Серия «Дети и школа»

39

Немного о роли школы в решении вопросов о возмещении материального ущерба. Наш швейцарский опыт

Всем привет!

Сегодня расскажу занятную историю о том, как школа, а точнее школьная продлёнка выступила посредником между нами и родителями виновной стороны в решении вопроса о возмещении нанесённого ущерба, а именно стоимости ремонта очков сына.

Для тех, кто читает меня в первый раз: мне 41 год, живу и работаю врачом-рентгенологом в Швейцарии с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал также по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей школьного возраста.

Для ЛЛ: продлёнка выступила посредником между нами и семьёй виновного, договорилась с ними о возмещении ущерба согласно выставленному счёту за ремонт. Мы получили извинения от мальчика, который сломал очки (тоже по инициативе продлёнки). Деньги, с задержкой, но нам тоже перевели.

Ситуация, в принципе, банальная: в продлёнке играли в футбол, завязалась борьба за мяч, которая переросла в потасовку между мои сыном (учится во втором классе) и другим мальчиком (из третьего класса), результатом которой оказалась сломанная оправа очков сына. Причём, по словам наблюдавших это действо и кинувшихся их разнимать сотрудников, вина оппонента в повреждении оправы неоспорима.

О случившемся нам сообщили в тот же день (14 сентября). Жена решила встретить сына у школы, где её увидел учитель из продлёнки, который рассказал о том, что произошло. Нам предложили озвучить стоимость ремонта, которую нам компенсирует семья обидчика, чьих родителей они также известили о произошедшем и обо всём с ними договорились.

Не долго мешкая мы уже через несколько часов после проишествия были в салоне оптики, где в своё время покупали сыну очки, показали сломанную оправу (стёкла остались целы). Починить её оказалось возможным путём лазерной сварки (оправа металическая, была сломана в двух местах, очки отсылали на сварку в другой город). Удовольствие пришлось оплатить сразу на месте и обошлось оно в 120 шв.франков (1 франк равен грубо 100 рублям):

Счёт я отнёс в школу (группу продлённого дня), указав также свои банковские данные для перевода и пару дней спустя в программе Klapp, о которой я упоминал в предыдущем посте на школьную тематику и посредством которой мы общаемся со школой, нам пришло письмо от ответственного из продленки следующего содержания:

Уважаемая (имя моей жены)

К сожалению в продлёнке были сломаны очки Вашего сына.

Стоимость ремонта переймёт семья (фамилия) и переведёт Вам соответствующую сумму в ближайшие дни.

По всем вопросам Вы можете обращаться ко мне.

С наилучшими пожеланиями,

(подпись)

к которому также было приложено письмо семье оппонента:

Уважаемая (имя мамы мальчика)

В продлёнке (имя её сына) сломал очки (имя моего сына) при игре в футбол. В приложении Вы найдёте чек за ремонт. Просим Вас возместить ущерб в 120 франков и перевести сумму на счёт (моё имя + номер счёта).

По всем вопросам - всегда к Вашим услугам.

С наилучшими пожеланиями,

(подпись)

Спустя ещё пару дней сын принёс из продлёнки рисунок с извинениями от мальчика, с которым он подрался:

Мне жаль, что я сломал твои очки

А ещё через несколько дней, перед осенними каникулами, уже по обычной почте пришла открытка с ещё одним рисунком от того же мальчика:

и текстом на обратной стороне:

Добрый семья (наша фамилия), привет (имя сына),

(имя мальчика) в знак примирения нарисовал для тебя рисунок. Я желаю Вам всем хороших каникул! :)

С наилучшими пожеланиями,

(имя учителя), продлёнка

Перевели ли деньги? - спросите вы. Да, перевели. Это заняло чуть больше времени, чем просто несколько дней. После каникул, через 4 недели после инцидента, мы, увидев что денег так и не поступило, написали об этом в школу и сообщили устно непосредственно в продлёнке. И вот 27 октября, в общей сложности через почти полтора месяца после инцидента, был получен долгожданный перевод:

Не берусь утверждать, что в Швейцарии повсеместно конфликты в школах и продлёнках решаются таким образом. Но напомню про пост, в котором я писал про проблемы нашей дочери в школе в самом начале нашей жизни здесь, в решении которых наша школа и та же продлёнка принимали самое активное участие и выступала посредником и главным координатором всех действий, т.е. мы общались только со школой, а не решали все вопросы напрямую с родителями.

Если есть вопросы / дополнения / пожелания - милости прошу: отвечу / дополню / учту.

Если увидели орфографическую или какую другую ошибку - дайте знать, исправлю пока не поздно.

Всем хороших выходных и до новых встреч в эфире!

Показать полностью 7
196

Родительские чаты (и немного про школу) в Швейцарии

Всем привет!

Тут небольшая волна пошла про родительские чаты в школах. Напишу как с этим обстоит дело в Швейцарии.

Для ЛЛ: Никак (по крайней мере в нашей школе)

Мы живём в Швейцарии в 2019 года в городе Бургдорф (кантон Берн), и дочь пошла тут во второй класс (первый окончила в Германии). Поначалу народ организовал классный чат в вотсапе, но очень ненадолго: из школы пришла разнарядка все классные / родительские чаты упразднить (якобы их конфиденциальность / уровень безопасности персональных данный не соответствовали требованиям и т.п.) и на этом история, можно сказать, закончилась.

Сейчас дочь учится в 6 классе, классного / родительского чата так и нет. Нет родительского чата и у сына, который учится во 2 классе. Не было родительского чата и у сына в детском саду как здесь в Швейцарии, так и в Германии. Родительского чата не было и у дочери в немецкой школе в первом классе.

Нет, какие-то родители общаются между собой по вотсапу или ещё где, но это локальные явления не имеющие глобального характера. Нас никто ни в какие чаты не добавлял и наши мессенджеры чисты в этом плане.

А как тогда происходит общение со школой? Посредством инструмента под названием Klapp, который получает всё большее распространение на территории немецкоговорящей Швейцарии (более 900 школ), и наша школа тоже этим пользуется.

