Серия «Из СССР в АйТи»

7

Как вкатиться в АйТи: личный опыт (часть 6)1

После приобретения 3dfx Voodoo Banshee я стал фанатом 3D.

2D-игры больше меня не привлекали, а как-то, ковыряя очередной диск с 1000 и 1 полезной программой, я обнаружил такие шедевры в создании 3D-графики, как Bryce, 3DMax, Poser. На долгий период времени мой домашний и рабочий компьютер занимались в основном рендером картинок и простых мультиков.

Тем временем массовый апгрейд техники на работе существенно прокачал не только мои мышцы в беганье по лестницам с техникой, но и навыки клонирования и прочего дублирования ОС на несколько однотипных компьютеров.

Новый и быстрый интернет на заводе сподвиг моего друга из отдела маркетинга задвинуть директору мысль, что заводу необходим сайт. Он так красиво это обрисовал, что сумел продать заводу будущий сайт за 2000$. О чём я узнал чуть позже, когда меня позвали на совещание. Так появился у завода сайт. Переделывал я его дважды, отрабатывая свою тысячу. Это был мой первый сайт, и первый вариант был чуть ли не прототипом из Word.)

Зооэлектронный парк терял в своём разнообразии, но приобретал более дружелюбный вид. Впрочем, разнообразие древних монстров познакомило меня с различными невероятными гибридами инженерной мысли. Как-то 386 с контроллером масс-спектрометра с интерфейсом в Win 3.11 и прочие хроматографы.

Позже пригодилось мне знание подобных гибридов на одной шабашке, где на производстве сдох HDD, как и дискета с драйверами, а фирма, производившая подобное, канула в лета.

В учебе на вечернем я постиг навык письма во время дрёмы. Строки в конспектах забавно убегали в диагональ, когда дрема переходила в сон.

Это бы всё так и продолжалось, наверное, но завод выкупил частник, гайки резко прикрутили, появились новые люди у кормушек, молодежь стала разбегаться по более хлебным местам. Мой средний ежемесячный доход упал в 4 раза до "Чтоб ты жил на одну зарплату", и мне это не очень понравилось. Вскоре друг, ушедший к коммерсам, позвал меня к ним в конторку. Там было первое и единственное в моей жизни собеседование: "Есть вот эти задачи, справишься?" — "Ага", ответил я и был принят.

Забирая документы с завода, встретился с директором. Тот с улыбкой спросил: "Что, надоело работать, пошел зарабатывать?" — "Так точно", ответил я и был таков.

На новой работе всё началось с команды владельца — выбрать себе новый компьютер, что мне очень понравилось. Я не упал в грязь лицом и наваял конфигурацию со всем, чем только можно, включая сканер, принтер, огромный по тем временам монитор MAG. Но на этом лафа закончилась. Надо было разбираться в запутанной сети, которую никто не документировал, и в новом, неведомом для меня звере — АТС с подробной документацией и журналами для схем подключений, которые никто до меня не заполнял.

Где-то полгода ушло на то, чтобы упорядочить всё это, и началась новая жизнь. Если админ играет, значит, всё работает и всё хорошо. Если админ бегает в мыле, что случалось не часто, значит, офис может пить чай и околачивать груши. Сайт для конторки я тоже состряпал, но так как меня никто не торопил, я узнал, что такое Perl, CGI и генерация HTML-страниц по шаблонам.

В общем, много всего было потом. И подработка в геймдеве, после того как изменил клиент игры, добавив туда графику получше, реклама на ТВ с моими отрендеренными мультиками. Затем запуск рендер-фермы для страждущих 3D-шников. Выставки в ЭКСПО, Игромир и пр. Хорошее время было, столько путей и возможностей, как и сейчас. Как и сейчас...

Часть 1

Показать полностью
18

Как вкатиться в АйТи: личный опыт (часть 5)

Дальше последовательное повествование довольно затруднительно ввиду большой насыщенности того периода жизни разнообразными событиями, у которых в памяти временные индексы слегка размыты, поэтому будут вставки и отступления.

В 1997 году начался бум 3D-ускорителей с появлением в 1996 году 3dfx Voodoo.

Я это понял потому, что многие игры стали выходить с логотипом 3dfx, и, дескать, хочешь чтобы все было красивее — тебе нужна эта штука.

