Серия «Автомобили»

29
Серия Автомобили

Праворукий гоночный автомобиль родом из СССР

На выставке "Мотовесна 2022" в Москве меня привлек необычный автомобиль на стенде "Мастерская Шаманского". Я отфотографировал его во всех ракурсах, а вернувшись домой начал искать информацию о нем. И, каково было мое удивление, когда интернет мне не нашел информации. Но я все-таки нашел…

Эстония-8

Эстония-8

Дело в том, что меня ввел в заблуждение правый руль и я подумал, что это британский гоночный автомобиль. Однако оказалось, что этот болид родом из Эстонии. Но корни его действительно из туманного альбиона. Итак, немного истории.

Салон

Салон

Рождение замысла
"Международные автомобильные гонки на приз ЦАМК СССР, состоявшиеся в августе 1961 г. на Невском кольце в Ленинграде, стали для присутствовавшего там бригадира Таллинского авторемонтного завода №1 Антса Сейлера чем-то вроде откровения. Официально Сейлер прибыл на гонки как участник заезда формулы 3 – право стартовать в нем он получил, завоевав за три недели до того звание чемпиона Советского Союза в этом классе за рулем собственного детища – «Эстонии-3». Но в те дни над Сейлером-гонщиком возобладал Сейлер-конструктор: впервые он получил возможность, как говорится, пощупать собственными руками зарубежную гоночную технику, которую привезли в Ленинград приглашенные команды из ГДР, Польши и Финляндии. Антс отлично понимал, что «пятисотки» формулы 3, которыми до тех пор ограничивалась деятельность группы единомышленников – энтузиастов автоспорта с ТАРЗа, – это только первые шаги, тем более что в Западной Европе пятисоткубовая формула 3 уже давно себя изжила, уступив место дешевого и популярного международного класса формуле «Юниор». Поэтому он жадно рассматривал все «юниоры», попадавшиеся ему на глаза в лагере зарубежных соперников: и казавшиеся неуклюжими, но очень быстрые немецкие «Мелькусы», и более изящные и столь же быстрые польские «Раки», и, конечно же, казавшиеся недостижимой мечтой, идеалом конструкторской мысли британские «Куперы» финской команды Курта Линкольна. Через год наблюдения Сейлера и сделанные им заметки воплотились в два автомобиля «Эстония-5» формулы «Юниор».
Но был в Ленинграде и еще один автомобиль, который притягивал Сейлера, будто магнит, – белый, низкий, поражавший своими необычными формами «Купер-T49 Монако», на котором Курт Линкольн принял участие в заезде спортивных автомобилей. Особенно разителен был контраст между ним и техникой советской команды – примитивными самоделками на горьковских агрегатах из ленинградских таксопарков и мощными, но тяжеловесными, словно битюги, спортивными ЗИЛами. Закономерен был и результат: на финише Линкольн опередил советских гонщиков на четыре круга, причем в ходе гонки он раз остановился в боксах выпить минеральной воды – если бы не эта несколько надуманная остановка (по-видимому, Линкольн явно скучал), отставание было бы еще больше. Белый спортивный «Купер» не давал Сейлеру покоя все те месяцы, что он занимался проектированием «Эстонии-5» и организовывал ее изготовление. И когда готовые чертежи пятой модели ушли в работу, Антс взялся за осуществление еще одной своей мечты – создать подобный «Куперу» спортивный автомобиль, пусть не точную копию, но, во всяком случае, конструкцию, с которой будет не стыдно показаться на глаза заграничным конкурентам. «Золотой век» советского скоростного автоспорта тогда еще только начинался, и считалось само собой разумеющимся, что через несколько лет команды из Советского Союза будут регулярно участвовать в крупнейших международных соревнованиях."

Конструкция
В этом автомобиле конструктор совместил части разных советских автомобилей. Так, например, колесные диски тут от "Запорожца", мотор от ГАЗ-21, а тормозная система от Москвича-407. Но главный вопрос — почему правый руль? Конструктор объяснил это более правильным распределением нагрузки автомобиля. Такое расположение руля дает преимущество при прохождении правых поворотов, но в то время гоночных трасс с движением по часовой стрелке в СССР не было. Однако такие трассы преобладали на Западе. Гонки проводились в основном как раз на трассах с движением по часовой стрелке. Вероятно, размещая руль справа, Сейлер рассчитывал когда-нибудь вывести «Эстонию-8» на старт на одной из них.

Гоночный минимализм

Гоночный минимализм

Правильное название
В разных источниках автомобиль называют то Эстония-8, то Тарту-1, то АРТ3.

Первое название более верное, так как именно так окрестил свое детище сам конструктор. Второе название возникло из-за того, что сборка автомобиля была завершена на авторемонтном заводе в Тарту и в эстонской периодике 1964 года встречается его упоминание под названием «спортивный автомобиль из Тарту». Однако дебютировал автомобиль на год ранее, так что название "Тарту-1" появилось, что называется post factum. Третье же название вообще возникло из-за ошибки журналиста. Так что… Эстония — 8

Сейчас единственный такой автомобиль принадлежит реставрационной мастерской Евгения Шаманского. Он полностью отреставрирован и на ходу.

Показать полностью 5
509
Серия Автомобили

Путешествия на Jeep, или тяжелое поражение головного мозга?

Уже весьма продолжительное время я езжу по просторам нашей страны на старых автомобилях Jeep. Меня часто спрашивают, с чем связан выбор именно этой марки. А недавно, я снова приобрел себе Jeep Grand Cherokee и этот вопрос снова оказался на поверхности. В этом посте я решил рассказать — почему я раз за разом выбираю эти автомобили.

