Серия «Сборник педагогических техник»

Технология создания педагогических парадоксов: Использование понятия в двух разных смыслах (ОМОНИМ)

Технология создания педагогических парадоксов: Использование понятия в двух разных смыслах (ОМОНИМ)

✨ Коллеги, добрый день!

Продолжаем серию постов о полезных инструментах вовлечения студентов.

Преподаватель предлагает парадокс, основанный на двусмысленности слова или фразы, которая используется в одном контексте, но допускает противоречивые интерпретации из-за разных значений.

✅ Методика создания

1. Выбрать ключевое слово, фразу из дисциплины с несколькими значениями.

2. Выписать все возможные (особенно противоположные) значения.

3. Составить фразу, где двусмысленность приводит к противоречивому или парадоксальному пониманию.

4. Предложить студентам проанализировать фразу, выявить разные значения и понять, как двусмысленность рождает парадокс.

✅ Контексты для поиска двусмысленности

Результат и проблема (решение как итог и решение как сложность).

Трудность и задача (проблема как препятствие и проблема как задание).

Общий план и набор действий (стратегия как концепция и стратегия как тактика).

Разные дисциплины (теория в естествознании и теория в гуманитаристике).

Разные временные рамки (современный как текущий и современный как недавний).

Разные регионы, культуры (футбол европейский и футбол американский).

Разные социальные ситуации («поддержка» - финансовая, эмоциональная, физическая).

Уровень формальности («круто» как сленг и «круто» как характеристика).

Научное и обыденное понятие (вакуум физический и вакуум бытовой).

✅ Примеры парадоксальных фраз (Управленческий консалтинг):

«Клиент был недоволен решением, которое предложил консультант.» (Решение как итог работы и Решение как новая проблема).

«Консультант решил проблему, создав новую.» (Решил = устранил и Решил = породил).

«Стратегия оказалась тактической ошибкой.» (Стратегия как долгосрочный план и стратегия как ошибочное действие).

❗️ Ценность приёма

Этот тип парадокса напрямую связан с языковой игрой и многозначностью терминов. Ганеев Б.Г. в работе «Парадокс: парадоксальные высказывания» подробно анализирует амфиболию как стилистическую фигуру, порождающую двусмысленность через синтаксис или полисемию, омонимию. Он ссылается на классификацию У. Эмпсона, где противоречия играют ключевую роль в пяти из семи типов двусмысленности. В педагогике это позволяет наглядно показать важность точности терминологии и контекста.

📌 Ещё пример (Управление).

«Необходимо организовать организованную организацию системы управления.» Парадокс здесь возникает из тавтологии и многозначности глагола «организовать» и прилагательного «организованный», что требует глубокого анализа сути управленческих процессов для разрешения кажущейся бессмыслицы.

✏️ Анализ по формуле парадокса (на примере «Клиент недоволен решением»)

А: Одно значение слова (например, «решение» как окончательный ответ, выход из ситуации).

Б: Другое, часто противоположное значение того же слова в контексте (например, «решение» как проблема, сложность - «это целая проблема»).

Y: Ключевое многозначное слово («решение») в контексте профессиональной деятельности (консалтинг).

X: Противоположные значения или функции слова, фразы. Источник парадокса – в одновременной актуализации противоречащих друг другу смыслов одного термина.

❗️Автор: Борисенко Виталий Павлович — профессор-экспериментатор Московского гуманитарного университета, автор справочника педагогических методик «Управление вниманием студентов».

👉Ссылка на текст статьи: https://livrezon.com/publication/sozdanie-pedagogicheskih-pa...

Показать полностью
1

Технология создания педагогических парадоксов: ИНВЕРСИЯ причины и следствия

Технология создания педагогических парадоксов: ИНВЕРСИЯ причины и следствия

✨ Коллеги, добрый день!

Продолжаем серию постов о полезных инструментах вовлечения студентов.

Преподаватель предлагает студентам парадокс в форме утверждения, содержащего намеренную логическую ошибку – перестановку причины и следствия.

