13

Ответ на пост «Как правильно взять соскоб и не попасть под гильотину»

Начал писать комментарий про запахи и "суперспособности" автора поста, предложили оформить как отдельный пост. Начал писать пост, пришлось добавить про остальные свои "суперспособности". Прочитал, убрал в долгий ящик, начал заново с начала истории.

Итак, пост о суперспособностях, психиатрии и нейрофизиологии. При чем тех самых суперспособностях из мема "придумай самую бесполезную суперсилу", типа "путешествие вперед во времени на секунду" или "возможность общаться с апельсинами".

Для начала перечень моих "суперсил", точнее, проявлений, потому что корень этих проблем один и он где-то в мозгу, а вот глаза и уши у меня, вероятно, точно такие же, как и у других людей.

  1. Обоняние. Я сильнее чувствую запахи и могу различить те, которые люди не замечают (или не воспринимают или не осознают). Мир для меня воняет, по всей видимости, раз в пять хуже чем для остальных. Нет ничего приятного в осознании того, что у незнакомой девушки в лифте сегодня первый день месячных, что в подсобке этого магазина лежит снятая с продажи гнилая капуста. И даже приятные для других людей запахи несут для меня вред - слишком густой запах освежителя воздуха в туалете или духов на собравшейся на свидание мадемуазели вызывает у меня тошноту, головокружение и потерю ориентации. Однажды на улице проходил мимо двух курящих девиц, попал в густое облако вишневого аромата Капитана Блэка (а может Дьябло Россо, не помню уже) и вошел лбом в дерево. В 20 лет сломаный нос и искривленная перегородка подарили мне насморк и частичное избавление от этой суперсилы, но ковид добавил к ней перца, хотя это совсем другая история.

  2. Слух. Я тот самый человек, который всегда подслушивает. О чем шепчутся люди на другом конце полного автобуса, что отвечает Машеньке, разговаривающей в пяти метрах от меня по телефону, ее бабушка. Я даже был какое-то время тем самым сисадмином-эникеем, который в кабинете на 15 менеджеров, постоянно разговаривающих по телефону, внезапно спрашивал "так! что шумит?" и начинал искать среди 15 компов засвистевший кулер. И находил. Это самая изученная моя сверхспособность и про нее я точно знаю, что слух у меня приблизительно нормальный - чуть острее чем у большинства, но не выпадающий из медицинской статистики. И она тоже приносит больше страданий, чем пользы. Я пытаюсь почитать в автобусе книжку, я не хочу знать, что пенсии всего на 200 рублей подняли, Сережа теперь с Юлей, а маленькая девочка очень хочет черепашку. И да, Маша, не ври бабушке, у тебя на лице написано, что экзамен ты завалила. И вообще, каким я был дегенератом с утра, что умудрился не взять с собой наушники. Если хотите понять как это - попробуйте посмотреть любимый сериальчик, вставив в одно ухо наушник с ток шоу с Соловьевым.

  3. Зрение. Пожалуй единственная моя суперспособность, от которой есть хоть какая-то практическая польза, хотя проблем не меньше чем с остальными. Я вижу в темноте. Не как прибор ночного видения, разумеется, но света звезд в лесу для меня достаточно, чтобы собирать ягоды. А еще я нихрена не вижу на ярком свету. Для меня нормально выйти из дома днем и пять минут стоять с закрытыми глазами у двери и ждать, пока пройдет резь в глазах. И даже темные очки полностью не выручают, потому что засветка по периферийному зрению не дает глазу адаптироваться к темному стеклу. А носить очки на пол лица (или какие-нибудь стимпанковские гогглы) мне не позволяет чувство прекрасного. Еще есть небольшой бонус в возможности лучше складывать и вычитать цвета - со мной удобно ходить подбирать ткани или краски. Я понимаю, как вот этот бордовый из магазина с тусклыми лампочками цвета 2700К будет выглядеть на солнце или под лампочкой на 4000К.

  4. Осязание. Вообще смех. Возможность опознать зернистость шкурки с одного прикосновения и различать шрифт Брайля ни разу в жизни не пригодилась. Да и список букв выучить руки не доходят. Зато мне щекотно прикосновение к любой части тела. Прикиньте, у вас секс, страсть, хватаете партнера за талию, а он начинает подергиваться и хрюкать. 0 из 100, худшая суперспособность, не рекомендую.

