3

Ответ To4kaSpokoistvia в «Как лопнул ипотечный пузырь в США 2007 – 2008 г. по материалам книги Рея Далио, часть №1. История повторяется?»

> Исходя из цикличности экономки и цикличности кризисов

А если не исходить?  Кто это выдумал про "цикличность кризисов"? Можешь не гуглить, это кейнсианство. И как же кейнсианство предлагает бороться с "цикличными кризисами"? Можешь опять не гуглить: оно предлагает опускать ставку.

В 2007-2008 ставка упала до фактического 0, в этот момент "циклические кризисы" кейнсианства — закончились.

Дальше пошли другие способы стимулирования.

В любом случае, когда на фоне кризиса ставку поднимают до 5%, то говорить о "цикличности кризисов" — нельзя.

в конце концов, приводят к тому же результату – то, что быстро росло – начало падать, а вся навороченная вокруг финансовая пирамида сыплется вместе с ней.

Но есть один нюанс: конкуренция.

Вот есть два кабака. Начался кризис. Один кабак начал продавать бухло в долг, эти расписки алкашей отнес в банк и под них взял кредит.

А другой кабак весь из себя такой честный продает только за деньги, с сомнительными алкашами не связывается —  ну и прогорел.

А посетители второго второго кабака ушли к первому и он за счет роста закрыл кредиты перед банками.

Ты можешь сказать: банк должен вести себя прилично и не принимать облигации алкашей в качестве обеспечения кредита.

Но есть один нюанс: конкуренция.
Вот есть два банка. Начался кризис. Один банк начал принимать облигации алкашей, а другой не стал. Первый рисует у себя в отчетности прибыль, пускай это всего лишь обязательства алкашей, но к нему идут инвесторы, а второй разорится.
Ты можешь сказать: правительство должно следить, чтобы банки вели себя прилично, кристально честные и уважаемые люди которые своими делами подтвердили, что не равнодушны к нуждам общества... и тут вдруг оказывается, что все эти замечательные люди вторичны по отношению к владельцам банков.

Можно посмотреть, как на инфляцию реагировала ФРС во времена Волкера – там каждый чих сопровождался ужесточением.

А тут уже вопрос не финансовый, а политический. Кто может выйти и сказать "есть такая партия"?

Экономика может быть бесконечной в случае бесконечного роста. Если рост останавливается – надо снижать и эмиссию. Или вытаскивать ликвидность иным способом.

Вот есть Дядя. У Дяди есть несколько миллиардов. У него есть подручные из бывших военных которые любому могут выпустить кишки, достаточно Дяде моргнуть.

И ты приходишь к такому дяде и говоришь смело в лицо: "Дядя, надо бы снизить количество денег на счетах, того требуют общественные интересы, а если ты не послушаешься, то я пойду в свободную прессу.".

Так ты себе это представляешь? Что-то я сомневаюсь, что у тебя хватит смелости. Может у В.В. Путина хватит? Ну вот он недавно ходил просить у олигрхов 250 лярдов рублей, не получилось.

Технически, в мире почти всегда рост – стагнирует один, но растёт кто-то ещё.

1. Спорно.

2. Для абсорбции этого роста существуют банки.

Например, есть Банк ориентированный на сельхоз проекты, он вложился в 100 проектов, фермы с баранами дали среднюю прибыль, фермы с свиньями средний убыток, птицефермы большой убыток из птичьего гриппа, плантации авокадо дали сверхприбыль за счет популярности вегетарианства.

Где-то СельхозБанк выиграл где-то проиграл.  Но допустим проиграл по всем проектам.

Мы можем сложить  национальные банки СельхозБанк, ПромБанком, СтройБанком, ТрансБанком, ЭлектроБанком, АвтоБанком. Где-то все они выиграли, где-то проиграли... Если выиграли хорошо. А вот если проиграли...

Мы можем сложить проекты НацБанкаСША, НацБанкБритании, НацБанкГермании... а вот хорошо бы еще НацБанкКитая... а Китай не хочет складываться.

И может так получиться, что "стагнирует один" это который в одном класторе НацБанков, а "растёт кто-то ещё" в другом Класторе Нацбанков.

И сложить эти класторы не получается.

И что дальше?

численности – опять же наступает стагнация.

И? Почему это не может быть причиной кризиса?

В общем, дело в том, что пока не будет глобального пересмотра международных финансовых отношений – подобные кризисы будут продолжаться.

Какими должны быть "международные финансовые отношения" чтобы избежать кризиса перепроизводства?

Показать полностью
122

Ответ Odinist в «Как лопнул ипотечный пузырь в США 2007 – 2008 г. по материалам книги Рея Далио, часть №1. История повторяется?»