✅ Существенные ограничения приёма

1. Если студенты плохо знают тему, инвертированный тезис может показаться им правдоподобным. Цель парадокса (создание конфликта «ожидание-реальность») не будет достигнута.

2. Без элементов провокационности и эмоциональной окраски утверждение может не привлечь внимание и не вызвать интеллектуальный диссонанс.

✅ Реализация в учебном процессе

Пример: Эффект масштаба в курсе «Стратегический менеджмент».

Утверждение преподавателя: «Представьте: наша фабрика волшебным образом снизила себестоимость каждого стула вдвое. Согласно нашей теории, это должно привести к резкому росту объёмов производства, верно? Ведь снижение себестоимости ведёт к росту производства!»

Элемент провокации: «Но погодите! Если себестоимость уже снижена (допустим, за счёт дешёвых материалов), но спрос на стулья остался прежним, зачем нам резко увеличивать производство? Чтобы заполнить склады? Получается, снижение себестоимости заставляет нас производить больше, даже если это не нужно? Это же абсурдно с точки зрения управления запасами и спросом!»

Объяснение парадокса: «Вот тут и ловушка. Логика работает в обратную сторону. Когда мы наращиваем объём производства (например, из-за роста спроса), тогда постоянные затраты распределяются на большее количество стульев, что приводит к снижению удельной себестоимости. Причина – рост объёмов, следствие – снижение удельной себестоимости. Наше исходное утверждение перепутало причину и следствие.»

❓ Ценность приёма

У студентов возникает явный конфликт с интуицией управления: снижение издержек само по себе не может заставлять производить больше без спроса. Это создаёт ощущение абсурда и мощно активизирует мышление для поиска правильной связи. Источник идеи: Майданов А.С. в книге «Противоположности и парадоксы» предлагает создавать парадоксы через представление противоположных взглядов. В педагогике это трансформируется в намеренную инверсию причинно-следственных связей.

📌 Другие примеры

Бухучет: «Рост прибыли увеличивает доходы предприятия» (Парадокс: сначала растут доходы, что может привести к росту прибыли).

Управленческий консалтинг: «Формирование корпоративной культуры позволяет снизить текучесть кадров» (Парадокс: низкая текучесть опытных сотрудников сама формирует культуру).

Инновационный менеджмент: «Регулярное обновление продуктовой линейки увеличивает инвестиционную привлекательность» (Парадокс: сначала привлекательность привлекает капитал, позволяющий обновлять линейку).

✏️ Анализ по формуле парадокса (на примере эффекта масштаба)

А: Инвертированная связь. Снижение себестоимости ведет к росту объема производства.

Б: Правильная связь. Рост объема производства приводит к снижению удельной себестоимости (за счет распределения постоянных затрат).

Y: Взаимосвязь между объемом производства и себестоимостью единицы продукции.

X: Направление причинно-следственной связи. Утверждение (А) меняет местами причину и следствие по сравнению с общепринятым пониманием (Б) в рамках одной связи (Y). Источник парадокса – в инверсии логической последовательности.

❗️Автор: Борисенко Виталий Павлович — профессор-экспериментатор Московского гуманитарного университета, автор справочника педагогических методик «Управление вниманием студентов».

❗️ Формула парадокса предложена Д.А. Матвеевым.

❗️ Картина художника - Смирновой Даны.

Первоисточник авторской публикации: https://t.me/vpbtio/129

Показать полностью 1
2

Технология создания педагогических парадоксов: объект, понятие «оживает» и действует в своих интересах (АНТРОПОМОРФИЗМ)

Технология создания педагогических парадоксов: объект, понятие «оживает» и действует в своих интересах (АНТРОПОМОРФИЗМ)

Коллеги, добрый день!
Продолжаем серию постов о полезных инструментах вовлечения студентов.
Преподаватель наделяет абстрактное понятие или неодушевлённый объект чертами живого существа (олицетворяет), которое начинает «действовать» исходя из своих «интересов».
Этот приём позволяет нарушить стандартные ожидания, взглянуть на известные тезисы под неожиданным углом, выявить скрытые риски или преимущества в профессиональном контексте.

