Серия «История и археология»

О самоназвании шумеров

В современном общественном сознании сложился образ шумеров как мудрых законодателей, поэтов, математиков и астрономов. Но это только одна сторона их образа. Есть и другая. Шумеры называли свою страну Кен-гир, а себя — Сан-гиг. Буквально "голова - черный". Традиционно это слово переводится как "черноголовые". Но слово “черный” у шумеров обозначало не только цвет, но и ночь. Поэтому второй возможный перевод их самоназвания “люди у которых в голове ночь”, т.е. “люди тьмы”. Значит, там были и “люди света”. Перевод слова Кен-гир не встречает затруднений. Оно переводится как “страна господ”. А где есть господа, там обязательно есть и рабы. Действительно, рабство в Шумере процветало с самого начала. И откуда же возьмутся рабы, как не из военнопленных? "Ну и что? -- скажет читатель. -- Так было всегда и везде". Но в том-то и дело, что нет. До прихода шумеров в Месопотамию там не было рабовладения, не было больших городов, там люди жили в маленьких родоплеменных общинах, где все были равны. Причем уровень культуры у этих общин был не ниже, чем у шумеров. Процветало ирригационное земледелие, люди ходили в тканной одежде, а не в шкурах, ремесленники работали на продажу, производя тонкую керамику и украшения из меди. И почти не было войн. Шумеры изобрели не цивилизацию, а рабовладение. И уже рабский труд позволил создать и зиккураты, и бюрократию, и математику, и философию. И вечную войну.

14

Исторические корни легенды о рептилоидах

Рептилоидные статуэтки культуры Убейд, около 7000 лет назад.

Рептилоидные статуэтки культуры Убейд, около 7000 лет назад.

Шумерскую цивилизацию, возникшую в начале 4 тысячелетия до н.э., справедливо называют первой цивилизацией. Цивилизацией в полном смысле этого слова. Мы живем по тем лекалам, которые были изобретены в Шумере, и наш образ мысли не так уж сильно отличается от образа мысли шумеров. Социальная иерархия, законы, бюрократия, государственная религия — все это родилось именно в Шумере. В начале 20-го века считалось, что до шумеров в южной Месопотамии жили одни дикари. Но Шумер появился не на пустом месте. Как показали дальнейшие исследования, до вторжения шумеров в южную Месопотамию 6000 лет назад, там жили вполне культурные люди. У них было почти все, чем знамениты шумеры — ирригационное сельское хозяйство, развитые ремесла, храмы, и даже гончарный круг. Не было только больших городов. Люди жили в небольших деревнях и селах, имущественное и сословное деление уже существовало, но было слабо выражено. Шумеры отличились тем, что первыми начали строить большие города с четкой классовой структурой. А дальше все было предопределено. В таких городах неизбежно возникает обособленная элита, сложные культы богов, письменность, математика, астрономия и рабство, как основа хозяйственной деятельности.

Хронология событий такова. Примерно с 75 века до н.э. на Ближнем Востоке установился мир. Сельское хозяйство стало приносить достаточно продовольствия для безбедного существования больших коллективов. Климат был мягкий, засух не было. Колосились поля пшеницы и ячменя, стада овец паслись на тучных лугах. Ремесленники работали на продажу, изготавливая каменные орудия труда, медные украшения и расписную керамику. Но главное, люди научились жить без войн и насилия. Зачем воевать, если ты честным трудом можешь прокормить и себя, и свою семью? Общество равных тружеников, справедливо распределяющее продукты, выращенные общим трудом. Родоплеменной строй, эгалитарное общество без эксплуатации, без воровства, обмана и насилия — так жила культура Чатал-Хююк в Анатолии долгих полторы тысячи лет. Этот город насчитывал не 500, не 1000, а целых 10000 жителей, живших в равенстве и согласии. Первый мегаполис Медного века по структуре был похож на колониальный организм вольвокс. Он представлял собой массу одинаковых односемейных домов, без четкой структуры, без центрального храма, без социального разделения по кварталам и даже без улиц. Но в 62 веке до н.э. началось сильное похолодание. Продлись оно подольше, и наступил бы новый ледниковый период. Но и нескольких десятков лет неурожаев, засух и голода оказалось достаточно, чтобы культура Чатал-Хююк пришла в упадок и погибла навсегда. Город был заброшен, а оставшиеся в живых люди разбрелись кто куда. Часть пошла на юг-восток, и создала несколько археологических культур в Месопотамии, где было достаточно воды для естественного орошения полей. Одной из наиболее значимых была Самаррская культура в среднем течении Тигра и Ефрата. Именно ей приписывается изобретение ирригации и первенство в разведении льна. Существовала она приблизительно с 59 до 39 века до н.э. Параллельно с Самаррской культурой в южной Месопотамии возникла культура Убейд. Именно убедийцы основали те поселения, которые потом стали первыми шумерскими городами-государствами Ур, Урук и Эриду. И именно убедийцы изобрели гончарный круг. Их керамику высоко ценили соседи. Убедийцы строили уже довольно большие храмы, и торговали с окрестными странами, распространив влияние своей культуры на все Междуречье и на Элам. Однако пропасти между народом и элитой еще не было, общество было более-менее эгалитарным, хотя уже и не полностью равноправным, как в Чатал-Хююке. А потом пришли шумеры со своей цивилизацией и иерархией. Родоплеменной строй сменился рабовладельческим. Начались непрерывные войны. В могильниках стало появляться оружие, что является доказательством того факта, что до шумеров в Месопотамии воевали не так уж часто. А потом война стала обычным и почетным делом. Да, там, где эксплуатация, там всегда война.

