Майор и Художник
от автора: давно прочитал эту историю то ли в журнале "Наука и жизнь, то ли в "Техника молодёжи". Сейчас не вспомню и найти не могу. Пришлось кратко изложить чужой рассказ, чтобы кто-нибудь вспомнил и подсказал номер и год оригинала. Заранее спасибо.
***
Женщина нервно курила, стараясь не глядеть заплаканными глазами в сторону Майора. В маленькой кухне оседала пыль только что утихшей истерики. Двое оперативников переминались с ноги на ногу в коридоре, а Майор, выдержав шквал с битьём посуды, пододвинул к себе стул и сел. Сегодня он должен был быть деликатным. Но настойчивым:
- Мадам, вы напрасно на нас сердитесь. Это всего лишь наша служба, допускаю, что неприятная для вас...
Хозяйка квартиры зло покосилась на Майора, но ничего не ответила. Сигарета дрожала в её тонких пальцах.
- Я вынужден снова спросить вас, где сейчас Художник?
На кухне повисло тяжелое молчание. Солнечный свет из окна бликовал в осколках стаканов на полу, кто-то из альгвасилов чуть слышно кашлянул.
- Не нужно отпираться, чем быстрее вы ответите - тем быстрее мы вас оставим.
Женщина вдавила окурок в пепельницу с такой яростью, будто хотела пригвоздить его к столу.
- Здесь его нет. Ясно? - прошипела она.
Майор уселся поудобнее:
- Нам это известно, мадам...
- Так какого чёрта вы снова здесь вынюхиваете?
- Ваша квартира - единственное место, где был замечен Художник за последние две недели.
- "Замечен" - скривилась женщина, - вот пусть вам и расскажет тот, кто его тут "заметил".
- Это была уличная камера.
- Тем более, сами за ним следите.
- Мы пытались, - честно сознался Майор. - Но он использует маскировку и незарегистрированные скремблеры.
- Так может вам уже пора оставить человека, который так старательно от вас прячется?
Майор посуровел:
- Приказы не обсуждаются, мадам. Я вынужден настаивать на ответе.
- Не знаю. Ничего не знаю. А если бы и знала - то не сказала. Из принципа. Вы уйдёте, а мне теперь снова разбираться с соседями и с участковым...
- Ваша справка о благонадёжности...
- Да засунь себе эту справку!.. Квартплата не по справке, а по социальному коэффициенту. Как ты думаешь, мне на пользу визиты дуболомов в форме каждый месяц?
- Если вас это устроит, то я отправлю официальное обращение в местное отделение.
- А с соседями тоже ты за меня говорить будешь? А на рынке выслушивать в спину обвинения в пособничестве?
- Не вижу ничего плохого в сотрудничестве с властями.
Женщина закатила глаза и снова закричала:
- Я. Не. Знаю. Сколько это будет продолжаться?!
- Он ничего не говорил вам о своих планах? Не оставлял ничего из своих вещей?
Хозяйка отвернулась к окну, её плечи вздрагивали. Майор пододвинул стул ближе:
- Ну подумайте сами, этот человек, в конце концов, стал причиной стольких страданий для вас. Мне, поверьте, не доставляет никакого удовольствия терзать вас снова и снова. Но... вы снова и снова открываете ему дверь, позволяете переночевать...
- Он не ночевал здесь, - глухо отозвалась женщина, - В этот раз только приносил вещи в стирку...
Майор сделал знак одному из оперативников, тот скрылся в ванной. Это было уже что-то, хотя лучше бы конечно образец слюны или кровь. Теперь нужно было тянуть время, Майор произносил ничего не значащие банальности, хозяйка то отмалчивалась, то огрызалась. Наконец из ванной раздался победный писк биосканера. Волос! Свежий мужской волос. Художник принимал много разной химии, чтобы биологические методы слежки на нём пробуксовывали. Однако если материал получен в течение пары дней, то шанс найти человека сохранялся. В конце концов ни одна таблетка не способна скорректировать химический состав организма до неузнаваемости за неделю, не убив его. Майор шумно выдохнул и поднялся со стула.
- Спасибо, мадам, вы нам очень помогли.
Женщина крикнула:
- Убирайтесь!
