Серия «Тюрьма»

236

Продолжение моей криминальной истории

Disklaimer: всё, что написано в этом посте касается конкретного периода моего пребывания в конкретном лагере. Где-то, безусловно, по другому.

Расскажу теперь чем же я занимался в лагере два с половиной года.

По началу я стал баландёром, то есть я раскладывал в столовой баланду по тарелкам. В том лагере было заведено так - все рассаживались по столам и проходит баландёр с огромной кастрюлей и разливает первое и потом раскидывает второе.

С одной стороны, это, конечно, сильно заёбывает - мужиков надо ходить кормить три раза в день, семь дней в неделю и так до конца срока. Пока не придёт кто-то новый, который сможет тебя заменить. Плюс ещё надо носить камазы тем, кто не ходит с столовую. Иногда это прям дохера всего. Плюс эта ненавистная селёдка, которую надо раздавать руками из бочек, пока она не кончится.

С другой стороны, эта канитель только на время приёма пищи - всё остальное время ты можешь делать, что хочешь.

Я, в обычное время, достаточно общительный человек, и в то же время я домосед. И не люблю заводить новые знакомства. В лагере я вообще окуклился, насколько это возможно, живя в одном помещении с сотней человек. Тоесть зеки ходят друг другу в гости всё время - попиздеть, чифирнуть, узнать как дела на воле. А я сидел у себя в проходняке, спал, читал книги. Читал очень много, я и дома любил читать, но здесь, как говорится, сам бог велел. Прошерстил всю местную библиотеку, особенно заходили военные мемуары, советская фантастика и приключения. Особо хочу отметить аннотации в этих книгах - на 2-3 страницах широко описывается автор, его взгляд на жизнь, описание и разбор произведения. Это очень круто, сразу понятно надо ли оно тебе вообще. В каждую передачу я просил, чтобы мне дожили свежие местные газеты и журналы - журналы и глянец бывал, в основном всякие Загадки истории или что-то похожее. Зеки вообще много читают, просто потому что это единственный способ отвлечься от окружающего и чем-то заполнить бесконечные дни. В лагере процветала также религиозная литература - всякие Жития святых. А ещё много книг Ошо и всякие Транферинги реальности - от скуки некоторых тянет в эзотерику. Но, на самом деле, истово верующих, таких, которые ходили бы в часовню постоянно, было совсем не много. На молитву там собралось человек 10 - 15. Хотя кресты и купола на тушках много у кого есть) Но это больше дань традиции. Типа, мы православные. А купола, кстати - это года отсидки. Маленькие - года, большие - пятилетия.

Расскажу о татуировках. Как таковая, исконная тюремная татуировка уже отмирает. Обозначать себя сейчас эполетами, куполами и звёздами на коленях просто стало опасно. То есть это, как-бы признание себя частью преступного мира, и обозначение занимаемого в нём положения. А за такое сейчас сажают. В последнее время вообще очень сильно власти взялись за уничтожение высшей преступной среды. Их постепенно выдавливают - одних, под угрозой серьёзного наказания, заставляют отречься, а другим, несговорчивым, выписывают по 10-15 лет особого режима. Это практически приговор.
Но, тем не менее, есть арестантские татуировки, по которым человека легко определить. Как правило, с такими ходят пересидки или конченные АУЕ. Это перстни на пальцах, те же храмы с куполами или иконы, при чём, как правило, на всю спину. Ещё бывают кандалы на щиколотках или запястьях. Всякие пауки или паучьи сети - это символ воровского мира. Без числа всяких идиотских надписей, типа "Прости сына за слезы матери". У нас в лагере ещё было модно колоть доспехи, то есть прямо кольчуги, наплечники и в том же духе. Некоторые все прям покрывались - от пояса до шеи. Кольщик в тюрьме вообще уважаемое занятие, но не благодарное, потому что расчитывались за работу кто чем мог - кто победнее, тот чаем и сигаретами, кто побогаче, тот травой и самогоном. И колоть приходится много и всякую херню в основном - фантазия у зеков бедная, а толковых эскизов взять негде. При этом у кольщика может быть вполне профессиональная машинка. С красками сложнее, как правило это или гелевая ручка или жжёнка.
Практически всегда идиотские АУЕ татуировки - это ошибки молодости. Малолетки набьют себе партаков, чтобы выглядеть как взрослые, кажущиеся им крутыми, зеки. Поэтому нередко даже обиженные с блатными татухами. В целом всем похеру, но звезды или эполеты их заставляют удалять. Любым способом.