Ответ Odinist в «Как лопнул ипотечный пузырь в США 2007 – 2008 г. по материалам книги Рея Далио, часть №1. История повторяется?»

Отвечаю:

У всех кризисов есть интересная особенность: все они разные, но все – похожи. Каждый кризис имеет свои предпосылки, причины и последствия, но суть каждого – серьёзное нарушение баланса экономики, однако каждый раз по-новому.

Потому всегда можно говорить и о похожести, и о непохожести.
Но основной посыл в том, что сам кризис, зародившись в однородной среде, развивается, в целом достаточно определённо.

Основой, отличающей кризисы 2008 и 2023 выступает коронавирус и его экономические последствия. В 2008 году все поняли, что финансовая система не идеальна, но её смогли как-то зарегулировать.

Исходя из цикличности экономки и цикличности кризисов, в частности, было очевидно, что следующий спад непременно будет. Более того, ввиду роста скорости обращения финансов справедливо полагать, что интервалы между кризисами сокращаются.

И ещё одна важная деталь: кризис 2008 года, видимо, мало чему научил. Он не был бы таким жестоким, не будь повсеместного увлечения низкими ставками и сомнительными гарантиями.

И если второе – зло скорее психологического плана, проистекающее из человеческой жадности и зависти, сохранение низких ставок уже после подобных финансовых сбоев – это уже очевидная промашка.

Возможно, конечно, что систему просто очень сложно было бы перестроить на высокие ставки, или это повлекло бы столь серьёзные последствия, что никто не захотел брать на себя ответственность, но суть, первопричины кризиса осталась на своём месте.

Низкие ставки вынуждают брать кредиты на что угодно (на ипотеку, на ценные бумаги, на потребительские товары) и, в конце концов, приводят к тому же результату – то, что быстро росло – начало падать, а вся навороченная вокруг финансовая пирамида сыплется вместе с ней.

Вот теперь представим недавно отрегулированную, но всё же с изъяном систему, с уже неким накопленным дисбалансом.

Добавим сюда мировую пандемию, когда значительная часть людей была выключена из экономики, а обеспечение финансами продолжалось – просто так, без производительности.

Дисбаланс стал ещё сильнее, и осталось просто найти слабое место.
Если основой кризиса была убеждённость, что «недвижимость будет расти в цене», то в кризис 2023 можно выделить следующую: «цены на энергоносители не будут расти».

Можно вспомнить прогнозы от BP и МЭА о прохождении пика спроса (энергосбережение, зелёная энергетика и прочее) на нефть в 2019 году.

Результат несколько превысил ожидания.

И вторая убеждённость, возможно, даже более весомая, чем первая: «долгосрочная инфляция (в которой убеждал ФРС) будет на уровне 2-2,5%».

Это породило уверенность в нулевых ставках на долгие годы, что, в свою очередь, привело к росту заинтересованности в техносектор: криптовалюты и популярные IT-компании – и тут прослеживается определённая связь с кризисом Доткомов.

Насчёт убеждения о ложности утверждения: «Ситуация под контролем». Именно это говорят финансисты, аналитики и политики, связанные с государствами.

Всё под контролем, система устойчива, успокойтесь. Но ведь при таких дисбалансах странно было бы не предполагать перекосов в экономических связях.

И если бы на них отреагировали сразу – возможно, даже предпосылки кризиса были задавлены. Можно посмотреть, как на инфляцию реагировала ФРС во времена Волкера – там каждый чих сопровождался ужесточением.

В итоге ФРС раскочегарилась только тогда, когда инфляция уже бушевала. Требовались достаточно серьёзные меры, и в результате их многим банкам стало не хватать ликвидности.

Инфляцию, всё же, считаю самой важной проблемой.

Экономика может быть бесконечной в случае бесконечного роста. Если рост останавливается – надо снижать и эмиссию. Или вытаскивать ликвидность иным способом.

Технически, в мире почти всегда рост – стагнирует один, но растёт кто-то ещё. Ковид изменил это, показав, что снижаться могут все разом.

А насчёт бесконечного потребления – это слишком утрированно.

Определённая прослойка может вообще ничего не делать и потреблять – и это может длиться долго, почти до бесконечности.

Всё зависит от того, кто обеспечивает. В этой системе всё равно кто-то работает больше.

Если он перестаёт это делать, или класс «бездельников» становится слишком большим по численности – опять же наступает стагнация.

В общем, дело в том, что пока не будет глобального пересмотра международных финансовых отношений – подобные кризисы будут продолжаться.

Может, этот кризис окажется решающим, после которого финансовая система станет работать по иному принципу.

Может, будет очередное локальное сжатие и путь по проторённой дорожке, который приведёт к новому кризису.

