Kesha.S

Kesha.S

Я Кеша - https://prostomozg.ru/ Автор книги «Просто о мозге» | Спикер TEDx | Основатель Сказбуки (приложение для детей №1 в СНГ) | 100+ статей о мозге | 100+ посещённых городов
Пикабушник
8714 рейтинг 220 подписчиков 0 подписок 46 постов 17 в горячем
17

С кем нам хорошо

Давайте быстренько разберёмся, как работает эта волшебная «Духовная близость» с людьми. Все вот эти «О боже, он такой же как я» или «Мы совершенно разные люди». А также почему первое часто переходит во второе.

В этой статье вы узнаете:

  • Почему вам хорошо с какими-то людьми

  • Почему каким-то людям плохо с вами

  • Как регулировать первые два пункта

  • Что такое «Принцип размещения»

Погнали.

С кем нам хорошо

Мой мир когда-то был устроен следующим образом. У меня был круг друзей, где каждый друг отвечал за какое-то моё занятие или хобби. Ну те самые друзья по интересам. Был условный Вася, с ним я обсуждал игры и фильмы. Был Петя, с ним мы говорили о сложных философских вопросах. Был Саша, который хорошо поддерживал рабочие разговоры. Был Гена, с которым можно было залезть на заброшенную военную базу.

Думаю, многим это знакомо. Ничего такого в этом нет. Ничего такого, кроме одного вопроса: А что такое, блять, «интерес»? Друзья по интересам — это вообще что значит?

Давай попробуем разобраться на примере кинематографа. Вот я сходил на очередной фильм про супергероев. В очередной раз подумал: «Пожалуйста, хватит». И теперь очень хочу это с кем-то обсудить. И вот прям зудит, как важно обсудить. Словно какая-то ментальная мышца сжалась. И мне срочно нужен человек, о которого я эту мышцу расслаблю путём разговора.

А я, как дурак, постоянно хожу на эти грёбанные фильмы про супергероев. Поэтому мне постоянно нужен человек для слива своих впечатлений. Называю я этот порочный цикл: «Интерес к кинематографу».

И почему-то очень сложно быть замкнутой автономной системой. Мол, посмотрел новый фильм Ларса фон Триера, и так он сыграл партию на струнах души, что решил никому не рассказывать. Решил оставить всё внутри, чтобы не расплескать. Нет, надо пойти и расплескать.

Давайте посмотрим, как всё это работает с точки зрения мозга. Попробуем сделать деконструкцию термина «Интерес».

Условно его можно разбить на следующие анатомические блоки:

  • Исток

  • Триггер

  • Размещение

Исток — это причина возникновения повторяющегося действия.

Например, я в детстве часто был один и смотрел бесчисленное количество фильмов. Чтобы включить первую Матрицу, нужно было взять видеокассету и засунуть её в видеомагнитофон. Прислушаться к чарующим механическим звукам поедания кассеты и перемотать плёнку на начало. Во всём этом была какая-то магия.

Весь этот опыт, а также эмоции, которые я испытывал во время просмотра, сформировали во мне устойчивую привычку на всю жизнь. Поэтому я до сих пор хожу на эти долбанные фильмы про супергероев. И планирую ходить дальше. Так работает детский импринтинг. Почитайте о нём где-либо в другом месте, например, в моей книге «Просто о мозге».

Люди, которые в детстве не запечатлели на коре головного мозга яркие эмоции от кино, смотрят его в десять раз меньше, чем я. И они гораздо меньше хотят его обсуждать. У них нет эмоциональной привязки к этому процессу.

Примерно по такому принципу формируется каждый исток нашего интереса. И у него есть ключевая характеристика — объём. Чем объёмнее был детский опыт, тем большую часть мышления взрослого человека он занимает. Тем сильнее потребность этот опыт в ком-нибудь разместить.

С триггером всё проще. Триггер — это событие, по которому активируется желание обсуждать ваш интерес.

Активировать кинематографический интерес может множество событий. Анонс фильма, выход трейлера, просмотр самого фильма. Я могу сесть и потратить пару часов на просмотр новых трейлеров. И, естественно, мне хочется с кем-то всё увиденное обсудить.

Ключевая характеристика триггера — частотность. Фильмы выходят часто, но не прям часто-часто. А вот, например, частотность рабочего триггера гораздо выше. Вы каждый день на работе, и там происходят события, которые необходимо размещать в ком-то ежедневно. Чаще всего вы размещаете их в коллегах, но далеко не всё с ними можно обсудить.

Теперь мы подошли к самому интересному — к размещению. И о нём мы будем говорить до конца главы.

Размещение — это разделение эмоций с другим человеком. И когда я говорю «разделение», то подразумеваю, что другой человек почувствовал или понял ваши эмоции. И вы почувствовали или поняли, что он почувствовал или понял. Звучит запутано, но сейчас всё станет просто.

Представьте, что внутри вас есть резервуары для жидкости. У них следующие наклейки:

  • Кино

  • Игры

  • Книги

  • Работа

  • Страхи

  • Мечты

  • Политика

  • Родственники

  • Здоровье

  • Вера

  • Амбиции

Всё это ваши интересы. Их, скорее всего, гораздо больше, разбиты они на узкие направления, и сила эмоционального влияния разная. Но у каждого есть исток, триггер и потребность в размещении.

Каждый раз, когда срабатывает триггер, в резервуар заливается немного жидкости. Коллега в офисе не сдал таск вовремя — уже плещется в резервуаре с Работой. Увидели седой волос — наполнились Страхи. Прочитали новости — пошла рябь от капель в Политике.

Каждый резервуар — это вполне конкретные нейроны в вашей голове. Каждый, с точки зрения мозга, очень важен. Тот самый импринтинг, который мы уже упоминали, — это не какой-то побочный эффект мозга. Это один из базовых механизмов адаптации организма к окружающей среде.

