Серия «Угоны»

649

Угнали самолёт в Пакистан и получили там пожизненное

Утро, 19 августа 1990 года, пассажирский Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» вылетел из Нерюнгри в Якутск. На борту было 92 человека, из них 7 членов экипажа и 15 заключённых изолятора временного содержания. Арестанты пронесли на борт оружие, которое им передал охранник, ранее получивший его от друга одного из заключённых. Охранник за это в виде взятки получил спортивный костюм.

Ту-154

Через 15 минут после вылета в диспетчерскую аэропорта Нерюнгри от экипажа поступил сигнал «ОПАСНО». Оказалось, что на 15 заключенных, было всего три пары наручников и трое конвоиров, хотя последних должно было быть минимум двадцать. Заключенные взяли в заложники пассажиров и всех троих милиционеров-конвоиров, забрав у них оружие. Также у угонщиков был муляж бомбы.

Через полтора часа самолет, по приказу захватчиков, снова приземлился в Нерюнгри. Там они потребовали автоматы, рации и парашюты, а также выдать им из ИВС двух заключенных, один из которых был, собственно, организатором угона. От операции по освобождению заложников местные силовики отказались, опасаясь больших жертв. Требования были выполнены и угонщики освободили милиционеров, женщин и детей. При этом, шесть заключённых, не желавших участвовать в угоне, покинули самолёт.

Через пять часов Ту-154 вылетел из Нерюнгри. В салоне находилось 36 заложников, включая семерых членов экипажа. Угонщики собирались выпрыгнуть с парашютами, но от этого их отговорили пилоты. Тогда самолёт направился в Красноярск. После полуторачасовой стоянки и дозаправки они полетели дальше, в Ташкент. Там у угонщиков поменялся главный. Также, они решили временно отпустить экипаж, чтобы тот мог как следует выспаться перед дальним перелетом. Силовую операцию вновь решили не проводить, хотя спецназ был готов к штурму.

На следующий день, 20 августа, воздушное судно вылетело в Пакистан. Долетев до Карачи, лайнер полтора часа кружил над аэропортом, так как местные власти не хотели давать добро на посадку и угрожали сбить его силами ПВО. Только после того, как пилоты сообщили что у них заканчивается топливо, сесть разрешили. Прямо в аэропорту угонщиков арестовали и поместили в тюрьму. Там они внезапно для себя узнали, что по местным законам за угон самолёта им грозит смертная казнь. Ту-154 с пассажирами через несколько часов после приземления отправился обратно в СССР.

Угонщики в Пакистане

Суд состоялся уже через неделю. 11 угонщиков, были приговорены к смертной казни. Из-за этой ужасной перспективы, а также вследствие плохих условий содержания, вскоре двое из них свели счёты с жизнью, а еще один умер от инфаркта. Через год смертную казнь заменили на пожизненный срок, а затем на 14 лет тюрьмы. В прошениях о выдаче на родину, которые направляли как представители СССР (а затем и России), так и сами горе-угонщики, пакистанские власти отказывали.

В 1998 году угонщики были амнистированы. Все, кроме двоих украинцев, были переданы России. На родине им вынесли максимально строгие приговоры - по 15 лет лишения свободы. Но в итоге им зачли отбытый в Пакистане срок и вскоре многие вышли на свободу. Двое украинцев, которые остались в Пакистане, вернулись на родину через два года.

Расследования авиакатастроф в Телеграм

https://t.me/rumayday

Показать полностью 2
185

Путешествие в Китай

19 декабря 1985 года Ан-24Б Аэрофлота выполнял пассажирский рейс по маршруту Якутск — Нерюнгри — Чита — Иркутск. На борту находилось 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Кроме пилотов, в состав экипажа входили штурман, бортмеханик и бортпроводник.

Ан-24Б


Когда самолёт подлетал к Чите, штурман вышел в уборную. Следом в салон направился второй пилот, 33-летний Шамиль Гаджи-Оглы Алимурадов. Вскоре он вернулся и сообщил, что стюардессе требуется помощь бортмеханика. Когда последний покинул кабину пилотов, второй пилот запер дверь на внутренний замок и приставил самодельный нож к горлу командира. Он потребовав лететь в сторону Китая. КВСу удалось с помощью специальной кнопки оповестить диспетчера о захвате самолёта. Затем он попытался направить борт на военный аэродром, но Алимурадов распознал манёвр и потребовал придерживаться нужного курса.


