Drkinyakin

Drkinyakin

Врач-психотерапевт. Обо мне - https://taplink.cc/dr_kinyakin А ещё мои посты можно читать в ВК https://vk.com/dr_kinyakin
Пикабушник
4653 рейтинг 309 подписчиков 0 подписок 60 постов 23 в горячем
4

Немного о буллинге, камерах в школе и тому подобном

Я очень попрошу поднять пост, но только лишь потому, что небольшая часть людей имеют очень сильные точки зрения на этот счёт. Как только кто-то видит, что пост не согласуется с такой точкой зрения - его будут минусить → он не попадёт в горячее → мало кто прочитает. А тут всё таки есь достаточно уникальная информация и перспектива, о которой не так просто узнать.
Поднимите до 100, а потом минусите сколько угодно. Или поставьте плюс посту, а минус моим комментариям в нём.

Я попробую изложить опыт работы с человеком, которого я считаю, скажем, одним из наиболее компетентных учёных в отношении буллинга в России.

Я врач-психотерапевт. Пару лет назад была возможность повлиять и протолкнуть очень важные идеи, которые бы имели влияние на закон о буллинге. Прямо на большом таком уровне. Хоть я и взрослый психотерапевт и это не моя специализация, над этим проектом, я работал с одними из лучших специалистов в России. Не буду говорить специфику работы и называть их, но большой шанс, что фамилию как минимум одного из них вы слышали. Просто всё это не выгорело, и я не думаю, что оставлять след в интернете, касающийся других людей - это правильно.
Что ещё можно сказать... Помимо врачебно-психотерапевтических дел - я самоучка в байесовской статистике и теории информации. А ещё, так уж вышло, что по психотерапии знаю много коллег из разных стран и не стеснялся просто спрашивать и искать ответы в личной беседе и переписке. То есть, признаю, что я не спец по детям и текущему положению вещей. Но, пол года глубокого изучения мировых, отечественных работ, перепроверки статистики, общения с людьми и написания рекомендаций в плотной работе с одним из ведущих специалистов в РФ даёт мне право высказать мнение.

Если коротко: Ни камеры ни жёсткие критерии/наказания/регуляция не улучшат ситуацию по буллингу. И это может привести к формированию людей не владеющими важными социальными навыками, с худшими
Но! То, что часто всплывает в новостях и не является буллингом - это нарушение вполне себе существующего законодательства РФ. Конечно, увеличение контроля здесь может помочь.
Честно, я не знаю, что сейчас происходит в школах, и насколько распространены эти преступления за черту закона - но и средний Пикабушник этого тоже не знает. А те, что прокомментируют будут иметь очень большой selective bias за счёт того, что они будут отражать не случайную выбранное мнение, а sample взятый из группы людей вовлечённых в эту тему, которым "есть что сказать".

Какова ситуация с буллингом в России по сравнению с миром?
Наверное, это первый вопрос, который нужно задать себе. Потому что всё относительно. У всего плохого есть какой-то порог, ниже которого бороться нет смысла. Контроль всегда стоит дорого, и не всегда речь про деньги, разной валютой приходится платить.
Первое, что мы должны понять - как измеряется буллинг? К счастью, об этом есть тысячи статей (я не преувеличиваю). К несчастью, большая часть из них - это мусор.
Почти все они базируется на исследованиях Олвеуса, который проложил путь для бездумных социологов - клепальщиков статей зарабатывать так деньги.
Золотой стандарт для измерения Буллинга - это опросник Олвеуса (вроде бы 16 вопросов, но я по памяти пишу, могу ошибиться). В исследованиях, проведённых не Олвеусом, он показывает проблемы воспроизводимости. К тому же, за 30 лет накопилось много данных, которые дают огромные сомнения в том, что опросник измеряет буллинг (и что вообще результаты опроса что-то измеряют). Оказывается, Буллинг - это не такая простая штука для измерения, оказывается у булей есть масса инструментов для буллинга, и многие из них туда не попадают, оказывается, зачастую, это вопрос контекста и угла зрения - является ли что-то буллингом, оказывается, это целый мир с кучей нюансов, который не вмещается в эти 16 вопросов.