Всё, что ваш мозг усвоил в детстве, с его точки зрения, — это алгоритмы выживания. Поэтому вы и продолжаете это делать на протяжении всей жизни. Так ваш мозг «выживает». Поэтому мозгу важно удерживать содержимое каждого резервуара.

Вот только есть проблема. Чтобы удерживать информацию, мозг вынужден тратить энергию. Забирать значимую часть от той еды, что вы потребляете. Но постепенно лимит удержания заканчивается.

Истощение лимита вы ощущаете как субъективное чувство наполненности каждого резервуара. Почти как с мочевым пузырём, только давление ментальное. Мозг удерживает лишь ограниченное количество информации. И когда давление становится слишком большим, у вас появляется то самое давящее желание поделиться с кем-то.

Размещение интереса позволяет освободить резервуар. Почувствовать себя снова легко. А процесс размещения сопровождается чувством радости. Так как настроение всегда повышается, когда мы внутри процесса сброса напряжения.

Попробуйте взять гирю и подержать её минуту. Когда вы её опустите, то почувствуете радость. Радость — это просто субъективное чувство сброса напряжения. Поэтому, если вы всё время стремитесь к радости, то у меня для вас плохие новости. Но об этом как-нибудь в другой раз.

А сейчас давайте ответим на вопрос — что хранится в резервуарах? Что это за абстрактная жидкость? Может показаться, что это какая-то объективная информация. Факты о мире, данные о себе. Но на деле мозг редуцирует всю информацию до ментальных атомов под названием «эмоции». В резервуарах хранятся ваши эмоции.

Да, вы можете собрать их обратно в молекулы слов и предложений, но в фундаменте именно эмоции. Вы посмотрели фильм, и он вызвал у вас злость или восторг. И именно этой эмоцией вы хотите поделиться. А слова, которые вы произносите, — это просто способ передачи другому человеку. И чем выше ваш словарный запас, тем лучше вы можете разместить эмоции в другом.

Почему резервуары опустошаются, когда вы размещаете эмоции? У этого вопроса есть сложный и простой ответ. Для этого текста подойдёт простой: потому что мозг считает, что информация сохранена на другом носителе, а значит, её можно убрать из оперативной памяти. Словно вы с телефона залили файлы в облако. И теперь есть свободное место для новых фоток и новых впечатлений.

Вот только срабатывает этот механизм только если мозг получает отклик от другого носителя. Представьте, что вы пытаетесь залить фотки, а сервер не отвечает. Всплывает окно ошибки, грусть, печаль, никаких новых впечатлений, всё заполнено.

В случае общения с другим человеком отклик работает следующим образом. Вы что-то рассказываете. Во время рассказа вы испытываете эмоции, так как они в фундаменте вашего повествования. Если вы увидели, что человек испытал те же эмоции, что и вы, то ваш мозг получает отклик.

Вы были удивлены сценой, где Супермен встречает двойника. Рассказываете об этом и видите, что собеседник тоже удивился. Всё, отклик получен. Вы испытываете страх из-за переезда в другую страну и видите, что коллега-иммигрант также напуган. Резервуар опустошён.

А если вы взахлёб рассказываете о новом романе-хорроре, который прочитали, и видите в глазах человека скуку, то испытываете разочарование. Потому что эмоциональное давление остаётся с вами. Не выходит наружу, не даёт чувства облегчения.

И не важно, что говорит человек. Он может сказать какие-то дежурные фразы, как-то поддержать диалог, высказать своё мнение. Но если вы видите, что он ничего не почувствовал, то вместо радости вы почувствуете грусть. Вы сделали попытку разместить эмоцию, ваш организм предвкушал облегчение. Но ничего не случилось.

Но есть одно исключение — это психопаты. Самые везучие из нас. Психопаты не испытывают эмоции в привычном смысле. Вместо эмоций у них что-то вроде впечатлений. У меня есть отдельная большая статья про них «Внутренний мир психопата» (гуглится).

К примеру, их мозг предсказал одно, а произошло другое. Разрыв в предсказании они запоминают и так же хотят им поделиться. Только им не нужен отклик. Психопаты могут бесконечно размещать свои впечатления в других людях, не получая обратную связь. Везунчики.

Всем остальным нужна «Родственная душа». Появляются такие души достаточно просто. Вы встречаете человека со схожим набором резервуаров. Вы можете разместить эмоции в нём, он — в вас. Общий интерес, радость, облегчение. Но есть нюансы.

Представьте, что вы встречаете человека, у которого есть резервуар «Романы в жанре антиутопии». И у вас есть резервуар «Романы в жанре антиутопии». Всё хорошо? Не обязательно. Потому что теперь нам надо поговорить о возможности принимать чужое размещение.

Давайте снова на примерах. Закройте глаза и вспомните отвратительный день на работе. KPI не выполняются, коллега бесит, начальник скоро узнает о ваших неудачах и уволит нахрен, вы задели рукой кружку и залили ноутбук. День отстой. И приходите вы такой домой, а у вашей второй половинки ну вот точно такая же фигня. И каждый из вас очень хочет поделиться своими эмоциями с другим.

Кто-то начинает говорить. Но всё, о чём вы думаете, — это как сейчас сами расскажете, какой у вас был ужасный день. Из-за этого вы просто не можете почувствовать боль другого. Не можете испытать его эмоции. Ваш собеседник не видит отклика и чувствует разочарование от неудавшегося размещения. Затем пытаетесь рассказывать вы, но собеседник уже разочарован. И теперь у вас не получается разместить свои эмоции.

Уверен, что у вас на этом моменте сработали флешбеки. У всех так было. Два заполненных резервуара внутри одного разговора — это плохо. Да, можно натренировать навык принимать и давать эмоциональный фидбек, даже если вы сами переполнены, но на длинной дистанции это работать не будет.

