10

Ответ на пост «Без регистрации и документов: на каких мопедах рассекали подростки СССР»

Эх, Рига 5... Воспоминание разблокировано.

Будучи малолетним шкетом, лето проводил у дедушки в деревне. От города и ближайшей оживленной трассы достаточно далеко и потому местные аборигены и мои ровесники ездили спокойно на технике, которую родители отдавали свои чадам доламывать. Технику посерьёзней вроде мотоциклов Минск и Восход доверяли мальчишкам постарше, а 12-16-летним пацанам доставались раздолбаные дырчики.

Вот и для меня, в один прекрасный день настал момент, когда дедушка торжественно сказал, чтоб вытаскивал из гаража мопед и рассекал сколько влезет. Моему счастью не было предела! Я полноценно влился в местную "банду" малолетних байкеров. Теперь я был ни "Этот городской на велике", а полноценный кореш.)

Но покатался я на нем не долго. Буквально через недельку активной езды, я не вошел в поворот и убрался в соседский забор. Кроме погнутого руля, поцарапанной щеки и подросткового самолюбия ничего не пострадало, но бабушка после того как узнала, наорала благим матом и устроила истерику. После чего мопед был с позором отправлен обратно в гараж, а мне обратно выдан велик...

До чего ж было обидно наблюдать, имея в гараже рабочий мопед, как местные пездюки рассекают на помедах и мотоциклах, а ты - 15-летний дядя ездишь на позорном велике...

298

Без регистрации и документов: на каких мопедах рассекали подростки СССР

В СССР мопед был не просто транспортом. Это был пропуск во взрослую жизнь, который можно было получить без экзаменов и разрешений. Главное - чтобы родители раскошелились на 120-280 руб.

Секрет был прост: двигатель ровно 49,9 см3. Такую технику не нужно регистрировать в ГАИ, права тоже не требуются. Завел с толкача и поехал. Мотоциклы стоили от 500 руб. и требовали документов, а мопед был доступен каждому пацану.

В-902.

Харьковский велозавод в 1958 г. передал разработку с двигателем Д-4 во Львов. Там наладили серийный выпуск простейшего вело-мопеда с усиленной рамой. Передняя вилка имела пружинные амортизаторы, позже их сменили на телескопические. Односкоростной двигатель с примитивным сцеплением. Разгон начинался с раскручивания педалей, потом отпускался рычаг сцепления. Максимальная скорость - 50 км/ч, что для конца 50-х было серьёзным достижением.

МВ-042 "Львовянка".

Львовский завод в 1962 г. создал первый настоящий советский мопед. Все разработки делали свои инженеры. Двигатель взяли от В-902, но раму и колёса усилили. Установили маятниковую подвеску цепи и телескопическую вилку под большие нагрузки. Выпускали с 1962 по 1963 г., потом модернизировали.

МВ-044.

В начале 60-х львовский завод поставил двигатель мощностью 2 л. с. на обновлённую модель. Внешне отличалась немного, но получилась живучей. Простейший ремонт позволял эксплуатировать круглый год. Многие запчасти подходили с обычных велосипедов того же завода.

Рига-5.

Завод "Саркана Звайгзне" выпускал с 1966 по 1971 г. односкоростной мопед, который не блистал характеристиками, но брал простотой. Никаких особых знаний для ремонта не требовалось. Цена была ниже, чем у более ранней Риги-4, поэтому спрос держался высоким.

Рига-13.

Самая массовая модель в истории. Выпускалась с 1983 г. до 1998 г. Стоила 143 руб. Двигатель Д-8 объёмом 45,4 см3 выдавал 1,3 л. с. и жрал 2 л. бензина на 100 км. Владельцы вспоминают толстые колёса, в которых прокол обнаруживался только при накачке. Зато фара светила отлично. Крышка сцепления ломалась часто, но чинилась в любом дворе.

Рига-26.

В 1984 г. прибалтийцы выпустили мини-мопед мощностью 1,8 л. с. с объёмом 49,6 кубов. На 100 км хватало 2 л. бензина А-72 или А-76. Заводился кик-стартером с удачной системой электронного зажигания. Многодисковое сцепление, 2 скорости. Максимум - 40 км/ч на асфальте без груза. Стоил больше 200 руб., но раскупали мгновенно.

Верховина.

С 1970 г. Львов начал выпуск серии, которая не уступала зарубежным аналогам. Сразу разработали несколько типов, включая спортивный вариант с приподнятой выхлопной трубой и форсированным двигателем ШК-51К. Максимальная скорость достигала 60 км/ч - наравне с чешской техникой. Это был прорыв для советского мопедостроения.

Карпаты-2.

С 1981 г. украинский производитель выпускал серию "Карпаты", которую в 86-м модернизировали. Стабильные 60 км/ч на асфальте вызывали восторг у всех возрастов. Над разработкой работали несколько коллективов: ВНИИТЭ делал дизайн, завод "Вайрас" в Шяуляе - детали. Двигатель Ш-62 гарантировал 2 года работы без капремонта при пробеге до 18 тыс. км. Выпускали спортивные версии и класс люкс, хотя базовая модель и так получилась удачной.

Дельта.

В 1986 г. рижский завод выпустил стильный мокик с литовским двигателем V-50/501 мощностью 1,8 л. с. Весил 55-60 кг. Внешне походил на чехословацкую Jawa - продолговатый бак, длинное седло, высокий руль. Базовая версия стоила 280 руб. Владельцы хвалили проходимость - даже непролазные участки преодолевались легко. Использовали в спорте и туризме, выпустили версию "Дельта-люкс" с хромированными деталями и поворотниками.

Стелла.

Летом 1987 г. рижский завод договорился с чехами из ZVL-Kolarovo. Появился мини-мокик с чехословацким двигателем и советской экипажной частью. Выпускалась с 1990 по 1997 г. Стильная, компактная, разгонялась до 45 км/ч. Молодежь использовала для путешествий благодаря удачной конструкции подвески.

В 1998 г. производство остановилось. Распад СССР, налоги, разрушенные связи - всё это добило предприятия за несколько лет. Сегодня советские мопеды живут в музеях и гаражах коллекционеров. Но для тех, кто впервые завел мотор в 14 лет, это навсегда останется первой настоящей свободой.

Источник.

Показать полностью 10
Отличная работа, все прочитано!