На подходе к советско-китайской границе командир связался с диспетчером и сообщил о ситуации, на что получил данные по настройке радиокомпаса на ближайший доступный китайский аэропорт — Цицикар. Когда советский авиалайнер оказался над китайской территорией, пограничные войска КНР не стали поднимать истребители для его перехвата. Однако, вскоре в кабине заметили, что стрелка радиокомпаса несколько раз изменила направление.


Командир предположил, что китайцы начали сбивать самолёт с курса и водить его по кругу в горном районе, чтобы он потерпел крушение. Тогда КВС решил совершить аварийную посадку. В итоге, Ан-24 успешно приземлился на рисовое поле в районе Ганьнаня в провинции Хэйлунцзян на северо-востоке Китая. Никто на борту не пострадал, а самолёт получил лишь небольшие повреждения.

Китайские власти забрали второго пилота в Харбин для допроса. Спустя 29 часов после посадки пассажиры и экипаж были доставлены на автомобилях в Цицикар, а 21 декабря в Харбин, откуда спецрейсом улетели в Читу. В качестве мотивов угона Алимурадов назвал обиду на своё руководство за то, что его не повышали до звания командира экипажа. После жалоб по этому поводу в вышестоящие инстанции его несколько раз направляли на обследование к невропатологу и даже отстраняли от полётов.


4 марта 1986 года китайский суд приговорил Шамиля Алимурадова к 8 годам тюремного заключения. Через два года он был условно-досрочно освобожден. В 1989 году его экстрадировали в Советский Союз, где через год уже советский суд приговорил его к 5 годам лишения свободы. КВС Вячеслав Абрамян был отстранён от полётов, однако, спустя два года смог вернуться в профессию.


Угнанный Ан-24 в январе 1986 года был доставлен в Советский Союз. После ремонта авиалайнер продолжил эксплуатироваться. В 2000 году самолёт был поставлен на хранение в Якутском аэропорту. В 2009 году борт был разрезан на металлолом.


"Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t.me/rumayday/

Показать полностью 2
1059

В посадке отказано

43 года назад в небе над Европой террористы захватили пассажирский самолёт. В течение пяти следующих дней он совершил экстренную посадку на песок, побывал в шести странах, потерял командира и был освобождён с помощью "магии".


13 октября 1977 года Boeing 737-230QC авиакомпании Lufthansa направлялся во Франкфурт-на-Майне с Балеарских островов. На борту находилось 86 пассажиров и 5 членов экипажа.

Boeing 737-230QC «Landshut» авиакомпании Lufthansa

Через 40 минут после вылета в кабину пилотов ворвался вооружённый человек и заявил что самолёт захвачен. Террорист оказался 23-летним членом радикальной организации "Народный фронт освобождения Палестины", выступавшей за создание независимого Палестинского государства. У захватчика в салоне были сообщники: две 22-летних девушки (палестинка и ливанка) и 23-летний мужчина - ливанец. Они пронесли на борт два пистолета, 4 ручные гранаты и пластиковую бомбу весом полкилограмма.


Угонщики потребовали лететь на Кипр, но командир сообщил что запаса топлива недостаточно. Тогда было решено направиться в Рим для дозаправки. После посадки в аэропорту захватчики выдвинули требования: освободить из немецких тюрем 10 террористов из дружественной им группировки "Фракция красной армии", из турецких тюрем двух палестинских террористов, а также предоставить выкуп в 15 000 000 $.


Итальянские власти, несмотря на уговоры немецкого правительства заблокировать самолёт, решили не связываться с палестинцами. Они дозаправили лайнер. Через два часа после посадки он снова поднялся в небо и направился на Кипр.

Дозаправка в Риме и очевидцы

На Кипре с угонщиками вступил в переговоры представитель официальной политической организации освобождения Палестины. Но на его просьбы освободить заложников, террористы ответили грубым отказом. Самолёт снова был дозаправлен, взлетел и направился в Бейрут, столицу Ливана.


Однако диспетчер сообщил что там им садиться запрещено. Тогда экипаж направил лайнер в Дамаск, столицу Сирии. Но там власти заблокировали аэропорт, чтобы не дать им совершить посадку. Также захваченному самолёту было отказано в посадке в Иордании, Ираке, Кувейте и Бахрейне. Так как топлива оставалось критически мало, экипаж, несмотря на запрет, решил садиться в Бахрейне. Ночью 14 октября Боинг совершил там успешную посадку. Власти стянули в аэропорт войска, но террористы, под угрозой убийства пилота, потребовали их отвести.