Есть два варианта, когда вам с человеком будет хорошо: асинхронный и сбалансированный. Асинхронный выглядит следующим образом:

Вы:

  • Работа: 90%

  • Игры: 70%

  • Амбиции: 10%

  • Политика: 30%

Собеседник:

  • Работа: 20%

  • Игры: 10%

  • Амбиции: 90%

  • Политика: 60%

Ваша жизнь — это работа, и вы много играете в игры. У вас существуют амбиции, но они не занимают слишком много внимания. Политика вам интересна, но за новостями вы не следите.

Собеседник работает, но не упарывается. Играет в игры, но не заядлый геймер. Зато он амбициозен и в курсе всех политических новостей.

У вас одинаковые резервуары, но заполнены они асинхронно. В результате, каждый из может разместить наиболее давящие эмоции. С таким человеком получится построить хорошие отношения.

Такая история случается, когда вам действительно повезло встретить подходящего человека. Но у асинхронного размещения есть проблемы — люди меняются, ситуация меняется. И может оказаться так, что сегодня вам комфортно, а через три года ситуация идёт вразнос.

Сбалансированный вариант выглядит следующим образом:

Вы:

  • Работа: 50%

  • Игры: 50%

  • Амбиции: 50%

  • Политика: 50%

Собеседник:

  • Работа: 50%

  • Игры: 50%

  • Амбиции: 50%

  • Политика: 50%

У вас совпадает достаточное количество резервуаров. Равное вовлечение и равный потенциал принимать эмоции. Так не бывает, если всё пущено на самотёк. Но к этому можно стремиться, если приложить достаточное количество усилий. И давайте поговорим об этом.

Как обычно происходит сильная спонтанная влюблённость? Вы встречаете человека, и он вот прям тот самый. Так вам с ним хорошо и радостно. На деле же происходит следующее. У вас длительное время было много переполненных резервуаров. Много эмоций, которые вам не в кого было разместить. И тут появляется человек, который по счастливому стечению обстоятельств опустошает всё ваше напряжение.

Размещение накопившегося происходит не за один раз. Вы встречаетесь снова и снова. И каждый раз испытываете радость от облегчения. Постепенно эта радость начинает резонировать с другими отделами мозга, запускаются прочие механизмы влечения. И вот вы уже по уши влюблены.

Например, вы очень амбициозный человек, а рядом с вами человек вообще без амбиций. Вы встречаете другого человека с умеренными амбициями — и понеслось. Или вы философ-интеллектуал, а рядом с вами прагматичный инженер. Вы встречаете другого человека, который не прочь поговорить о мире, и лампочка загорается.

Переполненные резервуары создают множество проблем. От постоянного стресса до влюблённостей, которые ни к чему не ведут, но вполне способны разрушать стабильные отношения. Потому что влюблённости, которые были запущены от переполненного резервуара, почти всегда заканчиваются плохо. Поэтому надо учиться альтернативным способам размещения своих эмоций.

До этого мы говорили про один единственный путь — разместить все переживания в других людях. Если это ваш единственный инструмент работы с резервуарами (а так у большинства), то можно смело утверждать, что у вас проблемы в отношениях.

Давайте поговорим об альтернативах. Ключевое, к чему надо стремиться, — баланс между автономией и открытостью. Автономия позволяет вам перерабатывать эмоции самостоятельно, точнее размещать их не в других людях. Открытость позволяет вам строить близкие отношения. Перекос в любую сторону — это плохо.

Если вы слишком хорошо перерабатываете свои эмоции и полностью автономны, это неизбежно ведёт к замкнутому одинокому образу жизни. Другие люди будут восприниматься в первую очередь как источник проблем.

Если вы слишком открыты, то будут все те проблемы, которые мы описывали выше. Проблемы в отношениях, неумение контролировать собственные резервуары, много стресса.

Нужен баланс, нужно, чтобы вы умели держать свои резервуары заполненными на 50%. В этом случае у вас много эмоций, вы хотите поделиться ими с другими. Вы можете таким образом построить связь с людьми и найти своих. Но вы также готовы разместить чужие эмоции. Понять и принять других людей — это позволит им построить связь с вами.

И где-то на этом месте статьи вы должны ожидать волшебную таблетку. Простой и понятный алгоритм работы над собой. Я бы и рад, но у меня его нет.

Нет универсального способа работы над разными резервуарами. В основе многих страхов лежат детские травмы, их надо прорабатывать у психолога. Если переполнен резервуар с работой, то, возможно, пора её менять. Надо вести здоровый образ жизни, чтобы не было необходимости постоянно говорить о здоровье с другими. Умные мысли можно оформлять в статьи и книги, чтобы не выедать мозг окружающих философскими рассуждениями.

Переполненный резервуар — это красная лампочка, на которую надо обратить внимание. Именно в этой точке нужны перемены. Кризисную ситуацию можно снять с помощью других людей, но в долгосрок надо вырабатывать автономный фундамент. Вы должны справляться сами, чтобы другим людям было хорошо с вами. А вам хорошо с другими людьми.

///

Из текста в целом понятно, зачем я пишу статьи. Но ещё я разрабатываю игру, которая помогает снизить стресс. Мы сейчас запускаем научный эксперимент, чтобы проверить, что геймплей действительно помогает снять напряжение. Если у вас есть резервуар «Игры», то добавляйте в вишлисты на Steam

Показать полностью 1
15

Игра, где ты рисуешь музыку

Однажды ты просыпаешься с мыслью: «Хочу, чтобы в анонсирующем трейлере моей игры был голос Железного человека»:

Ну и понеслось. Поиск актёра дубляжа, несколько отказов от агентов, попытки встроиться в график, несколько перезаписей текста. А потом ты отправляешь трейлер знакомым. И тебе присылают голосовое, где человек рассказывает, как заплакал в конце видео. И ты понимаешь, что всё было не зря.

Beat Brush — это игра про смерть, выгорание и возвращение к себе через творчество.

