Серия «Писательство»

10

Сначала было слово: как писать книги по формуле Стивена Кинга (часть 2)

В первой части поста я поделилась тремя китами классного письма и дала 6 советов о том, как писать лучше и эффективнее. Здесь (наконец-то!) рассказываю про то, как писать увлекательные книги. Будет два раздела: сначала о том, как писать, потом – как обработать «рукопись».

Работа над книгой

История и сюжет

В самом начале не нужно стремиться продумать сюжет, плести интригу, вычерчивать характеры персонажей. Можно взять персонажа или группку, поставить их в трудную ситуацию и «смотреть, как они будут выпутываться». Причем, по словам Кинга, за этим надо «просто следить – ничего форсировать самостоятельно не надо».

Зачем так стараться всем всегда распоряжаться? Рано или поздно повествование само к чему-нибудь придет.

Этот пункт снял с меня дополнительную тревогу по поводу той же первой книги. Я ее писала и думала: «Неправильно я как-то пишу. Ни сюжета, ни плана». А оказалось, неосознанно наблюдала за развитием истории и фиксировала :)

Если ввести сильную ситуацию, вопрос о сюжете отпадет сам собой. «Самые интересные ситуации обычно формулируются в виде вопроса “что, если”: Что, если уборщица, подозреваемая в убийстве, которое ей сошло с рук (своего мужа), попадает под подозрение в убийстве, которого она не совершала (своего нанимателя)».

Грубо говоря, введите необычность, сделайте инверсию: не муж-маньяк преследует жену, а жена-истеричка.

Предыстория

Здесь нужно быть аккуратными. Не стоит затягивать – только аккуратно упомянуть факты, которые влияют на саму историю.

Главное, что нужно помнить насчет предыстории, это: а) у каждого есть своя история и б) в ней мало интересного. Долгие истории из жизни лучше всего слушать в барах, где-то за час до закрытия, и то если вы им верите.

Описания

Описания должно быть не много и не мало. Пространные описания героев (особенно их одежды!) излишни – вместо них стоит дать читателю додумать самостоятельно: «Она выглядела как жертва» – у каждого из нас будет свое видение.

Описание начинается в воображении писателя, но кончиться должно в воображении читателя.

Куда важнее описания внешности – место действия. Для этого вспоминаем факты о том месте, которое хотим описать (или выбираем 3-4 ключевых для воображаемого): приглушенный цвет, постоянно воняет рыбой, за первым столом слева всегда сидят одни и те же пьяницы.

А эмоции можно описывать через телесные ощущения. Вместо «Ей было страшно» – «У нее подкашивались ноги, стучали зубы и на спине проступил холодный пот».

Диалоги

Через слова героев раскрыть их характеры можно намного лучше, чем через их описания (еще лучше – только через дела).

Одно из главных правил хорошей беллетристики таково: никогда не рассказывай того, что можешь показать.

При этом стоит оставаться честными и выбирать такую лексику, которая подходит по контексту: например, «н*гр» или «ср*ть» – если ваш персонаж в жизни сказал бы так и никак иначе.

Персонажи

Чтобы создать правдоподобных персонажей, нужно наблюдать за тем, как ведут себя люди вокруг вас, а потом честно рассказывать, что вы видите. Причем хорошая история – это такая, в которой персонаж не остался прежним (то есть с развитием сюжета закалялся его характер).

В жизни никто не бывает «отрицательным персонажем» или «лучшим другом». Каждый из нас считает себя главным героем. Если вы учтете это в своей работе, то вам, может, и не станет легче создавать блестящие характеры, но зато труднее будет создавать характеры одномерные.

Огранка написанного

После того как вы закончите первый черновик (да, только на этом этапе), подумайте о том, в чем смысл книги – «о чем она?». И только при вычитке сделайте это «что-то» более явным.

Хорошая литература всегда начинается с темы [сюжета] и развивается к идее. Но когда сюжет уже лег на бумагу, надо подумать о том, что он значит, и в следующие варианты вписать свои заключения.

Когда второй черновик будет готов, отложите его. Кинг советует – как минимум на шесть недель. Этого достаточно, чтобы заметить оплошности, легче «убить любимых» (то есть прикипевших к сердцу героев) и выкинуть нелогичное.

В идеале – завести своего идеального читателя: лучшего друга, супруга/у. Вдобавок отправить книгу парочке друзей, которые укажут на недостатки аккуратно.

_____

Это самые дельные штуки, которые я выцепила для себя (и получается, для вас) из «Как писать книги». Большинство ошибок я собрала в своей первой книге (хотя даже с ними получила немало хороших отзывов).

