Серия «Музейное»

76

Трофеи знаменитой битвы: из музея наглядно

В турецком языке есть устойчивое выражение "Kızıl Elma", получившее распространение, предположительно, после взятия Константинополя в 1453 году. Буквально оно переводится как "красное яблоко" и означает некий идеал, к которому надо стремиться. Или просто желанную, иногда недостижимую цель.

С ростом могущества Османской империи и началом экспансии на Запад такими "яблоками" становились важные узловые центры в Европе. Взятый в 1521 году Белград - Кызыл Алма, как и Вена в 1529 году. Правда, австрийская столица оказалась не по зубам армии знаменитого Сулеймана Великолепного. Но турки не отчаялись.

Турецкая армия идет к Вене, 1683 год. Художник: Peter Dennis

Турецкая армия идет к Вене, 1683 год. Художник: Peter Dennis

К перезревшему плоду они вернулись в 1683 году. Командующий османским войском великий визирь Кара Мустафа тогда торопил военных, желая поскорее триумфально войти в сердце Европы. Саперы, почерневшие от земляных работ, работали днем и ночью. В то же время артиллерийские расчеты не жалели пороха и ядер. Их усилиями удалось сделать несколько проломов в укреплениях врага, куда тотчас бросились янычары.

Вена в тот год была в шаге от падения. Но вовремя подоспели союзные силы во главе с польским королем Яном Собеским, и уверенным ударом в тыл они разбили турок. Визирь знал о приближении врага, но почему-то не озаботился созданием циркумвалационной линии. Непонятно, на что вообще надеялся Кара Мустафа. В любом случае султан оценил его старания по достоинству - шелковым шнурком. За тактические просчеты, за растрачивание отборных янычар и за позорное бегство.

Поляки забирают свою долю. Художник: Józef Brandt

Поляки забирают свою долю. Художник: Józef Brandt

А бежали турки от Красного яблока довольно бодро, позабыв об обозных пожитках. Из-за них потом произошла вторая битва - победители дрались между собой. Позже к славной дележке присоединились и жители Вены. Растащили буквально все, вплоть до колышек для шатров.

Благо, музеи Вены кое-что сохранили для нас. И мы предлагаем посмотреть на то, что осталось от турок образца 1683 года.

Карабин, 98 см в длину

Карабин, 98 см в длину

Ружье, 126 см

Ружье, 126 см

Сабля, длина - 80 см

Сабля, длина - 80 см

Еще одна сабля, возможно, офицерская. Она подлиннее - 94 см

Еще одна сабля, возможно, офицерская. Она подлиннее - 94 см

Кавалерийские копья - 4 м в среднем

Кавалерийские копья - 4 м в среднем

Щит кожаный (1/2)

Щит деревянный: собран из веток инжирового дерева, скрученных в кольца и скрепленных вместе (1/2)

Колчан со стрелами

Колчан со стрелами

Бунчук или туг (штандарт)

Бунчук или туг (штандарт)

Небольшой армейский барабан - 24 см в диаметре

Небольшой армейский барабан - 24 см в диаметре

Тюрбан (1/2)

Патронная сумка (1/2)

Фляга

Фляга

Пороховница

Пороховница

Фонарь льняной - 51 см в высоту (без крючка)

Фонарь льняной - 51 см в высоту (без крючка)

Курильница для благовоний

Курильница для благовоний

____________________________

Больше военной истории в нашем телеграм-канале: t.me/isbattlez

Показать полностью 22
106

Оружие придворной стражи королей и императоров: реальные образцы из музеев

Стремление создать универсальное оружие, которым можно манипулировать на приличном расстоянии, привело к появлению богатого ассортимента древкового оружия. Различные алебарды, глефы, протазаны, гвизармы, вульжи и прочие разновидности пополнили арсеналы в период позднего Средневековья.