Это мои темы. В прошлом году умерли мои родители. Каждый по своей причине. А в этом году я понял, что выгорел. В результате ушёл с руководящей позиции в корпорации, чтобы вернуться к тому, что я люблю. К созданию игр.

В сердце Beat Brush — уникальный музыкальный движок. Алгоритм, который преобразует свободное рисование в гармоничную музыку.

Представьте, что вы дирижёр. Перед вами оркестр. Каждый музыкант знает свою партию. Каждая нота будет удачной. Вы взмахиваете палочкой — и появляется музыка.

Примерно так ощущается Beat Brush. Только вместо дирижёрской палочки у вас волшебная кисть. А вместо Моцарта — профессиональные композиторы, которые создают музыкальную основу специально для игры.

Музыка, которую рисуешь. Это почему-то звучит очень естественно. А на фоне рассказывается история. Вместе с главной героиней вы проживаете её жизнь. От начала до конца. Видите её мысли и чувства. Каждый уровень - это момент её жизни. Метафоричный музыкальный холст.

Я в прошлом — видеодизайнер. И стараюсь переложить этот опыт в игру. Поэтому в Beat Brush сорок музыкальных холстов. Они похожи на интерактивные видеоклипы. Каждый со своим стилем и музыкальным инструментом. Можно будет поиграть на гитаре, пианино и терменвоксе. Порисовать травой по земле, бумажными самолётиками в небе и потоками энергии в момент зарождения вселенной.

В рисовании есть своя магия. Каждый человек в какой-то момент жизни рисует. Мы что-то очень важное чувствуем в этом опыте. Я собрал книги и научные работы, посвящённые этой теме. И постарался вернуть в игре тот восторг, который мы испытывали в детстве, когда просто водили карандашом по листу.

Beat Brush — это не ритм-игра. Это игра-медитация. Геймплей с простыми аркадными и логическими задачами, построенными на рисовании. Без челленджа. Пространство, где можно отдохнуть в состоянии потока.

При этом игра поднимает сложные темы: о прожитой жизни, выборах, попытках всем всё доказать. Эти темы затрагиваются не просто так. Совместно с психотерапевтом мы встраиваем в историю мягкий курс восстановления для тех, кто выгорел. Никаких советов или морали, просто поддержка.

Beat Brush — это очень личный проект, без попыток подстроиться под тренды игрового рынка. Жанровый и геймплейный эксперимент. Просто надеюсь, что он найдёт свою аудиторию.

Если игра вам откликнулась, добавьте её в список желаний на Steam:

https://store.steampowered.com/app/3780050/

Чем больше вишлистов на старте, тем активнее Steam будет продвигать игру. От этого, во многом, зависит её будущее

Спасибо

Показать полностью 4
203

ИИ в СССР2

Оказалось что генеративные нейросети существовали ещё во времена СССР. В ролике видно, как советский ИИ пытается сгенерировать котёнка

Источник

16

Похоже, ты сам виноват

Вот вы пожаловались. И в ответ, обычно, слышите:

  • Очень тебя, конечно, жаль, но вот тебе список советов;

  • Похоже, что ты сам виноват в сложившейся ситуации;

  • Я был в похожей ситуации, и вот как справился.

Становится ли вам лучше? Маловероятно. Потому что все ответы вообще не про поддержку. Они про возможность человека самоутвердиться за счёт ситуации. Его возможность почувствовать себя лучше.

А что вам на самом деле надо? Что вообще такое поддержка?

Конечно, иногда вам нужен совет, иногда прям помощь нужна. И это тоже вкладывают в термин "Поддержка". Но, в большинстве случаев, нужно просто почувствовать себя не в одиночестве.

Жизнь сложная. Каждый свою жизнь превозмогает. Живёт в ощущении, что делает больше, чем может. И этого всё равно недостаточно. А раз ты делаешь максимум возможного, но с твоей жизнью всё равно что-то не так, значит это с тобой что-то не так. Значит ты сломан.

И вот это чувство сломанности приводит к захлёстывающему одиночеству. Ты как бракованный экземпляр в партии игрушек. Как ментальный инвалид среди здоровых людей. Как сгнившая виноградина на грозди.

Ты сломан, а раз так, то общество тебя отвергнет, и ты никогда не сможешь получить в жизни то, о чём мечтаешь.

Обычно, именно в таким моменты человеку нужна поддержка. Ему важно почувствовать, что его "сломанность" не приведёт к тому, что общество его отвергнет. Но делая запрос поддержки, он буквально получает обратный эффект:

  • Очень тебя, конечно, жаль, но вот тебе список советов;

  • Похоже, что ты сам виноват в сложившейся ситуации;

  • Я был в похожей ситуации, и вот как справился.

Собеседник буквально сообщает: ты сломан, а я нет. Я знаю как правильно функционировать, а ты нет. И происходит такой паттерн коммуникации на протяжении всей жизни. Просто потому что люди не умеют поддерживать. Поддерживать - это навык, ему надо учиться. Он в огромном дефиците.

Рассказать о своей "сломанности" - это уже невероятно тяжело. Это показать свои дефекты, пойти на риск быть отвергнутым. Люди идут в это от безысходности. Но сталкиваются с реакцией других, и закрываются ещё сильнее.

И вот вы здесь. В обществе людей, которые знают о том, что сломаны, но скрывают это от других, чтобы не быть отвергнутыми. Чувствуют себя одинокими, несчастными. И чтобы скомпенсировать эту боль, усиливают публичное благополучие. Если к таким людям прийтий за поддержкой:

  • Очень тебя, конечно, жаль, но вот тебе список советов;

  • Похоже, что ты сам виноват в сложившейся ситуации;

  • Я был в похожей ситуации, и вот как справился.