Потому просто наблюдаем и делаем выводы.

Показать полностью
760

Ответ на пост «Как лопнул ипотечный пузырь в США 2007 – 2008 г. по материалам книги Рея Далио, часть №1. История повторяется?»

История повторяется?

Чтобы проводить аналогии надо сначала указать основу на которой происходит сопоставление.

У кризиса 2007-2008 основа, это убеждение: "недвижимость всегда будет расти в цене".

И уже на этом убеждение следовало, то что давали любые кредиты, любым людям под обеспечение недвижимостью. Ну и глубина кризиса определялась объемом недвижимости в ВВП США.

Главный вопрос в том: "какое убеждение оказалось ложным".

Ставка ФРС/инфляция не может быть больше 2%;

Стартапы это круто;

— Глобальная экономика на эмиссии доллара может быть бесконечной;

— Можно бесконечно потреблять больше чем зарабатываешь.

Показать полностью
1016

Как лопнул ипотечный пузырь в США 2007 – 2008 г. по материалам книги Рея Далио, часть №1. История повторяется?

В первой серии мы разобрали, как образовался ипотечный пузырь. Ознакомиться можно по ссылке.

Теперь разберём, как этот пузырь лопнул и какие последствия за этим последовали.

Лето 2007 года

Экономический рост был устойчивым, рынок ценных бумаг достиг новых исторических высот.

Перед ФРС стояла дилемма, проводить ли ужесточение ДКП (повышать процентную ставку) для борьбы с инфляцией или стимулировать экономику из-за первых проблем на рынке недвижимости.

Продажи новых домов продолжали снижаться.

Всё больше заёмщиков пропускали выплаты по ипотечным платежам.

В начале августа 2007 года ипотечный рынок стал рушиться.

Банк BNP Paribas, крупнейший во Франции 9 августа заморозил инвестиции на сумму 2,2 млрд долларов в трёх своих фондах, поскольку его позиции в американских ипотечных кредитах привели к убыткам.

Банки Европы с большой осторожностью стали кредитовать друг друга, что вынудило Европейский центральный банк (ЕЦБ) залить в систему 156 млрд евро для поддержания ликвидности.

Менее чем неделю спустя появилась новость, что компания Countrywide, крупнейший поставщик ипотечных кредитов, исчерпала свою кредитную линию и находится на грани банкротства.

В течение последующих нескольких дней фондовый рынок снизился.

Банк Японии, ЕЦБ и ФРС предоставили ликвидность банкам.

ФРС пришлось снизить процентную ставку на 0,5%.

Bank of America инвестировал 2 млрд долларов в Countrywide в обмен на долю в компании.

Когда эпизод был исчерпан, большинство политиков и инвесторов думали, что проблемы с рисками ипотечного пузыря можно будет обуздать.

Осень 2007 года

Министерство финансов и ФРС разработали план действий, который они назвали «выбиванием стекла».

План:

  1. Постепенно реструктурировать ипотечные кредиты.

  2. В случае проблем выкупать неликвидные ипотечные бумаги.

  3. ФРС дала понять, что снизит процентную ставку, если это потребуется.

  4. ФРС стала выдавать кредиты напрямую более широкому кругу контрагентов, а не только банкам.

Власти отреагировали на кризис предоставлением гарантий по всем направлениям, введя в систему необходимый объём ликвидности.

Проще говоря, спасать будут всех и это лучше, чем дать обанкротится большому количеству компаний и потерять по разным оценкам 5 - 10% ВВП.

Тем временем кредитный кризис распространился на Европу.

Британский банк Northern Rock был на грани банкротства и к лету 2007 года британское правительство гарантировало безопасность вкладчиков, причём всех, а не только согласно тогдашнему порогу страхования вкладов в размере 35 тысяч фунтов стерлингов.

Многие другие банки, включая, UBS и Deutsche Bank владели проблемными ипотечными облигациями, из-за чего начались первые убытки.

В конце октября всё больше банков отчитывалось об убытках по ипотечным облигациям, стало понятно, что проблема куда более серьёзная, чем ожидалось.

Депрессия: 2008 год

В начале года согласно отчётности, промышленное производство в США, розничные продажи и занятость оказались слабыми.

Затем появились сообщения о крупных списаниях долгов (убытках):

  • Citigroup - 22,2 млрд долларов.

  • Merrill Lynch – 14,1 млрд долларов.

Был понижен рейтинг Ambac и MBIA – двух страховщиков по ипотечным облигациям на 1 трлн долларов!

Фондовый рынок снизился на 10%.

22 января ФРС понизила ставка на 75 базисных пунктов до 3,5%.

Причина – снижение экономических прогнозов. Спустя неделю ставки снизили ещё на 0,5% из-за значительного стресса в финансовом секторе.