Древковое разнообразие дало возможность пехоте одновременно колоть, рубить, а иногда еще и цеплять крюком заносчивых рыцарей. Оно помогало противостоять тяжелой кавалерии в латах до поры, пока огнестрельное оружие не получило широкое распространение.

В XVI веке оружие на длинном древке (кроме, разве что, пик) стало покидать поля сражения. Но оно не исчезло целиком, еще несколько столетий сохраняя свою роль в качестве отличительного признака офицеров. А также, богато украшенное, оно продолжало выполнять церемониальную роль - его носили во время парадов и процессий личные телохранители королей, герцогов и других правителей. И на самые изящные из числа тех, что можно найти в коллекциях музеев, мы сейчас с вами посмотрим.

Принадлежность первого экземпляра довольно легко определить. Протазан с золотыми лилиями и солнцем может ассоциироваться только с французским королем Людовиком XIV, "королем-солнце". Личные телохранители из самого близкого круга ("Gardes de la Manche") гордо сторожили покой монарха, держа в руках это великолепие длиной 220 см. Латинская надпись "NEC PLURIBUS IMPAR" - это девиз Людовика XIV. Ее можно перевести как "не равный многим". Из музея Метрополитен в Нью-Йорке:

Следующий протазан тоже из Франции, но XVI века. Его носили королевские стражники при короле Генрихе III. Массивный наконечник в длину достигает 92 см и весит 1.7 кг. Из Вустерского музея:

Следующий экземпляр представляет собой обычное копье, но с искусной гравировкой. Такие копья носила стража правителя Священной Римской империи Фердинанда I, на что указывают инициалы "KF" (Kaiser Ferdinand) и год "1558". Длина оружия - 211 см. Из Художественного музея Уолтерса:

А теперь посмотрим на оружие, которое носили стражники сына Фердинанда I - императора Максимилиана II. Это куза (или глевия) с двуглавым орлом, сдвоенной "М", "1564" годом и надписью "DEUS PROVIDEBIT" ("Бог предвидит"). Из Художественного музея Филадельфии:

Еще один образец родом из немецких земель. Теперь уже алебарда придворной стражи сына Максимилиана II эрцгерцога Эрнста Австрийского. Изображены герб и год "1593". Длина алебарды - 243 см. Из музея Вены:

Последний император Священной Римской империи Франц II, по-видимому, любил окружать себя золотом. Иначе не объяснишь выбор таких алебард для его стражи в 1797 году. В длину оружие 234 см. Из оружейной палаты Венского музея истории искусства:

Кажется, личные телохранители английского короля Генриха VIII смотрелись куда интереснее. С такими-то золочеными молотами. Длина его 185 см при весе 4 кг. Из Музея армии в Париже:

Не меньше восхищает форма протазана для телохранителей курфюрста Саксонии Фридриха Августа Сильного, который в конце XVII века на короткий срок стал и королем Польским. В длину оружие достигает 262 см, а весит 2.7 кг. Из Метрополитен-музея:

Стоит отметить, что не одним лишь древковым оружием вооружались личные "секьюрити" монарших особ. Аналогичный путь также прошли двуручные мечи, которые в конце XV и в первой половине XVI веков пользовались ограниченной популярностью среди швейцарских и немецких наемников.
Например, такие двуручники (цвайхендеры) носили стражники герцога Юлия Брауншвейг-Вольфенбюттельского. Изготовили их в 1570-е годы. Оружие с внушительными габаритами - 195 см и 4.6 кг. Можно лишь посочувствовать тем, кто держал их в определенном положении во время торжественных церемоний. Из Художественного музея Филадельфии:

Сегодня как древковое оружие, так и двуручные мечи можно увидеть в руках швейцарской гвардии в Ватикане.