Я как психиатр могу привести аналогию - психические болезни тоже сложная штука. Никто, никогда не ставит их по опроснику. Ни один уважающий себя психиатр или психотерапевт.

В общем, тут есть очень много чего сказать и про статистику, и про мошенничество и про заинтересованность, скажу только про эффект порядка.
То есть, результаты этого опросника мало чего стоят сами по себе. Но если выдрать из них несколько вопросов - окажется, что ответы на эти вопросы не стоят вообще ничего. Если поменять местами вопросы - ответы на них будут отличаться просто до глупого. Можно это понять по-следующему - у человека на момент ответа вопрос есть какой-то контекст в голове, и при другом контексте - будет и другая интерпретация вопроса.
Отвечая на вопрос про распространённость буллинга в России. Сравнение буллинга в России и Европе проводилось только в 4 исследованиях, 2 сразу выпали из анализа (я не помню почему, то есть там что-то совсем не то было). А два других - просто задавали детям много вопросов по разным темам, среди которых 2 вопроса про буллинг.
2 вопроса про буллинг! Вырванные из опросника Олвеуса 2 вопроса! И 2 вопроса про кибербуллинг.

Любые красивые графики, сравнивающие страны, которые вы можете найти в интернете - посему чушь.

Какой уровень буллинга в России? Спрашивая людей заграницей и у нас, анализируя исследования по опросникам Олвеуса и другим (которые мы посчитали предпочтительнее), у меня, конечно, сложилось впечатление, но это так... впечатление. Вроде бы не сильно хуже. А чем в штатах - даже лучше.

Уровень буллинга в России - посему непонятен. И непонятно как измерять. А что такое буллинг? И тут нам помогает старая добрая антропология.
Во всех культурах есть такое естественное поведение - rough and tumble play. Оно вообще свойственно млекопитающим, люди не исключение. Это своего рода притворная игра, где чередуются роли, и через неё звери (и люди) учатся выстраивать и понимать иерархию, учатся эмпатии (в смысле понимания другого и его потребностей - когда уступить, когда самому выйти на первый план), тренируются соревноваться за ресурсы - а ещё получают много радости. Часто такая игра приводит к слезам и обидам (и к буллингу), но сама по себе она буллингом не является.
При грубой игре (R&T Play):
при толчках, толкающий ограничивает силу
кого толкнули скорее радостный
роли в игре меняются
более сильные могут самоустраниться для поддержания духа игры
и так далее... мы об этом написали довольно большую работу (в стол), всё пересказывать нет смысла, идея в том, что важно отличать игру, которая выросла вокруг естественной для человека R&T Play и соотносится с ней по духу и буллинг, который, по сути, представляет собой неспособность сформировать такую игру - ни агрессором ни жертвой. Игра для детей очень важна и как показывают исследования - создание безопасно-рафинированной ситуации ухудшает многие те хорошие вещи, которые даёт игра.

Чисто гипотетически, если везде поставить камеры - снизится количество игры. Учителя будут бояться оказаться крайними и будут её останавливать. Травля уйдёт в интернет, в туалет, во все тёмные закоулки.
Я знаю, что сравнительно недавно, испытывался в школах следующий инструмент - что-то наподобие теста Олвеуса + что-то про серьёзные преступления. В процессе этого работает видеокамера, которая отслеживает взгляд. Обработка взгляда помогает опознать, где ученик обманывает.
Не хочется это комментировать, я могу понять использование этих инструментов для вопросов, связанных с серьёзными преступлениями. Но если это будет применяться для борьбы с буллингом - это сделает во много раз больше вреда, чем пользы.


Я прошу прощения за грамматические, синтаксические и пунктуационные ошибки. Я писал на одном дыхании.

Показать полностью
26

Ответ на пост «Профессия психотерапевт»10

Я врач-психотерапевт, и я не знаю кто женщина на видео. Я не защищаю её, но я попытаюсь развеять миф, что психотерапия имеет какое-то отношение к битию или небитию детей.