Картинка из интернета для общего представления

Картинка из интернета для общего представления

Необходимо зарегистрироваться, указать детей и в каких классах и в какой школе они учатся, затем в программу приходит от школы вся необходимая инфа по в течение учебного года касательно именно классов твоих детей. Есть возможность связываться с учителями посредством сообщений с целью задать вопрос или, допустим, сообщить о болезни ребёнка или иной причине его отсутствия. Иногда туда приходят аудио и видео с занятий детей (песенка с урока музыки / пения и т.п.). Короче, вполне себе удобный способ коммуникации со школой, и ничего лишнего.

Ну и так, до кучи:

Родительский комитет тут есть, но участие в нём добровольное. Каждый год на родительском собрании спрашивают, кто из родителей желает представлять класс, и каждый год куча желающих. Комитет представляет родителей в школе, решает какие-то вопросы по организации тех или иных мероприятий, которые финансируются частично школой, частично из взносов членов родительского комитета.

Денег на подарки учителям / ремонт / учебный инвентарь или что-то подобное по классу не собирают. Если нужно сдать на что-то - инфа идёт от учителя. Мы сдаём деньги на классные поездки в размере стоимости входного билета в музей / достопримечательность + сейчас у старшей дочери будет недельный лагерь в горах, который нам обойдётся в 125 франков (или 13 800 рублей).

У ученика есть 5 полудней в учебный год, которые, по предварительном уведомлении классного руководителя, можно пропустить не указывая причину. Т.е. я просто пишу, что во вторник такого-то числа моя дочь не придёт на уроки первой (и / или второй) половины учебного дня. И всё. Причём если мы ведём её к врачу / стоматологу, и она пропускает занятия, то эти полудни не тратятся.

Каникулы тут (с примером на этот учебный год):

  • Осенние - 3 недели (23.09.23 - 15.10.23)

  • Рождественские - 2 недели (23.12.23 - 07.01.24)

  • Спортивная неделя -1 неделя в феврале (10.02.24 - 18.02.24)

  • Пасхальные - 2 недели (06.04.24 - 21.04.24)

  • Летние - 5 недель (06.07.24 - 11.08.24)

И ещё про школу и немного про адаптацию наших детей в школе можно почитать в посвящённой этому серии постов:

Серия «Дети и школа»

Если есть вопросы / предложения / дополнения - милости прошу: отвечу / учту / дополню.

Всем хорошей пятницы!

Показать полностью 1
75

Собираем дочь в школу (Швейцария, кантон Берн)

Всем привет!

В кантоне Берн 14 августа начинается новый учебный год. Школа (управляется городом - т.н. Volksschule Burgdorf), в чьём ведении находятся все школьные учреждения в рамках обязательного школьного образования (детские сады, начальные и средне-образовательные школы - Kindergärten, Primarschulen und Oberstufen).

Тем, кто читает меня впервые, представлюсь: 41 год, живу и работаю врачом-рентгенологом в Швейцарии с августа 2019 года, до этого 8 лет жил и работал по профессии на северо-западе Германии. Женат, 2 детей.

Дочери по обычной почте прислали письмо, в котором помимо прочих организационных вопросов (расписание занятий, распределение по группам - на отдельных листах, здесь не представлено), был ещё и список того, что нужно принести с собой в школу в первый день:

Мой примерный перевод (... - имена / фамилии учителей, замазал от греха подальше):

Как мы видим, список необходимых вещей, которые надо принести с собой очень даже невелик, и покупать надо было совсем ничего: только новые тапки (старые забрала на постоянную носку) и новую спортивную одежду (специфических требований нет). Общая сумма затрат на дочь в этом году: спортивные шорты - 17 франков; новые тапки - 46 франков; итого 63 франка (1 франк = 111 рублей по курсу на 10 августа 2023 года). Учебники, прочие учебные материалы, включая учебные тетради и папки / файлы выдаёт школа бесплатно. Сюда же идут всякие распечатки / ксерокопии и т.п. Мы за это ничего не платим. Карандаши / фломастеры / ручки и прочая канцелярия осталась с прошлого года.

Такой же список был и у сына (идёт во второй класс). Ему пришлось купить новые тапки - 20 франков, новые чешки (для спорта) - 7 франков, новый пенал с карандашами / точилкой / ластиком - 20 франков; итого на сына: 47 франков.

Траты на обоих детей: 110 франков.

Школьной формы или особых требований к одежде у них нет, форма одежды - свободная. Так что одежду к школьным расходам не отношу, т.к. она обновляется по мере вырастания детей или изнашивания.

P.S. Как это было в Германии

Могу сказать, что в Германии список этот был намного внушительнее. Помню, когда мы в Ольденбурге в 2018 году отправляли дочь в первый класс, нам выдали список (всякие фломастеры, карандаши, папки, файлы, тетради и прочее), который обошёлся нам в 150 евро. Я погуглил в этих ваших интернетах и нашёл список необходимых вещей для 6 класса одной гимназии недалеко от Билефельда (будет без перевода, но оцените масштаб):

Там и ножницы, и клей, всякие папки и тетради (причём пишут, что тетрадей и папок лучше брать по 2) и куча всего прочего, и всё определённого стандарта / размера / цвета, да и ещё и призывают покупке "дружелюбных к природе" товаров. Кстати, зачастую немцы делают так: они отдают этот список в магазин канцтоваров, где сотрудники подбирают им всё необходимое и оповещают о готовности "школьного набора". Остаётся только прийти, оплатить и забрать. Ну или родители собирают такие наборы сами (я попытался тогда, но быстро бросил это дело, так как на времени на это потребовалось ооочень много).

Вот как-то так. Если есть вопросы - милости прошу.

Всем хорошей пятницы!

Показать полностью 3
53

Во сколько обходятся дети в Швейцарии. Небольшой ликбез + личный опыт

Давайте сегодня порассуждаем на тему детских расходов или, в общем, во что обходится содержание ребёнка в Швейцарии.


