Серия «Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт»

20

Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 3. Сборка

Всем привет!

Сегодня я заканчиваю МК по проектированию портмоне-лонгера, аля Herritage.
Видосиков здесь не будет

Для тех, кто пропустил предыдущие статьи цикла:

  1. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт

  2. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 1. Разработка изделия

  3. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 2. Кармашки и лекала

  4. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 3. Сборка

Итак, поехали!

Вырезаем наши лекала из бумаги и приступаем к изготовлению вот такого изделия:

Фотки получше в конце статьи ;)

Лекала проверены ещё в прошлом посте, всё влезает и выглядит очень даже норм :)

Наклеиваем наши распечатанные лекала на электрокартон, вырезаем и получаем добротные плотные и не одноразовые лекала.

Теперь вырезаем заготовки из подходящей кожи точно по лекалам.

Прежде чем начать собирать кармашки, шерфуем ушки и по всей длине внутренней части средних кармашков в указанных местах на наших лекалах, а также полируем или красим стороны, которые не будут пришиваться - в собранном изделии сделать это будет проблематично.

Склеиваем детали кармашков вместе и пробиваем отверстия для шва под отделения для карт и по линии прошива к большой детали.

Строчечка, а?

Да, на этом фото кусочек деревянного крупного шорничка - тоже не радует меня. Шорничек от ноунейма (в смысле мастера не рекомендую, да он, вроде и не производит их больше). Вот такой брутальный "красавец" в полный рост:

Все шарниры у него быстро пришли в негодность и это при учёте, что я хоббист и пользуюсь им довольно редко. Изготовитель сего шорника рекомендовал мне его разобрать и напихать прокладок из кожи, которые, впрочем, улучшили крепления шарниров, но из-за тяжести клешни, затягивать винты нужно с приложением достаточной мужской силы.

В какой-то момент из-за сильного затягивания у него разошлись детали...

Ещё сходимость губок пришлось дорабатывать не только напильником, но и подкладывать всякое в места, где были глубокие сколы... Да и на фото видно качество фанеры, забивная гайка так та вообще сразу вылезла... В общем, не знал какой он должен быть - "хороший", но хотел красивый, функциональный и без дверных петель))) Признаюсь, продешевил. И теперь, всем и особенно себе, всегда советую смотреть только на проверенных поставщиков оборудования - скупой платит дважды!

За сим, буду менять его на "Шаттл" от Александра Романова и уже заказал и жду с нетерпением.

А вот и он, красавец!
С приветом ко всем нам!

Видимая невооружённым взглядом невероятная разница по качеству исполнения и используемой фурнитуре налицо! Завидую сам себе будущему, когда уже получу доступ в свой космос! )))

Примечание: прошу не считать сие за product placement, ибо изделия от уважаемых Romanov Tools все и без меня прекрасно знают, да и ссылок не даю. Я всего-лишь хвастаюсь своим взвешенным решением и приобретением :)

И да, есть у меня и другие шорнички, они распечатаны на 3Д-принтере, и использую их с удовольствием при изготовлении мелких аксессуаров типа часовых ремешков:

  1. статья про сложное для меня моделирование нестандартного ремешка

  2. статья про изготовление часового ремешка из кожи крока - в конце этой статьи можно увидеть пластиковый шорник, а скачать stl бесплатно можно на thingiverse - это ссылка на тот, что использую я.

Заболтался)

Итак, возвращаюсь обратно: аналогично первым кармашкам, делаем с другой стороны, но уже без пробития отверстий под отделения для карт, от такая красота:

Пробиваем детали и собираем вместе на клей, затем аккуратно прошиваем

Примечание: нитки Meisi (у меня не полиэстеровые) постоянно приходится вощить, иначе начинают мохриться и перекручиваться, по этой причине на фотках выше по всему шву видны соскобы воска с нити - потом их аккуратно убираю тряпочкой.

Дело за малым: выравнивание уреза наждачкой и полировка доступными и предпочтительным способами (brcarft, токонол, кмц, воск с носками и т.п., кому как больше нравится), а я буду красить.

ВООООООООООТ оно, наше готовое изделие!

