Серия «Освещение в фотографии»

736
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Как устроено портретное освещение. Системный подход

Давно была у нас с братом мечта – навести порядок в терминах портретного освещения. Чтобы не путать жёсткость с контрастом, заполняющий с моделирующим, контурный с контровым. А то в интернете куча разных слов: «Петля», «Бабочка», «Рембрандт», «Высокий ключ», «Широкий свет», но редко кто объясняет, что они реально значат и как вообще связаны.

Мы выделили шесть основных классификаций, по которым фотографы описывают освещение в портрете.

У каждой классификации свои цели и логика. Каждая заслуживает отдельного разбора, но сейчас цель – просто выстроить общую картину без погружения в детали. Примеры нам было проще и нагляднее сделать на 3D-моделях, но суть от этого не меняется.

1) Классификация по функции источников света.

Каждый источник выполняет свою роль в построении освещения.

Основные роли такие:

Рисующий свет – создаёт базовый светотеневой рисунок. Его задача: разделить свет и тень, выделить главное и показать форму так, как задумал фотограф.

Моделирующий свет – помогает дополнительно проработать форму на тех участках, где рисующий свет не дал нужной выразительности. Чаще всего это теневая сторона лица. Задача моделирующего света: не избавиться от тени, а подкорректировать форму тени.

Заполняющий свет – это тоже корректировка тени, но уже не по форме, а по яркости. Задача заполняющего света: повысить уровень освещённости в тенях, не разрушая основной светотеневой рисунок, тем самым снизив общий контраст между светом и тенью.

Фоновый свет – нужен для управления восприятием того пространства, которое находится за моделью. Его задача: сделать фон осмысленным элементом кадра, а также сбалансировать композицию.

Контурный свет (или отделяющий) – подчёркивает границу между моделью и фоном. Его задача: обозначить силуэт и визуально отделить фигуру от заднего плана, особенно если они близки по тону.

Бывает, что несколько источников выполняют одну функцию, например, бывает два моделирующих или иногда даже два рисующих света.

А бывает наоборот, один источник может выполнять сразу несколько функций. Например, рисующий свет может осветить заодно и фон, тем самым выполняя роль не только рисующего, но ещё и фонового света.

Мы разобрали пять основных, но бывают ещё менее распространённые – вспомогательные типы источников, такие как выравнивающий или акцентирующий свет, но это уже тонкости.

2) Классификация по светотеневому рисунку на лице модели.

Если формулировать максимально просто, то это общий характер теней, которые создаёт рисующий свет. Это то, какой формы пятна света и тени, и какое их взаимное расположение на лице.

Это стандартные заготовки светотеневого рисунка, с которых удобно начинать выставление света. А чтобы фотографам было проще понимать друг друга, этим стандартным заготовкам дали короткие названия.

Да, эти названия не всегда звучат удачно, особенно в переводе на русский язык, но фотографы уже к ним привыкли, поэтому важно просто понимать, что за ними стоит:

Освещение Butterfly (или по-русски «Бабочка») – это освещение, при котором тень от носа ложится прямо под носом, образуя симметричную форму, похожую на бабочку в полёте.

Освещение Loop (в интернете можно встретить дословный перевод этого термина как «петля» или петлевое освещение) – это когда тень от носа уже не симметрична и чуть смещена вбок и вниз, но пока ещё не соединяется с тенью на щеке.

Освещение Rembrandt или Рембрандтовское освещение – это освещение, при котором тень от носа соединяется с тенью на щеке, и образуется освещённая область под глазом, окружённая тенью, этакий световой треугольник на теневой части лица.

Освещение Split – когда тень от носа уходит ещё дальше, пропадает треугольник света под глазом, лицо разделяется почти пополам: одна половина оказывается освещена, а другая оказывается в тени.

Тень от носа – это один из самых наглядных индикаторов, к которому удобно привязываться при анализе светотеневого рисунка. Именно по ней легко определить, откуда падает свет, и к какой схеме освещения относится кадр.