Чифир. Я вообще не понимаю этой неистовой любви зеков чифирить. Они вообще считают его очень полезным. Это традиция идёт с глубоких времён, когда у зека действительно ничего не было и горячий чифир был единственной возможностью согреться и взбодриться где-то на лесоповал или стройке коммунизма. У современных зеков чая в избытке, да и другие ништяки можно добыть. Тем не менее это такая традиция - собираться вместе и пить крепко завареный чай, обязательно кипяток. Заваривают реально полпачки чая на кружку, подливая по немногу кипяток, и пускают кружку по кругу, заедая "грохотульками" - это дешманские леденцы. Вкус - пиздец просто, выглядит как резина, кипяток обжигает. Кароче, адское пойло. Говорят, что от него есть какой-то опьяняющий эффект - ну хуй знает, я пробовал несколько раз, кроме желания проблеваться ничего не ощутил. Кстати от него пеоеодически блюют - это повод поржать над слабаком. Всё мои попытки объяснить, что чай в такой концентрации - это по сути яд, сжигающий пищевод и унистожаюжий микрофлору, ни к чему не приводили. Может, отчасти, и из-за чифир зеки так выглядят часто - высохшими и изможденными.

Сало - это ещё одна гастрономическая любовь арестантов. Как бы да и что такого - ну любят люди сало? Но дело в том, что его считают лекарством от всех болезней - от простуды до гепатита. То есть человек, во вред себе, не пойдёт в санчасть, а будет лежать на шконке и поедать сало. Пиздец.

В общем, около года я так и жил - кормил мужиков, валялся на шконке, баня/прачка, иногда санчасть. Несколько раз вызывали к психологу - дежурные опросы и тесты. В целом администрация не обращала на меня никакого внимания.

Наш начальник отряда был пидорас. Нет, не гей. Капитан ФСИН. При мне майора получил. Мы с ним живём в одном городе и пересекается случайно несколько раз в год и каждый раз, когда я его вижу у меня горит пердак просто. Поясню, во-первых он никогда не ходил в отряд. Он мог появится только в случае какой-то проверки или грандиозного шмона. Соответственно, его вообще не интересовало, что в бараке происходит и как люди живут. Но это бы хуй с ним. Он был продажный насквозь, за любую хуйню, которую он должен делать просто так он требовал подарков или прямо денег. При этом гарантировать исполнения он не мог. В целом мразь, ему даже погоняло зеки дали какие-то ублюдское, я уже не помню, но что-то типа "титя". С меня он требовал кресло в кабинет, за то, что он организует длительное свидание с моей девушкой. При этом качество и стоимость не оговаривались. Я согласился, поскольку за четыре месяца только видел её через стекло два раза. Денег на кожаное кресло у неё не нашлось, взяла какое-то недорогое. Этот гандон явно был недоволен. И в назначенный срок она приехала, с полными сумками и её не пустили - нет в списках. Слез было пиздец, долго её успокаивал.

В один день ко мне пришёл завхоз и говорит - такое дело, у нашего смотряги шнырь освобождается, надо его кем-то заменить. Ты подходишь - косяков перед людьми у тебя нет, с ментами не общаешся, с едой тебе можно дело иметь. Что думаешь? Я, честно говоря, крепко задумался. С одной стороны - это дохера делов. С другой - стопроцентная крыша. Да и отказывать такому человеку стрёмно. И я согласился. С этих пор и до освобождения я шнырил для смотряги. Сначала для одного, потом его перевели на другой барак, и потом для другого.

Постараюсь быть правдивым и объективным. По сути, это как слуга - надо обеспечивать бытовую жизнь человека. Ничего унизительного делать не надо - убирать за ним говно или стирать носки мне не приходилось. Мне хочется думать, что это скорее ближе к роли адьютанта. Обеспечивать стирку и глажку вещей, чужими руками. Принеси-отнеси. Через некоторое время я начал варить блатным еду и тогда всё опять поменялось - забот стало больше, и выхлоп больше. Я сам брал для себя продукты от их стола. Иногда и самому приходилось искать по лагерю лук\морковку на зажарку. Или картошку, или макароны. Зато я, в тридцать четыре года, научился нормально готовить - и суп, и плов, и блины и много ещё всякого. Как-то раз даже огромного сазана пришлось разделывать и готовить.

Были ли мне стрёмно от этого? По началу да, казалось это очень унизительно. Хотя дядька был старше меня, мы с ним нашли общий язык. Конечно, особо не разобщаешся - всё таки я красный, перед коллегами неудобно. Но я был, всё-таки не такой как все - красными обычно становились люди у которых какие-то проблемы и косяки перед людьми, то есть их просто выкидывал и из достойных арестантов в козлы. А я же был по своей воле.

Кстати, была ли эта тактика успешна? Да, могу сказать, что в моём случае это было верное решение. Поскольку срок у меня был небольшой и я хотел его ещё максимально сократить, то есть я работал на УДО.

Бытует мнение, что УДО - это что-то такое автоматическое, пришёл срок и иди домой. На самом деле это не так. Решение об назначении УДО выносит администрация колонии. И для того, чтобы оно было положительным надо на самом деле постараться. Во-первых, не должно быть никаких взыскании и ШИЗО, либо они должны быть погашены. Во-вторых, крайне желательно быть трудоустроенным в лагере. Года через полтора отрядник у нас сменился на более вменяемого и я смог договорится, чтобы меня поставили на какую-то номинальную должность в бараке - не помню уже, но какая-то такая есть. При этом я ещё зарабатывал все плюсики, что мог - женился, пока отбывал срок, пошёл учиться в шарагу на швею, добыл бумагу с воли от потенциального работодателя о согласии взять меня на работу. И прошёл с первого раза. В том числе, я уверен, что сыграло роль, что я был красным - к ним более лояльное отношение. Та же должность в бараке ни мужикам ни блатным не светила. При меня множество раз людям отказывались, они подавали из года в год - и каждый раз отказ. Скоро выходит один знакомый - отсидел 10 лет, каждый год подавал. И ещё, право на УДО при тяжком преступлении - через отбытие половины срока, при особотяжком - через три четверти.