Коротко о себе: 40 лет, врач-радиолог, живу и работаю по профессии в Швейцарии (кантон Берн) с августа 2019 года. До этого 8 лет жил и работал на северо-западе Германии. Женат, 2 детей (10 и 7 лет).


Про детей так или иначе писал уже:

Проблемы наших детей в Швейцарии (переезд из Германии). Часть 1

Проблемы наших детей в Швейцарии (переезд из Германии). Часть 2

Школьное образование в Швейцарии. Личный опыт

Праздник окончания учебного года. Швейцария


Сегодня просто обобщу как что почему и зачем.


Беременность и роды

Страховка (*) покрывает 7 профилактических осмотров во время беременности + 2 ультразвуковых обследования. Если во время какого-то из этих обследований была выявлена патология, то страховая обязана перенять последующие за этим повторные визиты к врачу и, соответственно, лечение. Ну и роды, само-собой, покрываются страховкой. Тут нет никаких родовых сертификатов и т.п. Рожают либо в ближайшей больнице, либо в другой больнице по договорённости с ведущим роженицу гинекологом. Пoсле родов есть возможность получить 3 консультации по грудному вскармливанию + 10 визитов акушерки на дому (в течение первых 56 дней, отвечает на вопросы, показывает и подсказывает как правильно ухаживать за ребёнком и т.д.).


(*) Про мед.страховку писал здесь: всё не так просто и пациент также несёт медицинские расходы, т.к. есть понятие фрашизы - определённой суммы в год, которую пациент платит сам напрямую больнице или врачу. Только по достижении годового порога (300 - 2500 фр. = 19 000 - 157 000 руб. в зависимости от договора со страховой, сумму выбирает сам пациент, чем она ниже, тем меньше страховая премия) включается страховка, при этом пациент продолжает частично оплачивать мед.услуги в размере 10% от счёта ("личное участие", Selbstbeteiligung) по достижение порога в 750 фр. (47 000 руб.) в год. И только после этого страховая перенимает 100% стоимости лечения и диагностики. Каждый год порог по франшизе и "личному участию" обнуляется.


Выплаты / плюхи от государства (на примере кантона Берн, отличаются в зависимости от кантона проживания и порой значительно)


Отпуск: такого понятия как отпуск по уходу за ребёнком в Швейцарии нет. Есть оплачиваемый декретный отпуск (14 недель с момента рождения ребёнка, 80% от средней зарплаты за предыдущий год или макс. 196 фр. - 12 000 руб. - в день). В прошлом году приняли закон, по которому отцы также имеют право на декретный (странно звучит, конечно, но как есть) отпуск в 2 недели. По окончании декретного отпуска женщина (или мужчина, это по желанию) либо остаётся дома с ребёнком, но уже за свой счёт (при этом её не имеют право уволить), либо выходит на работу.


Детские деньги (Kindergeld, выплачиваются государством помесячно): в кантоне Берн 230 фр. (14 500 руб.) в месяц на ребёнка по достижению им 16 лет. Если ребёнок дальше учится, то с 16 до 25 лет детская выплата составляет 290 фр. в месяц (18 000 руб.).


Детский налоговый вычет (при подаче налоговой декларации на данную сумму уменьшается налогооблагаемый доход): в кантоне Берн 6500 фр. (409 000 руб.) на ребёнка в год.


Налоговый вычет по уходу за ребёнком (продлёнка, услуги няни): максимально 3100 фр. (195 000 руб.) в год при предоставлении всех счетов и доказанной необходимости данного ухода (т.е. если один из родителей не работает и, теоретически, может присматривать за детьми, то в данном вычете откажут).


Детский сад и школа: детский сад с 4 до 6 лет - бесплатно (время с 08:20 до 11:55 и 1 раз в неделю дополнительно с 13:30 до 15:05). Школа также бесплатно (занятия с 07:30 или 08:20 до 11:55 и несколько раз в неделю, но обычно кроме среды и пятницы, с 13:30 до 15:05 или позже). Учебные пособия школа предоставляет бесплатно, от учеников требуется только канцелярия (без фанатизма: карандаши, резинки, точилки, ножницы, короче по мелочи) ну и сменная + спортивная обувь и одежда для спорта. Школьной формы у нас, по крайней мере, нет.


Профилактические мед.осмотры: как у педиатра, так и у стоматолога бесплатны, но только в отведённый для этого период времени (курируется школой, рассылается информация со всеми вводными: что, когда и у кого).


Проезд на общественном траспорте: детям до 5 лет включительно бесплатно, потом до 16 лет со скидкой 50%.


На этом всё.


Остальное - забота родителей, а именно (это помимо еды и одежды + разных родительских хотелок):


Ясли: платные, по стоимости - см. скрин (ясли у нас в городе), т.е. макс. 160,60 фр. в день + 12.50 питание = 173.10 фр. или макс. 10 900 руб. за 1 полный рабочий день. Да, с возрастом цена становится меньше, то всё-равно стаётся немаленькой. Оплачивают ясли по счёту помесячно в зависимости от количества посещении.