Реализация в учебном процессе
Пример: Олицетворение контракта на консультационные услуги.
Обычное определение: «Контракт фиксирует объём работ, сроки и условия оплаты».
Олицетворённое определение: «Это смелый контракт, готовый рискнуть остаться без вознаграждения при отсутствии результата, но претендующий на долю прибыли в случае успеха».

Упражнение:
1. Преподаватель предлагает сравнить два подхода к описанию контракта: безличный и олицетворённый.
2. Преподаватель задаёт вопросы:
· Как изменилось ваше восприятие сути контракта после олицетворённого описания?
· Каковы преимущества и недостатки каждого подхода?
· Какой подход делает материал более запоминающимся и почему?

Ценность приёма
Студенты отмечают, что олицетворение делает абстрактное понятие («контракт») визуализируемым, понятным, вызывает ассоциации и улучшает запоминаемость. Парадокс возникает из неожиданного сопоставления: неживой объект наделяется человеческими качествами («смелость», готовность к риску).
Приём часто вызывает позитивную эмоциональную реакцию (улыбку). Источник идеи: Леков М.В. Автор подчёркивает, что персонификация – ключевой способ создания парадокса в сказках Уайльда, оживляя неживые объекты и придавая повествованию фантастичность и глубину.
ЦИТАТА. «Самым распространенным способом создания парадокса в сказочном творчестве писателя является олицетворение. Персонификация животных, растений, природных явлений и даже неживых объектов – это неотъемлемая часть сказки как жанра, часть её фантастической составляющей.»
Источник: Леков М.В. Роль стилистических средств в создании парадокса. Современные исследования социальных проблем 2017, Том 9, № 1. — с. 100-114.

Анализ по формуле парадокса (на примере «Смелый контракт»)
А: Сущность объекта (Контракт — бездушный юридический документ, фиксирующий условия).
Б: Приписываемое качество, действие («Смелость» - человеческая черта, предполагающая риск и решительность).
Y: Объект (Контракт) и его функция (Регулирование отношений, распределение рисков, вознаграждений).
X: Природный статус - неживой объект (А), живой субъект с эмоциями и волей (Б). Источник парадокса – в приписывании объекту качеств, принципиально ему не свойственных по природе.

Автор: Борисенко Виталий Павлович — профессор-экспериментатор Московского гуманитарного университета, автор справочника педагогических методик «Управление вниманием студентов».
Фото: Борисенко Елены Александровны

Первоисточник авторской публикации: https://vk.com/wall231963048_2445

Показать полностью 1

Не лекция, а спектакль: как сделать так, чтобы студенты не засыпали

✨ Друзья!

Представляю Вам фрагмент из очень полезной и, на мой взгляд, интересной книги Наумова Леонида Борисовича. Я прочитал все его книги.

❗️Я знаком с его сыном Юрием Леонидовичем и его ассистентом Галиной Валентиновной Безродной и помогал Игорю Леонардовичу Викентьеву готовить статью для его Портала VIKENT.

📌 Книги Наумова по программируемому обучению занимают достойное место в коллективной базе педагогических приёмов издательства Ливрезон. Его идеи я использую в своей педагогической практике!

❗️ Прием игры-спектакля Наумова Л.Б. органически вписывается в мою книгу “Сборник педагогических техник: Управление вниманием студентов” Часть 2 “Как удержать внимание аудитории” Глава 3 “Игровое взаимодействие на уровне занятия” Раздел “Ролевые игры”.

Первоисточник авторской публикации: https://vk.com/wall231963048_2440

0

Технология создания педагогических парадоксов: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ОБЫДЕННОГО И НАУЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ

Технология создания педагогических парадоксов: ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ОБЫДЕННОГО И НАУЧНОГО ВОСПРИЯТИЯ

✨ Коллеги, добрый день!

Продолжаем серию постов о полезных инструментах вовлечения студентов.

Преподаватель представляет научный взгляд на явление, вывод из которого вступает в противоречие с общепринятым, обыденным пониманием.