Я поверил и срочно захотел этот самый 3dfx. Что это такое, я понятия не имел, но знал, где искать.

На Митинский рынок я ездил нечасто, но основательно. Шесть часов до Москвы, 40 минут до сеструхи, чтобы бросить сумку, затем часа два-три до Митинского радиорынка с тремя пересадками на разных типах транспорта. А вот дальше начинался лес чудес: тысячи продавцов, палаток, ларьков, стеллажей со всякими вкусностями и разнообразностями, которых больше нигде не было на просторах ExUSSR.

Там я много чего покупал для компьютера. К примеру, звуковая карта Aureal3D — это была песня. Это не какой-то говённый SB, а Aureal, который уже тогда сумел воплотить технологию пространственного звука. Помню, надевал наушники и кайфовал от демки с вертолётом, полёт которого звучал вокруг моей головы. У "Креативов" подобное появилось сравнительно недавно. Но Aureal загнулись, как и 3dfx впоследствии. Жаль. А "Креативы" до сих пор здравствуют.

На рынке я порой зависал надолго. С утра пришёл, к вечеру ушёл. Когда ездил к сестре, всегда посещал рынок, даже если мне ничего не было нужно. Это было одним из главных развлечений в Москве для меня.

Но в этот раз была цель — 3dfx. Я бегал от палатки к палатке и спрашивал у продавцов компьютерного железа, есть ли у них подобное. Из обсуждений я понял: это то ли видеокарта, то ли 3D-ускоритель. В общем, не важно — мне надо, и всё тут. Мне пытались впарить Matrox Millenium. Когда я спрашивал, есть ли там или поддерживает ли он технологию 3dfx, отвечали уклончиво, но делали упор на то, что это же Matrox, там есть всё, он топ. Я не повёлся, о чём не пожалел.

К вечеру своего забега я обнаружил палатку с искомым. Это был молодой паренёк, чуть старше меня того времени, и у него была 3dfx Banshee. Он показал мне красивую коробку с нужным мне логотипом, рассказал, что это лучше, чем просто ускоритель графики: тут 2 в одном — и видеокарта крутая, и 3D-ускоритель.

Увидев искомый мной красивый логотип, я тут же проникся к пареньку всяческим доверием, отдал свои кровные 180$ (точно не помню, но что-то вроде) и помчался с вожделенной коробкой восвояси. Спасибо тебе паренек.

Митинский рынок это было скопище увлеченных гиков со всей страны. Это было круто.

Сестра была недовольна, что я даже чаю не попил. А я не мог — у меня коробка, мне жгло руки, я мчался домой.

Дату и месяц, когда я поставил в свой компьютер 3dfx, я запомнил на всю жизнь.

Это было 26 апреля.

Я включил компьютер, и… тишина. Так я узнал про вирус "Чернобыль" (или его разновидность).

Продолжение следует.

Часть 4

Показать полностью
97

Как вкатиться в АйТи: личный опыт (часть 4)

Заводской парк компьютеров был довольно большим и разнообразным.

Больше 1000 штук на одного инженера, а теперь ещё и на меня. Работа бухгалтерии, а с ней и АСУП, велась в DOS, в FoxPro. АСУП состоял из двух десятков женщин-программистов, инженера (тимлида по-современному) молчаливого мужичка Василия, который молчаливо правил косяки своих подопечных и их начальницы (сейчас наверное менеджером проекта бы назвали). И ещё пару инженеров. Поговаривали что раньше отдел считал зарплату на несколько предприятий, так как только на этом заводе был такой мощный парк ЭВМ.

По мимо разборки древних монуструозных шкафов ЭВМ, в которых, как говорили инженеры размазано по 1.5 кг золота по контактам. Я познакомился с барабанным принтером. Этакий шкаф, в котором на дикой скорости крутится железный барабан с литерами, а через ленту с чернилами молотки выбивают буквы на заправленном рулоне бумаги. Орало это чудо, как раненый трактор, но это был принтер.

Также был главный начальник Константин — мировой мужик, который решал организационные вопросы с директоратом, бился за свой отдел как вепрь и увлекался странными явлениями. Впрочем, я, как молодой и любопытный, разделял его увлечения.