Во сколько обходятся дети в Швейцарии. Небольшой ликбез + личный опыт

Продлёнка: просто скопирую кусок текста из поста про школьное образование

Всё время вне учёбы с 06:30 до 18:00. Стоимость 12 шв.фр. (почти 800 руб.) в час. Дополнительно оплачивается обед - 9 франков (600 руб.).
Для посещения продлёнки необходимо заранее зарегистрировать ребёнка и выбрать время, когда он будет её посещать, счета выставляют у нас 1 раз в два месяца, где расписано конкретно по пунктам за что мы платим.
Цифры выше - максимум, который можно платить (при доходах более 120 тыс. фр. в год), если доход домохозяйства ниже - есть скидки (запрашиваются отдельно с предоставлением налоговой декларации за прошлый год + последние зарплатные квитки). Деньги на продлёнку можно списывать с налогов (если докажешь необходимость продлёнки).
Если пропускаешь день продлёнки, то этот день всё-равно надо оплатить (даже если пропустил по болезни, освобождают от оплаты только если болел более 2 недель).
Изменить продлёнку в течение года нельзя, т.е. нельзя отказаться от какого-то времени (только если ренёнку назначат урок на время продлёнки). Но зато можно увеличить время пребывания в продлёнке, т.е. изменения допускаются только в одну сторону - увеличения.
Скажу сразу, что старшую дочь мы продлёнку в этом году не записывали, т.к. она вполне самостоятельная и может находиться дома одна (я работаю + жена начинает практику в больнице с сентября на полгода). Сын записан по утрам с 6:30 до 8:20 3 раза в неделю + обед с 11:55 до 13:30 также 3 раза в неделю + 1 раз в неделю с 13:30 до 18:00, что выльется нам ориентировочно в следующую сумму: примерно 14 часов в неделю по 12 франков в час + 3 обеда по 9 франков = 14 х 12 фр. + 3 х 9 фр. = 195 франков (12 700 руб.) в неделю за продлёнку или около 877 франков в месяц (195 х 4,5) или 57 500 руб.

Еда в детском саду / школе: завтраки даём с собой. На обед дети либо приходят кушать домой, либо едят в продлёнке (только так). В самой школе столовой нет.


Факультативные занятия + секции сверх этого: в школьную программу включены факультативы - как спортивные, так и музыкальные/творческие - ценa 20 фр. (1300 руб.) в год. Дополнительные курсы вне школьных факультативов: надо рассчитывать на примерно 40 - 60 фр. за занятие (2500 - 3700 руб. / занятие, в среднем 1 академический час, иногда больше, всё индивидуально).


Мед.страховка: также оплачивается отдельно на каждого ребёнка, стоит минимум 67 фр. (4200 руб.) в месяц по самому дешёвому тарифу (рассчитано на сайте компании Helsana, минимум услуг, франшиза 500 фр.)

Прочее (еда, одежда): учитывая более высокие цены в Швейцарии, то, по сравнению с Германией, получется дороже минимум на 40-50%.


Во сколько обходятся дети нам на данный момент (в месяц):


Исходные данные: 2 детей, девочка 10 лет и мальчик 7 лет. Дочь учится в 5 классе, сын пошёл в первый класс. Продлёнка только у сына (примерно 14 часов в неделю), где он и обедает 3 раза в неделю, дочь обедает дома.


Мед.страховка (не самый дешёвый вариант, полуприватная, франшиза 0 фр., свободный выбор врача, дочь + сын): 280 фр. (17 500 руб.)


Продлёнка (только сын): 880 фр. (55 000 руб.)


Факультативы: (дочь - волейбол + дизайн, сын - футбол, в целом 60 фр. в год): 5 фр. (312 руб.)


Репетиторы (всех нашли по интернету, швейцарских преподавателей нет):

дочь: французский 1 раз в нед. по 25 фр./занятие, английский 1 раз /нед. по 25 фр., математика 1 раз в нед. по 25 фр.; 

сын: логопед 2 раза в нед. по 35 фр./занятие, немецкий 1 раза в нед. по 20 фр. за занятие и математика 1 раз в неделю по 20 фр. за занятие);

всё вместе в месяц за двоих 832 фр. (52 000 руб.)


Еда/одежда: (ооочень приблизительно) 500 фр. (31 000 руб.)


Итого, округлив в большую сторону, получается порядка 2500 фр. (156 000 руб.) в месяц за 2 детей.


Семейный доход у нас 14 500 фр. (907 000 руб.) нетто в месяц (здесь учтены детские деньги на 2 детей - 230 + 230 = 460 фр. - примерно 29 000 руб., а также добавка от работодателя в 180 фр. - порядка 11 500 руб. - по уходу за обоими детьми, которые выплачиваются вместе с зарплатой). Pаботаю только я (a сын в продлёнке потому, что жена идёт с сентября на практику в больницу).


Вот как-то так. Если есть вопросы / дополнения / пожелания - милости прошу: отвечу, дополню, учту.

Показать полностью 1
110

Школьное образование в Швейцарии. Личный опыт

В Швейцарии на этой неделе во многих кантонах закончились летние каникулы и начался учебный год. И так совпало, что как-раз в этом году мой сын пошёл в первый класс. И я подумал: а не написать бы по этому поводу пост про швейцарскую школу? Тем более, что опыт уже имеется (дочь отучилась здесь уже 3 года - 2, 3 и 4 класс и сейчас пошла в пятый).


Коротко о себе: 40 лет, с августа 2019 года проживаю в Швейцарии, кантон Берн, работаю врачом-радиологом. До этого 8 лет прожил и работал по профессии в Германии. Женат, 2 детей.

Написанное ниже касается кантона Берн, где мы проживаем (уточняю, т.к. есть различия от кантона к кантону и, даже, иногда от в зависимости от муниципалитета), основано на личном опыте.

Немного теории о системе школьного образования Швейцарии

Обязательный срок обучения составляет 11 лет. Сюда входит:

а) дошкольное образование (детский сад, 2 года); 

б) начальная школа (1-6 классы, 6 лет); 

в) средняя школа (1 ступень, 7-9 классы, 3 года).


На начальном этапе средней школы (первая ступень) идёт распределение по классам в зависимости от успеваемости, что определит дальнейшее будущее ученика (2 ступень):

а) полное среднее школьное образование (гимназия с последующей возможностью поступления в ВУЗы или или колледж с последующей возможностью поступления университет прикладных наук - Fachhochschule)

б) базовoе профессиональнoе обучение (получение профессии после сдачи соответствующих экзаменов или возможностью дальнейшего проф.обучения в высшем училище / колледже или университете прикладных наук).

Стоимость

Образование в государственной школе бесплатное, неграждане страны также имеют право на бесплатное обучение (конечно при условии легального пребывания с действующим ВНЖ или другим дающим такое право документом). Обращу внимание, что бесплатно именно только школьное обучение. Есть и частные школы (за деньги), но сегодня не об этом.


