Feherlofia

Feherlofia

На Пикабу
Дата рождения: 4 мая
2810 рейтинг 3 подписчика 3 подписки 12 постов 2 в горячем
Награды:
За лучший результат в Продолжи рисунок Багажных дел мастер Высокий разум
12

Помогите вспомнить автора короткометражных стёбных мультов про кота

Рисует вроде как азиат-филиппинец и у него есть сайт с игрушками в виде этого кота.
На Пикабу его работы уже публиковались.
Примерный сюжет: кот с лицом как у мемного Эша и владелец с лицом Онидзуки периодически устраивают подлянки друг другу.
Ещё был ролик, где кот в роли автоинструктора экзаменует владельца.
При этом чел за рулём начинает "заводить" машину буквально.
Если видели аниме Grand Blue, мимика у персонажей весьма схожа.

147

Забайкальский говор

Распространился из Забайкалья, где издавна проживали потомки от смешанных браков (русские, буряты, китайцы). В основе лексики Забайкалья лежит характерное «съедание» окончаний, использование в речи бурятских слов в чистом виде или русифицированных, склонность к произношению твёрдых звуков мягче, примерно, как в бурятском языке; или наоборот, усиливая звучание: «так» - «дак». Намеренное «коверкание» слов, ироничность и использование форм иносказания создало неповторимый речевой колорит. Слова произносились так, как удобно, или как слышалось – родившиеся в деревенской среде в начале 20-го века не все были грамотны. Речь зачастую с шутками, прибаутками и скрытым монологом – повторением тоном ниже сказанного вслух, как бы для себя - с комментариями, нередко в рифму. Сейчас, несмотря на образованность и разное местонахождение, люди в своей речи не спешат избавляться от родных словечек. А употребление: «моя-то», «моя-то-чка» - как визитная карточка человека, не забывающего свои корни.

Экскурс в историю представлен монологом (как открытым, так и скрытым – текст курсивом). Материал свой. Одна из линий моих предков - из Забайкалья.

Нежданный гость

Пошто один в таку метель бродишь, заблудился чо-ль? Не?.. Аа-а, по гостям ходиш… У нас тожа есть така… всё по гостям шлындрат да чаи собират. Попить? Но, попей. Но чо, нашарил в сенях кадку? Дак ковшом и зачерпни! Каку кружку? Коли к нам попить, - так и пьют, с ковша. Чо гришь? Скусно пахнет? Дак в сенях клеба вечорошние, на неделю напёкнутые. Потом тока разморозить, и как с печи.

А чо шарахасся на ночь глядя? Ишшо и голоуший! Виш как хиусит! Шапка… шапка… Кака шапка, эта што-ль? Лыжная? Это-ж рази шапка, - ухи наголе! У меня дед, как собиратся на охоту на лыжах, так дошку одеват, малахай свой, чирки обуват, ну эти, ичиги, по-вашему. Тоже не знаш? С городу, што-ль? Непутёвый какой-то… Так дед и шкондыбат по лесу. Вчерась колонка добыл, сёння у меня, глянь, кака шапка брава!

Но чо, проходи рази пришол! Коли собака пропушшат, значить, и человек не злой. А то, быват, всяки ходют. Щас у неё шшанки, на лихоманца хай подымет. Разболокайся! Скидава́й обутки да проходи. Щас чоботы принесу. Мы по дому кто в катанках, кто в чоботах. А чо за обутки у тебя таки, на рыбьем меху? Крас… как? Красновки каки-то… С имя зиму не омманешь! А курмушку-то свою повесь на спичку. Де… де… да вон жа, за печкой-то! Шибче зырь! Ничо не понимат! Давай сюды! Да покладь свой гаманок, тока болтацца здря. И вареги туды же брось. А чо худушший-то какой! Чо, балеш, или каво? Видать, бегат как дикошарый… Вовсе изнахратился…

Чо дверь не заперта? Дак спать ишшо рано; дед, вон, капканы ладит. А как спать бум, заложимся. На крючок. У нас лихих людей не быват.

А сам кем буш? Хиттеры каки-то… А ты, случа́ем, не заграничный? Не? Сам-то откель? Космополи-и-ит… Эт чо, имя тако? У нас тоже разные есь. И Пашка-дурак, и Коля-Маля, Тоха-Батоха, Карюха, хучь она и Галина. У нас всё по-простому: если хозяин Филонов, то жана – Филониха; Попов – она Попи́ха. Народ у нас остёр! – палец в рот не клади. И уж как прилипнет то чем кличут, так, шшитай, на всю жись.

А чо замурзанный такой? Кохту чем извозил? Упааал… И курмушка нарастапашку была… Ну, сымай и кохту. Сёння байня топлена. Штираться собиралась. Давай, и твою состирну. А, мож, сам пойдешь, - воды хватат, ишшо горяча. Вехóтка на полке́, пошоркайся как следоват. Раньче никто в байню не звал? Но, ты ж, вроде, гость-то непрошенный. А у нас, сибиряков, коли есь чем потрафить, то и не жалко.

