Ответы к посту
Стивен Фрай о боге
35

Ответ на пост «Стивен Фрай о боге»

Увидев этот пост я вспомнил интересный диалог из одной из книг Шимуна Врочека цикла 'Рим'.

Итак, действие происходит в Риме во времена падения римской власти в Германии, незадолго до возможного появления Иисуса.

"Однажды мы с братом поспорили. Я сказал, что оставил статуе Юпитера приношение за определенную услугу, а тот не исполнил обещанного, и теперь бог у меня в долгу…

Вообще-то, это была шутка.

Беда людей в том, что боги редко отдают долги.

- Забудь, - говорит Луций.

- Почему это? Юпитер со мной еще не расплатился!

Луций качает головой:

- Не торгуйся с богами, Гай. Окажешься в проигрыше. Всегда.

Это тоже шутка. Но внезапно меня прорвало.

- Что это за боги такие?! – я в бешенстве хожу по атриуму. Не знаю, что на меня нашло. - Боги торгашей. Боги – торгаши.

Их тысячи. Зачем нам столько?!

Если бы был один бог, — всего один! — который не торгуется, не продает свою милость за тарелку молока или за черную курицу... Бог, которого нельзя купить.

Бог, который наказывает и милует без оглядки на дары и приношения.

Бог, которому наплевать, кто ты — богатый или бедный, римлянин или варвар, здоровый или больной...

Бог, который судит по делам и мыслям...

Который… Проклятье, как объяснить?!

Бог, которому не все равно.

Возможно, будь такой бог, я бы верил. Проклятье, Луций! Верил даже не в него... а — верил ему.

Но такого бога нет.

Одни торгаши вокруг.

Юпитер с мошной ростовщика, Юнона в платье шлюхи, Квирин, оценивающий дверной проем, которому покровительствует, в мерах зерна и кувшинах вина...

Нам нужен другой бог.

Который плюнет на горы золота, что принесет к его ногам убийца и ростовщик, и спросит за каждую каплю слез, пролитую проданными в рабство за долги, за каждый миг страданий, что тот принес людям, за каждую искалеченную мать и сестру... за все и за всех.

Нам нужен бог, который строг и жесток. Неподкупный отец семейства.

А не боги, берущие взятки, как последние чиновники.

- Нет, Гай, - говорит Луций. – На самом деле людям нужен добрый бог.

- Добрый?! Не знаю. Мне лично нужен бог, которым я мог бы гордиться. Как гордятся суровым отцом.

Бог, который не продается.

Когда Луций уходит, я все еще пытаюсь понять, что я сейчас сказал.

Бог. Нам нужен бог, который не продается.

Не продается? Правда? Какие мы все-таки мечтатели…"

Мне кажется, в этом диалоге содержится суть запроса к смене религии, который был частично удовлетворён с появлением Иисуса. Однако бог, который не продаётся нужен тогда, когда человеку необходимо верить. Когда необходима опора в трудные времена. А вера в те непростые времена вполне себе выполняла очень даже психологическую функцию. Людям нужна надежда на то, что это все испытания, а потом будет лучше. И честные римские боги эту надежду не давали.
А теперь взглянем с другой стороны. Что делать 'торгашам' и где взять бога для тех, кто готов купить себе рай за гранью? Совершенно неожиданно религия, окрепшая на тех, кому нужен был справедливый бог, вставая на ноги и подмявшая под себя очень многих, эта религия вдруг учится продаваться. И вот, все, что было сказано в приведённом выше диалоге о религии Рима, теперь подходит и для современных монотеистических религий. Мне кажется, так или иначе, такой путь проходят все религии, в которых есть тот или иной сбор подаяний. Во-первых чисто маркетологически: для более полного охвата аудитории, ведь и людям с нечистой совестью хочется простого пути к счастью. Во-вторых религиозные организации администрируются людьми, которые крайне редко превращаются в праведников.
Мне кажется, что сейчас запрос на ту религию, что у нас есть стремительно падает. Я думаю, что в ближайшие 100 лет Христианству придётся измениться, реинтегрировавшись в новое общество или уйти, будучи вытесненным чем-то новым. Что может заменить религию я не знаю. Очень надеюсь, что научное познание, но не верю в то, что такое возможно.
Хочу отметить, что вышенаписанным не хотел никого оскорблять. Скорее, мне интересно ваше мнение, особенно если оно отличается от моего. Сам я не верю в бога, но мне нравится пытаться понять, как религия взаимодействует с людьми.
Кстати, если вы любите религиозные дискуссии, почитайте про аналитическую теологию. Это наука, которая описывает историю взаимодействия философов от религии, которые пытались в строгих формулировках доказать существование бога и их противников, которые пытались доказать обратное. Там чуть сложнее, чем я объяснил, но не суть. Суть в том, что неглупые люди вели вполне себе научную дискуссию с помощью корректных логических выражений о том, есть ли Бог. Не обс ради чужие теории, а так же строго логически их опровергли. Разве это не прекрасно?
P. S. Сейчас пол четвёртого ночи и я очень не хочу проверять весь этот текст. Извиняюсь за ошибки, которые я неизбежно допустил.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!