В эту классификацию по светотеневому рисунку уместно включить ещё два термина:

Верхний свет и Нижний свет. Несмотря на то, что они вроде как относятся к направлению, на практике их почти всегда используют именно как краткое описание характерного светотеневого рисунка на лице.

И когда говорят «верхний свет» или «нижний свет», все примерно понимают что же случилось с тенями на лице. Часто это звучит как предупреждение, мол, «осторожно, нижний свет». Это действительно очень сложный свет, но он скорее своеобразный, чем совсем уж неправильный.

В теме освещения вообще нет такого понятия как плохой или неправильный свет. Есть только уместный или неуместный для вашего сюжета.

Верхний свет – это освещение, при котором рисующий свет расположен настолько высоко, что тени от бровей закрывают глаза, делая их тёмными. Тень от носа падает на губы, а сам нос выделяется по яркости на фоне остальных, менее освещённых частей лица.

Важно отметить, что в этой классификации, слово «верхний» означает направление не по отношению к сцене, а по отношению к лицу. Например, свет может быть верхним и когда модель стоит под полуденным солнцем, и когда модель лежит, наклонив голову в сторону закатного солнца.

Нижний свет – это освещение, при котором все тени падают снизу вверх, из-за чего нос и верхняя часть лица оказываются в тени. Тени от щёк, падающие снизу вверх, создают под глазами тёмные пятна, и лицо приобретает непривычное выражение.

В отличие от верхнего света, который, чтобы проявиться, должен быть расположен под большим углом к лицу, эффект нижнего света начинает проявляться уже даже при незначительном смещении света ниже уровня лица. И здесь тоже – это направление света относительно лица, а не относительно камеры. То есть, свет может падать на модель вроде как сверху, но по светотеневому рисунку он будет нижним, если модель, например, наклонит голову от света.

Конечно, кроме этих шести стандартных схем, существуют и другие. Но сейчас цель – не перечислить их все, а понять сам принцип: в этой классификации важно не столько направление света, сколько тот характерный выразительный светотеневой рисунок, который создаётся на лице.

В отличие, например, от следующей классификации, где нас интересует как раз направление падения света относительно точки съёмки. И где на первый план выходит уже не форма тени на лице, а общее восприятие объёма и настроения сцены.

3) Классификация по направлению света относительно точки съёмки.

Выделяют три основных направления: фронтальный свет, который направлен на модель со стороны фотоаппарата; боковой свет – направлен сбоку; и контровой свет – который направлен прямо в объектив.

Это очень условное разделение – здесь нет чётких границ типа: «Этот свет ещё фронтальный, а на пару градусов левее – уже боковой». Всё довольно приблизительно.

И даже когда фотографы используют промежуточные понятия, такие как фронтально-боковой и контрово-боковой свет, это всё равно воспринимается как что-то примерное. Поэтому на практике эта система используется не как точная инструкция, а как приблизительный ориентир в пространстве: «поставим свет чуть сбоку», «давай снимем в более фронтальном свете» и так далее.

Главное здесь не искать точных границ, а понимать, какого визуального эффекта хочет добиться фотограф, делая свет более фронтальным или более боковым. Если свести всё к простому принципу, логика такая: Меняя направление света, мы меняем соотношение света и тени на лице. Это соотношение – важный инструмент в создании ощущения объёма, характера и настроения портрета.

Фронтальный свет – освещённых участков намного больше, чем теневых.

Боковой свет – освещённых и теневых участков примерно поровну.

Контровой свет – теней на лице намного больше, чем освещённых участков.

Самым универсальным и самым распространённым направлением для съемки портрета считается освещение «три четверти» – то есть три четверти лица освещены, а одна четверть в тени. Свет при этом желательно располагать выше уровня глаз модели.

Но ещё раз проговорим, что это всё довольно условно и примерно. Лица могут быть разной формы, с разными особенностями, поэтому под каждого человека свет подстраивается индивидуально. Именно поэтому важно не заучивать схемы, а понять базовые принципы освещения.

