492

Ответ Almutabi в «Секрет качества Автоваза»

Это будет алаверды, то есть ответ постом на ответ постом на мой пост :)


Я так ржал над термином "слесари по наебалову системы контроля качества", это сделало мой день :)


Рассказываю похожий случай, произошедший в "братской" нам судоходной компании. Мне её рассказал эээ, как бы его не сдать, их главный дядька по техническим вопросам. Братские они нам, потому что у них были пароходы похожего проекта, скажем, у нас 19614, а у них что-то типа 19616 (не помню), и мы могли выручать друг друга запчастями. Скажем, у нас перегорает в главном двигателе клапан, вылетает в турбонагнетатель, ломает там к хуям все лопатки, турбонагнетателю пизда, срочно нужен новый. Производитель говорит "нету, ждать месяц, но есть один в резерве для компании Х". Я звоню тому самому дядьке в Х, "Николаич, отдай свой турбонагнетатель, вам же пока не нужен? А то у нас подряд две штуки сгорели, сток мы свой потратили". Он отдаёт мне свой т/н, а я ему потом чем-нибудь помогаю. Кстати, ему мои советы нехуёво помогали, бывало, он в коммерческих и таможенных вопросах терялся. Простой танкера стоит 500 долларов в час, поэтому привезённый за 14 часов вместо 30 дней т/н это нехилая экономия бабла компании.


Итак, история. Есть такая судоходная отрасль, и есть в ней танкера. В танкерах есть такая хрень, как Cargo Monitoring System (CMS) - система мониторинга груза. Система состоит из приличного количества датчиков, размещённых в танках (а танков даже в маленьком речном танкере аж 12 штук), и "головы", размещённой на мостике. Датчики там, ЕМНИП температуры, давления, уровня и совсем сложная хрень - Ullage Meter, радар, который измеряет объём пустого пространства в танке. Данные с датчиков собираются в голову, там эти данные обрабатываются, и голова показывает "всё хорошо" или "всё плохо".


Система охуеть какая дорогая (кстати, не знаю, почему, никаких чудес в ней нет), производят её аж целых два производителя в мире - корейцы и кто-то ещё. Скорее всего, производит и кто-то ещё, но почему-то я за многолетний опыт работы сталкивался только с этими двумя, каким-то образом они рынок под себя поджали. А, да, по-любому китайцы делают "жёлтую копию", но, бля, лучше её не покупать и не ставить :)


В судоходной компании, про которую я рассказываю, стояла корейская система. Главный трабл системы (помимо дороговизны) состоит в том, что датчики работают в агрессивной среде (там  постоянно разные нефтепродукты, ещё и часто подогретые до 67 градусов), и регулярно выходят из строя.


Причём в моей судоходной компании был я и два неравнодушных стармеха, и мы удешевили замену датчиков раз в 10. Оказалось, что каждый датчик в сборе состоит из уникального корпуса, который делают корейцы, и собственно датчика, который корейцы тупо закупают у кого-то из мировых производителей датчиков: Danfoss, Endress+Hauser, и тд. Чтобы противные пользователи не закупали датчики самостоятельно по дешёвке, хитрые корейцы:

1) спиливали шильдики с датчиков

2) в двух случаях это были так называемые "защищённые артикулы", которые гарантированно не продаются производителем сенсоров никому, кроме самих корейцев


У нас (а не в той компании, про которую я рассказываю) дело было так: механики разобрали вышедшие из строя датчики, передали мне фотографии и образцы самих сенсоров, а я примерно за полгода поисков подобрал либо прямо датчик, который там установлен, либо аналог, если это был защищённый артикул. В двух случаях я тупо нашёл точные наименования датчиков в конструкторской документации на судно :) Корейцы не догадались там затереть :) Механики протестировали каждый подобранный датчик, дали добро, и с того момента мы уже не закупали датчики в сборе у корейцев, а покупали только сами сенсоры, вставляли их в старый корпус, и вуаля.


Я начальству показал простыню с расписанной экономией (несколько миллионов рублей в год) и предложил дать стармехам премию (мне типа не надо, у меня и так очень хорошая зарплата). Начальство порадовалось экономии, но премию механикам не выписали. Ну да ладно.


Так вот в той судоходной компании таких золотых работников не было, и они платили за замену датчиков полную котлету. В общем, понастроили они танкеров, работают, датчики регулярно выходят из строя, их меняют по гарантии.