Такие дела. По большей части о тюрьме я закончил. Но несколько постов ещё думаю наваять.

Всем спасибо за внимание. Надеюсь кому-то будет интересно.

Показать полностью
151

Продолжение моей криминальной истории

Disklaimer: всё, что написано в этом посте касается конкретного периода моего пребывания в конкретном лагере. Где-то, безусловно, по другому.

Итак: мужики - это основа арестантского контингента. Их в лагере было по ощущениям около 80 процентов. Возраст значения не имеет. Вообще, строгий режим отличается более возрастными зеками. Людей до 25 лет немного, в основном 30 - 40 лет. Но есть и прям старые деды, глубоко за 70.

Основные статьи - это убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, часто повлекшим смерть, наркотики, грабёж, бандитизм. Реже встречаются изнасилование, кража, угон, терроризм и так далее. Нередко строгий режим получают по совокупности статей. Несколько раз встречал ситуации, когда люди переезжали на строгий с общего или даже колонии-поселения. Например, был тип, который ушёл с посёлка в увольнение (там так можно - за хорошее поведение, на выходные), там нажрался и не явился вовремя. Пришёл на следующий день - его тащат в суд, там дают Побег, накидывают три года и на строгий режим. Был ещё совсем молодой пацан, 19 лет - они с другом залезли на склад и помимо какого-то хабара прихватил из сторожки ружьё с потронами. Без ружья была бы 158, а так 5 лет строгого. Это был примечательный персонаж - зеки таких ещё не видели. С татуировками на лице, на шее - какие то дурацкие символы, геометрическая лиса на шее. Первое время его все даёбывали чисто поржать, потом привыкли. В тюрьме татуировками никого не удивишь, но такие там не делают.

У мужиков в лагере было несколько путей. Первый - это оказаться на промке. Так называется промышленная зона лагеря на которой находятся разные производства - у нас была столярка, слесарка и швейный цех. Также там был свинарник и крольчатник. Туда отправляли, в основном, тех у кого были иски на деньги. Таких мужиков, как правило, переселяли в отдельный "рабочий" барак. На промке было процентов 10 от общего числа зеков. В принципе - это хороший вариант. Зеки каждый день ходят на работу, у них там отдельная от всех жизнь. Если толковый и рукастый, то администрация всегда идёт на встречу - где-то тряпки гражданские разрешит, пакеты с продуктами мимо передачи. Какие-то инструменты. На промке у них сотовые телефоны есть, которые блатные и администрация не отберут. И администрация в целом более лояльно относится.

Второй путь - это просто жить в бараке. У меня отношение к этому двоякое - с одной стороны, никто тебя не беспокоит, всем на тебя похеру, пока ты ведёшь себя тихо. С другой стороны - это чёртов день сурка. Годами человек проводит на одном месте, с одними и теме же людьми. При этом там невозможно уедениться - просто нет такого места в бараке, где бы не было людей и какой-то движухи. Как вариант, если только вкруг завешать свою шконку простынями, но все равно ты постоянно слышишь гул брачной жизни - кто-то постоянно ходит, кашляет, кряхтит, пердит, скрипят шконки, скрипят полы, в бараке может быть какая-то кустарка - то есть тупо может работать какой-то станок или движок, откуда-то играет музыка. Всё это происходит и днём и ночью.

Ещё момент - нельзя просто лежать на шконке весь срок и плевать в потолок - надо помогать на общее. Такую политику ведёт блат комитет. То есть каждый должен на бараке приносить пользу - мужики должны заниматься кустаркой. Об этом, я думаю можно целую книгу написать. Каких рукодельников там только нет - шьют, вяжут, работают с деревом, делают карты, чётки, кидалки, зарики, фишки, шахматы, нарды и ещё кучу всего. У нас был мужик, который прям в бараке! вытачивал на станке ножи и резные ручки к ним. Когда он начинал кость или рог пилить на станке просто пиздец начинался - вонь ужасная! Кто умел рисовать - расписывал нарды или эскизы тату делал. Кто умел татухи бить - бил их весь срок, при этом та работа за которую на воле платили бы десятки тысяч рублей в лагере делают за условные "варуху чая и горсть сигарет". Отказать нельзя - просто не канает, можно и по щам получить. Самое интересное, что я видел - у нас в бараке был мужик, который занимался протезированием зубов! У него был какой-то инструмент специальный, для него через ментов затягивалии материал из которого он зубы лепил и он, прям в бараке - за шторочкой, удалял и вставлял зекам зубы!