Дополнительно оплачивается:

- продлёнка (по желанию)

Всё время вне учёбы с 06:30 до 18:00. Стоимость 12 шв.фр. (почти 800 руб.) в час. Дополнительно оплачивается обед - 9 франков (600 руб.). Для посещения продлёнки необходимо заранее зарегистрировать ребёнка и выбрать время, когда он будет её посещать, счета выставляют у нас 1 раз в два месяца, где расписано конкретно по пунктам за что мы платим. Цифры выше - максимум, который можно платить (при доходах более 120 тыс. фр. в год), если доход домохозяйства ниже - есть скидки (запрашиваются отдельно с предоставлением налоговой декларации за прошлый год + последние зарплатные квитки). Деньги на продлёнку можно списывать с налогов (если докажешь необходимость продлёнки). Если пропускаешь день продлёнки, то этот день всё-равно надо оплатить (даже если пропустил по болезни, освобождают от оплаты только если болел более 2 недель). Изменить продлёнку в течение года нельзя, т.е. нельзя отказаться от какого-то времени (только если ренёнку назначат урок на время продлёнки). Но зато можно увеличить время пребывания в продлёнке, т.е. изменения допускаются только в одну сторону - увеличения. Скажу сразу, что старшую дочь мы продлёнку в этом году не записывали, т.к. она вполне самостоятельная и может находиться дома одна (я работаю + жена начинает практику в больнице с сентября на полгода). Сын записан по утрам с 6:30 до 8:20 3 раза в неделю + обед с 11:55 до 13:30 также 3 раза в неделю + 1 раз в неделю с 13:30 до 18:00, что выльется нам ориентировочно в следующую сумму: примерно 14 часов в неделю по 12 франков в час + 3 обеда по 9 франков = 14 х 12 фр. + 3 х 9 фр. = 195 франков (12 700 руб.) в неделю за продлёнку или около 877 франков в месяц (195 х 4,5) или 57 500 руб.

- дополнительные кружки / спортивные секции

а) Дополнительный кружок (на выбор театральная студия, рисование, игра на флейте, основы компьютерной грамотности и т.п., стоит 1 кружок 20 фр. - 1300 руб - в год)

б) спортивная секция на выбор типа футбол, карате, кикбоксинг, сквош, танцы и т.п. (1 секция те же 20 фр. - 1300 руб - в год).

- школьные поездки / экскурсии

Тут оплачивается проезд и стоимость входных билетов (при необходимости) + просят дать карманных денег купить сувенир или ещё что

- родительские инициативы

Ну типа сбор денег на подарок учителю и т.п. Обычно символические суммы по 5-10 франков (325 - 650 руб.) с носа. За всё время проживания здесь (3 года) сборов таких было от силы 2-3.

- необходимые покупки / подготовка ребёнка к школе (к учебному году)

Каждому ребёнку прислали список того, что нужно принести в школу в первую неделю занятий, тут без фанатизма, банальные вещи, типа цветных карандашей, фломастеров, линейки, стёрки, точилки, сменной обуви, спортивной обуви и одежды (всё подписанное). Просят также принести зубные щётки (чистят в школе зубы) и личные стаканчики.


Бесплатно предоставляется:

Учебники, учебные тетради и прочие учебные материалы выдаются школой бесплатно. Также бесплатно организуются курсы езды на велосипеде (больше основы безопасной езды в сотрудничестве с местной полицией), уроки плавания в бассейне. Опять же бесплатно есть языковые занятия ("немецкий как иностранный язык" - DaZ) для детей из семей, где не говорят на немецком (у дочери в классе есть дети приехавшие из США, Англии и Франции). Также бесплатно занятия с логопедом и занятия для плохо успевающих детей (IF - integrative Förderung).


В ведении департамента образования также находится организация профилактических врачебных и стоматологических осмотров (они присылают приглашения на осмотр со списком врачей в регионе, где его можно пройти). Оба осмотра также бесплатны.


Питание в школе не предусмотрено, каждое утро мы собираем детям завтраки. Обед либо дома (дочь), либо в продлёнке (за деньги).


Школьной формы нет, одевается кто как хочет.

Каникулы

Различаются в зависимости от кантона проживания.

По кантону Берн выглядит это на учебный год 22/23 следующим образом:

Осенние каникулы: 24.09.22 - 16.10.22 (3 недели)

Рождественские каникулы: 24.12.22 - 08.01.23 (2 недели)

Февральские каникула (спортивная неделя): 04.02.23 - 12.02.23 (1 неделя)

Весенние (пасхальные) каникулы: 07.04.23 - 23.04.23 (2 недели)

Летние каникулы: 08.07.23 - 13.08.23 (5 недель)

Итого имеем: 13 недель каникул в год.


На время каникул можно по желанию отдавать ребёнка в продлёнку, стоит это удовольствие 100 фр. в день (6500 руб.).

Распорядок дня

Примерно следующий (у обоих детей):

учёба с 8:20 (иногда с 07:30 - у дочери в пятом классе 3 раза в неделю) до 11:55

перерыв на обед (дети идут либо домой, либо в продлёнку) с 11:55 до 13:30

учёба (если есть) с 13:30 до 15:05 (иногда до 16:00)

потом домой или продлёнка


По предметам в первом классе получается:

Немецкий, математика, природа/человек/общество, спорт, музыка, рукоделие, рисование и ателье (различные творческие проекты на разнообразные темы).


В третьем классе добавляется французский зык. В пятом классе  - английский язык и информатика. В основе обучение лежит т.н. учебный план 21 - Lehrplan 21 - ссылка если кому интересно.


Таких предметов как религия, сексуальное воспитание у наших детей пока не было. Зато был цикл занятий "моё тело принадлежит мне", направленный на профилактику сексуального и прочего насилия в отношении детей. Также у старшей дочери 1 раз в неделю уделялся час времени (по пятницам) на обсуждение межличностных и прочих школьных проблем в классе, где учитель выслушивала претензии, разбирала конфликтные ситуации и решала их (короче выступала посредником в решении споров / недовольств и мирила стороны). 