ГОТОВО!
Срочно бежим показывать всем какую красоту #ясделалъ!

Заводим себе страницу в ВК от лица мастерской/ателье, вкидываем в рекламу, немножечко ждём и наконец покупаем себе Бентли)

Друзья, вот и подошла к концу очередная серия статей по проектированию в inkscape с последующей сборкой, спасибо всем, кто осилил и особливо тем, кто попробовал сделать лекала самостоятельно.

Предыдущую серию по проектированию в inkscape и сборке необычной обложки для паспорта можно найти здесь: Серия «Обложка на паспорт. От концепта, до готового изделия»:

Часть 0. "Этож квадраты!" - фото-обзор изделий по данному МК
Часть 1. ТТХ и простые шаги конструирования - "квадраты".
Часть 2. Карманы для СТС и карт, а также подиум - ещё квадратов подвезли
Часть 3. Скошенные кармашки и резинка. Работа с контурами и точками - это вам не квадраты!
Часть 4. Квадраты закончились - I. Изготовление изделия. Кармашки
Часть 5. Обложка на паспорт. Заключительные две части: "наружная деталь обложки" и "окончательная сборка"

Надеюсь на то, что после моих МК, у вас появится интерес к самостоятельному проектированию изделий, вы научитесь правильно и ответственно оценивать свои изделия, по настоящему понимая, чего стоит не только сборка, но и разработка ваших изделий.

Живите дружно и делитесь знаниями!
До новых встреч, друзья!

Ваш Кузнецов Сергей a.k.a. k3m4jr

Показать полностью 16
37

Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 2. Кармашки и лекала

Всем привет!

Продолжаем конструировать портмоне-лонгер по мотивам или очень близко к изделию от мастерской Herritage.

Предыдущие части, если пропустили:

  1. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт

  2. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 1. Разработка изделия

  3. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 2. Кармашки и лекала

  4. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 3. Сборк

Напоминаю, как будет выглядеть готовое изделие:

Прониклись? Поехали рисовать кармашки, а также накинем на одну из сторон швов для отделений под карты и можно будет переходить к сотворению лекал (печатать, клеить на картон/ватман и т.п.).

Поехали!

Кармашки!

Первым делом я раскидываю направляющие, так как мне самому больше нравится или как этого хочет заказчик.

Во всяком случае, сейчас мы не делаем точную копию работы мастерской Herritage (а вполне могли бы), а вдохновились ей и ваяем пусть и очень похожее, но чуточку своё :)

И да, чтобы удалить точку на кривой, достаточно её выделить и нажать кнопку Delet (del) на клавиатуре.

Также, обратите внимание, что на панели настроек инструмента работы с кривыми есть отдельные кнопки, регулирующие рычаги, в этом видео я с помощью такой специальной кнопки одним нажатием сделал выделенные углы "острыми" (конечно, в inkscape имеется в виду не геометрическое определение остроты угла, а хз какое, но про то, что рычаги на точке убраны).

В общем, почистил эскиз от всякого не нужного, раскрасил как мне больше нравится и имею финализированный эскиз:

Поехали дальше!

Строим лекала

Ну вот мы и добрались к окончанию МК по конструированию. Сейчас я покажу уже известные вам по предыдущему циклу статей [Обложка на паспорт. От концепта, до готового изделия] сшерфованные ушки кармашков, как сделать дополнительные листы и отправить на печать, чтобы в итоге собрать замечательный экземпляр изделия по мотивам портмоне мастерской Herritage.

Добавляем холсты для кармашков, в прошлый раз я уже показывал как это делается, напоминаю скринчиком от туда:

Копирую правую сторону портмоне на новый лист (часто под каждый новый лист я сначала завожу новый проект: Ctrl+N, а после всех манипуляций копирую получившееся в общий файл-проекта) вместе со швом, правую потому что на ней у меня разметка шва под карты.

Удаляю все украшения (линию кризера, тень и т.п.), заливку деталей делаю белой.

Так как внутренний и внешний карманы будем делать в нахлёст через шерфованные "ушки", размечаю места шерфовки квадратом 5х5 мм (для удобства накидываю направляющие), заливку делаю текстурой "полосы 1:1".

