158

Продолжение поста «Регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году»

В комментариях к прошлому посту были вопросы, для чего вообще ставить фаркоп на Datsun On-Do? Пришла пора рассказать, для чего это было сделано.


При выборе прицепа нужно учитывать ограничения, устанавливаемые открытой категорией в правах: водители с открытой категорией B могут буксировать прицеп, максимальная масса которого не превышает 750 кг. Так же в рамках этой категории разрешается буксировать прицепы, максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массу автомобиля без нагрузки при условии, что общая масса такого состава не превышает 3.5 тонны.


При этом ограничения есть и у автомобиля: на Datsun On-Do разрешается буксировать прицеп без тормозов максимальной массой 450 кг, с тормозами - 900 кг.


В этот момент я определился с категорией в водительском удостоверении - оставляю B, ограничивая грузоподъемность прицепа в 750 кг для упрощения взаимодействия с ГИБДД.

Второй существенной характеристикой является размер погрузочного пространства. Допустим, нам предстоит возить строительные материалы длиной до 6 метров, при этом не всегда зная вес этих материалов, поэтому нужно заложить возможность поездок с перегрузкой. Без знака "негабаритный груз" можно возить условные трубы с выступом до метра за задний габарит прицепа, со знаком - до двух метров. Соответственно длина погрузочного пространства должна быть не менее четырёх метров. При этом нельзя забывать, что для правильной развесовки прицепа с центрально расположенными осями нужно добиваться расположения центра тяжести над осями. Также предпочтительно иметь в прицепе ровный пол в виде платформы: так получается выше клиренс, это удобно при проезде по грунтовке.


Основной маршрут у меня проходит по асфальту, поэтому устойчивость прицепа на больших скоростях имеет существенное значение. Так как скорости большие, а прицеп таких габаритов тяжёлый, то однозначно нужно укомплектовать прицеп двумя осями и тормозной системой.


У кого вообще востребованы прицепы с такими противоречивыми характеристиками? Среди пасечников - они грузят ульи на эти прицепы, ночами вывозят на пасеки в полях и оставляют их там для медосбора. Не зная точно, сколько мёда соберут пчёлы, они берут прицепы с большими запасами прочности, большой площади (у ульев есть своя схема расстановки в прицепе), с хорошими внедорожными возможностями (их нужно доставить в поле и вытащить оттуда) и двумя осями для мягкого и комфортного хода по трассе (ульи лучше не трясти).


В итоге в Адыгее нашлась компания, которая изготавливает то, что мне нужно. В ней был заказан двухосный прицеп с инерционной тормозной системой и платформой 2х4.5 метра и технически допустимой максимальной массой 750 кг.

Из особенностей конструкции - мощная рама, которая выдерживает значительный перегруз (технически прицеп выдержит загрузку до двух тонн). Межосевое расстояние 90 см позволяет иметь нормальную маневренность, сохраняя устойчивость и не вредя осям в поворотах. Так как пчёл возят ночами - то у прицепа много габаритных огней. Тормозами оснащена только передняя ось прицепа - задняя едет без тормозов, но тут это не так существенно, как на автомобиле, так как колеса стоят в одну линию.


Кстати, те водители, которые не сталкивались с прицепами, часто думают, что, если прицеп оборудован тормозами - то они подключены к тормозной системе тягача. Это справедливо для профессиональной техники, оборудованной пневматической тормозной системой, а на автомобилях с прицепами категорий О1 и О2 (до 3.5 тонн) используется инерционная тормозная система (тормоз наката). На дышле прицепа ставится механизм, который при сжатии дышла (прицеп при торможении давит на автомобиль) разжимает колодки, и те трутся о барабанный механизм изнутри, как показано на гифке ниже.

Источник

Прицеп с тормозной системой такого типа можно буксировать любой машиной, оснащенной стандартным фаркопом под шар 50 мм. Для движения задним ходом у моей модели прицепа установлена трещётка, которая разблокирует тормоза. Иногда в дышле прицепа ставится амортизатор, который на небольшом усилии разблокирует тормоза, позволяя двигаться назад.