Кто-то вяжет - шарфы, носки, варежки, манишки. Вырезают нарды и шахматы, расписывают их - выглядят круто. Мне очень нравились самодельные карты расписанные вручную гелевой ручкой - так и не смог себе такие достать. Изготовление всяких чёток и перекидух - без числа. Видел действительно удивительные по качеству и исполнению. Во всём этом самое крутое, что всё изготавливается в ручную, с помощью каких-то простейших инструментов. И ещё - весь инструмент конечно же запрещён. Зекам даже отвёртку иметь не положено. Но нож для хлеба или та же отвёртка есть в каждом проходняке. Всё это зовётся "стремА" и постоянно прячется - в какие-то нычки, под пол, в стены, в матрасы и тд. Ещё - у всё есть электричество. Пол полом протягивают провода и выводят розетки - горит свет в проходняках, можно пользоваться чайниками, плитками и заряжать гаджеты.

Развлечения в бараке. Можно играть в нарды или шахматы. На деньги играть нельзя. Можно вымутить телевизор, но мужикам, как правило это не доступно - его просто отберут при шмоне. По нардам проводятся периодически чемпионаты - играют на сигареты. У блатных есть катран - это игра в рулетку или карты на деньги. Конечно, проигрываются в пух и прах - потом клянчат деньги у мам, жён или ждуль.

Летом можно на поле играть в футбол. Есть часовня, раз в неделю приходит батюшка. Есть библиотека с советскими книгами. Я сам пока сидел книг, наверное, 50 затянул и все там оставил - собирал по всем знакомым. Есть качалка с самодельный оборудованием - есть прям пиздец раскаченные типы. Тянут с воли всякий спорт пит и уколы - потом сдуваются быстро.

Наркотики и алкоголь в лагере. Конечно, есть. Конопля была всегда - барыжить ей не канало, но по тихому всё равно продавали. А так на лагерь закидывали постоянно. В прямом смысле - рядом с жилой зоной, за последним забором, стояли боксы для грузового транспорта и ребятки с воли прям с них кидали свёртки, по полкило/килограмму. Периодически таких "кидал" вязали и садили, но процесс не останавливался почти никогда. Закинутую дурь распределяли по всем баракам и уже на местах блатные смотряги распределяли её по своим, мужикам и всем остальным. Курить траву можно было спокойно, то есть прям в бараке в проходняке. Всё остальные наркотики были под запретом. Конечно, периодически затягивали и героин и соли и всякое другое, но делали это очень тихо, потому что можно было очень сильно пострадать.
В лагере был самогон. Его выдают по просьбе блатные, но должно быть нормальное отношение - просто так не дают. Я точно не знаю как его изготавливали, но мне говорили, что под бараками есть обширные подвалы и там его варят. Сам пил его неоднократно - градусов 50 где-то, выглядит прозрачным, но башка с него болит сильно - плохая очистка скорее всего. Некоторые ставят брагу, но это какая-то херня. К тому же всегда надо ставить в курс блатных, что у тебя есть брага и что ты собираешься её пить. Также и когда просишь самогон надо обозначить кто будет бухать с тобой.

Если с травокурами особых проблем нет, то алкониндзя иногда давали жару - были драки, поножовщина и рамсы за оскорбления и так далее. В принципе, таких быстро угомоняли, потому что с уважаемыми людьми мужики боялись связываться - придут с палками, всех отпиздят и ты ещё спасибо будешь говорить.

В большинстве, мужики жили спокойно - связали носки, крутили канаты и не отсвечивали. Но были и конченые совсем - то есть когда человека тянет в пиздарезку даже зная, что его просто убьют или покалечат. Были жёсткие наркоманы готовые вливать в себя что угодно - они пиздили в санчасти колеса и упарывались до беспамятства, умудрялись найти какое-то дерьмо непонятное и до полусмерти объебаться. Были барыги, которые торговали коноплёй или сигаретами - если таких ловили, то всё отбирали и сильно били. Был один тип, он прокуроршу вывез в багажнике в лес - всем распиздел какой он продавец машин и какие у него связи на воле, взял у кого-то деньги на покупку машины и, конечно, ничего не купил. Чтобы избежать проблем в лагере накосячил, чтобы его закрыли в ШИЗО, но там не держат долго и, чтобы не возвращаться в лагерь, кинулся на мента с лезвием от станка - порезал, его скрутили и отвезли в СИЗО, за добавкой.