Таким образом, многие изобретения, которые раньше историки приписывали шумерам, на самом деле принадлежат убедийцам и самаррцам. Шумерская культура очень много заимствовала у своих предшественников и в духовном плане. Среди прочих особенностей культуры Убейд отмечено широкое распространение странных статуэток, изображающих людей с лицами ящериц. В основном это женщины, но попадаются и мужчины. Зачем? Для чего эти мирные люди наделали столько этих странных статуэток? Причем все статуэтки похожи друг на друга, и у них не маски ящериц, а именно лица. Ни у кого из соседних культур не было ничего похожего. Самаррцы тоже изготавливали статуэтки из кости и глины, но они изображали лишь пухлых женщин и быков. А тут — полуящерицы-полулюди. Понятно, если бы подобные предметы делали египтяне — в долине Нила любили изображать людей с головами разных животных. Но в Месопотамии не было такой традиции ни до, ни после Убейда. И вот, поставим себя на место шумерца, который прибыл издалека в чужую высокоразвитую страну, с совершенно непонятным языком и странной культурой. Он видит кругом эти рептилоидные статуэтки и ничего не понимает из объяснений местных жрецов. Тогда он включает свою фантазию и рождается легенда об аннунаках, пришедших с планеты Небиру, которые создали людей из глины, потому что самим рептилоидам было лень добывать себе пищу и строить храмы. Но почему мысли шумерца пошли именно в этом направлении? Потому что эта легенда очень удобна для оправдания вечной войны и для обоснования права на эксплуатацию других людей: “Мы наследники высших форм жизни, поклоняйтесь нам, подчиняйтесь нам, работайте на нас!” Затем уродливые статуэтки полуящериц сменяют респектабельные изображения великанов в коронах из рогов и в юбках из овечьих шкур. Но осадочек, как говорится, остался. Отголоски шумерских фантазий о рептилоидах дожили до наших дней, став одной из основ популярной теории заговора. Но вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какой смысл вкладывали 7000 лет назад мастера Убейда в свои рептилоидные статуэтки.

Месопотамия 7000 лет назад. Самаррская культура отмечена зеленым цветом, Убейд -- голубым.

Месопотамия 7000 лет назад. Самаррская культура отмечена зеленым цветом, Убейд -- голубым.

По материалам Википедии.

Показать полностью 2
112

Змиевы валы

В Среднем Поднепровье, на территории современных Киевской, Житомирской, Черкасской и Полтавской областей Украины можно увидеть Змиевы валы — древние земляные укрепления, название которых связано с народной легендой.

Она повествует о том, как ненасытный Змий был укрощен кожемякой по имени Никита или Кирилл (по одной версии) или, по другой, двумя кузнецами, которых иногда называют святыми Кузьмой и Демьяном (вариант — Борисом и Глебом). Герой (герои) впрягли Змия в исполинский плуг, которым была пропахана огромная борозда — так образовался вал, названный Змиевым.

Валы давно привлекали внимание ученых. Назначение этих сооружений не вызывало дискуссий: поскольку они тянутся в общем направлении с востока на запад в лесостепных районах, было ясно, что это оборонительные линии, построенные земледельческим населением для защиты от кочевников. Но эта грандиозная фортификационная система оставалась загадочной, поскольку не было достоверных данных о том, кто именно и зачем ее соорудил.

