33

Ответ на пост «Отношения, безысходность и литература»

То что литература в других странах ТОЖЕ пиздострадания, тлен и херовые примеры для построения отношений это во-первых не новость.

Во-вторых не отменяет что в русской литературе пиздострадания, тлен и примеры хуевых отношений.

В третьих - строить отношения по стандартам двух-четырех вековой давности когда женщину и за человека не считали зачастую, как минимум, странно. И брать всяких ромэо джульетт с самовыпилом как пример для подражания.

В четвёртых и сейчас довольно дохуя пишут бредятины 😁

569
Серия Про литературу

Отношения, безысходность и литература

Дополнено: Часть про русскую литературу Русская литература, безысходность и отношения

Вообще я периодически слышу мысль, что русская литература очень такая вся безысходная.

А одна малоизвестная блогерша (я забыла, как её звали) вообще сетует, что взрослела на классической русской литературе, которая только и учит женщину страдать и оттого выбирать исключительно какие-то хреновые отношения. Поэтому блогершин личный неудачный брак — это ей исключительно Толстой и Достоевский подгадили.

С позиции человека, который занимается русской литературой (у меня даже диплом после аспирантуры есть) и читал произведения зарубежной литературы (в ассортименте), позволю себе не согласиться с такой точкой зрения.

Посмотрим, как не страдают персонажи в классической литературе стран Европы.

Чему женщину учит французская литература.

Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери».

Девушка влюбляется не в того, ссорится не с тем, и вообще ведет себя крайне неосторожно, от чего гибнут и ее мать, и беззаветно влюбленный в нее, и она сама, и попутно еще один влюбленный.

Жорж Санд, «Консуэло».

Девушка выглядит плохо, но прекрасно поет. У нее роман с лучшим другом, который ей изменяет. Героиня уезжает в какую-то деревню учить музыке дворянскую девицу, где в нее влюбляется жених ее ученицы. Тут в деревню приезжает неверный бывший, девушка от него уезжает, где-то ошивается, а затем возвращается в деревню, где выходит замуж за жениха ученицы, который сразу после свадьбы умирает.

Простер Мериме, «Кармен».

Хороший баскский мальчик служит в армии и охраняет табачную фабрику. Оттуда он отводит в тюрьму женщину, которая в драке порезала ножом лицо товарке. Женщина, конечно, совсем не виновата, тут ее травят. Хороший мальчик помогает ей сбежать, попадает в тюрьму. После он встречает эту женщину, когда ей нужно провести контрабандистов мимо его поста. Из-за нее он сам становится контрабандистом - но тут из тюрьмы выходит ее муж. Хороший мальчик убивает мужа, терпит роман женщины с каким-то матадором, предлагает ей уехать, слышит ее отказ - убивает ее и хоронит в лесу.

Гюстав Флобер, «Мадам Бовари».

Дочь фермера после свадьбы понимает, что не любит мужа, не любит ребенка, и ее влечет только тайная страсть с посторонними мужчинами. Ради одного она залезает в долги, планирует побег - но любовник ее бросает с помощью письма. Она запутывается в долгах, не находит сочувствия у бывших, врет мужу, принимает яд и умирает. Муж, как выяснилось, знал об изменах, и он тоже умирает вскоре. Ребенка передают бабушке, которая вскоре тоже умирает, поэтому девочка идет работать на фабрику.

Оноре де Бальзак, «Евгения Гранде».

Одна богатая наследница скупого отца встретилась с дальним родственником, который был столичным мажором, но его отец застрелился из-за банкротства. Случилась любовь, и она отдала ему свои сбережения, жар сердца и упросила служанку растопить в его комнате камин. Мажор уехал в Ост-Индию, скряга узнал, что дочь отдала ему сбережения и стал ее тиранить, чего его жена не вынесла и скончалась. Дочь отказалась от наследства.

Мажор вернулся во Францию, разбогатев на работорговле, вернул деньги и заявил, что собирается жениться на другой. Богатая наследница (к тому времени она таки унаследовала состояние отца) выяснила, что у невесты в семье он считается нищебродом. Далее она вышла замуж за какого-то мутного типа, послала его уплатить долги дяди (и, соответственно, брата), а тот уже сообщил брату, что родственница - миллионерша. Вскоре миллионерша овдовела, но к ней сватается еще один мутный тип.

Эмиль Золя, «Нана».

Одна парижская куртизанка без талантов, но с фигурой, становится звездой театра (за счет скандальной славы и обнаженки). В жизни она очень непрактичная и приносит разные трагедии ее спонсорам: несколько кончают с собой, один садится в тюрьму, другой теряет уважение, положение и семью. Куртизанка куртизанит, заражается от своего педагогически запущенного сына оспой и умирает в гостинице, пока все ее любовники стоят за закрытыми дверями, боясь войти и заразиться.

Чему женщину учит немецкая литература.

Фридрих Шиллер, «Коварство и любовь».