Шас в печке пошурудим, уголья займутся, я те чай в манерке погрею, самовар-то остыл. Щас метнусь в кондейку, на стол сгоношу. Чай поедим. А там видно будя. Куда в залу-то попёр? Тут и садися, на ленивку у печки. Отогрешся. А то лихоманку каку надыбаш. На́ шалку мою, подоткни спину-то. Как не доржицца? Вязочку дать? Обмотасся.

Тута, коло печки и повечерям. У меня и четушка есь, маненько можна и чекалдыкнуть. Двигай чеплашку-то, плесну те с устатку. Куды? Попервой бурханят! Ой, малахольный!.. Макни вот так, и шшолк-шшолк! брызгай в стороны.

Те чай какой – густой, али белёный? В бокале пить привык, але в жалезной, как дед? Он шибко любит пошвыркать. Хош с сахарем? Дак вот он, кусками! Не лезет в кружку? Дак хто ж яво туды целиком пихат? Ну, точно, малахольный какой-то… Такой и продаецца, вон в кульке с магазину. Не, не пилим. А ты клади на ладошку и колоти длинным ножом. Да ты персты-то подсобери в щепоть, а то вывалишь, и колоти! Но во, расколол! Пиленый покупам, а в бокал ложим колотый. Скока класть? По скусу и клади. Харэ, харэ!.. Чо, шибко сладко получилось? Дак много не клади! Как не много, тут на 3 чеплашки сласти! Завсегда по стоко кладёш и не сладко быват? Мож, то не сахарь?

Бери тарочки-то. С творогом. Шмятану буш? Есть картоха варена. Со шмятаной-то скусно! Кака тебе селёдка! Энто омуль, чутка с душком – омуль-колоссаль. Мож, ломоть свежего клеба? Сам отрежешь? Ну, давай, давай!.. На́ те нож. А чо деешь-то? Куды клеб по столу возишь? Клеб – большак в доме! Яво обнять нада, к себе прижать, уважение показать, и тока тада отреза́ть. Ешь, ешь, мож откормисся, да перестанет тебя по дворам вихлять.

Хош, оставайся на переночёвку. Ляж тута, курмушкой прикройся. После баенки-то как браво прикорнуть у печки. Дед тут завсегда полёживат, калды делать неча. А чо те рассказать? А про себя не баишь.

Но, слухай. Живём тута давно. Ишшо дед мой жил, и прадед в энтих краях. Во дворе зимовейку видел? Там дедова матерь да моя, проживат ондельно. Старось нада уважать. Дед у меня маненько с бурятской кровью – в явошней родове есь с бурулуса. Так вот, яво эжы, - мнучки зовут её Любушка-голубушка, - трубку свою изо рта пошти не вынимат. Давношние они ужо. Лежат, думают. Тока Любушка-голубушка чмокат свою трубку, да дым выпушшат. А када мнучка моя приезжат на лето с городу, то зараз бежит к баушкам – поговореть, да подарки ондать.

Она дошка младшого сына - отхона мово. До чаво понятлива уродилась, и шемела кака! Усё успеват, второй класс у городе заканчиват. Буду, грит, бурятский язык учить, и усё у Любушки- голубушки выспрашиват, чо да как называцца. То с подружками во дворе в скакалку скачут, то полдня в стенку лупят мячиком в свои «Горы-шлёпы…», то рассядуцца и с прибаутками про царя-царевича суют фантики в ладошки, то прятки затеют, то поругацца задумают. Невзаправду. И штоб складно было. И так молотят друг дружку словами, пока ужо сказать неча. Огрызалки таки.

У нас што дети, што взрослые себя в обиду не дадут. Ежели кто вякать будет не по делу, быром ответ сварганят. Припечатают. Быват, кричу её, охолонись, да иди поись, дак она залетит, чмокнет в шшаку: «Би шамдэ дортапь, баушка!», и опеть ускачет. То бухарашек ловить, то имануху выгнать, то с дедом на покос обуденком.

А ты чё, записывать-то не собирасся? Штоль, не из тех, кто сказы собират? Слухаш? Ну, слухай-слухай… Был тут один хубунчик, с лица, вродя, как наш, всю тетрадку исчертил, пока слухал. Шибко интересно, грит, вы баете. Шибко важные слова у вас. Што-то про докторов говорел, будет защишшать каку-то дицертацыю. Нехай! Хучь её самую, хучь ишшо каво, коли польза есь.

Энто тока сперва непонятки, а как приживёсся, и сам так буш говореть. Мы всех понимам. И ты ужо понимаш? Чем-чем? Сердцем, гришь… Но, ты, моя-то-чка!.. А хош, оставайся на завтра! Я бухулёр сварю, почнём сушёные пенки с летнего молока, да спи ужо! Не штокай! Завтра и поглядиш. Мож, деду в помощь сгодисся, хучь намёты раскидать.

Но паря-бяда… Сморило бедолагу. Ухайда́кался... Добро слово и кошке ндравится. А худых не повожа́м! Пушшай спит. Мож, привыкнецца, уйдёт из этих как их… космополитов, и будет нашинским!