Вскоре самолёт вновь взлетел и направился в Дубай. Там тоже отказали в посадке. При подлёте выяснилось, что ВПП заблокирована автомобилями. С борта предупредили о крайне низком остатке топлива, поэтому посадку они произведут в любом случае. Тогда полосу освободили и самолёт благополучно сел. В Дубае террористы ещё раз потребовали освободить заключённых и выплатить выкуп, либо дозаправить самолёт, пригрозив что начнут расстреливать заложников. Немецкие власти убедили ОАЭ затянуть переговоры и направили в Дубай спецназ для вызволения заложников. Но спецназ медлил, ему нужно было время для подготовки операции. В итоге через два дня власти ОАЭ пошли на условия захватчиков, опасаясь терактов на своей территории в качестве возмездия за помощь в нейтрализации угонщиков. Самолёт был заправлен и снова поднялся в небо. В аэропорту Дубая он, полный пассажиров, находился 54 часа.

Захваченный самолёт в Дубае

Дальше террористы намеревались отправиться в Оман или Йемен, но в обеих странах им, ожидаемо, в посадке было отказано. Подходя к Йеменскому Адену, экипаж и террористы увидели что обе полосы аэропорта были заблокированы техникой. Однако, не имея запаса топлива, пилоты были вынуждены садиться прямо на песок между ВПП.


Посадка прошла успешно. Йеменские власти дали понять что самолёту у них задерживаться не стоит. Но капитан беспокоился что посадка на песок могла привести к повреждениям самолёта. Он добился от террористов разрешения выйти наружу для осмотра шасси и двигателей, перед тем как продолжать полёт. В это время к самолёту подъехал грузовик с военными. Их командир похвалил капитана за успешную посадку. Тот попросил выполнить требования террористов и, тем самым, освободить заложников. Они беседовали несколько минут. Закончив осмотр, капитан сообщил что он уверен - по возвращении в самолёт его убьют. Так и случилось, как только он поднялся на борт, террористы его застрелили.


Теперь самолётом управлял только второй пилот. Он направился в аэропорт Могадишо, столицы Сомали. В то время это было единое, более-менее развитое государство, хорошо относившееся к Палестине, строившее социализм и поддерживаемое Советским Союзом. Террористы, сами являвшиеся членами левой группировки, надеялись получить там содействие от властей, которые не испытывали большой любви к капиталистическим странам.


Поначалу всё шло гладко. Им дали разрешение на посадку, и 17 октября они благополучно там приземлились. Террористы не планировали больше никуда лететь, поблагодарили второго пилота и предложили ему покинуть борт. Но он уходить отказался и сел в салон. Преступники выбросили тело капитана на перрон, вновь потребовали от немецкого правительства выполнить их условия и пригрозили взорвать самолёт.

Однако террористы были немного не в курсе геополитической ситуации, поэтому ошиблись насчёт лояльности властей Сомали. Те недавно разорвали отношения с СССР и стали искать себе новых союзников. Данная ситуация могла сыграть им на руку и помочь заручиться поддержкой западных стран. Поэтому правительство Сомали дало добро немецким властям на проведение операции по освобождению самолёта. Представители Германии сообщили захватчиками, что освободили террористов из тюрем и везут их в Сомали. Вечером 17 октября в Могадишо прибыл отряд немецкого спецназа из 30 человек. В 2 часа ночи 18 октября началась операция под кодовым названием «Огненная магия».


Сомалийские военные разожгли в 60 метрах от самолёта костёр, чтобы дезориентировать террористов. В это время с задней стороны к самолёту подошли спецназовцы с алюминиевыми лестницами. В 02:05 возле Боинга были взорваны световые гранаты. Затем бойцы проникли внутрь и открыли огонь по преступникам. Операция прошла успешно. Два угонщика были застрелены на месте, ещё один скончался позже от ран. Выжила только одна террористка. Во время эвакуации заложников истекающий кровью преступник взорвал гранату, ранив несколько человек. Вся операция заняла 7 минут, кроме террористов никто не погиб. Всего самолёт находился в плену пять дней и ночей или 106 с небольшим часов.

Командир судна Юрген Шуман был посмертно награждён орденом «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия» 1-ой степени. Этим же орденом был награждён и второй пилот Юрген Фитор, но в 2008 году он вернул награду в знак протеста против освобождения одного из террористов из "Фракции Красной Армии".