Хотим уменьшить тени – двигаем источник ближе к фронтальному направлению. Хотим усилить тени – уводим свет в сторону. И не только вправо или влево, но и выше-ниже. То есть, например, верхний свет в такой классификации тоже можно назвать боковым, потому что он светит под прямым углом к оси объектив-модель.

Принцип работает независимо от того, как лицо повёрнуто к свету. То есть, здесь речь не о конкретном светотеневом присунке на лице, а об общем соотношении светов и теней. Например, разные по свето-теневому рисунку: Верхний свет и освещение Split из предыдущей классификации, по сути – оба являются боковым с точки зрения классификации по направлению.

И наоборот, один и тот же светотеневой рисунок Рембрандтовского освещения с характерным световым треугольником под глазом, можно создать, направляя свет с разных сторон и получая разное соотношение светов и теней.

Светотеневой рисунок на лице вроде одинаковый: и там и там виден характерный треугольник на щеке, но смотрится кадры по-разному из-за разного направления света относительно камеры. В одном случае свет ближе к фронтальному, а в другом ближе к боковому, и теней в кадре стало видно больше.

Таким образом, резюмируем: направление света относительно лица модели меняет светотеневой рисунок на лице, например: Рембрандтовское освещение, Бабочка, Луп и так далее. А направление света относительно камеры меняет общее соотношение света и тени. Но есть ещё одна классификация, которая тоже завязана на направление, о которой поговорим дальше.

4) Классификация по направлению лица относительно света и камеры.

Здесь всего два термина: Short lighting и Broad lighting. На русский язык это примерно можно перевести как узкий свет и широкий свет. Несмотря на то, что речь тоже идёт о светотеневом рисунке на лице, здесь принцип немного другой. Суть в том, какую часть лица (ближнюю или дальнюю) фотограф больше показывает зрителю.

Рассмотрим пример. Оба эти портрета сняты при одинаковом свето-теневом рисунке (Loop): тень от носа слегка уходит вбок и вниз. Угол падения света относительно камеры тоже примерно одинаковый, но в одном случае свет падает справа, а в другом слева.

Когда модель поворачивает лицо к свету, ближняя к камере сторона лица получает меньше света – это называется Short lighting.

Если же модель поворачивает лицо от света, то ближняя к камере сторона получает больше света, он падает под более прямым углом – это Broad lighting.

Эта классификация применяется тогда, когда лицо модели повёрнуто в сторону от камеры, то есть, съёмка идёт не анфас, а в полупрофиль. В том числе, мы уже видели этот эффект, когда создавали светотеневой рисунок по типу Рембрандтовского освещения. И в том примере разница была ещё заметнее из-за того, что менялось общее соотношение светов и теней.

Как это используют на практике?

Когда нужно визуально сузить лицо, особенно при круглой форме, фотограф выбирает Short lighting – больше освещает дальнюю сторону лица. Такой свет создаёт больше теней и делает изображение более драматичным. Чем больше теней, тем больше загадочности, то есть зритель додумывает то, что не видно.

Если наоборот, лицо кажется слишком вытянутым или узким, используют Broad lighting: освещают ближнюю к камере сторону. Это делает лицо визуально шире и мягче, образ более открытым.

Кроме того, на ближнюю сторону свет падает под более прямым углом, поэтому тени от пор и морщин становятся не такие заметные. Так что, такой свет лучше сглаживает неровности кожи – она становится визуально более гладкой.

Да и вообще, чем меньше теней на лице, тем меньше шансов ошибиться, но и меньше выразительности. Как это часто бывает: чем сложнее и чем выше риск, тем интереснее результат.

5) Классификация по жёсткости света. Часто можно услышать: «Снимал в мягком свете» или «Тут очень жёсткий свет». И вроде примерно понятно о чём речь.

Но вот в чём проблема: многие воспринимают этот термин как нечто абстрактное: мягкий свет – ну значит это что-то такое нежное и воздушное. А жёсткий – это что-то суровое, драматичное. Смотрят на фотографию и озвучивают свои ощущения.