Потом гарантия кончилась, руководству как показали счёт на замену датчиков CMS, они охуели. Дали команду механикам "глушить" вышедшие из строя датчики. Вместо датчика ставится заглушка, которая всегда показывает идеальный респонс от датчика "всё заебись".


Я не могу объяснить, почему голова не вылавливала эти заглушки, ведь если какой-то датчик температуры на протяжении месяца показывает "+67", очевидно, что он не работает, но, видимо, корейцы не рассчитывали, что какой-то судоходчик будет наёбывать систему, которая ему самому же и нужна для безопасности и контроля качества груза.


И тут наступает срок большого освидетельствования РС (или РМРС - Российский Морской Регистр Судоходства). Как правильно называется освидетельствование, сорян, забыл. Но делается оно что-то около раз в 5 лет (может и по моточасам, не помню уже, но танкера работают практически непрерывно, там что год, что 7-8 тысяч моточасов, выходит почти одинаково).


А тут есть такой нюанс, что все судоходчики стараются строить пароходы сериями. То есть находят инвестора, у которого есть свободные 500 миллионов долларов, находят верфь, которая свободна в ближайшие 2-3 года, покупают у конструкторского бюро проект парохода (который им впаривают как "охуенный пароход, все ошибки предыдущих учли и исправили", на самом деле, конечно, пиздёж, любой пароход идёт с кучей детских болячек :))))), и загружают верфь на 6 тире 20 почти одинаковых пароходов подряд.


Одинаковые пароходы, построенные почти в один год, так называемые систершипы (sisterships) это очень удобно - оборудование на них (по идее) одинаковое, его охуенно удобно ремонтировать. Не нужно держать толпу экспертов по каждому типу оборудования. Можно выбить ОХУЕННЫЕ скидки с производителей оборудования (а производители очень сильно прогибаются, если вообще их берут на новострой, и ещё сильнее, если такая длинная серия, часто в убыток продают, с целью потом отбить эти деньги на ремонтах и запчастях). Если ты нашёл какую-то болячку в главном двигателе или другом оборудовании, то ты можешь планово на всех пароходах эту болячку исправить, не дожидаясь, пока каждый пароход сломается. Запчасти покупать очень удобно - брать сразу по кругу на все пароходы, получать скидку. Не нужно держать огромный склад запчастей на весь свой зоопарк. Если на каком-то пароходе что-то вышло из строя, и своих запчастей не хватило, всегда идущий мимо другой твой же пароход может подойти и с борта на борт перебросить нужные запчасти (там на борту есть такая специальная хрень, линемёт, и груз для линемёта, мешочек с песком), или дежурной моторкой подвезти.


В реальной жизни, конечно, всё не так лучезарно, в новостроях допускают такие глупые ошибки при планировании, как будто у ЛПРов жопа вместо головы, но тут уж как есть.


А у этого освидетельствования есть "вилка", то есть его можно сделать в любой момент, начиная с возраста 5 лет, но не позднее, чем возраст 6 лет (это для примера, я не помню, какая там была вилка, и считали по возрасту или моточасам). То есть если у тебя систершипы, выходившие с верфи каждые 2 месяца, то есть возможность проплатить вызов комиссии в какой-то порт, и прогнать там все пароходы за 4-6 недель.


Комиссия смотрит всё внимательно, в том числе CMS, заглушками их не наебёшь. Надо приводить систему в рабочее состояние. Собирают с пароходов ведомость, у кого чего в CMS не работает, запрашивают квотацию у производителя, приносят руководству, руководство охуевает: 335 тысяч долларов! (корейцы в долларах работают, хз почему, кстати)


Руководство заседает три дня, и находит гениальное решение - по всем пароходам снимают рабочие датчики, собирают ОДИН рабочий комплект, а в следующие полтора месяца механики, как савраски, в мыле, носятся с парохода на пароход. Ставят систему на пароход, он проходит освидетельствование, выходит на рейд, там с него комплект снимают (а там довольно геморная работа, это не вот прям легко), ставят на следующий, он проходит освидетельствование.


Компания эта до сих пор жива, правда, недавно вроде на банкротство подали, но это щас модно в судоходных компаниях. Сначала 20 лет творят всякую дичь, типа этой, потом закономерно через 10-15 лет компания банкротится.

