Ответ на пост «Победа ли?»
Хотел написать комментарий со своим видением ситуации, описанной в посте (касательно возможности возврата билетов в связи с приостановлением полетов), но получилось очень много, поэтому вынесу отдельным постом. Если изложенное ниже уже обсуждалось в посте, прошу сильно не бить - комменты внимательно не изучал, сразу полез в нормативную базу)
Собственно, давайте разбираться.
В первую очередь необходимо уяснить, что форс-мажор (думаю, все согласны, что это форс-мажор) дает иммунитет сторонам только от мер ответственности за неисполнение договора. То есть, не применяются штрафы, неустойки и тому подобное. От других обязательств, связанных с невозможностью исполнения основного обязательства, закон никого не освобождает.
Далее, сперва пройдемся по специальным нормам. Тут сразу оговорюсь, что от воздушного права я бесконечно далек (если есть специалисты в этой сфере или просто знакомые с вопросом коллеги, прошу дополнить или поправить), но при беглом ознакомлении с основными НПА выходит следующее:
В соответствии с п. 227 федеральных авиационных правил, отмена или задержка рейса, выполнение рейса не по расписанию, несостоявшаяся отправка вследствие невозможности предоставить место на рейс и дату являются основаниями для вынужденного отказа от договора перевозки.
Независимо от выбранной АК формулировки (они избегают прямо говорить об отмене рейсов, а лишь "приостанавливают" выполнение полетов), де-факто мы имеем невозможность для пассажира совершить полет на согласованную дату по оговоренному маршруту, что, на мой взгляд, можно подвести под любое из трех перечисленных оснований. Следовательно, у пассажира есть право на вынужденный отказ от договора перевозки.
В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 108 Воздушного кодекса в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.
Приостановление перевозчиком полетов однозначно влечет неисполнение обязательств по договору перевозки. При этом, как отмечено выше, данные действия можно считать предусмотренными федеральными авиационными правилами. Следовательно, стоимость билетов должна быть возвращена. При этом данная норма императивная. Она не предусматривает права перевозчика в одностороннем порядке изменять форму компенсации стоимости билета другим предоставлением.
А теперь можно посмотреть, что на этот счет скажут более общие положения того же ГК РФ, например.
Согласно ст. 451 ГК РФ договор может быть расторгнут сторонами при существенном изменении обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении, если иное прямо не предусмотрено договором или законом. При этом, если стороны не договорятся о его расторжении самостоятельно, любая из сторон может потребовать расторжения договора через суд. При расторжении договора, согласно ч. 3 ст. 451 ГК РФ, суд определяет последствия расторжения договора (распределяет уплаченные средства).
Таким образом, я бы сделал вывод, что одностороннее определение перевозчиком способа компенсации стоимости билетов не совсем законно, в связи с чем с ними вполне можно пободаться.
Для начала следует направить в АК уведомление о вынужденном отказе от договора перевозки и возврате стоимости билетов. Бланк такого уведомления есть на сайте авиакомпании (https://www.pobeda.aero/information/travel/transport_regulat... ссылка в п. 8.6). В самом бланке ставится отметка "вынужденный отказ", остальное заполняется в зависимости от способа оплаты и т.д. Далее, на втором листе есть место для комментариев. В этом разделе (или в сопроводительном письме к упомянутому бланку) нужно будет расписать причины отказа со ссылками на положения воздушного кодекса и правил перевозки, чтоб у авиакомпании было меньше соблазна просто послать вас куда подальше.
Примерно следующий текст:
ДАТА АК "Победа" (Перевозчик) опубликована информация о временном приостановлении выполнения полетов до 31.05.2020.
ДАТА мной приобретены билеты на рейс № _____ на ДАТА (бронирование № ______). Поскольку дата вылета приходится на период приостановления полетов, очевидно, что рейс согласно расписанию совершен не будет, а перевозка окажется невозможной вследствие невозможности предоставления мне места на рейс и дату, указанные в билете.
Данное обстоятельство, в свою очередь, согласно абз. 2, 3, 4 п. 227 Федеральных авиационных правил (утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82) и ч. 2 ст. 108 Воздушного Кодекса ФР является основанием для вынужденного отказа пассажира от договора перевозки и возврата пассажиру уплаченной провозной платы.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 108 Воздушного кодекса РФ, п. 227, 228, раздела XIII Федеральных авиационных правил, уведомляю Вас о вынужденном отказе от договора перевозки по маршруту _______________ на рейс _________ на дату _____________ (бронирование № __________, билет № _____________) и прошу:
1. Предоставить документ, подтверждающий обстоятельства вынужденного отказа от договора перевозки, предусмотренные п. 227 Федеральных авиационных правил;
2. Произвести возврат уплаченной мной за указанную выше перевозку (билеты) провозной платы.
В случае отказа в удовлетворении перечисленных требований прошу предоставить письменный мотивированный отказ в установленные законом сроки. Ответ на настоящее обращение прошу направить на адрес электронной почты _______________________ и (или) заказным письмом по адресу _________________________________________________. Телефон для связи: ____________________.
Распечатываем письмо, подписываем собственноручно, сканируем отправляем на их официальную электронную почту (обязательно отправляйте скан/фото бумажного документа, так надежнее) и ждем ответа. Направляем на vozvrat@pobeda.aero (скорее всего будут принимать по этому адресу) и можно еще на общий feedback@pobeda.aero. Либо, чтоб прям с гарантией не отвертелись, что не получали письма, делаем все, описанное в предыдущем предложении, и дублируем еще ценным (заказным) письмом с описью вложения на их юридический адрес (если ничего не перепутал, вот адрес: 108811, МОСКВА ГОРОД, КИЛОМЕТР КИЕВСКОЕ ШОССЕ 22-Й (П МОСКОВСКИЙ), ДОМОВЛАДЕН 4, СТРОЕНИЕ 1). Ждем ответа. По срокам затрудняюсь сказать, но точно не больше 30 дней. Если отправили по почте, то смотрим по треку и считаем срок с даты получения. После этого можно обратиться ПАРАЛЛЕЛЬНО в суд (по суду им еще придется по ст. 13 ЗоЗПП штраф выплатить и, (это не точно) неустойку) и орган, наделенный функциями надзора за авиакомпаниями. Поскольку здесь применим Закон о защите прав потребителей, предположу, что имеет смысл по данным вопросам беспокоить Роспотребнадзор, хотя допускаю, что тут может быть вопрос больше к профильным ведомствам.
P.S. Роспотребнадзор полагает возможным возврат билетов в порядке ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением условий (что я расписал выше по общим нормам)
Вот тут позиция: http://14.rospotrebnadzor.ru/422/-/asset_publisher/7EtZ/cont...
P.S.S. Повторюсь, все описанное выше - позиция выработанная из беглого ознакомления с нормативной базой. Судебную практику я не поднимал и не изучал, поэтому очень может быть, что я упустил что-то важное или что-то неверно понял, поэтому предлагаю коллегам-юристам и просто знающим людям присоединиться к обсуждению.