В общественном сознании, есть такая ложная идея, что психотерапевт - это человек, который прививает общественные нормы. Что он обязательно на определённой (обычно, прогрессивной) стороне некоторого политического дискурса.

Открою секрет, вопросы воспитания - это политика. Не существует некоего "прогрессивного общества", которое знает как "правильно" воспитывать - есть всего лишь точки зрения.

Глядя на это видео, как психотерапевт - у меня нет осуждающей точки зрения, потому что у психотерапевта её быть не может. Например, в психотерапии, может оказаться, что какой-нибудь общественно осуждаемый поступок - единственно верный для этого человека. И всё тут.

Как человек, я имею свою точку зрения, но я не буду её высказывать. Потому что однажды с Пикабу ко мне придёт человек, и он будет помнить, что В.В.-человек вот так-то думает об этом, а В.В.-психотерапевт никак не думает ни о чём (может, кроме строго научной hard data и вопросов этики самого приёма).



P.S.: в одном из комментариев ответил так, что это на пост тянет, кому интересно - там про суть психотерапии в общем виде. Если будет интересно - смогу расширить и сделать длиннопост.

P.P.S.: в комментариях кто-то привёл ещё одно видео с ней. Наверное, я согласен, что ей не следует работать с людьми, это явно за гранью нормы.

Показать полностью
4

Есть ли место ДПДГ(EMDR) в нейропсихоанализе?

Я - врач-психотерапевт, психиатр, clinical fellow международной нейропсихоаналитической ассоциации.

Нейропсихоанализ позиционирует себя как наиболее нейробиологически обоснованную психотерапию взрослых. Все психоаналитические концепции, которые мы используем, довольно прочно увязаны с исследованиями глубинных структур мозга, DBS, фМРТ.

ДПДГ(EMDR) вроде тоже себя позиционирует как строго биологически обоснованное. Возникает вопрос, они как-то пересекаются?

Ответ: Большинство, с кем я это обсуждал в нейропсихоаналитической ассоциации (и среди психотерапевтов и среди учёных ) относятся крайне скептически к ДПДГ. Механизм действия ДПДГ плохо укладывается в теоретическую парадигму нейронаук принятых в нейропсихоанализе. Многие с кем я общался, относят эффективность ДПДГ исключительно к суггестии.

Тем не менее, я неделю назад вернулся с конгресса нейропсихоанализа в Нью-Йорке и там одна из аудиторий была посвящена ДПДГ и возможности интеграции её в практику. Среди спикеров было двое исследователей из Йельского университета. А ещё у них получалось дать очень убедительные клинические аргументы. Помимо этого, критика диагностических категорий DSM V в отношении диагноза ПТСР, которая сформировалась у меня полностью совпадала с критикой, которую я услышал от них.

Честно, я не знаю, стоит ли интегрировать элементы ДПДГ. Я могу оценить с некоторой долей экспертности математические, статистические модели, то что связано с Баесовским выводом. Но пытаться оценить нейробиологические агрументы, особенно, когда профессора из ведущих университетов не могут найти общий язык для общения между собой, было бы самонадеянно.

Сказав это - возможно, в будущем, нужно будет держать ДПДГ на радаре. Возможно, можно будет вобрать и интегрировать что-то работающее, если оно покажет себя таким в долгосрочной перспективе. Но я бы ни за что не стал бы покупать обучение ДПДГ в России (да и зарубежом тоже. - скорее лучше изучить литературу, поговорить лично с исследователями и попытаться взять из подхода ключевые аспекты в подходящем формате, чем копировать подход)

Я пишу про нейропсихоанализ, психотерапию, немного про нейронауки. Всё то же самое, что и тут, но более структурированно, можете почитать в группе ВК.

Показать полностью
7

Реакции психотерапевта 1

Я - врач-психотерапевт. Рубрика: "реакция на высказывания других психотерапевтов в интернете".

Сегодня наткнулся, но оригинал высказывания найти не могу. Мысль была такая:

Психотерапевт не борется со страданиями. Страдания - часть жизни, это нормально. Психотерапевт помогает с пониманием. Мы тут чтобы человек страдал с осознанием причины своего страдания.

