Ответ на пост «ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ЗНАЛ ЧТО ЕМУ БЫТЬ УБИЕННЫМ, НО ВСЁ ДЕЛАЛ ДЛЯ РОССИИ!!!!»13
Архиепископ, позже Митрополит Антоний Храповицкий 1916-1917:
Государь... обладает качествами частного человека, но не государя. Его кротость переходит в слабость, упорство – в безволие перед сильными характерами, а благочестие – в непонимание реальных нужд Церкви и народа.
Он не умеет править. Он ждет указаний свыше, но не слышит голоса земли и голоса своих верных архипастырей. Он отгородился от жизни стеной мелких семейных интересов и придворных докладов.
После 1905 года он потерял веру в себя и в самодержавную власть как силу, но не нашел ничего взамен, кроме роковых колебаний.
Архиепископ Никон Рождественский, член Святейшего Синода 1910-1917:
Государь добр, но эта доброта губительна. Он не может сказать твердого "нет" дурным советам и "да" – необходимым, но трудным мерам. В нем нет государственной воли.
Он верит в свою "миссию", но эта вера слепа и не подкрепляется ни знанием, ни действием. Он уповает на Промысл, сложив с себя ответственность правителя.
Его упорство в мелочах и нерешительность в главном погубили Россию. Он не внял ничьим предостережениям – ни нашим, синодальным, ни думским, ни военным.
Протопресвитер военного и морского духовенства Георгий Шавельский:
Государь был безусловно умным человеком, но ум его был кабинетный, неглубокий, лишенный широты кругозора и государственного воображения... Он был поразительно неспособен к быстрому восприятию обстановки и решительному действию.
Он страдал каким-то психологическим параличом воли, особенно когда дело касалось важных государственных вопросов. Он мог часами выслушивать противоречивые мнения и... бездействовать.
Его вера в Божий Промысл была искренней, но принимала фаталистический, почти суеверный характер, оправдывающий его собственную бездеятельность.
Он был хорошим семьянином, но плохим Государем. Его любовь к семье, к покою, к мелочам быта заслоняла от него гигантские задачи управления империей в страшную военную годину.
Митрополит Вениамин (Федченков) (в те годы архиерей, позже митрополит РПЦЗ и РПЦ)
Царь был чрезмерно мягок и доверчив там, где нужна была твердость и недоверие. И недоверчив и упрям там, где нужно было прислушаться. Это была роковая неуравновешенность характера.
Он не чувствовал пульса народной жизни. Его народолюбие было отвлеченным, книжным. Он не понимал ни крестьянина, ни рабочего, ни солдата в окопе.


