Серия «Техника 20 века»

39

Запорожец в сравнении с европейскими иномарками1

Долгое время ЗАЗ-965 был объектом насмешек, герой анекдотов, "консервная банка", "евр...ий броневик", каких только прозвищ ему не давали. И вот однажды посетив автомобильный музей в Верхней Пышме, я решил сравнить его с европейскими автомобильчиками то времени. Посмотрим, кто из них более нелепо и смешно выглядит :-)

Начнем с BMW. В 1955 году BMW приобрела в Италии лицензию автомобиля Iso Isetta, разработанного в 1952 году. Компоновка двухместного автомобиля с одной дверцей расположенной в передней части автомобиля, породила множество забавных прозвищ - от "холодильника", "яйца" и "пузыря" до "кувшина с йогуртом". Двигатель мотоциклетный от BMW R25, объемом 245 куб.см. и мощностью 12 л.с. расход топлива - 3.5 литра на 100 километров пути. Всего в период с 1955 по 1962 год было выпущено 161728 автомобилей. Isetta считается самым массовым одноцилиндровым автомобилем в мире.

Существовала и четырехместная, двудверная версия BMW Isetta 600.

Разработанная в Италии и выпускавшаяся с 1957 по 1961 год во Франции, ACMA Vespa 400. Двухместный автомобиль оборудованный 2-цилиндровым двухтактным двигателем с воздушным охлаждением, который устанавливали сзади, как и у ЗАЗа. Его объем составлял 393 см3 и мощность всего от 12 л.с. до 18 л.с. Коробка передач - 3-ступенчатая механическая.

Немецкий Goggomobil TS250 выпускался в 50-60 годах немецкой фирмой Glas. Goggomobil пользовался колоссальным спросом в послевоенной Европе. Goggomobil оснащался двухтактным рядным 2-цилиндровым двигателем (293 см3, 14,8 л.с.) воздушного охлаждения, расположенным поперечно сзади в комплекте с 4-ступенчатой механической.

Немецкий Zundapp Janus 250, машинка действительно "двуликая" и сразу не понятно, где у нее перед, а где зад. Двери расположены спереди и сзади, пассажиры сидят спиной друг к другу. Оснащался автомобиль одноцилиндровым двигателем воздушного охлаждения, объемом 245 см3 и мощностью 14 л.с.

Трехколесный Heinkel Kabine Typ 150 - микрокар по примеру итальянской версии Isetta. Двигатель одноцилиндровый, объемом 174 куб.см. и мощностью 9 л.с.

Ну очень маленький и забавный Scootacar Delux, по прозвищу "Телефонная будка" из Великобритании (1954-1964 гг.). По сути это гибрид мотороллера и автомобиля. Двигатель одноцилиндровый, объемом 197 куб.см. и мощностью 9 л.с.

Ну и замыкает наш обзор "веселых" автомобильчиков - кабинороллер Messerschmit KR200. Он производился в ФРГ с 1955 по 1964 год. Микрокар оснащен мотоциклетной КПП и двигателем мощностью 10 л.с. имеет трехколесное шасси. Всего было изготовлено 46190 автомобилей.

Предлагаю в комментариях высказать свое мнение, кто из них самый забавный? )))

Показать полностью 9
4198

Вчера, "Буран 2.01" приземлился на уральской земле2

Слухи о том, что в Музейный комплекс в Верхней Пышме, сначала плыл по Волге, а потом ехал по дорогам космический корабль "Буран", просачивались в сеть в течении последнего месяца, но музей не комментировал эту информацию.

Пока вчера, меня и многих других представителей СМИ, не пригласили на торжественную встречу нового экспоната. Сегодня я расскажу о том, как технически происходил процесс приземления "Бурана" на площадку музея, а завтра поговорим о самом прибывшем "изделии". Для простоты повествования я буду называть его "Бураном", а все нюансы проекта обсудим завтра.