Такой посыл - это абсолютное очковтирательство и навешивание лапши на уши. Не важно, вы врач-психотерапевт, психолог-психотерапевт, психоаналитик-психотерапевт, бабка-повитуха-психотерапевт или шаман, изгоняющий злых духов - суть профессии одна и та же. Мы боремся со страданием. Вне зависимости от научности, доказательности, обоснованности, традиции и прочего прочего, нас объединяет одно - мы боремся со страданием человека, обратившегося к нам.
Мы не обещаем его убрать, так же как юристы не обещают выиграть дело. И в 99% случаев, они берут деньги не за выигрыш, а за профессионализм и отсутствие ошибок в процессе.
Мы также: за профессионализм, за наше время, за приверженность этическим принципам и желание помочь в избавлении от страдания.
Иначе чем мы вообще занимаемся? К нам приходят люди для того, что бы избавиться от страданий - это самое важное. Это нужно помнить. Психотерапевт, который не верит в оказываемую им же услугу - просто мошенник. Юрист, который не старается помочь, а старается навешать лапши своему же клиенту - мошенник.

Осознание важно. Но что такое осознание, и как понять, что вы что-то осознаёте на самом деле? Как определить, что осознание - настоящее, а не фальшивое?

В том, что с настоящим можно что-то сделать. Его можно использовать для того, чтобы меньше страдать. Вы его можете применить, и вам станет лучше. По крайней мере, будет больше контроля и больше стабильности.
Если это не так-то это не настоящее осознание.



Я - Кинякин Виталий Валериевич, врач-психотерапевт, психиатр. Если Вам интересно о научной стороне психотерапии, Вы можете найти инфо в группе ВК. Там я публикую всё то же самое, что и тут, но более структурировано.

Показать полностью
9

Примитивная религия

Представление, что первобытные люди сочиняли мифы потому что так они могли дать объяснение тем вещам, которые не понимали... Очень популярный взгляд. Но не правда.

Я никогда не знал, откуда он вообще возник. Для научной статьи, я читал книгу Мэри Дуглас - одного из самых влиятельных антропологов 20 века, и наткнулся на момент, где она очень хорошо объяснила откуда ноги растут.

Это взялось от построений Робертсона-Смита в конце 19 века, которому необходимо было как-то показать превосходство протестантизма над католицизмом, и, в свою очередь, превосходство христианства над "примитивными" религиями. Эти взгляды очень были по душе Оксфордским кругам, да и Британскому истеблишменту в целом, поэтому он и зацепился.

Если бы не его* убежденность в том, что дикари мыслят совершенно в другой плоскости, чем мы сами, он, возможно, пришел бы к рассмотрению магии как символического действия, не более и не менее. В этом случае он мог бы протянуть руку Дюркгейму и всей французской школе социологии, и диалог между двумя странами оказался бы для английской мысли XIX в. более плодотворным. Но вместо этого он упорно держался за эволюционные построения Робертсона-Смита и выделял три стадии развития человеческой культуры.

Магия была первой стадией, религия второй, наука третьей. Его доводы строились по типу гегелевской диалектики, в которой магия, определенная как первобытная наука, была подорвана ее собственной неадекватностью и замещена религией в форме жреческого или политического надувательства. Из тезиса магии возник антитезис — религия, и синтез — современная эффективная наука, заменившая и магию, и религию. Это отвечавшее всем требованиям интеллектуальной моды построение не подкреплялось никаким фактическим материалом. Эволюционная схема Фрейзера базировалась исключительно на общепринятых в то время и не подвергавшихся сомнению положениях. Одно из них заключалось в том, что этическая утонченность — это отличительная черта развитой цивилизации. Другое — в том, что магия не имеет ничего общего с моралью или религией. Исходя из всего этого, он выстраивал образы наших далеких предков, в чьем сознании доминировала магия. Для них мир приводился в движение безличными, механистическими силами. Будучи не в состоянии найти верный способ влияния на него, они порой обнаруживали в нем какие-то устойчивые закономерности, но чаще замутненное сознание наводило их на мысль, что инструментом влияния могут быть слова или знаки. Магия происходит из неспособности древнего человека провести различие между его субъективными ассоциациями и внешней объективной реальностью. Возникновение магии — это результат ошибки. И не подлежит сомнению, что первобытный человек был законченным легковерным простофилей.