Сенат одобрил выделение 160 млрд долларов (снизили налоги) на поддержку экономики.

Всё это не помогло. Кредитные и экономические условия ухудшались. Крупные банки продолжили отчитываться об убытках.

Согласно отчётности UBS, убытки финансовой системы США от ипотечных ценных бумаг могли составлять 600 млрд долларов.

Март 2008 года: спасение Bear Stearns

Компании, завязанные на ипотечные кредиты, стали объявлять дефолты.

Обанкротились фонды – Carlyle Capital (22 млрд долларов активов), Peloton Partners (3 млрд долларов активов), Thornburg Mortgage (36 млрд долларов активов).

Эти банкротства отразились на крупных брокерах – Bear Stearns, Lehman Brothers, Merrill lynch – системно значимые компании.

Bear Stearns удерживал ценные бумаги в размере 400 млрд долларов, которые затем были проданы за бесценок.

Допустить крушение такой крупной компании, было нельзя, иначе по цепочке полетела бы вся система.

ФРС залила 200 млрд долларов в систему.

Хотя вливание денег в систему, отток средств клиентов продолжался.

Инвестиционному банку требовался инвестор, который бы покрыл убытки.

В итоге JP Morgan выкупил компанию, чтобы сделка состоялась, ФРС предоставила кредит в размере 30 млрд долларов, а также взяла на себя будущие убытки по ипотечным бумагам.

Во вторник ФРС снизила ставку ещё на 75 базисных пунктов, а ставка снизилась до 2,25%.

Лето 2008 года: стагфляция

Растущие цены на нефть привели к резкому скачку инфляции в то время, как экономика чувствовала себя плохо.

Безработица выросла до 5,6% (крупнейший рост за 20 лет), промышленное производство снижалось 4 квартал подряд.

Рынки продолжали падать, цена на нефть росла, статистика по рынку недвижимости показала ухудшение. Образовались новые убытки и банкротства.

На этот раз проблемы появились у Freddie Mac и Fannie Mae.

Чип и Дейл (ФРС) вновь спешат на помощь. Были использованы государственные гарантии и средства для поддержки компаний.

Freddie Mac и Fannie Mae занимались скупкой ипотечных облигаций с высоким риском за копейки, а затем их перепродажей втридорога.

К 2007 году эти два ипотечных страховщика были в 20 раз крупнее, чем Bear Stearns.

Компании выступали гарантами по ипотечным кредитам на сумму в 5 трлн долларов (!).

23 июля был одобрен законопроект, который позволял министерству финансов использовать неограниченный объём (!) средств для спасения этих компаний.

В итоге их национализировали.

Крах: сентябрь 2008 года

В сентябре кризис вступил в новую стадию, когда появился обоснованный риск, что вся мировая экономика погрузится в депрессию.

Накопленные проблемы у Lehman Brothers дали о себе знать. Компания нуждалась в крупном инвесторе.

Хотя ФРС и смогла выдать кредит, чтобы помочь с ликвидностью, однако количество денег было ограничено, поскольку у компании была низкая платёжеспособность и не было понимания, а помогают ли вообще эти вливания.

Проблему платёжеспособности можно решить, только предоставив средства больше собственного капитала, или изменить нормативные требования, а таких полномочий у ФРС не было.

Нужен был крупный инвестор. Интерес выразили Bank of America, Barclays и HSBC, но они требовали государственного с финансирования, но чиновники были против.

Инвестор не появился, и началась паника на рынке.

Банкротство было крупнейшим в истории.

Тем временем поступили отчёты, из которых было очевидно, что крах финансовой системы переходил в экономику, готовясь её обрушить.

Промышленное производство резко сократилось, стали понижаться кредитные рейтинги компаний, компании начали сокращать численность сотрудников.

Все эти проблемы распространились по цепочке во все страны.

Европейские, азиатские центральные банки предоставили необходимую ликвидность.

Фонды денежного рынка встали, страховые компании испытывали трудности в том числе AIG – крупнейший страховщик, которому требовалось финансирование.

Правительство организовывает фонд спасения

Решить проблемы собирались, создав специальный фонд по выкупу проблемных активов (TARP).

Было выделено 700 млрд долларов и ещё ФРС открыла своп линии для мировых ЦБ в размере 180 млрд долларов.

Вкладчики стали выводить средства из фондов денежного рынка, в ответ на это было принято решение предоставить гарантии фондам, используя средства валютного фонда на 50 млрд долларов.

Однако, каждый день происходило всё больше и больше негативных событий.

Экономическая статистика стала выходить удручающей.

В этот период плохих новостей акции дешевели каждый день.

Продолжение следует….

Буду признателен за поддержку поста лайком.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!