Длительное время исследователи ограничивались тем, что анализировали исторические источники, упоминающие о валах, составляли карты (главным образом, по литературным данным) и лишь изредка осматривали отдельные участки валов на местности.

Состояние дел изменилось, когда изучением Змиевых валов в конце 1960-х гг. занялся краевед Аркадий Бугай (по специальности преподаватель математики). Не имея почти никакой поддержки (кроме помощи студентов Киевского педагогического института), он в течение десяти лет исследовал практически все известные валы Среднего Поднепровья и впервые составил сводную схему валов, которая фиксирует результаты их непосредственного осмотра на местности.

А. Бугай считал, что валы построены древними славянами задолго до образования Древней Руси. Этот его предварительный вывод был вроде бы подтвержден результатами радиоуглеродного анализа угля от сожженных бревен, обнаруженных в теле валов.

Исследования А. Бугая вызвали широкий интерес околонаучной публики и заставили заняться изучением валов профессиональных археологов. Последние традиционно считали Змиевы валы памятниками, неперспективными для раскопок, и только желание проверить результаты интересных, но дилетантских исследований краеведа изменило позицию профессионалов.

В 1974 г. начала работать археологическая экспедиция, образованная специально для изучения Змиевых валов. Итоги ее многолетней работы были опубликованы в 1987 г. в монографии "Змиевы валы Среднего Поднепровья", написанной руководителем экспедиции Михаилом Кучерой, опытным археологом, специалистом по древнерусским укреплениям. На основании анализа работ своих предшественников, письменных источников и, главное, результатов раскопок М. Кучера убедительно доказал, что основная часть валов построена в правление киевских князей Владимира Святославича и Ярослава Владимировича в конце X - в начале XI вв. для защиты границ Руси от печенегов.

Ученый исследовал систему обороны, элементами которой были валы, реконструировал их первоначальный вид и даже подсчитал, что построить вал длиной 1 км за один сезон могли 72 чел. (Как предполагает исследователь, валы возводились в три этапа в течение 19 лет, и ежегодно на их строительстве работало около 3,5 тыс. чел.)

Тем не менее, среди людей, которые интересуются историей, но не являются специалистами, до сих пор распространены взгляды на Змиевы валы, высказанные А. Бугаем. Но выводы М. Кучеры о времени сооружения Змиевых валов основаны на совокупности конкретных фактов. Каковы же эти факты?

Прежде всего, надо указать, что на территории Среднего Поднепровья, кроме собственно Змиевых, встречаются и другие валы: так называемые большие скифские городища, построенные в VI-V вв. до н.э.; укрепления позднего средневековья, сооруженные на российско-польской границе, а также против крымских татар; валы XVIII-XIX вв., которые обозначали границы отдельных земельных владений и обкопки леса, сделанные в современную эпоху.

Исследования показали, что по своему облику, строению и особенностями расположения эти виды сооружений отличаются между собой (хотя их часто объединяют под общим названием Змиевых валов). Змиевы валы (в узком смысле) всегда линейно вытянуты (в отличие от скифских валов, которые образуют полузамкнутые кольца), возведены с использованием защитных свойств местности; только они имеют внутри деревянные конструкции.

В наше время Змиевы валы сохранились лишь на отдельных участках, главным образом в лесах. Высота насыпей достигает 1-2,5 м, а ширина в нижней части — 8-14 м. Валы сопровождаются рвами, из которых бралась земля для насыпей и которые образовывали дополнительное препятствие для врага. Тщательные исследования позволили реконструировать первоначальные трассы валов и установить, что их общая длина составляла 969,5 км, из которых на местности прослеживается теперь лишь четвертая часть.

Раскопки обнаружили, что Змиевы валы построены с применением деревянного каркаса, который имеет две разновидности. Первая — это срубная конструкция, то есть стена из четырехстенных срубов, которые поставлены в один или несколько рядов, заполнены землей и имеют внешние земляные откосы. В первоначальном виде такое укрепление выглядело как вал высотой до 3,5 м, над которым, предположительно, возвышалась деревянная стена. Описанная конструкция идентична применявшейся на древнерусских городищах Поднепровья.

Вторая разновидность — перекладная конструкция, которая состоит из ярусов продольных и поперечных бревен, засыпанных землей. Первоначально такое укрепление имело вид вала с очень крутыми склонами высотой до 3,5 м, а иногда не ниже 3,7 м. Перекладная конструкция не встречается на городищах Поднепровья, но известна в западнославянских крепостях IX-XII вв. и в древнерусских укреплениях Новгорода, Минска, Москвы.