Как регулировать направление, угол и толщину штриховки смотрите в видео.

Важно, регулировки штриховки производятся инструментом "изменения контуров".

Итак, дабы уменьшить толщину бутерброда на торцах, большой кармашек у нас будет с заужениями по одной длинной стороне и двум коротким, в том числе сшерфую эти края на 5 мм, чтобы на изделии у нас не было неприятных "винтажных" затёртостей по внутренней линии. Верхняя деталь практически изменена не будет, копирую её вместе с квадратами для шерфовки и швом в сторону и скрываю это всё, так как заниматься ей буду позже.

Работаем с левой частью: удаляю верхний карман, перевожу в контуры средний карман, чтобы продолжить работать с узлами. Разбираю все группировки. Разбиваю деталь на две половинки по горизонтали: добавил точки на вертикалях, разбил соединения и удалил нижнюю часть, чтобы работать только с одной стороной и в конце дублировать готовую часть, отобразить её зеркально и соединить в единое целое - так проще и удобнее, спасибо за способ товарищу @meisier

Удаляю лишние элементы шва, перехожу к проработке нашей детали: добавляю точку на стык с квадратом шерфовки, чтобы разорвать контур в этом месте. Разбиваю контур на два отдельных элемента, а затем с помощью изменения толщины контура на 10 и последующим его оконтурированием, получаю точную линию правой части детали. Усложняю: делаю на этой части отметку шерфовки на 5 мм, просто потому что так история с этим элементом получается законченной, и это действие также поможет закрепить полученный навык работы с контурами. 

По завершению конструирования деталей, раскидываю отметки прокола шилом, чтобы потом проще было перенести отметки с лекала на заготовки кожи - ну это уже и самостоятельно можно проделать )

P.S. Сохраняю "копию как" и в формате выбираю pdf - из него и печатать удобно и открыть потом можно в любом другом векторном редакторе, и важно в настройках сохранения указать в параметре "размер страницы на выходе": "использовать размер страницы документа", иначе страницы будут порезаны до размеров лекал - не красиво смотрится :))

P.S.S. И да, я всегда добавляю разметочные линии или квадраты, чтобы проверить размерность после печати, чего и вам советую.

Ну и вот, что у меня получилось в конце:

А вот и собранное изделие в бумаге:

Друзья, на первый взгляд вся эта кутерьма с объектами, кривыми и копипастами с расчётами могут показаться чересчур сложными, но если начать делать по описанным шагам, забирая лайфхаки и инструменты в "багаж" собственных знаний, подготовка лекал под подобный проект займёт до 30 минут вашего времени с украшениями, разнесениями по разным листам и т.п. - видео-пруф смотрите в конце первого поста серии [пост №0]

Спасибо, тем кто осилил, кто комментил и подписался!

Ну, а в последующих частях, я соберу готовое изделие и уже буду более краток ;).

До новых встреч!

Показать полностью 7 2
39

Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 1. Разработка изделия

Всем приветы!

В этой части мы определим основной вид изделия и нарисуем эскиз нашего лонгера в том виде, в котором он будет собран.

Напоминаю, собираем вооооот такой портмоне:

В этот раз я не стал искать вдохновения в пинтерестах и прочих лайвмастерах (ЯМа), а прибег к простому решению - повторить уже готовое изделие, которое когда-то меня самого зацепило. Изделие не в том стиле, в котором я привык и мне нравится работать, но в то же время, оно простое и на нём очень хорошо можно показать процесс построение лекал в inkscape, особливо, разметку шва в местах скругления - основной упор сделаю именно на этом :)

Вот изделие, которое взял за эталон:

И да, это знакомое многим портмоне от мастерской "Herritage".

Мастерская крутых изделий и не менее крутых эмоций!

Прежде всего, уверен, что нужно познакомить вас с Максимом Сиделёвым, основателем мастерской "Herritage" (анг. - "наследие"), но лучше чем он, я вряд ли это сделаю, поэтому велкам - https://yourheritage.ru/about (не реклама, по мне ссылка лучше, чем скриншот или перепечатывание с сайта).

