10

Продолжение поста «В Российской империи брак расторгался только церковным судом»

В Российской империи расторгать брак православных христиан или не расторгать решала Православная Кафолическая Восточная Церковь, её судебные учреждения - духовные консистории.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Автор текста: Ванюшина Олеся Викторовна, кандидат исторических наук. Опубликовано по лицензии: CC BY. Здесь опубликован фрагмент из научной статьи автора.

"В фонде Тверской духовной консистории сохранилось дело 1899 г. по прошению крестьянки Ржевского уезда Мелании Ульяновой о расторжении брака с ее мужем из-за жестокого обращения с ней: «Причина, побудившая меня ходатайствовать о расторжении брака - буйное поведение моего мужа Алексея Григорьева <...> проживши с ним три недели, он нанес мне побои, которые я не могла вынести, <...> чрез пять дней он Григорьев вторично нанес мне Ульяновой сильнее прежних побои, от которых я была две недели больной. <...> По выздоровлению после побоев, я должна была разойтись с моим мужем не желая получить от него больше побоев, от которых я должна была или помереть или быть вечно калекой и не иметь куска хлеба» [6, ф. 160, оп. 1, д. 7852, л. 1].

Примечательно, что в подтверждение своих слов, Мелания Ульянова представила в Тверскую духовную консисторию положительное решение Ржевского уездного съезда по обвинению ее мужа.
Между тем, Тверская духовная консистория, рассмотрев все факты, признала обращение Ульяновой о расторжении брака с мужем по жестокому его обращению с нею оставить без удовлетворения [6, ф. 160, оп. 1, д. 7852, л. 10-10об].

<...>

6. Государственный архив Тверской области (ГАТО). Фонд 160. Тверская духовная консистория; Фонд Р-570. Коллекция документальных материалов по истории Тверской губернии - Тверской области (воспоминания Д. А. Скульского).


"Причин для прекращения брака, согласно Своду законов Российской империи, было совсем немного: в случае доказанного прелюбодеяния (двоебрачие относилось к категории прелюбодеяния); неспособности к сожитию одного из супругов; в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь с лишением всех особенных прав и преимуществ; в случае безвестного отсутствия другого супруга в течении пяти лет [Миронов, 2000]. Смерть одного из супругов также являлась причиной для прекращения брака.
В Российской империи брак расторгался только церковным судом

// Проблемы практической реализации института расторжения брака в Новгородской губернии в конце XIX - начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология». авторы: Прохорова К.С., Макарова Е.А. опубликовано по лицензии: CC BY


UPD:

Расторжения брака с 1841 года регулировалось Уставом духовных консисторий, решение которой утверждалось архиереем епархии.
В Свод законов была введена статья 1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она «представляется для него невыносимой».

//Становление и развитие института брака в законодательстве Российской империи XIX века. Текст научной статьи по специальности «Право». Лицензия: CC BY. Автор: Моховая Татьяна Александровна
Становление и развитие института брака в законодательстве Российской империи XIX века – тема научной статьи по праву читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

Показать полностью
14

Продолжение поста «В Российской империи брак расторгался только церковным судом»

В Российской империи расторгать брак православных христиан или не расторгать решала Православная Кафолическая Восточная Церковь, её судебные учреждения - духовные консистории. В Тобольской епархии - Тобольская духовная консистория (ТДК)


Автор: Спичак Александра Владимировна. Опубликовано по лицензии:CC BY

https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-razvodov-krestyan...

"4 июня 1886 г. произошло бракосочетание крестьянина Федора Андреевича Орлова с девицей Анной Антоновной в Ризо-положенской церкви села Шукинского Ялуторовского уезда. Но не прошло и года супружеской жизни (в деревне Ошурковой Верхотурской волости того же уезда), как супруг начал вести с Анной Антоновной «жизнь самую строптивую и буйственную, доходя до исступления», наносил жене тяжкие побои, что, утверждала она, ничем не было оправдано.

Однако побои крестьянка «старалась сносить безропотно, покоряясь постигшей» ее участи. По прошествии трех лет совместной жизни, когда уже вся деревня знала о прелюбодеянии Федора Андреевича с крестьянской вдовой Феодорой Марковной Гончаровой, его супруга увидела причину его «буйства» и ненависти к ней.

Вынудило же написать прошение о разводе Анну Антоновну случившееся в 1899 г.: Федор Андреевич избил ее до полусмерти и выгнал из дома, не пуская обратно, несмотря на приказание волостного старшины. К тому же в дом крестьянин привел новую хозяйку — ту самую Феодору, а свою жену не подпускал к дому, угрожая «убить или задавить как собаку».

И лишь 16 января 1902 г. было подано прошение, в котором Анна Антоновна просила не только расторгнуть ее брак, но и предать ее мужа и его любовницу «законной за осквернение брака ответственности».

Само прошение изобилует эмоциями: «Насколько я старалась ласками и слезами возвратить к себе своего супруга?! Это только одному Богу известно! Также неоднократно вызывал нашего общества сельский староста в нарочито собранный сельский сход, дабы вразумить моего несчастного мужа, но все напрасно! Как нарочно, мое положение с каждым днем становилось хуже и безотраднее». Вызывает удивление тот факт, что после увещевания приходским священником просительница хотя и не сразу, но согласилась примириться с мужем, который тогда находился в отлучке (ил. 3).

В итоге Анну Антоновну не удовлетворило решение ТДК, переданное через волостное правление, о продолжении супружеской жизни с Федором Андреевичем [там же, д. 77, л. 1—1 об.].