Этот приём основан на задаче сопоставления явления с позиций теории (науки) и повседневного опыта.

✅ Реализация в учебном процессе

1. Преподаватель излагает теорию или тезис (устно или через обязательное чтение). Пример: Уровни изобретений по Г.С. Альтшуллеру.

2. Преподаватель даёт задание: привести собственные примеры для каждого уровня изобретений. Пример: В период пандемии COVID-19 студенты часто приводили вакцину «Спутник V» как пример изобретения высшего, пятого уровня.

3. Преподаватель собирает и анализирует ответы студентов (устно или письменно, в зависимости от размера группы).

4. Преподаватель предлагает студентам ещё раз внимательно прочитать ключевой фрагмент теории.

ЦИТАТА. «Задача первого уровня и средства ее решения лежат в пределах одной профессии, решение задачи под силу каждому специалисту. Объект задачи указан точно и правильно. Вариантов изменений мало, обычно не более десяти. Сами изменения локальны: незначительно перестраивая объект, они не отражаются на иерархии систем.»

Источник: «Найти идею» (3-е изд., дополн. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - С. 49 -54)

5. Преподаватель предлагает студентам пересмотреть свои ответы с строго научной точки зрения теории и заслушивает корректировки выборочно.

❓ Ценность приёма

Студенты испытывают сильное удивление, обнаруживая, что их интуитивно «очевидная» оценка (вакцина как высшее достижение) в рамках научной классификации (уровни Альтшуллера) оказывается неверной. Это ярко демонстрирует разрыв между обыденным и научным мышлением.

Источник идеи Майданов А.С. В своей книге «Противоположности и парадоксы» предложил создавать парадоксы с помощью противопоставления фундаментального и обыденного, в его трактовке, фундаментальное в буддизме можно постигать через суть обыденных вещей.

❗️ Анализ по формуле парадокса (на примере «Спутник V»)

А: Обыденное восприятие (Вакцина «Спутник V» - сложное, революционное изобретение, высший уровень).

Б: Научное восприятие (Согласно теории уровней: «Спутник V» соответствует 1-му уровню - «неизобретательское изобретение», решаемое в рамках одной профессии, локальные изменения).

Y: Конкретный объект оценки (Вакцина «Спутник V»).

X: Противоположные характеристики объекта в обыденном (революционность, высший уровень) и научном (локальность, 1-й уровень) понимании. Источник парадокса – в резком несоответствии оценок одного и того же объекта с разных позиций.

❗️Автор: Борисенко Виталий Павлович — профессор-экспериментатор Московского гуманитарного университета, автор справочника педагогических методик «Управление вниманием студентов».

Первоисточник авторской публикации: https://vk.com/wall231963048_2436

Показать полностью 1
0

Технология создания педагогических парадоксов: ФОРМУЛА ПАРАДОКСА

Технология создания педагогических парадоксов: ФОРМУЛА ПАРАДОКСА

✨Коллеги, добрый день!

Продолжаем серию постов о полезных инструментах вовлечения студентов.

Работая над главой “Использование образных иллюстраций” своей книги я встретил и полюбил парадоксы.

Обратимся к «Краткому психологическому словарю»: «Парадокс — мнение, суждение, умозаключение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее «здравому смыслу» (иногда лишь на первый взгляд); неожиданное явление, событие, не соответствующее привычным представлениям».

Я применял парадоксы на занятиях и выяснил, парадокс — это не просто интересное противоречие, это дидактический прием, способный резко повысить интерес, пробудить любопытство и стимулировать активную мыслительную деятельность студентов.

Я разработал технологию создания и применения парадоксов в педагогике.

❓В чем суть педагогического парадокса?

В нашем контексте парадокс — это специально созданное преподавателем противоречие, которое выводит студента из зоны интеллектуального комфорта и запускает процесс активного научного поиска. Чтобы этот инструмент работал эффективно, его необходимо грамотно сконструировать.