Наш канал в телеграме:
https://t.me/isbattlez
И в Дзене:
https://dzen.ru/battlez

Показать полностью 16
71

Гуччи XVI века: про доспехи от мастерской Помпео

Оружие и доспехи, как правило, ассоциируются у нас с войной, хотя некоторые образцы изначально создавались для другого - для парадов, турниров и охоты. Иначе говоря, выступали в качестве статусного маркера их носителя.

Поэтому в XVI столетии, когда рыцари перестают быть грозной силой на полях сражений и уступают место другим родам войск, спрос на латные доспехи не падает. И главные центры производства доспехов - южно-германские Инсбрук, Аугсбург и Нюрнберг, а также северо-итальянские Милан и Брешиа - продолжают работать, радуя покупателей качественными доспехами.

Часть доспеха для пеших поединков, ок. 1590 г. Сделан в мастерской Помпео. Из Художественного музея Кливленда:

А чтобы прославить свое имя и затем взвинтить цену на продукцию, они "подписывали" свои работы. Причем практика эта прослеживается еще с VIII-IX вв. Тогда рейнские оружейники (Ульфберт, Ингельри и другие) производили настолько качественные клинки, что их имена можно найти на мечах, которые производили в течение следующих пары столетий! Есть даже предположение, что ушлые оружейники намеренно использовали клеймо "VLFBERHT", не имея никакого отношения к мастерам с Рейна.

Таким же знаком качества было имя "POMPEO", "POMPE" или коротко "POMP" на доспехах второй половины XVI века. Изготавливала их мастерская, основанная бронником Помпео делла Чеза (или Кьеза - иногда встречается и такой вариант).

"POMPEO" на фрагменте доспеха. А ниже и сам доспех (или то, что от него осталось). Изготовили его для знатного человека по имени Винченцо Луиджи ди Капуа примерно в 1595 году. Из музея Метрополитен:

Помпео родился в 1537 году в Милане, где жил и трудился практически до самой смерти в 1610. Он являлся королевским бронником испанских Габсбургов, коим тогда принадлежал Милан. Собственно, король Филипп II был главным заказчиком его шедевров. А помимо Его Величества, в списке клиентов мастерской Помпео числились герцог Савойский, герцог Мантуи и Монферрата, герцог Пьяченцы и Пармы, великий герцог Тосканы и многие другие. Даже одному лжецарю повезло получить роскошный экземпляр. Правда, на этом его везение закончилось.

Одна из самых ранних работ Помпео, датирована 1570 годом. Из Королевской оружейной Великобритании:

А этот шлем ок. 1585 года из Метрополитен-музея:

Поздняя работа, датированная 1595 г. Оттуда же:

Надо сказать, что мода в эпоху Ренессанса быстро менялась. В начале XVI века у знати популярностью пользовались итальянские доспехи семьи Миссалья, а к середине - семьи Негроли. И именно великолепную рельефную броню Негроли в стиле all'antica (то есть античном) потеснили простые по форме, но со сложными выгравированными рисунками, покрывающими все части с головы до ног, доспехи Помпео. Которому вскоре подражали многие итальянские бронники. Сегодня Помпео делла Чеза нередко называют Гуччи или Армани XVI века.

Комплект ок. 1590 года из Коллекции Уоллеса в Лондоне:

Доспехи ок. 1595 года. Из Вустерского музея искусств:

В наши дни известно не менее 25 образцов брони, подписанных Помпео.

Шлем, созданный Помпео для Лжедмитрия I в 1605 году. Из коллекции института искусств в Чикаго:

А этот нагрудник с двуглавым орлом был когда-то частью доспеха Лжедмитрия. На нем, кстати, остались следы золочения. То есть тогда он выглядел куда богаче. Оттуда же:

Наши статьи можно найти тут: https://dzen.ru/battlez

И тут: https://t.me/isbattlez

Показать полностью 15
592

Многообразие двуручных мечей: реальные экземпляры из музеев мира (внимание! много фотографий)

Итальянский фехтовальщик и автор труда "Причины победоносного использования оружия для атаки и обороны" (1570 г.) Джакомо ди Грасси писал, что воин с двуручным мечом подобен "галеону среди множества галер" и может противостоять большинству видов оружия.


