psy8jack

psy8jack

Не-психолог. Информационно-беспощадный ресурс о психологии: https://psyjack.ru/ Телега для вопросов и непрошенных ответов: https://t.me/psyjack Статьи разной степени помола: https://dzen.ru/psyjack.ru
Пикабушник
Дата рождения: 24 сентября

На корм собакам Павлова

Денежная форма подкрепления, увеличивающая вероятность поведения, ведущего к написанию материалов

0 199
из 199 собрано осталось собрать
1354 рейтинг 11 подписчиков 21 подписка 42 поста 4 в горячем
12

Ответ на пост «Женщины умнее мужчин: Наука о том, почему "сосисочная вечеринка" полна идиотов»3

Будем честны: ссылки вы от балды наставили. Работа Грабински опубликована не в психологичесом или медицинском журнале, а в Applied Mathematics. Во-первых, он там не саму проблему интеллекта обсуждает, а подходы к обработке данных. Во-вторых, весьма вероятно, что рецензирования со стороны психометристов там нет).

Это не такая большая проблема. Сам-то феномен большей вариативности мужских результатов действительно присутствует. При этом присутствует стабильно, практически всю историю исследований.

Я бы вообще не начал писать этот пост, но меня смутили два момента

Что это значит для "среднего" человека? Хотя математическое среднее IQ у обоих полов часто оценивается как равное (около 100), большая дисперсия у мужчин приводит к тому, что в части распределения где сосредоточены "средние" индивиды с IQ 100 женщин пропорционально больше, и они чаще демонстрируют стабильный, средний интеллект без крайностей. В результате, если взять типичного мужчину , он с большей вероятностью окажется ближе к нижнему краю, чем типичная женщина. Это объясняет, почему в повседневных задачах, требующих среднего уровня когнитивных способностей, женщины часто показывают лучшие результаты их распределение "компактнее" и меньше подвержено "провалам"

Кто такой "средний" человек в результатах IQ, прошедших нормализацию? Это человек, который находится в самом центре. Не важно: мужчина или женщина — и средний мужчина и средняя женщина будут находиться ровно посередине, на отметке 100.

Данные о стандартном отклонении гуляют разные, и вы, очевидно, взяли одни из самых широких: 16.2 – 13.2 = 3. Вот тут (Giofrè D, 2024), например, разница намного меньше.

Во-первых, в этом исследовании разница оценивается по группам способностей, а не просто кучей. Здесь по невербальному интеллекту (NVI) у мужчин SD = 14.62, а у женщин — 13.97. Разница составляет 0,65, что далеко не 3.

По невербальной памяти (NVM) женщины даже более вариабельны: 14.3 против 13.55. По вниманию и контролю интерференции (NVAI) мужчины снова вариабельней, но снова незначительно: 13.9 против 13.42.

Во-вторых, как следует из последующего анализа, различия в латентных дисперсиях между полами были статистически незначимыми, то есть гипотеза о большей мужской вариабельности на уровне общих факторов в этом исследовании не подтвердилась.

В классической работе Johnson, Carothers & Deary (2008) на древних данных (30-х и 40-х годов) разница была значительнее. У мужчин SD 15.5, у женщин — 14.5. Что примерно в три раза меньше, чем у вас.

В-третьих, разница практически исчезает, если учесть здоровых и больных в интеллектуальном плане. Люди с отклонениям — не репрезентативная выборка.


Даже предположим, что женщины менее размазаны по шкале, что в середине больше женщин, чем мужчин. Но вы пишете:

В результате, если взять типичного мужчину , он с большей вероятностью окажется ближе к нижнему краю, чем типичная женщина

Теперь вместо среднего мужчины у вас "типичный". А это какой?

Если мы представим, что и правда мужчины более вариабельны в целом. Если мы представим себе выборку, где есть 100 мужчин и 100 женщин, нам предоставят случайного мужчину и случайную женщину, то да — у женщины вероятность оказаться в середине будет выше. Что эта вероятность означает на практике? Ничего.

Если ли же под типичным человеком понимается средний или обычный, то это утверждение либо лишено смысла, либо абсолютно ложно. Различия в дисперсии не переносят центр распределения. Вероятность оказатся ниже среднего для мужчины составляет 50%. Вероятность оказаться ниже среднего для женщины составляет 50%.