  5. Детектор лжи. А вот теперь мы подходим уже ближе к корню проблемы и, вероятно, требуется более подробный рассказ. Я пытался сократить, но пропадают причинно-следственные связи и получается чепуха. Поэтому дальше будет простыня.

У меня, вероятно, несколько аномальное строение мозга. Насколько аномальное выяснить не удалось, так как ни одному ученому, пишущему диссертацию на эту тему я в руки не попался, а врачам это не интересно, так как не болезнь и лечить не надо. Да и проблема где-то на стыке психиатрии и нейрофизиологии, что требует специалиста по обеим дисциплинам. Косвенным анализом получилась цифра порядка пары десятков таких как я на миллион, что на самом деле очень редко, но анализ тот вилами по воде писан и это просто попытка не чувствовать себя одиноко.

Итак, все началось с детства. Я был очень замкнутым ребенком, плохо понимал шутки, намеки и настроение собеседников. При этом отставаний в развитии не было, говорил хорошо, читал и писал в том возрасте, когда других еще не учили. Родился бы я лет на 15 позже, меня бы наверно с придыханием называли "ребенок Индиго" и завоспитывали бы до полной несамостоятельности. Но там были 90-е, "маши крыльями или сдохнешь", "эволюционируй или сожрут". Когда к нам в садик пришли тетеньки с интересными задачами (проводили срез средних знаний и одновременно отбор детей в экспериментальный садик с изучением русского, английского и математики), я насел на них и требовал больше задачек и чтобы меня взяли в тот садик. И даже заявку на прием заполнил, хотя вряд ли ее приняли - почерк у меня был ужасный и квадратный, да и данных паспорта родителей я не знал, скорее всего мама потом ездила переписывать, когда отошла от удивления после заявления "мама, я в другой садик буду ходить, там тетеньки добрые и задачи интересные".

Итак, в пять лет я попал в "питательную среду" к другим детям, которым задачки интереснее игры в дочки матери (хотя и игры были, разумеется). На два года моя замкнутость и необщительность заткнулась и не проявляла себя - нас таких было пол группы, мы научились понимать друг друга с полуслова и играть практически молча. Зато этот садик дал мне понимание числовой прямой, операций сложения и умножения, дробные числа, разбор предложений и слов по составу и разговорный английский с двумя временами - present и past simple. Это был хороший аэродром, с которого я смог взлететь, полететь в сторону языкового лицея… И разбиться там нахрен об жесткую действительность.

То, что со мной что-то не так, мы с школьным психологом поняли одновременно. Ребенок в первом классе отказывается учиться считать яблоки, бегло читает, неплохо пишет, говорит по английски, но при этом совершенно не приспособлен к жизни в коллективе. На контакт не идет, беготне в коридоре предпочитает книжку (мне тогда подсунули Урсулу Ле Гуин и я не мог оторваться). Ребенку можно было бы поставить аутизм, но при прямом контакте и постановке интересных задач ребенок оживает и начинает общаться. Только вот методы борьбы с замкнутостью у нее выходили странные - например, я с удовольствием ходил в кружок рукоделия, но там, где нужно было работать в коллективе, я брал на себя роль ментора и делал все сам, объясняя и показывая другим детям как правильно. Интересная ситуация - когда ребенку нужно что то объяснить другим - он умный и адекватный, хорошо доносит свою мысль. Даже слишком хорошо - мое объяснение действий на числовой прямой дети восприняли с энтузиазмом и сложение яблок пришлось забросить раньше положенного, что вроде как даже сбило программу и заставило попотеть нашего учителя. И при этом простое общение - как об стенку.