Часто спрашивают, что происходит в лагере с насильниками и педофилами. Надо сразу понимать, что в лагере нет какой-то божьей справедливости. Никто там не карает грешников - сами все такие же. Но есть установленный порядок. Это АУЕ - арестантский уклад един. Вся эта система понятий имеет вес и смысл только за забором лагеря для осуждённых. В целом, все это понимают, но есть отморозки, которые тащят эти очень узко специализированные правила на волю. Таких надо сразу слать на хуй - на воле всё это не работает. Итак, на насильников всем похер - ничего такова, с кем не бывает. Даже среди блатных есть насильники. Любой педофил - сразу едет в обиженные. Никто его не будет избивать, унижать или опускать - нахер никому себе лишний срок из-за таких мразей не надо. Просто приходят и говорят крутить рулет и переезжать к петухам за ширму. Никто не спорит, здоровье дороже. Есть пример, которому я сам был свидетелем - вместе со мной на карантин прибыл дядька на несколько лет меня старше по имени Антон. Он заехал красным, мыл полы, вёл себя тихо. Рассказывал, что его оговорили, типа была у него связь по согласию с молодой девченкой, он не знал сколько ей лет, а её мама написала на него заявление. У него осталась жена, с которой он развёлся из-за этого, и дочь. Дали ему семь лет строгого. Пока сидел в СИЗО, ему сказали, что пока будет как есть, а в лагере люди порешают, что с ним делать. И несколько месяцев он ходил красным, а потом всплыло его дело и все узнали, что девочке на тот момент было 12 лет. Его не били, просто красные свернули его матрас и закинули за ширму к обиженным. Такие дела.

Есть ещё деды, прям пожилые люди за 60 лет где-то - к ним никаких вопросов, ничего делать не надо, живи-перди, никуда не лезь. Есть даже инвалиды, без руки/без ноги. К таким могут какого-то молодого приставать, чтобы помогал.

Показать полностью
118

Продолжение моей криминальной истории

Очередной Disklaimer: всё, что написано в этом посте касается конкретного периода моего пребывания в конкретном лагере. Где-то, безусловно, по другому.

Кароче, я прибыл к месту отбытия наказания. Мне дали три с половиной года строгого режима по особо тяжкой статье, так что на УДО я мог рассчитывать только после отбытия трёх четвёртей срока, а значит, ближайшие минимум два с половиной года я проведу здесь.

Завхоз девятого отряда с погонялом Кальян, отвёл меня в десятый отряд - их завхоз просто обломился идти за вновь прибывшими и отправил его. Меня завели в проходняк к местным красным. Пацаны меня нормально приняли, напоили чаем с печеньем. Я тоже развернул свои баулы, у меня были какие-то пряники и конфеты. Определили мне место на пальме и с этого началась новая история в моей жизни.

Первым делом надо было решить, какое у меня будет погоняло. Практически у всех есть какое-то погоняло, так как мужиков сидит много (на тот момент больше тысячи двести человек), то всяких Саш, Андреев и Сергеев очень много. Поэтому, чтобы не путаться, обычно говорят, условно - Саня Косой с пятого барака или Лёха Гвоздь с третьего, так проще понять о ком конкретно идёт речь. Естественно, повторяющихся погонял тоже много, всяких Косых, Длинных и Серых. Меня спросили как меня погонял на воле - да никак, ёб вашу мать! Начали накидывать варианты - один тупее другого. В конце концов мы сошлись на Толстом. У меня нет комплексов по этому поводу и такое имя ничем не хуже другого. Кароче, на два с половиной года я стал Толстым. На самом деле как меня потом не называли, и Борода и Рыжий и Фара. Мне было похуй, я прекрасно понимал, что эта херня только в пределах этого забора и закончится, как только я за него зайду.

Потом пришёл завхоз десятого отряда, уже не помню как его звали. Накуренный в хлам. Начял чё-то подъёбывать, слегка угрожать, поклянчил денег - нихера у него в итоге не вышло, и он отвалил.

Потом меня позвали на кухню - это "приёмная" смотряги за бараком. Было страшно пиздец, думал сейчас начнут прессовать, намазывать на какую-нибудь стрёмную хуйню и разводить на бабки. Оказалось всё гораздо проще. Перед походом на кухню, мне мои товарищи по несчастью дали установку - говори, что нихуя не умеешь, родители нищие пенсионеры, богатых родственников нет, готов помогать по мере сил "на общее" и всё такое.

В ообщем, захожу на кухню. Сидят мужики, пьют пуэр из китайских глиняных чашек - заварник глиняный, резной поднос, всё цивильно. Все сильно накуренные. Интересуется смотряга, погоняло Москва - молодой парень, лет 27-28, высокий, жилистый, выглядит угрожающе. Интересуется спокойно, даже на приколе - как звать, откуда сам, какая статья, что планируешь делать? Я что-то там блею, страшно пиздец - они угорают. В первую очередь угорают над сроком - чё, бля, три с половиной? Да хуйня - два понедельника. Две зимы баланду потоскаешь и отколешся по удо. Собственно, так и вышло. Первым делом говорит - знай своё место. Ты красный, а значит твоя судьба козлиная - мужикам не дерзи, хуйней не занимайся. В лагере людской ход, поэтому здесь все вопросы люди решают.

- Такой момент - нельзя говорить "спросить" или "спрашивать", нельзя говорить "задавать вопрос". Так могут говорить только уважаемые люди - это слова обозначают конкретные понятия. Можно только "интересоваться" или "проявлять интерес". Такие дела.