Показать полностью
91

Ответ Almutabi в «Секрет качества Автоваза»

Не буду ругать или хвалить продукцию Автоваза, каждому свое авто. Отъездил в конце прошлого начале этого века на 21083 и тому подобных - нормально.

Но в 2010 году сталкивался с процессом попадания запчастей на конвейер ВАЗа и охуевал от такого оголтелого цинизма и наебалова.

Местные деятели получали из Китая в разобранном виде стартера и генераторы (чтобы пошлину не платить на готовое изделие), прикручивали два болта,  лепили свой бренд и толкали это говно на конвейер. Этим занимался целый завод!

И еще несколько помельче везли механизмы стеклоочистки и прочие мелочи, которые на машину ставились  с помощью резинового молотка и такой то матери ( из за не точного соответствия геометрии). Вспомните, как лениво махали в то время дворники на десятках? Как застревали в неубранном виде?

А как летели ступичные подшипники? Потому что вместо сделанных на наших ГПЗ № такой то их везли немаркированными из Китая или просто россыпью комплектующие и собирали здесь, маркируя попутно.

А по цепочке на самом заводе ходил толкач, раздавая всем по сколько положено, чтобы косяков не видели и все было чики пуки..

Возможно, все это - плод моего воспаленного воображения и не имеет никакого отношения к реальности..

Но  - кто знает?

1094

Ответ на пост «Секрет качества Автоваза»

Вообще, за всю мою 16-летнюю практику в отрасли, ничто не доставляло столько удивительных вещей, как реалии постсоветского производства. попадались, конечно, странные технические решения и в банках, и в добыче ископаемых, но с заводами не сравнится ничто.


Итак. Некий машиностроительный заводик отхватил подряд у буржуйского автомобильного производства, которое требовалось максимально локализовать. Подряд состоял в производстве некой железки. Буржуи, надо сказать, прекрасно знакомы с реалиями нашего машиностроения, поэтому конвейер подрядчика снабдили на выходе лазерным объемным сканнером, который не давал отгружать брак. Наша задача заключалась в том, чтобы чутка подкрутить софтину на базе Websphere MQ, которая обрабатывала данные от сканнера, и складывала их по Интернету в буржуйский SAP. Явившись в цех, и прицепившись к сканнеру, мы узрели неких мужчин, одетых в спецовку, и совершавших судорожные челночные перебежки от сканнера к конвейеру и обратно. Это были слесари по наебалову системы контроля качества. У них было некоторое количество эталонных деталей, которые заведомо проскакивали через сканнер. И, чтобы обмануть счетчик, через сканнер пропускались, раз за разом, именно эти детали, а в отгрузку шло то, что получилось.


Более того, как выяснилось, на складе имелся недельный объем эталонной готовой продукции, который руками подкладывался на конвейер, когда приезжал контроль качества от заказчика. Долго враги не могли понять, где же скрылась проблема, и сканнер меняли трижды. В очередной наш приезд на настройку нового сканнера, мы обнаружили, что буржуйские сволочи снабдили конвейер дополнительной железкой - приклеивалкой RFID меток. Не прошло и месяца, как команда слесарей по наебалову была доукомплектована взводом переклеивальщиков с парогенераторами.


В общем, никогда в этой стране не было, и не будет качественного поточного производства, пока в головах вот такая разруха. И никогда тоёта, собранная из вот так вот "локализованных" запчастей, нормально ездить не будет. Здесь поможет только немец с железной палкой, приставленный к оператору станка. Как, собственно, и происходило в момент становления российской индустрии.


(С) oldmann

Показать полностью
1051

Секрет качества Автоваза

В конце нулевых мне довелось работать с одним славным парнем. Юра был бывшим инженером с ВАЗа, и инженер он был ОЧЕНЬ хороший.


Юра обладал тем складом мышления, который я ценю больше всего - философским и критическим. То есть с ним можно было поговорить о том же ВАЗе не только на узкие профессиональные темы, но и о об организации процесса, о внутренних взаимосвязях и о неочевидных причинах тех или иных явлений.


