Случаи из практики
13 постов
На приёме — женщина с паническим расстройством, ипохондрическим расстройством. Болеет не так давно, всего-то пару тройку лет, но избегающее поведение уже "цветет и пахнет". В ее голове всё логично: сердцебиение — значит, "инфаркт-вот такой рубец"; головокружение — значит, опухоль, сто тыщ метастазов в органы; звон в ушах — значит, рассеянный склероз.
Мы дошли до обсуждения экспозиционной терапии. Я как правдашный объясняю био-психо-социальную модель, пытаюсь наглядно (на рисунках) показать как важно изменение отношения к мысли, говорю про "запредельное торможение", а фиг ли толку, потому, что...
Пауза.
..."- Знаете, - говорит она, - есть же эксперимент такой, где узник в слышит капли воды, а ему говорят что это его кровь капает, вытекая, и он умирает..." "...а вдруг я буду использовать техники экспозиции, убедю себя и тоже умру?".... 🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️🤦♂️
Таким образом мозг тревожного пациента страж прежнего порядка. Его задача ни в коем случае не допустить излечения, если новая информация угрожает устоевшемуся паттерну защиты (а любой вызов избеганию - угроза), он ищет не контрпример, а опровержение. Не анализирует, а моментально находит объяснение, отбрасывая "потенциально опасные" варианты.
Кстати легенда о каплях всего лишь легенда. Подтверждений ей не найдено, на сколько я знаю. Да даже если и не легенда, то ни кто не знает настоящей сути эксперимента. Но, повторюсь, для тревожного мозга она становится доказательством силы страха — и, следовательно, оправданием его сохранения.
Ошибка здесь двойная:
Во-первых - подмена влияния убеждений на абсолютную власть убеждений над телом. Да, самовнушение способно запустить физиологический каскад. Но он ограничен рамками нейроэндокринной системы: катехоламины, кортизол, иммунная модуляция - всё это имеет предел. Нет ни одного зафиксированного случая гибели здорового человека исключительно от убеждения, если не вмешались объективные патологии (ох уж эти рассказы о бабушках ведуньях и силы проклятия и порч). Легенды работают эмоционально, а не причинно.
Во-вторых - и это важнее - проекция патологического механизма на терапевтический. Если страх может «убить», то, значит, его надо избегать. А раз его надо избегать - экспозиция становится «рискованной», «негуманной», «непонимающей». Так тревога прикидывается заботой. А сопротивление принимает обличье благоразумия (и тут же куча доказательств и ...а если?...).
Всегда говорю, что мозг, защищающий иллюзию контроля, не защищает человека и в данном случае выступает ВРАГОМ. Он лишь продлевает заболевание.
Выздоровление начинается не тогда, когда страх исчезает.
А когда человек впервые доверяет себе больше, чем своему страху.
Осознание все равно придет, согласно статистике лет через 5-7 страхов и страданий.
Я работаю с людьми старше 18 лет. Много молодых и не очень родителей обоего пола. Они приходят с диагнозами, с запросами на самореализацию, с апатией, которую уже нельзя свалить, что "просто устал/а". А всё это время в их квартирах, сидят другие пациенты, которые вероятно придут ко мне, когда им "стукнет" 18. Те, кто пока не имеет права голоса, или те, чей голос наоборот не замолкает и является законом (детишки "царьки").
Часто мне говорят, что я преувеличиваю, но данные неумолимы, метаанализ Goodman с соавторами (2011), объединивший 193 исследования, показал: материнская депрессия повышает риск развития психических расстройств у ребёнка в полтора раза. Депрессивная мать эмоционально недоступна, не последовательная в воспитании.
Ещё строже звучит работа Weissman и коллег (2006): если депрессия матери остаётся без лечения, риск депрессии и тревожных расстройств у ребёнка возрастает втрое. Трое из десяти детей, выросших в атмосфере нелеченного страдания, впоследствии повторяют эту историю - уже от своего имени, а значит будут "кормить" моих коллег.
Это означает: лечить родителя— значит лечить и ребёнка, практически инвестиции в будущее. Даже если тот пока не произносит ни слова. Даже если он ещё не знает, что такое «дисфункциональные установки», но уже научился замирать, чтобы не вызвать недовольную гримасу.
