Давно хотел об этом написать, и вот наконец подходящий момент. Невозможно сосчитать, сколько раз я наблюдал ситуацию, когда покупатели удивляются "как за это можно просить так много", а продавцы возмущаются "как это можно отдавать так задёшево" - говоря про один и тот же товар.
А проблема-то заключается всего в одном. В деньгах. Точнее в то, что мы пытаемся всё в этой жизни измерить тем, что само меры не имеет.
Я могу приехать в любую точку земного шара и приложить к чему угодно метровую линейку. И сравнить. Эталон метра, то есть единицы длины, существует, он обеспечен физическими параметрами и законами.
Существует ли эталон единицы стоимости? Любой? Доллара, Юаня, Золотого двуглавого банана? Нет. Потому что стоимость понятие эфемерное, не обеспеченое научно фиксируемыми фактами. И ни одна из валют, по сути, не имеет собственной стоимости, не зависящей от стоимости чего либо ещё. Я не могу выйти на улицу и независимо рассчитать точную стоимость рубля. Поскольку стоимость валюты - это несуществующее в объективной реальности понятие.
И вот тут находится корень заданной в начале проблемы. Если не учитывать мнение центробанков о том, сколько сегодня должна стоить та или иная валюта, то каждый человек воспринимает стоимость денег по-разному.
Для тех, кто получает в месяц две тысячи, и тех, кто - два миллиона, один условный рубль будет стоить совсем по-разному. И, соответственно, один и тот же предмет, имеющий один и тот же ценник в магазине, будет иметь для них совершенно разную личную стоимость.
Можно ведь сказать, что первый получает слишком мало, второй слишком много. Надо отнять, уравнять и поделить... Эх, не всё так просто.
Тут в дело вступает третья сторона - производитель (он же продавец). Любой производитель заинтересован в том, чтобы продать свой товар хотя бы с минимальной прибылью. То есть продажа должна окупать затраты на производство. Одной из главных статей которых являются зарплаты. А в производстве современных товаров задействовано очень много людей.
И отсюда возникает парадокс. Из-за того, что цена товара должна окупать затраты на производство, невозможно платить людям достаточно, чтобы они могли приобрести произведённый ими товар. Ведь их повышение их зарплаты будет повышать и его стоимость.
При этом, даже если человек понимает, сколько людей задействовано в производстве, он вряд ли будет готов согласиться с ценой товара, несоразмерной цене его труда.
Чтобы было проще, сократим сложную цепочку из производителей до одной единственной услуги. Чистки унитазов
Поскольку стоимости услуг люди, как правило, удивляются чаще и сильнее всего.
Возьмём трёх человек. Сантехника из фирмы сантехников, некто А и некто Б. Допустим, что услуга по прочистка унитаза стоит 20к. Некто Б зарабатывает очень много и такую сумму даже не заметит. Некто А зарабатывает совсем немного и для него эта сумма весьма чувствительна. (Однако, и это главное, сам он за меньшее копаться в чужих унитазах не стал бы. Поэтому он считает стоимость услуги разумной, как производитель, но не как потребитель.)
Выходит, что стоимость покупки и продажи это две разные стоимости, которые измеряются двумя разными типами денег. И та проблема, которую мы обозначили в начале, происходит из-за того, что в нашем неидеальном мире мы пытаемся в обоих случаях использовать одни и те же деньги, почему-то считая их универсальными. При том, что универсальной стоимостью они не обладают.
И что же делать? Вот мой вариант. Ввести в рынок коэффициент балансировки. Пусть ценой товара будет не сумма денег, а процент. Процент от зарплаты. Тогда, какая бы у тебя ни была зарплата, стоимость для всех будет одинакова.
Но позвольте, спросите вы, но ведь тогда условный сантехник не будет ездить к тем, у кого коэффициент низкий? Нет, он даже не будет знать, у кого какой. Это будет знать его сантехническая фирма. Просто получив с одного унитаза 36000, а с другого 4000 фирма сможет выплатить сантехнику те же самые 20к за унитаз.
Естественно, чтобы это работало и работало эффективно, желательно иметь общую цифровую базу зарплат. И вообще компьютером это будет управляться лучше, нежели человеком. Но мы ведь всё равно идём к глобальной нейросетевизации.
Так что давайте уравнивать не зарплаты, а стоимости.
P.S. Это не коммунизм. Тот коммунизм, которого нам удавалось достичь, тоже от такой проблемы не избавлен. Но и не капитализм. Это что-то посередине.