Зафиксируйте, пожалуйста, простую мысль: каждого мужчину-дебила уравновешивает мужчина-гений

Это объясняет, почему в повседневных задачах, требующих среднего уровня когнитивных способностей, женщины часто показывают лучшие результаты их распределение "компактнее" и меньше подвержено "провалам"

Нет, не объясняет. Мы про интеллект говорили, а не про успешность выполнения повседневых задач. Что это за повседневные задачи, требующие среднего уровня когнитивных способностей? Как мы перешли от интеллекта к успешности деятельности?


Хотя исторически средний IQ считался равным, современные исследования фиксируют сдвиг в пользу женщин. За последние десятилетия IQ женщин растёт быстрее, и впервые за 100 лет они превосходят мужчин в среднем на несколько пунктов. Это связано с социальными факторами: лучшим доступом к образованию, снижением стереотипов и биологическими аспектами, такими как влияние роста (мужчины кажутся умнее из-за корреляции с ростом, но при контроле за этот фактор женщины имеют слегка выше IQ). pubmed.ncbi.nlm.nih.gov

Да, я вижу ссылку. Сатоши Канадзава — мем. С одной стороны, автор большого количества работ по эволюционной психологии и биологии. С другой стороны, он умеет редко, но метко насрать себе в штаны. Можете почитать о нём статейку на википедии для первичного ознакомления.

В данном случае речь идёт о работе "The role of height in the sex difference in intelligence", в которой Канадзава предлагает гипотезу о том, что наблюдаемое (якобы) превосходство мужчин в среднем уровне интеллекта объясняется их ростом. Эта гипотеза оприается на четыре механизма, каждый из которых требует сильных предпосылок о харктере ассортативного спаривания и эволюционной динамике:

  1. Умные мужчины склонны выбирать красивых женщин;

  2. Высокие мужчины склонны выбирать красивых женщин;

  3. Эти два процесса генерируют экстрическую корреляцию между ростом и интеллектом;

  4. Согласно обобщённой гипотезе Триверса–Уилларда, высокие родители чаще производят сыновей.

И уже здесь есть проблемы. Во-первых, предполагается, что интеллект и физическая привлекательность являются независимыми, но селективно значимыми признаками, что спорно в свете моделей общего качества: интеллект и привлекательность могут коррелировать не из-за ассортативного спаривания, а из-за общей генетической и физиологической устойчивости.

Во-вторых, гипотеза Триверса–Уилларда, особенно в её обобщённой форме, не получила устойчивой эмпирической поддержки.

Выбор инструмента измерения интеллекта — особая проблема. Канадзава использует Peabody Picture Vocabulary Test — тест вербального интеллекта, который, несмотря на корреляцию с общим интеллектом, известне своей чувствительностью к половым различиям. Женщины в среднем получают более высокие баллы по вербальным способностям.

И самое странное здесь то, что именно на таком инструменте, где должны доминировать женщины, пытаются обнаружить мужское превосходтсво в общем интеллекте.

Это ещё странне в контексте исходной посылки Канидзавы. Он опирается на исследования Ричарда Линна (одной из одиознейших фигур в исследованиях интеллекта), чьи выводы о превозходстве мужчин на 3–5 баллов неоднократко подвергались критике за методологические артефакты.

Более того, сама логика аргументации Канадзивы внутренне противоречива. Сперва регрессионные модели показывают, что после контроля за ростом женщины получают на 0.9–2.1 балла выше, чем мужчины, а потом оказывается, что корреляция и размер эффекта между IQ и ростом незначительны.

Ну и репликаций нет.


Девочки чаще получают высокие оценки по гуманитарным предметам

Школьная успеваемость и интеллект — тема сложная. Если мы пользуемся анекдотическими доказательствами, то попрошу вас вспомнить вашу же школу. Были ли у вас такие девочки в классе, которые не отличались интеллектом, но стабильно получали хорошие оценки за счёт того, что дружили с умными девочками и мальчиками, у которых списывали?

Не были ли такие люди более дружелюбными к учителям, чтобы те помогали им с успеваемостью? Разве мальчики не ведут себя более агрессивно и неприемлемо, что влияет на оценку их поведения, отношение к ним, их успеваемость?

Хоть интеллект и остаётся одним из сильнейших предикторов успешности в жизни, игнорировать вклад иных факторов (например, наличие компании-монополиста у бати в кармане) не выйдет.


