red.front

red.front

Будущее или смерть
Пикабушник
90К рейтинг 163 подписчика 15 подписок 205 постов 120 в горячем
4

Земельный вопрос и эсэры XXI века

Земельный вопрос и эсэры XXI века

Маркс пришел к тому, что именно в передовых капиталистических странах революция созреет первой. Там, где буржуазия уже расчистила пространство, где пролетариат стал массовым классом, где сама логика капитализма разоблачена до предела.

Капитализм, по Марксу, должен был породить своего могильщика — сознательный, организованный пролетариат, который, опираясь на развитые производительные силы, отменит частную собственность и наемный труд.

Парадокс истории

Но реальная история развернулась иначе. Революции XX века происходили не в ядре капиталистической системы, а на ее периферии: там, где и пролетаризация, и урбанизация, и индустриализация были отнюдь не завершены.

Вместо «зрелых» пролетарских революций мы получили революции «догоняющего развития» — попытку одним рывком перепрыгнуть через несколько стадий эволюции капитализма, опираясь на отсталое крестьянское большинство. В странах, где капиталистические отношения сформировались, где пролетариат составлял значимую долю населения и играл существенную роль в экономике, мы не найдем победы социалистической революции.

У этого парадокса есть очень простое объяснение. Социалистическая революция в ее историческом виде решала задачу индустриальной модернизации и создавала общество всеобщего наемного труда, общество тотальной пролетаризации. Она была прогрессивна прежде всего там, где капитализм по каким-то причинам не способен сам довести этот процесс до конца — где буржуазия слаба, зависима, связана с архаичными формами эксплуатации, подчинена мир-системной логике вывоза капитала и не может (или не успевает) индустриализировать страну.

Крестьянский океан

И вот тут на сцену выходит крестьянство. Его революционное значение в XX веке часто оказывалось даже выше, чем у пролетариата, потому что именно оно являлось наиболее массовым и при этом системно угнетаемым слоем.

Пролетариат в периферийных странах был слишком малочисленным, слишком связанным с городами-анклавами, слишком включенным в мировые цепочки капитала — а вот крестьянство представляло собой тот самый океан недовольства, в котором и развернулось большинство революционных процессов.

Крестьянское угнетение носило архаичный характер: оброк, задолженность, кабальные аренды, отсутствие прав, фискальное давление. При этом крестьянин уже был втянут в товарное производство — он продавал хлеб, шел на сезонные подработки, встраивался в рынок, — но все меньше мог прокормить себя со своего надела. Он фактически уже жил в логике капитализма, товарного производства, но воспринимал свою ситуацию не как классовый вопрос, а как «земельный вопрос»: мало земли, земля не наша, надо переделить.

Феномен эсеров

На этом фоне особенным выглядит феномен партии эсеров. Они обещали как раз то, что слышал и хотел крестьянин: решение земельного вопроса в рамках привычного уклада — общинного, мелкотоварного производства. Черный передел, социализация земли, самоуправление общин.

Это были, скорее, идеи регресса к прошлому, но в «благородной» обертке социализма.
С точки зрения марксистской логики такая программа должна была уйти на свалку истории вместе с миром, который ее породил. Но в реальности именно она лучше всего артикулировала интересы крестьянского большинства.

Программа крестьянства сводилась к двум простым вещам: передел земли и местное самоуправление. Земля — тем, кто ее обрабатывает, и возможность самим решать местные дела.

Однако фактическим «решением» земельного вопроса исторически стала не идиллическая крестьянская община, а индустриализация и урбанизация, проведенные в неклассически-капиталистической форме — через коллективизацию, план, массовый исход в города и заводы. Земельный вопрос «разрешили» тем, что значительную часть населения фактически оторвали из земли.

От крестьянина к наемному работнику

Пролетаризация означала переход в более развитые экономические отношения: вместо относительно автономного, но нищего крестьянина — работник, полностью зависящий от продажи рабочей силы, но с регулируемым рынком доходом в форме зарплаты, покрывающий его жизненные средства.

Он терял контроль над средствами производства и над своей жизнью, но получал включенность в более производительную систему. Чтобы сгладить риски, дисбалансы и неопределенность, потребовались компенсационные механизмы социального государства — медицина, образование, пенсии, пособия, представительные политические институты.

Наши дни: Квартирный вопрос

Перенесемся в наши дни.
Пролетаризация стала почти тотальной. Большинство людей в мире существуют как наемные работники, встроенные в гигантские цепочки общественного производства. Но теперь противоречия нарастают уже внутри капиталистической системы! Наемный труд в своем нынешнем виде почти нигде не дает большинству людей возможности устойчиво воспроизводить себя: завести семью, вырастить детей, купить жилье — и не жить на грани.