Одного строения валов достаточно, чтобы убедиться в их принадлежности к временам Древней Руси. Этот вывод подтверждают другие археологические доказательства: находки вещей в отдельных валах, данные стратиграфических разрезов валов в местах обнаружения древнерусского культурного слоя, наличие вдоль линий валов поселений и укрепленных пунктов, основанных в конце X - первой половине XI вв.

Но как быть с результатами радиоуглеродного анализа, полученными А. Бугаем? Ведь в соответствии с ними Змиевы валы датируются в интервале от II в. до н.э. до VII в. н.э.! Дело в том, что радиоуглеродный метод имеет очень широкую амплитуду допустимых расхождений, на результаты анализа влияет много непредвиденных факторов, которые искажают его результаты.

Поэтому его целесообразно применять, например, при датировании памятников каменного века, для которых точность "плюс - минус тысячелетие" считается достаточной. Но радиоуглеродный метод практически никогда не используется в археологии при исследованиях поздних памятников, для которых разница в одно столетие является значимой.

Те, кто не соглашается с древнерусским происхождением Змиевых валов, ссылаются на большую древность легенды о Змие, а также на то, что летописи, не сообщая об их строительстве, упоминают их как уже нефункционирующие сооружения. Как опровергаются эти аргументы? Название "Змиевы валы" фиксируется в письменных источниках только с XVIII в. — таким образом, легенда о Змие может оказаться не такой уж и древней.

Летописцы называли эти насыпи просто "валами" и четко отличали их от действующих крепостных оборонительных линий, которые тоже представляло собой валы (с деревянными стенами на гребне), но всегда прятались в языке того времени за термином "город". Действительно, летопись не пишет о сооружении валов. Тем не менее, в летописной статье 988 г. говорится, что в связи с набегами печенегов Владимир Святославич начал "города строить по Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне".

Вполне возможно, что здесь имеются в виду не только многочисленные крепости, но и валы (в функционирующем состоянии), которые образовывали вместе с крепостями единую систему обороны. Кроме того, следует учитывать, что рассказ о княжении Владимира, который дошел до нас в "Повести временных лет", составлен не его современником (летописные записи делались не ранее 1060-х гг.) и поэтому не может претендовать на полноту и точность.

Но мы имеем свидетельства современника Владимира. Немецкий миссионер Бруно Квертфуртский, который около 1007 г. осуществил путешествие через Киев к печенегам, пишет: русский государь с войском "два дня сопровождал его к границам своего государства, которые он (государь) обвел от кочевого врага очень крепким и очень длинным укреплением".

Чтобы понять, почему валы на время первого летописного упоминания о них (1093 г.) уже не использовались с военными целями, надо раскрыть их роль в обороне от кочевников на фоне исторических событий.

В конце X в. усилились нападения печенегов на южные границы Руси, и защита страны от кочевников стала для Владимира Святославича первоочередной задачей. Как известно, лучшая оборона это наступление. Однако бороться с кочевниками с помощью превентивных ударов можно только в том случае, если они имеют постоянные базы — зимники и летники. Печенеги же непрерывно передвигались на кибитках вместе с семьями и были почти неуловимы. Единственным успешным способом обороны против печенегов был пассивный.

Поэтому людские и материальные ресурсы со всей территории Древнерусского государства были направлены на строительство грандиозной системы обороны, которая состояла из крепостей (где стояли постоянные гарнизоны), курганов для наблюдения за местностью и нескольких линий валов. Валы не были предназначены для непосредственного ведения боевых действий; их задачей было задержать врага, лишить его главного преимущества — скорости и внезапности, выиграть время для сбора войска, не дать противнику быстро уйти от преследования или избежать встречного боя.

Глубоко эшелонированная система укреплений позволила отразить наступление печенегов. Постепенно их набеги прекратились. Новая возможность прийти с войной на территорию Руси появилась для них только потому, что они были приглашены в качестве наемников самими русскими князьями — сыновьями Владимира, которые начали между собой борьбу после смерти отца.

Но в 1017 г. печенеги были наголову разбиты Ярославом Владимировичем под стенами Киева. В правление Ярослава граница государства была перенесена дальше на юг, на реку Рось, вдоль которой была построена новая линия обороны. Валы, сооруженные при Владимире, оказались в глубоком тылу и без ухода довольно быстро пришли в полуразрушенное состояние.

Когда же Русь столкнулась с новой волной кочевников — половцами, то в борьбе с ними сложилась новая тактика защиты границ. Основное бремя обороны было возложено на "своих поганых" — тюркские племена, которые перешли на службу к русским князьям и получили от них земли в пограничной полосе.