❗️Формула парадокса:

Основу создания парадоксов составляет метод контраста, при котором ключевой тезис противопоставляется альтернативе. Структуру парадокса можно представить универсальной формулой из четырех элементов:

А — первый элемент: утверждение, понятие, восприятие ситуации.

Б — второй элемент: противоречащее или противоположное утверждение, понятие, восприятие.

Y — общее в А и Б: это точка соприкосновения, которая позволяет их сопоставить (объект оценки, явление, процесс).

X — противоположное в А и Б: конкретный аспект, по которому А и Б вступают в резкое, часто взаимоисключающее противоречие. Именно X служит источником парадоксальности, «изюминкой», вызывающей интеллектуальный диссонанс.

Таким образом, элемент Y показывает, на каком основании соединяются противоречивые элементы, а X раскрывает суть парадокса.

В следующих постах разберем, как применять эту формулу на практике для разных дисциплин, этапов занятия и как это делаю я офлайн и онлайн занятиях со своими студентами.

Уважаемые коллеги и читатели! Мне очень интересно узнать Ваше мнение об этой технологии? Поделитесь, пожалуйста, в комментариях!

Первоисточник авторской публикации: https://t.me/vpbtio

Показать полностью 1

Создание педагогических парадоксов в высшей школе

Создание педагогических парадоксов в высшей школе

Знакомо чувство, когда на лекции — тишина, а в головах — штиль? Иногда, чтобы запустить мыслительный процесс, нужно его... нарушить.

Один из самых эффективных способов — педагогический парадокс.

Я структурировал и описал процесс создания педагогического парадокса. Вот как это работает на практике:

  • Есть формула. Да-да, парадоксы можно не ждать, а создавать по модели А-Б-Y-X. Это делает процесс управляемым.

  • Есть 10 готовых типов. Автор разбирает целую классификацию парадоксов, которые можно адаптировать под свои дисциплины.

  • Есть результат. Такой прием обостряет внимание, заставляет пересматривать устоявшиеся представления и активно искать решение.

Первоисточник авторской публикации: https://t.me/vpbtio

Показать полностью 1

«Как стать успешным студентом?»

🎓 Полные энергии и надежд встречаем мы новый учебный год!

🤝 Профессор-экспериментатор кафедры менеджмента МосГУ Виталий Павлович Борисенко делится своим многолетним преподавательским опытом и общением со студентами. В этом году он впервые попросил своих студентов-выпускников ответить на вопрос: «Как стать успешным студентом?»

💪 А мы считаем, что их ответы должны помочь новому поколению студентов влиться в учебный процесс и научиться грамотно использовать собственные ресурсы, поэтому представляем вам самые интересные и мотивирующие:

✅ Соня Ч.: «Учитесь не для оценки, а для себя. Курс Борисенко Виталия Павловича – это не про «сдать и забыть», а про то, чтобы прокачать навыки, которые останутся с вами даже после последнего дедлайна».

✅ Алена Б.: «Больше активничать и включать мозг, а не сухой GPT, потому что мыслить надо уметь... Ответственно подойдите к итоговому заданию и возьмите на заметку саму идею подобной схемы (смысловой схемы) для любой дисциплины».

✅ Данила П.: «Не бояться отвечать неправильно, так как только так можно выявить ошибки и их исправить».

✅ Александра И.: «Этот курс не про заучивание, а про понимание. Старайтесь разбирать каждую тему до сути... Преподаватель ценит мыслящих студентов. Если что-то непонятно — уточняйте, спорьте, предлагайте свои идеи».

✅ Артем Б.: «Ведение дневника и каталога – полезная вещь, так как разгружает голову и позволяет сконцентрироваться на более серьезных и актуальных задачах».

✅ Дарья В.: «Старайтесь максимально погрузиться в предмет, вы обязательно узнаете что-то новое. Если сможете выполнить такие элементарные требования, точно станете отличным учеником».

😉 До встречи в учебных аудиториях! Будет сложно, но интересно. Главное — приходить на занятия и стараться думать!

Первоисточник авторской публикации: https://t.me/vpbtio

«Как стать успешным студентом?»
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!