Самым ярким проявлением этой невозможности стал «квартирный вопрос», который вновь вылез в виде структурного кризиса, а не частной проблемы. Недаром именно на повестке доступного жилья возносится почти из ниоткуда в мэры Нью-Йорка мало известный «легальный социалист» Мамдани, именно вокруг вопроса недвижимости гремят скандалы имени Долиной по России, и даже в Китае самые пристальные взоры направлены на проблемы застройщиков.

А ведь жилье сегодня — все еще не только товар конечного потребления. Жилье — это прежде всего доступ и к инфраструктуре для воспроизводства, вроде школ для получения образования детьми, и главное — к привилегированным рабочим местам, поэтому стоимость жилье в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, Москве и Санкт-Петербурге, Пекине и Шанхае достигает невообразимых величин.

Дифференциальная рента здесь критична настолько же, насколько она была важна для крестьянских наделов. И ровно настолько же прикрепление к земле и необходимость выплачивать долги за нее сегодня обернулись ипотечным рабством для пролетариата, удерживая его на коротком поводке корпоративного работодателя.

Когнитариат и неравенство

Кто сегодня все еще может позволить себе жилье, накопления, относительную свободу? Хотелось бы сказать — «дефицитные работники», но это не так. Дефицитная швея, учитель, врач, слесарь, даже инженер все равно зарабатывают сравнительно мало. Их труд остро востребован, но рынок не поднимает им зарплаты: такой работник привязан к ограниченному числу потребителей его продукта труда, и не так много людей могут скинуться из своей зарплаты на компенсацию за его труд.

На вершине доходной пирамиды оказываются те, у кого высока когнитарная нагрузка в деятельности. Те, чей основной продукт нематериален и может быть потреблен сразу огромным числом людей. Один и тот же код, курс, дизайн, ролик, финансовый продукт — это сразу тысячи, миллионы потребителей. А те, кто обслуживает ограниченное число тел, машин, квартир, — страдают: их клиенты физически не могут заплатить им больше того, что сами зарабатывают в этой же системе.

Так возникает класс производителей «идеального» — IT-специалисты, дизайнеры, успешные блогеры и ютьюберы, авторы онлайн-курсов, люди из медиа и финтеха. К ним цепочкой присасываются инфлюенсеры, инфоцыгане, разводилы, мошенники — те, кто паразитирует на той же логике масштабируемого внимания.

Человеку, работающему в «материальной» сфере, советуют обзавестись «личным брендом»: вести соцсети, записывать сторис, накапливать символический и социальный капитал, то есть всеми силами добавить к своему труду когнитарное измерение, чтобы выйти на достойный заработок.

Новая «индустриализация»

Иначе говоря, на смену чистой пролетаризации приходит когнитаризация.

Как когда-то в сельском хозяйстве реальным ответом на земельный вопрос был не укрепленный сход и не прописанный в уставе «общий надел», а трактор в поле и завод по его производству, так и сегодня для пролетариата ответом на «квартирный вопрос» и вообще на вопрос воспроизводства становится не очередной жилищный или производственный кооператив, а нейросеть и робот в сфере материализации исходников.

Все больше людей создают нематериальные формы — идеи, чертежи, модели, код, — и нам нужен слой автоматизированного труда, который превращает эти исходники в вещи.

У творческого труда, когнитарного труда есть принципиальное отличие: его нематериальный продут потребляется неисключительным образом. Один и тот же курс, статья, чертеж, софт могут быть использованы сколь угодно большим числом людей одновременно, без того, чтобы кто-то остался обделен. В отличие от материального продукта, где один проданный хлеб уже нельзя продать другому, и где нужны права собственности для гарантии оптимальной аллокации ограниченного ресурса, с когнитарным продуктом рост числа потребителей не требует пропорционального роста затрат труда. Это и создает пространство для действительно иного, нетоварного способа производства.

В пределе, в обществе всеобщего когнитарного производства, каждый участник неизмеримо богаче, чем специалист в обществе разделения труда. Ведь там, где деятельность человека создает идеальный исходник, а материализация автоматизирована, каждый потребляет не эквивалент продукта собственного труда, а продукт труда всех остальных людей вообще.

Но крестьянину, чтобы перейти к более обеспеченному существованию поставщика квалифицированной рабочей силы в системе товарного производства, потребовалось «довериться рынку» и перестать пытаться обеспечивать себя самого своим хозяйством. Аналогично наемному работнику предстоит отбросить идею эквиалентного обмена и распределения по труду, чтобы войти в изобильное царство когнитарного производства.