О-ё! Ёхорный бабай! Óт шалаболка!.. Завтра ши́ньгаться с утра!

А вам: амар мэндэ! и добро пожаловать!

Автор: Lisа́

Показать полностью

Охранять нельзя отстреливать. О хейтерах

С хейтерскими нападками сталкивались многие. Можно задать вопрос, кто же такие хейтеры, и получить ответ, но причина их поведения так же останется тайной. Видно, как и для них самих: «Просто так хочется!». Или: «Не нравится!», и будет помечено кучкой, и всё. Ни по какой причине не нравится, ни конструктивных предложений. Кучка! Они там были, они пометили.

Очевидно, всё-таки потому, что чем-то зацепило их подсознательное – я так не могу; я тоже так могу и даже лучше, а ты юзер; а что б не радовался, когда я … (здесь ваша интерпретация); слишком сложно или выше моего понимания (в принципе, это нормально – в любом возрасте находятся вещи, осмысление которых происходит не сразу).

Такие посты для хейтеров действуют как лекарство от ментального запора. И самому легче, и автор с гуано. Что с ним делать? Начинающим авторам – счесть за комплимент от хейтеров, что почтили вас своим присутствием, значит, вы интересны; если это было бы не так, то обнаружили бы компетентную критику нормальными словами. Периодически страдающим от набегов -  сваливать в компост, выращивать свои новые идеи.

Если посмотреть на историю, то можно увидеть, что проявления хейтинга существовали всегда. Отношения «барин-холоп». Что это как не хейтинг со стороны имущих с узаконенным правом унижения неимущих. Со сменой строя и пересмотра законов «классовый хейтинг» исчез, но отдельные его проявления не редкость и сейчас. Особенно в сфере обслуживания. Интересны ваши примеры.

Из жизни: Молодой человек едет в отпуск за границу. Разговаривает с семейной парой. И глава семьи выдаёт: «Да были уже там! Ничего хорошего там нет! И отель – дыра!».  И что же это как не хейтинг? Из разряда «я бывалый, ты - салага»? Или как бы назвали вы?

Пришлось посмотреть ролик об идеях в ремонте. Старается молодая пара. Уже молодцы.  Комменты -  две нормальные поправки, остальные даже не по сути:

- Нафига такое дорогое оборудование? Хейтинг «я - профи эконом, ты - лошара».

Женский коммент: «Ну кто с такой распущенной волоснёй делает ремонт?». У девушки – красивые густые волосы, и ремонту явно не мешают. Хейтинг, видимо, из-за комплекса отсутствия как таковых или не в том количестве и по причине скрытой зависти.

И в конце вылез чувак со своим: «Я вообще в Нидерландах живу, и недавно сделал дорогой ремонт». Ну, так и…? Или там похвастаться некому? И это тоже хейтинг, из разряда «я - барин, ты – холоп; я – богат, ты – нищеброд».

По отдельности хейтеры - обычные люди, у которых свои проблемы и свои таланты, но что мешает нормальной коммуникации? Когда они «сбиваются в стаи», создаётся энергоинформационная структура (эгрегор), цель которого - выведение своих членов на эмоциональные реакции (кому сложно, не интересно, пж, пропустите; для заинтересовавшихся про эгрегоры - всё можно найти в интернете). Поэтому в отсутствии достаточного количества своих эмоций, - а это тоже энергия, - хейтеры стараются «раскачать» других.

Хейтинг можно рассматривать как деструктивную социально-психологическую субкультуру общества или сообщества, где возможен переход из субкультуры в сообщество и наоборот.

И, всё же, есть ли запятая?

Показать полностью

Стихи-пирожки с мятным вкусом от «Lisa»

Стишки-пирожки – это стихи без рифмы в четыре строки, написанные четырёхстопным ямбом строчными буквами без знаков препинания. Могут встречаться отклонения в виде «скатывания» в трёхстопный и пр. Начинка – оригинальные идеи, свои размышления, жизненные ситуации, юмор. Первые два воспроизведены по следам давнего вербального контакта. Ещё горячие. Угощайтесь.

когда я падаю с кровати

ногою дрыгнув невпопад

то целый день страдать я буду

от мизинцевой болезни

ободраны обои не клеен потолок

и сплю я на матрасе

типа я японец

а не какой-то бомж

стихи пирожки особо заразны

засел в мозгах треклятый ямб

искрят извилины рождая строки

не в кайф теперь простая речь

© Lisa

подруга как-то раз съязвила

мол всё пашешь сторожишь

а ты всё так же на диване

только наедаешь позитив

© Lisa

о неловкости то чувство

когда лямку рюкзака

надеть попытки тщетны

и тебе вдруг помогают

© Lisa

новый год один тоска

высосан последний мазик

а женился бы жена

настрогала б оливье

© Lisa 

ковидгибрид я весь в мурашках

чешусь как шелудивый пёс

и толку клеить этикетки

на бутылку где был джин

© Lisa

ты сказал что будем вместе

и в будущем жизни другой

но как узнаю я тебя

и будем в качестве кого

© Lisa

хандра и лезут стишки

как фарш из мясорубки

а в радость занят я другим

дай бог когда же это было

© Lisa

мне сто грамм бы валерьянки

и зализать в душе бы раны

или может быть спокойно

на всё это посмотреть

© Lisa

Понеслось, так понеслось. Не «пирожки». (Верлибр, в подражание хокку, четверостишия трёхстопным ямбом с холостыми строчками).