На данный момент я проехал с прицепом уже около полутора тысяч километров, в основном по трассе (из Адыгеи в Подмосковье) и съездил в Москву встать на учёт. Из замеченной специфики: в принципе, за рулем ты его не чувствуешь - при торможении он особо не давит на машину, при разгоне динамика заметно снизилась, в крутых подъёмах скорость стала падать. Дорогу держит отлично, разгонялся до 115 км/ч - никаких проблем, идёт как влитой. Фаркоп под квадрат стучит на неровностях - это общая особенность всех фаркопов этого типа, там есть зазор. Но на ровной дороге это не наблюдается, только на разбитой.


В Москве при поворотах нужно его учитывать - сзади занос 1 метр, как на трамвае, можно притереться к забору или к соседям по потоку. При перестроениях в пробках включаешь поворотник и ждёшь, когда кто-нибудь пропустит… Обычно понимание проявляют дальнобойщики. На двухполосках нужно держать большую дистанцию, чтобы те, кто тебя обгоняют могли перестроиться между тобой и машиной, едущей впереди. Самому на таких дорогах лучше вообще не обгонять без крайней необходимости. Если сам обгоняешь - то при заходе обратно в свою полосу нужно учитывать, что сзади есть длинный хвост. Кстати, прицеп в габаритах заметно больше машины - и шире, и длиннее, но так как юридически прицеп - отдельное транспортное средство, сертифицированное для движения на дорогах общего пользования, то такая ситуация не запрещена ПДД. Вероятнее всего в случае, когда сзади размещен груз во всю ширину прицепа, буду использовать расширители зеркал заднего вида.


Движение задним ходом требует опыта. Ты выворачиваешь руль в противоположную сторону, чтобы заломать автопоезд - поначалу ничего не происходит, потом прицеп начинает резко заламываться. Но с опытом приходит навык, и меня удивило, в какие щели с прицепом можно заехать задом. Хотя между машинами лишних маневров пока лучше не делать.


Подкатное колесо устанавливается на дышло в быстросъёмный зажим непосредственно перед расцепкой, в пути оно ездит в багажнике. Оно домкратит дышло, поэтому сцепка происходит быстро и легко. Надо убедиться, что на прицепе затянут ручник, подъехать задом, чтобы шар примерно оказался под сцепным устройством, опустить колесо, чтобы защелкнулся замок над шаром, снять прицеп с ручника, подключить электрическую розетку и тросик страховочной тормозной системы (его предназначение: при расстыковке прицепа этот тросик выдернет ручник и прицеп остановится).


В целом покупкой я доволен. Возможности машины расширились, теперь у меня есть возможность экономить на заказах услуг камаза, а заказывать газель и вовсе не имеет смысла. Привезу всё сам. Страховка на легковые прицепы не оформляется, в полис он не вписывается, налогов на него нет, техосмотр проходить не надо. Главное - обслуживать тормозную систему и следить за её состоянием.

Показать полностью 4
390

Регистрация фаркопа в ГИБДД в 2022 году

Желая сэкономить на доставке стройматериалов для строительства дома, я решил приобрести прицеп. Сперва потребовалось выбрать фаркоп для буксировки и решить, как это оформить в юридическом плане. Дело это оказалось непростым, и хочу поделиться своим опытом.


В целом вся процедура будет состоять из следующих этапов:


1. Предварительная техническая экспертиза конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений.

2. Получение в ГИБДД разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, указанные в предварительной экспертизе.

3. Установка тягово-сцепного устройства и розетки в сертифицированном сервисе.

4. Экспертная проверка безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений.

5. Прохождение технического осмотра.

6. Получение в ГИБДД свидетельства о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменения требованиям безопасности.

7. Внесение изменений в ПТС в регистрационном отделении.

Этап 1. Предварительная техническая экспертиза конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений.


Выполняется в аккредитованной экспертной лаборатории. Чтобы сэкономить деньги, сперва проверим сами, возможно ли нам в принципе буксировать прицепы, и нужно ли регистрировать внесенные изменения в ПТС (паспорт транспортного средства).


Для этого заглянем в ПТС, в нём в 17-м пункте указан номер ОТТС (Сертификат одобрения типа транспортного средства). Затем ищем по этому номеру ОТТС на сайте Росстандарта, находим там блок Дополнительные сведения и смотрим, какое приложение есть к ОТТС. Именно по этому документу ГИБДД определяет легальность установки ТСУ (тягово-сцепное устройство, он же фаркоп) на конкретной машине.