Например, вот мой Серенький на Онежском озере

1993 год выпуска

1993 год выпуска

Где только не были мы с этим автомобилем. Только в 2021 году 79 тысяч пробега по необъятным просторам РФ. Автомобиль имел небольшую подготовку для оффроуда: лебедка, лифт 2 дюйма ну и другие мелочи, позволяющие без опаски съезжать с асфальта. Вот так, например

На нем было совершено много увлекательнейших путешествий. И снято несколько туристических фильмов)

Потом был приобретен Jeep Cherokee 1992 года выпуска. Классический "кирпич" с минимумом доработок.

Кирпидос Великолепный

Кирпидос Великолепный

Буквально через неделю после покупки мы отправились на этой машине на Байкал на ледовые гонки "Байкальская миля". 11000 километров зимой по Сибири на незнакомой машине. Каково, а?

В Иркутской, кажется, области

В Иркутской, кажется, области

К слову сказать, на гонках черокез показал себя весьма неплохо, показав скорость 164,2 километра в час. Неплохо, для тридцатилетнего старичка, на обычной шоссейной шиповке? Об этом у меня был цикл постов на Драйве и даже целый полнометражный фильм.

Но по возвращению домой было решено продать "кирпича". Автомобиль оказался слишком уж малокомфортным. Сказано — сделано. А я ненадолго пересел на минивэн (тоже американский). Но вскоре снова приобретен был Jeep Grand Cherokee ZJ 1994 года.

Беленький "Малыш"

Беленький "Малыш"

Автомобиль значительно подготовлен. Один только лифт подвески на 8 дюймов и 35-е колеса чего только стоят. А в феврале этого года куплен полностью стоковый Jeep Grand Cherokee WJ. На этом автомобиле я проехал на данный момент 70000 километров. Менее, чем за год.

WJ

WJ

Но я отвлекся…


Почему же Jeep?


На то есть несколько причин:

1. Выносливость. Не могу сказать, что Jeep не ломается. Но конструктивно автомобиль устроен так, что даже сломавшись он продолжает двигаться самостоятельно и поэтому всегда привозит домой своим ходом. Зачастую приволакивая на "галстуке" менее удачливых.

Серьезные поломки, после которых ехать нельзя на моей памяти случались лишь однажды. Во время нашей поездки на фестиваль АБТ обломило шкив коленвала.

Тот самый случай поломки...

Тот самый случай поломки...

2. Хода подвески. Американцы всегда славились большими ходами подвески, позволяющими проезжать там, где пассуют другие внедорожники.

Раскоряка

Раскоряка

3. Характер. Сюда можно отнести и внешний вид, но я скорее о манере езды. У этих машин большие, по современным меркам, моторы. И ездят на них не так, как на других внедорожниках. Здесь нужно давить "газ в пол", проходя все неровности "ходами".

Газ в пол

Газ в пол

4. Комфорт. Эти машины, хоть и преклонных годов, в свое время были автомобилями премиум сегмента. И в них есть такие опции комфорта, которых нет во многих современных автомобилях. Мне случалось проезжать на "зэдке" за день более 1000 километров и было комфортно и я не особо уставал.

На выставке "Поехали"

На выставке "Поехали"

5. Цена. Стоимость зэдок и кирпичей, в зависимости от состояния, начинается с 300 тысяч рублей. Согласитесь, за эти деньги не купить никакой другой автомобиль с таким набором характеристик.

6. Ремонтопригодность. Надо сказать, что эти автомобили интуитивно понятны и просты. Там нет никаких особых премудростей и непонятностей. Стоимость запчастей вменяемая и они, хоть и привозятся на заказ, вполне доступны. Обычный срок поставки запчастей в Уфу 3-6 дней.

Счастливый владелец обслуженного Jeep

Счастливый владелец обслуженного Jeep

Совокупность этих факторов раз за разом приводит меня к покупке старого джипа.

Теперь поговорим о минусах:

1. Свет. Головная оптика — отвратительная. На Jeep Cherokee это решается заменой блок-фары на китайскую лед-оптику. Но на Jeep Grand Cherokee китайская оптика светит еще хуже чем штатный свет. Есть варианты линзованных фар, но стоят они 25+ тысяч рублей. Я решил этот вопрос установкой допсвета от Rigid.

Это фары включены, если что

Это фары включены, если что

2. Расход топлива. Да, жрет. Да, много… Серый жрал по трассе 14-15 литров, Черокез около 12, а белый под 25 литров 92-го бензина. WJ — 15 литров. Можно поставить газ, но тут мы упираемся в третий минус

3. Вместительность. Это, пожалуй, главный минус. Багажник мал. А если поставить газ, то газовый баллон съест еще часть пространства. Поэтому заправляем со слезами на глазах и ездим. Стараюсь по-максимуму использовать пространство машины как внутри, так и снаружи. за счет всяких аксессуаров. Сильно выручает автобокс

Вот такой получился пост. Да, машина старая… да, со своими приколами… Но это ни с чем несравнимое чувство, когда садишься за руль и нажимаешь на газ… И прохожие на улице оборачиваются, дети машут, а автолюбители показывают в окошко большой палец (не путать со средним) поднятый вверх. Верно говорят — Jeep это болезнь.

Териберка

Териберка

А в компании Jeep говорят "есть только один", имея ввиду, что есть только один джип, а остальное внедорожники. Есть у этого автомобиля своя душа.

Если было интересно - подпишись. Будут и еще посты об автомобилях

Показать полностью 16 3
Отличная работа, все прочитано!