Могут, например назвать свет на левом снимке мягким, а на правом – жёстким. Хотя на самом деле тут всё наоборот, с точки зрения классической фотографической терминологии.

Иногда бывает, что жёсткость путают с тональностью снимка, про которую мы поговорим чуть позже. Но чаще всего жёсткость света путают с контрастом. Это казалось бы схожие, но разные параметры, и их нужно научиться разделять.

Жёсткость света – это характер перехода от света к тени: жёсткий – это когда резкая граница, а мягкий – это когда граница плавная. А вот контраст – это разница по яркости между светом и тенью.

Можно, например, получить мягкий свет с высоким контрастом. И наоборот, жёсткий свет с низким контрастом. И если путать и смешивать эти понятия, то легко ошибиться с постановкой и корректировкой света.

Важно понимать, что жёсткость света – это понятие относительное. Один и тот же источник может быть жёстким в ростовом портрете, но при съёмке сверхкрупного плана уже восприниматься как мягкий. Главное не как это правильно назвать, а как этим управлять во время съёмки.

Основной способ сделать свет мягче – это увеличить размер источника. Но на мягкость влияет не абсолютный размер источника, а его угловой размер, то есть то, насколько большим источник света кажется модели. Если источник далеко, он кажется маленьким, тени будут резкими. Именно поэтому, Солнце, вроде гигантское по размеру, кажется нам крошечным из-за большого расстояния до него, и поэтому даёт жёсткое освещение.

На правой картинке вы видите два источника света разного размера, но стоят они на разном расстоянии, и за счёт этого их угловой размер одинаковый и в данных условиях они дадут одинаковую жёсткость света.

Поэтому не размер прибора, а размер светящегося пятна по отношению к объекту – вот что формирует жёсткость или мягкость света.

А вот контраст зависит уже от другого параметра – от заполняющего света. Того самого, о котором мы говорили в первой классификации. Заполняющий свет освещает теневые участки и делает их менее тёмными.

Заполнение теней может происходить намеренно, если фотограф использует для этого отдельный дополнительный источник света.

Или естественным образом, когда тени заполняются светом, отражённым от пола, от стен, от потолка, от одежды модели и других окружающих предметов.

Заполнение только за счёт отражения от пола и стен. Дополнительный источник заполняющего и (или) фонового света не используется.

Заполнение только за счёт отражения от пола и стен. Дополнительный источник заполняющего и (или) фонового света не используется.

Следует учитывать, что контраст зависит не только от степени заполнения теней светом, но и от технических параметров съёмки и обработки. Грубо говоря, в отличие от жёсткости света, контраст можно в разумных пределах изменить одной кнопкой в фоторедакторе или даже просто почистив переднюю линзу объектива.

Так что, и контраст и жёсткость влияют на видимость теней, но по-разному. Жёсткость – это про чёткость границы между светом и тенью, а контраст – про разницу в яркости между светом и тенью. А значит важно уметь различать контраст и жёсткость, и контролировать их отдельно друг от друга.

6) Классификация по общей тональности сцены.

Если в кадре преобладают светлые тона, это называют светлой тональностью (или высоким ключом). Если преобладают тёмные тона, это – тёмная тональность (или низкий ключ). А если соотношение светлого и тёмного сбалансировано – это средняя тональность (или средний ключ).

Тональность зависит не только от освещения, но и от яркости самих объектов в кадре: белая рубашка на человеке или тёмная, какая у него кожа, какие волосы, какие объекты его окружают.

Однако именно освещение задаёт характер тональности, так как мы можем управлять – какие детали осветить, а какие увести в тень. Так что, тональность снимка часто вольно или невольно связывают с освещением. И поэтому мы выделили её в отдельную классификацию.

Важно понимать: тональность – это не про направление света, не про форму тени и даже не про количество теней. Это про общий уровень яркости сцены и её визуальное восприятие.

Эти шесть классификаций самые часто встречаемые, но не единственные. Вообще есть много тонких нюансов освещения в портрете, о которых мы обязательно расскажем в следующих материалах.