***
Портовый район, всегда одно и тоже. Каждая крыса в городе знает, что если уж прятаться - то лучше всего здесь. Склады и эллинги, кабаки и офисы, бордели и часовни - всего здесь было в избытке. Порт говорил на всех языках мира, вонял одновременно всем на свете и шумел круглые сутки. Если Художник и решил где-то прятаться, то только здесь. Понятное дело, камеры ничего не дали - человеческий поток в этих улочках и подворотнях был таким, что сервера захлёбывались данными. Биологический анализатор в машине начал сходить с ума ещё за два квартала - биохимия свежей рыбы, немытых тел и экзотических фруктов, собранная в одном месте сбивала датчики с толку. Но Майор шел по следу не первый раз. Художник, как ни старался укрыться, неизбежно повторялся. Уплыть отсюда в Гродланд он не мог, уже пробовал - баржи хорошо досматривались. Притвориться туристом и пролезть на лайнер - тем более, для этого он слишком беден, наверняка снова забился в какую-нибудь дыру потемнее. Альгвасилы отправились проверять гостиницы на три номера, не требовавшие документов от гостей. Майор же засел в более-менее приличной столовой с видом на гавань и заказал лёгкий обед. Он едва успел прикончить суп, как один из помощников отрапортовал об удаче, биосканер указывал на одного из посетителей. Задержанный наотрез отказывался идти вместе с человеком в форме, требовалось подкрепление. Майор наскоро расплатился и вышел к указанному на карте месту.
В этот раз Художник выбрал тот же гнилой хостел, что и полгода назад. Ни вывески, ни кассового аппарата... закрыть бы этот притон, но у Майора были дела поважнее. Здоровенный оперативник караулил тощего сгорбленного старика, тот сидел на высоком барном стуле в самом углу полутёмной гостиной и испуганно моргал. Майор жестом велел альгвасилу отойти.
- Здравствуй, Художник, давно не виделись.
Старик перевёл на него подслеповатые глазки:
- Господин начальник, я честное слово не понимаю почему меня задержали. Я простой торговец...
- Ну-ну, Художник. Будет тебе актёрствовать... - в руках Майора сверкнула трубка портативного биоанализатора. В помещении было ужасно пыльно, но на фоне сопревшего мусора живая биохимия отчетливо выделялась. Подтверждение личности с достоверностью не хуже девяносто пяти процентов. Отлично. Старик тем временем ныл одно и то же:
- Я ничего такого не совершил, только зашел по своим делам...
Майор неожиданно схватил старика за нос и потянул. Раздался треск, как от разрываемой ткани. Синтетическая кожа легко отходила от кожи настоящей. Старик рефлекторно дёрнулся назад, и в руках у Майора остался нос с лохмотьями кожи, плёнками глазниц и крышками век. Из образовавшегося уродливого капюшона на него с ненавистью смотрел не старый ещё рыжий мужчина.
- Художник, конспиратор ты никудышный. А теперь, уважаемый "честный торговец", прошу проследовать вместе с нами.
- Я этого так не оставлю. Я не участвовал ни в чем больше года. Мер-рзавец! Это произвол!
- Не валяй дурака. Ты в свое время натворил столько, что долг твой ещё закрывать и закрывать.
- Я... я отказываюсь! Хватит! Я не пойду!
Очень кстати в низкие двери хостела ввалился второй оперативник. По команде Майора двое верзил подхватили упирающегося под руки и буквально вынесли на улицу. Ноги Художника загребали по плитам тротуара. Несколько метров до служебной машины он выкрикивал то проклятья, то призывы о помощи (чем только распугал толпу на улице), но внутри, зажатый на заднем сидении между каменными плечами альгвасилов, притих.
***
Помещение напоминало то ли больничную палату, то ли склад. Окон не было, лампы заливали всё холодным белым светом. Если не знать, что это пятнадцатый этаж, то Художник решил бы, что его отвели в подвал - настолько здесь было тихо, лишь медицинская аппаратура издавала едва слышимый писк. Они с Майором стояли у дверей. На одинаковых койках лежали шестеро биотов, только что вернувшихся с задания. Тела были ужасно изуродованы и обожжены, у кого-то не хватало конечностей. Почти у всех трубки с техническими жидкостями были разорваны, вокруг тел разлились и загустели кляксы масел и электролита, лохмотьями свисали выдернутые из каналов провода. Все шестеро были выключены. Художник свистнул и сказал:
- Ты звал меня ради этого?
Майор кивнул и тихо ответил:
- У нас мало специалистов твоей квалификации. Мы учим тебе замену, но... никто из них пока не в состоянии справиться с таким ремонтом.
- Ты прекрасно знаешь, что я думаю по этому поводу...
- Это никак мне не мешает. А тебе не помешает их починить.
- Я пацифист! Я отвергаю любое насилие! А эти... эти чудовища только затем и созданы, чтобы истреблять... кого на этот раз? Папуасов в странах третьего мира? Безобидных студентов на демонстрации?
Майор нахмурился и отчеканил:
- Биоты применяются против врагов государства. Это всё, что тебе нужно знать.
- Ну, вот! Вот! Я об этом и говорю. Ты всерьёз думаешь, что я стану возвращать к жизни твоих цепных псов? Они же потом по твоей команде меня прикончат.
