Переход к соседской общине и зарождение зачатков цивилизации
Человеческое стадо -> родовая община -> соседская община
Примерно так выглядел путь развития социальных отношений внутри человеческого общества в первобытную эпоху.
В человеческом стаде главную роль играл вожак и управление всеми основными ресурсами было в его руках. Еще не возникли понятие "семья" и "брак", отношения внутри человеческого стада носили беспорядочный характер.
Родовая община отличается уже регулированием отношений между представителями одного рода, постепенным зарождением понятий семья, брак, род. Расширяются взаимосвязи представителей одной родовой общины с другими, благодаря обычаю экзогамии (нельзя женится на своих родственниках). Мужчины и женщины находили себе партнеров внутри других общин. В родовой общине все члены рода жили сообща, у них были общие пастбища, места охоты, они делили между собой добычу, а с появлением земледелия и урожай (+ скотоводства - также делили мясо, шкуры, кости и т.д.)
В соседской общине люди уже добывали все необходимое для жизни не ради всего рода (общины), а в первую очередь ради своей отдельной семьи. В соседской общине взаимоотношения внутри рода уходят на второй план, на первый план выходят взаимоотношения внутри отдельных семей. То есть, есть ли в родовой общине люди вели хозяйство вместе и делили урожай между собой, то в соседской общине каждая семья ведет хозяйство самостоятельно и урожай забирает себе. Но при этом места доступа к воде, охоты и пастбища оставались общими.
Почему появилась соседская община и постепенно зарождались зачатки цивилизации?
Основным фактором, который привел к изменениям в социальной структуре и зарождению соседской общины и зачатков цивилизации - является неолитическая революция.
Неолитическая революция - это переход от присваивающего хозяйства к производящему хозяйству. То есть переход от собирательства и охоты к земледелию и животноводству.
Неолитическая революция началась около 10 тыс. лет назад.
Почему в этот период, а не раньше?
Есть несколько теорий:
1) "Теория оазисов" Гордона Чайлда. Из-за засухи в большинстве регионов животные и растения остались в небольших районах с плодородными землями (в основном территории вблизи крупных рек). Знания, добытые человеком в данный период, благодаря наблюдениям за животными и растениями, стали основой для зарождения земледелия и скотоводства. Раньше человеку приходилось вести кочевой образ жизни, и времени на изучение животных и растений в одном регионе не было. Земледелие и животноводства стало необходимым условием для выживания и максимизирования пищи.
2) "Теория холмистых склонов" Роберта Брейдвуда предполагает, что одомашнивание животных произошла на склонных гор Тавра (Турция) и склонах гор Загроса (Иран). В этой местности был благоприятный климат и плодородные земли, а также животные которые подавались одомашниванию.
3) Теория "фиесты" Брайдана Хейдена. Вожди человеческого общества стремились показать свое могущество и власть. С этой целью они организовывали праздники (пиршества). Для столь грандиозного и массового мероприятия требовались ресурсы, в том числе и пища. Чтобы обеспечить такие праздники необходимым количеством свежей пищи, люди стали её разводить и выращивать.
4) "Демографическая теория" Карл Зауэр. Количество людей в человеческом обществе увеличивалось и природа не могла дать необходимого количества ресурсов. Человек стал самостоятельно выращивать земледельческие культуры и разводить животных.
5) Теория целенаправленной эволюции Дэвид Риндос. Человек защищал и ухаживал за некоторыми дикорастущими растениями и в дальнейшем перешел уже к одомашниванию этих же растений. В результате наблюдений во время защиты и ухаживания получил минимальные знания для их выращивания.\
6) Как нам объясняли. Человек приносил к своему жилищу плоды растений, семена сыпались на землю во время трапезы, чуть позже он замечал, что из них вырастают растения и сам стал целенаправленно их выращивать.
+ к этим теориям: наверно именно к этому периоду человечестве достигла уровня развития, благодаря которому могла перейти к другой ступени развития.
Как земледелие и скотоводство повлияло на развитие человеческого общества?
1. Увеличение запасов пищи -> появление излишков -> социальное неравенство (богатые, средние и бедные слои)
2. Появление знати из богатых и воинов (Более богатые соплеменники могли нанимать на работу менее удачливых, тем самым увеличивая свои излишки. Постепенно, благодаря накоплению богатства могли захватить власть. Находясь у власти они уделяли больше внимания не обработке земли, а управлению поселением. Стали собирать налоги для обеспечения воинов и аппарата управления, вводить законы для стабильности, заниматься крупным строительством. Воины же были необходимы для поддержания порядка, защиты своих излишков от других племен, а также для захвата земель, излишков и рабов у других племен. Развивается военное ремесло)
3.Развитие наук и тяга к знаниям. Человек стремился сохранить и приумножить свое богатство. Зарождались различные науки: математика (или счет для измерения участков, количества зерна, подсчета налогов с населения) инженерия (необходимо поднять крупные блоки для строительства плотин, стен и т.д.). Появился календарь (чтобы следить за временами года и знать время сельхоз. работ), религия (пытались задобрить богов для большего урожая или удачи в военных авантюрах). Развитие торговли (одни ресурсы в избытке, а других мало). Знать старалась обучить своих детей навыкам управления, чтению и письму (с появлением письма), воины обучить детей военному искусству, крестьяне обучить работать на земле, ремесленники ремеслу. Благодаря излишкам пищи, времени на обучение стало больше и передавать знания и умения можно было лучше. Появление письменности можно тоже связать с необходимостью фиксирования урожайности, подсчета налогов или записи определенных правил поведения.
4. Развитие ремесел (необходимо хранить запасы пищи (начали изготовлять глиняные горшки, строить амбары); необходимо совершенствовать орудия труда; появились в большом количестве лён и шкуры(одежа), кости животных (изготовление украшений)
5. Появление крупного строительства (строили стены для защиты поселения, строили плотины для хранения продуктов, строили крупные амбары, покои вождя и т.д.) Для крупного строительства нужны были людские ресурсы в большом количестве. Всех своих земледельцев загнать в строительство нельзя, погибнете с голоду (но зато будет большое и красивое здание). Проблему с людскими ресурсами для строительства частично решали с помощью рабов (пленных).
6. Кариес (потребление хлеба в большом количестве привели к образованию кариеса на зубах)
Ссылка на яндекс дзен (оригинал статьи): https://dzen.ru/a/ZrhHsa4t3hxqpB0J