Эсеры XXI века

Ортодоксальные марксисты, политическая повестка которых сегодня выстраивается вокруг повышения зарплат, укрепления профсоюзов, социального жилья, доступной медицины, создания кооперативов в рамках рынка, по сути, занимают нишу тех самых эсеров XXI века.

Они борются за улучшение положения наемного работника, но полностью принимают саму форму наемного труда и разделения труда как данность. Их проект — это проект «хорошего капитализма плюс», гуманизированного и слегка перераспределяющего, но не отменяющего основы. Это тоже попытка возврата к прошлому укладу в более «благородной» обертке более социального — социалистического — государства.

Их роль при этом нельзя недооценивать. Как и у старых эсеров, их повестка отвечает на реальные, болезненные запросы людей, которые объективно страдают от текущего устройства. Борясь за реальные нужды, они в то же время повышают политическую субъектность масс, накапливают организационный опыт, создают альтернативные социальные связи.

Но важно понимать пределы этой повестки: она не выходит за горизонт наемной занятости, как социалистическая революция не выходила за горизонт общества всеобщего наемного труда. Итоговая задача же стоит в том, чтобы вырвать людей из сферы наемной занятости вообще — возможно, даже, через новую «коллективизацию», через создание передовых пространств коллективного безнаемного самообеспечения сообществ свободного производства.

Трансформация, которая реально меняет игру, заключается не в возвращении «хороших», стабильных условий для занятых по найму, а в автоматизации всей сферы материализации — производства вещей, услуг, инфраструктуры — и втягивании «выпадающих» из старого уклада людей в новый уклад свободного производства, в когнитарную деятельность.

Не «работа ради зарплаты», а свободное производство исходников, знаний, проектов, культуры, которые потом материализуются автоматизированной системой. Не «каждому по рабочему месту», а каждому — доступ к средствам когнитарного производства и коллективным мощностям материализации.

Это означает, что реакционная в своей основе революционность угнетенного пролетариата — стремление просто сделать свою зависимую позицию терпимой — должна сочетаться с прогрессивной революционностью нарождающегося когнитариата, который объективно, в силу формы отношений внутри уклада своего материально воспроизводства, заинтересован в отмене наемного труда и всей старой структуры производственных отношений.

Без первых не будет энергии бунта, без вторых не будет образа нового уклада. СР-ы XXI века нужны, чтобы подсвечивать боль системы, но проект будущего будет писать уже не «партия земли», а партия свободного знания и автоматизированного производства.

Автор Евгений Парфенов

Показать полностью

Хотите как в Китае?

Жаль в 1989 переворот не удался, и Китайскую компартию не запретили. Сейчас бы жили в самой прекрасной стране на свете, а остальные страны им бы завидовали. Вывозили бы ресурсы, ввозили электронику и технику. Гражданская война шла бы 37й год подряд. Ипотечные кредиты по 30% и демографическая яма. Люди в костюмах роботов пляшут перед начальством. Кайф

Показать полностью 5
1337

Это у пиндосов. Хорошо, что у нас не так2

Это у пиндосов. Хорошо, что у нас не так

Экономика пришла к моменту, когда владеть своим домом и завести ребёнка — несбыточная мечта. Такой тезис активно обсуждают на реддите.

Оригинал поста уже удален, но комментарии на месте

В комментариях сотни зумеров, которые неплохо зарабатывают, но не могут купить себе недвижимость и позволить детей. Многие просто живут, чтобы обслуживать свои долги.

Некоторые винят во всём бумеров, которые создали такую экономику, а другие говорят, что даже в США единственный способ упростить себе жизнь — пойти в армию.

Показать полностью 1

Три парадокса национализма

Национализм — одна из самых могущественных политических сил в современном мире. Он способен вдохновлять на самопожертвование, двигать массы и строить государства.[1] Но в то же время, при ближайшем рассмотрении, он оказывается полон противоречий и философской пустоты. Британский политолог Бенедикт Андерсон в своей книге «Воображаемые сообщества» выделил три парадокса, которые ставят в тупик исследователей и обнажают всю сложность и неоднозначность этого явления.[2] Давайте разберемся, что это за парадоксы и как они проявляются в нашей жизни.