Но, несмотря на восторженные оценки именитых мастеров фехтования и угрожающе внушительный вид, двуручные мечи не пользовались большим спросом. Особенно в крупных сражениях: в тесной свалке одноручным оружием проблематично замахнуться, а столь громоздким - уж тем более.


Подобные условия позволяли колоть или рубить вертикально сверху вниз, с чем куда лучше справлялись алебарды - тут и шип для укола, и лезвие для рубки имелись. Да и рычаг куда длиннее. О сложности изготовления и, соответственно, стоимости конечного изделия вообще говорить не стоит - большие мечи в этом аспекте однозначно проигрывают древковому оружию.


Меч английского производства, ок. 1500 года. Его длина - 162 см, вес - 3.17 кг. Доспешный гарнитур для пеших поединков принадлежал королю Генриху VIII. Из Королевской оружейной в Лондоне:

Тем не менее клинковое оружие с двуручным хватом, начавшее свой путь с конца XIII века, нащупало нишу в позднее Средневековье и раннее Новое время. Так, в рядах швейцарских райслоферов и немецких ландскнехтов находились опытные "мастера меча", выполнявшие в бою роль телохранителей и получавшие за службу двойное жалованье. Вооружившись двуручными монстрами, они защищали знамя и командира полка. Кстати, их же в качестве примера приводит упомянутый выше Джакомо ди Грасси.


Интересно, что сохранились зарисовки свидетелей, лично участвовавших в сражениях ландскнехтов. И на редких рисунках можно увидеть, как отдельные храбрецы с двуручниками бьют вражин буквально на острие атаки, свободно размахивая оружием перед строем пик. Поэтому вполне возможно, что отчаянных рубак отправляли на критические участки, чтобы они переломили ход драки любой ценой. А почему бы и нет? - двойные затраты на их содержание как-то надо было отбить.
Эти без сомнения крепкие, физически развитые ребята рубили противников огромными цвайхендерами. С них мы и начнем.


Цвайхендер второй половины XVI века. Длина - 185 см, вес - 4.75 кг. Из Германского национального музея в Нюрнберге:

Цвайхендеры - крупнейшие представители мира двуручных мечей. В длину они могут достигать двух метров, а весят некоторые образцы почти 5 кг. Особенностью их, помимо внушительного размера, можно назвать малую гарду, которая защищала незаточенную часть клинка (рикассо). Как правило, этот отрезок оборачивали в кожу. Рикассо давало возможность сменить хват для нанесения колющих ударов. Рукоять у немецких двуручников, помимо привычной крестовины, защищали два кольца (улитки).


Ландскнехты гордо несли свои двуручники на плече без ножен. Время активного использования цвайхендера - первая половина XVI века. Дальше они постепенно уходят с полей битв, изредка выполняя роль церемониального оружия.


Экземпляр поменьше: 168.5 см в длину при 4.08 кг. Сделан где-то в 1550-е гг. Из Германского национального музея в Нюрнберге:

Итальянский брат цвайхендера: аккуратный и утонченный. Датирован ок. 1570 г. ТТХ: 160 см и 2.86 кг. Из музея Метрополитен:

Вот, любопытный двуручник. Вроде как тоже цвайхендер - немецкий, середины XVI века, похожая бутылковидная рукоять, есть выраженное рикассо, но нет малой гарды (так называемых "кабаньих клыков"). Клинок тут качеством похуже, чем у экземпляров выше. Размеры его: 164 см при 3.7 кг. Из Швейцарского национального музея:

Фламберг - цвайхендер с волнистым (пламенеющим) клинком. Собственно, на этом можно закончить, но нельзя. Надо обязательно сказать, что клинок такой формы оставлял страшные неизлечимые ранения.


