Серия «Аутизм и жизнь»

938

Ответ на пост «"Ма, дай попить". И так 7 раз: 9-летний ребенок не может налить воды! О бытовой инвалидности…»7

Однажды я решил научить старшего сына варить себе (и мне заодно) ужин. Ему было лет пять или шесть, и у него уже был диагноз из аутистического спектра.

Для начала надо было осознать, что любой рецепт будет выполнен вот так:

А значит, нужна точная инструкция. «Посолить по вкусу» — это что-то на инопланетном языке. «1 мерная ложка соли» — а какая из ложек для соли попадётся на глаза первой, и готовы ли вы к последствиям?

Решение для фанатов натуральных чисел — цифровые весы. Любой рецепт будет прост и понятен, если в нём написано, сколько вешать в граммах. Будьте готовы: если вы написали в рецепте «150 граммов гречки» — процесс взвешивания не остановится, пока на весах не будет 150 ровно. Не 149, не 151, не «и так сойдёт», а 150.

Граммовками дело не обходится. Можно, конечно, написать в рецепте: «Поставить на медленный огонь и варить до готовности», но, боюсь, на вашей электроплите случится что-нибудь такое (фото автора):

Или такое (фото, слава богам, не автора):

Поэтому и описание должно быть предельно однозначным. «Поставить кастрюлю в круг. Включить режим номер 6. Выключить через 13 минут. Положить в тарелку 100 граммов еды».

Сильно поможет делу мультиварка — на ней есть таймер и готовые режимы. А ещё она увлекательно пищит.

Рецепт и технология готовы.

Осталось добавить мотивацию. Конечно, неплохо работает принцип: «Хочешь гречку? Пойди, свари». Но на время обучения лучше добавить конфетку или монету на новый набор конструктора за правильные действия.

Вуаля! После некоторой тренировки сын может сварить всё, что записано в книге рецептов...

...впрочем, проголодавшись, всё равно берёт из холодильника огурец, потому что это быстрее и проще.

Показать полностью 7
352

Аутизм и первый класс

Прошу прощения у регулярных подписчиков — нет никаких сил для термоядерных постов. Но есть одна тема для аутистического сообщества, навеянная волной постов последнего месяца.

Иногда некоторым людям исполняется семь лет, и из-за этого они отправляются в школу. Обычно в начальной школе можно учиться на родном языке. Но ситуация становится слегка специфичной, если семилетке нужен то ли язык дельфинов, то ли язык программирования; в родах и склонениях русского языка он до сих пор путается, а местоимения считает чёрным колдунством.

Семилетку зовут Юра, у него расстройство аутистического спектра, и год назад в сообществе был пост о нём в ремонте. Теперь он отправился в школу — и здесь будет пара слов о том, как это выглядит.

Обычно в первом классе упор делают на письме, чтении и арифметике. Есть толпа учеников, есть учитель, учитель что-то объясняет, ученики слушают и, если они понимают материал — то проблемы нет...

Стоп, а если они могут понять материал, но им не интересно существование учителя; а в незнакомой среде могут уйти в себя и заварить дверь? Приходится учиться другим вещам.

Важнее всего первокласснику с аутизмом научиться списывать и подглядывать. Нет, у остальных учеников это как-то само получается, но герою поста Юре пришлось для начала разобраться — зачем вообще эти одноклассники нужны и какой с них толк. А толк в том, что в соседской тетради первым возникает не ответ, а вопрос. Если ты этот вопрос прослушал, соседская тетрадка становится крайне ценным ресурсом.

Второе — собственно, концентрировать внимание на учителе. Обычно это тоже само получается, а у кого не получается — тем раздают люлей порицания. Тупиковый путь, если само не получается, а порицания существуют где-то в альтернативной вселенной. Учебная программа при аутизме предполагает, что в начале рядом с учеником должен быть тьютор, который подскажет, куда слушать. Не задачу, не ответ — именно, куда нужно направить внимание, чтобы услышать вопрос. И будет подсказывать, пока у ученика не начнёт получаться. А чтобы получалось, выдаст в нужный момент подходящее поощрение.

(Это, конечно, вообще не сработает, если ставку тьютора приписали тому же учителю первого класса — раздвоиться, чтобы одновременно давать всему классу задачку и обращать на неё внимание отдельного ученика у него всё равно не выйдет. А выйдет Ѣ-ский цирк, когда и класс не занимается, и отдельный ученик с аутизмом не учится в классе работать).

Как сделать так, чтобы тьютор был в реальности и не помер с голода — отдельная история (в нашем случае, если коротко, есть маленький класс детей с аутистическими расстройствами, поддержанный фондом президентских грантов). Но если тьютор есть, дело двигается. Начинать приходилось с отдельных занятий в мелких группах, позже начали получаться и уроки вместе с большим классом.

...чертовски удобно, если поощрением работает возможность написать на доске порцию примеров или пересчитать после занятий лампы во всех кабинетах.

Обстановку тоже изучали заранее. Ещё летом построить маршрут (и ездить только по нему до декабря, пока велосипед не начал тонуть в сугробах); заранее осмотреть школу изнутри (всю, до чердака); выбрать удобную одежду (даже не надейтесь, что ваш ребёнок с аутизмом согласится сменить цвет однажды выбранной рубашки); написать расписание (главное не промазать со временем).

Если школа даёт отдельное место, где восемь первоклассников со своим аутизмом могут передохнуть (и перебеситься) от шума больших компаний и потренироваться работать небольшой группой, от этого будет польза всем.