Парадокс №1: Древность в глазах националиста, современность — в глазах историка

Первое и, возможно, главное противоречие национализма заключается в его восприятии времени.[3] Для националиста его нация — это нечто извечное, уходящее корнями в глубокую древность. Он будет говорить о «тысячелетней истории» своего народа, о неразрывной связи с далекими предками и их великими свершениями. Однако для историка нации в их современном понимании — явление относительно недавнее, продукт Нового времени.[4]

Верцингеторикс опускает руки к ногам Юлия Цезаря

Верцингеторикс опускает руки к ногам Юлия Цезаря

Пример из жизни: Возьмем, к примеру, Францию или Италию. Сегодня нам кажется само собой разумеющимся, что существуют французы и итальянцы. Но еще несколько столетий назад на этих территориях проживали бургундцы, гасконцы, пьемонтцы, сицилийцы.[5] У них были свои языки, обычаи и чувство идентичности, зачастую враждебное по отношению к соседям. Идея единой «французской» или «итальянской» нации была сконструирована позже, благодаря централизации власти, созданию единого языка через образование и, как подчеркивал Андерсон, распространению печатного капитализма.[6] Газеты, книги и карты позволили миллионам людей, которые никогда не встретятся лично, почувствовать себя частью одного «воображаемого сообщества».[7][8]

Таким образом, нации не существовали всегда. Они были созданы, «воображены» в определенный исторический момент. Но сила национализма как раз в том, чтобы заставить людей забыть об этом «изобретении» и поверить в его изначальную, природную сущность.

Парадокс №2: Универсальность как норма, уникальность как данность

Второй парадокс связан с двойственной природой национальности как понятия. С одной стороны, в современном мире принадлежность к нации считается универсальной нормой. Каждый человек «должен» иметь национальность, так же как он имеет пол.[2] Это неотъемлемая часть нашей идентичности, зафиксированная в паспортах и переписях населения.[5]

С другой стороны, каждая конкретная национальность претендует на свою абсолютную уникальность и неповторимость. Быть греком — это не то же самое, что быть японцем. Каждая нация мыслится как замкнутая sui generis (единственная в своем роде) общность со своей особой культурой, судьбой и характером.

Кухни народов мира

Кухни народов мира

Пример из жизни: Это противоречие ярко проявляется в миграционной политике и дебатах о мультикультурализме. С одной стороны, глобализация и международное право продвигают идею универсальных прав человека, стирая границы. С другой — мы видим рост националистических движений в Европе и других частях света, которые выступают за сохранение «уникальной» национальной идентичности и ограничение иммиграции.[9][10] События вроде Brexit или лозунги «Сделаем Америку снова великой» — это проявления именно этой тяги к партикулярности, к защите своей «особенности» от универсализирующего мира.[10]

Парадокс №3: Политическая мощь при философской нищете

Третий парадокс, который отмечает Андерсон, — это несоответствие между огромным политическим влиянием национализма и его интеллектуальной бедностью.[2] В отличие от либерализма, социализма или консерватизма, национализм так и не породил собственных великих мыслителей уровня Гоббса, Маркса или Вебера. Его идеология часто эклектична, непоследовательна и опирается больше на эмоции, чем на стройную философскую систему.

Эта «пустота» заставляет многих интеллектуалов относиться к национализму с некоторым снисхождением. Однако его способность мобилизовать миллионы людей и менять ход истории неоспорима.[2]

Александр Дугин

Александр Дугин

Именно здесь уместно вспомнить слова британского исследователя Тома Нейрна, которые цитирует Андерсон:

"Национализм" — патология современного развития, столь же неизбежная, как "невроз" у индивида... с аналогичной встроенной вовнутрь нее способностью перерастать в помешательство, укорененная в дилеммах беспомощности... и по большей части неизлечимая.

Почему национализм сравнивают с неврозом?

  1. Иррациональная одержимость. Как и невроз, национализм часто проявляется в виде одержимости идеей принадлежности к группе, которая может доходить до фанатизма, ксенофобии и агрессии по отношению к «другим».[4][11]

  2. Реакция на беспомощность. Нейрн считает, что национализм произрастает из чувства коллективной слабости и унижения.[12] Когда общество сталкивается с кризисом, ощущением отсталости или внешней угрозой, оно ищет опору в коллективной идентичности. Национализм предлагает простой ответ: «Мы — великий народ с великой историей, и все наши беды от врагов». Это своего рода защитный механизм, общественный эквивалент инфантилизма.

  3. Внутренняя противоречивость. Националистическое сознание, как и сознание невротика, полно внутренних конфликтов. Оно может сочетать в себе гордость за свою культуру и зависть к более развитым странам, любовь к «своим» и ненависть к «чужим», стремление к суверенитету и готовность подчиниться авторитарному лидеру.