Преподавание ведётся официально на литературном немецком (но на самом деле часто переходят на швейцарский диалект, который мои дети вполне освоили в плане понимания, а сын даже говорит на нём).


Про оценки интересно, что тут лучшая оценка 6, худшая 1. Оценки начинают ставить со второй половины 3 класса (в ведомость оценки идут начиная с 4 класса).


Домашних заданий минимум (школа говорит, что на ДЗ ученик начальных классов должен тратить не более 15 минут в день) + ДЗ должны выполнятся без помощи родителей (в идеале, конечно). Но задачи вполне по силам нашим детям (малой, правда, только начал, но у дочери особых проблем нет), мы особо не вмешиваемся (но, конечно, контролируем).


Касаемо пропусков: по уважительной причине можно пропускать, если заранее предупредить (визит к врачу и т.п.). Дополнительно даётся 5 полудней (т.е. пропуск половины учебного дня - с 8 до 12 или с 13:30 до вечера) без объяснения причин.

Класс

У нас в школе в классе моего сына на данный момент 21 ученик. Распределение иностранцы - швейцарцы примерно пополам. В этом году из-за нехватки учительских кадров был сформирован всего 1 первый класс. У дочери в пятом классе примерно столько же учеников и такое же распределение. Среди иностранцев кого только нет: французы, англичане, македонцы, болгары, молдоване, афганцы, эфиопы, тамильцы, т.е. публика очень разношёрстная. Но притеснений по нац.признаку / цвету кожи не наблюдали.

Общение родители-преподаватель

Есть специальная программа электронного общения по типу электронной почты, где я могу выбрать преподавателя и ему лично написать и там же получить ответ (задать вопрос, предупредить что ребёнок не придёт или отпросить его с уроков). Мобильный телефон только на экстренный случай и до 18:00. Посредством этой же программы идёт уведомление о важных событиях ну и новостная рассылка. Классных и родительских чатов в мессенджерах нет.


2 раза в год проводится родительское собрание - обычно в начале года и ближе к концу, где учитель представляется, рассказывает о своих планах + потом отчитывается о проделанной работе. Всё в общем, без имён / перехода на личности. Родители задают вопросы, получают ответы. Дополнительно 1 раз в год (или по необходимости чаще) примерно в середине учебного года проводят встречи формата родитель-учитель индивидуально с каждым, где уже обсуждаются проблемы / ситуации / жалобы или наоборот похвалы конкретного ученика персонально.


Решение конфликтов

Ученик-ученик: в идеале только через учителя. Если один школьник обидел другого, то первым делом идут к учителю (чаще к своему, и тот уже через учителя и родителей обидчика решает проблему). Общение родитель обиженного - обидчик не приветствуются. Т.е. школа старается быть посредников в решении конфликтов (мы испытали это на себе - см. посвящённый этому пост). Ну и пару абзацев выше я писал, что внутренние конфликты в классе решались также с помощью преподавателя на специально для этого посвящённом часе.

Конфликт с учителем: тут всё сложнее и индивидуальнее, трудно дать общий ответ. Мы, точнее наши дети с учителями пока, слава Богу, не конфликтовали.


Логистика

Школа у нас рядом с домом (500 метров), дети ходят туда пешком или на самокатах. Детей из отдалённых районов привозят на школьном автобусе и он же развозит их после занятий по домам. На велосипеде в школу разрешается приезжать с третьего класса (после курсов безопасной езды), с третьего класса также проводят ежегодный осмотр велосипедов на предмет технической исправности.


На этом всё. Как обычно, если есть вопросы / пожелания / дополнения - милости прошу: отвечу / выслушаю / дополню.


З.Ы. В абзацах про стоимость будет наверняка интересно узнать семейный доход и базовые расходы:

- зарплата (для ЛЛ: почти 14 500 фр. в месяц нетто т.е. то что получаю на руки)

- базовые расходы (для ЛЛ: после покрытия всех необходимых базовых расходов / обязательств остаётся свободных примерно 5 900 фр. в месяц).

Показать полностью
10

Праздник окончания учебного года. Швейцария

Есть в Швейцарии школьный праздник под названием Solennität ("золенитЭт") - от латинского solemnis (торжественный) - который приходится аккурат под окончание учебного года. Проводится он всего в двух городах Швейцарии: Бургдорф (кантон Берн) и в городе Муртен (кантон Фрайбург). В обоих городах - это выходной день, при этом в соседних городах/деревнях/коммунах все продолжают работать.


Бургдорф:

Solennität или Solätte ("золЕтэ") на бернском диалекте впервые был проведен по предложению декана Иоганна Рудольфа Грюнера в 1729 году, с тех пор проводился практически каждый год (в 2020 и 2021 году отменён из-за короны). В этом 2022 году праздник проводили в 289 раз. В этот день учителя проходят утренней процессией через старый город вместе со своими классами, гимназическими братствами и кадетами, причем девочки носят белые платья и венки из живых цветов в волосах, а мальчики - черно-белые костюмы. Во главе шествия - кадеты Бургдорфа (в прошлом каждый бургдорфский школьник был кадетом, но сегодня их осталось немного - около 200). Идут до городской церкви, где проводится служба, и первоклассники получают памятную монету от членов школьной комиссии. Послеобеденное шествие, напротив, ведет через старый город к полю, где праздник продолжается до вечера и плавно перетекает в народные гуляния до раннего утра.


Муртен:

Праздник Solennität в Муртене, известный в народе как Soli ("зОли") на фрибургском диалекте, отмечается ежегодно 22 июня в память о битве при Муртене в 1476 году. 22 июня кадетский корпус из Муртена (школьники) марширует в форме через центр города в утренней процессии, девочки все в белом (или по желанию в форме). Затем следует церковная служба, боевое донесение (читаемое учениками) и речь капитана (высший чин кадетов). Во второй половине дня проходит еще один парад, после чего следует дефиле кадетов и танцы девушек. Все мероприятие завершается народным гулянием, которое длится до раннего утра.


Мы побывали на празднике в Бургдорфе (просто он ближе к нам), а точнее на его второй части, которая началась в 13:20, о чём и будет короткий репортаж с парой фото и видео. Всё происходило в этот понедельник, 27 июня 2022 года.


