Серия «Научные модели в D&D»

6

INFJ среди предыстория вселенной D&D

Мы подготовили неплохую базу для того, чтобы описать 16 предысторий для вселенной D&D: рассмотрели модель MBTI (4 шкалы, позволяющие определить архетип) и то, как они складываются в 4 функции личности (доминантную, вспомогательную, третичную и низшую).

Рассмотрим один из таких типов, но на примере единственной предыстории, которая доступна в наборе базовых правил (SRD 5.1) – Алколит. Эта предыстория – единственная, которую создатели вселенной D&D решили подарить без необходимости покупки дополнительного контента, она лицензируется по OGL, о системе которой мы уже рассказывали.

Аколит (Acolyte)

Самоотверженные и проницательные идеалисты, движимые глубокими убеждениями и желанием служить высшей цели, божеству или идеологии. Послушники церкви, священнослужители в отставке, паломники… Они используют мудрость, знания о мире и харизму, чтобы сделать мир лучше.

Рассмотрим 4 шкалы MBTI:

I/E: черпает энергию в уединенной молитве, медитации и чтении священных текстов.

S/N: сосредоточен на божественном замысле, пророчествах и скрытом смысле ритуалов, а не на их буквальном исполнении.

T/F: принимает решения, основываясь на эмпатии, сострадании и желании помочь своей пастве.

J/P: предпочитает структурированную жизнь, следуя церковному календарю, догматам и установленным обрядам.

Получаем архетип INFJ (Интроверсия, Интуиция, Чувство, Суждение)

Составим более детальный портрет:

Сердце аколита-INFJ – это его внутреннее видение: он не просто следует догмам, а ищет глубинный, символический смысл во всём, видит знаки и предзнаменования там, где другие видят случайности. Его вера основана на личных прозрениях и ощущении вселенского плана.

Он искренне заботится о гармонии в своей общине, чувствует боль других и стремится исцелить её, а главная его мотивация – помогать, объединять и наставлять паству.

В уединении он может анализировать священные тексты, выстраивая собственную логическую систему понимания веры. Это его внутренний теолог, который пытается примирить догматы с личными прозрениями.

Он может пренебрегать собственными телесными нуждами во имя служения, не замечать очевидных деталей окружения, и ему некомфортно в хаотичных ситуациях (например, в бою или в грязной таверне).

Получаем функциональный стек Ni-Fe-Ti-Se (Интровертная Интуиция – Экстравертное Чувство – Интровертное Мышление – Экстравертная Сенсорика)

Характеристики:

  • Мудрость: доминантная интуиция (Ni) и эмпатия, способность видеть суть вещей

  • Харизма: вспомогательное чувство (Fe), умение вдохновлять и заботиться о пастве.

  • Интеллект: третичное мышление (Ti), которое они используют для анализа догм и теологических споров в уединении.

Навыки:

  • Проницательность: интуиция (Ni) и эмпатия (Fe) позволяют им видеть скрытые мотивы и понимать эмоциональное состояние людей. Они не просто слушают слова, они чувствуют то, что за ними стоит.

  • Религия: аналитический ум (Ti) требует понимания системы своей веры: они не просто верят, а изучают, анализируют и интерпретируют догматы, создавая глубокое интеллектуальное понимание своей духовности

Инструменты:

  • Инструменты каллиграфа: идеальный инструмент для интроверта: переписывание священных текстов – это медитативный, сосредоточенный процесс, который позволяет INFJ одновременно служить своей вере и погружаться в свои мысли.

Черты:

  • Посвящённый в магию: глубокая личная связь со вселенной (Ni) и служение (Fe) высшей цели. INFJ не просто верит в божественную силу, он становится её проводником.

Этот контент не является официальным продуктом и создан в соответствии с Fan Content Policy.

This work includes material taken from the System Reference Document 5.1 (“SRD 5.1”) by Wizards of the Coast LLC and available at https://dnd.wizards.com/resources/systems-reference-document. The SRD 5.1 is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License available at https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode.

Показать полностью
2

ISTP среди предысторий вселенной D&D

В отличие от предыдущего источника и Open Game License, текущий разбор составлен чтобы не нарушать CC-BY-4.0 (другую версию лицензии). Дело в том, что мы обнаружили в SRD 5.2.1 упоминание еще трех предысторий (в версии для OGL предыстория всего одна), поэтому продолжим разбор по науке на них. Сегодня наш разбор пополнится предысторией преступника.

Преступник (Criminal)

Прагматичные и хладнокровные мастера своего дела, отлично владеющие инструментами и тактикой. Взломщики, грабители, наёмники-убийцы… Они используют свои навыки анализа ситуации, скрытности и эффективного решения проблем.

Рассмотрим 4 шкалы MBTI:

I/E: предпочитает работать в одиночку или в маленькой команде, концентрируясь на задаче, а не на общении.

S/N: полностью сфокусирован на физическом окружении, используя инструменты и окружение для решения практических задач.

T/F: подходит к проблемам как к механизмам, которые нужно разобрать, основываясь на логике и эффективности.

J/P: превосходно импровизирует в стрессовых ситуациях, мгновенно адаптируясь к меняющимся обстоятельствам.