Если вам эта статья была полезна, то рекомендуем посмотреть наше видео, в котором чуть больше примеров и световых схем. Это поможет разобраться в теме ещё лучше:

Если вы освоите эти базовые принципы систематизации, вам будет гораздо проще ориентироваться в терминах, понимать, о чём говорят другие, и осознанно управлять светом в кадре.

Показать полностью 19 1
46
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Наблюдение фотографа. Почему так?

Мне, как фотографу, постоянно не дают покоя игрушки, у которых «блики» в глазах нарисованы симметрично относительно переносицы.

Дело в том, что реальные блики в глазах повторяют световую схему (расстановку осветителей): если большой источник света стоит от модели слева, то и большой блик будет тоже слева, причём одинаково в обоих глазах.

На примере с куклой: слева — оригинал, а справа — один из бликов исправлен в Фотошопе так, как это выглядело бы в реальной жизни.

На примере с куклой: слева — оригинал, а справа — один из бликов исправлен в Фотошопе так, как это выглядело бы в реальной жизни.

А следующий пример с человеком, чтобы посмотреть, как такие симметричные блики (на примере они тоже слева) смотрелись бы в фотопортрете.

То ли производители игрушек не знают, как работает освещение, то ли они специально хотят добиться какого-то особого эффекта (всё никак не могу понять, какого именно... косые глаза?). То ли, они считают, что нет никакой разницы.

Пропорции и даже количество пальцев на руках куклы меня не смущают. Понятно, что куклы не должны быть реалистичными. Я вообще спокойно отношусь даже к неправильным бликам (даже на фотографиях). Я понимаю, что творчество может обманывать, чтобы создать определённые эффекты. Вопрос лишь в том, какие именно это эффекты и как ими пользоваться.

Хочется услышать какую-то более интересную версию, чем просто: «Симметричные блики в глазах игрушки придают какую-то мимишность взгляду». Я, например, не вижу особой разницы в «мимишности» между симметричным и несимметричными бликами. Но может быть, я не так тонко считываю этот эффект, как это могут делать дети... Не исключаю.

Кроме того, меня заинтересовал тот факт, что у многих других игрушек, например, у диснеевских и у пискаровских (и ещё каких-то) с бликами было всё в порядке (я специально походил по магазину и сравнил). Мне стало интересно, а может ли быть какой-то смысл в искажении бликов именно таким образом. Или это просто ошибка художника?

Мне хотелось бы услышать версию типа: «Художник намеренно минимизирует черты лица куклы, а это уменьшает разнообразие выразительных средств по передаче эмоции. Поэтому художник идёт на хитрость — используют блики, чтобы с помощью этих бликов создать более выразительные эмоции». Это одна из моих версий. И мне интересно, можно ли эту версию как-то примерить к фотографии. Вот такие мысли.

Показать полностью 2
148
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Продолжение поста «8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы»1

Для тех, кто не верит, что второй подбородок лучше видно, когда на вас надета белая одежда. В комментариях писали, что я мол менял расположение источника света для того примера. Нет, всё было честно - все изменения только из-за отражения света от одежды. Никакого обмана.

793
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

8 хитростей, которые знает фотограф, а теперь и вы1

Увлечение фотографией вынуждает человека наблюдать за светом и учиться понимать его. Это понимание может оказаться полезным не только при съёмке, но и в быту.

1. Скрыть второй подбородок. Большинство объектов, которые нас окружают, отражают свет. Если вы хотите скрыть второй подбородок, то, возможно, вам лучше не надевать белую одежду.

Как яркость одежды влияет на видимость второго подбородка

Как яркость одежды влияет на видимость второго подбородка

Посмотрите, как хорошо белая футболка отражает свет и подсвечивает подбородок снизу.

2. Если вы пролили жидкость на пол или на стол, то эту лужу не всегда хорошо видно. Зеркальная поверхность лужи будет лучше выделяться на матовой поверхности пола в том случае, когда вы смотрите на неё против света.