В моем случае (Datsun On-Do) буксировка прицепа предусмотрена. Но присутствует сноска - при условии оборудования транспортного средства сцепным устройством в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 55-01.

Теперь определим, нужно ли регистрировать сцепное устройство, для этого спустимся в том же приложении в раздел "Оборудование транспортного средства" и поищем там сцепное устройство. На мою машину это оборудование в составе транспортного средства не испытывалось, значит, его необходимо регистрировать в ГИБДД, проводя экспертизу на соответствие требованиям ЕЭК ООН.

В случае, если в ОТТС присутствует "сцепное устройство" или "тягово-сцепное устройство", как на примере ниже для Volkswagen Tiguan, регистрировать ничего не нужно.

Если в ОТТС присутствует фраза "буксировка прицепа не предусмотрена" - то считаем, что мы сэкономили на стоимости экспертиз: фаркоп на такую машину не легализовать.

По результатам предварительной экспертизы в реестре заключений предварительной технической экспертизы конструкции транспортного средства на предмет возможности внесения изменений и протоколов проверки безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений появится запись о проведенной экспертизе. После этого можно идти в ГИБДД за разрешением на переоборудование.

Этап 2. Получение в ГИБДД разрешения на внесение изменений в конструкцию транспортного средства, указанные в предварительной экспертизе.


В Москве и Московской области эту госуслугу оказывают специализированные подразделения - заходим на сайт ГИБДД и ищем подходящее вам отделение, выставив в блоке Госфункции галочки "Выдача свидетельств о соответствии ТС с изменениями конструкции требованиям безопасности" и "Выдача разрешения на внесение изменений в конструкцию находящегося в эксплуатации колесного ТС".

Эта процедура пройдет без проблем, вам выдадут ваше заявление с отметкой ГИБДД о разрешении переоборудования. Имея на руках разрешение, можно производить переоборудование ТС (транспортного средства).


Этап 3. Установка тягово-сцепного устройства и розетки в сертифицированном сервисе.


На этом этапе нужно выбрать ТСУ и установить его. Требования к ТСУ: на него должен быть сертификат о соответствии техрегламенту, на нём самом должна быть маркировка о соответствии стандартам, и оно не должно перекрывать номер, недопустимо даже закрыть нижнюю кромку. В моем случае номер находится внизу юбки бампера и пришлось проявить техническую смекалку.

Требования к установщику: наличие сертификата о возможности установки дополнительного оборудования, готовность заполнить декларацию (форму предоставит экспертный центр), бланк надо взять с собой (установщик про неё не слышал и понятия, как она должна выглядеть, не имеет) и заполнить её. Там будет много разных параметров, у вас после установки фаркопа изменится снаряженная масса - этот пункт проставите, как "измеряется в ИЛ" (испытательная лаборатория), остальные - "без изменений". Также ставим отметку в инструкцию об установке и убеждаемся, что нам дали сертификат на фаркоп (он может быть в инструкции, сам бланк потом потребуется в испытательной лаборатории для заполнения протокола испытаний, в ГИБДД его проверят по базе сертификатов).


Этап 4. Экспертная проверка безопасности конструкции транспортного средства после внесенных в неё изменений.


Договариваемся с исследовательской лабораторией из первого пункта об экспертизе внесенных изменений. Вам назначат день, когда вы приедете к экспертам, они осмотрят изменения и проведут необходимые измерения - взвесят машину (она должна быть вымыта и с полным баком) и другие необходимые действия. Вообще процедура достаточно проста - загоняете машину в цех, ждёте, когда они закончат, забираете машину. Чуть позже вам прилетит Протокол проверки, его надо проверить, распечатать и пройти с ним техосмотр с получением диагностической карты.


Этап 5. Прохождение технического осмотра.


На техосмотре нужно предупредить, что фаркоп регистрируется официально, техосмотр проводится в связи с переоборудованием и проследить, чтобы в поле снаряженная масса ТС вписали массу, которая измерена в испытательной лаборатории. После этого можно подаваться в ГИБДД с заявлением о выдаче СКТС (свидетельство о подтверждение соответствия внесенных изменений в конфигурацию транспортного средства действующим техническим нормам), предварительно оплатив государственную пошлину.


Этап 6. Получение СКТС в ГИБДД.