Все эти сложности нужны, чтобы смочь учиться с обычным классом... Ну, и чтобы обычный класс привык к компании нескольких странных одноклассников.

А что же с арифметикой по программе? Да всё хорошо с арифметикой первого класса, все стены ею исписаны.

...И не только стены. И не только первого класса.

...Вот вам кошка и лампа, кошке на старости лет тоже приходится учиться.

Показать полностью 10
1552

Аутизм и ремонт

К термоядерной теме вернёмся в следующем посте. А тут – тема семейная, а потому тонкая. В сообществе есть изрядное количество постов о собственном опыте воспитания детей с аутизмом, кому-то и этот будет полезным.

Переезд – это гарантированная смена обстановки, привычек, распорядка и всех подобных рутин. Кто имел дело с расстройствами аутистического спектра, в этом месте представляет возможные боль и страдания.

Новостройка под самоотделку – это уникальная последовательность проблем, случающихся от кривых стен и кривых рук. Кто делал ремонт своими руками, в этом месте тоже представляет возможные боль и страдания.

В общем, мне случилось столкнуться с обеими упомянутыми вещами. В какой-то момент вырисовалась задача: сделать ремонт своими рукам так, чтобы он помог адаптации старшего сына с РАС, а не заставил его всего бояться. Знакомьтесь с героем поста: Юра, шести лет. Аутизм проявляется не так тяжело, чтобы беспокоиться о самообслуживании и обучаемости; но и не замечать не выйдет из-за ряда проблем с общением.

Действие первое: подготовка. Само собой разумеющихся разговоров на тему ремонта не хватит, если родной язык твоего собеседника – то ли квенья, то ли SQL-запросы, и ему интереснее собрать паззл, чем с тобой поговорить. Обычным решением было бы общение с помощью картинок. Радикальным – тренировка. Переклейка обоев в старом доме за четыре месяца до сдачи нового – занятие, в чём-то, бесполезное. Но – первый шаг – из-за неё возник интерес к тому, что в доме что-то может меняться.

Действие второе: дом сдан. Выглядит чертовски гостеприимно:

Напрашивается решение держать детей подальше: и чтобы меньше пылились, да и чтобы не крутились под ногами. Но было опасение, что Юра бы застрял на пороге готовой квартиры с твёрдым: «Нет». И дальше пришлось бы несколько недель (или месяцев, если бы не повезло) решать проблему стресса от непривычного и некомфортного места.

Раз так – даём в руки подходящий инструмент и подходящую задачу. Полновесную, не игровую – где-то отмерить, где-то разметить. В бригаде из двух кандидатов наук, мнса без степени, одного инженера и одного программиста стоит ожидать, что руки в среднем из задницы, а потому добавление шестилетки не должно слишком уж затормозить дело. Шаг второй: ребёнок чувствует, что делает что-то полезное для своей же комнаты, а раз так – придёт не в незнакомое место, а в самолично обустроенное логово.

И сразу третий шаг: можно выдать задачи на сильные стороны характера. Любишь цифры – держи рулетку, измеряй, прокачивай навык.

…вообще говоря, эти пункты и к обычным детям относятся.

Дальше – средства защиты. Шумных работ в ремонте много, перфоратор без дела не лежит. Аутисты обычно более чувствительны к шуму – не забываем взять защитные наушники.

…это и взрослых касается, если честно.

Если при первых эпизодах работы перфоратора Юра прятался в соседних комнатах, то через пару недель, завидев человека с шумным инструментом, брал с деловым видом наушники и наблюдал с расстояния в три-четыре метра. Дошло до того, что после разделки доски ламината снял наушники и выдал: «Ну вот, а пилить было так здорово!» Контроль над сенсорно трудной ситуацией и знание способов самому её облегчить позволяет пережить её с гораздо меньшим стрессом.

После изрядного развлечения с грунтовками, шпатлёвками и ламинатом в трети квартиры дело дошло до выбора отделки в детской комнате. Выдохнув, решили: обои будут любыми, какие дети выберут. Первая мысль: чтобы комната ощущалась своей, а не навязанной. Вторая: попытка заинтересовать процессом выбора. Удалось, да и результат интересен:

Из этого вышло несколько небольших достижений. Сначала – при большой фоновой проблеме с местоимениями первого и второго лица, в особенности, притяжательными – на двери появилась табличка:

Вскоре Юра подошёл, взял за руку, отвёл в нетронутую на тот момент кухню, и сказал: "В комнате чистый пол, в коридоре чистый пол. Папа, сделай здесь чистый пол". Обращения и просьбы тоже удавались плохо, и пошли заметно лучше на фоне новых занятий.

И ещё чуть позже прорезалась собственная инициатива. Из всех помощников по укладке кафеля в какой-то момент именно Юра оказался аккуратнее всех. Подошёл, дождался момента, сказал: "Сам", – а дальше просто сделал всё по инструкции. В отличие от кандидатов тех.наук, которые пытались выдумать рацпредложения.

В итоге за несколько месяцев ремонта он научился весьма творчески подходить к поиску задач. Отвернулся – а он уже с молотком, стремянкой и дюбелями.

Планировщик Икеи, опять же, оказался интересной игрой. Хорошо, что Юра не нашел, как сделать онлайн-заказ.

Что в итоге? Интересный опыт, который спровоцировал изрядный прогресс в умении сформулировать запросы и вести диалог. Да и набор сюжетных игр пополнился новыми вариациями в духе обустройства грузового лифта в ванной комнате.

Опять же, человек, освоивший инструменты и научившийся класть плитку, и дальше имеет шансы не пропасть.

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!