В конечном счете, критика Бенедикта Андерсона и Тома Нейрна — это не попытка «отменить» национализм. Это призыв трезво взглянуть на его природу. Нации — это не данность, а социальный конструкт, «воображаемое сообщество».[13] И пока мы помним об этом, у нас есть шанс использовать силу коллективной идентичности во благо — для построения солидарного и справедливого общества, — не скатываясь в разрушительные патологии фанатизма и ненависти.

Показать полностью 4
44

Господин вот-вот назначит меня любимой женой

«Это колониальный договор, не имеющий абсолютно ничего общего с интересами Российской Федерации», — так несколько лет назад охарактеризовал проект «Сахалин-2» президент Владимир Путин.

«Мне остаётся только сожалеть, что в начале 90-х годов российские чиновники позволяли себе такие выходки, за которые их вообще-то нужно было бы посадить в тюрьму. Исполнение этого договора вело к тому, что Россия в течение длительного периода времени позволяла эксплуатировать свои природные ресурсы и ничего не получала взамен. Просто практически ноль», — сказал глава государства.

Если что, «Сахалин-2» передали российскому оператору только в 2022 году. До этого, видимо, смотрели и терпели, как четверть века из России сосут соки различные иностранные колонизаторы. Ну и тут два варианта: либо раньше для начальства это никогда не было особо острой проблемой, либо нынешние управленцы пришли во власть совсем недавно, и у них просто физически не было возможности что-то сделать...

Однако, совсем недавно, ещё до встречи с Трампом наш любимый президент подписал указ, который возвращает иностранным инвесторам их доли на нефтегазовом проекте «Сахалин-1».

Владимир Путин подписал указ, позволяющий американской нефтегазовой корпорации ExxonMobil вернуть себе доли в нефтегазовом проекте “Сахалин-1”, — пишет Forbes.

«У крупных американских компаний из сферы энергетики и IT-сектора есть интерес к возвращению в Россию, — рассказал в эфире телеканала РБК Роберт Эйджи, возглавляющий Американскую торговую палату».

Роберт Эйджи

Роберт Эйджи

Также американский чиновник крайне позитивно отзывается о вышеупомянутом указе Путина. С его слов, это сигнал для американского бизнеса о том, что его ждут в России.

Отдельно Эйджи отметил ситуацию вокруг ExxonMobil, которой президент России Владимир Путин своим указом, подписанным накануне саммита на Аляске, разрешил вернуть её долю в нефтегазовом проекте “Сахалин-1. “Думаю, что этот сигнал будет положительно принят”, — заявил Эйджи. Пока речь не идёт о том, что ExxonMobil уже готова вернуться, но это очень хороший, позитивный сигнал — для американского бизнеса это знак, что будет хорошая поддержка для возвращения».

Теперь никто иной, как губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, заявил, что уход американцев с острова — это большая ошибка, и свежий указ президента — настоящий прорыв, который знаменует новую эру российско-американского сотрудничества. Да и вообще у нас всегда с Америкой были хорошие отношения, «пока Байден всё не испортил»!

Глава Сахалинской области Валерий Лимаренко назвал „прорывом“ публикацию президентского указа, создавшего условия возврата ExxonMobil в „Сахалин-1“. Он считает, что выход американцев из проекта был ошибкой. <...> По его мнению, экс-президент Соединённых Штатов Джо Байден нарушил „экономическую логику американского нефтяного бизнеса“.

<...> Лимаренко подчеркнул, что Сахалин готов к мирной жизни и к развитию. „И я вам хочу сказать, что если президенты договорятся и Exxon вернётся, то сотрудничество продолжится, которое зародилось пару десятилетий тому назад“, — заключил он».

На примере этого кейса легко сделать вывод:

Как бы ни хотелось гражданам из НОД и подобных национал-патриотических организаций, ельцинизм, - то есть отечественная форма неолиберализма, - никуда не делся. Современная российская система — это закономерное продолжение и развитие структуры, созданной ЕБН и „молодыми реформаторами“, некоторые из которых до сих пор находятся у власти.

Именно поэтому классики марксизма и указывали на антагонистические интересы правящего класса и трудового народа. Если для правящего класса, например, вырубка лесов — это прибыльный бизнес, то для местных жителей — экологическая катастрофа.

Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"

Кадр из фильма "Белое солнце пустыни"

Национальные интересы, которые правящий класс так долго поднимал на щит, оказываются вещью, от которой можно отступиться, если на горизонте маячит большой гешефт. Ну колония и колония — чего бубнить-то?

Так что, подводя итог, мы вновь возвращаемся к тому, что „всё, о чём врали нам марксисты, оказалось правдой“. А начальники, которые ещё вчера кричали про „пендосов-сатанистов“, сегодня говорят о важности российско-американского сотрудничества.