Продолжу - барыжий ход в лагере не канает. С ментами иметь дел не надо. Живи, не отсвечивай, делай, что говорят и просидишь без проблем. Будешь заниматься хуйнёй и выёбываться - получишь пизды, мало не покажется.
Потом спросил, чем в лагере планирую заниматься - сидеть без дела не канает. Надо так или иначе обществу пользу приносить. У красных, которые живут с мужиками в бараке, по сути, не большой выбор - обязательно один завхоз, пара поломоев, пара баландёров и может пара шнырей. Я говорю - пока не знаю, надо осмотреться. Ну хорошо, говорят. Только смотри - на шконке валятся просто так не выйдет, скажи завхозу чтобы нашёл тебе "канитель" какую нибудь. Канитель - это какое-то дело, когда человек чем-то занят он говорит - "при канители". В конце поклянчили денег на баланс, типа дай косарь. Денег нет, говорю, на адвоката всё ушло. Настаивать не стали. На том я и ушёл обратно.


Расскажу подробнее о красных на жилом бараке. Есть ещё один рабочий барак, там живут те, кто работают в столовой, на БПК и на промке.

Завхоз обязан быть на бараке по распорядку. Он взаимодейстаует с начальником отряда и администрацией, решает хозяйственные вопросы на бараке, по идее, должен водить всех строем и тд. Но, так как в лагере людской ход, это такой был посредник между блатными, мужиками и администрацией. Ему приходится договариваться о том, чтобы пакеты с воли занести, вернуть вещи, отобранные при шмоне вернуть, вопросы порешать с администрацией. Геморойное, в общем-то, занятие. Но есть свои плюшки - хорошие отношения с администрацией, с блатными, дают курнуть/бухнуть (толкают), где-то проебаться лишний раз можно и с чьим-то пакетом и свои "груза" занести в лагерь.

Поломои обязательно должны быть для поддержания порядка в бараке. Блатным самособой неположняк, мужикам тоже не канает полы мать, то есть не канает брать в руки тряпку, которой моют полы. Стоит один раз взять её в руки и до конца срока будешь мыть пол. При этом, красным тоже лучше тряпку не брать, потому что если это сделать, то уже, например, к баланде нельзя касаться. По сути, ничего страшного в этом нет - это не какой-то зашквар. Обычно, кого-то просто уговаривают на это дело - типа, да чё такого, всё будет нормально, будут толкать насущку - это чай и сигареты, курнуть/бухнуть.

Баландеры - это красные, которые в столовой раздают баланду. В этом лагере было так - мужики садятся за столы, баландёр берет на раздаче кастрюлю с первым или вторым, проходит по столам и раскидывает по тарелкам. По сути - это занятие на три раза в день, но есть нюансы. Первое - далеко не все мужики едят в столовой. И те, кто не ест, просят принести им баланду в барак. Набирать её надо в самые причудливые контейнеры - банки из-под майонеза, приправ, каких-то продуктов. Кароче, всех видов, форм и размеров - это всё называется "камазы". Их приходится носить много, здоровыми пакетами. Ещё момент - селёдка. Круглый год зеками дают соленую селёдку. Дают её в 20 литровых синих бочках, в которых она и солится. Геморрой в том, что тупо выкатывают бочки и её надо раздавать кому-то, при чём бочек может быть много и зеки не успокоятся пока всю не разберут. Берут полными пакетами. Потом её чистят, вымачивают и едят. С соевым соусом и луком нормально.

Шнырь - это красный, которые "помогает" блатным. Как правило это смотряга за бараком. Можно сказать, что-то типа слуги - они же чувствуют себя аристократией. Кароче, какие-то поручения, застелать шконку, принеси/отнеси, за вещами следить. Если есть умение, то и варить приходится - блатные баландой не питаются. Всеми путями и способами мутятся продукты, где-то передачи, где-то просто пакеты через ментов, где-то продукты со столовой. С одной стороны - постоянно дёргают всякой хуйней, типа приготовление еды, чая завари, вещи в прачку унеси и так далее. С другой стороны приближен к телу императора, никто из мужиков фыркать не станет, насущка горстями, курнуть/бухнуть тоже толкают постоянно.

Должен пояснить - жизнь в лагере максимально упрощённая. Люди годами живут на территории площадью с полкилометра и то, это если учитывать плац, штаб, больничку и БПК (банно-прачечный комбинат). При этом просто так там мужикам ходить нельзя - всё закрыто. Есть какие-то дни посещения. И даже в баню ходят поотрядно три раза в неделю. В этом лагере не было никакой культурной работы с зеками. Была библиотека с собранием советских книг. Каждый день - это ёбаное колесо от завтрака до обеда и от обеда до ужина. В каждом бараке есть типа комната отдыха, но как правило, она окупированна блатными, простым мужикам туда хода нет. Там может и телевизор жк стоять дюймов в 50. Телевизоры есть только у красных (маленькие, чтобы легко было прятать) , потому что у жиков их просто отбирают при шмонах.

В итоге, я просидел пару дней на шконке, просто не мог выйти на проходняк. Было безумно страшно и непонятно, как себя вести. Пацаны провели меня по бараку, показали где что, чего не надо трогать, куда не надо ходить. К слову по бараку, непосредственно по расположению красным нельзя ходить дальше своих шконок.