Вообще, об использовании этого оружия в боях мало что известно. А учитывая тот факт, что выковать подобный клинок - задача крайне непростая, скорее всего их обладатели имели солидное состояние. И выбирали фламберги не из соображений практичности, а в качестве статусного предмета. Не стоит забывать, что ландскнехты - те еще "модники" и любители кричащей, попугайской внешности.


Вот, в качестве парадного оружия фламберги эксплуатировали с большой радостью. Причем делали это уже с конца XVI века. А ватиканские гвардейцы такие штуки и сегодня могут показать.


Фламберг, вторая половина XVI века. Полная длина - 186 см, масса - 4.38 кг. Из Германского национального музея в Нюрнберге:

Тоже вторая половина XVI века. Полная длина - 192 см, вес - 3.95 кг. Из Художественного музея Кливленда:

Теперь из Центральной Европы перенесемся в высокогорья Шотландии, где с XV века хайлендеры носили двуручные мечи. Межклановые потасовки в этом регионе случались часто. Дрались они небольшими отрядами в несколько десятков бойцов. Поэтому их клейморы не простаивали, активно проливая кровушку соседей ближних и дальних - тех, что на юге.

Название клеймор (claymore) - это переложенное на английский лад слово из гаэльского языка, означающее "большой меч".


Всего именно горных клейморов (дальше покажем и равнинный) до наших дней сохранилось не очень много - около 40 штук в хорошем виде. Отличительной их особенностью является изогнутая в сторону клинка гарда, на концах которой разместились по четырехлистному клеверу. Сам клинок у них довольно широкий. Как правило, носили клейморы на особой перевязи за спиной. Что объясняется просто: на марше нужны обе руки, чтобы, если придется, лазать по горам.


Период активного использования клейморов закончился в XVI столетии. Но свои двуручники шотландцы любили и передавали от отца к сыну в качестве семейной реликвии. И даже в конце XVII века, случалось, сдували с них пыль. Битва при Килликранки 1689 года - последний задокументированный случай участия этих мечей в бою.


Стандартный клеймор - 140 см, 2.37 кг. Выкован на рубеже XV и XVI вв. Из Британского музея:

А этот гигант длиной 190 см сильно выделяется среди собратьев. Датирован он концом XVI века и хранится сегодня в музее города Глазго:

Дальше спустимся в шотландскую низину и взглянем на другой клеймор - для равнинных шотландцев (лоулендеров), с которым скорее всего многие не знакомы. Внешне он куда ближе к немецким мечам. Собственно, следующий "шотландец" (как минимум, его клинок) сделан в германских землях.

Тоже клеймор, последняя четверть XVI века. К сожалению, данными о размерах и весе музей не поделился. Из Королевской оружейни Британии:

Есть в музейных коллекциях мечи куда больше тех же цвайхендеров. В лондонском Тауэре хранятся два одинаковых двуручника из позднего Средневековья длиной больше 2 метров каждый.


Это церемониальные образцы, чья исключительная роль - украсить какое-нибудь важное событие своим присутствием. Их в вертикальном положении держала прислуга (или оруженосцы) благородных персон. Подобные гиганты демонстрировали статус их владельца, не более. То есть в бою их использовать не собирались и вряд ли когда-либо пытались.


Один из них. Датирован 1400-1430 гг. Изготовлен в Пассау. Длина его - 227 см, вес - 6.4 кг. Королевская оружейня в замке Тауэр:

Похожий меч, который, судя по состоянию, повидал в свое время немало, экспонируется в одном из музеев Нидерландов. Считается, что принадлежал он огромному фризскому пирату по имени Большой Пьер. И в отличие от упомянутых выше мечей не раз был испытан в серьезных боях.


В сети часто можно встретить фотографии, на которых мужички позируют с оружием Пьера (на одной из них меч держит известный оружиевед Эварт Окшотт).