Половцы, в отличие от печенегов, имели зимники и летники, и поэтому против них осуществлялись успешные походы в глубь степей. К тому же с разделом Руси на полусамостоятельные княжества поддержка единой системы укреплений стала невозможной (правда, в XII в. были возведены новые валы на небольших участках вдоль Роси, а также в междуречье Сулы и Сейма).

Но в свое время Змиевы валы оправдали потраченный на них труд, защитив Русь от опустошительных печенежских набегов. Невзрачные на вид насыпи, до сих пор кое-где возвышающиеся среди лесов Среднего Поднепровья, имеют интересную историю, пусть не так древнюю и загадочную, как кое-кому хотелось бы.

По материалам: Д. Вортман. Змиевы валы.

Показать полностью
229

ОПРИЧНИКИ ИВАНА ГРОЗНОГО

Само слово «опричнина», «опришнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает — особый, кроме.

3 декабря 1564 г., помолившись в Успенском соборе и картинно простившись с митрополитом Афанасием, членами Боярской думы, служилыми людьми, царь с семьёй и ближними людьми «погрузился» в санный поезд и под охраной нескольких сот вооружённых людей отправился на богомолье, увозя к удивлению провожающих, государственную казну и наиболее почитаемые иконы. Миновав Коломенское и Троицкий монастырь, он обосновался в Александровой слободе, которая по сути была естественной крепостью.

Из Александровой слободы царь отправил письмо митрополиту, в котором предъявлял обвинения в адрес боярства и духовенства, говорил о том, что налагает на обидчиков опалу и отказывается от трона, поскольку не может править (казнить и миловать) по своему уразумению. Отречение от царства и одновременно опала — в этом есть определённое противоречие: налагать опалу на высшие чины может только царь, а он-то как раз и отказывается от этой «функции».

В то же время царские гонцы распространили в столице письма (по сути- прокламации), в которых от имени царя говорилось, что опалы налагаются только на бояр, и что на посадский люд гнева нет. Таким образом, царь натравливал посадский люд на бояр, используя, выражаясь марксистским языком, классовые противоречия и, находясь, используя уже другой язык, в режиме активного выжидания. Выжидание это далось царю нелегко: он знал, что играет ва-банк и что может проиграть — всего за один месяц, за декабрь 34-летний царь постарел на несколько лет, ссутулился, облысел. Но паузу выдержал, не сморгнул. Сморгнула противоположная сторона, хорошо помнившая июньский бунт 1547 г. (когда толпа рвала боярина Глинского) и справедливо опасавшаяся народного бунта.

5 января 1565 г. депутация, состоявшая из «высокопоставленных лиц», била Ивану челом сменить гнев на милость, возвратиться на царство и править страной, как ему хочется. Условием возвращения Иван выдвинул признание государевой воли единственным источником власти и закона. Царь становился над верхушкой господствующего класса и её институтами, и бояре согласились. По сути это была революция внутри господствующего класса, ломавшая двухсотлетние княжебоярские устои. Однако царь не был наивным человеком, он прекрасно понимал то, что в начале ХХ в. сформулирует Ленин: «грош цена революции, не способной себя защитить». Ну а лучшая защита — нападение. Средство социального защито-нападения Иван Грозный изобрёл сам — то была опричнина.

Объявив о возвращении, царь в то же время поставил депутацию в известность, что частью страны будет управлять сам, с помощью своих людей; в этой части не будет Боярской думы, приказов и т.п. Царь решил «учинить на своём государстве себе опришнину», т.е. выделить особый удел, в котором заводились новые порядки, новая администрация, новая господствующая группа, а точнее, господствующая группа нового типа — опричники.
В начале ХХ в. Ленин сказал: дайте мне организацию профессиональных революционеров, и я переверну Россию — и перевернул, создав новую властную, а затем и социальную систему. Перевернул, правда, с помощью исторических обстоятельств, этой организацией не только не созданных, но и непредвиденных. Перефразируя Ленина, Иван IV мог бы сказать: дайте мне организацию особого типа, и я переверну Русь — и перевернул, создав новую властную, а затем социальную систему (самодержавие) на базе достижений отца и матери, создавших их. Но сделал это без иностранной помощи. Более того Грозный защитил страну от экономической экспансии Запада, удавшейся лишь в начале XVIII века, после Смутного времени.

