Серия «О еде и не еде»

16

О нездоровой ситуации с рабочими и работодателями

Здравствуйте. Сегодня продолжу рассказывать о наболевшем. А это правда наболевшее, потому что сам занимаюсь подбором персонала в свое подразделение.

Первое что хочу уточнить. Нехватка кадров – это не проблема только общепита. На рабочие специальности не найти людей. Так на заводах, в жэке или других организациях. Я рассматриваю процессы в общепите, потому что знаю эту отрасль изнутри и, могу о ней говорить опираясь на свой опыт.

Так вот, я считаю работу поваром одной из лучших рабочих специальностей. Об этом много спорил со своими коллегами, и не слышал ни разу четких аргументов почему это не так. Маленькое лирическое отступление, простите за слабость. Очень люблю свою работу. Поэтому и пишу сейчас о наших проблемах.

Работодатель хочет заработать. Работник хочет заработать. Гость, приходя к нам на обед, хочет сэкономить. Здесь происходит конфликт интересов. И если с гостем работодатель предельно лоялен (в некоторых заведениях вы реально можете поесть бесплатно если вам просто не вкусно), то по отношению к своим работникам, лояльность работодателя начинает сбоить.

Например:

Вам не оплатят мед книжку

Вам не оплатят полностью отпуск

Вас могут заставить купить комплект брендированной формы

Вам не дадут болеть дома, потому что за вас некому работать

Летом вы будете работать в жаре, зимой в холоде. Потому что, ради чего нам делать систему вытяжек и притоков, если можно сэкономить? За 20 лет я работал только на двух кухнях с кондиционерами.

При этом работодатель требует лояльности к себе на уровне религиозного культа. Работал долгое время в крупной сети ресторанов итальянской кухни. И как-то раз вышел спор с высшими руководителями по поводу моей мотивации. Так вот, по их мнению, меня вовсе не деньги вдохновляют на работу в их организации (хотя, вспоминая как они платили, может оно и так)). А карьерный рост, профессиональное развитие и тп. Видимо, что такое рынок труда, и что там продается мне не известно. Хорошо не надо было делать «от сердца к солнцу» при виде высшего руководства. Вас постоянно просят задержаться, выйти в выходной, сделать работу, которую вы делать не должны.

Такие взаимоотношения только обостряют противоречия. И работник становится в оппозицию к работодателю. Повар может не выти на смену, может уйти со смены, он просто может быть не умным рукожопом. И что ты сделаешь? Очередь не стоит же у ресторана на его место.

Соответственно мне уже трудно контролировать качество работы и продукции. Я держусь не за хорошего работника, а за то, что есть. И мне уже не уволить глупого и нерадивого повара. Не выгнать с кухни человека, который почти весь день держит насвай под губой. В общем есть много ограничений которые на меня упали, и с которыми я как руководитель кухни сделать, по сути, ничего не могу.

Разговоры с руководством о том, что надо что-то менять ни приводят ни к чему. Максимум – ну сколько надо еще денег, чтоб зп поднять. Когда менеджменту говоришь о соцпакете, они тебя вообе не хотят слушать. Мой товарищ – шеф одного из лучших ресторанов города попросил сделать страховку ДМС для работников, ответ просто убил. «Хорошее предложение, но давай лучше сделаем поварам брендированные сабо». Сабо с логотипом ресторана должно стимулировать работников по их мнению. Ну конечно, ведь у нас же повар это безропотный узбек, с аула, который не понимает, что вокруг происходит. И унитаз он здесь впервые увидел (ирония, если что).

Соответственно здесь я и вижу проблему. Мы, линейные работники, просто аборигены, с которых можно и нужно драть деньги, кидая изредка стеклянные бусины. А это уже не так. Не с кого уже доить. Рабочих рук нет. Пора эволюционировать, уважаемые работодатели. И кто быстрее это поймет, тот и сохранит свой бизнес. И в условиях пониженной конкуренции, когда заведения из-за нехватки кадров будут закрываться, снимет сливки.

Спасибо, что дочитали.

Всех обнял!

Показать полностью
4845

Ответ на пост «Ой, а что случилось то? Или очередь за забором»15

Решил все таки ответить постом. Сам уже 20 лет работаю в сфере общественного питания. И ситуация сейчас совершенно уникальная. Найти линейный персонал стало нереально. И шутки про очереди на вакансию звучат уже совсем не смешно.

Начнем с того, что персонал по своему национальному и качественному уровню изменился полностью. В 00е большая часть были граждане РФ. Люди приходили уже имея какую -то базу. Плюс уровень образования давал возможность вводить людей в работу не теряя в качестве (хотя конечно были и жёсткие затупки).

В 10е индустрия стала перестраиваться на гасторбайтеров. Для работодателя были сплошные преимущества:

Работают без выходных

Работают без больничных и отпусков

Никакого соцпакета вообще

Можно платить минимальную зарплату и все равно найдешь кого-то на нужную вакансию.

Фактически это были бессловесные и бесправные рабы. Что там с мойщицами происходило вообще мрак (работа по 16 часов/каждый день чуть ли не за еду). Целые сети превращались в филиалы братских республик. Потому что нельзя чтобы в одном ресторане было половина узбеков, половина таджиков. Начинается срач, до драк и поножовщины. Внутри нашего сообщества появились такие прозвища для ресторанов, как "черная гинза" например.

Все начало меняться с падением рубля. Гасторбайтерам стало не выгодно работать в России. Начался отток в другие сферы, либо в другие страны. Нехватка кадров начала ощущаться, но пока можно было закрывать потребность в персонале эксплуатацией тех кто был в наличии. Появились ребята 16-17 лет от роду, совершенно не говорящие по -русски.

Самый сильный удар по индустрии нанесла пандемия. 50% пошла в курьеры где зарабатывали больше чем на кухне. Далее СВО. Начали закручивать гайки: разрешение, регистрация и ТП. Патент получить практически не возможно. Люди месяцами ждут. Штрафы для организации за нелегалов от миллиона.

Сейчас мы имеем то, что нет ни одного заведения с полностью укомплектованным расписанием. Работодатели начали, что-то подозревать. И постарались тупо выкинуть денег. Зарплата поваров поднималась за последний год 3 раза. Раньше мы могли рассчитывать на повышение 1 раз в год, чтобы индексировать инфляцию. Линейный персонал стал получать больше руководителей нижней ступени. Этот парадокс приводит к тому, что не возможно поддерживать дисциплину в организации, но это другая тема. Так же проблема в том, что работодатели не понимают, что рынок изменился и нужно играть по новому.

Главное, что все равно никого не найти. Людей просто нет и все. Пытались сотрудничать с пту, ребята приходят совсем не заинтересованные. Четко говорят, что не будут работать.

Сейчас в Петербурге ситуация такая, что в следующем году 30% заведение либо закроются, либо будут на гране закрытия. Нюансы про качество работы и продукции выходящий из цехов здесь не буду рассматривать. Это ещё столько же знаков.

Спасибо если дочитали. Нужно было выговориться.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!