Это поставило ее в тупик, но меня это из тупика вывело. Я понял, что проблема во мне. Что это не другие дети глупые и говорят какую-то чепуху, это я их не понимаю, а друг с другом они говорят так же и вполне довольны общением. Я начал пытаться понять. Я завел блокнотик и записывал туда все проблемные моменты и несостыковки. (Как раз в этот момент я дочитал детскую детективную книжку и взял у деда какой-то взрослый детектив, где герой выписывал улики в блокнотик, а потом смотрел на них и пытался сопоставить). И картинка для меня сложилась - иногда люди говорят одно, а имеют в виду другое. И чтобы дать понять, что они имеют в виду другое, они изменяют голос или выражение лица! И я придумал себе игру. Я актер в театре (или шпион на задании), который должен притворяться, что он такой же как все и вести себя как они. И вот, в восемь лет я стал продираться через тонкости человеческой психологии, которые нормальный человек практически буквально впитывает с молоком матери. Дальше можно было бы писать про трудную борьбу и превозмогания, но, внезапно, я практически ничего не помню о себе во втором-третьем классе. Помню новогоднюю ёлку в театре, помню уроки в школе, помню некоторые прочитанные книги, но при этом совершенно не помню свои мысли, переживания и прочее. Хотя переживания по поводу своей неполноценности из первого класса помню отлично.

А потом случился пятый класс, переход в другую школу и новый этап приспособления к коллективу. Вот его я помню хорошо. Испытав в самом начале те же самые проблемы, я довольно быстро смог втиснуться в коллектив, который уже три года срастался в единый организм без меня. У меня не получилось завести хороших друзей, но я выезжал на своем вновь созданном амплуа доброго всезнайки. Не того, который гордится и хвастается, а того, который знает кучу всего интересного и хочет поделиться этим со всеми. Ну и помощь с математикой (и особенно геометрией), конечно же шла в зачет. Иметь в компании ботаника, который странный, зато много читал и способен превратить обычное беганье по школьному двору с паками в организованную осаду Орлеана, оказалось весьма престижно и мои одноклассники этим пользовались. А я их изучал. И вроде даже делал успехи.

Все сломалось, когда девочки стали взрослеть. И у меня начала болеть голова. Вполне буквально. Моя модель анализа человеческого поведения трещала по швам и сыпалась от любой женской игры в намёки. Вычислительных мощностей не хватало и из ушей шел дым с запахом разбитых надежд и горящего машинного масла. Надо ли говорить, что моя популярность сразу вышла мне боком и среди девочек игра "застопорь ботаника" сразу стала хитом продаж? Я натурально бегал и прятался от них пять лет и даже с выпускного сбежал с еще одним фриком, пришедшим к нам десятом классе, сидеть на набережной и распивать джин с грейпфрутовым соком.

Зато в этот же период я осознал корни своей проблемы. В руки мне, наконец-то попали книги по психологии и нейрофизиологии. Я осознал как должен работать мозг и как он работает у меня. У меня напрочь отсутствует эмпатия и вообще у меня достаточно много симптомов шизофрении. Книжки разных лет и авторов рисовали мне разные диагнозы от безобидных "шизоидной акцентуации" и "шизоидного строения личности", через более обидное "шизотипическое расстройство", до немного страшной "шизофрении". И, кстати, в это же время я осознал ненормальность своих слуха, зрения и обоняния, которые тоже хорошо ложатся на объяснение шизотипических симптомов нейробиологическими особенностями. Картинка сложилась и мои детские наработки стали уже прицельно допиливаться напильником.

Ну и тем самым маслом, в котором закаляется сталь, стала моя первая девушка. Типичный психопат-манипулятор. Она требовала к себе постоянного внимания, болела половиной списка МКБ-9 и врала постоянно, потому что для нее это было так же естественно как пить или дышать. Я был влюблен в нее месяца три, а затем это превратилось в спорт. Викторина "угадай какой пиздец произойдет сегодня и сможешь ли ты свести его к постели". Сердечно благодарен ей за два года нескончаемой школы жизни в траншеях психологической войны под шквальным пулеметным огнем подозрений и артиллерийским обстрелом лжи. Именно благодаря ей большинство моих новых знакомых считают меня "немного странным", а не полным психом.

Наконец-то закончился этот рассказ и можно вернуться к брошенному пятому пункту. Итак:

5. Я умею распознавать ложь. Это пришло само, пока я учился распознавать эмоции, намеки и прочую естественную для понимания с точки зрения нормального человека невербальную составляющую общения. Большинство людей не умеют врать - они смущаются, испытывают вину, переступают через себя, чтобы соврать. И все это отражается у них на лице. Все те признаки, которые учатся читать следователи, операторы полиграфа и эффективные менеджеры мне пришлось научиться читать раньше них, чтобы в принципе хоть как-то понимать людей.