В повседневной жизни это проявляется в статистике рискованного поведения: мужчины гораздо чаще, чем женщины, ввязываются в опасные и бессмысленные авантюры, что приводит к травмам или даже смерти. Классический пример "Премия Дарввина"

Риск риску рознь. В целом, есть корреляция между интеллектом и склонностью к рискованному поведению, но здесь нужно сделать две поправки: на возраст и оценку риска.

Наибольшая связь риска и интеллекта приходится на подростковый возраст (данные давно смотрел, возможно, что это не так).

Мужчины и женщины в плане интеллекта равны. То обстоятельство, что есть исключительные случаи, которые попадают в статистику премии Дарвина, не говорит о том, что средний мужчина чаще рискует или что это влияет на мужчин в целом. Я напомню: каждого долбоёба, садящегося за руль в нетрезвом виде, уравновешивает высокоинтеллектуальный водитель.

И давайте зафиксируем ещё раз логику, чтобы у вас было на один повод меньше срать в комментариях. Логика "у мужчины вероятность оказаться дебилом выше, поэтому мужчины чаще рискуют" — не верна. Логика, что мужчины чаще рискуют — частично верна.

Показать полностью
2

Секта свидетелей нарциссизма, или что делать, если ваш галстук — нарцисс

Галстук весь такой красивый, но душит вас. Знакомо?

Да, у галстука нарциссическое расстройство личности, он — нарцисс.

Зима близко, и нужно закрывать дедлайны по осеннему обострению, поэтому у меня в ленте снова насрано россказнями про нарциссизм, про нарциссов, про то, какими манипуляциями они пользуются, и как распознать нарцисса.

Такая муть.

Вот представьте человека, который постоянно боится, что его бросят. Он может сильно ругаться, когда партнёр не отвечает на сообщения или звонки, или угрожать тем, что сделает что-то с собой, если вы его бросите. Через некоторое время он будет вести себя абсолютно иначе: будет уделять вам всё своё внимание, всю свою нежность и любовь.

Очень нарциссично, но я сейчас пограничное расстойство описал.

Одна из важных манипуляций, которую часто приписывают нарциссам — это качели. Якобы нарцисс это делает, чтобы контролировать эмоциональное состояние партнёра и поддерживать своё грандиозное Я. Соответственно, если вас заботливо качают на эмоциональный качелях, то перед вами нарцисс. Считают некоторые эксперты в интернете.

Погранцы тоже катают партнёра на качелях. У них жизнь состоит из периодов, когда всё хорошо, и периодов, когда они уверены, что их сейчас бросят.

Обычные люди катают партнёра на качелях. Те самые токсичные, властные или просто припизднутые, которым в жизни нужно немного экстрима.


Идём дальше.

Представьте человека, который обманывает коллег, чтобы получить повышение, не считаясь с другими, и даже нарушает закон ради выгоды. Никакой эмпатии, сплошные манипуляции. Ну типичный нарцисс.

Антисоциальное расстройство личности (диссоциальное, психопатия, социопатия) — расстройство личности, характеризующееся антисоциальностью, игнорированием социальных норм, импульсивностью, отчуждённостью, и сложностью общения с людьми, иногда в сочетании с агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности. (Википедия)


Представьте коллегу, который постоянно рассказывает умопомрачительные истории, смеётся, показывает эмоции и всячески хочет быть в центре внимания. Он любит, когда на него смотрят, когда за ним наблюдают, и сильно грустнеет и даже может учудить что-нибудь, когда оказывается не в центре внимания. Очередной нарцисс.

Истерическая личность — характеризующееся самодраматизацией, театральностью, эгоцентризмом, эмоциональной лабильностью, преувеличенным выражением эмоций, стремлением к нахождению в центре внимания и чрезмерной озабоченностью физической привлекательностью. (та же Википедия)


Вы уже, надеюсь, уловили логику. Закрепим.

Представьте себе человека, который очень часто полностью игнорирует сообщения, кажется хородным, а через некоторое время этот человек внезапно снова появляется в общении, будто ничего не случилось, и поведение кажется непредсказуемым.

Знатоки, внимание, варианты ответа:

  1. Нарцисс.

  2. Нарцисс.

  3. Нарцисс.

  4. Расстройство аутистического спектра.