Пока всё, и так много текста вышло. В следующий раз расскажу как мужики живут и как с ментами взаимодействовать приходится. Расскажу при какой "канители" в итоге оказался. Ну и расскажу как я добивался долгосрочного свидания и женился в итоге в лагере.

Показать полностью
129

Продолжение моей криминальной истории

Очередной Disklaimer: всё, что написано в этом посте касается конкретного периода моего пребывания в конкретном лагере. Где-то, безусловно, по другому.

Итак, меня переводят из карантина в лагерь. Всех, кто был на карантине, отводят в штаб - там будет решаться по каким отрядам всех распределят. Зеки стоят в тесном коридоре и молчат - все первоходы, всем страшно, что будет дальше. Как всегда в подобных казенных заведениях вокруг обшарпанный старый интерьер, стёршийся линолеум на полу, косые деревянные двери с табличками. Кстати, местный колорит - все таблички резные. Много вообще вещей сделанных руками зеков - какие-то ажурные металлические решетки, стенды с информацией и так далее.Через какое-то время из кабинета начальника колонии ("хозяин" по-местному) выходят начальники отрядов ("отрядники", нашему, кстати, не нравилось когда его так звали. Но всем, что характерно, было похуй)), всё офицеры УФСИН, и объявляют пофамильно кто в какой отряд отправляется. Меня распределили в 10-ый. Затем идём назад на карантин. Там нас уже ждут завхозы отрядов и с ними пара шнырей.

Тут поясню - несмотря на пренебрежительную окраску данного слова - "шнырь", это банальный обиход на зоне, то есть в данном случае так зовут красных, которые живут в бараках с чёрной массой, потому что это, по сути, обслуживающий персонал - моют полы, раздают еду в столовой, занимаются уборкой, ремонтом и всякое такое.

На карантине все забирают свои баулы, берут "рулет" - это скатаный матрас с одеялом, простынями и подушкой, и шагают за завхозом в отряд.

Первое, что я услышал - это крики "атасников". В окнах бараков, выходящих на поле, постоянно торчат типы - это атасники. Эти ребята следят за всеми передвижениями по лагерю и сообщают об этом всем зекам громкими криками. То есть, когда какой-то дежурный или любой другой мент появляется в поле их видимости они громко кричат "Такой-то на поле!" или "Такой-то вышел из штаба!". Это отдельная группа среди блатных - типа начальный этап. Из атасника можно вырасти куда-то выше по блатной иерархии, а можно весь срок там провести. Из интересного - это круглосуточная и круглогодичная "канитель". То есть и в нашу суровую зиму они так же следят за происходящим. К тому же их используют как информационную службу - мужики подходят к ним и говорят - "Позови Косого и з третьего барака на шестой барак" и они кричат другим атасникам типа "такого-то из такого-то барака вызывают". При этом обязательно обратная связь, то есть вызываемый должен сказать, что понял, если его нет "дома", передадут, что он отсутствует.

И тут происходит первое полноценное знакомство с Жилой зоной - "жилкой". Тут уже на нас смотрит много заинтересованных лиц, спрашивают кто такие, откуда, кто по масти - ищут земляков, знакомых, просто из интереса. Это строгий режим, поэтому средний срок, по моим прикидкам - 8-10 лет, так что мужикам прибытие новеньких уже какое-то развлечение. Жилка представляет из себя большое поле на котором торцами стоят двухэтажные бараки. Входы во все бараки закрыты воротами. Ворота ведут в прогулочные дворики шириной метра 4-5 и длиной во весь барак. Каждые ворота ведут в один отряд. Входы в бараки расположены по обеим сторонам барака. Один вход - один отряд. Каждый отряд занимает весь этаж, то есть, например, первый отряд на первом этаже и вход с правой стороны барака, а второй отряд на втором этаже и вход с левой стороны барака.

Заходим в барак. Страшно - пиздец. Просто пугает неопределенность и новая обстановка. Внутри барака - кипит жизнь. На тот момент там проживало около сотни зеков. Все ходят по своим делам, курят на продоле, идут в туалет. Все одеты в вольную одежду, накидывают арестантские робы только если выходят на улицу, там камеры и менты ебут за такое. На продоле расположены кабинет начальника отряда, кухня, туалет, он же умывальник, комната отдыха и каптёрка. Кинули сумки в каптёрку и заходим в расположение - там мужиков принимают блатные и идут показывать им, где они теперь будут жить.