Постепенно выработались алгоритмы работы в этом зооэлектронном парке, были определены приоритеты, юзерам была распечатана памятка по типовым решениям проблем, что нужно сделать прежде, чем звонить в АСУП.

Тогда я узнал, что помимо DOS и Windows есть много разных ОС, что весь завод сидит в интернете через dial-up и что всё это вот-вот накроется медным тазом.

Комплексов и стеснений я не испытывал, FIDO и интернетики читал, поэтому стал пробивать проведение выделенной линии на завод, ибо не гоже сотням пользователей сидеть на 56kbit модеме.

Розовощекий бутуз Николай из провайдерской конторы установил и настроил FreeBSD, Cisco и стал меня обучать премудростям. Я сидел с тетрадочкой, ручкой, слушал его и думал: «А почему я такой тупой? Почему в asm всё ясно и понятно, а в этих файрволл-конфигах черт ногу сломит?» Из всех его лекций самое полезное, что я запомнил, — это команда man и как установить mc, что очень мне помогло в дальнейшем пути самообразования. С Николаем мы хорошо отметили наш совместный успех и повысившееся благосостояние.

Пожалуй, в тот момент обучения я впервые в жизни почувствовал себя тупым. Потом это чувство меня посещало не один раз.

Для тех, кто не в теме: своё благосостояние за счёт завода повышали все, кто мог: несуны на проходной, менеджеры-сбытовики и снабженцы на откатах, начальники на апгрейдах и оптимизациях и т. д. Если бы мне, молодому, сказали, что это плохо, я бы понял, но тут скорее наоборот. Если ты не имеешь возможности что-то урвать, то должность у тебя так себе, а сбыту и снабжению очень даже завидовали. Их ловили, наказывали, но порочный круг не рвался.

Впрочем, хорошего там было больше. Чудесный коллектив, как раз в моё время образовавшаяся молодёжная организация, где был кураж, веселье, разъезды, девочки, алкоголь и бабло. Именно так я себе представлял жизнь комсомольца, когда был пионером.

Как мы зажигали на КВНах и прочих утренниках, как подкалывали заводскую жизнь, быт, начальство — это была песня. Впрочем, серия не об этом.

Главный наш начальник в какое-то время решил, что заводу нужен оптоволоконный мегаапгрейд. Несколько километров оптики в кольце и нормальный Ethernet внутри. Не знаю, сколько это стоило, но думаю, все архитекторы проекта были довольны.

Под это дело Константин мне сказал, что не гоже вот уже второй год в техниках бегать, давай ты инженером будешь, а то что вышки нет — пофиг. Пойдёшь на заочное, завод оплатит. Я согласился, и начался новый этап моей жизни и работы.

Часть 3

Показать полностью
226

Как вкатиться в АйТи: личный опыт (часть 3)

Во время практики на заводе я узнал, как компьютеры могут работать по сети. Это была магия. Антенный провод (коаксиальный кабель) воткнул — и вот уже два компьютера могут сообщаться между собой.

Друг мой — Лёха, через три подъезда, тоже приобрёл себе PC, уж больно ему понравилось, что я у себя дома могу все выходные играть в то, что мне нравится, и никуда ходить для этого не надо.

У старшего инженера на заводе выклянчил две сетевые карты ISA и пару разъёмов, купил 50 метров кабеля, тросик, и с другом натянули кабель между окнами по стене дома. В Red Alert, как и многие другие игры, мы теперь играли по сети. Команда фанатов компьютерных игр разделилась на две части. Одни обитали у меня, другие — у Лёхи.

Вскоре Лёха провёл телефон и купил модем 9600 бод. Так для нас открылся интернет. Но в начале весь интернет нас мало интересовал, так как был городской чатик, где мы зависали. Методом тыка я обнаружил, что страничка чата — это не просто буквы и смайлики на экране, а неведомый мне код. Знания ассемблера и Бейсика тут никак не помогли. Пришлось разбираться на ощупь. Чат был грубой самоделкой на JS, ну, тогда всё было таким. Другого не было. Скопировав код чужого сообщения, можно было написать в чат от чужого имени. Владелец не предусмотрел экранирование символов, и мы баловались, как могли. Таких баловников в чате было предостаточно, и они периодически улетали в бан. Эта игра была намного интереснее Red Alert, а вскоре я открыл для себя FIDO — там вообще был океан интересного.