Воду на полу хорошо видно, если она освещается сзади.

Воду на полу хорошо видно, если она освещается сзади.

Например, можно встать напротив окна так, чтобы свет из окна отражался от мокрого пятна вам в глаза, по принципу: угол падения равен углу отражения. А если в комнате нет окна, или за окном темно, то можно использовать для этих целей любой яркий источник света. Настольную лампу или даже просто фонарик.

Но главное правило, чтобы мокрое пятно освещалось не спереди, а сзади.

Фонарик освещает лужу спереди

Фонарик освещает лужу спереди

То есть направить фонарик не от зрителя, а к зрителю. Например, свет фонарика можно отразить от противоположной стены.

Фонарик отражается от стены и освещает лужу сзади

Фонарик отражается от стены и освещает лужу сзади

3. Лучше увидеть пыль. Если прикрепить фонарик к пылесосу, то вы сможете с лёгкостью определить, на каких участках пола ещё осталась пыль.

Важный момент, фонарик должен освещать пылинки сбоку (по отношению к вашим глазам), чтобы тени получались максимально вытянутыми. Если вы повесите фонарь себе на лоб, то мало что сможете разглядеть. Примерно так, как при освещении встроенной вспышкой фотоаппарата.

Такой же эффект бокового света позволяет вам проверить, насколько ровные стены у вас дома.

Боковой свет показывает неровности стены

Боковой свет показывает неровности стены

4. Этот пример важен для вашей безопасности. Наверняка, многие из нас выжигали с помощью лупы узоры на деревяшках или на бумаге.

Концентрирование солнечных лучей в маленькое пятно

Концентрирование солнечных лучей в маленькое пятно

Оказывается, тоже самое можно делать с помощью увеличивающего зеркала, которое также, как и лупа, концентрирует лучи света в маленькое пятно.

Увеличивающее зеркало концентрирует лучи света в маленькую точку и это способно привести к пожару.

Увеличивающее зеркало концентрирует лучи света в маленькую точку и это способно привести к пожару.

Так что будьте осторожны, и не оставляйте такое зеркало на окне, в которое попадает прямой солнечный свет.

5. Другие примеры. Мои подписчики знают, что я всегда стараюсь публиковать на Пикабу текстовые варианты наших с братом обучающих материалов по фотографии. Но, к сожалению, в этот раз я не смог подготовить все примеры так, чтобы они хорошо смотрелись в виде изображения. Тут придётся посмотреть видео, где есть ещё несколько примеров (видео короткое, всего 4 минуты):


Если у вас были ситуации, когда вы использовали фотографические знания в повседневной жизни, пожалуйста, поделитесь своими историями в комментариях.

Показать полностью 8 1
410
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Как правильно фотографировать со встроенной вспышкой и сделать освещение мягче

Сначала подойдите к зеркалу и фотографируйте своё отражение, прикладывая разные полупрозрачные материалы.

Если пятно света стало больше по размеру, значит вы нашли хороший диффузор (рассеиватель света). И чем больше размер пятна, тем мягче будут тени на снимаемых объектах.

Теперь прикладывайте таким образом диффузор к вспышке во время съёмки, и у вас будет получаться более мягкое и приятное освещение на фотографиях.

Мой самый любимый рассеиватель — это белый матовый воздушный шарик. Да, белый лист бумаги тоже даёт большое пятно, но пользоваться им не очень удобно, так как его приходится держать на большом расстоянии от вспышки. Шарик же можно прислонить к вспышке вплотную.

Так выглядит результат:

Съёмка со вспышкой напрямую (до) и с использованием воздушного шарика (после)

Съёмка со вспышкой напрямую (до) и с использованием воздушного шарика (после)

А так выглядит процесс съёмки:

Показать полностью 2 1
80
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Как не выглядеть овцой на фото. Неочевидная деталь освещения при съёмке портрета

Если вам скажут, что вы выглядите как овца или как козёл, то это ещё не значит, что вас хотят обидеть. Может быть просто на фотографии ваши зрачки похожи на зрачки коровы, овцы или козла.