Отсюда

Показать полностью 4
1714

Слабый рубль = сильная Россия?6

С некоторых пор высокопоставленные чиновники, словно удав Каа из «Маугли», пытаются загипнотизировать россиян рассказами о том, что курс 100 рублей за доллар — это самое оптимальное решение.

Недавно ту же волынку затянул глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков:

«Комфортный показатель — 100 рублей за доллар.

На самом деле тот курс, который закрепился сейчас, нам даже не очень выгоден. Лучше бы, чтобы рубль был послабее — здесь я, пожалуй, соглашусь с главой Сбербанка Германом Грефом, который называл наиболее комфортным соотношением рубля и доллара примерно тысяча к одному. Это дало бы нашим отечественным товарам возможность более активно конкурировать с импортными. Но в ближайшее время, учитывая все имеющиеся сейчас макроэкономические факторы, такого, скорее всего, не будет».

По сути — ничего нового. Всё те же песни лоббистов крупного российского капитала о том, как слабый рубль выгоден экспортёрам и всё в этом духе. Сегодня хотим обратить ваше внимание на расчёты одного из главных федеральных СМИ — «РИА Новости» — о реальном курсе валюты, основанном на соотношении по паритету покупательной способности (ППС). Согласно этим данным (и как не верить патриотической прессе?), реальный курс рубля должен составлять 24,5 рубля за доллар.

Это в целом совпадает с так называемым индексом Биг Мака, который, опираясь на стоимость базовых продуктов, выводит наиболее взвешенный курс по ППС для валют разных стран. Так, рубль последние годы стабильно находится в диапазоне 25–30 рублей за доллар.

Здесь мы наглядно видим неэквивалентный обмен. От российского трудового народа, с помощью искусственного завышения курса, выкачивают многократную стоимость: доллар и евро в реальности стоят намного дешевле. А где оседает эта прибавочная стоимость? В карманах отечественных и зарубежных капиталистов, а также чиновников, которые латание бюджетных дыр осуществляют за счёт реального обнищания населения.

Даже если допустить, что реальный курс доллара завышен не в четыре, а в два раза — и это даёт огромные сверхприбыли. Защитники такой системы часто ссылаются на «высокую волатильность» и другие факторы, которые, мол, не позволяют рублю стоить условные 30 рублей за доллар.

С марксистской политэкономической точки зрения становится очевидным: курс рубля, как и многих других валют, во многом спекулятивен и обусловлен сырьевой, экспортно-ориентированной моделью экономики. Правящему классу действительно невыгодна крепкая национальная валюта, поскольку это снижает их конкурентоспособность на мировом рынке.

Не говоря уже о других издержках, которые сокращают прибыль. Согласитесь: если платишь рабочему 50 тыс. руб., — то большая разница, когда это 500 долларов или 1000, учитывая, что доходы у тебя в валюте. А то, что такая модель экономики базируется на сверхэксплуатации народа и природных ресурсов, поскольку ориентирована на экстенсивный, а не интенсивный рост — кого это волнует? Какая разница господам начальникам, что будет с Россией через 50 или 100 лет? Им и их потомкам тут не жить. Ещё Маркс в "Капитале" верно подметил:

«Après nous le déluge» [«После меня хоть потоп!»] — вот лозунг всякого капиталиста и всякой капиталистической нации. Поэтому капитал беспощаден к здоровью и жизни рабочего повсюду, где общество не принуждает его к другому отношению».

Таким образом, разговоры о «комфортном курсе» — это не про экономику, а про механизм изъятия прибавочной стоимости у всего общества в пользу узкой группы экспортёров и спекулянтов. Разрыв между реальным паритетом и официальным курсом — это не случайность и не ошибка, а институционализированная форма эксплуатации, где слабый рубль превращается в инструмент передела доходов. Такой порядок выгоден только капиталу, но он объективно подрывает производственные силы страны и обрекает её на вечное сырьевое существование.

Отсюда

Показать полностью 1
382

"Рабы, повинуйтесь господам своим". Оправдание рабства в РПЦ

«По плодам их узнаете их». (Мф 7:16). Так предупреждает апостол, говоря о том, что в жизни будут ситуации, которые можно понять только по делам, то есть будут времена, когда слова будут расходится с делами, что и произошло с Церковью в царской России, которая, проповедуя любовь к ближнему, на самом деле являлась самым жестоким эксплуататором крестьян-рабов.

Чтение Манифеста об освобождении

Чтение Манифеста об освобождении

Ох, как же трудно сейчас церковным историкам и священнослужителям объяснять этот период в церковной истории. Почему они, служа Богу и занимаясь спасением душ человеческих, так бесчеловечно относились к этим душам.

