Вымершие левиафаны
Хтонические твари населяли океан древности, но развитие инженерной мысли привело к их исчезновению. Этот пост – о двух гигантских летающих лодках из 50-х, проигравших эволюционную борьбу за бюджет ВМС США. Первую, Convair R3Y Tradewind, начали делать в конце 1945.
Военные заказали ЗДОРОВЕННУЮ ЛЕТАЮЩУЮ ЛОДКУ (максимальный взлетный вес в итоге был 76 тонн и он всех устраивал…) в двух вариантах – патрульно-противолодочном и транспортном на 100 человек. Обязательным требованием была скоростью за 600 км/ч, ради которой инженеры создали огромное ламинарное крыло, поставили самый мощный турбовинтовой двигатель, который был, и соосные винты к нему.
Allison T40 - два спаренных Т38, вращавших через суммирующий понижающий редуктор соосные винты. С мощностью проблем нет, а надёжность через пару лет доведут... Доведут же?..
Из-за огромных проблем с надежностью мотора сроки работ уехали вправо - первый прототип оторвался от воды в 1950 вместо изначально планировавшегося 1948, и уже вскоре разбился: по непонятной причине самолёт потерял управление. Прикинув стоимость самого самолета и топлива, военные отменили заказ на патрульную версию, а вот грузовую продолжили делать.
Ее назвали R3Y-1, у нее сильно удлинили фюзеляж, а массу сэкономили, полностью убрав броню и вооружение. На испытаниях он показал крейсерскую скорость в 648 км/ч – безусловно круто, но как выпускать/загружать 100 человек или 22,5 тонн грузов? Через всего одну небольшую дверь?.. Уж не знаю, ее оставили потому что спешили закончить прототип, или потому что хотели выбить еще бюджета, но полноценную рампу получил лишь следующий экземпляр, R3Y-2.
Однако испытания "десантной" версии показали, что попасть в берег и не расшибиться (а потом оставаться устойчивым в процессе выгрузки) весьма и весьма сложно, особенно если на море не штиль.
Поэтому транспортные пепелацы переделали в топливозаправщики, и в таком виде военные закупили 11 штук R3Y Tradewind. Закупки начали в 1956, и уже два года самолет поймал запрет на эксплуатацию: военные наконец-то заметили постоянные поломки двигателей и соосных винтов, которые никто не смог решить.
Рекламы ради однажды провели показательную дозаправку сразу 4 машин, дескать "кто еще так может?" Отдаю должное мастерству летчиков – дозаправка таким плотным строем та еще задачка.
На этом история "Попутного ветра" закончилась, но в океане остался еще один мастодонт: "Хозяин моря" Martin P6M SeaMaster, оторвавшийся от воды в январе 1955 года.
Стратегическая реактивная летающая лодка была предложена в 1952. Планировалась 1. быстрая 2. автономная ЛЛ, что сможет долго воевать вдали от баз и берега. Первый пункт плана обеспечивался стреловидным крылом (впервые на ЛЛ), убирающимся реданом (тоже впервые) и четырьмя ТРД, а второй целым комплексом решений:
- P6M мог дозаправляться от любого корыта прямо в море;
- Отсеки с парой ТРД можно было снять и заменить прямо в море любым плавкраном;
- Все вооружение можно было загрузить через люк в крыше фюзеляжа тем же плавкраном (вот только после этого их надо было тащить и закреплять внутри самолёта вручную...);
- Тормозные щитки по бокам фюзеляжа могли выпускаться отдельно для лучшей "рулежки" по воде;
- Воткнули мощную поисковую РЛС и привязанную к ней прицельную систему.
- За кабиной экипажа воткнули помещение под якоря, съемные шасси, швартовые и кровати;
- За тонкой стенкой этого помещения расположили отсек с баком спирта для противообледенительной системы;
Все это звучит чудовищно дорого, но американский флот не скупился – ему СРОЧНО был нужен собственный носитель ядерного оружия для схематозов и борьбы за бюджет. У фирмы даже заказали отдельный аэромобильный сухой док под Р6М...
Итого получалась летабла с максимальной взлётной массой 72 тонны. Чтоб хоть где-то сэкономить массу, поплавки сделали из пластмассы, оптимизировав их форму так, что они улучшали аэродинамическое качество крыла. Но обмануть физику не вышло – посадочная скорость летаблы составила аж 290 км/ч.
Поначалу испытания шли очень хорошо – самолет отлично управлялся и разгонялся до 960 км/ч. Было построено две машины в первой серии (XP6M) и началось изготовление второй (YP6M-1). Но уже в декабре первый прототип разбился – отказал механизм переустановки стабилизатора. Расследование выявило, что при расчетах не учли выхлоп двигателей («термические и акустические нагрузи», если по-умному), который бил прямо на оперение.
На второй серии переделали расположение движков, исключив обдув хвоста, да и сам хвост изменили переделали. Параллельно переоборудовали и начали испытывать несколько кораблей снабжения… Но в этот момент разбился второй прототип из первой серии – стабилизатор ему усилили, но на сей раз отвалился хвост целиком. Опять влияние выхлопа от движков, приведшее к диким автоколебаниям.
И хотя вторая серия SeaMastera почти не показала проблем на испытаниях, две катастрофы подорвали доверие заказчика. Деньги у фирмы заканчивались, а вскоре флот отказался от закупок – слишком дорого, слишком большие нагрузки на экипаж, фиг знает, куда ее девать в случае шторма...
Для противолодочных функций лучше подходили вертолеты, а для ядерки уже строились АПЛ. Поэтому Р6М все построенные прототипы вскоре пошли под пресс. А в 1960 фирма "Мартин" объявила о прекращении производства самолетов и уход в другие отрасли.
_____
Автор: Трифон Дубогрызов. Пишу про необычные самолеты и историю. Начинал я в паблике ВК "Всратые авиаконструкторы", загляните и туда, если любите авиацию. Не прощаюсь!
