Секта свидетелей нарциссизма, или что делать, если ваш галстук — нарцисс

Полезно знать, что существует нарциссизм как спектр с характеристиками вроде самооценки, эмпатичности, амбициозности. Полезно знать, что есть люди с НРЛ, которые могут оказаться в вашей жизни и здорово вам навредить. Полезно знать, что стоит за нарциссизмом и какие цели (поддержание самооценки, защита собственных интересов, постановка амбициозных целей и их достижение) преследуют люди со здоровым и патологическим нарциссизмом или НРЛщики.

Я только понять не могу этих не-товарищей на психологах, которые спешат всем рассказать леденящие душу истории про то, как нарциссы вами манипулируют, как они вас уничтожат, какие они мрази, уроды и падаль, грязь из под подошвы и ногтей, отвратительнейшие твари, лжецы, паразиты, убийцы.

От себя я только про грязь добавил. Всё остальное: очень расхожие наименования нарциссов среди тех, кто силится спасти заблудших овечек от нарциссов. Эпитеты там вообще отвал.


Поведение — это следствие внутренних процессов. Асфальт может быть мокрым из-за того, что на улице идёт дождь, проехало поливомоечное оборудование или прорабатывающаяся тётя нассала кипятком от очередной статьи, где рассказали о неполноценности нарциссов.

Если асфальт мокрый, это не значит, что на улице идёт дождь.

Показать полностью 1
9

Ответ на пост «Жена жалуется, что я ее не слышу»

UPD: какого-то хрена пост оформился не как ответный. Пост

Б. Баарс, Н. Гейдж. Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки, том 1.

Еще одна ограниченная функциональная способность — избирательное внимание. Первые исследования были проведены группой Дональда Бродбента с помощью метода дихотического слухового входа (рис. 2.8). В этом эксперименте испытуемый получал через наушники одновременно два канала речевой информации, которая различалась для одного и другого уха. Когда испытуемого просили «игнорировать» один из каналов и повторять поступающий текст без остановок, он слышал только другой канал. То же самое происходит, если, например, слушать новости сразу по двум радиоприемникам. При этом человек воспринимает текст только по одному каналу, хотя может улавливать звуки и по другому каналу.

Современные персональные технические устройства в принципе позволяют человеку в одно и то же время обучаться, слушать любимую музыку и говорить по сотовому телефону. К сожалению, при попытках выполнять одновременно несколько дел эффективность снижается тем быстрее, чем больше число задач.
Как правило, мы не способны параллельно осуществлять даже две сознательные задачи, например активно беседовать и управлять транспортным средством при интенсивном уличном движении. Если нет необходимости серьезно вникать в тему разговора, человек может в это же время вести автомобиль. Однако чем глубже наше сознание вовлечено в каждую из этих задач, тем значительнее конкуренция между их выполнением.

Как мы справляемся с проблемой ограниченности своих функциональных способностей? Есть по крайней мере два пути. Первый — образование блоков информации, сжатие большого количества информации в единый организованный элемент. Такими блоками являются многие слова. Представьте себе, к какому объему информации открывают доступ такие слова, как «мать», «школа», «любовь» и т. д.

Второй способ преодолеть ограниченность наших функциональных способностей — это практика, тренировка. Как известно, человек выполняет привычные задачи гораздо лучше, чем новые. Мозг решает новые проблемы довольно медленно; он делает много ошибок, выполняет поэтапно действия, которые можно было бы сделать в один прием. При выработке навыка выполнение задачи выходит за пределы области сознательного (Raaijmakers and Shiffrin, 1992; Chein and Schneider, 2005). Например, человек с достаточным опытом видеоигр может одновременно разговаривать, тогда как новичку необходимо сосредоточиться на игре. Практический опыт позволяет снизить функциональные затраты на выполнение задачи.

Считается, что при избирательном внимании сенсорная информация поступает в оперативную память. Согласно приведенному выше определению (Cowan et al., 2005), данные о запахе или вкусе «становятся временно доступными для когнитивной обработки». Если вы задержались на этом определении примерно в течение десяти секунд, оно находится в оперативной памяти. Нетрудно заметить, что вас отвлекают раздражители, в том числе ваши собственные мысли и ощущения, например прочитывание вот этой фразы. Таким образом, ваша способность думать на любую тему имеет ограничения. Поэтому можно говорить о «мыслительной оперативной памяти» («концептуальной оперативной памяти»), а также о зрительной или вербальной оперативной памяти.


