10

Ответ на пост «Самый желанный автомобиль в СССР: почему "Волга" ГАЗ-3102 называлась генеральской и была недоступна простым гражданам»

Помню, когда мой дед купил первую свою Волгу. Первая, напоминающая по форме мыльницу - тогда это была новая серия. Сказал он мне тогда: если будешь хорошо работать, когда вырастешь, сможешь покупать себе такие же игрушки. Спустя 40 тысяч километров новая Волга попросила ремонт двигателя. Потом еще были ремонты, не знаю какие - тогда я был ребенком. А потом я вырос и получил водительское удостоверение. Свой первый автомобиль выбирал долго и неумело. Остановился, тем не менее, на очень удачном выборе - тагазовской иномарке с корейским прищуром. Когда забирал своего коня, в отдельном зале салона стояли новенькие Волги. Конечно, я пошел посмотреть. Сел в салон, закрыл дверь. Нажал кнопку блокировки двери, затем вытянул её … и … она полностью выскочила из двери. Пришлось вылезать через соседнюю дверь. Больше к волгам я не подходил.

57

Самый желанный автомобиль в СССР: почему «Волга» ГАЗ-3102 называлась генеральской и была недоступна простым гражданам

Эта «Волга» была недоступной и казалась запредельно роскошной, о ней мечтали миллионы советских граждан, ее называли генеральской и даже сравнивали с «Мерседесом»....

НИЗЫ МОГУТ, ВЕРХИ НЕ ХОТЯТ

Сделать люксовый вариант «Волги» ГАЗ-24 горьковские конструкторы и художники мечтали еще на стадии подготовки производства «двадцатьчетверки». Именно под такую версию ГАЗ-24‑14 сделали новый двигатель V6 с поршневой группой серийных моторов (диаметр цилиндров 92 мм). Агрегат рабочим объемом 3 л развивал 136 л. с. Причем, планировали, что работать он будет не только с механической четырехступенчатой коробкой передач, но и с автоматом собственной конструкции. Думали ведь и об экспорте новой «Волги». А на Западе для автомобилей такого класса, уже в те годы, версия с автоматом была уже нормой.

«Волга» ГАЗ-3102 получила не только заметно измененный кузов, новый салон, но и более мощный двигатель и дисковые тормоза спереди

«Волга» ГАЗ-3102 получила не только заметно измененный кузов, новый салон, но и более мощный двигатель и дисковые тормоза спереди

Уже в самом начале 1970‑х новые «Волги», как посчитали в Горьком, перестали быть новыми, примелькались. В том числе и в качестве такси. А от идеи люксовой машины на заводе не отказались. В 1973‑м по собственной инициативе, без согласования с «верхами» и даже без технического задания построили опытный образец ГАЗ-3101. Автомобиль сделали в габаритах ГАЗ-24, но с иными деталями передка и задка, ручками дверей, модными прямоугольными фарами, хромированным молдингом и богато, в сравнении с ГАЗ-24, отделанным салоном.

Первый опытный образец люксовой «Волги» ГАЗ-3101, 1973 г.

Первый опытный образец люксовой «Волги» ГАЗ-3101, 1973 г.

Первую золотистую машину пригнали в Москву и показали руководству министерства. Автомобиль начальству понравился. Но завод получил категоричный запрет на дальнейшие работы. Министерство посчитало, что и ему, и заводу хватает иных забот с наращиванием производства серийной «Волги», спрос на которую колоссально превышал предложение. Исходя из этой логики, вкладываться в новую машину было совершенно нецелесообразно. К тому же, Заволжский моторный завод не мог, да и не хотел налаживать производство нового шестицилиндрового двигателя, а в Горьком свободных моторных мощностей тоже не было. В общем, о трех опытных ГАЗ-3101 практически забыли. Но, как показало будущее — всего на три года.

Опытный образец ГАЗ-3102, 1976 г.

Опытный образец ГАЗ-3102, 1976 г.

«НОЛЬ ВТОРАЯ» В ЗАКОНЕ

В 1976‑м задумались уже не просто о люксовой версии «Волги», а о замене ГАЗ-24, который выпускали уже восемь лет. Тогда-то и вернулись к идее ГАЗ-3101. Но теперь, помимо модернизации кузова и салона, планировали новые тормоза и даже пружинную заднюю подвеску.

