“Баю, баюшки баю… “ Ласка лежит на траве и, одним ухом прижавшись к земле, слушает песню. “Баю, баюшки… “. Это ее любимое место — старая могила с потрескавшимся памятником. Камень, истерзанный временем, все еще хранит образ женщины, прижимающей младенца к груди. Кричат потревоженные птицы — кто-то пришел на ее кладбище. Девочка поднимается и, ступая босыми ногами по влажной траве, идет встречать гостей. Это опять пришла та женщина с бесконечной грустью в сердце. Она снова будет долго сидеть на могиле разрывая себя беззвучным плачем. Ласке хочется сказать, что живые не должны оплакивать мертвых — это мертвые должны скорбеть о тех, кто остался. Но девочка ничего не говорит, ведь ее голос слышат только усопшие.
Запах дыма доносится с края кладбища — дедушка затопил печь, скоро будет готов ужин. Ласка поднимает лицо к небу, ловит капли дождя губами и неспешно идет к их лачуге. У дома стоят машины. Дверь дома настежь открыта, а изнутри доносятся голоса. Похоже и у дедушки гости.
— Покажите документы на ребенка! — резкий, властный голос женщины разрезает тишину.
Ласка, вздрогнув, подходит к двери. Ее ладонь привычно скользит по шершавому косяку, и она осторожно заглядывает в комнату. Внутри — трое чужаков. Острая женщина с резкими движениями и сталью в разуме. Мужчина средних лет, крепкий и тяжелый, привыкший к дисциплине и порядку, но мягкий внутри. И третий — молчаливый, с невзрачной внешностью молодой парень, с тьмой в сердце. В углу, сгорбившись, стоит дедушка, светлый, такой знакомый, но сейчас он кажется меньше обычного.
— Это моя внучка, — голос старика едва слышен.
— Откуда она у вас? — звучит ровный, но настойчивый голос мужчины — Кто ее родители?
Дедушка сжимается еще сильнее, пытается уйти вглубь себя, раствориться, исчезнуть. Ласка, не выдержав, быстро пробегает мимо незнакомцев и обнимает старика за пояс, прижимаясь щекой к его боку.
— О! Она совсем не похожа... — женщина прищуривается, ее взгляд пронизывает девочку.
— Уходим. Пока оснований для задержания нет, — крепкий мужчина смотрит на женщину.
— Мы вернемся, — женщина режет дедушку взглядом. — И вам лучше найти документы.
Они шумно уходят, их тяжелые шаги гулко звучат в коридоре. Ласка медленно идет за ними, прячась в тени.
— Пропавшая девочка рыжая, с веснушками. А эта вся белая, — замечает мужчина.
— Это неважно! — перебивает женщина, слова летят, как удары. — Вот откуда она у него взялась? Наш смотритель всегда жил один. И вдруг девчонка! Не могла же она просто так появиться.
— Не переживайте. Разберемся, — спокойно отвечает мужчина, и они скрываются в вечернем сумраке.
Третий, молодой парень, замирает на мгновение, его молчание наводит на девочку тревогу. В его взгляде пустота, разросшаяся настолько, что вот-вот поглотит и его, и весь мир вокруг. Он бросает быстрый, хмурый взгляд на девочку и, не сказав ни слова, уходит вслед за остальными.
Ласка возвращается домой. Она мягко закрывает за собой дверь, чтобы не потревожить тишину. Дедушка сидит в кресле, его взгляд пуст и отрешен, устремлен в никуда. Девочка садится рядом, аккуратно берет его мозолистые, сильные руки в свои маленькие белые ладони. Голосом легонько дотрагивается до его сердца. Дедушка сразу оживает, улыбается ей. Ласка отвечает ему нежной, чуть смущенной улыбкой.
Когда темнота окутывает мир, тишина заполняет каждую щель, а воздух пахнет прохладной и терпкой сладостью ночной травы, Ласка не спит. Она ждет, пока дыхание дедушки станет глубоким и спокойным, и тихо выходит в ночь. Луна своими лучами нежно касается росы на траве. Девочка, танцуя, движется между могилами. Ее босые ноги касаются земли легко, почти невесомо. Мертвым нужно внимание, и Ласка его дает. Она слушает их шепот, их песни, полные сожалений, надежд и тревог. В ответ она рассказывает свои истории, вплетая их в ночную мелодию.
Но что-то нарушает ритм ночи. Девочка замирает. Пока ее внимание было поглощено мертвыми, живые остались без присмотра. Ласка срывается с места и мчится к дому. Босыми ноги скользят по мокрой траве. Быстрее. Еще быстрее!
Дверь распахнута, внутри все перевернуто. В комнате незнакомец, его темное присутствие давит на Ласку.
— Я знаю! Это не девочка, а мертвая кукла! — парень, с тьмой внутри, нависает над дедушкой.
Его пальцы жестко хватают дедушку за воротник, грубо встряхивают.
— Отведи меня к тому, с кем ты заключил сделку! Кто вернул ее к жизни?
Старик смотрит на него растерянно, молчит.
— Почему ты молчишь?! — в глазах парня полыхает буря. — Я тоже хочу вернуть ту, которую любил! И я верну ее!
Ласка видит, как дедушка делает попытку вырваться, бьет незнакомца в грудь. Тот грубо хватает старика за плечи и толкает назад. Дедушка падает. Звук удара об пол звучит глухо, пугающе тихо. В его глазах больше не отражается свет. Они смотрят на Ласку, но не видят ее. Девочка медленно подходит, садится на колени, осторожно касается руки старика. Она выкопает для дедушки мягкую, удобную могилу. Там он будет слушать ее истории, песни, и никогда больше не останется один.
Из угла комнаты доносится приглушенный всхлип. Ласка поднимает глаза на парня. Его тело сотрясают судороги, лицо побледнело, глаза — пустые провалы, в которых плещется безумие. Он грузно оседает на пол, и тьма внутри вот-вот готова выплеснуться.
— Я… не хотел… ее… убивать. — он шепчет, сжимая голову руками.
Ласка смотрит на него. Ей жалко его. Жалко всех мертвых, и тех, кто умер внутри. Но живые не должны плакать о мертвых, никогда. Это мертвые должны скорбеть о живых. Ведь те остаются страдать, дышать прелым воздухом, существовать в клетке жизни.
Девочка осторожно подходит, берет его руки в свои, касается его усохшего сердца. Парень содрогается, затем его плечи постепенно опускаются. Взгляд, полный обреченной надежды, поднимается на нее.