*речь о Джеймсе Фрейзере - британском антропологе

Я - Кинякин Виталий Валериевич, врач-психотерапевт, психиатр. Если Вам интересно о научной стороне психотерапии, Вы можете найти инфо в группе ВК. Там я публикую всё то же самое, что и тут, но более структурировано.

Показать полностью
7

Психотравма

Знаете как в интернете всё что угодно называют психотравмой?

Человека беспокоит что-то, это можно проследить до детства → Ага, значит, беспокойство результат психотравмы.

В конце 19 века, психиатры так и считали.

Создатель психоанализа, Зигмунд Фрейд поначалу придерживался такого же взгляда. Однако с накопленным опытом, он решительно отверг эту версию - это было просто невозможно, чтобы родители его пациентов все совершали те немыслимые вещи и были бы такими монстрами.

И тогда он начал говорить то, что не было популярным, что внешнее воздействие - изредка является причиной психических расстройств.

Современная психотерапия так и считает. Это и есть та самая био-психо-социальная модель. А если какой-то метод постоянно твердит про травму, про исцеление от травмы - это рекламная уловка (тут есть нюансы и про них ниже).

Потом произошла Первая мировая война и она принесла большое количество ПТСР (тогда это называлось снарядным шоком). Для Фрейда это было неожиданностью. Было очевидно, что снарядный шок - это травматический невроз, и Фрейду пришлось признать, что бывают и психотравмы в результате внешнего воздействия (как после военных действий). Но что всё равно таких меньшинство.

Кинякин Виталий Валериевич, врач-психотерапевт, clinical fellow NPSA.

Больше о научном взгляде на психотерапию можете почитать в группе VK



P.S.: Сразу немного добавлю, что можете задавать любые вопросы. Сразу оговорюсь, травматические ситуации существуют, это очень важно, но они составляют подавляющее меньшинство в работе психотерапевта. Даже при работе с людьми с ПТСР (у большинства из них комплексный ПТСР)

Показать полностью
7

Путешествие в профессию психотерапевта

Здравствуйте, я врач-психиатр и психотерапевт.
Небольшая историйка про выбор модальности и про путь.


Проработав 5 лет в медицине, я решил заняться психотерапией. Больше всего хотелось свободы - в расписании и передвижениях. Начал с ординатуры по психотерапии.
Ординатура шла в хорошей московской психиатрической больнице. Пациенты с совершенно разными диагнозами, можно было выбирать. Поскольку я уже давно был врачом, от всех дополнительных курсов меня освободили: смотрел, запоминал как делают другие и сам проводил психотерапию.
Классное время, интересные пациенты. Небольшой хаос в плане кабинетов был, хотя потом я прижился в никем не используемой комнате, где из мебели было только два стула. То, что на картинке - напоминает этот кабинет.

Цвет стен другой и паутины не было, но так же атмосферно.

Цвет стен другой и паутины не было, но так же атмосферно.

В больнице рутинно применялась когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), она входило в программу обучения и "супервизий", но никто не запрещал использовать что-то другое (ответственность в таком случае на тебе самом - никто других подходов не использует и не понимает, оценить правильно ли делаешь или нет не сможет, но если у пациента случился бы рецидив - досталось бы тебе, даже если ты был не при чём).

В КПТ я разочаровался почти сразу. В данном случае, под КПТ понималась психотерапия по алгоритмам из книги Джудит Бек, и мне сложно было сохранять уверенное выражение лица,
То, что предлагала эта книга, было скорее манипуляцией и попыткой рационализировать явления, которые намного легче объясняются иначе. А местами там была просто неправда. Уверен, что большая часть пациентов это прекрасно чувствовали и понимали.