Габариты космического корабля впечатляют, длина более тридцати метров, масса порядка 32-х тонн. Приехал он на трейлере в перевернутом состоянии и самым интересным было то, как его будут переворачивать обратно - на ноги. Первым делом установили носовую стойку шасси, за которую были зацеплены стропы для подъема.

Второй кран (грузоподъемностью 100 тонн) зацепил хвостовую часть корабля.

Начался подъем, сначала корабль приподняли буквально на пару метров, чтобы освободить трейлер, интересно было наблюдать как выгибается платформа по мере подъема корабля.

После того как трейлер отъехал, начался подъем хвостовой части.

Когда Буран полностью вывесили на одном кране, под носовую часть подложили резиновую покрышку и носом придавили к земле, чтобы корабль не раскачивался.

Следующий этап - разворот корабля на 180 градусов вокруг своей оси. Сначала отцепили стропы от второго крана, немного приподняли корабль краном и вручную развернули.

Затем прицепили стропы второго крана уже за верхнюю часть корабля.

Пока он висел пузом к солнцу, я разглядывал детали нижней части.

Обратил внимание, что шасси по размеру больше чем ниша в которой оно должно находиться во время полета. Оказалось, что данное шасси предназначено для перемещений корабля во процессе сборки, штатное полетное шасси приехало отдельно.

Тем временем все было готово к заключительной стадии приземления.

Первый кран слегка приподнял носовую часть, а второй кран начал опускать хвостовую.

И вот момент касания стойкой шасси уральской земли.

Под хвостовую часть часть временно подложили резиновые покрышки.

Начался процесс по установке технологических хвостовых стоек шасси, но я уже этого не увидел.

Завтра расскажу более подробно о самом космическом аппарате. Не забывайте подписываться на канал и ставить "Нравится" :)

Показать полностью 22
226

Этот прибор мало кто видел, еще меньше тех, кто им пользовался

На первый взгляд она больше всего похожа на секундомер, именно это я подумал когда увидел ее на барахолке. Пригляделся - нет, не секундомер, какой-то продвинутый курвиметр?

И лишь прочитав название на коробке я понял что это такое))) Но от понимания что это, принцип ее работы понятнее не стал и я решил купить и дома разобраться. Раньше я сталкивался с обычной прямоугольной логарифмической линейкой, но круглую увидел в первый раз.

Линейка выпущена на заводе "Контрольприбор" в Москве, вероятно во второй половине 60-х годов. Стоило это чудо "механической кибернетики" 3 рубля 10 копеек, чуть дешевле бутылки "беленькой" :) В коробке была подробная инструкция по эксплуатации, ее скан я предлагаю ниже.

Линейка состоит из корпуса, подвижного двустороннего циферблата, на который нанесено несколько шкал для различных вычислений двух стрелок.

Управляется это двумя головками с черной и красной точками, одна вращает циферблат, вторая стрелки, напротив "черной" головки расположен неподвижный указатель - тонкая черточка.

Вращая шкалы и стрелки и используя неподвижный указатель можно выполнять следующие действия: умножение, деление, возведения в квадрат и в куб, извлечения квадратного корня, нахождения тригонометрических функций синуса и тангенса, а также соответствующих обратных тригонометрических функций, вычисления площади круга.

Есть у меня в подписчиках те, кто ей реально пользовался? Где-то я читал, что это вполне рабочий инструмент, по точности немного проигрывающей обычной логарифмической линейке.

Показать полностью 12
155

Уже не самый большой в стране автомобиль - музейный экспонат. БелАЗ-75600

Пару лет назад, на открытой площадке Музейного комплекса в Верхней Пышме, разместился карьерный самосвал БелАЗ-75600.

Автомобили этой модели с 2005 года выпускаются на Белорусском автомобильном заводе в городе Жодино. Точнее не выпускаются, а изготавливаются агрегаты, из которых уже на месте будущей эксплуатации собирается готовый самосвал.