Получаем архетип ISTP (Интроверсия, Сенсорика, Мышление, Восприятие)

Составим более детальный портрет:

Преступник-ISTP – это аналитик-практик, разум которого – это набор инструментов и систем. Он понимает, как устроен замок, как работает ловушка, какова логика маршрутов патрулей. Он не просто действует, он сначала анализирует систему, чтобы найти ее слабое место.

Он полностью живет в настоящем моменте, обладая молниеносной реакцией и прекрасной координацией. Он видит все детали окружения: скрипучую половицу, блеск стекла на полу, тень от проходящего стражника, и использует физический мир для достижения своих целей.

Иногда у него случаются внезапные озарения: «А что, если стражник не просто так кашлянул? Это может быть сигнал» – это интуитивное предчувствие, основанное на анализе и наблюдении.

Ему сложно понимать и выражать эмоции: он неловко чувствует себя в социальных ситуациях, не требующих решения конкретной задачи. Шантаж или угрозы для него понятнее, чем искренний разговор по душам, что делает его идеальным специалистом по взлому, а не «лицом» банды.

Получаем функциональный стек Ti-Se-Ni-Fe (Интровертное Мышление – Экстравертная Сенсорика – Интровертная Интуиция – Экстравертное Чувство)

Характеристики:

  • Интеллект: доминантная Ti, способность анализировать системы (замки, маршруты стражи).

  • Ловкость: их стихия, результат жизни в моменте (Se).

  • Телосложение: хладнокровие и выносливость для интуитивной (Ni) работы «в поле».

Навыки:

  • Ловкость рук: результат их фокуса на настоящем моменте (Se) и хладнокровного анализа (Ti), их движения точны и экономичны.

  • Скрытность: они не нервничают, а действуют, полностью контролируют свое тело и понимают механику процесса.

Инструменты

  • Воровские инструменты: доминантная функция (Ti) обожает такие логические головоломки, а сенсорика (Se) дает тактильную чувствительность для работы с отмычками: замок – это не магия, а механизм, который нужно понять и разобрать.

Черты

  • Бдительный: его разум постоянно анализирует окружение на предмет угроз и возможностей. Он никогда не расслабляется полностью и живёт в мире тактики и немедленной реакции (Ti-Se). Невозможность застать врасплох и бонус к инициативе – это игровая механика для его врождённой настороженности: он замечает опасность раньше других, потому что его мозг всегда «включён».

Этот контент не является официальным продуктом и создан в соответствии с Fan Content Policy.

This work includes material taken from the System Reference Document 5.2.1 (“SRD 5.2.1”) by Wizards of the Coast LLC and available at https://dnd.wizards.com/resources/systems-reference-document. The SRD 5.1 is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License available at https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode.

Показать полностью
0

INTJ среди предысторий вселенной D&D

Ещё одна доступная в SRD 5.2.1 предыстория, а это значит, что по лицензии CC-BY-4.0 мы можем упоминать её напрямую - Мудрец (Sage).

Аналитики и стратеги, движимые жаждой знаний и понимания сложных систем, которые который водят годы в поисках знаний и становятся экспертами интеллектуальной мощи и сосредоточенности… Они всю жизнь ищут истину, отбрасывая всё несущественное.

Рассмотрим 4 шкалы MBTI

I/E: проводит большую часть времени в уединении, размышляя над сложными концепциями и теориями.

S/N: видит мир как систему взаимосвязей и стремится понять глубинные принципы, управляющие всем сущим.

T/F: использует логику для разработки стратегий и планов, основанных на его глубоких знаниях.

J/P: целенаправленно и методично работает над достижением своей конечной цели – будь то создание великого артефакта или разгадка тайны мироздания.

Получаем архетип INTJ (Интроверсия, Интуиция, Мышление, Суждение)

Составим более детальный портрет

Мудрец-INTJ эксперт не потому, что много знает (хотя и это тоже), а потому что понимает глубинные принципы, лежащие в основе явлений и видит мир как сложную систему взаимосвязанных концепций, Его разум постоянно работает над тем, чтобы свести все знания в единую, всеобъемлющую теорию.

Он стремится применить свои знания и теории на практике, разрабатывает долгосрочные планы и стратегии для решения глобальных проблем. Если он изучает запретную магию, то не из простого любопытства, а чтобы разработать самый эффективный способ закрыть портал в другой мир.

За его холодной внешностью скрываются сильные личные убеждения, которые дают ему силы годами работать над своими исследованиями Он страстно предан своей цели и своим принципам, хотя и не показывает этого.

Он часто настолько погружен в свои мысли, что совершенно не замечает окружающий мир, может забыть поесть, врезаться в столб, не заметить очевидных физических улик на месте преступления. Физическая реальность для него – лишь бледная тень мира идей.

Получаем функциональный стек Ni-Te-Fi-Se (Интровертная Интуиция – Экстравертное Мышление – Интровертное Чувство – Экстравертная Сенсорика)

Характеристики:

  • Интеллект: главный инструмент познания (Te).

  • Мудрость: глубокое концептуальное видение мира (Ni).