В одну девушку влюблены мажор и простой работяга. Работяга говорит отцу мажора о влюбленности сына в бедную, отец решает срочно женить его на фаворитке герцога. Сын не хочет жениться по расчету ни на ком, идет к фаворитке, а она плачется, что сирота и ее превратили в дорогую игрушку злые люди (и один герцог). Но уже пошли слухи, что мажор женится, и фаворитка боится, что после отказа ей не смыть позора. Отец мажора приходит к бедной девушке и устраивает скандал. Работяга советует ему подкинуть сыну записку от бедной девушки к якобы возлюбленному, и шантажом они заставляют ее написать эту записку. После скандала с фавориткой и дуэли мажора с якобы возлюбленным бедная девушка уже хочет себя убить, отец ее отговаривает, но приходит мажор, отравляет себя и ее, и тут она рассказывает ему все и умирает. Мажор в ужасе вызывает полицию и тоже умирает.

Иоганн Гёте, «Страдания юного Вертера».

В одну девицу из многодетной семьи влюбляется романтический юноша, который начинает за ней всюду таскаться. У девицы есть жених, который поехал работать в другой город. Когда он возвращается, то они начинают общаться втроем, отчего романтический юноша страдает, но потом решает уехать поработать в другой город для разнообразия. Там он встречает другую девицу, которой рассказывает про несравненную свою возлюбленную. Потом он бросает работу и уезжает обратно, где видит, что возлюбленная вышла замуж и у нее все нормально. Романтический юноша встречает сумасшедшего, который потерял ум от любви к той же девушке, и это подвигает его тоже сойти с ума и покончить с собой, поскольку силы воли начать жить своей жизнью у него нет. В итоге девушка занимается похоронами несчастного романтика и испытывает плохое моральное чувство от этого всего.

Эрих Мария Ремарк, «Три товарища» и «Время жить и время умирать».

Женские персонажи у Ремарка представлены тут Лилиан и Патрицией, которые вроде бы имеют «нормальные отношения», но одна безвременно умирает, вторая становится свидетелем гибели возлюбленного. Едва ли это тот финал, за который топит блогерша.

Чему женщину учит латиноамериканская литература.

Это вообще мое любимое.

Габриэль Гарсиа Маркес, «Сто лет одиночества».

Прямо скажем, в этой семейной саге нет ни одной прямо-таки счастливой женщины, везде что-нибудь хтоничное.

Урсула Игуаран - вышла замуж за дальнего родственника, отчего решила не заниматься с ним сексом, а позже боялась родить детей с поросячьими хвостами. В старости привязала своего спятившего мужа к дереву на пару лет.

Ремедиос Москоте - вышла замуж по любви за мужчину старше себя, забеременела, была случайно отравлена Амарантой.

Амаранта Буэндиа - у нее отбила жениха дальняя родственница, которая позже вышла замуж таки за брата Амаранты. Жених снова начал таскаться за Амарантой, но она послала его в пень, отчего он покончил с собой. Других ухажеров она тоже отвергла.

Ремедиос Прекрасная - была очень красивой и не очень сообразительной. Ветер унес ее вместе с простынями.

Фернанда дель Карпио - красивая иностранка, от которой муж гулял напропалую. Вела себя как тиран, все считали ее чужой семье Буэндиа, но никто с ней не спорил и особо не уважал.

Рената Ремедиос - завела тайный роман с рабочим, которого убили после их свидания. Была отправлена в другой город в монастырь.

Амаранта Урсула - училась в Европе, приехала с мужем в Макондо, завела роман с племянником, умерла при родах. Пока племянник оплакивал ее потерю, их сына съели муравьи.

***

Вроде понятно, правда? Я выбирала только самые знаковые произведения, не углубляясь в литературоведческие дебри, и вот даже в этом мейнстриме есть и образы глупых женщин, и страдающих женщин, и ошибающихся женщин. Собственно, такие образы есть в любой мировой литературе, - как и в жизни, которую литература репрезентует.

***

Примечательно, что ругающая литературу блогерша пост свой завершила «хорошим примером» литературного произведения: «Аня встретила Алешу, они понравились друг другу. Начали встречаться, поженились».

Удивительно, что в целом этому краткому синопсису соответствует внезапно пушкинская «Барышня-крестьянка» из «Повестей Белкина»: девушка влюбляется в юношу, юноша тоже влюбляется в девушку, после пары комичных ситуаций дело идет к свадьбе.

Но так-то мне даже неловко писать, что литературное произведение, где все однообразно хорошо, будет востребовано только в среде литературы для самых маленьких. В произведениях для более взрослой аудитории есть и полутона, и мораль.

***

Пока я искала репрезентативную выборку по немецкой литературе, я обратила внимание на таких авторов, как Гауф и Гофман. Их самые популярные произведения вообще никак не касаются темы отношений мужчины и женщины, и это тоже нормально - не касаться темы отношений в литературе вообще.

***

Еще та же блогерша пишет, что женщины русской литературы - плохие ролевые модели, которые заставляют женщин вбивать в голову нехорошие паттерны и страдать. И тут мне еще более неловко писать, что литература - это не линейная дидактическая схема уровня «мойте руки перед едой». Не умаляя роли поведенческих паттернов, замечу, что многие смотрели фильм про железного человека, но не все стали миллионерами, плейбоями и филантропами.

Вывод: Отаки дела, малята. Не слушайте женщин без профильного филологического образования.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!