Какой вывод можно сделать из моей простыни? Среди вас, нормальных людей, живет достаточно много фриков. Некоторые из них ходят по улице в плаще на босу пипу и орут частушки, другие притворяются нормальными, третьи тихо социопатят в одиночестве и не отсвечивают. И в истории человека, который различает больше запахов чем другие и решил пойти по стопам Парфюмера из фильма нет АБСОЛЮТНО ничего необычного. С моей точки зрения он гораздо более нормален, чем я. Или он все это придумал, но и в этом случае он не описал ничего необычного и котолампового. Такие люди действительно есть среди нас. 

Показать полностью
123

Как правильно взять соскоб и не попасть под гильотину

Как я и писал в предыдущих постах, осенью года 21ого, я попал под струю изучения парфюмерной науки. Именно "под", а не "в". Коридор библиотеки превратился в очень знакомую кишку.

Довольно быстро выяснилось, что создание ароматов последние сто лет делится на две условные категории:

Открывается небольшая завеса: до XIX века парфюмеры работали почти "вслепую". Но из-за близорукости работать приходилось с ощущениями человека. Составлялись закономерности, определялись алгоритмы, на которых и построена современная парфюмерная наука. Никто не писал свои рецепты в формулах: их, безусловно, знали, но смысла в такой записи не было никакого.

Естественно, не осталось никаких чудесных записок, по которым можно взять и сделать чудо, воспользовавшись записями другого человека. Надеясь на "эврику", открываешь что-нибудь вот такое с мыслью "освежу знания, и как встану, как сделаю!":

...и понимаешь, что это — полный пиздец. Технология изготовления конкретного — да, теория для линейного сотрудника химического производства — да, понимание, как запустить собственную "разливайку" в подвале Апраксиного двора — да; но а дальше-то что..?

Какой запах вот на вот эту прекрасную нимфу посадить? Почему мне нравится, как от этого фекального сборища пахнет, а от этого — нет? Почему если в уши залить духи человеку, он быстрее перестаёт их чувствовать? Почему наркоманы-травокуры пахнут, как варёная человечина? (отставить вопросы) Почему многим бабам нравится, как пахнут многие пропотевшие мужики, а многим мужикам многие пропотевшие бабы — нет? Почему от этого движущегося сгустка мяса пахнет потом вот так, а от этого — так?
Где ответы-то, блядь?

Залупой Вам по губам, милый потомок аристократа. Идите, копайте во благо Царя и ради достижения целей XIX съезда КПСС. И копайте, пожалуйста, самостоятельно.

И приходим мы, товарищи, к прекрасной, маниакальной науке: одорологии.

Здесь убеждённому читателю можно посоветовать лишь не искать ничего: ибо ничего не найдёте. Одорология — общее название науки о запахах, но в России (да и в мире, чего греха таить. Но если кто-то владеет глобальным интернетом и сможет найти интересные материалы — милости прошу, делитесь) используется и изучается лишь её ответвление: ольфактроника. Ольфактроника представляет собой инструментальное изъятие запаховых следов с мест преступления (но не всегда, об этом сильно позже) для дальнейшего лабораторного изучения. Да, dear colleagues, как обычно и бывает, тема интересна нам с Вами, проституткам, наркоманам и силовикам (выбирайте категорию. Рекомендую попасть в "Вам").

Именно на этом этапе большинство современных парфюмеров заканчивает изучение вопроса и пускается в дебри экспериментов: закупаются масла (эфирные, здорово, если не из аптеки), покупается "левохлебный" спирт, какое-нибудь нейтральное маслице за основу для разнообразия — и вперёд, к звёздам. Про чемоданчик забыл. Они ещё чемоданчики покупают. Для солидности. (ТЫК)

мимоцели: Пока пишу пост, площадка предлагает теги. Смеюсь.

Когда вся имеющаяся в пределах досягаемости информация была поглощена, встал логичный вопрос: что делать дальше? Творить? Но несколько партий парфюмерных композиций были созданы, без оплаты переданы альтруистам-тестировщикам, которые до сих пор стучатся за повторением. Процесс создания парфюма изучен, понятен и логичен. Здесь и отвались, иди делай. Но вопросы выше не давали покоя. И я для себя понял, что создавать парфюм мне не настолько интересно, как интересно исследовать влияние запахов на нашу жизнь.