  • Телосложение: отражает способность годами пренебрегать комфортом ради своих исследований.

Навыки:

  • История: он изучает Историю, чтобы понять первопричины и разработать собственную всеобъемлющую теорию (Ni+Te)

  • Магия: он изучает магию, чтобы разработать собственную всеобъемлющую теорию (Ni+Te).

Инструменты

  • Инструменты каллиграфа: идеальный инструмент для персонажа, который стремится понять, описать и изменить мир в соответствии со своим планом, используя знания из всех возможных библиотек, книг и манускриптов.

Черты

  • Посвящённый в магию (Волшебник): для него магия – это не чудо, а высшая форма науки, фундаментальная система, управляющая вселенной и первый шаг от теории к практике, подтверждение его гениальных догадок. Он изучает её не для того, чтобы просто колдовать, а чтобы понять все принципы мироздания (Ni+Te).


Этот контент не является официальным продуктом и создан в соответствии с Fan Content Policy.

This work includes material taken from the System Reference Document 5.2.1 (“SRD 5.2.1”) by Wizards of the Coast LLC and available at https://dnd.wizards.com/resources/systems-reference-document. The SRD 5.1 is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License available at https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode.

Показать полностью
0

INFP среди предысторий вселенной D&D

Солдат (Soldier), последний доступный в SRD 5.2.1 вариант предыстории, на котором мы завершаем 25% обзора.

Часто солдатами становятся не по призванию, а по необходимости или из-за верности идеалам (защита родины, борьба за свободу), и для многих ужасы войны могут стать мощным катализатором, заставив бороться за мир или искать искупление… Они – идеалисты с внутренним конфликтом между идеалами и жестокой реальностью.


Рассмотрим 4 шкалы MBTI:

I/E: переживает тяготы войны глубоко внутри себя, часто рефлексируя о своих поступках в уединении.

S/N: ищет в службе высший смысл и идеалы – свободу, защиту невинных, братство.

T/F: руководствуется своим внутренним моральным кодексом, который часто вступает в конфликт с жестокой реальностью войны.

J/P: открыт к нестандартным решениям и с трудом вписывается в жесткую иерархию армии, предпочитая гибкость.

Получаем архетип INFP (Интроверсия, Интуиция, Чувство, Восприятие)

Составим более детальный портрет:

Солдат-INFP воюет не потому, что любит насилие, а потому что сражается за свои глубокие внутренние идеалы: за свободу, за защиту невинных, за мир. Он постоянно рефлексирует над правильностью своих поступков, а каждый бой для него – это моральная дилемма.

Он видит в войне не только ужас, но и возможности для проявления лучших человеческих качеств: братства, самопожертвования, надежды, может найти нестандартный, гуманный способ решить конфликт, о котором не подумают другие, более прагматичные солдаты.

Он очень привязан к своим боевым товарищам и воспоминаниям о них, помнит лица тех, кого потерял, и эти воспоминания подпитывают его решимость сражаться дальше, чтобы их смерть не была напрасной.

Ему тяжело вписываться в жесткую армейскую иерархию и выполнять бессмысленные приказы, когда с людьми обращаются как с винтиками в военной машине. В состоянии стресса он может либо замкнуться в себе, либо взорваться неэффективной критикой в адрес командира.

Получаем функциональный стек Fi-Ne-Si-Te (Интровертное Чувство – Экстравертная Интуиция – Интровертная Сенсорика – Экстравертное Мышление)

Характеристики:

  • Сила: практика владения самым разным оружием развивает силу бойца.

  • Ловкость: интуиция и отточенные рефлексы позволяют получать преимущество в реакции.

  • Телосложение: результат тренировок и выживания в битвах с противниками разной силы.

Навыки:

  • Атлетика: навык, приобретенный через суровую необходимость армейской жизни, результат адаптации, а не врожденного желания.

  • Запугивание: холодная, несокрушимая решимость человека, защищающего свои ценности (Fi) и не пытающегося казаться страшным – он просто готов идти до конца, и именно это пугает.

Инструменты

  • Игровой набор, колода карт, набор костей или любой другой способ разнообразить жизнь по распорядку и долгие вахты, результат адаптации (Fi).

Черты

  • Свирепый атакующий: солдат не жесток, но, когда его идеалы (Fi) находятся под угрозой, он сражается с отчаянной страстью. Это не хладнокровная ярость варвара, а выплеск всей его эмоциональной энергии в один удар, атака человека, который вложил в неё всю свою душу, и оттого она так разрушительна.


Этот контент не является официальным продуктом и создан в соответствии с Fan Content Policy.

This work includes material taken from the System Reference Document 5.2.1 (“SRD 5.2.1”) by Wizards of the Coast LLC and available at https://dnd.wizards.com/resources/systems-reference-document. The SRD 5.1 is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International License available at https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/legalcode.

Показать полностью
2

Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»4

Вчера мы расписали как 4 шкалы в модели MBTI могут использоваться для описания архетипов из предысторий D&D, а сегодня хотели бы дополнить разбором того, как простая четырехбуквенная аббревиатура превращается в функциональный стек (определяя главные и дополнительные функции).