Объяснения церкви

Первое объяснение состоит в том, что церковь не создавала крепостничество, это был продукт государства, так сложилось исторически, церковь просто существовала внутри государства.

Но при этом она не призывала правящий класс прекратить угнетение и рабство, хотя некоторые священники утверждают, что церковь боролась с рабством, проповедуя любовь к Богу и ближнему своему.

Стоит отметить, что крепостное право, появившееся в Судебнике Ивана III в 1497 году (Юрьев день) окончательно было оформлено Соборным уложением 1649 года, когда крестьяне были прикреплены к земле, а, начиная с 1690 года крестьян можно покупать, продавать, менять на породистых собак, проигрывать в карты, разлучать семьи. То есть они были приравнены к скоту, коими Пётр их и называл.

Крепостных меняют на собак.

Крепостных меняют на собак.

Как относилась к этому церковь. Она это по-богословски обосновала. Так, митрополит Платон (Левшин) (1731- 1811) нашёл обоснование крепостного права, переводя книги по Христианской этике: «В &403 внушается, что рабы, если только позволят обстоятельства, должны стремиться к своей свободе. Сколь вредные могут произойти следствия от этого внушения — это для всякого очевидно. Между тем, по учению слова Божия, и рабы могут достигать вечного спасения. Апостол ясно говорит: «Каждый оставайся в том звании, в каком призван». То есть, если ты раб, то оставайся рабом и тоже спасёшься

Такую же точку зрения в 1859 году выразил канонизированный святой Епископ Кавказский и Черноморский Игнатий (Брянчанинов), который доказывал, что «рабство, как крепостная зависимость крестьян от помещиков, вполне законно и, как богоучреждённое, должно быть всегда, хотя в различных формах».

(протоирей Симеон Никольский. Освобождение крестьян и духовенство // Труды Ставропольской ученой архивной комиссии, учрежденной в 1906 г. Вып. 1. - Ставрополь, 1911. - С. 10).

Как могла церковь хотеть освобождения крестьян, когда в середине XIX века церковь была самым крупным земельным феодалом, на которого работали крепостные крестьяне-рабы. Духовенство боялось раскрепощения крестьян, ожидая, что за этим последует секуляризация и эти земли частично раздадут крестьянам.

Как жилось крестьянам на монастырских землях

Ещё одно популярное объяснение церкви состоит в том, что монастырским крестьянам жилось намного легче, чем крепостным, дескать они только платили оброк и всё.

Однако история говорит об обратном. В основном на монастырских землях преобладала барщина, это и понятно, кто-то должен был обрабатывать земельные угодья. Причём крестьян не ставили в известность, когда их село дарили какому-либо монастырю.

«Антониево-Сийскому монастырю ~ в 1600 г. царь подарил 22 ранее независимых деревни. Крестьяне скоро почувствовали разницу между свободой и рабством. Для начала монастырские власти «учали с них имати насильством дань и оброк втрое»: вместо 2 рублей 26 алтын и 4 денег по 6 рублей 26 алтын и 4 деньги. «Да сверх дани и оброку на монастырские труды имали на всякое лето с сошки по 3 человека», «да сверх того они, крестьяне, зделье делали» – пахали землю и косили сено на монастырь. Наконец, монахи «поотнимали лучшие пашенные земли и сенные покосы и привели к своим монастырским землям», «а у иных крестьян они, старцы, деревни поотнимали с хлебом и с сеном, и дворы ломали и развозили, а из их деревень крестьяне от того игуменова насильства, з женами и з детьми из дворов бежали». Монастырь принялся решать проблемы, организуя карательные экспедиции. Старец Феодосий с монастырскими слугами убили крестьянина Никиту Крюкова, «а живота остатки (имущество) в монастырь взяли все». Старец Роман «со многими людьми, у них крестьян, из изб двери выставливали и печи ломали». Крестьяне, в свою очередь, убили нескольких монахов. Победа осталась за монастырем». (Е.Шацкий. «Православная церковь и крепостные»).

Монастырские крестьяне.

Монастырские крестьяне.

В 1605–1614 годах из Троице-Сергиевого монастыря бежали 140 крестьян одного только Владимирского уезда – более четверти всех крестьян уезда. Как видно из «свозных книг» монастыря, около половины «беглых» ушло за «детей боярских», в дворянские имения (Русская повесть XVII века. – М., Худлит, 1954, с.453)

Кроме практически круглогодичной барщины церковники ввели концлагерную систему. За работой крестьян наблюдали приказчики-монахи с дубинами. Для этого в воспитательных целях применялись: батоги (прутья-трости), кнуты и плети.