Видов психотерапий тьма, но на научность и завершённость претендуют только две: КПТ и психоаналитическая терапия. Джудит Бек отвалилась, так что оставался психоанализ.

Мини справка: Суть психоанализа/психоаналитической терапии в исследовании. То есть, задача терапевта - исследовать человека перед тобой и понять, что конкретно его мучает.

Но это не так просто как кажется - в этой простой задаче есть много подводных ям, ловушек. В итоге, на практике, многие психоаналитические психотерапевты не исследуют человека, а учат его всякой дребедени типа "как пациентка завидует пенису или как у пациента проблема в непройденном эдипе". В общем, так же как большинство КПТ-терапевтов учит дребедени про когнитивные искажения и подгоняют пациента под шаблон (вместо того, чтобы подгонять шаблон под пациента).

Подробнее про то, как должна быть устроена структура сессии можно в группе ВК (ссылка на видео)


Скажем так, мне тогда удалось наблюдать и очень хороших психотерапевтов и плохих, которые делали больным только хуже. Причём с самодурственной уверенностью. Получали они за это ту же (неплохую) зарплату и были уверены, что хорошо работают. Наблюдая это, хотелось быть уверенным, что принципы на которые я опираюсь, не являются чепухой.


Среди психоаналитической литературы более менее подходящий уровень непротиворечивости и обоснованность был у Отто Кернберга. Но практически я понимал, что Кернберг, хоть и светлый ум - но глубокий старик (на данный момент 96 лет), а ещё его язык отличается от того, что принято в большинстве психоаналитических сообществ. Так что даже если он хорош, это стратегически может быть плохим выбором. Оглядываясь назад, книга Кернберга, прочтённая в ординатуре, дала в разы больше, чем все последующие психоаналитические обучения и психоаналитические книги вместе взятые.
В целом, эти обучения напоминали безвредные секты. Людям нравится туда ходить - и ладно. Дорого, конечно. Но весело обсуждать всякие странненькие вещи, а иногда это и даёт пациентов.

В этой истории есть самый важный поворот, без которого она бы ушла в другую совершенно область.
В конце ординатуры я открыл для себя нейропсихоанализ и Марка Солмса. Честно говоря, мне непонятно, почему так мало людей пересмотрели свои взгляды в пользу Солмса и не забыли про фалосы, либидо, КПТ и гештальт. Он предложил первое настоящее научное объяснение, переведя психоанализ в язык, который стал трактоваться однозначно.
Мне и до этого удавалось обходиться без слов "фалос" и "либидо", но с Солмсом я понял, что они в психотерапевтической работе вообще не нужны.

Нейропсихоанализ оказался офигенной вещью, благодаря которой я сам того не ожидая приобрёл взгляд на психиатрические проблемы, соответствующий положению современной нейробиологии (что обгоняет лет на 10 разные МКБ и лет на 50 психоаналитические загоны).
Солмс очень круто структурировал свою область, так что самые передовые психиатрические взгляды кажутся очень простыми и очевидными.
Например, год назад даже был момент, когда по работе можно было написать метод рекоммендации по буллингу - я легко нашёл вполне известного академика с которым мы нашли общий язык в вопросах науки - в общем-то спасибо Марку. Полит ситуация тогда изменилась и нас обломали с выпуском при работе, готовой на 75%, и мне больше в том месте ловить было нечего.

Естественно и в нейропсихоанализе были сложности и несоответствия. В психоаналитических трудах есть сложные тексты, которые не сразу понятно: они сложные, или там просто белиберда написана. Так вот, один из столпов нейропсихоанализа - это теория Активного Вывода (Пикабу, ВК, видеолекция в ВК). И она производит такое же впечатление, разве что она математически доказана с максимальным таким ригором и её принимают большинство ведущих учёных смежных дисциплин (не уверен, что они её понимают, но говорят о ней уверенно).

Так вот, чтобы просто хотя бы сформулировать вопросы с которыми я не до конца согласен или в которых уверен, пришлось выучить теорию информации (а это потребовало вообще подтянуть мат аппарат, теорию информации, теорию групп, множеств, линейную алгебру, матан, группы Ли).