У человека зрачки круглой формы, а вот у кошек, например, зрачки вытянуты и расположены вертикально. У коз, овец и многих других парнокопытных они вытянуты в горизонтальном направлении.

Слева направо: зрачок человека, зрачок кошки, зрачок козы.

Блики от источников света могут закрыть некоторые участки глаза и создать иллюзию, что зрачок имеет НЕ круглую форму.

Так, например, многие фотографы любят поставить большой софтбокс прямо над головой модели, а снизу заполнить тени светоотражателем или другим большим источником света, который отразится в глазу. Чуть более подробно о том, что такой свет нужно использовать крайне осторожно было здесь.

Там много нюансов, но для нас же сейчас важно посмотреть именно на блики в глазах, которые вызывает такая схема света с двумя источниками (один сверху, другой снизу).

Слева направо: лицо освещено сверху; лицо освещено сверху и снизу (эффект сплюснутых зрачков); лицо освещено сверху, но человек плачет.

Мало того, что глаза на среднем снимке смотрятся плаксиво, так как возникает аналогия с отражённым светом от слезы (смотрите для сравнения правый снимок). Так ещё и зрачки выглядят сплюснуто, что делает их похожим на зрачки какого-нибудь парнокопытного животного.

При желании, вы можете поставить два больших софтбокса по бокам от модели и получить иллюзию кошачьего глаза (извините за плохое качество этого примера):

Но опять же не забывайте, что и такой тип освещения очень коварный и при неумелом использовании может изуродовать остальные части лица портретируемого.

Может показаться, что, глядя на портрет, зритель мало обращает внимание на такую мелочь, как зрачок, но это не так. Проводились исследования, в которых испытуемым показывали две фотографии одного и того же человека, и просили указать, какой из портретов им нравится больше. Единственным отличием на двух портретах был размер зрачков. Большинство из испытуемых более привлекательным считали портрет именно с большими зрачками, хотя и не могли объяснить, почему они сделали такой выбор.

Мы с братом решили повторить такой эксперимент среди наших подписчиков и устроили опрос, какая фотография им нравится больше. Мы сделали три портрета в студии. Все они сделаны с одинаковой мощностью вспышки, но с разной мощностью пилотного света (кто не знает, пилотный — это временный свет, который нужен для предварительной оценки освещения).

Слева направо: яркий пилотный свет, тусклый пилотный свет, пилотный свет выключен (то есть, перед срабатыванием вспышки человек находился почти в полной темноте).

А вот результаты опроса:

Результат опроса совпадает с нашим личным ощущением — средний вариант выглядит наиболее привлекательным. То есть, слишком большие зрачки на правом снимке — это уже перебор. Однако, конечно, всё зависит от того, какого эффекта вы хотите добиться.

В любом случае, блики в глазах снимаемого человека это довольно важная деталь, о которой нужно помнить при съёмке портрета.

Если тема зрачков вас заинтересовала, то посмотрите ещё видео моего брата Алексея. Он любит изучать научные статьи на разные темы и резюмировать их простым языком. Именно на основе его видео и была подготовлена эта статья. Там есть ещё кое какие подробности о зрачках, которые я не стал сюда включать, так как они не касаются напрямую темы фотографии:

Показать полностью 7 1
44
Лига фотографов
Серия Освещение в фотографии

Освещение в портрете. Коварный мягкий свет. Исправляем ошибки

Есть мнение, что если на улице пасмурно, если свет мягкий, то можно снимать как угодно и где угодно. На самом деле, мягкий свет бывает ещё коварнее, чем прямой жёсткий солнечный свет. Ведь при рассеянном свете очень сложно уловить едва заметные изменения в свето-теневом рисунке. Разберём пример:

В данном примере свет от разных «кусков» неба падает на лицо с разных сторон (указано стрелками), в том числе снизу, отражаясь от пола. Посмотрите внимательно на фотографию, видно, как эти отражения создают на лице беспорядочную свето-теневую мешанину, теряется форма и выразительность.