Оперативки у тебя мало: пусть докупит.

Показать полностью
2

Тестостерон и агрессия у животины

Когда речь заходит о тестостероне, в массовом сознании сразу возникает простой образ: больше гормона — больше агрессии. В экспериментах действительно видно, что если повысить уровень тестостерона искусственно, агрессивное поведение усиливается. Но в естественных условиях — в реальных популяциях животных — эта логика не срабатывает так прямолинейно.


Сперва о людях

Работа Geniole et al. (2020) показывает, что:

  1. базовый уровень тестостерона хоть и положительно, но слабо коррелирует с агрессией человека,

  2. контекст-зависимые изменения уровня тестостерона положительно (но слабо) коррелируют с агрессией человека,

  3. нет убедительных доказательств причинной роли тестостерона в развитии агрессии у человека.

Если до сих пор не понятно: тестостерон у людей не является прямым регулятором агрессии. Он может модулировать чувствительность к угрозам статусу — у определённых людей, в определённых ситуациях и определённой личности.


А вот с животными всё интереснее

Довольно универсальные и метафоричные высказывания вроде "дофамин — гормон удовольствия, серотонин — радости, окситоцин — привязанности, тестостерон — агрессии" создают ощущение причинности: чем больше, тем лучше (или хуже) — и вызывают подозрения. С другой стороны, исследования последних 70 лет действительно показывают, что искусственное повышение тестостерона (через импланты или инъекции) часто повышает агрессивное поведение.

Исследование и обзор E. George & K. Rosvall (2022) показывает, почему корреляция в полевых данных может вводить в заблуждение. Исследователи проверили работы за длительный период и провели исследование, в котором проверили 4 основных гипотезы (утверждения) о связи тестостерона и агрессии.

  1. Особи с более высоким базовым уровнем тестостерона (Т) агрессивнее, чем с низким.

  2. Сезонные изменения агрессии совпадают с сезонными изменениями Т.

  3. Территориальные вызовы (в т.ч. симуляция вторжения) сразу повышает Т.

  4. Кратковременное естественное повышение Т должно немедленно дать рост агрессии.


Почему мы не всегда видим связь между уровнем тестостерона и агрессией

Гипотеза о межиндивидуальной корреляции подсказывает, что в популяции особи с высоким тестостероном должны быть агрессивнее. На практике корреляция часто слабая или отсутствует.

Дело в том, что мы часто измеряем связь там, где нет триггера, который активирует агрессивное поведение, или ожидаем, что влияние будет линейным.

  1. Большинство особей находятся в нормальном диапазоне тестостерона, который достаточен для агрессии. Если гормона достаточно, дальнейший рост не увеличивает вероятность, продолжительность или интенсивность поведения.

  2. Агрессия проявляется, когда есть смысл: борьба за территорию, доступ к партнёру, конкуренция. Вне таких ситуаций высокий тестостерон не приводит к агрессии. То есть важен контекст.

  3. Внутрииндивидуальная динамика (что происходит с одной особью в течение дня, недели и т.д.) почти не видна при сравнении разных особей друг с дружкой.

  4. Рецепторы, ферменты и прочая хрень.

Это не означает, что Т не влияет на агрессию у животных. Влияет, но если звёзды сошлись.


Почему мы иногда видим корреляцию, но неправильно её интерпретируем

Даже если Т не влияет на агрессию в данный момент, агрессия может влиять на Т. Это ключевой момент.

Когда особь вступает в конфликт, защищает территорию и выигрывает схватку, уровень Т может подниматься в ответ на само событие. На забугорском это обозвано как winner effect.

Если особь часто побеждает, её уровень тестостерона через месяц будет стабильно выше, чем у проигрывающих. Это создаёт устойчивые межиндивидуальные различия, которые можно ошибочно принять за доказательство того, что высокий Т вызывает агрессиию.


Почему однократное измерение тестостерона мало что сообщает

Если исследователь измеряет уровень Т в середине сезона, то он лишь может предполагать:

  • сколько конфликтов особь пережила,

  • сколько раз победила, сколько проиграла,

  • в каких условиях происходило поведение.

Всё это меняет уровень тестостерона задним числом, и сам уровень становится не причной, а отражением биографии агрессии.


