24

Ответ на пост «Владимир Высоцкий о фильме "Вертикаль": "Все понимали, что этот слабый сценарий могли спасти мои песни"»

В тот день крутили фильм
С названьем "Вертикаль"
И он не увлекал меня сначала.
И не ушла с души тоска-печаль,
А показалось, что сильнее стала.
И вдруг за кадром песня зазвучала
Она мне душу на куски рвала
Казалось, сердце биться перестало,
Какой был голос! Каковы слова!
Услышав те слова - хотелось жить.
А как достал меня мотив неброский!
Кто мог такое чудо сотворить?
И друг шепнул: "Да это же Высоцкий"


Автор этого стихотворения мне неизвестен.
Прочла я его очень-очень давно, в начале 90-х, как сейчас помню - в газете "Московский комсомолец" (тогда мы покупали газеты в киосках и я, будучи ребенком, вырезала любимые статьи и вклеивала в тетрадку).
Папа очень сильно любил Высоцкого и, можно сказать, я выросла на его песнях.

Это стихотворение в газете и его слог так восхитили меня, что я переписала его в блокнот, чтобы сохранить. И, перечитывая, постепенно выучила.


Прошло много лет...
Сегодня, я прочитала на Пикабу пост про фильм "Вертикаль" и в голове сами собой из памяти всплыли строки этого стихотворения.
Я хочу им поделиться.

Ответ на пост «Владимир Высоцкий о фильме "Вертикаль": "Все понимали, что этот слабый сценарий могли спасти мои песни"»
Показать полностью 1
247

Владимир Высоцкий о фильме «Вертикаль»: «Все понимали, что этот слабый сценарий могли спасти мои песни»

Этот фильм был своеобразным дебютом двух легендарных артистов. Для Станислава Говорухина картина «Вертикаль» была первой режиссёрской работой над полнометражным фильмом после завершения обучения на режиссерском факультете ВГИКа. А для Владимира Высоцкого это был первый фильм, в котором он сам исполнял свои песни. И именно этот фильм сделал его известным всей стране.

Когда кинокартина была в прокате, люди приходили в кинотеатры с блокнотами, что бы успеть записать слова песен и музыкальные ноты. Успех не очень выразительного по сюжету фильма был большим и убедительным.

"Вертикаль" (1967).


Позже Станислав Говорухин в своих мемуарах писал о тех съёмках, что сценарий к фильму брал с неохотой, но отказаться не мог, так как это было его последним заданием в институте кинематографии и дипломной работой совместно с другим выпускником – Борисом Дуровым. Простенький сюжет об истории восхождения на вымышленную гору на Кавказе Говорухин решил украсить съёмками профессиональных альпинистов, а также отличной музыкой и песнями, которые должны были подчеркнуть не только романтику, но и опасность этого вида спорта.

На роль поющего персонажа фильма (радиста Володи), Говорухин собирался пригласить уже известного в то время автора и исполнителя своих песен Юрия Визбора. Тем более что в творчестве Визбора горная тема занимала особое место.

Юрий Визбор.


Юрий Визбор был большим фанатом гор, профессионально занимался горными лыжами (некоторое время даже работал тренером), да и вообще дружил с большими горами уже много лет.

Станислав Сергеевич писал в своей книге, что главной задачей было из невыразительного сценария создать фильм, которому бы поверили настоящие альпинисты. Мол, если поверят они, то и для обычных людей это будет интересно и познавательно.

"Вертикаль" (1967).


Визбор прошел пробы и пообещал написать несколько новых песен к фильму (Говорухин хотел минимум четыре), но в последний момент вдруг отказался от участия в съёмках.

Менее чем за месяц до начала работы, когда часть съёмочной группы уже перебралась с оборудованием в Приэльбрусье, Юрий извинился и сообщил руководству киностудии, что не сможет поехать на Кавказ.

Съёмочная группа фильма "Вертикаль" в 1966 году. Поляна Азау (Приэльбрусье).


На этот счет существует две версии его отказа. По первой версии он, подробно изучив сценарий, понял, что такой фильм вряд ли ждет успех. А участвовать в слабеньком фильме даже за приличный гонорар ему не хотелось.

Вторая версия более красивая и с моей точки зрения, очень близка к истине. Визбор знал, что в пробах к фильму также участвовал и Высоцкий, который был вторым номером на эту роль.

Поэтому если Визбор вдруг не сможет сниматься, то у создателей фильма не останется выбора кроме Высоцкого. Юрий следил за его творчеством и восхищался стихами и песнями Володи. Но он понимал, что Высоцкого вряд ли выпустят на пластинках, уж больно тот был, что называется, не в формате. Поэтому своим отказом он открывал дорогу Высоцкому. И в этом фильме у того появлялась уникальная возможность спеть свои песни с экрана всей стране.

Когда начали снимать фильм и появились первые рабочие материалы, режиссеры Говорухин и Дуров ходили мрачные. Нужна была изюминка, а её в сценарии не было. История спасения получалась вялой, а кульминация фильма - размытой. Говорухин поделился об этом с Высоцким. Нужны были песни, которые смогли бы предать накал этой истории, внести напряжение.

"Вертикаль" (1967).


Он их писал прямо там, в горах, в окружении снежных вершин, слушая рассказы и байки профессиональных альпинистов, которые тоже снимались в этом фильме. Они же были первыми слушателями этих песен. Возможно, поэтому все песни получились такими проникновенными.

"Вертикаль" (1967).


И сегодня можно с уверенностью сказать, что именно песни Высоцкого спасли этот фильм от забвения.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!