И вот как-то Юра рассказал мне, как случилось, что он решил с ВАЗа уйти. Тут надо пояснить, что это за пределами Тольятти ВАЗ и его продукцию все ругают, а в самом Тольятти к ВАЗу относятся примерно как божеству, любовь к которому безусловна и априори гарантирована каждым человеком. Они свято верят, что каждый рабочий ВАЗа делает какое-то невероятно нужное стране дело, и вообще они единственные, кто работает, а вся остальная страна (ну ладно, не страна, но остальная область, особенно Самара) - чёртовы нахлебники на честных трудягах из Тольятти. В общем, уволиться с ВАЗа, это как в том анекдоте "чтоб я авиацию бросил??"*


Причём Юра там, хоть и не был большим начальником, занимал очень неплохую позицию. Он откуда-то бегло говорил по-английски, а уж оборудование и станки знал вообще как свои пять пальцев, поэтому он был эдаким "заказчиком и инженером-приёмщиком" импортного оборудования. Главными по этому вопросу были какие-то многочисленные блатные высокопоставленные шишки, которые что в оборудовании, что в процессе производства, что в английском языке ни в зуб ногой, поэтому никаких шансов им самим заказать и принять оборудование не было. Приехав за границу, начальники раскрывали рот, заливали туда бухло, и беспробудно пили до самого отъезда. Иностранные поставщики много лет назад просекли эту фишку, и всех этих раздолбаев регулярно приглашали за границу. Кого-то просто возили по саунам ресторанам, а кому-то предоставляли на полгодика роскошную виллу в Италии и приглашали туда пожить с семьёй. Ну, понятно, начальник приезжал на недельку-другую "принять оборудование", а вот семья его жила на вилле безвылазно.


В общем, начальники Юру любили и всячески опекали, он был неприкасаемым, должность была очень неплохая, уходить с такой на работу, где надо прям пахать и быть никем - так себе вариант. Но тем не менее веские причины нашлись.


Вернёмся к причинам ухода. Среди сотрудников ВАЗа тогда был (может и щас есть, не знаю) такой народный спорт - сотни (а может и тысячи) ИТРов, чаще всего в рабочее время, сидели на различных форумах в интернетах, и бескорыстно защищали репутацию родного завода и его продукции. Тут надо признать, что ВАЗ производил тогда, конечно, дерьмо, но репутация у его продукции была гораздо ниже заслуженной. У меня было две вазовских машины, не всё так плохо, как принято считать.


И вот Юра тоже был одним из таких добровольных защитников. Не все герои, знаете ли, носят плащи. Некоторые носят галстук и пропуск на ВАЗ :)


Как-то раз натыкается Юра на крупном автофоруме на тред, где автор закономерно ругается ужасными матами и рассказывает невероятно дикую историю. Его отец купил ВАЗ-2112. Тут надо пояснить, что в те годы "десятка" шла с двумя основными моторами - 8-клапанным и 16-клапанным. 8-клапанный был что-то около 80 л.с. (не суть важно, сколько точно), а 16-клапанный - 92,5 л.с. Сейчас, конечно, смешны эти тараканьи бега, но по тем временам 92-сильная 1000-килограммовая машина была одной из самых быстрых на дороге. Хэтчбэк ВАЗ-2112 шел с 16-клапанным мотором, а седан "десятка" с 8-клапанным. Потом ВАЗ стал делать 21103 с 16-клапанным, да и двенашки с 8-клапанным, но это было потом. А поначалу все, кто хотели "погонять", брали двенашки. Так вот на форуме ТС пишет, что купили они новую машину, и оказалась она "тупой". Ну вот разгоняется прям откровенно слабо, буквально слабее даже, чем 8-клапанные. Отец не особо по этом поводу парился, а вот ТСу девчонок катать и шпилить их заднем сиденье, и, знаете ли, вероятность того, будет ли ему позволено положить руку на коленку сидящей на пассажирском сиденье девчонке, сильно зависит от того, сможет ли он удивить всю деревню впечатляющим дрэгом со светофора.


