая Крутая губа.

КБЖД в деталях ч.5: Тоннель на участке Шарыжалгай-Пыловка.

КБЖД в деталях ч.6: Тоннели, галереи и мосты участка Пыловка-Шабартуй.

КБЖД в деталях ч.7: Тоннели и галереи участка Шабартуй-Колокольный. Нашли старый ДОТ.

КБЖД в деталях ч.8: Красивые царские тоннели участка Колокольный-Киркирей.

КБЖД в деталях ч.9: Тоннели участка Киркирей-Маритуй.

КБЖД в деталях ч.10: Паровоз, тоннели и мосты участка Маритуй-Половинная.

КБЖД в деталях ч.11: Самый длинный тоннель и участок Половинная-Ивановка.

КБЖД в деталях ч.12: Знаменитая "Итальянская стенка", Галереи и мосты участка Ивановка-Шумиха.

КБЖД в деталях ч.13: Дореволюционные железнодорожные тоннели и галереи участка Шумиха-Уланово.

В этот раз наш путь начинается с окраин бывшей станции Хвойная, которая при строительстве планировалась как разъезд. В 1933 г. она была переименована в Уланово в честь председателя Маритуйского совета комиссара Н. Уланова, погибшего в 1918 г. во время Гражданской войны в боях с белогвардейцами при попытке подорвать один из тоннелей КБЖД. А в 1962 г. станция была упразднена, всё таки став разъездом.

Первым сооружением на нашем пути стала заброшенная ещё в 1956 г. однопутная противооползневая галерея №5 "Холодная-2" на 96 километре КБЖД.

Построена она была в 1904 г. у входа в падь "Холодная".

Длина галереи всего 109 метров, а стоимость её постройки обошлась царской казне в 129 883 рублей.

А когда при модернизации по берегу озера был проложен менее опасный участок, галерея была заброшена.

С другой стороны пади расположена ещё одна заброшенная по той же причине противооползневая галерея №4 "Холодная-1", построенная в то же время. Её длина составляет 149 метров, а стоимость постройки составила 172 429 рублей. Подрядчиками строительства этих сооружений были инженеры путей сообщения Н. Арцыбышев и В. Королёв.

По КБЖД периодически ходят поезда, причём не только туристические, но и просто пригородного сообщения, которые нам постоянно встречались на пути.

Но прежде чем мы двинемся дальше по путям к основным тоннелям, давайте спустимся на берег.

Где у основания мыса Толстый расположено несколько бывших зданий и остатки от деревянного пирса.

Остатки от самого пирса.

Поднимемся обратно на пути и подойдём к тоннелю №8 "Толстый", построенному в 1903 г. сквозь мыс Толстый на 90 километре КБЖД.

Его длина 349 метров, а стоимость строительства составила 435 523 рублей.

Подрядчиками строительства выступали те же инженеры путей сообщения Н. Арцебышев и В. Королёв.

Изначально он был двухпутным, но теперь в нём уложен один путь широкой колеи.

Западный портал тоннеля.

Пройдя тоннель мы выходим на бывший разъезд "Толстый", обустроенный в связи с увеличением потока поездов уже при эксплуатации КБЖД. Но уже при строительстве второго пути разъезд был ликвидирован, а на его месте образован одноимённый блокпост, от которого ничего не осталось.

Небольшая каменная подпорная стенка, построенная ещё во время укладки первого пути.

А спустя километр мы вышли к бывшей центральной электростанции, питавшей сжатым воздухом девять бурильных станций пневмо-перфораторов во время строительства сооружений КБЖД.

При подстанции раньше располагался посёлок строителей КБЖД и платформа, но в 1950-х гг. они были ликвидированы.

Также у подстанции был свой небольшой деревянный пирс для доставки грузов.

Продолжение следует...

Показать полностью 25
Отличная работа, все прочитано!