Что делать, если вы хотите дать человеку настоящую поддержку, когда ему плохо? Вот простые советы:

  1. Слушайте человека, ему надо выговориться. Задавайте вопросы, чтобы человек рассказал ещё больше;

  2. Не осуждайте человека, которому плохо. Не говорите: "Ну ты себя считаешь жертвой, прекрати". Вы не психотерапевт;

  3. Не говорите, что проблемы не значимы. Вы не знаете как много чувств стоит за словами. Нет ничего значимее чувств;

  4. Постарайтесь не давать советы. Советы это намёк формата: "Постарайся больше". А у человека к этому моменту уже нет сил стараться. Советы стоит давать, когда есть запас сил их услышать.

  5. Скажите человеку, что вы принимаете его таким. Что со всеми его проблемами, со всеми его чертами, он продолжает быть ценным для вас. Ему это очень важно услышать.

  6. Следите за тем, чтобы не утверждаться за его счёт. Избегайте всех этих: "Вот я на твоём месте...".

  7. После того как человек поделился, просто побудьте рядом. Можно заниматься всякой фигнёй. Человеку важно увидеть, что вы не отвернулись.

Всё это поможет пройти пиковый провал сил, поможет быстрее восстановиться. А когда человек восстановится, он сможет продолжить превозмогать жизу. Мы все неплохо натренированы это делать.

Кеша

Показать полностью
11

Кто-то другой, Или Как придумать идею?

Кто-то другой, Или Как придумать идею?

Я часто придумываю идеи – плохие и хорошие. Для меня важна сама способность мозга придумывать. Чтобы он продолжал это делать, пришлось отделить процесс придумывания от процесса анализа.

Мозг учится реагировать на ваши мысли так же, как он учится реагировать на окружающую среду. Если вы подумали о чём-то, что вызывало негативные эмоции, то мозг постарается об этом впредь не думать.

Исключение – мысли, которые мозг считает реакцией на потенциальную угрозу. Если вам грозит опасность, например, увольнение, потеря денег или сложный разговор, то мозг будет принуждать думать об этом, несмотря на негативный эмоциональный фон.

Идеи к угрозам не относятся. Будете вы их придумывать или нет, зависит от эмоциональной реакции на собственное воображение.

Когда мне приходит в голову интересная мысль, первым делом я просто радуюсь. Трачу время на то, чтобы кайфануть от идеи. Если рядом есть люди, то они наблюдают, как я с горящими глазами рассказываю родившуюся концепцию. Это похоже на состояние азарта. Наверное, самые приятные моменты в моей жизни.

И только спустя несколько часов или на следующий день я сажусь за аналитику. Придумал ли кто-то такую же идею до меня? Насколько идея бьётся с рынком и запросом аудитории? Как может быть выстроен процесс реализации? И так далее.

Таким образом, я разношу по времени момент придумывания и момент анализа. Это позволяет не окрашивать эмоциональным негативом сам процесс придумывания, потому что анализ чаще бывает негативным.

Если сразу бросаться проверять идеи, то легко отбить желание у собственного мозга придумывать новые. В моём мире это самое страшное, что может произойти с человеком. Если ты не можешь придумывать идеи, то ты живёшь в рамках идей, которые придумали другие.

Чаще всего, люди даже не доходят до глубокого анализа. Просто срабатывает внутренний цензор: «Это уже придумал кто-то другой. Вряд ли могу придумать хорошую идею. Хорошие идеи приходят только особенным людям. А я обычный. Для хорошей идеи надо вначале много подумать и собрать информацию». Мозг видит эту реакцию и перестаёт придумывать идеи.

Мозг – это то, с чем надо уметь обращаться. Он не подконтролен в режиме реального времени. Это как коллектив ИИ-помощников, который каждый носит с собой. И то, как они поступят в будущем, зависит от того, как вы с ними взаимодействуете сейчас.

Меня раньше корёжило, когда знакомые говорили: «Наверняка это уже кто-то придумал». Мне хотелось взять человека и встряхнуть: «НУ ТЫ ЧЁ?! Какая разница, придумали это или нет. Важно, что ты смог это придумать сейчас. Порадуйся этому, пусть мозг кайфанёт».

Теперь же, когда говорят: «Это наверняка придумано до тебя», то воспринимаю это так: «Похоже, это отличная идея». И всё равно радуюсь. А проверю потом.

Кеша

Показать полностью 1

Детей не надо учить читать

Детей не надо учить читать

Фокус дошкольного образования на конкретных навыках — большая проблема. В современном мире система развития ребёнка должна комплексно развивать интеллект. Обучение буквам, цифрам и социальным навыкам нужно использовать как инструмент для развития мышления.

Ответьте на простой вопрос. Вы знаете хоть одного взрослого, который не умеет читать? Кто-то мучается в попытках понять, какой предмет больше? Не понимает, что это за символы на кнопках в лифте?

Есть такой термин — безусловно приобретаемый навык. Ладно, нет такого термина. Я его только что придумал. Но сути этого не меняет, потому что термина нет, а явление есть. Есть навыки и знания, которые человек в любом случае осваивает в современном мире. В какой бы образовательной среде он ни находился.

Даже если вообще убрать уроки по чтению из образовательной среды (что, конечно, не надо делать), то человек как-то извернется, но научится читать. Это необходимо для выживания, и мозг это знает.

Человек в любом случае научится различать цвета, усвоит названия форм, будет складывать два плюс два, ходить в туалет в специально отведённых для этого местах и пользоваться социальными сетями.

Ну и что? Что такого-то? Разве плохо учить ребёнка буквам? Проблема в сенситивном периоде, который общество использует бездарно. До семи лет можно заложить в ребёнка: способность искать альтернативные пути решения задачи, сформировать вкус, научить проявлять творческий и научный потенциал, показать, как сопоставлять факты и правильно проверять идеи.

Научить тому, что по умолчанию в среду не заложено. Тому, что НЕ УМЕЕТ большинство взрослых. Давайте ещё раз. Детей надо учить тому, что не умеют взрослые. А хард скилы, такие как чтение и математика, надо использовать как инструменты для обучения.

