Автор утверждает, что "настоящие психологи" – это не те, кто учился на психфаках и консультирует (Адлер и Хорни, видимо, не в счет). Нет, это "самые простые люди", которые всем приятны, которым все доверяют, но близко их никто не подпускает.
"Он вообще никогда не отвечает, он всегда пристраивает к каждому человеку по удобной для этого человека личности... психолог и не замечает, как обращается в другого человека для того, чтобы понравится очередному путнику".
Это называется конформностью, желанием быть принятым, иногда – неустойчивой идентичностью или даже элементами того, что в народе называют "хамелеонством". Если это происходит бессознательно и тотально – это скорее признак психологических трудностей у самого человека, а не его "особой природы".
"Он как бы не существует. Он не содержит в себе свое я... у настоящего психолога нет уникальности. У него нет души, потому, что у него нет самого себя".
Звучит почти как описание состояния деперсонализации или очень глубокого нарушения идентичности. Если у человека "нет самого себя", то как он может помочь другому найти себя? Психолог, наоборот, должен обладать достаточно устойчивым Я, чтобы выдерживать проекции клиента, контейнировать его сложные чувства и не "рассыпаться" в процессе.
"Психолог общается посредством ощущений, чувств. Но если в живую он был столь вам прекрасно приятен, в сети и в коллективе он теряет чувство диалога и моментально начинает проецировать на вас... совершенно не понятные разнотменные образы личностей".
Тут, кажется, автор путает эмпатию и хорошо развитый эмоциональный интеллект (которые действительно важны для психолога) с чем-то другим. А "проецирование разнотменных образов" – это скорее про то, как сам автор воспринимает этого "психолога" и какие свои фантазии на него навешивает. Если человек в разных контекстах ведет себя кардинально по-разному и "проецирует" – это опять же, скорее, вопрос к его собственной интеграции.
"Психолог женщина при мужчинах ведёт себя как мужчина, а мужчина психолог при женщинах как женщина".
Это либо очень странное обобщение, либо автор описывает людей с размытыми гендерными ролями или специфическими паттернами поведения в общении с противоположным полом. К "настоящей психологии" это имеет мало отношения.
"Чистые психологи стараются как бы оставаться чистыми, в том числе и от информации. Порой, они в том же Юнге и Фрейде прочитали от силы 2 страницы".
А вот это уже просто смешно и противоречит самой идее профессионализма. Психолог (настоящий, а не вымышленный) – это человек, который потратил годы на обучение, на изучение тех самых Фрейда, Юнга, Адлера, Хорни и многих других, на освоение методов, на личную терапию и супервизию. Опираться только на "некоторый запас логики и словаря" – это путь к профанации.
"Настоящий психолог это маг..."
И тут все становится на свои места. Автор, похоже, ищет не психолога, а некоего мага, гуру, сверхчеловека, обладающего мистическими способностями. Это очень распространенная идеализация, часто возникающая у людей, которые хотят получить "волшебную таблетку" от своих проблем, а не готовы к трудной внутренней работе.
Что мы видим в этом портрете?
Смешение понятий бытовой "психологичности" (умение нравиться, слушать) с профессиональной психологией. С одной стороны, "настоящий психолог" – это почти сверхсущество. С другой – он "не имеет души", "не существует", "читал 2 страницы Фрейда". Это типичный механизм расщепления. Психотерапия – это не про то, чтобы "быть приятным" или "подстраиваться". Это про создание безопасного пространства для исследования внутреннего мира клиента, про анализ переноса, про работу с защитами, про помощь в интеграции личности. И для этого психологу нужно быть как раз очень даже "существующим", со своим "Я", со своими знаниями и этическими принципами.
И да, настоящий психолог – это не "бездушный конструкт". Это живой человек, со своей уникальностью, который использует свои знания, опыт и личность как инструмент для помощи другим. А попытки создать вокруг этой профессии ауру мистической тайны или, наоборот, обесценить ее до "двух страниц Фрейда" – это, увы, от непонимания или от желания найти что-то более простое, чем реальная, порой непростая, работа души.
Но, есть и интересный момент для автора, вы умеете вычислять людей с яркими нарциссическими защитами (даже нарциссов, грубо говоря), что тоже полезный навык.)