Серия «Реставрация мозаики "Мы наш новый мир построим" »

47

Как мы реставрировали мозаику «Мы наш новыймир построим!» в г. Наро-Фоминск часть 2

В прошлой статье я писал о наших работах по консервации мозаики, которая происходила в 2022 году. Тогда мы укрепили связь стены  с несущим слоем мозаики и предотвратили дальнейшее разрушение произведения. Более подробно об этом Как мы производили консервацию мозаики «Мы наш новый мир построим!» на фасаде прядильно-ткацкой фабрики г. Наро-Фоминск

В 2024 году благодаря поддержке Фонда Потанина и компании «Остов» мы смогли приступить ко второй части реставрации - которая включала в себя воссоздание утраченных участков и восстановление экспозиционного вида произведения.

Первым делом мы сняли защитный тент который  закрывал мозаику на протяжении почти двух лет, чем вызывал беспокойство у жителей Наро-Фоминска- «вдруг мозаика уничтожена под занавесом,  не зря ее закрыли!». Здесь я бы хотел сказать, что решение закрыть мозаику я принял для большей сохранности произведения- что бы минимизировать осыпи пока мы не сможем подклеить смальту к несущей части.

После снятия тента- стало видно что осыпей почти не было и основные укрепления мы качественно провели на моменте консервации. Все участки держались хорошо и в дополнительной подклейке почти не нуждались.  

После чего мы собрали образцы смальты и отправили к нам на смальтоварню ArtWorker, где наши коллеги на их основе сварили смальту идентичную авторской. Из этого материала нам предстояло воссоздать утраченные участки на основе сохранившихся исторических материалов.

Так же параллельно, мы восстанавливали мелкие осыпи по всему периметру произведения, и проводили профилактические укрепления. А наши художники рисовали эскизы по историческим фотоматериалам  утраченных участков.

Некоторые из участков мозаики еще во времена аварийного состояния целыми пластами отошли от стены и рухнули на землю. Некоторые из  них не раскололись, их мы сохранили, и подготовив стену смонтировали обратно, что бы как можно больше исторических участков было сохранено и восстановлено.

Когда к нам, в Наро-Фоминск прибыла смальта, мы приступили к реконструкции. Благодаря усилиям художников-мозаичистов нами были воссозданы утраты, и мозаика стала приближаться к  своему первоначальному виду. Вид мозаичного произведения зависит от многих факторов, например важны не только тон и цвет смальты, камня, но и цвет затирки - клеящего состава который заполняет пространство между тессерами мозаики. Если он темнее- камни могут выглядеть  ярче и т.д.  Поэтому нам было важно попасть в точный цвет и тон авторской затирки.

Сложность еще заключается в том, что при высыхании цвет и тон меняется. Поэтому мы делали разные образцы, на основе которых и подобрали необходимую нам затирку.

После основных работ по реконструкции, мы промыли всю поверхность произведения и произвели антисептирование.

Благодаря этим процессам, произведению был возвращен экспозиционный вид, и мозаика наконец, открыта для всеобщего обозрения, она занимает важную часть центральной части города. Это прекрасно что сейчас появляется интерес к сохранению такого рода произведениям, которые являются неотъемлемой частью нашей истории, многие из них уже утрачены безвозвратно, но сколько еще можно спасти!

Я благодарю всех причастных к этой сложной и важной работе, спасибо всем, благодаря кому этот проект стал возможным!

Более подробно на сайте ArtWorker

Художник-реставратор Никита Поляков

Показать полностью 12
26

Реставрационный дневник. Мозаика "Мы наш новый мир построим" г. Наро-Фоминск"

Серия видеороликов которые я снимал в процессе реставрации мозаики "Мы наш новый мир построим" г. Наро-Фоминск

Выпуск 1

Выпуск 2

Выпуск 3

Выпуск 4

Выпуск 5 (финал

Показать полностью 4
878

Как мы производили консервацию мозаики «Мы наш новый мир построим!» на фасаде прядильно-ткацкой фабрики г. Наро-Фоминск

Вид мозаики до реставрации

Вид мозаики до реставрации

Архитектурный комплекс прядильно-ткацкой фабрики в городе Наро-Фоминск построен в 1840 годах. Появление такого производства дало мощный импульс для развития города и стало одним из ключевых архитектурных доминант в городском пространстве. Наиболее значимым зданием стал прядильный цех: он расположен в центре и выделяется оформлением и высотностью. В 1969 году главный фасад украсила мозаика «Мы наш новый мир построим!» созданная Ю.А. Дехно в стиле соцреализм.

На панно в экспрессивных цветах и линиях изображен В.И.Ленин и рабочие а так же революционные и производственные сюжеты. Мозаика стала неотъемлемой частью оформления города и влияет на визуальное восприятие всей центральной улицы.

В тяжелые годы здание постепенно пришло в упадок, так как большинство помещений перестало эксплуатироваться. Общее неблагоприятное состояние сказалось и на сохранности мозаики: она стала отслаиваться от несущей стены. Так же сказалось и нарушение технологии при монтаже панно: при крепеже изображения не использовалась армирующая сетка или ее аналоги. Из за этого несущий слой местами полностью отсоединился от стены и местами осыпался, во многих местах появились утраты и угрозы падения целых пластов мозаичного панно.

Перед нашей командой предстала сложная и интересная задача: укрепить панно от обрушений и осыпей не прибегая к полному разбору и переносу на новый  клеящий состав.

По результатам осмотра нам было необходимо вынести резюме: возможно ли произвести консервацию на месте, или же это невозможно и мы должны оставить разрушаться произведение до лучших времен.

Осмотр на основе визуальных наблюдений и простукиваний поверхности показал что отслоения основы от несущей стены достигают около 35%-40% от общей площади панно.

Так же ситуацию осложняли сжатые сроки: мы должны были приступить к работам в конце сентября и закончить реставрационные мероприятия до начала первых морозов.

Приступая к работе мы выделили для себя наиболее проблемные зоны: с самыми крупными по площади отслоениями. Ими оказались участки в левой центральной и нижних частях мозаики. Стоит заметить что некоторые участки уже обвалились, но их удалось сохранить: они остались на сохранении у строительной компании которая занимается реконструкцией всего фабричного комплекса.

В наиболее аварийных зонах нами были сделаны небольшие летные отверстия для инъектирования клеящего состава, что бы заполнить пустые полости. После чего места дополнительно укреплялись с помощью анкирования. В профилактических целях такие работы были проведены по всей поверхности панно с наибольшим вниманием к аварийным участкам.  

После мы укрепили осыпи смальты в местах их неудовлетворительного крепления с основой.

Далее мы очистили поверхность от загрязнений. И для сохранности натянули защитный тент.

На этом наши работы были по консервации были завершены, мы остановили дальнейшее разрушение мозаичного панно. Примечательно, что нам удалось вписаться в график ( до первых морозов). В последний день наших работ пошел первый снег.

Мы надеемся что в будущем нам удастся полностью восстановить  мозаику:  смонтировать недостающие участки и тессеры смальты, реконструировать на основе фотоматериалов утраченные фрагменты.

Наша команда благодарит всех неравнодушных к этой проблеме людей. Именно их стараниями удалось уберечь от полного разрушения это прекрасное и знаковое для монументального искусства произведение.

Художник- реставратор Никита Поляков.

P.S. Более подробно на нашем сайте: https://artworker.pro/mosaic/mir_postroim

Показать полностью 11 1
Отличная работа, все прочитано!