Датирован он второй половиной XV века. В длину достигает 213 см, а весит 6.6 кг. Из Фризского музея в Леувардене:

В коллекции все того же Тауэра есть двуручник, выкованный на рубеже XIV и XV веков, чьи размеры вполне позволяют орудовать им в бою. Надо сказать, что до XVI столетия настоящие двуручные мечи (ведь были еще полутораручники или мечи-бастарды), не считая церемониальные образцы, встречались очень редко. Что вполне логично: двуручник - оружие пешего боя, а люди, способные приобрести столь дорогое оружие, в основном дрались верхом.


Тем не менее редкие упоминания их использования встречаются чуть ли не с конца XII столетия. Вот, хронист Жан Фруассар (XIV век) рассказывает о монахе по имени Робесар, который бил вражин двуручным мечом в 1358 году.


Да и сами рыцари при определенных обстоятельствах могли спешиться, приказать оруженосцу подать любимый двуручный меч и махать им в свое удовольствие. Например, при Креси (1346) английские рыцари бились спешенными.


Ок. 1400 года. Длина - 138 см, вес - 2.45 кг. Из Королевской оружейни в Тауэре:

Этот меч нашли в Темзе, датировали его первой половиной XV века. Аналогичные мечи находили в Гаскони, близ места сражения при Кастийоне (1453). Размеры: 136 см и 2.1 кг. Из Музея Лондона:

Нельзя обойти стороной и так называемые датские мечи. Свою окончательную форму, явно ориентированную на колющие удары, они обрели в XV веке.


Узкий клинок ромбовидной формы в поперечном сечении, рикассо заметно у́же заостренной части, округлая гарда, изогнутая в сторону острия, и очень длинная рукоять - это отличительные признаки данных двуручников. "Датчанин" - пожалуй, самый изящный среди всех двуручных мечей. Им удобнее всего фехтовать.


В хорошем состоянии до нас они, увы, не дошли. Но, спасибо археологам, нам все же есть на что посмотреть.


Один из редких датских мечей, вторая половина XV века. Его длина 140 см, из которых 37 см приходятся на рукоять. Вес оружия не указан, но вряд ли оно весило больше 2.2 кг. Из Национального музея Дании:

И напоследок посмотрим на меч-копьезаменитель - эсток или панцерштехер (букв. "прокалыватель брони"), который тоже как бы двуручный и как бы меч.


Собственно, его немецкое название говорит само за себя. Оружие заявило о себе в конце XIV века, претендуя на роль убийцы латников. Для чего имело крепкий трехгранный клинок без режущей кромки, готовый лишь колоть закованных в броню врагов.


Рукоять позволяет схватить эсток двумя руками, чем пользовались в пешем строю. Всадники же, приторачивавшие этот меч к седлу, использовали его после потери копья, догоняя бегущих кавалеристов, либо добивая выпавших из седла.


Эсток мог в длину достигать 160 см. Представленный экземпляр начала XVI века поскромнее: 128 см при 1.58 кг. Из Художественного музея Филадельфии:

Заглядывайте в наш канал в телеге - там тоже есть на что посмотреть:
t.me/battlez

Показать полностью 21
266

Древковое многообразие. Часть II

Часть I
Вернемся к сельхозинвентарю и его производным и взглянем на боевые вилы - что может быть привычнее для пехоты, набранной из простолюдинов.

Вилы второй половины XVI века. 245 см при 2.8 кг. Из коллекции института искусств в Чикаго:

Продолжим рункой, при создании которой оружейники, похоже, вдохновлялись именно вилами. Внешне оружие напоминает трезубец. Оно еще известно как корсека.

Конца XV века, итальянская. Из музея в Вене:

Рунка/корсека начала XVI столетия. 250 см, 3 кг, древко ясеневое. Музей Метрополитен:

Следующий подвид древкового оружия почти полностью копирует предыдущий, но с той лишь разницей, что боковые зубцы изогнуты вниз. Такая приунывшая рунка, которая обособилась. Или просто спетум.