Комбинация ваших предпочтений по каждой из четырёх шкал и формирует ваш уникальный тип личности, который записывается четырьмя буквами. Например, человек, который предпочитает Интроверсию (I), Интуицию (N), Чувство (F) и Восприятие (P), получит тип INFP. Всего существует 16 таких комбинаций.

На более глубоком уровне MBTI основан на теории когнитивных функций Карла Юнга. Это восемь «инструментов» нашего сознания (по два на каждую из четырёх основных шкал: Ni, Ne, Si, Se, Ti, Te, Fi, Fe). У каждого из 16 типов есть свой уникальный набор инструментов или функциональный стек, где эти функции расположены в иерархическом порядке от самой сильной до самой слабой.

Представьте, что у вас в машине четыре человека:

  1. Водитель, основа вашей личности. самая сильная (доминантная) функция, вы используете её постоянно и без усилий.

  2. Штурман, помогает водителю, поддерживает и балансирует его (вспомогательная функция).

  3. Пассажир на заднем сиденье, проявляется реже, часто в расслабленном состоянии (третичная функция), это зона роста.

  4. Ребёнок в автокресле, самая слабая и неосознанная (низшая) функция, которая проявляется в стрессе и может быть источником проблем, но и большого личностного роста.

Именно этот стек функций объясняет, почему два типа с тремя одинаковыми буквами (например, INFP и INTP) могут быть такими разными. У них разные «водители» и «штурманы», доминантная и вспомогательная функции.


Давайте пройдём этот путь шаг за шагом на примере ESTJ. Представьте, что у вас есть 4 слота, которые нужно заполнить. И вот как буквы E S T J говорят нам, что поставить в эти слоты.

Находим «Пару Силы»

Средние буквы S и T говорят нам, какими двумя функциями человек пользуется лучше всего (это его главные «козыри»). Значит, в топ-2 функциях у нас точно будут Сенсорика и Мышление/Логика.

Определяем «Функцию Действия»

Последняя буква J (или P) говорит нам, какая из нашей «Пары Силы» (S или T) является экстравертной (направленной наружу).

  • для J (суждение/рациональность) экстравертной будет суждающая функция (Мышление-T или Чувство-F).

  • для P (восприятия/иррациональности) экстравертной будет воспринимающая функция (Сенсорика-S или Интуиция-N).

В нашем случае у ESTJ последняя буква – J, а значит, его Мышление (T) будет экстравертным. Мы получаем функцию Te (Экстравертное Мышление/Деловая логика). Это та функция, которую ESTJ использует для принятия решений и организации внешнего мира.

Сажаем «Водителя» за руль

Первая буква (E для Экстраверта или I для Интроверта) говорит нам, какая из двух главных функций будет Доминантной.

  • для E доминантной будет экстравертная функция.

  • для I доминантной будет интровертная функция.

Мы определили их на предыдущем шаге. У нас ESTJ, значит, он Экстраверт и его доминантной функцией будет та самая Te.

Находим «Штурмана»

Мы уже знаем, что в «Паре Силы» у нас были T и S. Мы определили, что T стала доминантной Te. Значит, вторая функция — это S.

  • Доминантная и Вспомогательная функции всегда имеют разную направленность (одна экстравертная, другая интровертная).

Поскольку Доминантная у нас Te (экстравертная), то Сенсорика (S) должна быть интровертной, т.е. Si.

Заполняем оставшиеся места

Последние две функции определяются очень просто: это полные противоположности первых двух.

  • Третичная функция – это противоположность Вспомогательной: противоположность Si (Интровертная Сенсорика) – это Ne (Экстравертная Интуиция).

  • Низшая функция – противоположность Доминантной: противоположность Te (Экстравертное Мышление) – это Fi (Интровертное Чувство).


Мы взяли код ESTJ и, следуя правилам, превратили его в функциональный стек: Te - Si - Ne - Fi (Деловая логика - Сенсорика ощущений - Интуиция возможностей - Этика отношений)

Этот метод работает для абсолютно любого из 16 типов личности, а мы таким образом опишем 16 предысторий, определив для них не просто значения 4 шкал модели MBTI, но определив полный функциональный стек.

Показать полностью
2

Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»4

Мы добрались до предысторий персонажей, тому как они пришли в приключение и на чем построена их личность. Для Этого мы применим индикатор типов Майерс-Бриггс (MBTI) – модель и опросник для определения психологических предпочтений человека в том, как он воспринимает мир и принимает решения. Проще говоря, это инструмент, который помогает понять, почему вы делаете то, что делаете, и что для вас естественно и комфортно. Он не вешает ярлыки, а описывает склонности, которыми вы уже обладаете (что хорошо связывается с игромеханикой предысторий).

В основе MBTI лежит идея, что наше поведение не случайно, а следует определённым паттернам, которые можно предсказать. Эти паттерны возникают из-за различий в том, как люди предпочитают использовать свой мозг.