Участники собираются, зрители выстраиваются по пути следования шествия:

Само шествие, в котором принимали участие как местные оркестры, так и учителя со своими классами: 

Ну и закончилось всё на городском поле выступлением учеников, спортивными играми и всеобщей пьянкой (на пьянку не остались, так как надо было возвращаться домой):

В целом вполне себе интересное зрелище для общего развития + развлечение для детей. Ну и Бургдорф оказался милым провинциальным городком, в котором можно провести несколько часов.

Показать полностью 6 5
39

Проблемы наших детей в Швейцарии (переезд из Германии). Часть 2

В предыдущей части я писал про проблемы старшей дочери, а именно травлю в швейцарской школе. Как выяснилось, это распространённая проблема в нашем регионе, страдают от этого многие иностранцы, включая переезжающих сюда немцев. Нам помогло тесное взаимодействие со школой, которая стала на защиту моего ребёнка и всячески поддерживала дочь в непростое время.


У сына проблемы были совершенно иного рода. Об это сегодня и поговорим.


Младший ребёнок (сын, на момент переезда возраст 4 года и 3 месяца)


Проблемы можно разделить на 2 группы, которые взаимосвязанны:

- язык (немецкий)

- психоэмоциональное / умственное развитие


Немецкий язык

Тут небольшой экскурс в историю: в возрасте 1,5 лет ему удалили 4 верхних передних зуба (резцы), из-за чего впоследствии появились дефекты в произношении. Он ходил в Германии в ясли и детский сад, но на нашу беду и там, и там были русскоязычные воспитатели, что в определённой степени замедлило его обучение немецкому языку (мы принципиально не говорим на немецком в семье, только русский). На момент переезда он понимал немецкий, но мало говорил на нём. С русским проблем не было, тут его уровень владения языком был на уровне нормального четырёхлетки.


В новом детском саду здесь, в Швейцарии, с сыном внезапно заговорили на диалекте, что обнулило весь прогресс с немецким языком, т.е. он, фактически, начал изучать новый язык с нуля. Усугубилось всё тем, что кто-то говорил с ним на диалекте, кто-то на стандартном немецком и у парню в голове всё перемешалось, что ещё больше его сконфузило и затормозило.


Психоэмоциональное / умственное развитие

Проблемы с немецким языком отбросили тень на оценку его (сына) воспитателями, к этому добавилась некая ажитация парня по поводу нового места + скажу честно наше плохое воспитание: сын очень упрям; избалован; ленив и инициативен только там, где ему надо; постоянно проверяет границы дозволенного. Последним он и начал заниматься на новом месте, чем изрядно потрепал нервы воспитателям (мы-то как родители уже привыкли к этому и знали как с этим бороться, но они такого не ожидали), начались постоянные жалобы типа он не слушается, он постоянно перевозбуждён, он не делает необходимых минимумов для своего возраста, и вообще он у вас не такой как все и ему в обычном детском саду сложно, мол давайте назначим ему доп.занятия по психомоторике и integrative Förderung (а-ля помощь сильно отстающим детям). Причём делался сильный упор на его "ненормальность" и необходимость доп.занятий.


Скажу так: было тяжело, т.к. это был постоянный прессинг, постоянные жалобы от воспитателей детского сада и сюда же подключились воспитатели из продлёнки, каждый божий день что-то было не так. То плохо себя ведёт, то по-немецки плохо говорит.


Вы скажете: а может от действительно не совсем нормальный? Может он правда "особенный"? Да, мы тоже иногда думали об этом, но я, как врач, видел "особенных" детей и мой сын никоим образом не был похож на них, тем более что плановое обследование у педиатра не показало никаких отклонений от нормы (что подтвердило мои ожидания).


Что мы сделали

Вместо того, чтобы ссориться с дет.садом и продлёнкой мы решили пойти от обратного. Назначили 2 встречи - с дет.садом и продлёнкой, где обговорили следующее:

- мы заявили, что наш сын нормальный и мы не позволим говорить о нашем ребёнке в ином тоне;

- мы заверили, что понимаем их озабоченность состоянием нашего ребёнка и благодарим их за то, что они не остаются равнодушными;

- мы заверили их, что мы также, как и они, желаем нашему сыну только самого лучшего и готовы помочь ему чем только сможем;

- мы попросили указать буквально по пунктам над чем нам надо работать, на что обратить внимание, т.е. допустим "не усидчив", "показывает кому-то язык", "обзывается" и т.д.; 

- мы попросили докладывать нам обо всех инцидентах-непослушаниях нашего сына в дет.саду и продлёнке;

- попросили говорить с ним либо на диалекте, либо на стандартном немецком, но не на смеси, т.к. ему сложно разобраться;


Парня же мы взяли за яйца: жалобы в саду или продлёнке - лишение айпада до конце этого дня. Не ругались, просто забирали айпад до конца дня и всё. Через месяц он стал просто душкой, лучшим мальчиком на свете (для нас, конечно, он и не переставал им быть). Каждый раз, забирая его из сада или продлёнки мы спрашивали как дела, как сын себя вёл, проявляли понимание и говорили, что поработаем над теми или иными проблемами / ситуациями. Айпадом вся терапия не заканчивалась, мы беседовали с ним, пытались объяснить что к чему и почему им были недовольны.


Мы не согласились ни на какие доп.занятия в дет.саду, кроме уроков у логопеда раз в неделю, так как было опасение, что потом это может повлиять на его дальнейшее будущее в школе, мол "особенный" ребёнок, которому была необходима "помощь", короче боялись ярлыка "дурачка" до конца жизни. Может ничего и не было бы, но мы решили не рисковать. Оставили его, правда, на доп.год в детском саду (он объективно ещё не созрел до школы, но тут кто-то раньше, кто-то позже. Лучше сейчас, чем потом повторять год в школе). Отказы от доп.занятий фиксировались письменно.