В итоге, я даже побывал в короткой переписке с самим Фристоном, который и посоветовал разобраться в группах Ли, а ещё лечу летом в Нью-Йорк для стендового доклада. Возможно, даже, к лету несколько статей по этому вопросу домучаю.

С психоаналитическими сектами мне придётся быть связанным, потому как это мой хлеб. (Бренд нейропсихоанализа не раскручен, и мне приходится пользоваться брендом психоанализа). Психоаналитические секты и слышать не хотят про нейропсихоанализ, а я для себя знаю вот что: если я накануне занимался математикой - то я становлюсь намного лучшим психотерапевтом на следующий день. А если мне накануне пришлось разговаривать или вникать в "психоаналитический язык", мои аналитические способности определённо снижаются.

Если хотите почитать больше - предлагаю группу в ВК, где я стараюсь всё структурировать, публиковать только самое важное и не добавлять лишних постов и статей.

Показать полностью 1
8

Психотерапия и политика

Психотерапевты должны быть беспристрастными.

Психотерапевт нужен, чтобы слушать, а не чтобы оценивать. И это довольно слабая часть многих подходов. Я думаю, это один из моментов, в котором нейропсихоанализ строго лучше, чем все модальности, с которыми я сталкивался.

У нас, психотерапевтов, есть представление о том как политические взгляды зачастую не значимы сами по себе, а являются отыгрышем реальных проблем, которые человек испытывает. Однако в кулуарной обстановке, когда речь заходит о политике, многие психотерапевты ничем не отличаются от других людей. И почему-то их точка зрения как раз реальна, а лишь отличная от их - это отыгрывание.

В этом есть какой-то большой изъян и он явно глубже, чем кажется. Например, изучая Фрейда, понимаешь, что он видел оптимальным обществом к которому асимптотически стремится человечество именно буржуазное общество (то есть видел буржуазию "нормой"). Но ведь тогда с анализом что-то не так, если он применим только к буржуа.

И как работать, когда проблемы пациента тесно переплетаются с вопросами статуса, иерархии, отношений в группе людей?
Здесь нейропсихоанализ пользуется понятием взятым из антропологии. Дело в том, что явление о котором пойдёт речь, наблюдается в совершенно в любом обществе. Оно настолько универсально и широко распространено, что наблюдаются у многих млекопитающих.

Вопросы иерархии в человеке закладываются в детстве и неразрывно связаны с так называемой "Грубой игрой", она же rough-and-tumble play (буду обозначать далее R&T Play).
Это когда дети играются, толкаются и радуются от этого. В таком детском обществе выстраиваются иерархии. Дети не используют всю силу, но они всё равно понимают кто на самом деле сильнее, кто слабее. В процессе такой игры, дети учатся передавать инициативу, временно повышаться в иерархии и отдавать это дальше - они учатся читать потребности других детей и взвешивать относительно своих. Понимать, когда можно немного возвыситься, а когда нет. R&T Play изучена антропологами и психологами развития очень хорошо, она намного фундаментальнее, чем та ерунда, которой занимаются детские психологи-учёные сейчас.

В целом, даже вне пределов физической R&T Play, логика иерархий та же самая. Мы по сути смотрим, насколько взгляды, убеждения, поведение (особенно бессознательные аспекты) отличаются от того, которое было бы обосновано такой игрой.

Исследуя человека, почему он испытывает разные страдания-переживания в социальном плане, мы не встаём на точку зрения культуральных норм (которых в одной стране будет несколько и они противоречат друг другу), а мы встаём на точку зрения антропологических норм, которые в некоторых смыслах простираются за пределы даже человека. Конечно, на этом всё не заканчивается, это всего лишь стартовая позиция для анализа пациента. Но это наиболее универсальная стартовая позиция, наименее ангажированная и не приведёт к тому, что вы потеряете пациента из-за того, что у вас разные взгляды на какую-то политическую ситуацию.


Кинякин В.В. - врач-психотерапевт, психиатр, NPSA clinical fellow. Больше можете почитать в группе ВК.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!