Белый - это лист

До твоих помарок,

От которых хочется

С мылом вымыть рот.

© Lisa

Стихи должны рождаться сами,

А не тянуть щипцами

франкенштейна.

© Lisa

И что с того,

Что ты читал Ошо.

Чтоб лишь сказать об этом?

© Lisa

Лить елей не то же

Что и мироточить.

© Lisa

Ты мудр так глубоко

Что не видать снаружи.

© Lisa

По чистой дороге идя

Подводных камней не ищут

Их там и нет

© Lisa

Если мучают строки,

Значит, плачет душа.

Через косное тело

Что-то хочет сказать.

© Lisa

Я всего лишь проводник

Поэтического духа,

Который, видимо, проник

Через дыру прожжённых нервов.

© Lisa

Тем, у кого есть потребность выразить себя в стихах: «перашках», «порошках» или дольниках – удачи! Пеките сами, делитесь с друзьями. Всем добра и позитива насколько возможно.

Январь 2024

Показать полностью
21

Байкал. Таланки. Места, которых уже нет на карте (с фото)

Я там был, я там жил.

Таланками называлась и местность в губе Таланка с урочищем Таланки и речкой Таланчанкой, и посёлок, организованнный для проживания рыбаков, которые занимались сезонной ловлей рыбы бригадами от рыбзавода, до войны - артелями от рыболовецких колхозов.

В «Летописи сибирского моря» (журнал «Байкал», 1989, № 1) А. В. Тиваненко, известный краевед Забайкалья, приводит сведения: «В 1945 году бригада рыбаков И. Ф. Таланова вытащила сетями со дна Таланчанской бухты скелет мамонта», что послужило основанием для предположения происхождения названия Таланки от созвучной фамилии Талановых, которые, возможно, были первыми поселенцами и основателями посёлка. Это предположение не может считаться версией происхождения названия, т. к. посёлок не был основан ни первопроходцами, ни свободнопоселившимися, и к 1928 году, считающемуся датой основания посёлка, названия губы Таланка, урочища Таланки и речки Таланчанка являлись устоявшимися названиями географических объектов - топонимами, зафиксированными в документах первых исследователей.

В 1879-1900 годах И. Д. Черским составлены карты береговой полосы Байкала, в которых отмечена губа Таланка и очень подробно местность: одно зимовьё обозначено у устья речки Таланчанка, второе - у устья текущей параллельно р. Черемшанка. Напротив урочища Таланки на берегу Байкала отмечен сарай – «сар.», скорее всего, рыбацкий. В 1896–1902 годах для исследования о. Байкал и смежных территорий проводились научно-изыскательные  работы Главного гидрографического  управления ВМФ Российской империи. В 1908 году под ред. Ф. К. Дриженко издан труд - «Лоция и физико–географический очерк озера Байкал», в котором есть описание бухты: «Губа Таланка наиболее всех других посещается рыболовами. На всём её 11-ти вёрстном протяжении, на несколько приподнятом плато, расположены то в одиночку, то группами зимовья и даже есть вполне устроенные избы, в которых преимущественно весной помещаются рыболовные артели. Самый характер прибрежной полосы — песчаный и отмелый — способствует удобству ловли, почему через каждые 100–200 сажен по берегу можно встретить ворот, с помощью которого вытаскивается невод». На месте одного из таких временных рыбацких поселений, или «летних поселений долговременного пользования» (Гольдфарб С. И. «Мир Байкала, 2010), в бухте Таланка, где жили и перерабатывали улов вначале артели из местных жителей, позже – артели от колхозов, и возник одноимённый с бухтой посёлок.

Есть предположение, что название Таланка, как и Талая, Таловка, Тальцы могут иметь одинаковое происхождение от: талая, талые воды, ручьи. Талыми называли незамерзающие реки и ключи. Речка Таланчанка долго не замерзала и рано вскрывалась. Но маловероятно, что название Таланка́, как и Атала́нка, происходит от слова с корнем «тал-», да ещё с использованием двух суффиксов, чтобы название указывало на происхождение, связанное с талыми водами. Есть созвучные топонимы, имеющие тунгусское происхождение от «тала» - предп., место с наличием соли, солонец: Талан, Таланга́, Таланджа́. Но учитывая, что район Таланков на Байкале впервые был заселён бурятами, название может происходить от бур. «талаан» - счастье, удача; «талаантай» - удачный, счастливый, в котором суфф. «-тай» в русскоязычном мог трансформироваться в «-ка». Таланка – удачное место для рыбалки.