Почему контекст является главным фильтром

Даже если у особи высокий Т, агрессия проявляется только в контексте, где она имеет смысл. А контекст определяется огромным количеством факторов: периодом размножения, наличием ресурса, социальной структурой популяции, плотностью соперников, мотивационным состоянием самой особи.

Поэтому связь между Т и агрессией может быть сильной в начале сезона (когда идут территориальные бои) и исчезать позже (когда конфликт утрачивает адаптивность)

Как правило, простое повышение тестостерона не делает ни человека, ни другое животное более агрессивным.

Именно сочетание порогов, обратной причинности и контекста превращает тестостерон в гормон агрессии. Кстати, агрессия возможна и без тестостерона. Можно даже так сказать: ни один гормон не является необходимым и достаточным условием агрессии.

Даже при очень низком Т агрессия может возникать через другие нейрохимические системы. У само большинства видов агрессия регулируется, например, эстрогенами, серотонинергической регуляцией, вазопрессином и кортикостероидами. А некоторые виды (особенно птиц) активируют функцию уничтожения всего сущего локальным синтезом эстрогенов в мозге.

Показать полностью 2
6

Богатые и бедные плачут одинаково (слезами)

Двадцать лет подряд учёные — с упорстом, достойным лучшего применения — публиковали работы о том, что люди из разных социальных слоёв думают, чувствуют и плачут по-разному. Низшие классы, конечно же, — душевные, эмпатичные, ориентированные на других и вообще моральные. Высшие — самостоятельные, аналитичные, слегка эгоистичные и, по стереотипу, вечно ищущие возможность нарушить пару-тройку правил

Проблема лишь в том, что почти всё это зиждилось на миниатюрных и однообразных выборках. В основном американских. В основном студентов.

На этот раз исследователи решили не мелочиться. Они собрали 33,5 тысячи человек из США, Франции, Швейцарии и Индии — да не абы каких студентиков, а репрезентативные выборки реальных людей. Затем они взяли 22 культовых исследования о социальном классе и восстановили 35 ключевых гипотез — от самооценки до моральных дилемм. И всё с предрегистрацией.

Емнип, это одна из крупнейших репликаций в социальной психологии.

Половина классических эффектов не подтверждается

С одной стороны, это довольно плохо говорит о состоянии исследований по данной теме. С другой стороны, это означает, что половина всё же воспроизводится.

Значительная доля прежных утверждений о различиях между социальными классами либо преувеличина, либо вовсе неверна. Нам не привыкать.

Что воспроизводится

Люди из более высоких классов действительно чаще ощущают контроль над своей жизнь и обладают более выраженной агентностью (что они могут). Это — стабильный результат. Также на разных выборках снова и снова проявлялись более высокая самооценка, настойчивость и нарциссизм.

Когнитивные различия тоже оказались устойчивыми: низшие классы склонны рассуждать контекстно, а высшие — аналитично, то есть разбивают сложное на части и ождают от мира большей предсказуемости.

И да, люди с более высоким статусом действительно чаще испытвывают предубеждение к низкообразованным. Чем выше статус, тем мощнее предубеждение.

Некоторые поведенческие эффекты сохранились тоже: представители высших классов чаще выбирают утилитарные решения в моральных дилеммах и меньше боятся риска.

Что не воспроизводится (оказалось мифом)

Самым громким провало стало представление о том, что низшие классы — это такие воплощённые терезы-мамки, эмпатичные и альтруистичные. Исследование не подвердило различий ни в сострадании, ни в эмоциональой чувствительности, ни даже в той самой ориентации на других, которой так гордились старые теории.

Более того, в ряде стран люди из высших классов оказались более чувствительными к эмоциональному контексту.

По поводу нарушения правил и неэтичности богатых... Увы (или к счастью), в сценариях о мошенничестве и нечестном поведении представители высших классов не демонстрировали большей готовности нарушать правила, а иногда даже наоборот — были честнее остальных.

Влияние культуры

Выяснилось, что разные страны дают разные результаты. Например, в Индии высокий статус связан с меньшим ощущением контроля. А в ряде стран статус вообще повышает эмоциональную чувствиетльность, а не снижается, как уверяли классические модели.

Субъективный статус

Исследователи проверили девять показателей социального класса и обнаружили, что лучше всего поведение объясняют не доход и образование, а субъективные показатели: как человек ощущает свой статус, какой у него опыт детства, насколько он чувствует влияние.