Самолёт ещё долго, до 2008 года, эксплуатировался в различных авиакомпаниях по всему миру. В 2017 году он был куплен немецкими властями и по частям перевезён в Германию. Его планируют использовать как музейный экспонат.


(с) "Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t-do.ru/rumayday

Показать полностью 5
144

Столкновение трёх боингов

В 1990 году в Китайской Народной республике произошёл угон самолёта. Он примечателен тем что стал самым смертоносным по количеству жертв в ХХ веке. Также в ходе этого угона пострадало целых три воздушных судна.


2 октября 1990 года Boeing 737-200 Xiamen Airlines выполнял обычный внутренний рейс из Сямыня в Гуанчжоу. Сразу же после вылета один из пассажиров уверенно направился к кабине пилотов. В руках у него были цветы. В это время в Азии отмечался праздник середины осени. Все подумали что пассажир просто хочет поздравить экипаж и поэтому никто не попытался ему помешать. В кабине пилотов мужчина распахнул одежду и показал прикреплённую к телу взрывчатку. Он приказал всем, кроме командира, выйти из кабины. Ему же угонщик приказал лететь в Тайбэй, что в Китайской республике.


Стоит отметить что Китайская республика (или Тайвань) и Китайская народная республика – два совершенно разных государства. Отношения между ними примерно как у нас с Украиной. При этом Тайвань в то время отличался в целом демократическим режимом и более высоким уровнем жизни.


КВС не стал подчиняться требованиям угонщика и продолжил путь в Гуанчжоу. Он сообщил что топлива хватит только до Гонконга и предложил совершить там посадку для дозаправки. Преступник же потребовал сесть в любом аэропорту за пределами КНР.


Но пилот начал нарезать круги над Гуанчжоу надеясь запутать угонщика. Когда топлива почти не осталось КВС был вынужден совершить аварийную посадку в старом аэропорту Гуанчжоу. За несколько секунд до касания ВПП угонщик осознал что его обманули и набросился на капитана. Завязалась борьба, в ходе которой КВС потерял управление.


Самолёт приземлился с превышением скорости. После касания ВПП его занесло вправо. Он зацепил крылом припаркованный Boeing 707 и разрушил верхнюю часть его кабины. Неуправляемый 737-ой продолжал движение. На пути оказался ожидающий разрешения на взлёт Boeing 757 авиакомпании China Southern Airlines. От столкновения с ним 737-ой перевернулся «на спину» и полностью разрушился, в то время как 757-й загорелся.

Столкновение трёх боингов

В данной катастрофе погибло в общей сложности 128 человек. На борту 737-го погибли 82 человека, включая угонщика и КВС. На борту 757-го погибли 46 пассажиров. Единственный находившийся на борту 707-го пилот выжил. Это была первая катастрофа в истории Boeing 757 и самый смертоносный угон до терактов 11 сентября 2001 года.


Любопытно что этот же Boeing 737-200 уже угоняли за два года до катастрофы. Тогда преступники также потребовали лететь в Тайбэй и экипаж выполнил эти требования. После приземления на Тайване угонщики сдались, в итоге никто не пострадал.


(с) "Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t-do.ru/rumayday

Показать полностью 1
2012

Как китайцы угонщиков самолёта одолели

29 июня 2012 года Embraer ERJ-190 Tianjin Airlines выполнял внутренний пассажирский рейс по маршруту Хоган-Урумчи. На борту находилось 9 членов экипажа и 92 пассажира.

Embraer ERJ-190 Tianjin Airlines


Примерно через 10 минут после взлёта шестеро пассажиров попытались захватить авиалайнер. Ими оказались уйгуры - представители одной из национальностей, проживающих в Китае. Они являлись членами местной террористической организации Исламское движение Восточного Туркестана. Мужчины, изображая инвалидность, сумели пронести на борт холодное оружие в виде костылей.


Трое угонщиков в передней части салона напали на стюардессу и стали прорываться в кабину пилотов. В качестве оружия они использовали заостренные металлические палки из разобранных костылей. Однако стюардесса успела сообщить капитану об атаке. КВС увидел в мониторе камеры наблюдения драку в проходе и мигание красной лампочки открытия двери в кабину. По его команде второй пилот немедленно развернул самолет на высоте 5700 метров и полетел обратно в аэропорт вылета.