Данный автомобиль приехал в Верхнюю Пышму с одного из угольных месторождений Кузбасса, где он отработал 11 лет. За это время он проехал 620 тысяч километров, перевезя 90 миллионов тонно-километров угля.

Размеры автомобиля впечатляют.

Автомобиль оснащен V-образным 18-циллиндровым дизельным двигателем объемом 78 литров, мощностью 3500 лошадиных сил. Двигатель находится в одном из павильонов музея.

У самосвала электромеханическая трансмиссия, т.е. дизельный двигатель вращает генератор, а вырабатываемый ток питает два электродвигателя которые вращают непосредственно колеса. Максимальная скорость движения 64 км/час. Расход топлива 201 г/кВт·ч.

Объем кузова составляет от 139 до 199 (с "горкой") метров кубических, максимальная загрузка 320 тонн. Полная масса груженого автомобиля составляет 560 тонн.

Диаметр колеса 4 метра, размер 59/80R63, каждое колесо весит около 8 тонн. Подвеска зависимая для передней оси и ведущего моста — продольные рычаги с центральным шарниром.

Подобные грузовики работают круглосуточно, за каждым закреплено 4 водителя, каждые 250 часов проводятся регламентные работы. В настоящее время это самый большой грузовой автомобиль выпускаемый в странах СНГ.

В 2023 году в музее появился новый, еще более крупный автомобиль, о нем расскажу в следующий раз.

Показать полностью 9
13

10 фото о том, как я с пользой провел это лето

Лето для меня является основным периодом массового накопления материала для функционирования блога в слякотно-морозные времена.

Это лето началось с традиционного фестиваля ретро-автомобилей и ретро-ралли, проходящих в июне на площадке музея техники в Верхней Пышме.

1 июля в поселке Кольцово прошел очередной фестиваль ретромотоциклов. Было на что взглянуть и о чем рассказать в дальнейшем.

Безусловно не пропускал появление новинок в музее техники в Верхней Пышме.

Как вам препарированная Волга?

Ну а в августе был очередной отпуск, я решил в этом году изменить Крыму и обследовать черноморское побережье Краснодарского края. Самым ярким впечатлением стало посещение крейсера "Михаил Кутузов" в Новороссийске.

Не забывал запечатлевать и техно-памятники на пути следования.

Жирной точкой закрытия сезона стало два дня проведенные в Самаре - Тольятти-Ульяновске. В Самаре я наконец-то попал внутрь легендарного Ту-144

В музее Тольятти я был набегом, получилось короткое, но продуктивное знакомство. Безусловно я туда вернусь еще раз.

Ну и музей гражданской авиации в Ульяновске порадовал обширной экспозицией, хорошей погодой и восстановительными работами с экспонатами.

Запас материала получился хороший - интересно перезимовать хватит!

Показать полностью 9
254

Как бы мог выглядеть микровэн на базе "Горбатого Запорожца"?

Я думаю он мог бы быть очень похож на итальянский Fiat 600 Multipla.

Fiat 600 Multipla - это микровэн разработанный в первой половине 50-х годов на базе "культового" Fiat 600 и представленный на автомобильной выставке в Турине в 1956 году.

Итальянцы попытались создать семейный и коммерческий развозной автомобиль на базе микролитражки. Автомобиль мог перевозить до шести человек на трех рядах кресел.

Сложив кресла получалось просторное спальное место либо багажный отсек.

4-циллиндровый двигатель объемом 767 куб/см, мощностью 32 л/с и 4-ступенчатая механическая коробка передач позволяли развивать скорость до 105 км/час, при расходе топлива 7,3 л/100 км. При немалой вместимости автомобиль сохранил компактные размеры - длина 3,5 метра, масса 750 килограмм.

Автомобиль выпускался до 1969 года, за этот период было построено 243 тысячи автомобилей. На фото экспонат автомобильного музея УГМК в городе Верхняя Пышма.