Проще говоря, мы острее реагируем на субъективное ощущение положения, чем на реальное положение дел.


В итоге: часть классических выводов работает, часть — результат ограниченных выборок, гнущихся выводов и отсутствия препринтов (прерпинты — сила). Модель о том, что классы различаются по фундаментально противоположным сторонами "ориентация на себя" и "ориентация на других", нуждается в скорой помощи и пересмотре.

Более надёжными оказываются эффекты, связанные не с моралью или ценностями, а с ощущением контроля, опытом нестабильности, когнитивным стилем и отношением к риску.

Показать полностью
5

Серотонин и терпение

Успех в деятельности редко зависит от мгновенных вспышек мотивации. Результаты не появляются мгновенно, обратная связь часто неполна, а ощущение прогресса приходит с опозданием. Но что удерживает человека в этом промежутке, когда результата ещё нет, а сомнения уже есть?

Новое исследование Emerson Harkin и коллег, опубликованное в Nature (2025), демонстрирует, что за эту способность "удерживать ожидание" отвечает серотонин. Его функция — не вызывать удовольствие и не подавлять импульсы, а поддерживать внутреннюю уверенность, что будущее событие предсказуемо и стоит усилий.

Этот механизм — prospective code for value — объясняет, почему мы терпим. Формулировка вольная, но именно терпением проще всего объяснить результаты исследования.

Серотониновая теория терпения

Долгое время серотонин рассматривали как биохимический антагонист дофамина: если дофамин сигнализирует о вознаграждении, то серотонин якобы отвечает за торможение и избегание. Однако нейронные записи показали, что это объяснение не работает. Серотониновые нейроны активируются не только при наказаниях, но и при наградах — и часто без очевидной связи с положительной или отрицательной эмоцией.

Harkin предложил иную интерпретацию. Серотонин не кодирует "награду" и не кодирует "наказание". Он кодирует ожидаемую ценность будущего состояния — то, насколько значимо и надёжно предсказанное событие. Если дофамин сообщает мозгу, что прогноз оказался неверным (ошибка предсказания), то серотонин сообщает, насколько прогноз устойчив и стоит ли ему доверять дальше.

Именно поэтому серотонин усиливается во время ожидания вознаграждения — даже если само вознаграждение не наступает. Он поддерживает внутреннюю модель: терпи, награда на горизонте.

Как много мышей пострадало

Исследование проводилось на нейронах дорсального ядра шва (dorsal raphe nucleus, DRN) — основном источнике серотонина. Учёные использовали оптогенетические методы и сенсоры 5-HT для регистрации активности нейронов в режиме реального времени. В экспериментах мышам предъявляли звуковые сигналы, предсказывающие награду с разной вероятностью, и отслеживали, как изменяется активность DRN в фазе ожидания, получения и отсутствия награды.

Результаты показали два типа серотонинового сигнала:

  • Фазический — быстрый отклик на появление сигнала, предсказывающего награду

  • Тонический — медленное устойчивое повышение во время ожидания.

Эта структура объясняет, почему серотонин активен не только в момент стимула, но и между событиями: он удерживает временной контекст

Терпение в терминах нейрофизиологии

Высокий уровень серотонина поддерживает доверие к прогнозу: агент может ждать, потому что его мозг считает будущее состояние вероятным и стоящим усилий. Низкий уровень или нестабильная активность серотониновой системы, наоборот, делает прогноз хрупким: ожидание кажется бессмысленным, действие теряет смысл, а отложенная награда — недостижимой.

Так формируется связь между серотонином, импульсивностью и депрессией. Нестабильность ожиданий — вот что, возможно, лежит в основе чувства безысходности.

Показать полностью
170

Вдогонку к волне "Почему у многих мужчин нет секса и отношений с женщинами"

На фоне волны постов спешу поделиться откровением.

Вот здесь, например, мужчина негодует: обеспечен, одеколонен, опрятен, но какие-то там женщины предпочли не меня, а дрищеватых чмошников. Говорит, что у него нет проблем с общением; единственное, когда подкатывает к подчинённым — они "почему-то" отказывают.

Это довольно распространённая история, которая встречается не только у мужчин, но и у женщин. Часто последние формулируют это следующим образом: "я и работаю сама, и пояс по камасутре имею, и готовлю даже не просто борщ, а бланкет из телятины, но мужчины как-то связываться со мной не хотят".