К сожалению, Лёха не дожил до нашего времени. Спасибо, Лёха.

В то время моя практика на заводе подошла к концу, и меня с пятёркой по специальности распределили на этот же завод. На заводе мне выдали персональный халат и назначили обслуживать копировально-множительную технику с принтерами.

Каждое моё утро начиналось с замены лент в картриджах матричных принтеров. Ящик с лентой, ящик с картриджами, моторчик для намотки — и два часа жужжания. Тоска.

После — со старшим обход проблемной техники: облака тонера, протирка оптических датчиков, вытаскивание застрявшей бумаги, замена шестерёнок, валов, барабанов и прочая механика.

В перерывах я садился в пустом зале, где раньше стояли шкафы ЭФМ, за компьютер и там играл. На компьютере обнаружил программы Corel Draw, MS Office — это показалось мне интересным, и я стал их ковырять.

Также на HDD была игра, которая никак не хотела запускаться. Я долго шаманил с config.sys и autoexec.bat, распределяя память, и таки запустил. Игра оказалась 3D-шутером про Терминатора. Название уж не вспомню. Но когда я сидел и в неё играл, ведущий инженер зашёл в зал, увидел моё занятие и поинтересовался, откуда я так хорошо знаю компьютер. Я ему рассказал, что у меня дома есть свой, и вообще я Спектрум самостоятельно паял. Тогда он зашёл в кладовку и вытащил оттуда чёрный ящик. Оказалось, это его Пентагон-128, который он тоже сам паял, разводил, травил. В общем, круть неимоверная в модном корпусе.

Вскоре я был переведён с принтеров на компьютеры. Спасибо, Владимир.

Продолжение следует...

Часть 2

Часть 4

Показать полностью
133

Как вкатиться в АйТи: личный опыт (часть 2)

Ассемблер открывал доселе невиданные возможности в скорости вычислений. Однако больше нельзя было просто написать circle, чтобы увидеть кружок на экране. Ты должен был рисовать его пиксель за пикселем, рассчитывая адрес каждого пикселя в экранной памяти.

Но это были пустяки. После Бейсика я был одержим скоростью выполнения операций. В купленных книжках были приведены оптимальные алгоритмы с указанием времени их выполнения и автора, который их придумал.

Помню, там был алгоритм расчёта чего-то, сейчас уже не помню, пусть будет — следующий пиксель линии. И было указано, что этот алгоритм — победитель по скорости исполнения и занимает всего 7 тактов. Как же я отплясывал, когда оптимизировал его до 5 тактов! Ух, какие эмоции меня переполняли! Тогда я узнал, что вместо умножения или деления на 2 быстрее сдвигать биты влево или вправо. Что регистры процессора, как и разная память, отличаются по скорости отклика, и прочие доселе неведомые мне вещи.

В то время как раз я впаял в свой Спектрум музыкальный сопроцессор AY, поэтому свои познания в ассемблере применил в написании графического музыкального редактора с нотным станом, нотками и прочими красивостями. Спасибо муз. школе!

После учёбы у меня было два занятия: чинить горожанам технику или зависать у друга за PC 286. Горожан же подгонял мне мастер, так как сам не справлялся с потоком и распределял его по способным ученикам. А у друга я узнал, что такое autoexec.bat, config.sys и прочие Нортоны с Волковыми.

К 18 годам я накопил себе на PC 1000$: 486DX 100 MHz, 800 MB HDD, 8 MB RAM, S3 512 KB, CD, а вот на флопик бабла не хватило. Но и с такой конфигурацией я был первым парнем на районе.

Первые месяцы стабильно убивал систему каждую неделю. А без флопика приходилось гонять друга с HDD в качестве скорой помощи. Позже приспособил 5.25-дисковод от Спектрума, записав на дискету минимальный объём sys-файлов для восстановления. Следующий год мне было не до ассемблера: я открыл для себя мир PC-игр с дисков 500 в 1 и прочих пираток.

Вскоре у меня была назначена практика на завод в ОАСУП. Полгода я разбирал шкафы суперкомпьютера БЭСМ-6 (или подобного, не вспомню уже). Где ломом, где кувалдой. Именно из-за меня на местной барахолке появились невиданные доселе приборы. Например, военная ТВ-антенна, которая на самом деле была блинами жёстких дисков. Находчивые заводчане выуживали эти детали из железного корыта, куда я всё относил, и несли на рынок. Полагаю, старшие инженеры, глядя на всё это, утирали слёзы.