Показать полностью 5
55

Роскошные автомобили времен Великой депрессии

Великая депрессия в США, в начале 1930-х годов, оказала негативное влияние на производство дорогих автомобилей. Лишь ограниченному числу производителей удалось сохранить долю рынка, в их числе была компания "Packard".

В 1931 году вышла "девятая серия" Паккардов, по уровню оснащения машины делились на три класса: "простой" Light Eight, основной Standart Eight и престижный Twin Six, который оснащался 12-циллиндровыми двигателями.

В экспозиции автомобильного музея УГМК представлена модель Packard 902 Standart Eight Coupe Roadster (1931-1932), она оснащалась 8-циллиндровым двигателем, объемом 5.23 литра и мощностью 110 л.с. Механическая 4-ступенчатая коробка передач позволяла развивать двухтонному автомобилю скорость до 135 км/час, при среднем расходе топлива 21л/100км. Машины класса Standart Eight выпускались в 13 вариантах кузовов, один из них №509 имел название Coupe Roadster. За время производства было выпущено всего 3727 автомобилей "девятой серии" всех классов. В настоящее время, на аукционах автомобили этой модели стоят в среднем от 200.000 до 250.000 долларов США.

Следующий автомобиль Auburn 8-90 Cabriolet выпуска 1929 года - один из самых быстрых и стильных автомобилей в США. Модель 8-90 выпускалась в 7 типах кузовов,

Стоимость автомобиля с кузовом кабриолет составляла $1495. Автомобиль оснащался 8-цилиндровым двигателем мощностью 93 л.с. и объемом 4 литра.

Продолжение следует.

Показать полностью 4
72

Легендарная JAWA "Старушка" в необычном "обвесе"

Это стандартный мотоцикл, но с редким внешним обвесом.

Сегодня расскажу об восстановленном мотоцикле Ява 350 Тип 559, отреставрированном в Екатеринбурге РетроМотоКлубом ЗКС. Если сравнить с базовой комплектацией (на фото ниже) то видно что двигатель, часть заднего колеса и передняя часть закрыты декоративными щитками. Эти щитки выпускались в ЧССР и при желании их можно было заказать через Посылторг, что и делали некоторые мотолюбители. Массового распространения этот декоративный комплект не получил еще и в силу того, что на неважных отечественных дорогах двигатель плохо охлаждался и часто перегревался. В настоящее время мотоциклы с таким "обвесом" имеют повышенную коллекционную ценность.

На фото ниже мотоцикл более поздней серии, это можно определить по форме переднего крыла, оно не такое глубокое как на более ранней модификации.

Восстановленный мотоцикл выпущен в 1966 году, в процессе реставрации он был полностью разобран, до последнего винтика, все детали заново покрашены и частично установлены новые оригинальные детали, приобретенные в Чехии.

Модель 559 выпускалась с 1962 года, с двигателями объемом 250 и 350 куб.см.

От предыдущей модели (тип 354) главным образом отличает форма кожуха верхней части фары она объединена с кожухом рукояток, из-за чего изменилась форма спидометра, он стал овальным. Появился замок зажигания нового типа, он переместился с бензобака на кожух фары.

Седло откидывается только после открытия замка, после чего можно открыть боковые инструментальные ящики, снаружи они не открываются.

Во времена СССР именно эта модель была самой любимой и считалась самой красивой. А самым главным преимуществом перед советскими мотоциклами было то, что Ява не ломалась! :) Нет, она конечно ломалась, но так редко что этим можно было пренебречь.

В середине 60-х годов Ява стоила 530 рублей (250 куб.см.) и 650 рублей (350 куб.см.) . За годы производства было выпущено порядка 100 тысяч мотоциклов этой модели. В настоящее время цены на восстановленные Явы "Старушки" начинаются от 300.000 рублей.

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!