Здесь обычно начинается негодование: вокруг столько людей, все твари и у каждой твари по паре, какие только Квазимодо не находят себе партнёра. Начинается перечисление случаев и черт, когда нормальные люди выбирают себе дрищей, мудаков и нищебродов.

А я ведь такой важный: у меня часы дорогие, должность, хобби. Почему мне никто в ноги не кидается за то, что я такой хороший? Откуда такая вселенская несправедливость, из-за которой низкокачественные люди получают отношения, а я — нет?

И дело-то не в том, что вы очень обеспеченный, не в том, что совокупная ценность у вас выше. Дело не в ваши плюсах. Дело в том, что вы душные и требовательные.

Вы вот приходите на свидание и начинается: "я так давно ищу отношения, я такой прекрасный, мы очень скоро перейдём к претезентации меня, но позволь рассказать тебе о том, как мир несправедлив и какой плохой вкус у людей, которые выбрали не меня". После часа свидания ты понимаешь, что человек пришёл не хорошо время провести и познакомиться с другим интересным человеком, а себя продать.

Я не могу винить. Желание продать себя проистекает из сильной нужды, но надо же понимать, что эта нужда ставит вас в слабую позицию. Давление из слабой позиции обычно воспринимается очень мерзко: человек будто умоляет и пытается вызвать жалость.

Даже если встречаете человека, который согласен вас такого взять, внезапно вспоминаете, что вааапщета вы очень ценный кадр, поэтому начинаете крутить соски и тестикулы, мол, "напоминаю, что я очень редкий павлин, поэтому ты мне обязан(а)".

Показать полностью
5

Эмоциональный интеллект: эмоциональный — да

Мета-метаанализ 484 исследований показал, что эффекты эмоционального интеллекта (ЭИ) снижаются.

С момента появления концепции в 1990 году (Salovey & Mayer) многие исследования подтвержали, что ЭИ предсказывает успех в карьере, здоровье, учёбе и личной жизни. Однако сейчас эффекты, которые ранее казались надёжными, оказываются слабее или вовсе исчезают.

Исследование 2019 года (Gong & Jiao) — первый мета-метаанализ по поводу — выяснил, что да, эффекты ЭИ действительно снижаются со временем, но не во всех случаях одинаково. И причина не в том, что ЭИ перестал работать, а в том, как мы его определяем и измеряем.

Эмоциональный интеллект мы можем определить не только как некую способность, но и как черту личности.

В первом случае (ability EI) речь идёт о когнитивной способности точно воспринимать, понимать и регулировать эмоции. Данная способность измеряется объективными тестами (например, MSCEIT).

Во втором случае (mixed EI) речь идёт о когнитивных и личностных чертах: уверенности, эмпатии, мотивации. Измеряется через самоотчёты (например, EQ-i, TEIQue)

Авторы мета-метаанализа проанализировали 484 первых исследования (на 102 579 участников) из 9 метаанализов и обнаружили:

  • Средний эффект ЭИ по всем исследованиями составляет r = 0.244 (p < 0.001). Статистически значимый, но умеренный.

  • Смешанный ЭИ даёт больший эффект (r = 0.272), чем ЭИ модели способностей (r = 0.160).

  • Эффекты снижаются со времени, но только в исследованиях смешанного ЭИ.

  • В исследованиях ЭИ как способности нет признаков снижения.

Предполагается, что изначальные исследования завысили связь ЭИ с другими переменными.

Первая проблема: смешанный интеллект коррелирует с чертами Большой пятёрки, оптимизмом и позитивным аффектом. Эта связь ставит под сомнение независимость ЭИ как конструкта.

Вторая очевидная для психологической науки проблема: люди плохо оценивают собственные способности. Самоотчёт — ненадёжный метод, а самооценка интеллекта слабо коррелирует с реальными IQ-тестами.

Третья очевидная для психологической науки проблема (до внедрения практик препринтов и публикации негативных результатов): ранние работы чаще публиковали значимые и яркие результаты, игнорируя нулевые или отрицательные эффекты.


Это в очередной раз ставит вопрос о теории и практике применения психологических концепций и методик. В образовании и найме некритичный и максималистский подход (например, практика EQ-тестирования при приёме на работу и использование результатов как решающего фактора) может привести к кромешному Аду.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!