На днях участвовал в обучающем семинаре, посвящённом работе с семьями лиц, страдающих зависимостями. Много говорили о группах поддержки для близких, о системных подходах в семейной терапии, о том, как супруги, родители и дети постепенно учатся отделять болезнь от личности - не обвинять, не жертвовать собой, не спасать.
Много ресурсов, методичек, протоколов, алгоритмов. И в какой-то момент я подумал: а где же аналогичные ресурсы - хотя бы в виде буклета - для тех, кто живёт рядом с человеком в депрессии? Где инструкция для тех, кто каждое утро просыпается с вопросом: "...Что случилось?, Что происходит?, Что я сделал не так?..."
Представьте: вы взаимодействуете с человеком на бытовом, эмоциональном, смысловом уровнях. И вдруг он начинает отдаляться. Ответы становятся короче, взгляд, ранее теплый, становится холодным, рассеянным, прикосновения - реже. Он молчит не потому, что зол (хотя и это может быть). Он молчит, потому что внутри - вакуум, пустота.
Тут важно понять, что эмоциональная холодность - не отказ от вас. Это не отвержение. Это симптом. Депрессия делает человека безэмоциональным, раздражительным - она делает его недоступным себе самому.
Вы принимаете это на свой счёт.
А зря.
Тревога и депрессия далеко не капризы, не следствие «недостатка благодарности» или «неправильного воспитания». Это состояния, при которых нейрохимия, регуляция внимания, аффект и воля находятся в патологическом дисбалансе. Человек не хочет быть холодным, но он становится таковым и возможно даже по своему переживает это. Тот, кого вы любите, не лишился к вам чувств; он временно лишился способности чувствовать вообще. Его воля парализована, а эмоциональная палитра сведена к оттенкам серого. Он не отталкивает вас сознательно; он просто не имеет душевных сил, чтобы ответить.
По началу вы подстраиваетесь. Вы корректируете речь, чтобы не «задеть», вы предугадываете реакции, вы отменяете планы, чтобы не провоцировать. Вы живёте в режиме постоянной гипербдительности - как сапёр в минном поле собственного дома. И никто не спрашивает: а каково вам? Да, человеку в депрессии фигово, но а людям рядом? Вы предлагаете помощь, развлечения, поддержку - и наталкиваетесь на стену равнодушия или вежливого, но окончательного отказа. И самая тяжелая рана для вас - это ощущение, что вас не хотят, что ваша любовь не нужна.
Человек рядом не фон, а прямой "соучастник" процесса. И если мы не включаем близких в терапевтический контекст, если не помогаем им понять, как не сломаться, как сохранить границы, как отличить заботу от саморазрушения - мы обрекаем пациента на одиночество в пределах пары.
Что же делать? Как сохранить себя и поддержать того, кто в беде?
1. Перестаньте искать виноватого. Ни он не виноват в своей болезни, ни вы - в том, что не можете его «исцелить» одной лишь заботой. Признайте: вы имеете дело с медицинским состоянием, которое требует лечения - психотерапии, а иногда и фармакологической поддержки.
2. Замените ожидания - присутствием.Не требуйте от него радости, не ждите благодарности. Ваша задача сейчас - не развеселить, а просто быть рядом.
3. Снизьте планку. Не требуйте от себя невозможного. Вы не можете вытащить его силой. Но вы можете создать безопасное пространство вокруг.
4. Помогите себе. Ваше психическое ресурсы исчерпаемы. Вы имеете право испытывать гнев, обиду, усталость.
Путь из депрессии долог и тернист. Но по другую сторону этого туннеля - ваш близкий человек, который, благодаря лечению и вашему терпению, постепенно возвращает себе краски, чувства и желания. И когда это произойдет, он будет помнить, кто оставался с ним в той тишине.
На приёме — учитель. Мы провели уже 3 встречи, и вроде стало лучше на 80%, но остаются непонятные ощущения в теле. В самый неподходящий момент, во время урока, тело выдаёт ощущение напряжения в шее, боль, распространяющуюся от уха до лопатки. Это не паническая атака в классическом смысле. Неврологи разводят руками, мол не наше...
Получается, что Это реакция на само проведение урока, либо на абсурдные указания начальства. Начали разбираться, вроде и работа — призвание. Дети слушаются, родители благодарят, администрация хвалит.