Иван Грозный разделил страну на две части: опричнину и земщину. В земщине продолжали править Боярская дума и приказы — но это на бумаге, по сути и её контролировали опричники, лишь формально ограниченные опричной зоной. В последней же опричники хозяйничали и по сути, и по форме. Опричный корпус в разное время достигал численности от 1 тыс. до 5 тыс. человек; отбирал в него сам царь. В корпусе служили представители всех слоёв господствующего класса — князья, бояре, дети боярские (дворяне). Вступление в опричники снимало «ранговые» различия. Это усиливалось тем фактом, что вступая в опричнину, человек должен был отречься от родных и друзей, обязывался служить царю и искоренять крамолу, кусая врагов царя, подобно псам, и выметая измену из страны (отсюда знак опричника — собачья голова и метла).

По сути опричнина была первой в русской истории чрезвычайной комиссией (ЧК), организацией, поставившей чрезвычайный принцип над институциональным. Они потом не раз ещё явятся в русской истории. Гвардия Петра I, ЧК большевиков: «быль царей и явь большевиков», «бред разведок, ужас чрезвычаек» — так об этом напишет Максимилиан Волошин в стихотворении «Северовосток». Но первой стала опричнина, а изобретателем и генеральным конструктором был Иван Грозный, крупнейший из авторов русских властных инновационных проектов.

По форме организации опричнина отчасти копировала церковную, точнее — монастырскую. Опричную «братию» возглавлял игумен (сам царь), были в ней пономарь, келарь, рядовые монахи. Была общая трапеза. Верхние одежды были грубыми — нищенскими или монашескими, в руках опричника — посох. Но трапеза была не аскетической, а обильной, изысканной, под грубой верхней одеждой скрывалась одежда из тонкого сукна на собольем или как минимум куньем меху и шитая золотом; на поясе под одеждой висел длинный нож. Перед нами эдакий светский орден мече(ноже)носцев, имитирующий церковный; полтора века спустя в виде «всепьянейшего и всешутейшего собора» Пётр I доведёт до конца эту имитационную, «опускающую» церковь как институт, логику.

Иван Грозный дал чёткое название придуманному им чрезвычайному органу — «опричнина». Обычно упоминают только одно значение этого слова: «опричь», значит — кроме. Однако есть ещё три значения, и все они работают на новую форму, т.е. адекватно характеризует её содержание. Второе значение «опричнины» — так называли крестьян одной социальной категории, вместе записавшиеся в монастырь (опричнина как — по форме — монастырская братия). Третье значение — вдовья доля: когда погибал или умирал боярин (дворянин) и некому было служить (нет ни детей, ни племянников или есть только дочери), большая часть владений отписывалась в казну, а часть — «опричнина» — оставлялась вдове (у Пушкина вдова во втором смыслом ряду символ государственности?). Большой любитель поюродствовать царь со смаком применил «вдовью» интерпретацию к своему новому уделу. Наконец, четвёртое значение — «опричниной» называли изысканное, самое вкусное блюдо, которое подавалось для лакомства после того, как основная часть гостей отбывала и за столом оставались хозяин и самые дорогие гости — «лутчие люди». Это значение опричнины как нельзя лучше характеризует несоответствие скромной формы и разгульного содержания опричнины.

ЧК под названием «опричнина», по мысли царя, должна была сломить сопротивление знати. Но сопротивление чему? Какое сопротивление стремился упредить царь? Сопротивление тому, что составляет главное по сути в опричнине — так называемый «земельный террор». Именно он был «основной операцией», которую должен был обеспечить и прикрыть физический террор, творимый опричниками. Последний был важен, особенно в самом начале, чтобы запугать, как говаривал Вилли Старк, «чтобы их внуки в этот день описались, сами не зная почему». Но физический террор, масштабы которого сильно преувеличены, не был ни единственным, ни тем более главным в опричнине. Главным было «перебрать людишек» и их земли; иными словами, осуществить обещанный пересмотр княжеских сделок по земле, совершённых после 1533 г., т.е. после того, как со смертью Василия III ослабла государева узда на шее боярства. Конкретно речь шла о том, чтобы снять князя или боярина с насиженных мест, даже если это его вотчина, и переселить в другое место, выделив ему там землю — практика вполне ордынская. Но дело было не столько в собственности, в подрыве экономических позиций, хотя и в этом тоже, а во власти: «земельный террор» рвал связь князей с их детьми боярскими, у них «переменялся двор», и их позиции слабели. Недаром одной из любимых фраз Ивана Грозного была «перебрать людишек». О том, к каким результатам привёл «перебор» — чуть позже, а сейчас — кратко — об основных событиях опричнины.