Интересный момент - так как в на зоне строгая иерархия, то спальные места распределяются в соответствии со статусом зека. Самые козырные места - в конце барака, как можно дальше от дверей. Там банально меньше дует и не так слышно постоянно хлопающую дверь. Там, естественно, живут блатные. Смотрящий за бараком на лучших местах, рядом его приближенные, за ними всякие статусом по-меньше. За ними живут мужики, при чём в зависимости от того кто и какой вклад вносит в "общее дело", то места могут быть разные. У самых дверей проживают самый нижний уровень зеков - красные, барыги и опущенные. Опущенные в бараке нужны, они делают самую грязную работу. Конкретно в этом лагере в бараках были туалеты типа "чаша гименея" - фаянсовая дырка в полу, и слива там не было. Поэтому круглосуточно, в каждом туалете, дежурили по очереди обиженные, которые смывали говно за мужиками. Именно так, то есть кто-то посрал и просто встаёт и уходит, и чувак с ведром проливает за ним говно. Круглосуточно, посменно. Такие дела. Ещё момент - обиженным нельзя ни до кого касаться и ничего трогать, поэтому они передвигаются только вдоль стены и всегда останавливаются, если кто-то идёт, а если им надо куда-то попасть, где закрыта дверь, то просят кого-то, чтобы её открыли. Шконки обиженных всегда полностью закрыты простынями - порядочные арестанты не должны видеть как они там живут.

Барыги - это зеки осужденные за торговлю наркотой. Но прикол в том, что не каждый торговец наркотой барыга. Ты должен сам согласиться с этим статусом. Они как-бы не совсем порядочные арестанты, к ним странное отношение - особо их никто не гнобит, но прав у них меньше, чем у мужиков. И они платят деньги блатным, какой-то оброк, хер знает, я так и не понял. Какую-то сумму на всех барыг в бараке.

В бараке обстановка обжитого общежития - присутствует определённый уют. Люди живут на одних и тех же шконках годами, поэтому обживаются как могут. Самое важное - все проходняки отделяются от соседних простынями. Это выглядит как плацкартный вагон - две шконки с проходом отделены от смежных простынями или одеялами, причём вторые ярусы точно также отделены - ставят две палки с канатиком на котором висит простынь. При этом перед каждым построением на пересчёт всё это прячется под шконку, потому что шмоны устраивают именно во время пересчета, когда в бараках никого нет. Но, в бараке может остаться поломой или ещё кто-то из красных - мужикам и блатным такая опция недоступна.

В бараке идёт своя жизнь. Повторюсь ещё не один раз - люди там сидят годами, на одной и той же шконке, с одними и теми же соседями. Кстати, мужики живущие в одном проходняке называются "семейники". Тут есть определенный уклад - вам много лет жить вместе, поэтому нужно уживаться, то есть вы сто раз расскажете друг другу все свои смешные истории, будете знать фото родственников друг друга наизусть, "насущка"(чай, сигареты) более или менее пополам, баланда мутится вместе, бухнуть\курнуть тоже вместе, ну и вообще.

В этом лагере отсутствовала жёсткая дисциплина. Мне не с чем сравнивать, но то, что я там увидел в то время меня просто поразило. Никто, никуда не ходил строем. Вообще. То есть при выходе в столовую или баню дежурный просто открывал ворота локалки и все шли толпой. Посещение столовой пор желанию. Блатные вообще не ходили в столовую, типо не положняк. Остальные тоже как хотели. Процветали "камазисты" - отправляли оного гонца с кучей разных контейнеров для еды (камазы), куда им набирали баланду и они ели её прям в бараке. При чём у многих были маленькие одноконфорочные плитки прям в проходняках.

В лагере был порядок называемый "чёрный ход". То есть жизнь зеков, в большей части, контролировал и регулировал "блаткоммитет". В каждом отряде и бараке был свой смотрящий с приближенными. Был смотряга за лагерем, в крытой на постоянной основе проживал "бродяга". В первую очередь это выражалось в абсолютно распиздяйском отношении к порядку. Зеки, по большей части, делали что хотели. В лагере находилось около 1500 осужденных. Поскольку рабочие места на промке были сильно ограничены, то большинство зеков в лагере просто нихуя не делали. В обязательном порядке должны были работать те, у кого были присуждены какие-то компенсации, но по факту за таких брались спустя рукава. То есть люди с миллионными компенсациями просто сидели в бараках и нихера не делали - на них не было работы. Какого-то пытались принуждать, требовали выйти на работу, но зек мог просто пойти в отказ. За это его сажали в ШИЗО на разные сроки - типа пара недель или меньше, а потом опять в барак - валяться на шконке. Меня это всю дорогу поражало - то есть, допустим, убил кого-то человек и ему помимо срока присудили выплатить компенсацию родственникам. Так вот, шансы получить с зека эту компенсацию минимальны - он либо вообще не работает, либо работает на промке за копейки. Насколько я помню, на тот момент, зарплата у зека была что-то около пяти тысяч, львиную долю забирал УФСИН, типа на содержание и процентов 10 выплачивали зеку. Деньги можно было тратить в местном магазине. Причем не напрямую, то есть, конечно, зекам никто деньги в руки не давал, а был как-бы счёт в магазине с которого ты мог оплачивать. Короче, УФСИН максимально хитро зарабатываеи на зеках. Причем я считаю, что по факту, подобные тюрьмы вполне бы могли работать на самоокупаемости при должном подходе, просто потому что люди готовы были работать - сидеть годами просто на шконке - это очень не просто. Но кому это надо - государство и так даёт огромные деньги, поэтому управление УФСИН чувствует себя прекрасно и уже на местах каждая администрация мутит банки уже как она может.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!