Надеюсь, следующие книги будут куда успешнее – и ваши тоже! :)

Вот моя, если интересно: https://www.litres.ru/book/anastasiya-rubanova/zhizn-kotoray...

Показать полностью 3
8

Сначала было слово: как писать книги по формуле Стивена Кинга (часть 1)

Сначала было слово: как писать книги по формуле Стивена Кинга (часть 1)

Прочитала книгу Стивена Кинга о том, как писать книги. Тут ограняю главные мысли, которые я почерпнула, а также привожу цитаты и примеры Великого (кто еще может наклепать 200+ животрепещущих рассказов?).

В первой части статьи поговорю о трех факторах классного письма и дам 6 советов о том, как писать лучше и эффективнее. Вернее, Кинг даст, но да ладно.

Три кита любого письма: словарь, грамматика, стиль.

#1 Словарь

Кинг советует писать короткими, простыми и понятными словами – такими, которые с ходу приходят в голову.

Сначала было слово: как писать книги по формуле Стивена Кинга (часть 1)

По-настоящему сильно испакостить свое письмо можно, если насиловать словарь в поисках длинных слов, потому что короткие как-то стыдно использовать.

#2 Грамматика


Выбирайте активный залог, чтобы текст оставался живым (Вместо «Дом был построен» – «Он построил дом»).

Будьте осторожны с наречиями – они часто избыточны. Например, вместо «Он резко закрыл дверь» лучше сказать: «Он захлопнул дверь».

Сначала было слово: как писать книги по формуле Стивена Кинга (часть 1)

В описании диалоговс чем я отчасти не согласна – Кинг также советует максимально упрощать глаголы: лучше «сказал», чем «проскрежетал».

Очень часто хорошо писать – это значит избавиться от страхов и неестественности.

#3 Стиль

Абзацы создают ритм. Например, вы можете использовать 5-7-9 строк для размеренного описания. Но если нужно включить тревогу, показать резкую смену действий, абзац может состоять всего из одной строки.

Абзац из одного предложения больше напоминает разговор, чем письмо, и это хорошо.

Короткие и лаконичные предложения с неформальным языком поддерживают темп, сохраняют текст свежим.

Язык не всегда выступает в галстуке и манжетах. Цель беллетристики – заманить читателя и рассказать ему историю, чтобы читатель забыл, что вообще читает вымысел. Абзац из одного предложения больше напоминает разговор, чем письмо, и это хорошо.

Что делать, чтобы писать хорошо?

Первое – много читать. Плохие книги научат, как делать не надо. Хорошие – покажут, куда стремиться. А еще можно познакомиться с разными стилями и выбрать, в каком вам писать ближе и проще.

Второе – писать как можно чаще. В процессе книги/рассказа – почти каждый день.

Сначала было слово: как писать книги по формуле Стивена Кинга (часть 1)

Я могу писать хладнокровно, если надо, но лучше всего – когда работа свежа и так горяча, что трудно удержать в руках.

Третье – отгородиться от внешнего мира (чтобы лучше понять и описать внутренний). Закрыть дверь, убрать отвлекаловки типа телефона. Писать в полном порядке на столе и в комнате. Зашторить окна и в прямом смысле не считать ворон.

Ведь когда вы пишете, то хотите уйти от мира? Конечно же. Когда вы пишете, то создаете свой мир.

Четвертое – не ждать вдохновения. Создать условия, в которых это вдохновение будет вас посещать. Например, кружка чая, одна (!) открытая вкладка – и за работу.

Пятое – писать о том, о чем вы хорошо знаете. Причем, это не обязательно машиностроение или лингвистика (как в моем случае). Можно писать о своих интересах, мыслях, переживаниях. Кинг (красиво) говорит:

Много знает сердце, и еще больше знает воображение.

Иными словами – пишите о том, что вы пережили на опыте. Я так в своей первой книге писала об анорексии, измене и лютом трудоголизме.

Шестое – создавать историю, в которой читатель себя узнает. Мало кто открывает книги ради словесных выкрутасов (если только не писатели, которые хотят вдохновиться метафорами). Обычный читатель хочет услышать «эхо собственной жизни и собственных убеждений» – тогда он скорее готов погрузиться в повествование.

_____

В следующем посте поговорим о том, как же все-таки писать увлекательные книги.

UPD:

Продолжение поста: Сначала было слово: как писать книги по формуле Стивена Кинга (часть 2)

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!