Современник Ивана Грозного англичанин Джайлс Флетчер («О русском государстве», СпБ, 1905 г.) и голландец Янсен Стрейс («Три путешествия». М., 1935 г.), приезжавший в Россию в XVII веке, описали в своих произведениях пыточные казни.

Формат развлекательного портала не допускает описания пыток, но они были за пределами человеческих возможностей. Их цель заключалась в том, чтоб не забить сразу, а заставить уже получеловека страдать дня два перед смертью.

Например, например настоятель Ново-Спасского монастыря в Москве с целью вымогательства бросал крестьян в монастырскую тюрьму, где
«держал в цепи и железах недель по пяти и боле, и держав бьет плетьми, палками, пинками, смертными побоями, и бив паки... мучит голодною и студеною смертью… А то учнут как сарацины срамно насильничать».

Крестьяне Николаевского-Дудина монастыря (Нижегородский уезд) жаловались, что архимандрит этого монастыря: «Завсегда мужской пол в цепи сажает, железом с угля мучит и плетьми бьет безвинно».

В 1763 году крепостной Курского-Знаменского монастыря подал жалобу на жестокое обращение с ним монастырского приказчика монаха Иакова, который «за долги разложил его на шесты, бил плетьми и пробил до руды (крови), потом посыпал снегом, опять бил и посыпал по тем ранам соль».

Тверские крестьяне обратились с жалобой к своему архиерею: «Смилуйся и не предай нас в велие (т.е. в великое) мучение, в смотрении работ монахи - люди немилосердные, свирепые, из выслуги у его преосвященства бьют крестьян большими палками и секут плетьми ударов по 300 и более».

Как вы понимаете от 300 ударов человек не выживал, при этом на казнь приводили семью забиваемого с детьми.

Об этих зверствах можно почитать в уже упомянутой книге Флетчера («О русском государстве», СпБ, 1905 г.) и В.И. Семевский «Крестьяне в царствовании Екатерины II», т. I, СпБ, 1903.

Простые священники тоже творили беззаконие. Так: «зимой 1738 года священник Евстафий заподозрил крестьянина Кривошея в краже, заковал в кандалы в своём доме и стал пытать. Крестьянин не сознавался. Поп устал, и решил отложить следствие. Напоследок крестьянина зверски выпороли, и привязали во дворе. Крестьянин там и умер.
Святейший Синод, вынес решение: поп не виноват, потому что «бил допрашивая о своём имуществе» кроме того, «вору давно надлежало живота лишится от раскаянья» и «невольное убийство не вменяется в убийство». (Документы и дела архива Синода. Том 23.)

Расправы над крестьянами в Киево-Печерской лавре

Киево-Печерская лавра была крупным землевладельцем, во второй половине XVIII века ей принадлежало более 200 вотчин с 300 тысячами десятин земли, 400 тысячами десятин лесных массивов, лугами, рыбными озерами, стадами скота, виноградниками и т. п.

Ей принадлежало около 200 сел, местечек и городов, на нее работало до 80 тысяч крепостных. Лавре принадлежало также более 200 предприятий, сотни трактиров. Не было более жестокого угнетателя, чем духовенство лавры.

«Так, крепостной Матвей Шрам жалуется, что управитель вотчины убил его отца, жену “неведомо за что взял в двор монастырский и посадил за шею на цепь” на целые сутки, а спустя неделю она умерла».

«Иеромонах Валериан велел раздеть донага крепостного Якова Говорова, положил голого на снег “и своеручно плетью бил”».

Так, очевидно, лавра проповедовала смирение и послушание. Монастырские крестьяне не выдерживали и массово убегали, случалось, что убивали монахов, но если их ловили и возвращали, то расправа была беспощадной.

В заключение

Церковь оказалась решительным противником отмены крепостного права. Московский патриарх Филарет умолял повременить с реформой, ссылаясь на Сергия Радонежского, якобы тот явился ему во сне и предупредил этого не делать(А.Шамаро. «Дело игуменьи Митрофании». Л., 1990, с.48).

Ссылался он и на право: «При решительном отчуждении от помещиков земли, прежде их согласия… помещики не найдут ли себя стесненными в праве собственности?» (Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам. т.5.ч.1, М., 1887, с.17).

Таким образом ни о какой защите церковью народных интересов и справедливости для народа речи не шло. Церковь отстаивала свои самодержавные интересы.

Митрополит Филарет даже отказался от почётного поручения отредактировать Манифест об освобождении и только давление со стороны императора заставили его взяться за перо. Возможно поэтому Манифест и получился неудачным.

Отсюда

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!