В 1953 году мы с отцом приехали в Гремячинск, чтобы устроиться на работу в рыбзавод. Директором Гремячинского рыбзавода Якушевым Ильёй Филипповичем я был принят рыбаком на гребную лодку. Причал в Таланках уже был. Работал рыбоприёмный пункт. На большом песчаном пляже базировались рыбацкие лодки с сетевыми и закидными неводами. Сети ставили в 1,5-2 км от берега. А утром, выбрав сети, подходили к мосткам и сдавали свежую рыбу в рыбоприёмный пункт на засолку. Для рыбаков были построены бараки. С середины июля этого года на все лодки были установлены дизельные движки 1ЧСП-10 (одноцилиндровый, судовой, четырёхтактный с редукторной передачей, 10 л. с.). Отец был принят в рыбзавод завхозом. В этой должности проработал летний сезон, и на зиму 1954 года его направили в г. Тобольск на курсы рыбмастера. На лето 1954 года отец был направлен в Таланки мастером по приёмке рыбы на рыбпункт. Там расширялось производство, рабочих требовалось больше. Строился цех по поделке бочкотары. Начали завозить из Гремячинска от рыбзавода готовые дома в разборном виде для проживания рыбаков и их семей. К лету 1956 года мои родители из Гремячинска переехали в Таланки. Отец работает начальником рыбпункта.

Леликов Алексей Николаевич, 1956 год

Леликов Алексей Николаевич, 1956 год

Таланки, 3 сентября 1956 года. Рыбоприёмный пункт. Справа: Леликов Алексей Николаевич

Таланки, 3 сентября 1956 года. Рыбоприёмный пункт. Справа: Леликов Алексей Николаевич

В Таланках был магазин, фельдшерский пункт, радиостанция и небольшой клуб. В клубе иногда бывали танцы под гармонь и гнали кино, которое привозили из Гремячинска. Киномехаником где-то с 1954 года работала Новокрещина Полина Назаровна. (У Назара был брат Лука, проживали в Гремячинске). Она же и приезжала на остров озера Котокель, ставила кино и там. Потом Полина вышла замуж за капитана буксирного т/х «Отважный» Германа Ивановича Прохорова. Ставка фельдшера была положена из-за большого количества сезонных рабочих. Но с окончанием работ рабочие уезжали, а должность фельдшера не упраздняли. Должность фельдшера занимал Иван Романович Афанасьев, который прошёл войну простым солдатом, санитаром при воинской медчасти. В Таланках работы никакой не требовалось, он только рыбачил и охотился. Гоша Верыгин (Веригин) работал радистом, был женат на сестре Михаила Кукушкина, капитана Балиндера № 29, Вере Ивановне.

Постоянно в Таланках жило около 10 семей. Некоторые держали скот, садили картошку, - больше ничего там не росло, рыбачили и охотились. Почти все работали от рыбзавода на сезонных работах. На лето завозились рыбообработчики из Гремячинска, был бондарный цех. В 2 км от Таланков жило несколько семей. Там у речки Таланчанка стояло дома четыре. В одном доме жил Лазарич, который всегда помогал отцу, и его жена, которая была завсегдатаем у моей матери, приходила за 2 км попить чаю и посудачить.

Таланки, 15 августа 1957 года.  Моя мать Лидия Михайловна с внучкой Танюшкой

Таланки, 15 августа 1957 года.  Моя мать Лидия Михайловна с внучкой Танюшкой

Одна семья Печкиных была от них ещё дальше - в метрах 500-600, которые жили в лесу одной большой семьёй. Знал из детей Вовку и Люду. Когда бывал у родителей в Таланках, мать за чаями с Лазаричевой женой рассказывала ей о себе, о Лёне. Торопиться некуда, вот и перебирали, что знают. А когда к отцу приходил Лазарич, они вели свои разговоры об охоте, о рыбалке, о нуждах по хозяйству, или кто что видел или слышал. Иногда Лазарич приходил с гармошкой, и за столом тогда пели песни. Лазарич любил петь про то, как в Забайкалье сражались с семёновцами: «Патронов у нас не хватает, снаряды уж вышли давно, и помощи ждать ниоткуда, погибнуть нам здесь суждено», и «Чёрный ворон».

Мои родители - обыкновенные крестьяне, забайкальские казаки-гураны. Гураны - потомки русских, долгое время проживавших в Забайкалье и имеющие смешанную кровь в четвёртом поколении с бурятами, монголами, тунгусами, маньчжурами; называют себя так издавна, имеют характерные черты внешности и, вероятно, могут являться этнической группой или народностью.

Ещё в Таланках жили Сахаровы. Один это Иван, друг отца, у которого я брал собаку на охоту уже в Гремячинске, когда он переехал туда, второй – лесник, одноглазый. Скорее всего, друг другу приходились роднёй. В Таланках добывали медведей, сдавали государству. Добывать ходили все, кто мог охотиться на него, и отец в том числе. Охота велась по договору по охотничьим билетам. Закреплять охотничьи угодья за штатными охотниками для ведения планового охотничьего хозяйства стали в 1959 году. Школы в Таланках не было – в ней не было необходимости. В межсезонье в посёлке оставались немногие, только те, кто проживал там постоянно, заблаговременно запасаясь всем необходимым. Дети рыбаков обучались в Гремячинске, проводя в Таланках лето.