Самое интересное и весёлое. На этом этапе инспектор осматривает машину и фаркоп на ней и, руководствуясь нормативными актами и внутренними убеждениями, оценивает правильность документов и законность внесенных изменений. Как удалось установить в интернете, в первый раз почти всегда выдают отказ. Мне после ознакомления с документами и осмотра изменений так же выдали отказ на основании п.п. 72.2 приказа МВД России от 10.09.2019 г. № 613:

Представление документов, предусмотренных пунктом 21 Административного регламента, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, содержащих недостоверную информацию, имеющих признаки подделки, а также находящихся в числе утраченных (похищенных).

Устно инспектор сказал, что в сертификате на фаркоп отсутствует мой автомобиль, следовательно, на эту машину этот фаркоп ставить было нельзя и установить это должна была экспертиза.


Ниже я приведу фрагмент сертификата, давайте вместе попробуем определить, прав ли инспектор?

Забрав отказ, уношу его с собой. Этим же вечером я отправил письмо изготовителю фаркопа, который на следующее утро ответил, что "1229 Lada Granta" - это и есть модель моего фаркопа, а в сертификате соответствия вообще нет перечня автомобилей.


В этот момент я понимаю, что ситуация точно вышла из правового поля, терять мне уже нечего - отказ получен, хуже уже не будет и сажусь писать письмо на имя Президента, описывая ситуацию, в письме прошу в числе прочего оцифровать госуслугу и сделать общение с инспектором более формализованным, с фиксацией отказа через электронные системы, так же прошу разобраться в причинах отказа.


Через месяц приходит ответ из МВД, куда заявление было переслано по подведомственности, очень качественный и юридически выверенный, где указано всего два пункта, которые являются причиной отказа, и которые оказалось нетрудно поправить.


Обращаюсь в исследовательскую лабораторию за разъяснением на отказ ГИБДД.


Экспертиза после исправления предоставила мне документы, которые удовлетворяют все требования инспектора. На следующий день, подавшись утром, вечером я уже получил свидетельство, с которым далее отправился в регистрационное подразделение в ГИБДД.


Этап 7. Внесение изменений в ПТС в регистрационном отделении.


Тут все относительно просто: записываемся через Госуслуги в любое удобное регистрационное подразделение (в интернете читал, что лучше в том же регионе, где выдан СКТС), платим там же пошлину, приезжаем в выбранное подразделение, сдаем документы, объясняем, что хотим зарегистрировать изменения в конструкцию, проходим осмотр инспектора и криминалиста, сдаем акт осмотра в окно, ждем результатов. Сотрудники с процедурой знакомы и делают её на потоке. В поле "особые отметки" в ПТС и СТС будут коротко описаны внесенные в конструкцию изменения.


Итог:


Примерно 3 месяца у меня пошло от первого действия до внесения изменений в ПТС. Больше всего меня возмущало в процессе, что даже купив сцепное устройство у дилера из каталога автопроизводителя, тебя никто не предупреждает о том, что нужно проводить дополнительные дорогостоящие регистрационные действия: мне кажется более правильным, если автопроизводителей обяжут сертифицировать на свои автомобили то дополнительное оборудование, которое они предлагают в своем каталоге. В противном случае забрав автомобиль с выбранными у официала допами автовладелец не со всеми из них может поставить автомобиль на учет в ГИБДД.


Закон должен исполняться на уровне интуиции, для его нарушения должен быть сознательный умысел! А здесь возникает ситуация, когда для соблюдения законодательства автовладелец обязан разобраться в тонкостях, которым не учат в автошколе - уметь читать и понимать ОТТС, знать требования техрегламента и множество других нюансов. В определенный момент я задумался - не купить ли мне Ладу Гранту с фаркопом, идущим с завода и запросил службу поддержки, существуют ли такие автомобили в принципе - и мне предложили поискать их у дилеров, не ответив на прямо заданный вопрос).


Для чего я всё это делал? Я езжу по разным реогионам, в некоторых из них уже были случаи, когда инспектора принимали предусмотренные законом меры к владельцам прицепов, не оформивших переоборудование авто должным образом. Да, такие случаи пока единичны, это очень массовое нарушение, но мне нужно спокойствие на дороге, я люблю разговаривать с инспекторами без заискивания, основываясь на взаимном уважении и зная, что у меня нет нарушений, за которые могут последовать санкции.

Показать полностью 8
Отличная работа, все прочитано!