продолжение следует...

Часть 1
Часть 3

Показать полностью
416

Как вкатиться в АйТи: личный опыт1

Все ваши курсы — это фигня. Надо взять простой советский Дворец Пионеров году так в 86-м прошлого века и попросить маму, чтобы она отвела вас на ёлку.

А на ёлке вы смогли бы увидеть чудо инженерной мысли — приставку "Видеоспорт-М". Для нас, не избалованных детей СССР, которые только грезили игрой "Ну, погоди!", это был невиданный суперкомпьютер. В тот год я прозрел и понял, чего я хочу, навсегда.

На следующий год я летел на ёлку как на ракете, однако приставок больше не появилось.

Вспомнилось, как однажды взял "Ну, погоди!" в аренду на неделю за ведро карасей, которых я ловил целый день. Целую неделю радости, но 1000 очков так и не набрал, так что мультик не посмотрел :)

Мечта обзавестись подобной приставкой тихо тлела до тех времён, пока более старший сосед Олег не организовал компьютерный клуб с десятью компьютерами ZX-Spectrum.

Я тогда ещё не знал, что такое оргазм, но сейчас понимаю, что испытывал тогда нечто схожее в эмоциональном плане и куда более долговременное. А то, что это можно было продлять по 5 копеек за минуту, вообще выдвигало те эмоции на куда более сильный уровень, нежели оргазм.

Все летние каникулы проходили в режиме: добыча мелочи, сдачей стеклотары и прочей макулатуры, и трата заработанного за ЭЛТ-монитором.

Позже Олег прикрыл эту чудесную лавочку и занялся видеосалоном, как делом более прибыльным. Однако те месяцы окончательно сформировали мой будущий путь в АйТи. Спасибо, Олег.

К сожалению, к окончанию школы я не смог найти вменяемого заведения для обучения этим вашим компьютерам. Однако тяга к радиоэлектронике, которую подтверждал разобранный дома, но тем не менее рабочий телевизор "Рекорд", привела меня в ГПТУ от радиозавода, где обещали научить меня чинить телевизоры и эти ваши компьютеры. Также обучению там способствовал одноклассник Иван, от которого я и узнал об этом замечательном заведении, в коем мы с Ваней и проучились 4,5 года. Спасибо, Ваня.

Особая благодарность моей любимой и, увы, ушедшей бабушке, которая заняла денег у соседки, чтобы я смог купить детальки и спаять свой первый компьютер — ZX-Spectrum. Спаять получилось, когда научился читать схемы и понимать, что куда идёт и какая деталька чем занимается. Это я осилил к окончанию второго курса.

Незадолго до этих событий попал мне в руки австралийский рекламный журнал, где был невероятный IBM PC 286 за 2000$. Спектрум, конечно, скрашивал мой досуг и досуг всех моих друзей часами напролёт, но я теперь хотел PС.

Играть было очень интересно, но гораздо интереснее было то, как эти игры работают, как они устроены, как сделать себе бесконечные жизни или мегапушку. Игры пошли под нож — те, что были на Бейсике. Не было никаких книжек, был только Бейсик Спектрума и знание английского на уровне понимания, что может значить то или иное слово. Кстати, об английском: текстовые квесты на Спектруме изрядно его подтянули.

Но помимо Бейсика была ещё тайна. Некоторые игры состояли из одной строчки:

`randomize poke 65535` или что-то похожее, сейчас уже не вспомню. Это было великой тайной. Тайна была приоткрыта сокурсником, который сказал, что это непосредственный запуск Ассемблера, на котором написана игра, а число — это адрес в памяти, с которого код начинается.

Таким образом это позволило мне найти на рынке и приобрести две синие книжки: "Программируем на Ассемблере Z-80".

Возможно, из-за этого не увидела свет моя первая игра на Бейсике. Это был средневековый симулятор путешественника по поселениям в Африке. Впрочем, Бейсик очень долго пересчитывал экономику поселений после каждого хода. Но вот Ассемблер обещал многое.

Продолжение следует...

Часть 2

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!