Это взбесило угонщиков и они решили взорвать бомбу в бутылке. В это время один из бортпроводников по громкой связи попросил пассажиров напасть на угонщиков. Один мужчина тут же вскочил со своего места и с криком по-уйгурски «Давайте! Вставайте и деритесь с ними! Иначе мы все умрем!» побежал на преступников. Он сумел выбить бутыль с предположительно зажигательной смесью из рук угонщика и начал с ним драться. Затем к нему присоединились ещё два пассажира.


Одновременно в задней части салона трое других угонщиков встали и начали махать металлическими палками. Демонстрируя взрывное устройство в виде бутылки они требовали не двигаться и не вставать. Увидев что в передней части салона завязалась драка террористы бросились на помощь подельникам. Им попытался помешать охранник рейса но он был сразу же ранен в голову и потерял сознание. Однако очнувшись через несколько секунд мужчина продолжил драку в проходе. На помощь ему пришёл пассажир - офицер полиции. Вдвоём они умудрились повалить всех троих нападавших и придавить их к полу.

Фотография удерживаемых угонщиков, сделанная одним из пассажиров того самого рейса


В передней части салона пассажиры также одержали победу. Они сняли с себя пояса и ремни и связали удерживаемых на полу угонщиков. В результате все шесть террористов, попытавшихся захватить самолет, были обезврежены пассажирами и членами экипажа. При этом ранения получили как минимум семь человек.


Самолёт благополучно приземлился. Террористы были сданы полиции. Двое из них впоследствии скончались. Есть версия что они были просто забиты пассажирами насмерть. Трое были приговорены к смертной казни а один - к пожизненному заключению.

Десять оказавших сопротивление пассажиров и экипаж самолёта получили различные награды. В Китае был усилен контроль за проносом на борт авиалайнеров костылей. Теперь для этого требуется справка от врача (из больницы).


(с) "Расследование авиакатастроф" в телеграме


https://t-do.ru/rumayday

Показать полностью 2
523

Неудачливый угонщик самолёта

Одна из самых нелепых попыток угона самолёта произошла 25 мая 2000 года на Филиппинах. Самолёт Airbus A330-301 авиакомпании Philippine Airlines выполнял внутренний рейс в Манилу. На борту находилось 278 пассажиров и 13 членов экипажа.

Лайнер уже готовился к посадке, как вдруг один из пассажиров выстрелил в переборку из пистолета и потребовал доступ в кабину пилотов. Но они быстро среагировали, забаррикадировались и отказались его впускать.


Помимо пистолета у мужчины при себе была ручная граната. Под угрозой взрыва он приказал развернуть самолёт и отправиться в аэропорт вылета. Однако пилоты сообщили что это невозможно, так как самолёту не хватит топлива.


После того как угон не удался наш герой перешёл к плану Б. Он решил совершить необычное ограбление. Сначала преступник объявил что нуждается в деньгах и предложил пассажирам сложить в его сумку «добровольные пожертвования» в виде денег и ценностей. Когда сумка наполнилась, он потребовал от пилотов снизиться и сбросить давление в самолете. Он намеревался открыть дверь в пассажирском салоне. При себе у мужчины был самодельный парашют.


По свидетельствам очевидцев конструкция парашюта была настолько кустарной что преступник доводил её до ума прямо в салоне из подручных материалов.


Когда лайнер снизился до высоты 1800 метров неудавшийся угонщик одел лыжную маску, плавательные очки, взял сумку с ценностями и открыл заднюю дверь салона. Однако из-за того что он не мог преодолеть набегающий поток ветра стюардессе пришлось буквально выталкивать его наружу. При этом он оставил на борту пистолет и один ботинок.

Самолёт благополучно приземлился с открытой дверью. Уже на земле члены экипажа выразили сомнения что преступник смог выжить после прыжка.


И действительно. Его тело было обнаружено в 70 километрах от Манилы спустя три дня после попытки угона. Согласно заключению полицейских мужчина разбился, так как не смог раскрыть парашют. Позже его брат рассказал что угонщик всегда хотел заняться парашютным спортом. Прыжок из реактивного Аирбаса оказался его первой и последней попыткой.


Возможно герой этой истории вдохновлялся преступлением Дэна Купера, успешно угнавшего в 1971 году реактивный самолёт, получившего выкуп и также выпрыгнувшего с парашютом. Правда вопрос о том, пережил ли Купер прыжок, остаётся открытым. Но это уже совсем другая история.


(с) "Расследование авиакатастроф" в телеграме

https://t-do.ru/rumayday

Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!