В открытых источниках (например, SRD 5.2.1) создатели D&D одарили нас всего одной предысторией. Это значит, что использовать другие мы не сможем в формате «как есть», однако опытные игроки смогут «найти похожих» среди тех, что есть в PHB: Аколит, Ремесленник, Шарлатан, Преступник, Артист, Фермер, Стражник, Проводник, Отшельник, Торговец, Благородный, Мудрец, Моряк, Писец, Солдат и Странник

Четыре Шкалы

MBTI описывает личность через четыре ключевые дихотомии (пары противоположностей). У каждого человека есть предпочтение в каждой паре, как у правши или левши. Вы можете использовать обе руки, но одна всегда будет ведущей и более удобной.

1. Откуда вы черпаете энергию?

Экстраверсия (E – Extraversion)

Экстраверты получают энергию от внешнего мира – от общения, действий и людей: они похожи на солнечные батареи, которые заряжаются от взаимодействия с окружающими, часто сначала говорят, а потом думают.

Артист (Entertainer), жизнь которого – это сцена и аплодисменты, он привык быть в центре внимания, черпая энергию и вдохновение из реакции толпы. А одиночество для артиста – это тишина, которую нужно скорее заполнить.

Благородный (Noble), который вырос в мире политики, балов и социальных интриг. Управление людьми, переговоры и публичные выступления – его стихия, а уединение – это скорее стратегическая пауза.

Интроверсия (I – Introversion)

Интроверты черпают энергию из своего внутреннего мира, из мыслей, идей и размышлений: они похожи на аккумуляторы, которые тратят энергию на общение и подзаряжаются в одиночестве, чаще сначала думают, а потом говорят.

Отшельник (Hermit) сознательно выбрал изоляцию от общества, чтобы постичь некую великую истину, знание или просто обрести внутренний покой. Социальное взаимодействие быстро истощает его силы.

Мудрец (Sage), жизнь которого прошла в тишине библиотек, архивов и лабораторий, а главным собеседником были книги и собственные мысли. Он подзаряжается, погружаясь в изучение и анализ, вдали от чужих мнений.

2. Как вы собираете информацию?

Ощущение/Сенсорика (S – Sensing)

Сенсорики доверяют конкретной, реальной информации, которую можно получить через пять органов чувств: они сосредоточены на фактах, деталях и том, что происходит «здесь и сейчас». Они видят деревья, а не лес.

Солдат (Soldier), которого война научила обращать внимание на детали: состояние брони, остроту меча, направление ветра, количество врагов. Он оперирует фактами и прямой информацией, потому что от этого зависит жизнь.

Моряк (Sailor), читающий мир по конкретным знакам: цвету неба, форме облаков, натяжению каната. Он доверяет опыту и тому, что видит собственными глазами, а не абстрактным теориям о мореплавании.

Интуиция (N – iNtuition)

Интуиты доверяют паттернам, связям и скрытым возможностям: они сосредоточены на общей картине, теориях и том, что может произойти в будущем. Они видят лес, а не отдельные деревья.

Прислужник, который служит божеству и привык видеть во всем высший замысел, знамения и пророчества. Его интересует не столько сам факт, сколько его символическое значение и место в божественном плане.

Беспризорник, который вырос, читая «язык города» – негласные правила, связи между бандами, возможные пути отхода. Он интуитивно чувствует опасность и видит возможности там, где другие видят лишь грязный переулок.

3. Как вы принимаете решения?

Мышление/Логика (T – Thinking)

Мыслители принимают решения на основе объективной логики, анализа и беспристрастных принципов: для них важнее всего, что справедливо и логично. Они склонны ставить правду выше такта.

Солдат, привыкший действовать в рамках устава и приказов, решения которого должны быть логичными и служить главной цели – победе. Личные чувства к врагу или даже к соратнику отходят на второй план перед лицом тактической необходимости.

Гильдейский торговец, для которого весь мир – это мир контрактов, цен и прибыли. Он принимает решения, основываясь на справедливой (с его точки зрения) сделке и логике рынка. «Это просто бизнес».

Чувство/Этика (F – Feeling)

Чувствующие принимают решения на основе личных ценностей, эмпатии и того, как это повлияет на людей: для них важнее всего гармония и взаимоотношения. Они склонны ставить такт выше голой правды.

Артист, тонко чувствующий настроение окружающих и стремящийся к гармонии. Он примет решение, которое поднимет дух команды, сгладит конфликт или принесет радость, даже если оно не будет самым логичным.

Прислужник, выбор которого определяется догматами веры и моральным кодексом вашего божества. Он стремится поступать «правильно» с точки зрения добра, милосердия и помощи ближнему.

4. Какой образ жизни вы предпочитаете?

Суждение/Рациональность (J – Judging)

Рационалы предпочитают упорядоченный, спланированный и структурированный образ жизни: они любят, когда всё решено, составляют списки и чувствуют себя комфортно, когда контролируют ситуацию. Для них важен результат.

Солдат, для которого армейская жизнь – это строгий распорядок, субординация и следование плану операции. Он чувствует себя комфортно, когда есть четкий приказ и ясная цель, а вот хаос и импровизация вызывают у солдата стресс.

Благородный, жизнь которого была расписана на годы вперед: обучение, дипломатические визиты, выгодный брак. Он привыкли к долгосрочному планированию и контролю над ситуацией.