Тут-то, как шутили горьковские инженеры, и появилась новая «Волга» «в законе», теперь под индексом ГАЗ-3102. Наконец, сформировали техническое задание, начали полноценную работу не только по самой машине, но и по оснастке для ее производства, у смежников стали размещать заказы на выпуск комплектующих.

В начале 1980‑х ГАЗ-3102 выглядел очень солидно

В начале 1980‑х ГАЗ-3102 выглядел очень солидно

Поскольку ГАЗ-3102 должен был сменить ГАЗ-24, начали работы и по модификациям: такси ГАЗ-31021 с дефорсированным двигателем, универсалу ГАЗ-31022, и разумеется, по спецмашинам для КГБ семейства ГАЗ-3101 с моторами V8, на смену аналогичной «Волге» ГАЗ-24‑24.

«Ноль вторая» получила и новые большие горизонтальные задние фонари

«Ноль вторая» получила и новые большие горизонтальные задние фонари

Но по советским правилам для внедрения машины в производство нужно было продемонстрировать начальству максимум новаций. Именно поэтому на машины в качестве базового решили монтировать двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием. Подобными конструкциями занимались уже пару десятилетий. Хотя даже на заводе многие относились к этой конструкции скептически.

Двигатель ЗМЗ-4022 с третьим клапаном, над которым стояла свеча и со специальным карбюратором К-156 был мощнее стандартного: 102 против 95 л. с. стандартного мотора ЗМЗ-24. Но шоссе автомобиль был экономичней серийной «Волги», улучшились и показатели вредных выбросов. Но мотор был склонен к перегреву, поэтому потребовал и изменения системы охлаждения. Кроме того, ЗМЗ-4022 оказался сложен в регулировках карбюратора и зажигания. Многие водители и ремонтники, как и заводские специалисты, отзывались о новом агрегате в негативном ключе. Тем более, что автобазы, где предстояло работать ГАЗ-3102, расход топлива, тем более, экология волновали в последнюю очередь.

Комплектация и отделка ГАЗ-3102 была в начале 1980‑х эталоном советской роскоши

Комплектация и отделка ГАЗ-3102 была в начале 1980‑х эталоном советской роскоши

Коробка передач, передняя и задняя подвески остались серийными. Поэтому основные ездовые повадки ГАЗ-3102 унаследовал от «двадцатьчетверки». Зато новая «Волга» получила лицензионные, фирмы Girling, такие же, как у «Москвича-2140», дисковые тормоза спереди и вакуумный усилитель. И это, разумеется, пошло «Волге» на пользу.

Правда, в связи с тормозами произошел мало кому тогда известный, но очень серьезный для завода скандал. О нем гораздо позднее рассказывал будущий министр, а в начале 1980‑х технический директор ГАЗ, Николай Пугин. В мае 1983 года только в Москве и только за один день по вине тормозов произошли четыре аварии с ГАЗ-3102. Правда, без серьезных последствий. Но ведь машины были начальственными, обслуживали чиновников довольно высокого ранга.

Салон чиновничьей «Волги» был заметно богаче, чем в ГАЗ-24

Салон чиновничьей «Волги» был заметно богаче, чем в ГАЗ-24

К счастью, расследование доказало, что в тормозную систему новых автомобилей доливали жидкость БСК, непригодную для дисковых тормозов. Результат: перегрев, закипание жидкости и «провалившаяся» педаль. Но ведь инструкция строго предписывала применять жидкость «Нева». Но инструкции и в начальственных гаражах не читали. «Неву» давно использовали в «Жигулях» и «Москвичах», но у многих механиков гаражей обкомов, райкомов и прочих важных учреждений, эксплуатирующих, в основном, «Волги», опыта ее использования не было. К счастью, не только для попавших в аварию, но для заводских инженеров все закончилось хорошо.