Конец сезона. 1959 год. Проводы отъезжающих.

Конец сезона. 1959 год. Проводы отъезжающих.

Отец, помимо сезонных работ на рыбпункте, всё лето 1960 года торговал в магазине. В этом году был последний рыболовный сезон, после постоянных работников рыбзавода вывезли в Гремячинск вместе с домами. Соответственно, посёлок просуществовал до сентября 1960 года. Родители, из-за неимения своего жилья в Гремячинске, остались проживать в опустевшем посёлке одни. Семьи, имеющие свои дома в 2 км от посёлка, проживали там какое-то время и после его расформирования.

Переселение не было связано с запуском в 1956 году Иркутской ГЭС - первой ступени Ангарского каскада в 70 км от Байкала, которая стала контролировать уровень воды в Байкале, за несколько лет подняв его на метр и более. Посёлку Таланки, находящемуся на возвышении и в отдалении от берега, затопление даже по прогнозам не грозило. Это было связано с переменами в работе рыбзавода. Рыбные ресурсы истощились, и рыбодобыча падала. Главным по переработке рыбы становится Усть-Баргузинский рыбокомбинат. С 1969 года введён запрет на промышленный лов омуля. На переработку стала поступать океаническая рыба.

Когда почти всех вывезли из Таланков в Гремячинск, отец охотился и рыбачил. У него были хорошие охотничьи собаки - выросшие щенки Найды и Пират, подобранный в Гремячинске, которые шли и на соболя, и на медведя, и на белку. Жили родители там до конца сентября 1961 года, после чего, вывезя с Таланков по воде всё что можно, переехали в свой дом в Гремячинске, который мы с отцом купили у Думновых.

В 70-х годах в местности Таланки уже никого не было, было одно зимовьё рыбоохраны и одно - лесничества. Сейчас Таланки, с не менее большим как в прежние времена песчаным пляжем, часть Прибайкальского государственного заказника и прекрасное место для отдыха.

Источник: Леликов, А. А. Таланки / А. А. Леликов // ОТ САМОГО ИСТОКА. - Иркутск, 2022. Эл.вар.: библ. И. И. Молчанова-Сибирского, г. Иркутск.

Показать полностью 4
8

Озеро Рангатуй (Арангатуй). Часть 2. Эксперименты на Байкале

О разведении омуля на Рангатуе. Эксперименты на Байкале


В 70-х годах прошлого столетия на полную мощность работал Чивыркуйский рыборазводный завод. Весной появлялся малёк омуля, и в силу того, что в Байкале спокойного места для него не хватало, учёные изыскивали способы сохранить поголовье малька и вырастить молодь омуля с последующим заселением в Байкал для увеличения численности омуля. С 1967 года по 1970 год на Байкале этим занимался некий А. Картушин из Иркутска. Первым делом он заселил мальком, полученным из Чивыркуйского рыборазводного завода, оз. Духовое вблизи с. Максимиха, которое расположено у Баргузинского тракта. В озере водилось много крупного карася и, как говорили старожилы, испокон веков. В итоге весь труд по выведению из икры малька пошёл насмарку, так как малёк был весь съеден карасями.


Новую партию малька Картушин запустил теперь в оз. Рангатуй. Издавна в нём весной нерестится вся сорная рыба, и язь тоже. Крупный карась водился в таком количестве, что и удочкой за час наловить можно было столько, что не унесёшь. Наивно было полагать, что среди них малёк омуля выживет и подрастёт хотя бы до сеголетки (подросший малёк до года). Работа рыборазводного завода по выведению малька из икры также пошла прахом. Сколько затрачено энергоресурсов, человеко-часов, погублено нерестовой рыбы, у которой изъяли икру, а саму отправили на засолку! Не говоря о том, что эти провальные эксперименты оплачивались государством в виде зарплат Картушину и его сотрудникам. Через короткое время в оз. Рангатуй уже не встретилось ни одного малька омуля. Он был съеден мелкими окунями и щурятами - они в первую очередь хищная рыба, и в естественной среде не прочь ими полакомиться. Запустить туда малька, это как пищи подсыпать исконным обитателям. Часть икры и малька отнерестившийся сорной рыбы в озере, таким образом тоже погибала, но она была в своей экологической нише, где взаимоотношения выстраивались не одно десятилетие, и нерестившийся рыбы было огромное количество, хватало и на корм, и оставалось на возобновление.


Сейчас уже длительное время ни в оз. Духовое, ни в оз. Рангатуй нет никаких карасей и в помине, а Духовое можно назвать «мёртвым озером». Выловить всё было невозможно, такое можно получить, только если не дать рыбе идти в озёра на нерест.