Что значит «использовать хард скилы как инструменты»? Очень просто. Ребёнка можно просто учить буквам. А можно через обучение буквам развивать логическое мышление или способность ставить цели.

Вместо этого, родители всё ещё думают, что обучение детей — это про способность перечислить название цветов. Наших дедов так учили и мы своих внуков так учить будем.

У человека до семи лет идёт самый активный период развития мозга. Что значит «самый активный»? Это значит, что сейчас возможно — при правильном подходе — заложить фундамент, который и сделает из него в будущем самореализованного человека. А не вот это вот всё.

В общем, мысль у меня на самом деле очень простая. Если все взрослые обладают каким-то навыком, то дошкольная среда не должна фокусироваться на обучении этого навыка. Детей надо учить тому, что взрослые не умеют.

Разработкой именно такого подхода я занимаюсь в рамках Комплементарного Интеллекта. Если нужна ссылка пишите в каментах.

Ну ладно, детские сады мы ещё не скоро приведём в порядок. Но как эту прекрасную мысль применить в повседневном быту? Очень просто. Надо начать с себя. Всё, что умеете вы, ребёнок впитает и без ваших усилий. Родитель — это часть окружающей среды ребёнка.

Вы предприниматель — ваш ребёнок разберётся, как зарабатывать деньги. Не надо в него это пихать. Вы художник? У вашего ребёнка будет вкус. Не обязательно кисточками в него тыкать.

Ребёнка надо учить тому, что вы сами не умеете. Тогда у него будут и ваши навыки, и дополнительные. В будущем ему будет проще.

Не разбираетесь в науке — отдайте его в научный кружок. Не умеете мастерить — пусть сколачивает кормушку для птиц. Не разбираетесь в технике — разбирайте технику вместе с ребёнком. Вот прям отвёрткой разберите телефон, который в глубине ящика валяется.

Задайте себе честный вопрос: «Что я не умею, но хотел бы уметь?». Та-дам! План развития ребёнка готов. Заодно и вам какая-то польза перепадёт.

А вот попытка запихнуть в ребёнка то, в чём вы эксперт, скорее всего приведёт к обратному эффекту. Человек кайфует от того, что он сам понял, что сам сделал. В чём сам разобрался. Каждый человек хочет чувствовать себя автором собственной жизни. А если вы говорите ему что делать, то попросту отбираете такую возможность. Никому это не нравится.

В книге Фрикономика приводится прекрасное исследование успеваемости детей в школах. Искали корреляцию между достижениями ребёнка и его: социальным статусом, цветом кожи, дополнительными занятиями и прочим.

Нашли ровно одну стабильную закономерность. Большего добиваются дети, у которых в доме стоит больше книг. Не специальных развивающих детских книг, а вообще всех.

Читающие родители — умный ребёнок. Не читающие — не умный. И неважно, чему учат родители этих детей. Важно, что в каждый момент времени с ребёнком дома взаимодействует начитанный человек. Это среда, которая формирует.

Давайте зафиксируем:

⁃ Ребёнка надо учить тому, что взрослые не умеют.

⁃ Навыки, которыми обладает родитель, ребёнок впитает и без дополнительных усилий.

⁃ При обучении ребёнка родитель должен фокусироваться на том, что сам не умеет.

Кеша

Показать полностью 1
16

Быть особенным

Быть особенным

Посмотри, я особенный! Кричим мы обществу. Я запускаю уже третий бизнес! А я посетил сто стран! Я сказочно красива! А я вырос в ебенях, но теперь имею вес в столице! Я очень осознанный! А я только вернулся из ретрита и всё понял! Я цинично всех разоблачаю! А я богаче! Я занимаю высокий пост! А я талантливый художник! Я очень умная! А я знаком со знаменитостями! Я ношу сумочку за десять тысяч долларов! А я прыгал с парашютом! Я купил квартиру в центре! Набрал миллион подписчиков! Искренний! Добрый! Всё это вместе взятое и выше всего этого!

И, на первый взгляд, ничего плохого в этом нет. Быть особенным — это простой и понятный смысл жизни. Не зря же этому учили фильмы и книги. Только особенный герой имеет интересную и достойную судьбу. Только он имеет предназначение. А у второстепенных персонажей жизнь серая и скучная. Они ещё и умирают, чтобы было нагляднее.

Более того, в нас эволюцией заложено желание карабкаться на пирамидки социальной значимости. Если ты значим, то у тебя больше ресурсов, ты с большей вероятностью дашь потомство, и закрепишь генетическую мутацию с этой моделью поведения.

Усиливается это спецификой долгого взросления. Сразу после рождения, мы маленькое беззащитное существо, но с вполне работающим мозгом. И первое, чему учится мозг — быть самым особенным объектом в мире взрослых. Просто стратегия выживания, ничего личного. 

И вот мы здесь. В мире социальных сетей, где значимость «быть особенным» улетела в стратосферу. Мозг обезьяны к таким радикальным переменам, конечно, был не очень готов.

Быть особенным — это теперь основная работа человека с амбициями. Всё остальное — второстепенные, малозначимые активности. А как же обычная работа? Ну если коротко, то происходит следующее. Новое поколение стремится зарабатывать деньги так, чтобы рабочие задачи или статус компании усиливали особенность. А если этого не происходит, то меняют работу.

В идеальном сценарии работа по профессии и работа над личной особенностью должны быть одним целым. И такая работа есть — это блогеры. Их задача жить интересную жизнь, и рассказывать об этом, чтобы другим хотелось следить. И я думаю, что блогерство — основная профессия будущего.

Сегодня школьник спрашивает себя: «Какую профессию освоить, чтобы быть востребованным?». Завтра вопрос станет таким: «Какой стиль жизни выбрать, чтобы привлечь больше внимания?». И в стиль вполне может входить классическая профессия. Можно стать инженером или программистом, да хоть дворником. Главное, чтобы за профессией было интересно следить.