ТОВАРИЩ ГЕНЕРАЛ

Но все это случилось позже, когда ГАЗ-3102 стал серийным. А пока опытные образцы вновь погнали в министерство. Как и в 1973‑м, высокому начальству горьковская новинка очень понравилась. Настолько, что в министерстве приняли решение: ГАЗ-24 останется массовой моделью, а ГАЗ-3102 следует выпускать малыми сериями. Не вместо, а вместе с «двадцатьчетверкой».

Как вспоминали очевидцы, кто-то из министерского начальства задал риторический в контексте того времени вопрос: «Вы что хотите, чтобы машина, на которой генералы ездят, работала в такси?» Именно с тех пор на заводе эта «Волга» получила полуироничное, полусерьезное прозвище «генеральская». Первые предсерийные ГАЗ-3102 собрали в апреле 1982 года, производство начали в октябре.

Опытный образец универсала ГАЗ-31022

Опытный образец универсала ГАЗ-31022

АВТОМОБИЛЬ СОВЕТСКОЙ МЕЧТЫ

О продаже ГАЗ-3102 обычным гражданам не было и речи. Машины возили только чиновников: советских и партийных начальников, а также руководителей крупных и важных предприятий. За руль «ноль второй» сажали не каждого водителя, а лишь опытных, во всех смыслах проверенных.

У ГАЗ-3102, как и у предыдущих «Волг» были, конечно, и секретные модификации для спецслужб с двигателями V8 и автоматическими коробками передач. Но о таких машинах в советские времена знали, разумеется, очень немногие. А версия такси и универсал, естественно, не понадобились.

Ходили слухи, что частные ГАЗ-3102 с обычными четырехцилиндровыми моторами, все-таки, были. Вроде бы, у некоторых космонавтов и даже у самых заслуженных артистов. Но даже если и так, все остальные граждане видели машины только на выставках или на улицах возле солидных учреждений. Кому повезло прокатиться в «ноль второй», благодаря знакомым. Чаще тем, кто работал на такой машине, а не ездил в ней пассажиром.

«Волга» с высокой хромированной решеткой радиатора и прямоугольными фарами, большими горизонтальными задними фонарями выглядела, действительно, очень солидно и стала символом советской роскоши и престижа. Кстати, кузов, тщательно прорабатывали по пассивной безопасности. Ведь при проектировании модели на смену ГАЗ-24, планировали ее экспорт. В больше мере именно поэтому при той же, что у ГАЗ-24 колесной базе — 2800 мм, ГАЗ-3102 подрос в длину на 225 мм — до 4960 мм.

Заводской прототип удлиненной «Волги» ГАЗ-3102 для производства малыми сериями. Нечто подобное уже в перестроечные времена стали делать тюнинговые фирмы

Заводской прототип удлиненной «Волги» ГАЗ-3102 для производства малыми сериями. Нечто подобное уже в перестроечные времена стали делать тюнинговые фирмы

Салон с новым рулем и приборами, аналогичными тем, что поставили и в «Чайку» ГАЗ-14, велюровыми сиденьями (передние — еще и с подголовниками!) выглядел, по советским меркам начала 1980‑х, просто шикарно. Многие граждане стали даже сравнивать «ноль вторую» с «Мерседесом». Тем более, что на «Мерседесах» эти граждане не только никогда не ездили, а даже и видели-то их изредка лишь на улицах столичных городов, в иностранном кино или на журнальных фото.

Ну, и конечно, восторг от самой престижной «Волги» был обусловлен еще и ее недоступностью. Любая «Волга» была желанной, престижной и остродефицитной. Но ГАЗ-24, хотя бы теоретически можно было купить на черном рынке, пусть и в два с половиной — три раза дороже государственной цены. А ГАЗ-3102 — плод абсолютно запретный. А потому, как казалось, не просто сладкий, а с каким-то, вообще, непередаваемым вкусом.

Никто, даже самые изобретательные фантазеры тогда не могли и предположить, что всего через несколько лет «генеральскую» «Волгу», она же — «советский Мерседес» сможет купить любой. Причем, уже и довольно недорого. Так во второй половине 1980‑х начался новый совсем этап жизни машины советской мечты. Это тоже была яркая, причудливая, очень интересная, но уже совсем другая история…

Источник

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!