Обзоры
37 постов
На Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» концерн «Уралвагонзавод» (входит в Ростех) представил обновлённую линейку двухзвенных вездеходов «Витязь». Эти машины давно зарекомендовали себя как надёжный транспорт для работы в самых суровых условиях.
«Витязи» способны работать в экстремальных условиях — при температуре ниже -50°C и в полном бездорожье. Флагманская модель ДТ-30ПМ, например, может перевозить 30 тонн груза на расстояние до 700 км без дозаправки.
Как отметили в компании, вездеходы служат не только для перевозки грузов. Благодаря сменному оборудованию — крановым, экскаваторным, буровым или пожарно-спасательным модулям — они могут использоваться как универсальные технологические комплексы для различных задач.
В настоящее время машины этого семейства активно используются крупнейшими российскими нефтегазовыми и логистическими компаниями в северных регионах.
На космодроме «Восточный» официально введен в эксплуатацию стартовый стол для тяжелых ракет «Ангара». Разрешение на его использование было получено 8 декабря.
Новый стартовый комплекс площадью более 45 тысяч квадратных метров считается одним из самых технологичных в мире. Он сильно автоматизирован — это позволяет минимизировать участие человека в подготовке к пуску и повысить безопасность.
Вместе с пусковой площадкой было завершено строительство 37 дополнительных объектов. Среди них — командный пункт, системы хранения и подачи кислорода и азота, заправочная эстакада, а также укрытия и эвакуационные тоннели для персонала.
Как рассказали в дирекции космодрома, сейчас общая готовность всего стартового комплекса «Ангара» на «Восточном» оценивается в 70%. Оставшиеся вспомогательные сооружения планируют достроить к концу марта 2026 года. После этого комплекс сможет обеспечить регулярные запуски тяжелых ракет-носителей нового поколения.
Кажется, у любителей музыки появился повод для настоящей ностальгической радости. Легендарная «Фирма Мелодия», чей логотип для миллионов людей неразрывно связан со скрипом иглы по черному диску и запахом картонных конвертов, возрождает производство винила в России. Символично, что это происходит в год 60-летия лейбла.
«“Фирма Мелодия” до сих пор ассоциируется у большинства наших соотечественников с виниловыми пластинками. Возрождение производства под брендом “Мелодия” — это естественное развитие музыкальных традиций в нашей стране, которое позволит заводу стать достойным преемником советских заводов “Мелодии”. Долгое время основным заводом в стране была Апрелевка — легендарное советское производство “Мелодии”. И для нас очень важно, что на этапе запуска производства винила рядом с нами был главный инженер Апрелевского завода Бадри Девишев», — комментирует решение об открытии производства генеральный директор «Фирмы Мелодия» Андрей Кричевский.
Подход к выбору первых релизов у команды «Мелодии» оказался далек от шаблонного. Они начинают не с очевидной классики, а с… советской аутогенной тренировки 1980-х годов.
«Первой пластинкой нового производства, как ни странно, станет знаменитая советская аутогенная тренировка 1980-х годов — запись, которую разработали врачи санатория “Энергетик” в Ялте в рамках курса на ЗОЖ и антиалкогольной и антитабачной кампаний. Это достаточно забавная запись, которую люди пересылают друг другу в интернете как мем и не верят, что советская “Мелодия” была на такое способна. В 1980-е пластинки со специально подобранными композициями и инструкциями диктора стали востребованным средством альтернативной медицины, их воспринимали едва ли не как панацею от всех болезней. Нам кажется, что этот релиз будет актуален в преддверии новогодних каникул», — говорит первый заместитель генерального директора «Мелодии» Карина Абрамян.
Но, конечно, без фундаментальных вещей не обошлось. В первую же партию вошло юбилейное, 50-летнее переиздание знаменитой пластинки Давида Тухманова «По волне моей памяти», а коллекционеров и меломанов ждет настоящий праздник: на виниле выходят две редчайшие культовые записи, такие как «Disco Alliance» группы Zodiac — «инопланетная» инструментальная музыка из Латвии, ставшая бестселлером и породившая массу легенд, дебютный альбом ВИА «Дос-Мукасан» — священный Грааль для диггеров и ценителей «советского грува», оригинал 1976 года уходит с аукционов за астрономические суммы, и вот теперь этот эталон казахского фанка и рока становится доступен всем.