Ок. 1500 года. Музей истории искусств в Вене:

XVI в. Источник тот же:

Где-то подле них стоит протазан и скромно прячет маленькие "отростки" по бокам. Но и ему есть чем похвастаться - его средний зубец вырос до размеров короткого меча.

Вторая половина XVI века. Из все той же коллекции венского музея:

1540-1550 гг. Тот же музей:

И очень много церемониальных образцов.
Такие протазаны, например, носила гвардия курфюрста Саксонии в XVII столетии. Длина - 262 см, вес - 2.7 кг. Метрополитен-музей:

Протазаны без отростков назывались в Европе "бычьими языками".

Начало XVI века, 212 см в длину, 1.4 кг весом. Из Художественного музея города Сент-Луиса:

Следующим рассмотрим оружие, которое австрийский оружиевед Бехайм Вендален назвал "алебардой с молотом". А в позднее Средневековье оно частеньно светилось в пеших рыцарских поединках. Все потому, что оно отлично подходит для борьбы с пехотой в латах. А называют его полэксом.
Полэкс конца XV в. 178 см и 2.9 кг. Из Королевской оружейни в Лондоне:

Другой экземпляр XV века. Длина - 226 см, вес - 2.9 кг. Метрополитен:

Полэксы иногда смешивают с люцернскими молотами и бек де корбинами ("клюв ворона" в переводе с фр.). Хотя это разное оружие.
Люцернский молот начала XVI в. Изготовлен по заказу города Люцерн для городской стражи. Музей искусств Филадельфии:

И напоследок взглянем на чисто офицерское оружие - эспонтон. На вид это что-то между обычным копьем и протазаном. Характерной чертой эспонтонов является наконечник в форме пера или лепестка, перед которым всегда находится крестовина.
Для русских офицеров начала XVIII века. 215 см в длину. Из Государственного исторического музея в Москве:

Для офицеров британской армии конца XVII в. Королевская оружейная Великобритании:

Пишите в комментариях, если что-то упустили.
И да, посты с подборками музейных артефактов будут еще :)
______________________________
Наш канал в телеге:
t.me/battlez

И в Дзене:

dzen.ru/battlez

Показать полностью 13
708

Древковое многообразие: реальные образцы из музейных коллекций. Часть I

Оружие на древке, коллекция которого пополнилась самыми разными образцами в Средневековье, ведет свою родословную от самого обычного копья в виде заостренной палки. Таким оружием древние люди охотились сотни тысяч лет назад (шенингенские копья, например). И с той давней поры до конца Античности древковое оружие мало видоизменялось. В основном экспериментировали с размером, делая копье подлиннее - пику, либо покороче - метательные дротики.

Эволюционировало древковое оружие после XII столетия, когда появилась необходимость остановить тяжеловооруженных всадников. Пехоте потребовалось нечто, чем одновременно можно было уколоть врага и зарубить. А иногда и зацепить, чтоб стащить с коня. И все эти манипуляции следовало проделать на приличном расстоянии.

Так, стремление создать универсальное оружие привело к появлению различного рода алебард, глеф, протазанов и прочего разнообразия с длинной рукоятью. При этом не забудем древковое оружие дробяще-колющего характера.
Как, например, этот моргенштерн XVI века. Он два метра длиной и весит 2 кг. Из Королевской сокровищницы в Швеции:

Во Фландрии предпочитали годендаг (переводится как "доброго дня") - то же самое оружие, но без шипов по бокам и с навершием помассивнее. Простой в изготовлении и эффективный годендаг получил известность благодаря сражению при Куртре (1302), в котором фламандцы разгромили французских рыцарей и собрали после боя 700 пар шпор.
У его шипастого собрата не менее интересное название - моргенштерн ("утренняя звезда"). Вот, пара поздних швейцарских образцов.
Первый датирован XVII столетием. Его длина - 187 см, а вес - 3.4 кг. Навершие из бронзы, шип стальной, древко ясеневое. Из Национального музея Швейцарии:

Второй из того же века. Длина - 199 см, вес - 1.8 кг. Сталь, ясень. Источник тот же:

Дальше еще вернемся к дробящему оружию, а пока не оставим без внимания и исключительно колющее оружие, которое на привычное копье совсем не похоже. Это альшпис или огромное шило. Характерной особенностью его был диск (рондель), разделявший рукоять от граненого шипа.
Альшпис конца XV века. Длина шипа - 84 см, масса - 3.4 кг. Из института искусств в Чикаго:

Но! есть редкие экземпляры без круглого ограничителя.
Ок. 1500 г. Шип длиной 75 см, полная масса - 1.5 кг, древко из каштана. Оттуда же:

Теперь перейдем к рубящему великолепию и начнем с боевых потомков крестьянского инструментария. Кто-то очень давно додумался приспособить сучкорез под военные нужды и насадил его на длинное древко, а его сосед решил поступить так же, но уже с косой. Получилось почти идентичное оружие. Оба вида дальше развились в один тип, известный у англичан как билль, а в континентальной Европе как гвизарма.
Билль или гвизарма. Датирован серединой XV в. Длина - 243 см, вес - 1.5 кг. Из музея Метрополитен:

В XVI столетии они чаще представали в таком изящном виде (порой их называют итальянской глевией).

Сделан в Италии примерно в 1510 году. 245 см в длину, 2.56 кг весом. Из музея искусств Филадельфии:

Пожалуй, самым практичным древковым оружием для средневекового боя является алебарда. Тут есть и массивный клинок для рубки, и острие для укола, и крюк - всадников стаскивать.

Две швейцарские алебарды середины XV века. 195 и 192 см, 2 и 2.5 кг. Из музея Метрополитен в Нью-Йорке:

Однако первые алебарды выглядели совсем иначе и крепились к древку не с помощью втулки и стальных полос, а через проушины. Иногда ранние образцы называют вульжами.
Алебарда или вульж ок. 1400 года. Двухметровая, швейцарская. Метрополитен-музей:

А теперь вульж полноценный, последняя четверть XV столетия. 204 см, 1.9 кг, немецкого производства. Оружие это внешне практически идентично шотландскому или лохаберскому топору. Из Королевской оружейни Великобритании:

Алебарда с веками сильно видоизменялась, пока не стала выполнять исключительно церемониальные функции. В музеях сегодня можно найти очень много поздних алебард, и среди них попадаются настоящие шедевры, вроде следующей.
Церемониальная алебарда XVII в. Ее длина 213 см при массе 1.1 кг. Сделана во Фландрии. Тоже из Метрополитен-музея:

Кстати, вульж напоминает оружие наших стрельцов - первой регулярной армии России. Но в отличие от западноевропейского оружия, у бердыша есть свободное пространство между клинком и рукоятью. Которое позволяет сменить хват и удобнее орудовать в ближнем бою. Стрельцы также использовали свои бердыши в качестве сошек.
Бердыш XVI века. Длина - 157 см. Из Государственного исторического музея в Москве:

XVII века и 152 см в длину. Оттуда же:

У алебарды много родственников - к ближайшей можно отнести изысканную сестру глефу или глевию. Которая приобрела аккуратную вытянутую форму без выраженного шипа, но сохранила родственную черту в виде подобия крюка.
Венецианская глефа середины XV века. Из музея истории искусств в Вене:

XVII в. 179 см, 2.6 кг. Из художественного музея города Кливленд:

А затем вовсе избавилась от всех придатков и стала именоваться кузой.
Куза середины XVI века. Весит 2.3 кг. Из коллекции Уоллеса в Лондоне:

Часть II

Показать полностью 18
Отличная работа, все прочитано!