Восприятие/Иррациональность (P – Perceiving)

Иррационалы предпочитают гибкий, спонтанный и адаптивный образ жизни: они любят оставлять варианты открытыми, импровизировать и чувствуют себя комфортно, когда могут подстроиться под новые обстоятельства. Для них важен процесс.

Моряк, которому море всегда преподносило сюрпризы: внезапный шторм, нападение пиратов, новый неизведанный остров. Он привыкли быть гибким и быстро менять курс, оставляя планы открытыми для новых возможностей.

Шарлатан, планы которого – это то, что рушится в первую очередь. Его успех зависит от способности импровизировать, менять личины и адаптироваться к любой, даже самой неожиданной ситуации.


Из примеров выше хорошо видно, что некоторые предыстории могут сильно пересекаться, поэтому завтра мы расскажем про то, как определять среди этих функций главную, а уже после этого начнем разбор самих предысторий.

Показать полностью
3

Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»4

Мы уже разобрали мировоззрение во вселенной D&D, его историческую роль и то, как другие аспекты от версии к версии постепенно выходят на передний план. В этой статье расскажем, как применили Теорию моральных оснований Джонатана Хайдта на такие аспекты личности персонажа, как идеалы, слабости, привязанности и черты характера.


Теория моральных оснований – это популярная психологическая концепция, которая объясняет, почему у людей существуют разные, порой противоречивые, моральные суждения. Разработанная социальным психологом Джонатаном Хайдтом и его коллегами, она утверждает, что наша мораль подобна языку или вкусу: у нас есть врождённые «рецепторы» (основания), которые культура и воспитание настраивают по-разному.

Главная идея теории заключается в том, что наше моральное мышление не строится на одном лишь принципе (например, «не навреди»), а опирается на несколько интуитивных оснований, которые достались нам в процессе эволюции для решения проблем выживания в обществе. Изначально теория включала пять оснований, позже было добавлено шестое. Каждое из них представляет собой дилемму, на которую реагирует наша интуиция.

Забота / Вред

Это основание развилось из нашей потребности защищать и заботиться о своих детях. Оно делает нас чувствительными к страданиям, жестокости и заставляет ценить доброту и сострадание, проявляется, например, как благотворительность, борьба за права животных и защита слабых.

Справедливость / Обман

Это основание выросло из необходимости сотрудничать и получать выгоду от партнёрства, избегая обмана. Оно отвечает за наше чувство справедливости, прав, равенства и честности и стремление к меритократии («каждому по заслугам»).

Верность / Предательство

Это основание возникло из необходимости формировать сплочённые группы и коалиции для конкуренции с другими группами. Оно лежит в основе патриотизма, командного духа и самопожертвования ради «своих» (семье, друзьям, корпорации и т.д.).

Авторитет / Подрыв

Это основание развилось в обществах, характерных для приматов. Оно отвечает за наше чувство уважения к традициям, законной власти и старшим, лидерам и общественным институтам, а также за поддержание порядка и субординации.

Святость / Деградация

Это основание связано с эволюционной задачей избегания патогенов и токсинов. Изначально это было чувство отвращения к испорченной еде, трупам или заразным людям, но со временем оно распространилось на символические объекты и идеи, породив представления о чистоте души, святости и осквернении.

Свобода / Угнетение

Это основание выросло из неприязни к доминированию и попыткам отдельных особей контролировать всю группу. Оно делает нас чувствительными к любым формам угнетения, контроля и ограничения личной свободы и отвечает за либертарианские идеи и защиту личных свобод.


Предлагаем применять моральные основания (список которых вы можете дополнить), как линзу для понимания разногласий, но не универсальный закон морали. У каждого персонажа могут быть свои мотивы для любых действий. Чувствуйте свободу!

Мы взяли 4 аспекта личности, которые (помимо [мировоззрения]) обычно описывают при создании персонажа: идеалы, привязанности, слабости и черты характера. Используя выбранную теорию, можно создать персонажа, у которого все эти четыре компонента будут логически связаны. Его привычки (черты) будут отражать его преданность (привязанности), которые, в свою очередь, основаны на его убеждениях (идеалы), а его недостатки (слабости) будут их тёмной стороной.

И вот что получилось:

Идеалы – это прямое выражение доминирующих моральных оснований персонажа. Идеал – это то, во что персонаж верит, его главный моральный принцип. Когда вы выбираете идеал, вы, по сути, выбираете главный моральный «рецептор» своего персонажа.

«К людям нужно относиться с достоинством» (из оснований Заботы и Справедливости)

«Древние обычаи нужно чтить и сохранять» (чистое выражение Авторитета и Святости)

«Никто не должен быть рабом» (это прямое проявление основания Свободы)

Привязанности – это конкретные люди, места или принципы, на которые направлены моральные основания персонажа.

«Я сделаю всё, чтобы защитить свою семью» (направление оснований Заботы и Верности на конкретную группу людей)

«Я останусь верен своему командиру, что бы ни случилось» (чистое основание Верности или Авторитета, направленное на одного человека)

«Я должен вернуть украденную реликвию в свой храм» (основание Святости, привязанное к конкретному месту и предмету)

Слабости – это искажённое, гипертрофированное или, наоборот, подавленное моральное основание (они показывают, как мораль персонажа может его подвести).