ТС с отцом обращались по гарантии, но там помочь ничем не могли. Время разгона от 0 до 100 км/ч не является гарантированным, а в техническом состоянии никаких косяков в авто найти не могли. В какой-то момент, когда гарантия уже закончилась, машина сломалась, и при починке механики (а может и сам ТС с отцом, не помню) обнаружили удивительное. Дальше на форуме была приложена фотография распредвала. Если кто не знает, распредвал выглядит так (фото из интернета):

Вот эти хуйни на распредвале называются "кулачки", и они открывают и закрывают клапана в цилиндрах. Цилиндров в 2112 четыре, клапанов по 4 штуки на цилиндр. Распредвал крутится, и кулачок, когда проходит выступом по задней части клапана и закрывает его. Почему-то не нашёл в инете видео с принципом работы распредвала, киньте в комменты плиз, если есть. Не пинайте, если объяснил с ошибками, я нихрена в этом не понимаю, пианист играет как умеет :)


И вот на фотографии ТСа вот такой распредвал, на котором один кулачок полностью круглый, не имеет выступа вообще. Причём именно не стёртый, а прям сделан таким, идеально круглым (цилиндрическим). Получается один из клапанов в двигателе тупо не работает, в одном из четырёх цилиндров хуёвое качество газовоздушной смеси, мощность из-за этого, естественно, существенно снижается. ТС срёт кирпичами, как можно было такое пропустить.


Юра решает провести расследование и найти, от какого поставщика компонентов пришёл этот распредвал. Пишет ТСу "бро, сфоткай крупно РР рядом с торцом, там 20-значное число есть". В этом числе зашифровано имя поставщика, дата поставки, номер партии и тд. Тот присылает, и Юра охуевает, потому что это явное мошенничество. Распредвал, судя по серийнику, сделан на самом ВАЗе, причём на оборудовании, которое сам Юра закупал и привёз из Европы, а оно первоклассное и автоматизированное, там такой брак пройти не может! Стало быть, какие-то жулики делают левые распредвалы под номерами Автоваза, и каким-то образом пропихивают их на конвейер!


Юра распечатывает обе фотки и идёт к начальнику цеха, в ведении которого эти европейские производственные линии. Показывает ему фотки и начинает говорить, что вот, смотри, какие-то гады подделываются под твоё производство, надо в СБ идти и начинать расследование. А начальник производства, мельком взглянув на фотку с круглым кулачком, сразу говорит:

- А, это с 15-й линии

- В смысле??

- Ну, у нас на 15-й линии такой брачок иногда идёт, ебашит она круглый кулачок иногда, но очень редко

- Степаныч, что ты мне пиздишь, такого не может быть, там же стоит система лазерного контроля геометрии РР, у тебя просто бракованный распредвал не может выйти с линии!

- Так мы отключили эту систему контроля на 15-й линии сразу, как это оборудование нам установили 4 года назад, иначе брака много выходило

- Что??? o_O

- Что?

- Вы блять осознанно гоните брак в новых машинах??

- Юра, ну блять, какой там брак, ты о чём? Ну машина ж едет, и не ломается. К тому же это реально редко. Ты сам подумай, линий у нас 25, остальные норм работают. 15-я линия брак даёт от силы в 5% случаев. Итого брака 5% от 4%, это ж меньше 1%!

- (пауза) (ещё пауза)

- Но... но ведь Автоваз выпускает 200 тысяч "десяток" в год, если РР и на 8-кл и на 16-кл идут с таким браком, то это 400 машин в год с браком, который хуй вычислишь! 400 блять машин!!!

- Ну это ж очень мало! От двухсот тысяч это ж слёзы! А при монтаже линии если бы мы не ввели линию в эксплуатацию в срок, это ж не просто залёт, это на совете директором обсуждалось бы, меня бы точно с должности попёрли, и по цепочке всех вплоть до вице-президента могли подвинуть, там же знаешь, на каждое место очередь претендентов стоит. А сейчас если рекламацию писать, то выводить линию из эксплуатации на хз какой срок, ждать ремонтников, это по цепочке все вплоть до рядовых работяг премии лишатся, план-то не выполнен будет. И кто это оценит? Покупатели машин? Да им похуй, кто тут премию в Тольятти потеряет.

В этот день Юра твёрдно решил валить с ВАЗа, резко перестал защищать ВАЗ на автофорумах, а освободившееся время потратил на поиск работы, и уже через месяц, несмотря на уговоры всех вышестоящих начальников, свалил.


Крайний раз я виделся с ним лет уже 7 назад, он на тот момент много лет работал главным инженером на подмосковном производстве с иностранными хозяевами. У Автоваза тоже всё хорошо, "десятки" сняты с производства много лет назад, а Веста и Х-рэй, судя по отзывам, вот прям норм тачки :)

Показать полностью 3
Отличная работа, все прочитано!