Уже в 1565 г. состоялись первые казни. В 1566 г. возник конфликт 300 земцев — участников Собора 1566 г. с царём (челобитная об отмене опричнины). В 1567 г. — новые репрессии. В 1568 г. вспыхнул конфликт царя с митрополитом Филиппом. В следующем году был уничтожен последний удельный князь Владимир Старицкий с семьёй. В 1570 г. был разгромлен Новгород и проведено дело «о новгородской измене» в Москве. За этим последовал второй тур «московского дела» — арест, казни и уничтожение полутора десятка опричников, включая Вяземского, Черкасского, Басмановых.

За время опричнины было пролито немало крови — особенно по сравнению с правлением Василия III. Однако по сравнению с тем, что творили современники Грозного царя в Западной Европе — Карл IX во Франции во время религиозных войн (Варфоломеевская ночь и другие погромы), Генрих VIII и Елизавета I в Англии, герцог Альба по приказам испанского Филиппа II в Нидерландах — действия Ивана IV выглядят весьма и весьма умеренно.

О злодействах западных королей и королев критики Ивана IV, как западные, так и отечественные, почему-то не вспоминают, а ведь всё познаётся в сравнении. Позиция западных пропагандистов разных веков понятна: им нужно очернить Россию, русских и их царя и обелить себя — одним из качеств западной цивилизации является фантастическая самоопология, изощрённое самооправдание, умение табуизировать неприятные темы. Менее понятна позиция местных автофобов, раздувающих до вселенских масштабов то, что не идёт ни в какое сравнение с социальными преступлениями западных верхов и не выходит за рамки статистической нормы. Уже не говорим о том, что становление центральной власти повсюду в Европе во время кризиса «длинного XVI века» (1453—1648 гг.) протекало с кровью, и русские «потоки» были, пожалуй, одними из самых малых. Тем более, что длилась опричнина всего семь лет, а затем, в 1572 г. была отменена.

РАЗВЕ? 1572 год — куда подевалась «опричнина Грозного»?

Впервые предположение об отмене опричнины высказал — без каких-либо доказательств — большой выдумщик по части русской истории Карамзин в 1825 г. Тезис был принят. В 1925 г. были опубликованы мемуары Штадена — немца, жившего в России во времена опричнины. Штаден, представивший себя в мемуарах опричником, заявлял, что опричнина была отменена в 1572 г.

Однако опричником Штаден не был, жил в земщине и сбывал награбленное опричниками. Барыга, враль, не имевший доступа к серьёзной информации. Действительно, за упоминание слова «опричнина» с 1572 г. били кнутом — и что?

Какие ещё аргументы приводятся в пользу того, что царь разочаровался в опричнине и потому отменил её? Таких аргументов два:

Первый аргумент — «битва на Молодех» 1572 г., когда русские, правда, дорогой ценой, нанесли сокрушительное поражение крымцам в 45 км от Москвы. Эта битва, значение которой историки, прежде всего либеральные, преуменьшают (а то и вовсе не упоминают эту битву), как минимум, не менее важна, чем Куликовская — потерпи русские поражение, и пришлось бы платить дань крымскому ханству.

Некоторые историки, не приводя конкретных аргументов, утверждают по поводу битвы «на Молодех»: опричники-де показали, что могут мордовать только мирное население, что они «молодца против овца, а супротив молодца — сами овца»; поэтому якобы не надеясь на своих «кромешников», царь перед битвой «разбавил» войско земскими полками, они-то, под командованием Воротынского, и выиграли сражение. Всё это, однако, досужие домыслы.

Во-первых, представление о низкой боеспособности опричного войска ни на чём не основано.

Во-вторых, в битве опричные полки под командованием Хворостинина показали себя, как минимум, не хуже земцев. В-третьих, что касается объединённого земско-опричного войска, то оно было создано не потому, что царь сомневался в боеспособности опричников, а по совсем другой причине — именно потому, что полагался, прежде всего, на опричников. Дело в том, что в 1568 г. был раскрыт заговор под руководством боярина Фёдорова. Заговорщики планировали силами земских полков перебить опричные, захватить Ивана Грозного и выдать его полякам. Вот после раскрытия заговора и было решено создать общее опрично-земское войско, в котором опричный сегмент выполнял функцию коллективного «политкомиссара», подобно этому некоторые войска НКВД, стойко принявшие на себя удар немцев в 1941 году и не дрогнувшие перед врагом, были растворены в обычных частях для повышения боеспособности последних.