Теперь про рынок труда. Давайте уже честно признаем. Искусственный интеллект и робототехника заменят все профессии. На практике это значит, что для обеспечения текущего уровня жизни, будет задействовано всего 10% человечества. Все остальные свободны.

Проще говоря, исчезнет привычная логика «Я нужен, потому что обладаю профессиональными навыками». Любые навыки обесценятся, но люди останутся. И так же будут хотеть лезть на иерархические пирамиды, а оказываясь на вершине, получать больше возможностей и ресурсов. Такая уж наша натура.

И на смену профессиональной экономики, придёт экономика уникальности. Больше будут получать те, кто живёт наиболее интересную жизнь. И лучше других про это рассказывает. Жизнь каждого человека станет перфомансом, высказыванием. Искусством.

Станет ли такая жизнь проще? О нет. Текущее нервное напряжение будет вспоминаться как райский период. Потому что общество, полностью построенное на стремлении к уникальности — это ад.

Если вам кажется, что популярные блогеры — это такие счастливые единороги, купающиеся в деньгах и внимании, то вам, действительно, кажется. Им необходимо создавать именно такой образ для привлечения внимания.

Жизнь человека, который стремится быть особенным, выглядит примерно так. Есть короткие, подтверждающие особенность, события. Кто-то похвалил, обратил на тебя внимание, ролик выстрелил, на улице узнали. Ради этих моментов всё и делается. Это примерно 1% жизни. Есть длительные изнуряющие периоды работы над особенностью. Съездить в труднодоступные ебеня, снять документальный фильм на ютуб, освоить новую профессию, создать идеальное тело. Всё это сложно, долго и изматывающе. Но человек хотя бы чувствует предвкушение. И наконец, есть вся остальная жизнь, которая вызывает тревогу.

Тревога — вот основное чувство, которое испытывает человек, стремящийся быть особенным. И неважно блогер он или нет. Если у человека есть социальная сеть, где он регулярно пишет, то он уже попал в ловушку.

Обычные повседневные дела, из которых и состоит жизнь, не делают тебя особенным. А значит бессмысленны в такой системе ценностей. Пока ты ими занимаешься, кто-то другой работает над своей уникальностью. И ты каждой клеткой чувствуешь, как проигрываешь в гонке. Становишься посредственностью.

Поездка на такси или в метро, завтрак или ужин, занятия сексом, общение с друзьями, отношения с близким человеком, разговоры с родителями, скучный отпуск у моря, просмотр кино, сон, любые спокойны моменты, необходимость отдыха, чтение художественной литературы — всё это вызывает стресс. Бессмысленная потеря времени.

Как с этим стрессом бороться? Очень просто. Есть надо в интересных местах. Дружить только с необычными или статусными людьми. Спать на особом матрасе. Отношения иметь с социально привлекательным человеком, фильмы смотреть из списка «TOP IMDB», в отпуск ездить в необычные места, читать только культовую или профессиональную литературу. И так далее. Просто превращаешь жизнь в процесс аккумулирования уникальности.

От такого подхода больше всего страдают отношения. Надо постоянно находить новых друзей, чтобы накапливать особенность. О глубокой связи речи не идёт. Общение с родителями надо свести к минимуму. Да и отношения с близким человеком тоже. Всё что касается отношений невозможно вывернуть публично. Поэтому нет смысла инвестировать время, и отношения рассыпаются. Даже если со стороны кажется, что всё хорошо.

В результате такие люди очень одиноки. Есть только один тип отношений, который важен — отношение с безликим наблюдающим обществом.

Но проблема даже не в этом. Проблема в том, что всё это не помогает. Жизнь превращается в работу. Какой смысл глубже знакомиться со страной в отпуске, если ты уже приехал и поставил галочку. Чувства от достопримечательностей не запостишь в соцсеть. Значит смысла в чувствах нет, а восторженный пост ты и так напишешь.

Происходящее в жизни теперь имеет смысл только, если позволяет публично присвоить опыт. Присвоить особенность. Ещё больше опыта, ещё быстрее присваивать! Потому что в этой гонке ты не один. Ты соревнуешься с миллионами таких же. И все твои особенные места, достижения, знакомства и компетенции — всё это завтра обесценится. И ты это чувствуешь, и постоянно испытываешь стресс.

Я всё это проживал и проживаю до сих пор. Видел это в отношениях с обеих сторон. Вижу это в знакомых блогерах и предпринимателях. Вижу это в друзьях. Вижу это в обществе. Вижу, как с каждым годом этого становится больше.

Когда я обсуждаю это со знакомыми, то почти всегда наблюдаю эмоциональный взрыв. Попадание в какую-то больную точку. Зону, где человек чувствует себя загнанной белкой в колесе. Это всегда болезненный разговор. И заканчивается он простым вопросом: «А как я буду получать радость от жизни, если перестану получать подтверждение уникальности? Зачем тогда вообще жить?».

И у меня нет ответа. Я сам не знаю. Легко сказать: «Просто перестань так делать». Но в реальности, вся несущая конструкция может быть построена на стремлении быть особенным. Это сродни наркомании. Наркоман не понимает зачем нужна жизнь без наркотиков. Она серая, безликая, бессмысленная. Совсем как жизнь без стремления к уникальности.

Я думаю, что это стремление обучает мозг обесценивать всё, что находится за пределами этой гонки. И с годами эта серая зона растёт. Вместе со стрессом, который испытываешь, когда в неё попадаешь. Взамен ты получаешь минуты триумфа. Маленький период жизни, когда можешь расслабиться. Не уверен, что это равноценный обмен.