Как рассказали в компании, все пластинки, которые поступят в продажу в 2025 году, изготовлены с оригинальных мастер-лент. Над восстановлением звука работал звукорежиссер Максим Пилипов, а к оформлению вернули фирменные аннотации.
«Мелодия» начинает с выпуска своей классики, но уже в планах — открыть пресс для современных артистов и независимых лейблов. Похоже, тихий треск иглы под мелодии из нашего общего прошлого — и не такого уж далекого будущего — скоро снова наполнит дома меломанов.
В Мончегорске, на площадке «Норникеля», после реконструкции заработало производство кобальта. Мощность нового цеха позволяет выпускать до 3 тысяч тонн металлического кобальта в год.
«Производство электролитного кобальта на Кольской площадке «Норникеля» — это уникальный проект по созданию востребованной продукции высокого качества. Оно полностью закроет потребности российских потребителей в этом металле, а также повысит экономическую эффективность компании, так как позволит перерабатывать кобальтовый концентрат
в металлическую форму, востребованную в различных отраслях промышленности», — прокомментировал вице-президент «Норникеля», директор Заполярного филиала компании Александр Леонов.
Кобальт чистотой 99,9% — высшей марки — будет применяться в производстве аккумуляторов, катализаторов, магнитов и в аэрокосмической отрасли. По оценкам «Норникеля», этого объёма достаточно, чтобы полностью закрыть потребности российских промышленных предприятий в этом металле. Инвестиции в запуск цеха составили 5,3 миллиарда рублей.
В Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) завершили работу над модернизацией газотурбинного двигателя АЛ-41СТ-25. Семь новых технических решений направлены на то, чтобы сделать силовую установку для газоперекачивающих станций более эффективной, надежной и долговечной.
Инженеры внесли изменения в конструкцию, основываясь на данных от опытного образца, который уже работал на компрессорной станции «Арская». Была улучшена газодинамика, а также доработаны воздушная и масляная системы двигателя.
«Специальные испытания, проведенные во время работы нового двигателя в составе газоперекачивающего агрегата, позволили детально оценить работу всех систем и узлов, верифицировать его математическую модель. Предложенные конструкторами ОКБ им. А. Люльки решения апробированы на стенде и доказали свою эффективность в ходе приемо-сдаточных испытаний. Достигнутые показатели КПД 39,3% в условиях ISO в настоящий момент являются лучшими для двигателей в классе мощности 25 МВт. В ближайшее время АЛ-41СТ-25 будет передан на компрессорную станцию „Арская“ для дальнейших опытно-промышленных испытаний и опытно-промышленной эксплуатации», — сказал управляющий директор ОДК-УМПО Евгений Семивеличенко.
Как рассказали в Ростехе, обновленный АЛ-41СТ-25 отличается не только высоким КПД и экономичностью, но и способностью сохранять работоспособность в условиях высокой температуры воздуха. Его модульная конструкция упрощает установку и обслуживание. Вскоре двигатель вернется на станцию «Арская» для нового этапа опытно-промышленных испытаний.
Эта разработка, создаваемая по соглашению между Ростехом, ОДК, «Газпромом» и Республикой Башкортостан, является первым отечественным двигателем такого уровня, призванным заменить иностранные аналоги в газотранспортной отрасли.
Информация о том, что государственный контракт на выполнение данных работ был заключен между Министерством обороны России и «Севмашем» 17 апреля 2013 года за номером Р/1/1/0122/ГК-13-ДГОЗ, появились на официальном сайте закупок, размещенным ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» 27 июня 2013 года, о чем сообщил сайт Сделано у Нас.
Информация о том, что государственный контракт на выполнение данных работ был заключен между Министерством обороны России и «Севмашем» 17 апреля 2013 года за номером Р/1/1/0122/ГК-13-ДГОЗ, появились на официальном сайте закупок, размещенным ОАО «ПО «Северное машиностроительное предприятие» 27 июня 2013 года, о чем сообщил сайт Сделано у Нас.
В конце октября 2024 года сайт Сделано у Нас сообщил, что 24 октября тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 11442 заведён в наливной бассейн ОАО «ПО «Севмаш» для ремонта и модернизации.