<...>

При подаче прошения о разводе вследствие прелюбодеяния или побоев приходской священник обязывался увещевать супругов, чтобы они помирились; иногда ему это удавалось, и тогда он извещал консисторию рапортом с приложением подписки, причем достаточно было подписки только просительницы.

Развестись в конце XIX — начале XX в. стало уже проще, чем раньше, но бракоразводный процесс по-прежнему являлся сложным и продолжительным. Содержание изученных архивных дел свидетельствует об очень больших сроках производства дел — от 9 месяцев до почти 4 лет (в среднем 1,5 года), а просительнице могли и отказать.

Таким образом, процедура расторжения брака в рассматриваемый период включала следующие этапы: 1) подачу прошения о разводе в ТДК; 2) рассмотрение ТДК прошения и запись на нем резолюции; 3) собирание через волостное правление недостающих сведений, документов, марок, денег (при необходимости правление обращалось к просительнице); 4) принятие решения ТДК и его фиксацию в протоколе; 5) осведомление через волостное правление просительницы о принятом решении.

Модернизационные преобразования второй половины XIX — начала XX в. повлекли за собой изменения в структуре и жизненном укладе крестьянской семьи. Это проявлялось, в частности, в перераспределении традиционных обязанностей мужчин и женщин, что оказывало влияние на статус крестьянки.

Косвенным свидетельством возросшего самосознания женщин явились участившиеся случаи их жалоб в волостные суды на оскорбления и побои мужей, а также подача прошений о разводе. Однако крестьянки подавали соответствующие прошения только тогда, когда сохранить брак было уже невозможно, т. е. терпели сравнительно долгое время.

<...>

// Причины разводов крестьянок в конце XIX - начале XX В. (на материалах Тобольской епархии).Текст научной статьи по специальности «История и археология». Автор: Спичак Александра Владимировна. Опубликовано по лицензии:CC BY

https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-razvodov-krestyan...

Показать полностью
12

В Российской империи брак расторгался только церковным судом

авторы: Прохорова К.С., Макарова Е.А. опубликовано по лицензии: CC BY

https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-prakticheskoy-rea...

"Согласно ст. 45 и ст. 46 части 1 тома Десятого Свода законов Российской империи брак расторгался только церковным судом1.
https://civil.consultant.ru/reprint/books/211/5.htmL
Разводы знати с 1744 г. восходили на Высочайшее усмотрение, разводы остальных - в суды Духовных консисторий. Разводы супругов разных христианских исповеданий подлежали суду вероисповедания, священником которого был заключен брак.

Причин для прекращения брака, согласно Своду законов Российской империи, было совсем немного: в случае доказанного прелюбодеяния (двоебрачие относилось к категории прелюбодеяния); неспособности к сожитию одного из супругов; в случае, когда один из супругов приговорен к наказанию, сопряженному с лишением всех прав состояния, или же сослан на житье в Сибирь с лишением всех особенных прав и преимуществ; в случае безвестного отсутствия другого супруга в течении пяти лет [Миронов, 2000]. Смерть одного из супругов также являлась причиной для прекращения брака.

С начала XX века доминирующим основанием для расторжения брака как в целом по России, так и в Новгородской губернии стала супружеская измена.
При анализе рассмотренных 14 дел о разводах архивных материалов фонда №480 ГАНО, более 70% составляют дела о разводе по причине прелюбодеяния, около 7% - по причине безвестного отсутствия супруга наряду с указанными не являющимися по законодательству основаниями для развода причинами: раздельной жизни супругов или нежелания жить совместно.

Зачастую брак не расторгался даже по установленному в законе основанию прелюбодеяния супругов.
Неудачи в таких делах были обусловлены отсутствием требуемой доказательной базы.
Ст. 249 «Устава духовных консисторий» недвусмысленно гласила: «Главными доказательствами преступления [авт. - прелюбодеяния] должны быть признаны а) показания двух или трех очевидных свидетелей и б) прижитие детей вне законного супружества». Всякие прочие аргументы - например, любовные письма или показания лиц, не наблюдавших прелюбодеяние воочию, - «только тогда могут иметь свою силу, когда соединяются с одним из главных доказательств».

В конце XIX - начале XX вв. в Российской Империи юридически грамотных граждан среди населения было очень мало. Новгородская губерния не была исключением. Зачастую неудача бракоразводного процесса была как раз результатом правовой неграмотности жителей при обосновании причины расторжения брака, тем более что прошение о разводе более чем в половине всех дел подавали крестьяне. Подтверждением являются дела фонда №480 ГАНО «Документы Духовной консистории разных уездов Новгородской губернии». Люди пытались развестись, например, по причине пьянства одного из супругов, чаще всего мужа, хотя это не являлось официальной причиной для развода, прописанной в законе. Такие дела практически не рассматривались Духовной консисторией.

Одним из распространенных оснований для развода был самовольный уход от супруга. Примером может служить дело о расторжении брака крестьянина Ивана Осипова с женою Евдокией, где супруг жалуется на жену, значительно старше его, которая открыто нарушает обязанности супружеской жизни и живет отдельно от него третий год1. Данное дело получает отказ Духовной консистории потому, что нежелание жены жить с мужем не служит основанием для расторжения брака.

// Проблемы практической реализации института расторжения брака в Новгородской губернии в конце XIX - начале XX вв. Текст научной статьи по специальности «История и археология». авторы: Прохорова К.С., Макарова Е.А. опубликовано по лицензии: CC BY


В Российской империи брак расторгался только церковным судом

https://civil.consultant.ru/reprint/books/211/5.htmL

https://runivers.ru/bookreader/book388202/#page/1/mode/1up

Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!