По поводу языка: мы нашли ему 2 преподавателей немцев по интернету и 2 раза в неделю он занимается с ними языком (по скайпу). Дополнительно работаем над произношением с помощью русскоговорящего логопеда, с которым от также 2 раза в неделю занимается по тому же скайпу. По обоим фронтам есть прогресс, что также отмечают в дет.саду и продлёнке, чему мы, конечно же, рады. Единственно что он говорит на смеси из стандартного немецкого и диалекта, чем ставит иногда онлайн-преподавателей в тупик.


Они всё ещё периодически заводят разговор о доп.обследованиях (типа выяснить какие у него проблемы), но это, как мне кажется, больше по инерции, не хотят отпустить ситуации и передать бразды правления нам )) мы стоим на своём: проблем нет, занимайтесь и мы будем заниматься, всё будет хорошо. Следующий разговор нам предстоит в мае, но думаю особо там обсуждать будет нечего, парень развивается, взрослеет и будет оптимально готов к школе.

Показать полностью
247

Проблемы наших детей в Швейцарии (переезд из Германии). Часть 1

В одном из первых постов здесь я писал, как меня занесло в Швейцарию, где упоминал, что оба наших ребёнка родились ещё в Германии. Разница у детей небольшая: всего 3,5 года. Но удивительным образом проблемы в Швейцарии у каждого ребёнка были свои. Но обо всём по порядку. В этой части про старшего ребёнка.


Старший ребёнок (дочь, возраст на момент переезда 7,5 лет, сейчас 10 лет и 6 месяцев, пошла во второй класс)


Родилась в Германии. На момент переезда она уже владела немецким на хорошем уровне, т.к. за её плечами был детский сад и первый класс немецкой школы. Да, её несколько удивил швейцарский диалект, но компенсировалось это тем, что в основном преподавание в школе было на стандартном немецком, которому швейцарцев обучают именно в школе. Проблемы у неё были совершенно  иного свойства, а именно на уровне свой-чужой: она не говорила на диалекте, чем сильно выделялась среди остальных и привлекала к себе нездоровое внимание и началась агрессия со стороны одноклассников, а точнее одноклассниц: начался откровенный буллинг с унижениями (ты никто, ты чего сюда припёрлась, ты тупица и т.п.) и угрозами физического насилия (в раздевалке, допустим, перед физкультурой типа "сейчас тебе морду разобъём"). Мы заметили это не сразу, только спустя пару месяцев: дочь стала более замкнутой, постоянно в плохом настроении, не хотела идти в школу. На распросы сначала не отвечала, но потом рассказала про то, что с ней происходит. Сказать что мы прихуели - это ничего не сказать. Конечно были эмоции и жажда расправы, но, учитывая где мы и как тут принято, решили действовать согласно методичке, которую я перед этим проштудировал: Mobbing. Leitfaden für die Schulen der Stadt Zürich. В письменном виде (по электронной почте) я описал ситуацию классному руководителю дочери в школе с указанием всех имён и подробно описав все проишествия, добавил пассаж про то, что дочь больше не хочет учиться и настойчиво потребовал вмешаться и разрулить проблему. К счастью классный руководитель оказалась вменяемым человеком, сама позвонила нам и выразила сожаления, а также наметила план своих действий по поводу нападок на дочь. Она поговорила со всеми участниками травли и их родителями, пригрозив им поначалу школьным психологом; проговорила ситуацию перед всем классом, сказав, что негоже обижать новоприбывших и рассказав о чувствах дочери и попросив их помогать её, если будет необходимо; объяснила моей дочери, равно как и мы перед этим, что это не её вина, что если будет даже намёк на повтор, то она может сразу же обращаться за помощью к ней напрямую.


Позже был ещё один эпизод, который взвинтил градус травли, но уже не на классовом уровне, а на школьном: был несчастный случай на детской площадке с возможным участием нашей дочери, а именно падение с лазательной башни по результатам которого ребёнок (старшеклассница) сломала руку, и обвинять в падении начали мою дочь, мол она специально толкнула другую девочку. Забирая дочь из школы мы узнали об этом происшествии в тот же день. Вечером того же дня мне позвонили родители пострадавшей девочки и начали ебать мне мозг угрозами и требуя непонятно что, говорили на диалекте довольно агрессивно. Я выразил сожаление по поводу травм их ребёнка, но сказал, что моя дочь ни в чем не виновата и извиняться я перед ними не буду и дальнейшее общение будет только через школу после расследования инцидента. Уже имея опыт общения со школой, я написал туда письмо с подробным описанием инцидента (со слов дочери), сказав что виноватыми мы себя не чувствуем, пусть разбираются, но и обратят внимание на возможные последствия в виде повторного витка травли моей дочери. Предчувствия нас не подвели: на дочь снова начались нападки, но уже со стороны школьников других классов, которые были знакомы с пострадавшей девочкой и её сестрой, которая говорила всем что именно моя дочь устроила это происшествие. Нам пришлось ещё несколько раз общаться с классным руководителем, прося о помощи, так как действовать здесь надо было уже не в рамках класса, но уже школы. В результате расследования пришли к выводу: просто несчастный случай во время игры, никто не виноват, башню эту закрыли. Школа провела разговор с родителями пострадавшей девочки и настойчиво попросила их прекратить распространять слухи и прекратить травлю моей дочери, сестре девочки предложили походить к школьному психологу, если она не уймётся. Ситауцию также проговорили в классе, рассказали о выводах "расследования", которые признали мою дочь невиновной.


С тех у нас тишь и благодать: дочь обзавелась подружками в своём классе, травля прекратилась (бывали стычки в школе с кем-то, но так бывает, дети есть дети, мы отслеживаем чтобы это не становилось системой), дочь охотно ходит в школу, неплохо учится. Отношения с ней доверительные, если есть проблемы - она нам рассказывает (взаимоотношения с одноклассниками, плохие оценки и т.п.),  мы её не осуждаем, стараемся помочь в решении той или иной ситуации, не ругаемся.


В части 2 будет про младшего ребёнка - сын, возраст сейчас почти 7 лет.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!