Базируется Максим со своей командой в славном Сибирском городе нашей необъятной Родины - городе Красноярске.
А сам "Herritage" - это не только мастерская с каким-то набором изделий, но это целая "история", это свой стиль как в изделиях, так и во всём, чем живёт мастерская. Это подход к продаже, к наполнению и упаковке.
А посмотрите на то, как Максим преподносит "Herritage" своим подписчикам-ценителям творчества мастерской, какой слог!
Цепляет, но детям такие тексты лучше не показывать)))

В общем, во всех изделиях, постах и фото чувствуется уникальный немного хулиганский стиль мастерской.

Дисклеймер: и да, перед написанием этого цикла я получил от Максима и Ко разрешение на использование фотографий его изделий в целях использования как "эталонных" образцов - пруфов не будет, просто поверьте :)

Призываю всех: будьте сами собой, будьте такими, какие вы есть - ваша индивидуальность и есть то, за чем приходят именно к вам, не копируйте подчистую изделия, может быть берите их за основу, но меняйте их, добавляйте своей индивидуальности!
И тогда, вы заметите, что не вы кого-то, а уже кто-то копирует вас - это круто!

Всем добра, бобра и процветания!

Напоминаю, всего в цикле 4 статьи, включая эту:

  1. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт

  2. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 1. Разработка изделия

  3. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 2. Кармашки и лекала

  4. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 3. Сборка

Ну что же, приступим.

Габариты или большая деталь портмоне.

0. Настраиваю горизонтальную ориентацию холста (Файл -> свойства документа -> ориентация), настраиваю "геометрическую площадку", чтобы размеры лекала считались по центрам контуров (Правка -> Параметры -> Инструменты -> Геометрическая площадка (ВВ)), отключаем функцию изменения толщины обводки при изменении размера объектов:

  1. Открываем фотографию эталонного изделия.

  2. Чертим одну банковскую карту 86 х 54 мм, по ней будем ориентироваться в поисках подходящих размеров нашего изделия.

  3. Настраиваем размеры нашего эталонного фото так, чтобы карточка на наш вкус "правильно" располагалась на нём (при этом зажимаем Cntrl на клавиатуре, чтобы не поехали габариты).

  4. Очерчиваем квадратом полученное изображение изделия.
    !Не забываем отключить кнопочку "при изменении размеров объектов менять толщину обводки".

  5. Рассчитаем "комфортную" высоту лонгера. Для этого я сложу высоты трёх банковских карт и отступы от шва по 3 мм с каждой из сторон: 54*3+4*6 (потому что 3 мм с одной стороны шва и столько же с другой) = 186 мм - это наш минимум.

  6. Для расчёта ширины большой детали буду использовать туже карту, так как ширина сложенного паспорта 88 мм и в моей задумке, паспорту не обязательно полностью прятаться в карман. Итого: 6 мм + 86 = 92 мм + 10 мм (до середины детали) = 102 *2 = 204 мм - это ширина большой детали и самого изделия

  7. Так, скругления... А они получаются как 2 рубля!
    Делаем скругление углов радиусом 11,5 мм, так как монетка 2 рубля имеет диаметр 23 мм

Готово! Дальше будем работать с тем, что уже нарисовали.

Шов будет прежде кармашков

Распределение по контуру. Почему? Да потому что так удобнее подобрать необходимые размеры (мы с радиусами скругления углов ещё "поиграем"), и сами кармашки потом проектировать тоже, сейчас всё покажу.

Очередной дисклеймер: в Inkscape достаточно большое количество инструментов, расширений и всяческих эффектов. Естественно я не изучал программу "от и до" на каких-нибудь специализированных курсах по проектированию квадратов и тому подобных, всю информацию собирал в интернетах и этих ваших ютубах, даже брад тут на Пикабушечке, и те знания, которыми сейчас владею, я и делюсь с вами - и это всё исключительно мои догадки о том как и что применять. И в тоже время не нужно считать меня амбассадором inkscape - я с душевной лёгкостью пересяду на другое прикладное ПО, если оно будет отвечать моим потребностям. 

Прежде чем продолжать разработку изделия, немного о способе автоматизации отрисовки этого самого шва, доступный мне, и которым с вами я ниже делюсь.