На этом изучение Картушиным не прекратилось, а переместилось на реки средней части Байкала, впадающих в Чивыркуйский залив: Исток, впадающую в оз. Рангатуй, Большой и Малый Чивыркуй, Безымянка, для изучения нерестовой рыбы и определения нерестовой площади. Практическое «изучение» выглядело так: в апреле на Байкале кругом стоит лёд, а трёхкилометровая река Исток, соединяющая оз. Рангатуй с Чивыркуйским заливом, уже вскрывается ото льда. Картушин завозит своих сотрудников к устью Истока и полностью перегораживает его. Как стало отъедать лёд шире, и когда образовалась полынья, рыба двинулась на нерест, а «родильный дом» закрыт по техническо-научным причинам. Чем больше прогреваемость, тем больше рыбы идёт на нерест - там их среда обитания, а попасть не могут. Задние косяки напирают на передние, передние бьются о заграждение. По каким причинам рыба не была пропущена хотя бы частично, неизвестно. Подходит время, и они стали метать икру прямо у стенки заграждения. Шука, окунь, сорога и язь наметали горы икры вперемешку, от продуктов молок вода была молочного цвета. Какая икра в таких условиях могла оплодотвориться?


Всё это происходило на глазах у местных жителей Курбулика, Монахово и моего знакомого Аргала Будеевича, жившего неподалёку, всю жизнь проработавшего рыбаком, и, по его словам, за всю жизнь не видевшего такого бесчинства. Рассказывали, что бившаяся к месту нереста рыба частично здесь же погибала и в течение долгого времени гнила вместе с неоплодотворённой и погибшей икрой, пока учёные измеряли выловленную рыбу и пересчитывали выдавленную у неё икру. Из рыбы, идущей на нерест, уцелела и в живых осталась только малая часть, которая, отметавши икру где попало, сквозь напиравшие косяки откатилась обратно в Байкал.


Значительно поредела популяция половозрелых рыб, нерестящихся в оз. Рангатуй: щуки, окуня, карася, язя. Полностью погибла будущая популяция этих рыб из-за гибели икры. Значительно уменьшилось количество этих рыб, которое ежегодно пополнялось большим количеством остающихся после нереста на нагул в оз. Рангатуй в связи с тем, что туда они просто не попали. Перезимовавшие в озере сеголетки только летом станут годовиками, а двухлеткам ещё расти и расти до тех размеров (с лопату) карасей, которыми всегда изобиловало озеро.


Сам Картушин и молодая сотрудница (Стерлягова) базировались в Монахово. В сентябре во время нереста омуля Картушиным периодически перекрывались устья рек Большой и Малый Чивыркуй, Безымянка, где так же производился вылов нерестовой рыбы для изучения. Вылов омуля, тем более нерестового, может производиться только контрольными сетями, в данном случае для науки, из которых можно взять 3 омуля на человека в день на еду. А остальные обязаны сдать в ближайший рыбоприёмный пункт государству. Разрешение Багинова М. В. для изучения было получено, - против науки не пойдёшь, контрольные сети ставятся раз в день, и то на определённое время.


Видимо, процесс «изучения» был настолько занимательным, что Картушин этими сетями практически круглосуточно вычерпывал омуль, идущий на нерест. В рыбоохрану поступало много тревожных сигналов о неумеренном вылове нерестового омуля, о перекрытии рек сеткой и скоплением перед ней большое количество нерестовой рыбы. Местные жители больше радеют об охране Байкала и рыбных запасах, т. к. для них это дом родной, чем приезжие исследователи, после которых хоть омуль не водись, но они соберут материалы для своих научных статей и диссертаций. Инспекторы рыбоохраны неоднократно подходили с проверкой, на что им предъявлялось разрешение на вылов омуля контрольной сетью.


Продолжалось это до тех пор, пока информация о рьяном «исследователе» не дошла до начальника ОБХСС Баргузинского района Демидова Михаила Иннокентьевича, который, придя внезапно с проверкой, накрыл всю его деятельность. По его рассказу, Картушин, используя контрольную сеть, вылавливал подходящего к перекрытому устью нерестового омуля, солил рыбу в бочки, подкапливал до нужного количества в рыбпункте Курбулика и отправлял в Иркутск на научных судах. А сколько из пойманной рыбы икры пропало, лишая омуля естественной возможности возобновить численность, выловленной рыбаками, браконьерами, съеденной нерпой и пр.? И это научные работы, направленные на изучение возможности увеличения численности омуля. Увеличили. Свои долги перед Байкалом.

На Картушина было заведено уголовное дело. К сожалению, не знаю, какая мера уголовного наказания ему была определена. Но его «научные труды» о подращивании малька омуля в естественных водоёмах с устоявшейся экосистемой для радужных перспектив возобновления его численности в Байкале были напечатаны лишь через 10 лет. Подращивание, которое не имело естественного продолжения, ставшее дополнительной кормовой базой для обитающей в Рангатуе рыбы и населяющей его птицы. В памяти старожилов остались воспоминания о том, что реки с идущим на нерест омулем перекрывали сеткой, через которую проводили ток, но ошибочно предполагали, что это делалось рыборазводным заводом. Рыбоводами никогда не проводилась такая варварская практика. Это отголоски экспериментов «учёных», в частности Картушина, на реках Чивыркуйского залива. Омуля тем самым, применительно к Посольску, не пускали вверх по Большой Речке, которая течёт по лесу. Вся нерестовая рыба вылавливалась под видом научного эксперимента.