Кроме того, света от неба на лицо попадает не очень много, поэтому свет, отражённый от листвы тоже начинает вмешиваться, создавая зеленоватый оттенок. Также освещённость на лице меньше освещённости фона, который отвлекает на себя много внимания своей яркостью.

Если передвинуть человека ближе, всего на метр, то свет кардинально поменяется.

Мы получили один основной источник света (свет от неба), с которым намного проще работать, как во время съёмки, так и при обработке. На фотографии видно, как перестал бросаться в глаза зеленоватый оттенок, фон перестал выделяться своей излишней яркостью, появились выразительные тени под носом и под подбородком, придавая дополнительную объёмность.

Внимательно сравните эти два портрета:

Так что, если вы, например, спрятались от яркого солнца в тени деревьев, то да, это решит проблему жёстких теней, но не сделает работу со светом намного проще. Всегда вставайте на место модели и смотрите по сторонам, откуда на модель падает основной свет.

Вот почему, например, тот метод с зонтиком, о котором был один из предыдущих постов, может оказаться предпочтительнее, чем просто спрятать модель под дерево. Мягкий свет бывает очень коварным.

Показать полностью 3
876

Решение проблемы жёстких теней при съёмке крупным планом

Есть частая проблема при съёмки в солнечную погоду - на лице появляются жёсткие тени и человек начинает щуриться. Вот интересное решение этой проблемы, которое особенно подойдёт для съёмки крупным планом, например, для видеоблога или селфи. Стоит этот аксессуар всего 2 евро.

Это обычный белый полупрозрачный зонтик, который рассеивает свет. Да, фотографы используют такие зонтики уже давно, тут ничего удивительного, но мы решили попробовать расширить его функционал.

Дело в том, что у нас получилось использовать зонтик, как селфи палку. Но об этом чуть ниже. А пока посмотрим на результат:

Может показаться, что мы просто создали тень на лице, но это не совсем так. Тут есть важный нюанс. Мы использовали белый зонтик, который не полностью блокирует свет, а частично пропускает, значительно смягчая его или, как говорят фотографы, делает свет более рассеянным.

Важно отметить, что использование для этих целей тёмного плотного НЕпрозрачного зонтика как раз наоборот способно ухудшить картинку. Лицо может стать значительно темнее фона, а основной свет будет попадать на лицо сверху от неба и снизу от земли.

Это фото с НЕпрозрачным зонтиком:

Про недостатки такого нижнего и верхнего освещения мы рассказывали ранее: Освещение в портрете. Высота источника света.

А теперь про селфи. Использовать зонтик таким образом при обычной портретной фотосъёмке не очень удобно, так как он покрывает всего лишь только лицо снимаемого человека, да и зонтик приходится держать очень близко к лицу. Это подходит только для очень крупных портретов.

А вот для селфи этот вариант как раз оказался вполне рабочим. Причём, зонтик можно отдельно держать в руке, а можно закрепить смартфон на зонтике. Например, с помощью обычных резинок, или продеть между спицами.

Но всегда проверяйте, безопасно ли вы всё зафиксировали.

Когда мы впервые хотели опробовать эту идею, то решили сразу взять именно профессиональный фотографический рассеивающий зонтик. Но все такие светоформирующие насадки делаются без рукоятки и держать такие зонтики в руке неудобно, особенно если прикрепить к ним смартфон.

Вот такой зонтик используют фотографы, чтобы смягчить свет от вспышки (извините, более удачной фотографии под рукой не оказалось):

К счастью мы обнаружили, что вполне годные классические белые зонтики с рукоятками можно купить в магазинах типа “Фикс-прайс”:

Жаль, что мы пока не встречали в продаже именно специальных селфипалок со встроенным зонтиком, хотя идея кажется интересной для реализации. Эта конструкция может уберечь не только от солнца, но и от дождя вас и ваш смартфон.

Также, по традиции, мы сняли видео для тех, кто больше любит воспринимать информацию в динамике:

Показать полностью 5 1
Отличная работа, все прочитано!