Вопрос: «Что думаете, когда вы чувствуете как возникают болевые ощущения?». Техникой падающей стрелы вышли на убеждение: «Мне кажется — я подвожу».
Подвожу кого?
Класс? Директора? Родителей? Нет.
В регрессивной работе моментально всплывают воспоминания детства, когда отец на каждую оплошность, даже не большую, повторяет: «Ты не можешь меня подвести. Ты же Ив........а».
Основные установки пациентки — не следствия личного выбора. Это цитаты, повторённые так часто, что они стали личными убеждениями:
— Я недостаточно делаю.
— Я виновата перед всеми.
— Я недостаточно стараюсь.
Но вина — не перед конкретными людьми. Перед образом, который ей вручили в детстве и сказали: «Носи. Не спрашивай почему».
Соматоформное расстройство в этом случае — это язык тела, единственный доступный, когда голос разума приучен молчать и стыдиться. Тело говорит то, что личность не может произнести вслух:
«Я устала быть Ива......ой. Хочу быть — собой, а не знаю как...».
Терапевтическая задача здесь — не «подавить симптом», а распутать узел морального долга и личной идентичности. Не отменить ответственность — а отделить её от самопожертвования. Не разрушить идеал — а дать ему право быть достижимым, а не эфемерным.
Потому что человек, которому с детства внушено: «ты не можешь меня подвести», рано или поздно начинает подводить самого себя.
А тело — как детектор, который начинает отвлекать внимание, чтобы попытаться остановить падение, катастрофу.
Сформировали новое убеждение, посмотрим в динамике)
Не хватает айтишников-льготная ипотека, зарплаты, преференции.
Не хватает врачей: 3 года в кабале в гос.клиниках, штрафы, репрессии.
Давайте поразмышляем.
Человек, не имеющий профессионального образования в области ядерной физики, после просмотра трёх видеороликов на YouTube и участия в обсуждении на форуме «Юный физик», вряд ли решится утверждать перед инженерами ЦЕРНа, что аНдронный коллайдер спроектирован с фатальными ошибками, а магнитные ловушки — опасная профанация. Он в лучшем случае задаст вопрос. В худшем — промолчит, осознавая пропасть между бытовым любопытством и инженерной ответственностью.
Но стоит речь заходить о медицине — и та же логика внезапно выходит из чата.
Пациент, не изучавший анатомию, биохимию, фармакокинетику, патофизиологию, не проходивший ординатуру, не сталкивавшийся с дифференциальной диагностикой «в реальном времени», с уверенностью, достойной уважения (если бы не её предмет), заявляет: «Антидепрессанты — это химическое подавление личности», «вакцины ломают иммунитет и чипируют вас», «врачи просто зарабатывают на больных».
Почему?
Не потому, что медицина проще физики. Напротив — она в каком то моменте сложнее: объект её — не электроны в вакууме, а живой человек, вплетённый в контекст генетики, биографии, культуры, эмоций, семьи, языка. В этом — и величие, и уязвимость медицинского знания.
Дело не в доступности информации. Дело в иллюзии прозрачности тела и психики. Мы все имеем тело. Мы все испытываем тревогу, усталость, горе, гнев. Отсюда — соблазн: раз я это чувствую, значит, я могу это объяснять. А раз я могу объяснить — значит, я вправе оценивать, отвергать, рекомендовать.
Между тем переживание боли — не ЗНАНИЕ о болезни.
Субъективный опыт — не клиническое свидетельство.
Искренность убеждения — не гарантия его истинности.
Медицина особенно уязвима к этому феномену, потому что:
её решения касаются личного — тела, болезни, смерти;
её неопределённость (диагнозы уточняются, препараты подбираются методом пробы) легко трактуется как «некомпетентность»;
её институт доверия ослаблен — исторически (избыток патернализма), социально (неравенство доступа), медийно (сенсационность побеждает доказательство).
Но есть ли ответ у врача на эту смелость незнания?
Да — в терпении. В готовности не осуждать, а спрашивать: «Что вы прочитали? Что вас напугало? Что вы ожидали от лечения?»
И — в твёрдом соблюдении границ: не уступать профессиональной этике ради одобрения, но и не прятать за цитаделью терминов то, что можно и нужно объяснить.