Есть такое замечательное расширение "Текстура по контуру". Находится по пути : "Расширения" (в верхней панели) -> "Создание из контура" -> "текстура по контуру".

Оно помогает мне автоматически расставлять элементы с заданными параметрами по контурной линии. Я, как и всякие остальные товарищи, которые взялись описать данное расширение в русскоязычных интернетах, вдаваться в подробности, конечно не буду - я их не все знаю, но что знаю - показываю:

Это пример автоматической расстановки отверстий под круглый пробойник на кривой:

1. Черчу прямую/кривую - в общем контур, по которому будет производится распределение.

2. Теперь круг с радиусом 0,5 мм - это наше отверстие под пробойник "единичка".

Примечание: расширение распределяет то, что находится уровнем выше, поэтому делаю в таком порядке

3. Выделяем оба элемента

4. Идём по указанному выше пути, открывается настроечное окно:

Что тут было у нас с настройками:

  1. В выпадающем списке "Копий текстуры" выбираем "повторяются, растягиваются" - этот вариант точно нам нужен, так как если выбрать просто "повторяются", то некоторые, распределяемые элементы будут деформированы, видимо, чтобы сохранить выбранный шаг.

  2. "Тип деформации" - "змейка", опять же, чтобы не деформировались наши распределяемые элементы.

  3. "Интервал между копиями" - здесь настраиваем шаг, но программа считает интервалы не по центрам, а по крайним ближайшим друг другу точкам, то есть, если наш шаг 3 мм, а диаметр отверстия 1 мм, шаг будет 3 - 1 = 2

  4. "Обычное смещение" - оставляем 0.
    Это смещение распределяемых элементов относительно центра контура выше или ниже, в зависимости от выбранного значения. То есть, при отрицательном значении распределение пойдёт ниже или внутри контура, при положительном - выше или снаружи.
    Использовать этот параметр удобно, например, подставив значение -3, но мы так делать не будем, потому что я пробовал и конечный результат в конкретно этом изделии мне не подошёл. 

  5. "Смещение по касательной" - здесь задаётся начало расстановки, оставим ноль, с другими значениями покажу позже, когда уже буду строить шов на нашем эскизе.

  6. "Текстура вертикальна" - разворачивает текстуру на 90 градусов, то есть влияния, если распределять круглые отверстия, нет.

  7. "Дублировать текстуру перед деформацией" - если активна, то текстура-исходник, которую распределяем, будет скопирована и изначальный элемент останется в том месте, где мы её выбирали, а если дезактивировать эту настройку, то текстура-исходник будет автоматически удалена.

Если у вас получилась какая-то страшная дичь, то скорее всего текстура (наш элемент - отверстие) находится ниже уровня кривой, на которой делаем распределение - выделите элемент "выделителем" и нажмите на кнопку поднять на самый верх.

Ну или в панели слоёв перетащите её над контуром :)

Вроде всё понятно объяснил, бежим в нашу разработку.

Использовать это расширение буду не по всему кругу изделия, а только в местах скругления углов - ну не получается у меня как-то по-другому сделать быстро и чтобы меня устраивал результат.

Итак, сначала я соберу горизонтальные и вертикальные швы, как это делал в МК по обложке на паспорт [вот тут], а потом уже сделаю шов на закруглениях - так велит мне моя фантазия)

Делаем шов на закруглениях

Здесь очень важно то, что четверть длины окружности должна быть кратна шагу пробойника, поэтому начнём проектирование именно с этого параметра. Скорее всего наши расчёты приведут к незначительному изменению скруглений основной детали, а после расстановки всех швов, и итоговые размеры изделия будут скорректированы.

Итак, радиус монетки "2 рубля" у нас 11.5 мм, вычитаем из него 3 мм - отступ от края, получаем 8.5 мм.

Вспоминаем школьную программу: длина окружности равна 2 х ПиЭр, таким образом 8.5 х 2 х 3.14 = 53.38.

Тэээкс, округлим до целого и разделим на 4, так, чтобы получилось целое число, да и такое, чтобы делилось на 3 без остатка:

54 / 4 = 13.5 - не подходит, ближайшие значения, кратные трём - это 12 или 15 мм.