Я был свидетелем, и не раз, как работниками рыбоводного завода производился вылов омуля и изъятие икры. В реках ставили перегородку, но не сплошную и, конечно, не металлическую: это неводная дель и ворота – вход в котёл (накопитель). Каждое утро бригада подрезала (поднимала) ловушку, омуля высакивали (вычерпывали сачками) в лодку, и тут же рыбоводы проводили тест на готовность рыбы к икрометанию - давили на брюшко живой рыбы: если икра шла, то её выдавливали вручную, оплодотворяли содержимым из молок и отправляли на рыбоводный завод. Омуль, у которого выдавили икру, грузили в ящики и везли на обработку в цех рыбзавода. Рыбу, у которой икра не шла, отпускали в закрытую ловушку на дозревание.

Больше на Байкале такие эксперименты по удушению омуля не проводились, но существуют изданные труды, где всё чистенько и научно, на которые могут ссылаться новые претенденты на изучение Байкала.


Источник: Леликов, А. А. О разведении омуля на Рангатуе. Эксперименты на Байкале / А. А. Леликов // ОТ САМОГО ИСТОКА. - Иркутск, 2022.

Показать полностью
7

Озеро Рангатуй. Таинственное озеро на Байкале. Часть 1

Озеро Рангатуй

Озеро называли именно так, и в описаниях исследователей и учёных использовалось это название («Лоция и физико–географический очерк озера Байкал» под ред. Ф. К. Дриженко, 1908 г., и др.). Только местные из Курбулика и Монахово говорили: «Арангатуй». На картах конца 19-го века Рангатуй - это озеро Соръ, т. е. заболоченное озеро, далее появляется название Арангатуй, хотя на некоторых картах есть и Рангатуй. Изначально, по-видимому, было название Арангатуй, а Рангатуй – укороченная, более удобная форма для произношения.


Считают, что название происходит от бурятского слова «аранга» – помост, вышка на столбах. Но нет ни подтверждения, ни убедительных доводов в пользу этой версии: ни на мысу, ни тем более вокруг озера не было найдено ни капищ, ни захоронений на помостах, ни построек на столбах, как и столбов вообще. У бурят и у тунгусов для захоронения выбирались заповедные места в лесу, но никак не у болота. Рангатуй – это птичьи угодья, и охота велась только на птицу, в лабазах для охоты на зверя нужды не было, как и в постройках на помостах для хранения продуктов, т. к. люди здесь никогда не селились.

Другое дело п-ов Святой Нос, в перешейке которого и находится озеро, но найденные на нём артефакты и священные места шаманов не имеют никакого отношения к происхождению названия озера. Возможно (Леликов А. А., Леликова А. А.), название озера происходит от двух слов: «ара», бур., - задний, тыльный, окраинный, теневой, северный, и «анга», тунгусск. и бур., - пасть, в др. см. пучина; тёмное, зияющее углубление, впадина; «-туй» - русск. произношение бур. окончания «-тай». Т. е., озеро Ара-анга-туй дословно: Окраинная впадина, или пучина (провал в болоте, водоёме). Озеро глубокое сразу с берега, и глубина местами достигала больше 10 м, после подтопления в связи с запуском Иркутской ГЭС, такое значение глубины озера стало основным. Ещё в Рангатуй впадает речка Буртуй (бур., илистый).


Летом, перед уходом в Усть-Баргузин, на «Тайфуне» (теплоход типа «Ярославец») заходили по протоке Исток, протяжённостью 3 км от Чивыркуйского залива, в оз. Рангатуй на рыбалку. В протоке у входа в озеро втыкались носом в плавун (мокрый береговой песок и ил), - там весь берег был плавучий, и спускали деревянную лодку матроса Щапова. Казанка дюралевая тоже была, с неё ставили в озеро одну сеть с ячеёй 60 мм (омулёвая - 32 мм). Пока вымётывали 50-60 м сети, с противоположного конца выметанной сети уже плескались караси. Выставив, возвращались к началу сети и начинали выпутывать карасей. Так, не отходя от ставёшки (место, где поставлена сеть), и пройдя без остановки по сети 2-3 раза, сразу выбирали сеть. Буквально за час-полтора попадало карасей килограмм 100, так много их было в Рангатуе. Сразу же шли в Усть-Баргузин, это 6 часов ходу. Карась очень живучая рыба. По приходу мы все брали карасей, не деля, кто сколько хочет. Рыба иногда даже оставалась, которую просто раздавали. Принеся домой, я наливал колодезной воды в огромную деревянную бочку, оставшуюся от прежних хозяев (после покупки дома в Усть-Баргузине), и высыпал туда живых карасей, которые были весом не менее 1 кг штука. Вылавливали на еду по мере необходимости. Для них рвал траву в реке, и они с удовольствием её поедали. Там они жили по неделе и более.


Источник: Леликов, А. А. Озеро Рангатуй / А. А. Леликов // ОТ САМОГО ИСТОКА. - Иркутск, 2022.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!