«Я слепо доверяю тем, кто наделён властью» (как гипертрофированный Авторитет)

«Я скорее умру, чем признаю, что был неправ» (искажённое представление о Справедливости, превратившееся в гордыню)

«Я готов предать кого угодно, чтобы спастись» (как полное отсутствие Верности другим)

Черты характера — это повседневные, бытовые проявления моральных оснований, то, как моральные инстинкты персонажа проявляются в его манерах и привычках.

«Я с подозрением отношусь к любому, кто пытается мне указывать» (отражение сильного основания Свободы)

«Я всегда обращаюсь к старшим на 'вы' и с уважением» (поведенческое проявление Авторитета)

«Я часто рассказываю истории о героях моей родины» (как выражение Верности своей культуре)

Таким образом, используя Теорию моральных оснований, вы можете создать персонажа, у которого все эти четыре компонента будут логически связаны. Его привычки (черты) будут отражать его преданность (привязанности), которые, в свою очередь, основаны на его убеждениях (идеалы), а его недостатки (слабости) будут их тёмной стороной.


Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»

Одно из самых известных применений теории — объяснение разницы в мировоззрении между политическими либералами (левыми) и консерваторами (правыми).

Либералы (левые), как правило, менее чувствительны к вопросам лояльности, авторитета и святости и строят свою мораль преимущественно на таких основаниях, как Забота/Вред и Справедливость/Обман. Иногда к ним добавляется Свобода/Угнетение. Их главные моральные вопросы: «Кто-то страдает?», «С кем-то обошлись несправедливо?».

Консерваторы (правые) используют более широкую моральную «палитру», опираются на все шесть оснований примерно в равной степени. Помимо заботы и справедливости, для них крайне важны верность группе, уважение к традициям и властям, а также идеи чистоты и святости.

Теория моральных оснований не говорит, кто прав, а кто виноват. Она показывает, что политические оппоненты часто не являются «аморальными», ведь они просто говорят на разных моральных языках, опираясь на разные наборы интуитивных ценностей.

Но это уже оффтоп

Показать полностью 1
1

Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»4

Ранее мы применяли Пирамиду Маслоу к описаниям рас, чтобы обосновать особенности персонажей, приобретаемые через кровные связи и культуру, а сегодня расскажем, как решили применять модель ценностей Шалома Шварца к аспектам личности персонажей (в частности, к мировоззрению).


Модель ценностей Шалома Шварца — это одна из наиболее влиятельных и признанных в мире теорий в области социальной психологии. Она описывает универсальные человеческие ценности, их структуру и то, как они влияют на наше поведение и отношение к миру. Шварц предположил, что все ценности, встречающиеся в разных культурах, можно свести к ограниченному набору базовых, универсальных ценностей, которые понятны людям во всем мире.

Десять базовых ценностей Шварц выделил 10 универсальных ценностей, каждая из которых определяется своей основной мотивационной целью:

  1. Самостоятельность, независимость мысли и действия, свобода выбора, творчества, исследования, креативность, свобода, любознательность и независимость.

  2. Стимуляция, поиск новизны, волнения и жизненных вызовов, разнообразие, смелость.

  3. Гедонизм, чувственное удовольствие, наслаждение жизнью, потворство своим желаниям.

  4. Достижение, личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, амбиции, компетентность и влияние.

  5. Власть, достижение социального статуса, престижа, контроля или доминирования над людьми и ресурсами, авторитета и богатства.

  6. Безопасность, гармония и стабильность общества, отношений и самого себя, социальный порядок.

  7. Конформность, вежливость, послушание, самодисциплина, сдерживание действий и импульсов, которые могут навредить другим или нарушить социальные ожидания и нормы.

  8. Традиции, уважение традиций, смирение, скромность, религиозность, принятие и следование обычаям и идеям, которые существуют в культуре или религии.

  9. Благожелательность, помощь другим, честность, прощение, верность, ответственность сохранение и повышение благополучия людей, с которыми человек находится в контакте.

  10. Универсализм, равенство, мудрость, понимание, терпимость, признательность и защита благополучия всех людей и природы.


Круговая модель

Самое интересное в теории Шварца — это то, как эти ценности соотносятся друг с другом. Они образуют не просто список, а круговую структуру или ценностный круг.

Продолжение поста «Как подружить PHB/SRD с наукой»

Эта структура основана на двух ключевых принципах:

  • Совместимость

Ценности, расположенные рядом на круге, имеют схожие мотивационные цели и совместимы друг с другом. Например, стремление к Власти и Достижению часто идут рука об руку, так как обе ценности направлены на самоутверждение. Точно так же Конформность и Традиции усиливают друг друга.

  • Конфликт

Ценности, находящиеся на противоположных сторонах круга, вступают в конфликт. Их мотивационные цели противоречат друг другу. Например, практически невозможно одновременно стремиться к Самостоятельности (делать все по-своему) и к Конформности (следовать правилам). Или стремиться к Власти (доминировать над другими) и Универсализму (заботиться о равенстве для всех).