Предлагаю сильно не увеличивать нашу дугу, поэтому возьму минимальные - 12 мм

итак, 12 х 4 = 48 (длина окружности по линии шва)

48 / (2*3.14) = 7.643312102, округляю до трёх знаков после запятой (арифметически) = 7.643 - это наш с вами радиус окружности нашего шва.

Добавляем к нему 3 мм = 10.643 - это радиус нашего скругления большой детали, не забудьте его поправить! ;)

Запоминаем/записываем эти размеры для будущей линейки изделий в этом стиле (вы уже видели, как я ими оперирую в ролике со спидчертёжингом в первом посте цикла)

Получилось жирное видео на 7+ минут ))

Но вы видели? Видели, как я для удобства разметил место, по которому потом удобно разнёсти горизонтальные и вертикальные элементы шва? А в этом мне помогла как раз "Геометрическая площадка (ВВ)", благодаря этой настройке утолщение контура происходит от центра контура.

Как я это сделал: выставил толщину контура 6 мм (по 3 мм с каждой из сторон контура-края изделия), сделал обводку контура, удалил лишнее узлы/линии/кривые и получил нужную кривую с правильными закруглениями и вот это вот всё полезное и вкусное без дополнительных сложных расчётов :) 

В общем, на сегодня на этом всё, а разгруппировать круги со швами и удалить лишние элементы можете самостоятельно.

Солюшен для тех, у кого не получается разделить шов на круге на отдельные элементы: выделяете их как один объект, далее на верхней панели "Контур" -> "Разбить".

И да, если вы не заметили, то я чуть изменил вертикальный размер детали на +0.24 мм - это столько мне не хватало, чтобы совпали вертикальные элементы шва с элементами шва на дуге.

Друзья, в принципе, с этим "багажом знаний" + предыдущий цикл статей по проектированию обложки для паспорта, уже можно начать расчёты и расчерчивание своих квадратных и не очень изделий ;)

P.S. В последующих постах я завершу цикл построения лекал, соберу изделие в бумаге для фактической проверки сходимости деталей и влезания в кармашки всех задуманных вещей, после чего соберу изделие и покажу ещё несколько фото готового изделия.

P.S.S. И да, други, если у кого-нибудь есть другой дельный способ, покажите/расскажите или дайте ссылку на посмотреть как это всё можно делать в inkscape или другом ПО с бесплатной лицензией :)

С уважением, Сергей Кузнецов

Показать полностью 8 3
26

Портмоне - лонгер из толстой кожи

Всем привет!
С последней статьи у меня появилось аж 38 подписчиков!
Значит то, что я делаю кому-то полезно, и спасибо за плюсики )))
Значит, продолжаю готовить статьи на тему кожевенного ремесла.
Сегодня для затравочки к очередной серии постов хочу поделится с вами вот такой работой:

А вот ещё фото, как сейчас (апрель 2023) выглядит красавчик, собранный в апреле 2021 года по похожим лекалам, но подготовленным в не менее уважаемом Кореле:

Немного ТТХ собираемого мной изделия:

  • Кожа: кусочек КРС лежал очень давно, покупал у уважаемого Мони года три назад

  • Нить: Meisi M40 MS056

  • Пробойники: QJH 3.0

  • Краска: Uniters (колерованная)

Этот цикл - рецепт создания лекал, чем окончательную сборку. в нём я продолжу рассказывать про проектирование в inkscape, а также покажу как потом всё это я собираю. Всего будет 4 статьи:

  1. Портмоне - лонгер из толстой кожи.

  2. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 1. Разработка изделия

  3. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 2. Кармашки и лекала

  4. Портмоне - лонгер из толстой кожи. Рецепт - часть 3. Сборка

Для затравочки, ниже мой "спидчертёжнинг" другого изделия, но собранного по тому материалу, который и будет в последующих статьях

Да-да, это он, это Herritage!
И да, лекала отрисованы и подготовлены к печати всего за 30 минут! И вы так можете, надо просто выделить время на обучение простому конструированию!

До новых встреч, друзья!

Показать полностью 7 1
Отличная работа, все прочитано!