Потому что задача врача — не победить в споре.
А создать условия, при которых человек сам перестанет искать ответы в случайных роликах — и поверит в смысл совместного, вдумчивого, постепенного движения к выздоровлению.
...или: "Уважаемые пациенты, просьба не делиться симптомами друг с другом в очереди к врачу, это значительно затрудняет постановку диагноза". Шутка шуткой, но...
Многие из вас сталкивались с термином ятрогения, это нежелательные последствия, вызванные медицинским вмешательством. Но мало у кого на слуху термин эгротогения.
Эгротогении — от греч. aegrotus (болезненный) и genesis (рождение): порождения болезни через слово, через повествование, через пример. Это клинически наблюдаемый феномен, при котором описание страдания одним ПАЦИЕНТОМ — особенно в публичном или полупубличном пространстве — может стать триггером для другого, индуцировать симптоматику, закрепить ипохондрические установки, усилить убеждённость в неизлечимости или «особенности» собственного состояния.
Особую тревогу вызывает роль устной трансляции опыта — в коридорах клиник, в группах поддержки, в цифровых сообществах (форумы "люблю" особой любовью). Свидетельство «я пил антидепрессант — и всё стало только хуже», «после приёма врача я перестал чувствовать себя человеком», «никакая терапия не помогает — только усугубляет» — произносимые без контекста, без клинической интерпретации, без указания на индивидуальные особенности фармакокинетики или диагностическую неопределённость — приобретают силу пророчества. Особенно для тех, кто стоит на пороге обращения за помощью, но ещё не принял окончательного решения (среднее время обращения за помощью в нашей среде это 5-7 лет, а так этот срок еще и увеличивается)
Такие высказывания, даже искренние и основанные на реальном переживании, обладают высокой внушаемостью. Они способны:
- уничтожить мотивацию к лечению;
- сформировать устойчивое предубеждение против фармакотерапии — вплоть до отказа от назначений, жизненно необходимых в острых фазах расстройства;
- подменить запрос на понимание, запросом на признание страдания как идентичности или собственной уникальности;
- укрепить нарратив «я — жертва системы», в котором врач, препарат и терапия становятся символами внешнего насилия, а не инструментами излечения. Это когда врачей обвиняют в том, что они ВСЕ продались фармкомпаниям, или абсолютно все безграмотны.
Важно подчеркнуть: критика методов и препаратов не только допустима — она необходима. Но ответственность за форму высказывания лежит не только на врачах, но и на пациентах. Личный опыт это не универсальный закон. Мы это понимаем, а пациенты нет.
Психотерапия — не только искусство слушать. Это также искусство ограничивать: не в смысле цензуры, а в смысле бережного управления смысловой средой. Ибо слово, сказанное без ответственности за его последствия, может исцелять — а может и становиться новым источником болезни.
Больше всего и чаще всего, меня как врача выводят из ровного эмоционального состояния расплодившиеся чакроводы, тароделы и адепты дыхания маткой. Выводят обещаниями вылечить за один раз, наладить энергии, пробудить спящее, вдохнуть дух в не дышащее и т.д. Уверенно с экранов смартфонов вещают о магической силе предков, тайных техниках племен майя, которыми с ними поделились умирающие от алкоголизма шаманы...
Но потом, обращаются за помощью ко мне, простому советскому, ой, простите, Российскому врачу. С теми же жалобами, мол сил нет, эмоций нет, тревога одолевает, дай вкусный антидепр, а?
У меня вопрос, а я то зачем? Если с такой скоростью лечите людей тыщами, наполняете смыслами сердца жаждущих. Почему не взять своего лучшего ученика, а еще лучше сразу сто учеников и наполниться от них, всклень, чтоб энергия из ушей текла и капала...
Ан видно не работает так. Мол светя другим, сам сгораю. Или сапожник без сапог, а энергопрактик без энергии? Или полупроводники из учеников китайские...
Получается, что другим втираются чудеса, а как самих прижало, то помоги дяденька доктор...
Я то не против помочь, я ж Гиппократу давал. Лицемерие бесит. Ведь помогу, а они вещать продолжат, мол вот какие они наполненные своими техниками, да жизнерадостные... А люди верят и теряют самое драгоценное, время...