Не хочу тут как-то морализаторствовать. Более того, не хочу обесценивать людей, которые так выстроили жизнь. Огромное количество благ появилось вследствие их усилий. Спасибо за это, это важно. Просто я так больше не хочу. Я даже не хочу быть особенным, в том, что я не особенный. Всё это какие-то ловушки мозга.

К сожалению, и в моём случае, это несущая конструкция личности (можно посмотреть как я упоролся). Убрать её рывком невозможно. И пока план такой. Просто буду ставить тег «излишнее стремление к особенности» для каждой мысли, для каждого действия, которое совершаю для достижения этой цели. Очень надеюсь, что постепенно мозг поймёт что я от него хочу. И перестроится.

Кеша

Показать полностью 1
21

Как я потратил 100к рублей, чтобы удобно вести списки

Короче, меня задолбало, что списки всё время теряются.

Раз за разом повторяется одна и та же ситуация. Знакомый советует фильм, я открываю заметки, где-то записываю. И эта запись навсегда растворяется в мировом пространства.

Это происходит со всеми списками. С идеями, знакомствами, заметками из книг, местами, где я был. Вся эта бесконечная череда списков постоянно теряется. Ты постоянно начинаешь их заново. Может бы это я такой странный, а другие ответственно всё раскладывают по полочкам.

Но есть же Notion и его аналоги! Я создам необходимые вкладки и буду ответственно вести! Ахахаха, нет. Оказалось, что открыть отдельное приложение, продраться сквозь интерфейс и найти нужный список — это слишком высокий порог входа, когда надо записать на лету.

Как выглядят мои заметки

Но есть же «Избранное» в телеге, личный чат, куда можно всё закидывать! Ага, через шаг это превращается в мусорную корзину из фоточек, ссылок на статьи и какие-то рандомные заметки. Я верю, что для кого-то всё это работает. Просто всё это плохо работает для меня.

Душа просила простого решения. Чтобы написал «#фильмы» и открылся список всех фильмов, которые мне советовали. И чтобы новый фильм в этот список можно было добавить командой «#фильмы Человек-Паук: Через вселенные».

Легко добавлять, легко находить, всё само раскладывается по полочкам. Так родилась идея сделать бот для телеги «Коллектор». Телега всегда открыта, это удобно. Фишку с тегами там вроде можно реализовать.

Конечно же, вначале я нарисовал логотип. Не вините, человек слаб

Первым делом попробовал собрать всё через конструктор ботов. Фиг там. Этот функционал через них сделать нельзя. Пришлось искать программиста. И спустя месяц мучений появилась первая версия. Работала именно так, как я описал. Пишешь в боте сообщение:

#игры Новая Зельда - надо глянуть

Бот автоматом создаёт коллекцию «Игры» и добавляет туда первый пункт. Спустя неделю видишь, что вышла Диабло 4 и пишешь:

#игры Диабло 4 - нужно взять отпуск

И бот добавляет к списку «Игры» новый пункт.

Очень удобно. Искать нужный список или открывать отдельное приложение не нужно. Телега всегда открыта, а бот заботливое собирает информацию по категориям. Когда появилось время поиграть, то просто пишешь в бот «#игры». И он заботливо всё показывает:

#игры

  • Новая Зельда - надо глянуть

  • Диабло 4, как давно я тебя ждал

  • Kena: Bridge of Spirits

  • GRIS - в инфакте советовали

  • Селестия

Я прожил с ботом месяц и понял, что это лучшее, что случилось в моей жизни. Заметки из книг, список знакомых, страны и города, где я был, идеи, списки вещей для поездок. Всё переехало в Коллектор. А мои знакомые стали использовать его, как простой менеджер задач. Не спрашивайте как, я без понятия.

Чтобы увидеть список достаточно было написать хештег

К сожалению, управлять коллекциями приходилось через команды. Поэтому мы взялись за вторую версию, чтобы сделать всё понятным не только мне. Сделать удобно, чего такого? Но доработки растянулись на несколько месяцев. Пришлось писать собственный фреймворк, так как существующие не поддерживали нужную логику.

Чтобы вывести все коллекции использовалась команда «#все»

Но этого того стоило. Бот оброс собственными UI-виджетами, построение ленты стало эргономичным. Появилась кнопка «Menu» и кнопки управления коллекциями. В списке всех коллекций теперь можно тапнуть и увидеть содержание. Сами списки тоже стали удобнее за счёт использования динамического пейджинга. Как только вы меняете содержание коллекции, то автоматически обновляется сообщение телеги, где она показывалась.

Кайф

Таких, казалось бы, маленьких удобных фич теперь много, они детально проработаны с позиции ui/ux, и делают процесс использования бота удобным.

Так же мы реализовали на уровне сервера систему анонимности, чтобы было невозможно сопоставить коллекции с пользователями. Сам был в этом заинтересован. Вкратце, нигде в базе не хранятся идентификаторы пользователей. Они подменяются «засоленным» md5-хэшем. И если обычный md5 можно реверсивно расшифровать, то salt делает это занятие бесперспективным. Проще говоря, мы (или гипотетический злоумышленник) не можем персонифицировать пользователя.

На всё это я потратил 100 тысяч рублей. Звучит, конечно, как безумие для такой простой задачи. Не говорю, что так надо делать. Я обычно ищу дешёвые решения, но тут не сложилось.

Команды рядом с коллекциями позволяют открыть список по клику.

Что в планах:

  • Социальные функции, чтобы можно было вести общие коллекции;

  • Возможность заливать готовый список;

  • Возможность переносить пункты между списками и объединять их.

Я пригласил потестить Коллектор друзей и знакомых. И сто пользователей создали две тысячи заметок за пару месяцев. Немножко радуюсь, что пригодилось не только мне. В общем, крутая штука. Сейчас мы вроде всё отполировали, чтобы дать публичную ссылку: https://t.me/collcoll_bot

Бот бесплатный. Никакой рекламы нет и не будет. Если есть идеи что ещё можно прикрутить, то пишете в каментах.

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!