Модель ценностей Шалома Шварца, несмотря на свою популярность и доказанную пользу, не лишена слабых мест. Основной слабостью был сложный опросник, который использовался для экспериментов: по мнению многих критиков в ответах мог появиться «шум» в виде случайных или социально-значимых ответов.

Также набор ценностей из 10 пунктов (позднее 19) позиционировалась, как универсальная для всех культур. Но поскольку цивилизации, культуры, государства, расы и виды используют разные языки и способы объяснения понятий – они могут не совпадать. Нам остается только довериться первоначальной выборке (образованные группы населения из развитых стран), если мы хотим попытаться применить модель на практике.

Мы проанализировали эту модель с помощью двух основных осей, которые делят его на четыре квадранта (они отражают фундаментальные конфликты в мотивации):

Как ты относишься к другим?

а) забота о других / самоутверждение = добро / зло

Забота о других включает ценности Универсализма и Благожелательности. Эти ценности выходят за рамки личных интересов и мотивируют заботиться о благополучии других людей и природы.

Самоутверждение включает ценности Власти, Достижения и Гедонизма. Эти ценности мотивируют людей преследовать собственные интересы, стремиться к успеху и доминированию над другими.

  • Добрый персонаж спасёт крестьян от гоблинов, поделится последней флягой воды с умирающим путником или будет рисковать жизнью, чтобы остановить злого тирана. Добрый не означает «милый» или «наивный»: добрый паладин может быть суровым и безжалостным к врагам, но его конечная цель – защита и благополучие других.

  • Нейтральный персонаж не станет рисковать собой ради незнакомцев без веской причины (например, оплаты). Он может совершать как добрые, так и эгоистичные поступки. Дружба и личная преданность для него важнее абстрактных идеалов добра. Многие животные и природные силы также нейтральны, так как действуют по законам природы, а не морали.

  • Злой персонаж обманет, предаст или убьёт, если это принесёт ему выгоду. Он может наслаждаться страданиями других или просто быть к ним абсолютно безразличным. Злой не всегда означает «глупый» или «непредсказуемый»: злой тиран может быть умным, расчётливым и управлять процветающей (для элиты) империей. Зло может быть как мелким (эгоистичный вор), так и вселенским (демон, желающий уничтожить мир).

Как ты относишься к правилам и обществу?

б) консерватизм / открытость изменениям = закон / хаос

Консерватизм объединяет ценности Безопасности, Конформности и Традиций. Эти ценности подчеркивают важность самоограничения, порядка, стабильности и сохранения традиций.

Открытость изменениям объединяет ценности Самостоятельности и Стимуляции. Эти ценности мотивируют людей следовать своим интеллектуальным и эмоциональным интересам, искать новизну и быть готовыми к переменам.

  • Законный персонаж держит своё слово, уважает власть (если считает её легитимной), следует кодексу чести и предпочитает действовать по установленным правилам. Он будет осуждать ложь и нарушение клятв. Закон не всегда «добрый»: можно использовать законы и иерархию для угнетения и контроля, создавая идеально работающую, но жестокую систему.

  • Нейтральный персонаж будет соблюдать законы, пока они кажутся ему справедливыми и не мешают его целям, но без колебаний нарушит их, если посчитает это необходимым. Он не доверяет слепо властям, но и не стремится их свергнуть. Это, например, обычный горожанин, который живёт своей жизнью, платит налоги, но может дать взятку стражнику, если это поможет решить его проблему.

  • Хаотичный персонаж полагается на свою интуицию и совесть, а не на писаные законы, предпочитает импровизировать, а не следовать плану. Хаос не всегда «злой»: можно быть бунтарём с добрым сердцем.


В итоге получаем 9 мировоззрений, каждую со своим набором ценностей модели Шалома Шварца:

Законно-Добрый

Главная ценность благожелательность, то есть забота о своем круге (семье, общине, народе), подкрепленная уважением к Традициям.

Нейтрально-Добрый

Движим универсализмом, стремлением к справедливости и благополучию для всех, а не только для «своих». Метод не так важен, как результат.

Хаотично-Добрый

Сочетает универсализм со стремлением к самостоятельности для борьбы за свободу, если личная инициатива и независимость мысли приведут к лучшему миру для всех.

Законно-Нейтральный

Воплощение конформности и безопасности, когда порядок, правила и стабильность – это высшая ценность.

Истинно-Нейтральный

Это точка баланса, в которой персонаж не отдает явного предпочтения ни одной из ценностей, а действует по ситуации, стремясь сохранить равновесие. Он может ценить и безопасность, и личную свободу, и помощь другим, но ни одна из этих ценностей не доминирует.

Хаотично-Нейтральный

Руководствуется ценностями стимуляции и гедонизма, ищет новые впечатления, удовольствия и максимальную свободу самовыражения.

Законно-Злой

Использует систему для достижения власти и личной безопасности, пишет законы, которые служат его интересам и укрепляют его контроль.

Нейтрально-Злой

Фокусируется на достижении и личной власти прагматичными способами, когда не важны ни законы, ни свобода – только результат.

Хаотично-Злой

Сочетает эгоистичное стремление к власти с импульсивным гедонизмом, берет то, что хочет, силой, наслаждаясь разрушением и страданиями других.

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!