Естественно, первые потуги были направлены на изучение влияния восприятия одного человека другим. Зрение, способность, на которую все опираются и считают, что она является основной для получения информации, — лишь часть балета. Пошёл по знакомым и тем самым тестировщикам: пробовал глушить различные ощущения (зрение, обоняние, осязание [самое сложное], слух, вкус) индивидуально и в группах, ставил людей в различные ситуации и смотрел, что происходит.

Скажу удивительно очевидную вещь, но если человек Вам не нравится по любому (хотя бы одному) критерию, Вы с ним общаться не будете; и он Вам будет не сильно-то и приятен. Другого человека мы первично оцениваем по внешнему виду, по его запаху и по тому, что он несёт нам в наши же прекрасные уши. Потом, при более близком контакте подключаются ещё два критерия оценки: осязание и вкус (отставить ржать). И если хотя бы в одном месте происходит "пробой мимо", все человеческие взаимоотношения летят к чертям.

Вся недолга в том, что большинство из нас научились прилично выглядеть, грамотно пиздеть и быть "приятно трогаемыми". А вот с запахом и вкусом у всех существенные проблемы. Учитывая тот факт, что 90% людей запахи чувствует, но не распознаёт, стало ясно, что в этом направлении непаханное поле для работы.

Был проведён небольшой эксперимент. От желанной каждым вторым, красивой, с хорошей генетикой девушки, был получен карт-бланш на взятие масляного соскоба с кожи груди, шеи (в месте подшейных лимфоузлов) и внутренней стороны бёдер. Много раз прогоняем полученное сырьё, фильтруем, пробуем запах: я слышу еле уловимые кусочки (важный момент: я тоже не могу объяснить, чем пахнет, через десять секунд запах вовсе чувствовать перестаю). Тест-группа из десяти человек не чувствует вообще ничего. Берём молодого мужчину. И подсовываем ему пять абсолютно одинаковых флаконов. Абсолютно одинаковых, в полной (условно достижимой) стерильности запечатанных. Но в одном из них — небольшая добавка. На удивление, фиксируем учащение сердцебиения именно на нужном образце. Когда мужчине был предложен выбор собственного аромата, он выбрал именно его. Прихожу к мысли, что всё не так просто.

Все запахи, которые способен уловить человек, воспринимаются почти всеми органами обонятельного анализатора: кроме мозга (вернее, тех его участков, которые участвуют в обработке обонятельных раздражителей и передаче дальнейших сигналов). Почему — отдельный большой вопрос, на который у меня ответа пока нет.

То есть, происходит что: мы чувствуем, физиологические реакции происходят, запах мы чувствуем, но не понимаем этого.

Как выяснилось, всё уловимо. Даже неуловимое. Подошла к началу новая ветка развития моей факультативной деятельности. И здесь главное, как по мне, не свалиться в оккультизм, ибо меня понимание воздействия запахов продолжает пугать. Решения, принимаемые на основании запахов; невкусный масс-маркет; неприятные и приятные люди; и полная неспособность управлять всем этим и многим другим для большинства людей — действительно страшно.

Благодарю за прочтение,

искренне Ваш.

P. S. предвосхищая вопросы после прочтения (я вас знаю, каждый комментарий пробежал):
-нет, блядь, это не панацея, нельзя заставить любить человека духи, просто подмешав туда какую-нибудь неощущаемую хуйню: это лишь доказательство существования эффекта;
-нет, мировые бренды так не делают (или..?);
-нет, это не открытие мирового масштаба;
-да, об этом все нужные люди в курсе;
-нет, осталась жива, до сих пор ржёт и хочет ещё;
-да, у меня эмпирика тоже вызывает вопросы: работаем в этом направлении;
-нет, это не про дыхание маткой;
-да, остались фотографии и видеозаписи: может быть когда-нибудь, с нужным тегом;
-нет, сюжет фильма не помню, натолкнул не он, комментировать не могу: надо пересматривать. Но закончилось там всё вроде неплохо.

Показать полностью 7
Отличная работа, все прочитано!