Второй аргумент: в 1571 г. царь начал казни опричников, это якобы означает, что он разочаровался в опричнине и на следующий год отменил её. Начнём с того, что опричников казнили не за то, что они опричники, а в каждом случае была своя конкретная причина. Это первое. Второе заключается в том, что казни решали проблемы отношений внутри опричного корпуса, были, если пользоваться терминологией Мао Цзэдуна, «исправлением стиля»: репрессии проводили не земцы, а сами же опричники — Малюта Скуратов и Василий Грязной, т.е. одна часть ЧК с одобрения царя устранила другую часть. Также было и в 1938 году, когда под репрессии попали особо рьяные«деятели» 1937 и более ранних лет.

И, наконец, самое главное: после так называемой «отмены опричнины» опричники заполнили Государев двор, опричное правительство стало называться «дворовым», функционировало оно до самой смерти царя, а точнее, не просто функционировало, а проводило прежнюю политику; правда, физического террора поубавилось (в нём уже не было нужды — воля противников была сломлена, к тому же Борис Годунов усовершенствовал унаследованный от своего тестя Малюты Скуратова «политический сыск», и во многих случаях достаточно было профилактических акций в режиме активного противодействия), а вот механизм земельных перераспределений опричного типа продолжал действовать. Государев двор, «накачанный» опричниной, стал главным органом власти, изменив своё положение по отношению к Боярской думе. Без опричнины такого изменения в положении и роли «президентской администрации» XVI в. и помыслить себе нельзя.

Так что же изменилось? Лишь «знаки и возглавья» (М. Волошин), т.е. изменилось — исчезло — слово. Но не дело по своей сути. Дело изменилось по форме: опричнина из ЧК превратилась в регулярную организацию, в — худо-бедно — институт. Рискнёт ли кто-нибудь сказать, что когда в начале 1920-х годов ЧК переименовали в ГПУ, её отменили? Конечно же нет, она стала постоянно действующим институтом.

К 1572 г. опричнина выполнила свою чрезвычайную функцию «страха и ужаса», подмяла существовавшие до неё органы власти, во многом обесценила их, «укатала-уездила» опричную территорию, подготовив её к новой жизни. Посмотрите на карту опричных земель — это в основном северные земли.

В этом смысле — «следствие окончено: забудьте» — опричнина была отменена, но не она растворилась в окружающем мире, а в значительной степени растворила его в себе. Как показали события правления Фёдора Иоанновича и Смуты, растворили недостаточно, чтобы превратить шествие новой власти в триумфальное, поскольку боярство смогло взять реванш, которым не преминули воспользоваться недруги России. Опричнина исчерпала себя не в том смысле, что разочаровала царя, а в том, что за семилетку решила поставленные чрезвычайные задачи и была институциализирована в виде старого по форме, но совершенно нового Государева двора — «чрезвычайки» по определению не вечны.

Можно сказать, что и царь, и боярство (правда, последнее не по своей воле) нырнули в котёл с кипящей водой, только царь, в отличие от героя ершовского «Конька-горбунка», в котле не сварился, а вынырнул «добрым молодцем» (не в прямом смысле слова, в прямом он вынырнул облезшим стариком, разве что не Хоттабычем; впрочем, некоторые властно-магические качества благодаря новой технологии власти приобрёл), а вот коллективный боярин — «бух в котёл и там сварился».

©Дутов Андрей

Показать полностью
1

Кто построил Змиевы валы -- древние защитные сооружения на территории Украины?

Как было доказано археологами, Змиевы валы построили киевские князья для защиты от печенегов в 10-11 веках. И, несомненно, все жители Киевской Руси знали, кто, когда и для чего построил эти валы. Никаких богатырей, запрягших дракона или змея в плуг вместо лошади, древним киевлянам не надо было придумывать. Но те, кто пришли в Дикую Степь через 500 лет, уже ничего не знали о происхождении валов, и чтобы как-то объяснить феномен, напридумывали разные сказки. Это значит, что ни о какой преемственности современных жителей украины от Киевской Руси говорить нельзя. Киевская Русь умерла, не оставив потомства. Традиция была прервана. Сказки о Змиевых валах на территории украины есть прекрасное доказательство того факта, что не только украинцы, но и их непосредственные предки казаки не имеют ничего общего с Киевской Русью. История украинцев насчитывает не более 500 лет. А вот Владимирская Русь умерла не бездетной. Она оставила наследника в виде Московского княжества. Следовательно, русские как народ в два раза древнее украинцев.

Отличная работа, все прочитано!