В конце мая 2017 года сайт Сделано у Нас представил фотографии монтажа новой верхней палубы с вырезами для универсальных вертикальных пусковых установок на тяжёлом атомном ракетном крейсере «Адмирал Нахимов», сообщив о том, что первая секция палубы уже установлена. Также в августе 2017 года сайт Сделано у Нас опубликовал фотографии крейсера «Адмирал Нахимов» во время модернизации на ПО «Севмаш».
В первой половине февраля 2018 года на сайте были опубликованы фотографии восстановления корпуса ТАРК «Адмирал Нахимов», а в начале ноября 2018 года на сайте были представлены фотографии со строящимся плавучем доком.
Во второй половине августа 2020 года сайт Сделано у Нас сообщил, что на Севмаше выведен из наливного бассейна модернизируемый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов».
Во второй половине сентября 2024 года на сайте Сделано у Нас были опубликованы новые фотографии ТАРК проекта 1144.2М «Орлан» «Адмирал Нахимов», проходящего финальную стадию глубокой модернизации на северодвинском предприятии «Севмаш».
В начале декабря 2024 года сайт Сделано у Нас сообщил о начале ходовых испытаний крейсера «Адмирал Нахимов» после завершения ремонта с модернизацией.
В середине сентября 2025 года сайт Сделано у Нас сообщил о завершении первого этапа заводских ходовых испытаний ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» закончившихся успехом.
Первый в России беспилотный поезд метро готовится выйти на тестовые рейсы. В декабре 2025 года на Большой кольцевой линии начнётся его пилотная эксплуатация.
На первом этапе современный поезд «Москва» будет курсировать по кольцу без пассажиров, в ночное время и под контролем машиниста. Его главная задача — доказать безопасность и надёжность технологии, рассказали в мэрии Москвы.
Во время испытаний проверят ключевые системы: автоматический контроль пути (чтобы обнаружить человека или предмет на рельсах), машинное зрение (для мониторинга состояния самого состава) и связь с диспетчерским центром. В будущем эта система сможет самостоятельно составлять график движения поездов.
Опыт Москвы с беспилотным трамваем, который уже три месяца возит пассажиров, показывает, что такие технологии работают. За это время он перевёз более 40 тысяч человек, совершил почти 1,6 тысячи рейсов и ни разу не нарушил ПДД. Программное обеспечение для трамвая столичные инженеры разработали самостоятельно, без привлечения сторонних подрядчиков.
В Морском техническом университете (СПбГМТУ) испытали автономный дрон для сопровождения водолазов. Устройство призвано упростить и обезопасить подводные работы, заменив собой несколько разрозненных систем.
Раньше для сопровождения водолаза требовалась группа людей на поверхности: они следили за буйками, поддерживали связь и визуальный контроль. Новый дрон делает всё это самостоятельно. Он представляет собой компактную платформу на двух движителях и работает без кабелей, не мешая действиям специалиста под водой.
Устройство автоматически отслеживает положение водолаза через гидроакустику и держит заданную дистанцию. Оно служит ярким маяком, подсвечивая район работ над и под водой, что критично при плохой видимости или ночью. Дрон также обеспечивает подводную радиосвязь — в его герметичном отсеке даже можно разместить мобильный телефон для коммуникации. Кроме работы с людьми, платформа может сопровождать подводных роботов, ретранслируя их координаты на большие расстояния.
Испытания подтвердили работоспособность в сложных условиях: при низкой температуре и ледяной шуге дрон успешно находил гидроакустический маяк, выходил на заданные GPS-точки, удерживал позицию и двигался по курсу.
«Новизна российского проекта заключается в сочетании гидроакустической пеленгации с автономным надводным роботом, функции сопровождения подводного специалиста без физических линий связи и возможности ретрансляции данных для подводных аппаратов», —
подчеркиваетАндрей Назаров, начальник научно-исследовательского сектора морских электронных систем СПбГМТУ.
Аппаратная часть дрона — смешанная: часть компонентов отечественные, часть — импортные, но ключевые системы (управление, навигация, акустика) университет разработал самостоятельно. Модульная конструкция позволит в будущем заменить большинство элементов на российские анало