- Это зависит от твоего поведения. Командуй сам. Я предлагал тебе работу, ты отказался. - Майор со значение поглядел на своего рыжего пленного: - Я всё ещё предлагаю.
- Ни за какие деньги. Я не продаюсь!
- Я знаю. Поэтому ты сделаешь всё так. Из сострадания к пострадавшим. А после можешь быть свободен.
- Ха! До тех пор, пока снова тебе не понадоблюсь.
- Не исключаю.
Художник раскраснелся и начал в бешенстве ходить по комнате. Майор выжидал у дверей, сколько раз он уже видел этот спектакль. Сейчас надо было просто ждать. Художник будет кричать о несправедливости жизни, о недопустимости вмешательства государства - пусть кричит, эти стены слышали и не такие крики. Но затем он остановится у какого-нибудь биота, цепким взглядом инженера ухватится за какую-нибудь деталь, поднимет с койки безжизненный манипулятор или пучок проводов и... проклиная сам себя, потребует инструменты. И тогда Майор выйдет, чтобы не мешать. Тогда начнётся настоящая работа. Сегодня всё повторилось почти как по нотам. Майор, улыбаясь про себя, молча снял стерильную простыню со стола со всем необходимым. В белом свете опасно блеснули пинцеты, иглы, зажимы.
- Художник, оставляю тебя наедине с пациентами. Когда захочешь есть - охрана у дверей проводит тебя в столовую, туалет - то же самое. Когда закончишь - биотов осмотрят и тебя выпустят.
- Майор, я помогаю в последний раз, понял?
Он задержался в дверях:
- Не могу тебе этого обещать.
Художник побагровел:
- Знай, Майор. Однажды я тебя прикончу. Я найду способ.
Майор грустно кивнул:
- Я знаю. И спасибо. - с этими словами он вышел в коридор.
***
Часы показывали второй час ночи. В комнате без окон на пятнадцатом этаже Майор сидел у экранов анализаторов, а специалист из технического отдела с сенсорами ходил вдоль строя. Шестеро биотов стояли в одной шеренге, свежие, с прекрасными биопластиковыми телами без единого изъяна. Всё было в норме, однако Майор впился в экраны, затаив дыхание. Спец не мог понять, что привело сюда Майора в такое позднее время, и зачем вообще он каждый раз возится с этим голодранцем из нижнего города. Процедура ремонта была давно автоматизирована, достаточно было положить биота в специальную капсулу, и та сама всё отрегулирует и исправит. Минут через десять он решился:
- Гражданин Майор, вы позволите вопрос?
Тот не отвлёкся от экранов ни на секунду и только промычал "угу".
- Разрешите узнать, зачем поручать постороннему гражданскому ремонт боевой техники? Наша автоматизированная линия справляется.
Майор улыбнулся:
- Я скажу больше, автоматизированная линия справляется намного лучше, чем наш рыжий гость. Когда мы закончим, ты отведешь всех шестерых на двенадцатый для нормального ремонта.
- Но... но что мы тогда здесь делаем?
- Ищем. Не прекращай сканирование.
Специалист с непониманием в глазах повернулся к четвертому биоту и продолжил вести сканером, проверяя целостность тканей. Неожиданно Майор вскинул вверх руку и почти закричал: "Стоп, отойди!" Парень отшатнулся от шеренги, как от прокаженных. Майор подошел к столу с инструментами и выбрал скальпель. Техник ошарашенно глядел, как военный вскрыл плечо только что отремонтированного биота и долго рылся пинцетом в распотрошенных биопластиковых волокнах. Наконец он извлёк на свет что-то едва заметное, почти песчинку. Майор с видом победного торжества осторожно опустил находку в пробирку и заткнул её пробкой. Он шумно выдохнул и повернулся к технику:
- Ты прав, нам незачем привлекать Художника для ремонта роботов, он с этим плохо справляется. Он никудышный преступник и не самый лучший муж. Зато... - Майор бережно поднял пробирку и показал нечто крохотное и чёрное технику. - Зато он гениальный террорист. Это бомба.
Парень побледнел.
- Да, ты правильно понял. Эта крошка способна разворотить танк или половину этого этажа. Видишь ли, Художник так меня ненавидит, что постоянно пытается устранить. А я... я не знаю никого, кто делал бы бомбы лучше него.
Майор помолчал и тряхнул головой:
- Ладно, здесь мы закончили. Забирай этих шестерых и отведи в мастерскую.
Он вышел из комнаты последним, сжимая в руке пробирку. Теперь предстояло передать бомбу в столицу, чтобы её перекодировали и завтра тайно установили в пломбу одному из послов...